Ревизор о чем хотел сказать автор

Смысл произведения Ревизор — Гоголя

Каждый, кто учился в школе, читал повесть Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Это величайшее произведение не только русской классики, но и мировой. Но, к сожалению, не каждый, кто прочёл произведение «Ревизор», понял истинный смысл повести. Давайте разберёмся, каков смысл названия, произведения и, конечно, финала.

Смысл названия повести Ревизор

Одна из самых важных составляющих книги — её название. У повести Н.В. Гоголя очень необычный заголовок. Ревизор — человек, занимающий должность, в обязанность которого входит проведение ревизий(проверок). О последнем и говорится в книге.

Повесть начинается с того, что градоначальник уездного города получает оповещение — инкогнито приезжает ревизор с проверкой. Местные чиновники начинают паниковать из-за этого, каждый на своём месте начинает суетиться: убирают гусей, которые мешаются под ногами, меняют старые колпаки на новые и т.д.

Позже чиновничий состав руководства хочет дать взятку приехавшему ревизору, который оказывается совсем не тем, кем его представляют. На самом деле это всего лишь бедный чиновник, который спустил все деньги, поэтому ему нечем заплатить за еду и гостиницу. Он не хочет платить за ночлег и препирается с хозяином, поэтому руководство подумало, что это именно он ревизор. После этого каждый попечитель городских заведений приходит и даёт взятку «ревизору». В итоге всё дошло до того, что дочь градоначальника должна выйти замуж за этого подставного чиновника.

«Ревизор», который наломал дров, взял у всех деньги решил уехать. Чиновники в городе думали, что всё будет хорошо, но не тут-то было. Градоначальник и его коллеги узнали правду от почтальона, который прочёл письмо «ревизора». В этот же момент, когда чиновники были шокированы этой новостью, пришла другая новость — уведомление о том, что приехал настоящий ревизор.

Смысл книги Ревизор

Перейдём к раскрытию смысла произведения. Николай Васильевич Гоголь ни одно своё произведение не оставил без скрытого подтекста. «Ревизор» не стал исключением. Именно в нём автор высмеивает все пороки чиновников в России: взяточничество, коррупцию, создание «Потёмкинских деревень», лживость. Н.В. Гоголь хотел наглядно показать, что чиновники всеми способами готовы не делать свою работу, не выполнять свои прямые обязанности, лишь бы оставаться на должности: брать взятки, давать взятки. Это на самом деле порочный круг, который всеми силами пытался высмеять Николай Васильевич Гоголь.

Смысл финала

Конец заставляет улыбнуться каждого, кто читает повесть «Ревизор». Чиновники не ожидали такого расклада. Они надеялись, что все их махинации отлично сработали. Но карма им отомстила. Это тоже как никак показывает, что в любом случае наступит справедливость. Чиновники уездного города отдали свои деньги подставному ревизору, градоначальник почти выдал дочь замуж. Но они все остались с носом. Финал остался открытым, мы так и не узнаем придумают ли что-то чиновники для нового ревизора или нет, возьмёт ли он взятки или нет.

Но проблема остаётся одной — взяточничество и коррупция в России. Николай Васильевич Гоголь знал, что она как была насущной до XIX века, так и останется после. Собственно, сейчас мы тоже страдаем от неё.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 11

Источник

“Ревизор” главная мысль комедии и основная идея

«Ревизор» – комедия, которая является актуальной и по сей день. Взяточничество и пренебрежение обязанностям, глупость и халатность в сегодняшнем мире имеют место быть и процветают. Именно поэтому в произведении «Ревизор» главная мысль, которая выражена еще во времена написания произведения, актуальна и сегодня.

О чем произведение

В комедии «Ревзор» подчеркиваются основные пороки российского общества, в частности чиновничества и людей, которые несут ответственность за существование самого государства, ведь из каждого маленького уездного города и складывается большая страна. Столичные ревизоры обязаны проверять порядок в таких городах. Но человеческая глупость и нечестность доводят ситуацию до абсурда. В итоге читатель понимает, насколько важно быть честным по отношению к себе и своим обязанностям.

Основная мысль произведения

Автор пытается донести до читателя важную мысль о том, что за свои действия (или бездействие) необходимо нести ответственность. Даже если в какой-то момент тебе удается «выкрутиться», все равно справедливость восторжествует. Тот самый настоящий ревизор все равно приедет. Нужно быть честным и выполнять свои обязанности как нужно. Тогда не страшны будут никакие проверки, ведь честь и правильное отношение к делу всегда выше, чем глупость, халатность и пренебрежение к своей работе. В этом и заключается основная мысль «Ревизора».

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Главная мысль комедии «Ревизор».

Источник

Цель комедии “Ревизор”

«Ревизор» – комедия, хотя явления, показанные в произведении, вовсе не являются смешными. Образы и характеры, сама ситуация представлены читателю с комической точки зрения, в гротеске, но на самом деле все это очень страшно для государства. В чем же цель комедии «Ревизор» и почему автор так насмехается над страшными явлениями, которые имеют место быть в реальности?

Основная мысль

С помощью гротеска, создания комичного сюжета, автор пытается донести до читателя мысль о том, как важно быть честным по отношению к своей профессии. Если на тебе лежит ответственность за весь город, то нельзя пренебрегать своими обязанностями. Если ты ничего из себя не представляешь, как, например, Хлестаков, то не нужно занимать чужое место и в случае ошибку важно сразу сказать о том, что все на самом деле не так.

Гротеск в произведении – для чего?

С помощью гротеска Гоголь хотел усилить эффект в восприятии читателя. Сам он отмечает, что никто не заметил в пьесе самого честного персонажа, которым является смех. Гротеск явился тем средством, с помощью которого Гоголь хотел показать, насколько комично выглядят человеческие пороки, и достучаться до читателя, встряхнуть его сознание.

Говорящие фамилии, абсурдные ситуации, трясущиеся от страха перед пустым и нелепым человеком чиновники – все это способы показать, как нелепо выглядят наши пороки, как смешно оказывается, когда мы не видим собственной глупости и халатности, как важно честно относиться себе и своим обязанностям и трезво смотреть на мир.

Цель автора

Гоголь при написании произведения поставил перед собой главную цель – смеяться сильно. Он надеялся, что именно с помощью смеха каждый читатель и зритель обратит внимание на себя и собственные пороки. По мнению Гоголя именно смех является самым эффективным способом воздействия на читателя и зрителя. Интересно, что в комедии нет злых персонажей. Каждый из них – добряк и не имеет злых помыслов. Даже Хлестаков, который выдает себя за другого, делает это не из умысла, а по глупости и наивности. В конечном счете, цель «Ревизора» – с помощью смеха донести до читателя важную мысль о том, как необходимо в нашем мире быть честным перед самим собой, должным образом относиться к обязанностям и нести ответственность за свои решения.

Источник

Анализ «Ревизор» Гоголь

Ревизор о чем хотел сказать автор. Смотреть фото Ревизор о чем хотел сказать автор. Смотреть картинку Ревизор о чем хотел сказать автор. Картинка про Ревизор о чем хотел сказать автор. Фото Ревизор о чем хотел сказать автор

Всего получено оценок: 5053.

Всего получено оценок: 5053.

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. Анализ “Ревизора” предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Ревизор о чем хотел сказать автор. Смотреть фото Ревизор о чем хотел сказать автор. Смотреть картинку Ревизор о чем хотел сказать автор. Картинка про Ревизор о чем хотел сказать автор. Фото Ревизор о чем хотел сказать автор

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора», а для основных подготовили отдельные страницы:

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

Источник

Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)

Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.

История создания

О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:

Направление, жанр

«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.

Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.

Смысл названия и финала

Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.

Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.

Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.

Композиция и конфликт

В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.

Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:

Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.

Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.

На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.

Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.

Главные герои и их характеристика

Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.

Таблица чиновников в «Ревизоре»:

Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.

Проблемы

Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:

Основная идея

Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.

Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.

Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.

Чему учит?

Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.

Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.

Критика

Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:

«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:

«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)

Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:

Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»

Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)

Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:

А. Л. Слонимский писал:

«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»

В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».

Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *