1000 и 1 ночь персонажи
1000 и 1 ночь персонажи
William Clarke Wontner
И тогда Шахрияр задумал новую месть – каждую ночь он требовал в свою опочивальню новую молодую женщину,
а наутро неизменно приказывал убивать своих ночных любовниц.
В то время у его визиря подросла дочь по имени Шахерезада, девушка необычайной красоты и острого ума.
Одалиска.Joseph Severn (1793 – 1879)
В отличие от всех предыдущих девушек Шахерезада не удовольствовалась одной лишь функцией любовницы,
но начала рассказывать царю сказку.
И тогда-то Шахерезада пообещала ему, что если доживет до следующей ночи, Шахрияр непременно услышит продолжение сказки.
Так ей удалось уцелеть после ночи с грозным правителем, что, увы, не удавалось до нее еще ни одной девушке. Вероятно, Шахерезаде удалось произвести на правителя немалое впечатление, и когда пришла следующая ночь, он, вопреки своим правилам, велел позвать снова ее.
Шахерезада снова рассказывала свою сказку – и ночи едва хватило на то, чтобы дойти до конца, а когда сказка закончилась, владыка немедленно потребовал новую сказку, и в результате ей снова удалось остаться живой,
а Шахрияр снова ждал наступления следующего вечера.
Фредерик Лейтон, Свет гарема, 1880.(деталь)
Тысяча и одна ночь
«Тысяча и одна ночь» (за рубежом также известна как «Арабские ночи») — монументальный памятник средневосточной литературы, огромный сборник фольклора арабской, персидской, индийской, греческой, еврейской и турецкой культур, созданный во времена Золотого Века ислама. Вариаций этого сборника существует большое количество, из года в год он изменялся и дополнялся (в самых ранних дошедших до нас изданиях в нём около трёхсот сказок), и основной сюжетной канвой оброс тоже не сразу. Сборник кочевал с моряками и караванами, вбирая в себя местные сказки. Сеттинг менялся от переписчика к переписчику, в итоге превращаясь в условную исламскую страну — вот что бывает с книгой, когда её пишут тысячу лет тысячи разных людей.
Содержание
Структура произведения [ править ]
Произведение представляет собой хрестоматийный шкатулочный роман. Шахерезада рассказывает султану Шахрияру сказку, в которой устами героя рассказываются другие сказки, при этом в них могут быть вложены ещё сказки, и так далее. К примеру, сказка о рыболове и ифрите: рыболов рассказывает ифриту сказку о халифе и враче, в которой визирь рассказывает халифу сначала сказку о халифе и соколе, потом о злобном визире. После этого ифрит приводит рыболова к пруду, в котором рыболов ловит четырёх необыкновенных рыб и относит их к халифу, где на его кухне с ними происходят загадочные события. После этого главным героем становится халиф, который в итоге находит этот пруд, а рядом с ним заколдованного юношу, который рассказывает ему сказку о заколдованном юноше (о себе), после чего халиф находит способ его расколдовать.
Бо́льшая часть текста — проза, но встречается и стихотворная форма (чаще всего простые двустишия или четверостишия), когда герои загадывают загадки, пускаются в песни или просто переживают какой-то столь яркий эмоциональный момент, что нужно процитировать стих или сложить его экспромтом. В сказках выделяются три условные большие категории: фантастические, городские и плутовские (по классификации Салье). В фантастических, наиболее древних и явно претерпевших многочисленные изменения (о чём свидетельствует наличие в них большого количества явно добавленных позже стихов и много вложений сказок в сказку), на первый план выходят сверхъестественные существа, активно вмешивающиеся в жизнь людей — к таким относится, скажем, вышеупомянутый сказ о рыбаке и ифрите. Городские сказки, такие, как «Рассказ о трёх яблоках», происходят, как правило, в Каире, и обычно повествуют о какой-нибудь любовной истории, касающейся представителей знати. В них много элементов эротического толка и часто на первый план выходят женщины. Плутовской роман повествует о людях мелкого рода — ремесленниках, рабах, крестьянах и ворах, облапошивающих знать и духовенство, которые представлены в неприглядном виде (к примеру, «Сказ о Далиле-хитрице»).
Кстати, три наиболее известные и хрестоматийные сказки — «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и сорок разбойников» и «Сказка о Синдбаде-мореходе» — являются чрезвычайно поздним дополнением к канону, отсутствующим в арабских источниках того времени и сделанным с лёгкой руки француза Антуана Галланда. Тем не менее, именно эти три вещи ассоциируются у всех с «Тысячей…», и здесь они будут рассматриваться как часть канона.
Сюжет [ править ]
Обрамляющая история [ править ]
Султан империи Сасанидов Шахрияр узнаёт о неверности жены своего брата, а затем, наведя справки, и о том, что его молодая жена ещё более распутна. Затем Шахрияр с братом отправляются странствовать и встречают женщину с ручным ифритом, которая приказывает им немедленно переспать с ней, иначе они будут тут же растерзаны. Когда они в ужасе исполняют приказ, она требует им отдать им свои перстни как трофеи, после чего оказывается, что у неё их свыше пятисот.
Шахрияр решил, что все женщины одинаковы, и затеял месть всему прекрасному полу, первым делом казнив жену, а затем поручив своему визирю приводить ему в жёны девственниц. Вечером Шахрияр вступал с ними брак, ночь проводил в постели, а наутро им отрубали голову, чтобы те не могли ему изменить. Через тысячу и один день в городе просто не осталось девственниц, и тогда себя предложила в качестве жертвы дочь визиря, мудрая Шахерезада. Она поселилась во дворце вместе со своей юной сестрой по имени Дуньязада и в первую ночь рассказала ей интересную сказку, да так, чтобы султан тоже мог слушать, но остановилась на самом интересном месте, и притом аккурат под крик петухов, на который была назначена казнь. Султан, которому было страсть как интересно, чем там закончилось дело, решил отсрочить казнь до завтрашнего дня. И вот второй ночью Шахерезада рассказала ему концовку, но, раз дело было едва за полночь, начала новый рассказ. И снова, вот незадача, рассказ её оборвался в аккурат под рассвет! Так повторилось опять и опять. Шахерезада рассказывала всё новые и новые истории, сплетая их вместе в искусный гобелен — её герои начинали новые рассказы, персонажи которых тоже имели чем поделиться, все эти сюжеты перекликались между собой так, что иногда она сама теряла нить основного нарратива и начинала другую историю…
Другие истории [ править ]
Тропы и штампы [ править ]
Тропы произведения в целом [ править ]
Тропы обрамляющей истории про Шахерезаду и Шахрияра [ править ]
Тропы в отдельных произведениях [ править ]
«Апокрифы» [ править ]
«Аладдин» [ править ]
См. основную статью.
«Али-Баба и сорок разбойников» [ править ]
«Сказки о Синдбаде-мореходе» [ править ]
Адаптации [ править ]
Трилогия Тахира Сабирова [ править ]
Совместное производство «Таджикфильм» и сирийской киностудии «Ганем-фильм». Рассказ Шахерезады плотно переплетается с окружающей действительностью, а сам Шахрияр и его визирь принимают в нём действенное участие.
«Аладдин» [ править ]
Диснеевские Аладдины [ править ]
Другие Аладдины [ править ]
Али-Баба и сорок разбойников [ править ]
Брат Касым — старший брат — стал наследство копить, Торговать, покупать, прибавлять и растить. Младший — Али-Баба — стал дарить-угощать, Всё гостям раздавать, бедняков баловать.
Собиратель Историй: А что за перевалом? Мустафа: Разбойничий привал. Собиратель Историй: Там, за перевалом? Мустафа: Там, за перевалом. Там, там, там-там, там там-там.
Мало кто помнит сейчас популярную песню Фрадкина на слова Рождественского «Там, за облаками» с припевом «Там, там-тарам, там-тарам».
Ты очень хитрый, Очень, я прошу прощенья! Наверно, хитрым стал задолго до рожденья, Родиться ухитрился ты без разрешенья — Без разрешенья мамы, Я прошу прощенья!
Прохожий (Леонид Филатов), впрочем, не обижается, а требует продолжения истории.
Синдбад [ править ]
Примечания [ править ]
Классические средневековые романы
Другие японские произведения: Непрошенная повесть (придворная дама Нидзё) • Повесть о Гэндзи (писательница Мурасаки Сикибу) • Повесть о прекрасной Отикубо (автор неизвестен) • Повесть о старике Такэтори (народная сказка) • Повесть о доме Тайра (Хэйкэ-моногатари, автор Юкинага) • Повесть об Исэ (Аривара-но Нарихира?) • Тайхэйки (Повесть о Великом мире, автора нет)
Миры | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
---|---|
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |
Зарубежное неангло-американское искусство | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Комплексные франшизы | Горец (Аргентина-Франция-Канада-Литва) • Звёздные врата (Франция-Канада) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фольклор и переработки | Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты) • Бейбарс (Египет) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Песнь о Роланде (Франция) • Роман о Лисе (Франция) • Тысяча и одна ночь (арабы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии) «Книга тысячи и одной ночи»«Книга тысячи и одной ночи» является одним из самых примечательных памятников арабской и персидской культуры Средневековья. Произведение представляет собой сборник новелл, которые рассказывает Шахерезада своему мужу царю Шахрияру. История возникновенияДо настоящего времени доподлинно не известно, откуда появилась книга «1001 ночи». Некоторые исследователи искали корни этой публикации в Индии, прообразы находили в арабском произведении «Хезар Афсане» и многих других. Тем не менее первый перевод книги о царице Шахерезаде «1001 ночь» был популярен в Багдаде. В удобную рамку этой книги включались самые разные рассказы, а иногда целые циклы. Некоторые произведения были самостоятельными, однако их переписчики тоже зачастую включали в сборник, пытаясь таким образом удовлетворить спрос на книгу. В наше время публикацию «Тысяча и одна ночь» можно читать онлайн на нашем сайте. Сюжет книги «1001 ночь»Жена царя Шахимазона изменила своему мужу, и ему пришлось её казнить. После этого царь отправился к своему брату Шахрияру, чтобы поделиться горем, но и у него жена оказалась такой же распутной, как и у Шахимазона. Однажды братья повстречали женщину, которая носила ожерелье из 570 перстней, что указывало на количество её измен. Более того, она имела связь с джинном в то время, когда её муж спал. Узнав о распутности женщин, Шахрияр казнит свою жену и наложниц. Разочаровавшись в женщинах, Шахрияр решил каждый день брать девственницу, овладевать ею, а на рассвете убивать. Но этот порядок нарушается, когда очередь доходит до Шахерезады, мудрой девушке, дочери известного вельможи. Каждую ночь она рассказывала царю интересную историю, а на самом интересном месте, когда наступало утро, она прекращала рассказ. Каждое утро царь думает, что казнить её сможет на следующий день, а ночью услышит окончание истории. Это происходит в течение тысячи одной ночи, по прошествии которых Шахерезада приносит царю трёх детей. Во имя них она просит царя помиловать её. Шахрияр говорит, что ещё раньше помиловал царицу, так как она целомудренна и чиста. Произведение «Тысяча и одна ночь» строиться по принципу обрамлённой повести, в которую можно включать новые рассказы. В некоторых новеллах один из героев может начать повесть о другом персонаже, и так получается рассказ в рассказе. С каких рассказов стоит начать чтение?На нашем сайте книгу «1001 ночь» можно читать онлайн абсолютно бесплатно. Критики выделяют в книге сказки трёх типов: Читайте «Тысяча и одна ночь» на русском языке на сайте Booksonline абсолютно бесплатно и без регистрации! В нашей библиотеке также имеются и другие популярные книги Средневековья. uCrazy.ruНавигацияЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮОПРОССЕЙЧАС НА САЙТЕКАЛЕНДАРЬ
|