11 ключевых навыков будущего

10 самых востребованных компетенций будущего

Какие навыки развивать, чтобы не остаться без работы

Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?

1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас «вываливается» в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.

3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих профессиях. Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные «выдать» то, чего не знает поисковик.

11 ключевых навыков будущего. Смотреть фото 11 ключевых навыков будущего. Смотреть картинку 11 ключевых навыков будущего. Картинка про 11 ключевых навыков будущего. Фото 11 ключевых навыков будущего

4. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.

5. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.

6. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.

7. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: «В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят». Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.

8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.

9. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.

10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Особые навыки: что должны уметь востребованные молодые специалисты

11 ключевых навыков будущего. Смотреть фото 11 ключевых навыков будущего. Смотреть картинку 11 ключевых навыков будущего. Картинка про 11 ключевых навыков будущего. Фото 11 ключевых навыков будущего

Организаторы чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia проводили исследование «Навыки будущего для 2020-х» и составили список компетенций, которые будут актуальны в ближайшем десятилетии. Эксперты из разных сфер деятельности – от дизайна до промышленности и IT – отметили, что цифровизация, ускорение технического прогресса, глобализация и общемировая тенденция к осознанности сформировали четыре группы востребованных «навыков ближайшего будущего».

Технические и цифровые

Логико-математическое мышление, работа с цифровым контентом и навыки анализа данных станут ключевыми в ближайшее десятилетие. Маркетолог-аналитик Алексей Никушин называет анализ данных «грамотностью XXI века». Если раньше можно было считать себя грамотным, когда умеешь читать, то грамотным в эпоху digital можно стать, только если умеешь работать с большими данными.

Когнитивные и фундаментальные

В этой категории эксперты причисляют гибкость и способность критически мыслить. Эти навыки помогают приспособиться и стать успешным в постоянно меняющейся реальности. Тренд на универсальность навыков, гибкость мышления и психологическую готовность к переменам также отмечает Иван Замощанский, директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ им. первого президента России Б. Н. Ельцина. По его мнению, работодатели всегда ценили людей, которые способны принимать самостоятельные решения, имеют собственное видение и способность брать на себя ответственность.

Социально-экономические и культурные

Глобализация является одним из ведущих трендов, формирующих новые запросы к сотрудникам. В этой ветке навыков самым важным окажется способность к продуктивному сотрудничеству, в том числе мультикультурному. Навыки командной работы, коммуникабельность и эмпатия важны и для современных коллективов, и для коллективов будущего. Уже наметилась практика найма на работу не отдельных сотрудников, а целых команд, которые продуктивно работают вместе в разных проектах на протяжении длительного времени.

Достижение благополучия

Эксперт Иван Замощанский также отметил, что одним из самых популярных онлайн-курсов 2020 года в мире стал курс «Наука о благополучии». Такие факторы, как цифровизация, перераспределение капитала и сокращение занятости вывели тренд на осознанное отношение к жизни и развитие рефлексии. Мы видим бум «психологизации» опыта, интереса человека к самому себе, к собственным возможностям и ограничениям. Во времена, когда все быстро меняется и искусственный интеллект захватывает все новые профессиональные и даже межличностные ниши – пишет книги, может быть собеседником и наставником – важно понять свою уникальность, наметить индивидуальную жизненную траекторию, разобраться с тем, чего по-настоящему хочешь именно ты.

«Мы видим, что есть два больших тренда. Это цифровая компетентность и психологическая компетентность, о которой мы упоминали выше. Психологическая и цифровая грамотности становятся факторами профпригодности. Soft skills – это не только навыки. Навыками они могут стать только после серьезной глубинной проработки личностью самой себя. Ты не можешь просто так научиться вести переговоры, если внутри есть страх агрессии, а бессознательно ты привык к поведенческой схеме избегания конфликта. В формировании таких «универсальных компетенций» есть серьезная специфика, которую необходимо учитывать при составлении программ обучения персонала, студентов», – заключил эксперт.

11 ключевых навыков будущего. Смотреть фото 11 ключевых навыков будущего. Смотреть картинку 11 ключевых навыков будущего. Картинка про 11 ключевых навыков будущего. Фото 11 ключевых навыков будущего

Навыки-2021

Бесплатная платформа для онлайн-обучения Coursera ежегодно публикует список Global Skills Index, в котором отмечает 10 самых перспективных направлений работы текущего года и ближайшего будущего, а также навыки, которые востребованы в этих направлениях. Ведущими направлениями 2021 года стали:

В большинстве этих сфер востребованы такие навыки, как стратегическое планирование, коммуникации, работа с данными, в том числе их анализ, а также креативность и способность принимать самостоятельные решения.

11 ключевых навыков будущего. Смотреть фото 11 ключевых навыков будущего. Смотреть картинку 11 ключевых навыков будущего. Картинка про 11 ключевых навыков будущего. Фото 11 ключевых навыков будущего

Как нужно будет учиться

«Я уверен, что качественное образование всегда будет востребовано. Работодателю приходится самому вкладываться в сотрудника, если его диплом не обеспечен компетенциями. Другое дело, что образование становится все более гибким. Сегодня с университетами конкурируют цифровые платформы, которые подходят к обучению гибко, дают возможность самому обучаемому выбирать скорость и сложность обучения. Будущее за персонализированным образованием, которое будет учитывать индивидуальные особенности обучаемого и предлагать такой дизайн образовательной программы, который приведет к результату по наиболее эффективной образовательной траектории», – отмечает эксперт Иван Замощанский.

Если раньше профессию выбирали «на всю жизнь», то сейчас необходимо постоянно пересматривать свои компетенции, чтобы быть востребованным. Поэтому главным социальным трендом во всех сферах жизни современного общества остается изменение. Меняться может все то, что раньше оставалось неизменным на протяжении столетий. Рынки, научная картина мира, спортивные рекорды, стандарты красоты, подходы к искусству. За этим трендом следует известная концепция life-long learning («обучение длиною в жизнь»). И это не просто красивая метафора. Еще не так давно мы могли учиться раз и на всю жизнь, чтобы работать и жить в одном месте. Теперь это место может оказаться под угрозой, и ты должен быть готов начать заниматься чем-то другим.

Источник

10 ключевых компетенций XXI века: чему учить и чему учиться?

Недавно я принимала участие в Днях карьеры в Калининграде, где выступила перед студентами и выпускниками Балтийского федерального университета. Мне нужно было дать советы по поводу их будущей карьеры.

В процессе подготовки к мероприятию я смогла впервые в подробностях изучить результаты проекта «Атлас новых профессий», с одним из авторов которого мне довелось познакомиться на калининградской земле. Мой фокус интереса в первую очередь был направлен на изучение ключевых компетенций, которые понадобятся сотрудникам в ближайшие 10-20 лет.

Сегодня знания и даже навыки (как отдельные элементы) устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным. Он позволяет стратегически видеть картину, обеспечивать высокую гибкость.

В этом материале я хотела бы поделиться своим взглядом на ключевые компетенции, которые будут максимально востребованы в ближайшем будущем. Уровень их развития будет определять конкурентоспособность человека на рынке труда, а для компании это будет означать максимально эффективное управление имеющимся человеческим капиталом.

11 ключевых навыков будущего. Смотреть фото 11 ключевых навыков будущего. Смотреть картинку 11 ключевых навыков будущего. Картинка про 11 ключевых навыков будущего. Фото 11 ключевых навыков будущего

Компетенция 1. Системное мышление

Сегодня для успеха в работе недостаточно владеть знаниями или хорошо видеть свой «кусочек цепи». Необходимо переходить к мышлению, которое бы охватывало систему целиком, формировало эти системы из отдельных элементов и позволяло видеть то, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности в работе. Уже сегодня мы имеем дело с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе.

Компетенция 2. Межотраслевая коммуникация

Все больше профессий и проектов возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач нам нужны люди, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний. Они могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения. Данный навык также позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей, за счет такого «метапереноса» обеспечивать развитие внутри своей области. Специалист по большим данным в HR – одна из профессий будущего. Для нее нужно будет как знание математики, ИТ-систем, так и понимание ключевых аспектов работы с персоналом. К слову, специалисты по управлению брендом работодателя тоже работают на стыке двух сфер – коммуникаций и управления персоналом. В будущем потребность в междисциплинарных подходах и решениях будет только расти.

Компетенция 3. Управление проектами и процессами

Проектное управление становится все более распространенным подходом в бизнесе, поэтому необходимо будет иметь компетенции, позволяющие отвечать не только за свою работу и выполнение определенных задач. Специалист любого уровня сегодня может оказаться в роли человека, который должен отвечать за проект (и проект этот может быть не только в области его профессиональной специализации). Вряд ли необходимо будет проходить сертификацию, но понимание принципов, подходов и навыки их применения на практике нужны будут все более широкому кругу сотрудников.

Компетенция 4. Работа с ИТ-системами

Если вы идете работать в крупную компанию, то навык работы в SAP будет вашим преимуществом. И это далеко не единственный пример. В будущем мы должны освоить различные ИТ-системы, которые систематизируют нашу работу и процессы. Владение ИТ-системами станет обязательным как навык работы в MSOffice сегодня.

Компетенция 5. Клиентоориентированность

Все большее число компаний развивают у сотрудников умение слушать и слышать друг друга. Индексы NPS, измеряющие работу различных подразделений (в первую очередь обслуживающих), стали довольно распространенной практикой. Современный системный администратор должен уметь объяснить «чайнику» основы работы и сделать это корректно и эффективно. Кадровик должен быстро оформить все документы, а бухгалтер – обеспечить необходимые расчеты и выплаты. И для всего этого нужно будет уметь не только сделать это, но и правильно со своим – внутренним или внешним – клиентом пообщаться. Так что ставка на эмоциональный интеллект по-прежнему актуальна.

Компетенция 6. Работа с людьми и работа в команде

Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет выполнить большинство задач. Часть компаний уже взяли курс на развитие эмпатии и навыков работы в команде (куда могут входить как те, кого «хочется обнять», так и гораздо менее близкие по духу товарищи), данное направление останется в «лидерах» корпоративного обучения.

Компетенция 7. Работа в условиях неопределенности

А что еще ожидать от VUCA-мира? Умения работать в ситуации, когда постоянны только изменения. К счастью, у представителей поколения Y этот навык уже сформирован. Неопределенность для них комфортна, и они легко с ней справляются. Ну а мы – Х – будем учиться любить неопределенность и ее «черных лебедей».

Компетенция 8. Мультикультурность и открытость

Diversity – главный тренд в мире большого международного бизнеса. Оказалось, что если на проблему смотреть с разных позиций, то вероятность найти нетривиальное решение в разы выше. Но это требует открытости ума, умения слушать и слышать альтернативные идеи, воспринимать их, быть гибким. Поскольку лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира, в команду следует представителей разных стран и культур. Потребуется умение находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач бизнеса.

Компетенция 9. Осознанность

Как сказал Павел Лукша, руководитель проекта «Атласа новых профессий», на конференции EdEx: «Осознанность – ключевая компетенция XXI века». Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни.

Компетенция 10. Коммуникация

Интернет сломал границы и сделал экономику поистине глобальной. Поэтому мы будем общаться со всем большим количеством людей из разных уголков земного шара. Новый бизнес будет требовать образования новых контактов, чтобы двигаться вперед за счет обмена идеями. При этом мы должны научиться доносить свои мысли и достигать своих целей на расстоянии, уметь ценить каждый контакт и такую важную «валюту» современности как внимание. Эта компетенция нужна каждому человеку в бизнесе уже сегодня, и еще важнее она будет в ближайшем будущем.

Надеюсь, что моя экспертная оценка вышеизложенных компетенций будет полезна вам для планирования как личного развития, так и программ обучения в вашей организации. А я надеюсь, что часть из этих компетенций будут развиваться еще в вузе и школе, и умение «слушать» перестанет быть главным навыком выпускника. По крайней мере, мой сын-второклассник уже изучает в школе управление проектами – а мы с мужем ему в этом помогаем.

Источник

11 ключевых навыков будущего

11 ключевых навыков будущего. Смотреть фото 11 ключевых навыков будущего. Смотреть картинку 11 ключевых навыков будущего. Картинка про 11 ключевых навыков будущего. Фото 11 ключевых навыков будущего

Если коротко, то мы живем в постоянно меняющемся стрессовом мире, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Такой мир американцы назвали мир VUCA. VUCA — это аббревиатура английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

Еще одной важной характеристикой этого мира является неизбежное старение. Доля пожилых неуклонно растет. В России, например, к 2050 году она достигнет 30%.

На глазах меняется городская среда — города стремятся быть комфортными, предоставлять больше благ в общественное пользование, подстраиваться под каждого жителя. Все важнее становится бережливое отношение к природе: среди глобальных трендов — зеленый образ жизни и экологическое ответственное развитие. Это уже не только ценностная установка поколения миллениалов, но и существенный фактор конкурентоспособности бизнеса. До 80% людей готовы отказаться от продукта или услуги, если компании действуют, с их точки зрения, неэтично. Сегодня успешный проект — это прежде всего не идея и финансирование, а время, необходимое для вывода продукта на рынок и завоевания потребителя.

И в этом динамичном мире мы просто должны понимать, что красного диплома ВУЗа или hard skills, наработанных опытом многих лет, уже недостаточно. В ближайшие 10-15 лет исчезнут многие профессии. Сегодняшних сотрудников (в том числе высокопрофессиональных) заменят технологии. Однако, при этом возникнут новые профессии и направления, которые нужно осваивать уже сейчас.

Очевидно, что необходимо уже сегодня набираться других новых компетенций. Мы просто должны понять, какими компетенциями нам нужно обладать, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Какими же компетенциями должны обладать люди ближайшего будущего?

По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив и Сколково, разрабатывающих «Атлас новых профессий 3.0», который должен выйти до конца 2019 года, нам и нашим детям важны будут следующие «надпрофессиональные» навыки.

Источник

Какие компетенции будут востребованы в следующие 10 лет

В исследовании «Навыки будущего для 2020-х» ‎эксперты спрогнозировали изменения спроса на навыки под влиянием трендов

Материал подготовлен при поддержке Worldskills Russia

Из-за пандемии коронавируса в мировой экономике произошли заметные изменения — многие процессы стали происходить удалённо. Вместе с этим стал быстрее меняться и перечень тех навыков, которые работодатели ценят в сотрудниках.

Задача исследования — выяснить, какие навыки станут востребованными в будущем, какие изменения должны произойти в системе подготовки кадров. Проект был реализован WorldSkills Russia совместно с организацией Global Education Futures при поддержке WorldSkills International.

Более 300 участвующих в проекте экспертов воспользовались методологией Rapid Foresight. Это формат коммуникации, в котором участники договариваются об образе будущего. Они определяют наиболее желательный образ и действия, которые помогут этого достичь.

Эксперты рассмотрели процессы в семи секторах экономики:

Они обсуждали и прогнозировали, как изменятся требования к профессиональному образованию в этих секторах. Работа проходила в четыре этапа:

Мир столкнулся с реальностью, которую часто описывают аббревиатурой VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность). VUCA — это ситуация полной неопределённости, когда невозможно строить долгосрочные стратегии профессионального развития и карьерных перспектив.

Если в ХХ веке и раньше карьеру и набор компетенций можно было выбрать один раз на всю жизнь, то сейчас с этим могут возникнуть сложности. Эксперты уверены, что уже в ближайшие годы работники столкнутся с необходимостью непрерывно перестраивать набор компетенций, чтобы быть востребованными на рынке труда.

Авторы исследования полагают, что на компетенции будущего заметнее всего повлияют:

Мы начали работать над Future Skills в 2015 году и с самого начала старались, чтобы этот проект был как можно более практичным. Так, результаты первых форсайт-сессий легли в основу нашего первого исследования «Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире», а также соревновательной зоны Future Skills, впервые представленной на мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019. И уже сегодня мы можем наблюдать, что компетенции Future Skills внедряются в учебные программы среднего и высшего образования.

На пороге нового десятилетия мы оказались в ситуации, когда в очень короткие сроки наша жизнь резко изменилась, и теперь мы вынуждены жить и работать в соответствии с новой нормой. Глобальный вызов заставил нас вновь поднять вопрос: какие навыки нам понадобятся в ближайшем будущем и как мы можем лучше подготовиться к новым вызовам?

Мы решили посмотреть на ситуацию через призму ключевых отраслей, пригласив к сопроектированию экспертов из шести секторов экономики, представленных в WorldSkills, а также добавили направление сельского хозяйства и экологии. Мы надеемся, что результаты, которые мы получили по итогам проведённого исследования, помогут понять и оценить будущие тренды, а также вдохновят на изменения, необходимые для нового десятилетия.

Список наиболее востребованных профессий на рынке может полностью измениться за следующие 3–5 лет, а всего за 10–15 лет могут возникнуть, развиться и исчезнуть целые секторы экономики. Нет гарантий, что определённые карьерные возможности или рабочие места останутся востребованными на много лет.

Проблема дефицита компетенций уже затрагивает многих. К 2030 году у 375 млн работников (это 14% от их общемирового количества) может возникнуть необходимость сменить область профессиональной деятельности.

Кибербезопасность будет приобретать всё более решающее значение.

В условиях закрытых границ продолжится процесс национализации, ориентация на внутреннее развитие. Международное сотрудничество в некоторых случаях сократится из-за политических и социальных факторов.

Всё большее количество рабочих процессов можно будет запрограммировать.

Новая экономика будет ориентироваться на устойчивость, замкнутость ресурсов и регенеративность. Это потребует от работников умения системно мыслить, заботиться о личном и коллективном благополучии.

Развитие трендов сформирует и новые требования к работникам. Многофункциональных сотрудников, умеющих перемещаться между разными типами задач и обладающих знаниями в разных сферах, работодатели будут ценить выше, чем узких специалистов. Так произойдёт из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, из-за автоматизации и сокращения количества рабочих мест.

Профессионалов, работающих в команде и умеющих решать задачи совместно, работодатели будут ценить выше, чем индивидуалистов. Практика найма или проектного привлечения сработавшихся команд станет популярной.

Творческий подход и уникальность останутся ключевыми ценностями как для сотрудников, так и для компаний. Умение создать персонализированный продукт будет важно во всех секторах экономики.

Эксперты определили сферы профессиональной деятельности, интерес к которым останется высоким в ближайшие 10 лет. Среди компетенций, которые эксперты определили как наиболее востребованные, есть и те, которые уже применяет и разрабатывает WorldSkills.

Вот некоторые из них:

Исследователи выделили тенденции, которые в ближайшее десятилетие повлияют на всех. Вот что, по их мнению, ожидает человечество:

Авторы исследования поделили весь набор навыков, которые будут актуальные в 2020-е годы, на четыре типа:

Качественное и современное образование, а также умение применить полученные знания — необходимые условия для успешной профессиональной деятельности. Это правило было актуально в ХХ веке, работает оно и сегодня — с поправкой, что сейчас изменения происходят стремительнее, а количество необходимых навыков постоянно растёт.

С 2015 года Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» работает над проектом Future Skills — стратегической инициативой, направленной на подготовку специалистов по профессиям, перспективным на рынке труда.

В рамках Future Skills проводят исследования, апробируют новые компетенции на чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, а также разрабатывают новые образовательные стандарты.

Развивать эти направления необходимо, чтобы успевать за глобальными изменениями в сфере технологий и производства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *