Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «905 год» в других словарях:
905 год до н. э. — 905 год до н. э. Годы 911 до н. э. · 910 до н. э. · 909 до н. э. · 908 до н. э. 907 до н. э. 906 до н. э. · 905 до н. э. · 904 до н. э. · 903 до н. э.… … Википедия
год — (евр. «шанах» обновляющееся, возвращающееся) основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по разному. У евреев после выхода их из Египта год по… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
год — (·евр. «шанах» обновляющееся, возвращающееся) основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по разному. У евреев после выхода их из Египта год по… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Список глав государств в 905 году — Список глав государств в 904 году 905 год Список глав государств в 906 году Список глав государств по годам Африка Идрисиды Йахйа IV ибн Идрис ибн Умар, имам (904 917) Хариджиты Абу Хатим Йусуф, имам (894 907) Тулуниды Шайбан, эмир (904 905) Азия … Википедия
1905 год — У этого термина существуют и другие значения, см. 1905 (значения). Годы 1901 · 1902 · 1903 · 1904 1905 1906 · 1907 · 1908 · 1909 Десятилетия 1880 е · 1890 е 1900 е … Википедия
901 год — Годы 897 · 898 · 899 · 900 901 902 · 903 · 904 · 905 Десятилетия 880 е · 890 е 900 е 910 е · … Википедия
913 год — Годы 909 · 910 · 911 · 912 913 914 · 915 · 916 · 917 Десятилетия 890 е · 900 е 910 е 920 е · … Википедия
909 год — Годы 905 · 906 · 907 · 908 909 910 · 911 · 912 · 913 Десятилетия 880 е · 890 е 900 е 910 е · … Википедия
908 год — Годы 904 · 905 · 906 · 907 908 909 · 910 · 911 · 912 Десятилетия 880 е · 890 е 900 е 910 е · … Википедия
907 год — Годы 903 · 904 · 905 · 906 907 908 · 909 · 910 · 911 Десятилетия 880 е · 890 е 900 е 910 е · … Википедия
Монголо-татарское иго на Руси: годы, события, последствия
Расскажем, как и почему Русь попала в зависимость от Золотой орды, почему Куликовская битва стала легендой и кто всё-таки совершил нашествие на русские земли — татары или монголы.
Начало монголо-татарского ига
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Свержение монголо-татарского ига
Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.
Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.
Последствия монголо-татарского нашествия
Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.
Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.
В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.
Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.
905 лет назад русское войско наголову разбило половцев
Как рассечь половца на части
В 1103 году, в правление в Киеве великого князя Святополка Изяславича, на реке Сутени (современный юго-восток Украины) состоялась битва между войсками Древнерусского государства и половцами — кочевым народом тюркского происхождения. Инициатором сражения стал переяславский князь Владимир Мономах, который на съезде великих князей у Долобского озера вблизи Киева заявил: необходимо предупредить половецкие набеги и гибель смердов во время них.
Результатом битвы стала победа русских войск — они «взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами». Во время сражения было убито множество половцев, в том числе около 20 половецких ханов. Историкам известно, что один из лидеров половцев, Белдюз, попав в плен, попытался откупиться золотом и серебром.
«Сколько раз вы клялись не воевать, а потом все воевали Русскую землю? Зачем же ты не учил сыновей своих и родичей соблюдать клятву, а все проливал кровь христианскую? Так будь же кровь твоя на голове твоей», — получил в ответ на свое предложение пленник. А вскоре Белдюза рассекли на части.
«Шелудивый хищник» и новая битва
Спустя два года после победы русских войск половецкий хан Боняк, прозванный русскими летописями «шелудивым хищником» за свои частые и кровавые набеги на Русь, напал на город Заруб, в котором поселились ставшие подданными киевского князя торки и печенеги.
«Пришел Боняк к Зарубу, находившемуся на западной стороне Днепра, против трубежского устья, победил торков и берендеев, — писал русский историк Сергей Соловьев. — В следующем, 1106 году Святополк должен был выслать троих воевод своих против половцев, опустошавших окрестности Заречьска; воеводы отняли у них полон. В 1107 году Боняк захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со многими другими ханами и стал около Лубен, на реке Суле.
Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими князьями ударили на них внезапно с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга поставить — и побежали: кто успел схватить лошадь — на лошади, а кто пешком; наши гнали их до реки Хороля и взяли стан неприятельский; Святополк пришел в Печерский монастырь к заутрене на Успеньев день и радостно здоровался с братиею после победы».
«Этот поход начался необычно»
26 февраля 1111 года русское войско, возглавляемое Святополком Изяславовичем, Давыдом Святославичем и Владимиром Мономахом, отправилось к половецкому городу Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана).
Точное место нахождения города не установлено, но, по предположению историков, наиболее вероятна локализация на харьковской стороне Северского Донца.
«Этот поход начался необычно, — пишут историки Александр Боханов и Михаил Горинов. — Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.
Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока».
Дождь, гроза и брод
27 марта 1111 года неприятели встретились на реке Салнице, притоке Дона. По словам летописцев, половцы «выступиша яко борове (лес) велицин и тмами тьмы».
В битве половцы потеряли около 10 тыс. человек убитыми и ранеными.
Согласно летописи, победители спрашивали пленных: «Как это вас была такая сила и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?» Те отвечали: «Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам». «Это ангелы, от бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху возбудить братьев своих на иноплеменников, — интерпретирует слова летописцев Сергей Соловьев. — Так, с божиею помощию, пришли русские князья домой, к своим людям со славой великою, и разнеслась слава их по всем странам дальним, дошла до венгров, чехов, ляхов, греков, дошла даже до Рима».
«В тени Куликовской битвы»: как победа в сражении на реке Воже повлияла на историю Руси
«Междоусобная война»
О характере отношений между русскими княжествами и Монгольской империей историки и писатели спорят по сей день. Однако тот факт, что Русь в середине XIII столетия на сто лет попала в серьёзную зависимость от монголов и фактически утратила суверенитет, не подлежит сомнению. Ситуация стала меняться лишь в XIV веке.
При этом, вопреки расхожим заблуждениям, ханом Мамай не был, так как не являлся кровным потомком Чингисхана. Вместо этого он объявил ханом сначала родственника Бердибека Абдуллаха, а затем его сына Булака — и правил от их имени. В то же время на ханский престол претендовали ещё несколько монгольских аристократов.
«В Орде развернулась междоусобная война», — пояснил в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН доктор исторических наук Антон Горский.
Всё это не могло не отразиться на жизни Руси. Ещё с начала XIV века Литва и Польша начали экспансию на западные окраины бывших южнорусских княжеств. Междоусобица в Орде открыла для них новые перспективы. В 1362 году литовцы на Синих Водах разгромили войска трёх монгольских князей, что позволило Литве захватить земли Поднепровья, Подолья и Посемья — большую часть территории современной Украины.
А на северо-востоке, в Москве, в 1359 году князем стал девятилетний Дмитрий Иванович, в будущем великий князь Дмитрий Донской.
Князь Дмитрий
В 1370 году Мамай признал великим князем Владимирским Михаила Тверского. Тот, заручившись поддержкой литовских князей, попытался силой утвердить свою власть в княжествах Северо-Восточной Руси. Однако Дмитрий открыто выступил против воли Михаила и Орды, собрал войска и заявил монгольскому послу: «К ярлыку не еду, Михаила на княжение в землю Владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист».
Несмотря на это проявление своеволия, Мамай пошёл на переговоры с Дмитрием, и уже в следующем году московский князь получил ярлык на великое княжение, а размер требуемой с него дани был существенно снижен. В 1372 году Дмитрий заключил мирный договор с Литвой и установил свой контроль над Рязанью.
Однако вскоре отношения Дмитрия с Мамаем испортились. Москва прекратила платить дань, а монгольский правитель попытался снова передать ярлык тверскому князю, но тот, опасаясь московских сил, от первенства отказался и признал себя «младшим братом» Дмитрия.
Московский князь в 1376 году посадил своих таможенников в Волжской Булгарии и совершил поход за Оку. Однако уже через год одну из московско-суздальских армий застал врасплох на стоянке и уничтожил хан Арапша на реке Пьяне. По мнению части историков, Арапша действовал в рамках союза с Мамаем и совершал карательный поход против «непокорных» русских.
Успех, судя по всему, окрылил ордынцев. В 1378 году Мамай собрал против Москвы новое войско под командованием мурзы Бегича.
Битва на Воже
В поход против Руси выступило пять туменов (наиболее крупных тактических единиц ордынского войска. — RT). Однако какова была конкретная численность монгольского отряда, доподлинно не известно до сих пор. В исторической литературе встречаются оценки от 10 до 50 тыс. человек.
Навстречу Бегичу выдвинулась русская рать под командованием самого князя Дмитрия Ивановича. Успешная разведка позволила русским определить маршрут наступления монголов и перекрыть брод на реке Воже, через который ордынцы планировали идти в сторону Москвы. Рать Дмитрия выстроилась дугой, заняв удобные для обороны холмы на берегу реки.
Бегич медлил, он понимал, что если его армия начнёт атаковать прямо из воды, то понесёт большие потери. Поэтому ордынцы заняли выжидательную позицию. 11 августа 1378 года князь Дмитрий решился на хитрость, отступив и «отдав» врагу берег. Войска Бегича бросились в воду, но при выходе на противоположную сторону реки их остановили русские ратники, и ордынцы бежали. Многие из них погибли при спешной переправе. А русское войско последовало за ними, окончательно их разгромив и захватив ордынский обоз. От полного уничтожения монгольский отряд спасла только темнота. Однако сам Бегич вместе со своими ближайшими помощниками погиб на Воже.
«Это было первое столкновение объединённых войск Северо-Восточной Руси с силами, направленными ордынским правителем», — уточнил Горский.
По его словам, предыдущие стычки были скорее междоусобными конфликтами, в которых монголы поддерживали кого-то из князей.
«Первая в истории победа над ордынцами на реке Воже имела большое значение, однако о ней общественность знает не очень много, так как она постоянно находится «в тени» Куликовской битвы 1380 года, для участия в которой и Дмитрий Иванович, и Мамай мобилизовали уже все имевшиеся у них силы, и в которой Мамай, как мы знаем, потерпел сокрушительное поражение», — рассказал эксперт.
Итоги и значение
«Целью деятельности Дмитрия Донского была ещё не полная ликвидация зависимости от Орды, а в первую очередь закрепление великого княжения за Москвой, право передавать великокняжеский титул по наследству, а не получать его из рук ханов. И он своего добился. Это постепенно признали другие русские князья и литовцы. Мамай был разгромлен, а Тохтамыш с притязаниями Дмитрия в конце концов согласился. Данные события нельзя недооценивать. Переход огромных земель на Северо-Востоке Руси под власть Москвы позволил создать ядро государственной территории будущей России», — рассказал Горский.
Учёные исследуют битву на реке Воже достаточно давно, однако белых пятен в этом эпизоде отечественной истории остаётся немало.
«Конкретное место этой битвы до сих пор не найдено. Здесь были дороги, по которым монголо-татары проходили в сторону Москвы. Одна из дорог шла мимо Глебова-Городища. И сегодня большинство исследователей склоняются к тому, что именно этот район был наиболее удобен для продвижения монголо-татар, и, соответственно, он наиболее перспективен для поисков места битвы», — уточнил в беседе с RT заведующий отделом археологии Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Дмитрий Иванов.
Однако, по словам эксперта, артефакты, убедительно свидетельствующие о том, что боевое столкновение произошло на каком-то определённом месте, пока не обнаружены.
«Мы планируем создать отдельный отряд, который бы занимался поиском места битвы. И если мы найдём предметы вооружения или братскую могилу, то это станет важным доказательством. Но сделать это так же сложно, как найти иголку в стоге сена. Протяжённость Вожи — 103 км. И везде мы находим предметы вооружения, но точно сказать, связаны ли они как-то с этой исторической битвой, пока не можем», — подчеркнул археолог.
По словам учёного, о месте столкновения русских и монголо-татар может свидетельствовать название урочища Сеча на Рязанщине. Однако Иванов отмечает, что однозначные выводы пока делать рано: подобные топонимы возникали как на местах сражений, так и там, где производилась вырубка леса.
Сейчас и Рязанский историко-архитектурный музей, и энтузиасты из числа реконструкторов активно популяризируют историю сражения на Воже.
«Ежегодно на протяжении уже 15 лет в Глебовом-Городище проводится межрегиональный военно-исторический фестиваль «Битва на Воже». В его рамках сотрудники музея организуют выставки артефактов, относящихся к эпохе битвы. На это мероприятие приезжают жители не только Рязанской области и ближайших регионов, но и гости из Мурманска, с Дальнего Востока. Фестиваль помогает нам взаимодействовать с местными жителями. Они даже стали приносить нам свои находки», — заключил Иванов.