а д куторкин биография

Патриарх мордовской литературы

Куторкин Андрей Дмитриевич родом из села Студенец, которого уже нет. Не то чтобы оно пропало, просто когда-то три села объединились в одно – Напольное. В книжном фонде библиотеки Напольновского сельского поселения имеются некоторые издания писателя. Недавно материалы о жизни и творчестве нашего земляка пополнились новыми документами, которые передала родственница писателя Куторкина М. П. Материал был напечатан в газете «Сударыня», которая издается в городе Саранске.

«Пора тебе в люди выходить»

Мать Наталья Ивановна (в девичестве Шитова) хоть и грамоту не знала, но память была у нее на зависть крепкая. Перед замужеством все невесты села бежали к ней обучаться причитаниям, без этого мордовскую свадьбу не играют. Певунья, она хорошо знала старые обычаи. Необыкновенным рассказчиком слыл и отец Дмитрий Тимофеевич. Бывает, плетет лапоть, а вокруг вся многочисленная семья, байки его слушают. Самый смышленый, Андрей, был пятым, после него еще трое детей. Такую ораву прокормить было трудно. Хозяин не гнушался ни пастушьей, ни плотницкой работы.

Однажды отец подозвал Андрея и указал на стену, где висела пила: «Вот, сынок, смотрю я на эту пилу и думаю: почитай тридцать лет я тяну ее. Ничего с ней за это время не случилось. И ты будешь всю жизнь с ней работать, а богатства не наживешь. Тебе надо выбирать другую дорогу. Надо учиться, грамотный человек не пропадет». Эти слова заставили задуматься умного не по годам мальчишку. Признаться, он сам давно хотел знать больше, чем окружающие. Научиться читать и писать – неужели его мечта сбудется?

Наступала осень, большая семья Куторкиных работала на берегу Суры. Послышался крик птиц, журавлиный клин летел на юг. Дмитрий Тимофеевич положил тяжелую крестьянскую руку на плечо сына.

– А что, Андрюшка, чего это птицы село наше каждую осень оставляют?

Десятилетний мальчик понял отца:

– Они не оставляют село, отец. За лето журавли птенцов своих обучили, а теперь покажут им другие земли, где тепло, есть пища и много солнца.

– Выходит, они счастье ищут. Пора и тебе в люди выходить. Намедни я учителю рожь привез, он обещал взять тебя в школу.

В сельской церковно-приходской школе Андрей Куторкин начал учиться при царе, а закончил уже после революции. Учеба давалась легко. Мальчик запоем читал произведения Некрасова, Чехова, а томик со стихами Пушкина был самым дорогим. «Первая книга, которую я взял из библиотеки, – «Избранные произведения А. С. Пушкина», – вспоминал потом Андрей Дмитриевич. – Перечитывал ее снова и снова». «Евгения Онегина» он знал наизусть и мог цитировать часами. Память у Андрея Куторкина, как вспоминают его современники, была уникальной.

«В тебе есть искорки таланта»

После Порецкой средней школы Андрей Куторкин поступает учиться в Ульяновскую совпартшколу. Ему исполнилось 18 лет. Путь в литературу начался тоже здесь. В этом большую роль сыграла преподаватель по политпросвещению Анна Александровна Караваева, впоследствии известная русская писательница. Учащиеся ее боготворили. Анна Александровна занималась писательской деятельностью, печаталась в журнале «Сибирские огни», вела литературные кружки. Именно она заметила способности своего ученика. К тому времени имя Андрея Куторкина уже появилось в Алатырской уездной «Трудовой газете». «Деревенское» – так назывался его первый очерк. В газете «Красная звезда» выходят другие прозаические произведения. Караваева смогла оценить его творчество по рассказу «Шалапутный», рукопись которого принес ей Андрей. «Да, искорки таланта в тебе есть, и может загореться пламя», – сказала она, протягивая прочитанный текст. В рукописи красным было подчеркнуто все, что ей понравилось, а синим – все, что подлежало доработке. С ее помощью рассказ был напечатан в Москве. Начинающий писатель взял тогда псевдоним Ёндол, что в переводе с эрзянского означает «молния».

Наступала эра социализма. Менялась историческая судьба страны. Малые народы получили письменность. Начиналась борьба с неграмотностью. Андрея Куторкина отправили в Мордовию, в Дубенки, где определили работать библиотекарем..

Местный житель вспоминал потом: «Когда я впервые его увидел, то удивился тому, как он был одет. Мы-то все в шубах из овчины, на ногах валенки, а он в шикарных ботинках, хорошем пальто». Вокруг него собирается молодежь, благодаря ему в окрестных селах открываются библиотеки, в клубах ставятся спектакли. Жизнь кипела, он был в центре всех событий, организатором всех дел. Но появилась ностальгия по дому. А тут еще сестра Аня в письме написала, что отец тяжело заболел. Так он переезжает в соседний с Чувашией Ардатовский район. Шло время коллективизации. Его ставят председателем колхоза в с. Жабино. Об этом периоде своей жизни писатель не любил вспоминать. О чем умалчивал Андрей Дмитриевич, остается только догадываться… Архив А. Куторкина не сохранился.

В 1932 году Куторкин переезжает в Саранск, и с этого времени литературная работа становится для него профессиональным делом. Редактор газеты «Эрзянская коммуна», затем журнала «Сятко». Но пока он находился в должности редактора, ни одна его строчка на страницах газет не вышла. На вопрос почему не печатаетесь, он, как всегда, коротко и серьезно отвечал: «Я главный редактор, и у меня другие обязанности». Обязанности свои и в должности главного редактора Мордгиза, и на посту председателя правления Союза писателей он знал хорошо и выполнял бесприкословно. Что касается произведений, то он пробует силы в крупных жанрах. В 1934 году выходит его историко-революционный роман «Черный столб». Работа над ним шла долго, с трудом, приходилось все вновь и вновь переделывать. Критики не были благосклонны. В 1941 году свет увидела поэма, чья судьба была удачнее. Тему Куторкину подсказал сам Максим Горький на I съезде писателей СССР. В основу поэмы «Ламзурь» легли исторические события – восстание мордвы Тетюшевской волости против царя в 1743 – 1745 годах. Произведение стало хрестоматийным, по либретто «Ламзурь» была написана первая мордовская опера. Также свет увидел роман в стихах «Яблоня у большой дороги» о революции 1905–1907 годов. Выход в 1976 году трилогии «Бурливая Сура» становится заметным событием в культурной жизни республики. Куторкин удостаивается Государственной премии Мордовии. Роман был выпущен и в Москве. В Центральном госархиве хранятся письма из издательства «Современник» по вопросу об издании романа «Бурливая Сура», споры в основном шли о переводе на русский. Автор был крайне недоволен переводчиком. Сказывалось, видимо, мордовское упрямство.

В целом архив писателя состоит из нескольких фотографий, писем, рецензий, статей. Ничего такого, что говорило бы о нем как о человеке. Лишь эти ровные, аккуратные строчки да мелкие буквы говорят о характере писавшего. Куторкина знали как угрюмого, молчаливого, замкнутого человека. Осторожность, возможно, в нем сохранилась со времен 30-х, когда репрессии пожирали страну. Пунктуален он был до болезности. Если он назначал встречу в 10.00, то опоздавшему хотя бы на три минуты железная дверь Куторкиных в доме на проспекте Ленина уже не открывалась. Если Андрей Дмитриевич говорил, что может выделить для беседы с вами только 30 минут, то беседа могла оборваться на полуслове. Людей, которые сделали ему подлость, он просто «хоронил». Рассказывали, что в кабинете на его столе всегда лежало много карандашей, но он не начинал нового, пока до конца не дописывал старый, хотя уже и держать его было неудобно. Некоторые же считали его скромнейшим человеком. Но того, что Андрей Дмитриевич был ходячей энциклопедией, не отрицал никто.

Источник

«И НЕИЗБЕЖНЫЙ ДИАЛОГ ТВОРЦА И РЕЦЕНЗЕНТА…» (к 105-летию со дня рождения писателя А.Д. Куторкина)

а д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биография

Народный писатель республики Андрей Дмитриевич Куторкин является основоположником эпических традиций мордовской национальной прозы.

Он изначально тяготел к большим формам. Целый ряд крупных поэтических и прозаических произведений писатель создал уже в 1930-х годах. Все его дальнейшее творчество развивалось в том же русле.

А.Д. Куторкин постепенно овладевал словом, совершенствовал свой стиль, испытывал большое разнообразие литературных героев, изучал опыт и находки других творцов. И все же в глубинных недрах творческого мышления писателя всегда оставалась самобытность, которая позволила ему стать оригинальным, цельным, неповторимым и узнаваемым.

А.Д. Куторкину удалось стать отражением своей эпохи: он писал о том, что составляло суть социально-исторического развития его современников. Однако перу писателя принадлежит и целый ряд рецензий, рукописи которых находятся на хранении в Государственном казенном архивном учреждении «Центральный государственный архив Республики Мордовия». Две из них посвящены изучению и оценке произведений мордовского писателя Артура Моро. О них нам и хотелось бы рассказать.

Рецензии А.Д. Куторкина не были адресованы любителям прозы, поэзии и публицистики, они имели конкретное назначение. Критические замечания писателя были необходимы и важны его коллегам по перу, они давали каждому автору «взгляд со стороны».

В общем-то, это и понятно. Именно с такой целью пишутся рецензии, потому что творчество имеет свои закономерности. Когда писатель силой своего воображения создает лирических героев, наделяя их лучшими или негативными характеристиками, он начинает проводить их сквозь тернии вымышленных судеб. Ведь это он – творец – поворачивает ход событий по своему усмотрению. Все создаваемые образы – управляемы им.

И здесь нередко появляется пристрастное отношение создателя к своему творению. Писатель пишет то с любовью, то с негодованием, и ему так просто отойти от «правды жизни» – от реалистичного изображения бытовых сцен или исторических событий, от объективной оценки возможностей своих персонажей.

В такой ситуации на помощь приходит рецензент, который способен дать точную оценку творчеству писателя или поэта. Именно по этой причине рецензии представляют собой особый интерес для исследователей: в каждой из них невольно отражаются не только достоинства и недостатки произведений рецензируемого, но и открывается творческая индивидуальность рецензента.

В нашем случае – это писатель А.Д. Куторкин. Читая его критические работы, мы глубже чувствуем его характер и постигаем тайны его творческого мастерства.

Нетрудно заметить, что в своих рецензиях Андрей Дмитриевич Куторкин придавал большое значение структуре любой книги. Например, разговор о сборнике Артура Моро «Сырнень поколь» («Ком золота») он начинает именно с характеристики структуры подготовленного издания, указывая на неточности, допущенные при ее формировании.

Рецензент, в частности, обращает внимание на выбор автором подзаголовка и пишет: «В подзаголовке сборника, составленного из пятидесяти сонетов и одной повести в стихах, мы читаем «морот ды поэмат» («песни и поэмы»), что не отвечает содержанию книги, т.к. надобно написать «сонетт ды стихсэ повесть» («сонеты и повесть в стихах»)». Как видим, Андрей Дмитриевич выступает за конкретику, и его требования вполне справедливы.

С «построения» подготовленного издания А.Д. Куторкин начинает говорить и в другой рецензии на сборник избранных стихотворений Артура Моро. Уже первая фраза рецензента дает представление обо всем, что написано дальше: Куторкин указывает, что сборник избранных стихотворений А. Моро, на момент представления на рецензию, «не имел ни названия, ни оглавления, кроме того – между страницами машинописи встречались вставные неудобочитаемые черновики автора, который чрезвычайно торопился».

Для поэзии весьма важным является работа автора со словом, с умением подобрать рифму и др. Именно на это обращает внимание А.Д. Куторкин, когда выступает в качестве рецензента на стихотворные произведения.

Так, в рецензии на сборник Артура Моро «Сырнень поколь» («Ком золота») А.Д. Куторкин подмечает, что поэт «употребляет одни и те же слова двояко: в одном случае правильно, а в другом – искажая смысл». В подтверждение своих наблюдений рецензент выявляет три наиболее характерных примера.

В рецензии на сборник избранных произведений поэта А.Д. Куторкин тоже ярко демонстрирует неловкое обращение А. Моро со словом.

Во-первых, он указывает на «искусственность рифмования», которая доводит поэта до «сочинения уродливых (по форме) стихов».

Во-вторых, рецензент подмечает наличие множества примеров, где Артур Моро «в погоне за первой попавшейся рифмой» в итоге получает «искажение смысла» своих стихотворений. Так, он выделяет у стихотворца поэтические фрагменты, в которых «линяет» детство выпускников; поезда проходят от Москвы «бегом… по тропам», а не по железным дорогам; «колесные шины» причисляются к видам «машин», как «тракторы, жнейки».

«Всем известно, – восклицает рецензент, – что колесные шины – не машины, но на какие метафоры не пойдет поэт, не думающий о читателях». Иными словами, А.Д. Куторкин призывал Артура Моро трепетнее относиться к тем, кто мог взять в руки такую книгу. Именно для людей, для подрастающего поколения должен стараться пишущий. А иначе зачем же создаются романы, рассказы, очерки, пьесы, поэмы, стихи?

И далее… Андрея Дмитриевича буквально возмутила неряшливость поэта, который во имя двух рифм решился на явный смысловой парадокс. В переводе этот отрывок звучит так:

Едет поезд. Едет в коммунизм.

Нашу великую страну пополам.

Что «пополам»? Незавершенной фразе можно было дать разные толкования.

Даже современному читателю ясно, что в то время разговор о коммунизме представлял большую идеологическую ценность. А поэт, творивший тогда, даже не побеспокоился достаточно поработать над своими строчками.

В этой ситуации рецензент пытался не только пожурить поэта за легкомысленное отношение к поэтическому языку, к собственной книге, которая представляла его избранные, то есть – лучшие произведения, но и предостеречь его от возможных осложнений иного характера.

В-третьих, Андрей Дмитриевич старался убедить поэта, что «дотягивать рифму», изобретая новые слова, следует весьма осторожно. И трудно с ним не согласиться. Любому филологу ясно, что появление неологизмов может быть оправдано только в том случае, если новые слова и выражения оригинально рождаются и органично врастают в живую речь современников.

Читая рецензии А.Д. Куторкина, невольно замечаешь его желание преподнести молодым и даже сформировавшимся авторам уроки мастерства. В указанном сборнике Артура Моро «Сырнень поколь» («Ком золота») были представлены сонеты, по крайней мере, автор так создавал их, так видел сам и представлял.

Рецензент Куторкин сразу же подметил: «Известно, что сонет – это стихотворение из 14 строк, состоящих из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. Этим требованиям в некоторой степени удовлетворяет по форме первый сонет А. Моро, написанный, правда, без особого расположения рифм в трехстишиях…».

Как видим, рецензент зафиксировал полное несоответствие созданных поэтом произведений избранным классическим формам. Куторкин, постоянно и скрупулезно работавший над своими текстами, осознанно изучавший теоретическую сторону произведений, продемонстрировал поэту Артуру Моро его незнание литературных форм и приемов.

И он прав. Действительно, сонет – вещь тонкая. Создать приличный сонет – по силам только опытному мастеру. Если уж берешься за сложное, то и выполняй при этом все предусмотренные условности. Если не желаешь особенно утруждаться, можно писать и традиционные стихи.

А.Д. Куторкин никогда не боялся смотреть правде в глаза, умел он и предельно откровенно высказывать свои мысли. Вот и в рецензии на сборник Артура Моро «Сырнень поколь» («Ком золота») он не удержался, чтобы не сказать о «поэтическом забвении» поэта, когда тот кое-что пытался заимствовать, например, из Пушкина, но не ссылаться при этом на первоисточник.

А.Д. Куторкин не избегал твердых ноток в своих рецензиях. Начиная с 1928 года, он сам трудно и напряженно работал над романом «Черный столб». Не все получалось у молодого писателя. На его произведение в те годы А. Дорогойченко написал отзыв и отметил в романе «чрезмерный натурализм, намеренно затрудненный синтаксис, не позволяющий легко воспринимать чрезвычайно интересные события, описанные в романе, языковые неряшества, изобилие провинциализмов и диалектизмов, иногда чрезмерное выпячивание сексуальных моментов…».

Андрей Дмитриевич принял все замечания как справедливые и необходимые ему. Он стал предъявлять самые жесткие требования к себе, много работал не просто упорно, но и скрупулезно. И тогда у него появилась уверенность, что рецензент должен делать существенные замечания, пусть даже в самом требовательном тоне: именно такие замечания настоящего творца могут подтолкнуть к новым открытиям и добросовестному труду над собственными произведениями.

Источник

Мордовский писатель Андрей Куторкин.

Патриарх мордовской литературы

Села Студенец в Порецком районе на современной карте Чувашии уже нет давно. Не то чтобы оно пропало, просто когда-то три села объединились в одно. Но на самом деле оно как стояло, так и стоит. В свое время семью Куторкиных, где в начале прошлого столетия, 25 августа 1906 года, родился мордовский писатель Андрей Куторкин, здесь знали хорошо.

Мать писателя Наталья Ивановна (в девичестве Шитова) хоть и грамоту не знала, но память была у нее на зависть крепкая. Перед замужеством все невесты села бежали к ней, обучала она их причитаниям, без этого мордовскую свадьбу не играют. Необыкновенным рассказчиком слыл и отец прозаика, Дмитрий Тимофеевич. Бывает, плетет лапоть, а вокруг вся многочисленная семья байки его слушает. Самый смышленый из детей, Андрей, был пятым ребенком, после него еще двое. Ораву такую прокормить было трудно. Хозяин не гнушался ни пастушьей, ни плотницкой работы.

Просмотр содержимого документа
«Мордовский писатель Андрей Куторкин. »

Патриарх мордовской литературы

Села Студенец в Порецком районе на современной карте Чувашии уже нет давно. Не то чтобы оно пропало, просто когда-то три села объединились в одно. Но на самом деле оно как стояло, так и стоит. В свое время семью Куторкиных, где в начале прошлого столетия, 25 августа 1906 года, родился мордовский писатель Андрей Куторкин, здесь знали хорошо.

Мать писателя Наталья Ивановна (в девичестве Шитова) хоть и грамоту не знала, но память была у нее на зависть крепкая. Перед замужеством все невесты села бежали к ней, обучала она их причитаниям, без этого мордовскую свадьбу не играют. Необыкновенным рассказчиком слыл и отец прозаика, Дмитрий Тимофеевич. Бывает, плетет лапоть, а вокруг вся многочисленная семья байки его слушает. Самый смышленый из детей, Андрей, был пятым ребенком, после него еще двое. Ораву такую прокормить было трудно. Хозяин не гнушался ни пастушьей, ни плотницкой работы.

«В тебе есть искорки таланта»

Менялась историческая судьба страны. Малые народы получили письменность. Начиналась борьба с неграмотностью. Андрея Куторкина отправили в Мордовию, в Дубенки. Здесь он работает в библиотеке. Вокруг него собирается молодежь, благодаря ему в окрестных селах открываются библиотеки, в клубах ставятся спектакли. Но появилась ностальгия по дому. А тут еще сестра Аня в письме сообщила, что отец тяжело заболел. Так Куторкин переезжает в соседний с Чувашией Ардатовский район. Шло время коллективизации. Его ставят председателем колхоза в село Жабино. Об этом периоде своей жизни писатель не любил вспоминать. О чем умалчивал Андрей Дмитриевич, остается только догадываться.

В 1932 году Куторкин переезжает в Саранск, и с этого времени литературная работа становится для него профессиональным делом. Редактор газеты «Эрзянская коммуна», затем журнала «Сятко». Но пока он находился в должности редактора, ни одна его строчка на страницах газет не вышла. На вопрос, почему, он отвечал: «Я главный редактор, и у меня другие обязанности». Обязанности свои и в должности главного редактора Мордгиза, и на посту председателя правления Союза писателей он знал хорошо и выполнял беспрекословно. Что касается произведений, то он пробует силы в крупных жанрах. В 1934 году выходит его историко-революционный роман «Черный столб». Работа над ним шла долго. Критики не были благосклонны. В 1941 году свет увидела поэма, чья судьба была удачнее.

В целом архив писателя состоит из нескольких фотографий, писем, рецензий, статей. Ничего такого, что говорило бы о нем как о человеке. Пожалуй, лишь эти ровные, аккуратные строчки да мелкие буквы говорят о характере писавшего. Куторкина знали как молчаливого, замкнутого человека. Пунктуален он был до болезненности. Если назначал встречу в 10.00, то опоздавшему хотя бы на три минуты дверь Куторкиных в доме на проспекте Ленина уже не открывалась. Если писатель говорил, что может выделить для беседы только 30 минут, то разговор мог оборваться на полуслове. А если он дал в долг двадцатипятирублевыми ассигнациями, то вернуть надо будет такими же бумажками. Людей, которые сделали ему подлость, он просто «хоронил».

Рассказывали, что в кабинете на его столе всегда лежало много карандашей, но он не начинал нового, пока до конца не дописывал старый, хотя уже и держать его было неудобно. Некоторые же считали его скромнейшим человеком. Но того, что Андрей Дмитриевич был ходячей энциклопедией, не отрицал никто. Писатель Павел Любаев вспоминает: «Это был умнейший человек, интересный собеседник. У него была одна из самых богатых библиотек в городе».

Писатель Андрей Куторкин служил своему делу преданно. Недаром коллеги называли его «патриархом». Старый, уже тяжелобольной, находясь в больнице, он просил жену: «Мне бы лист бумаги да пяток карандашей, только наточи хорошенько». До последнего писатель переживал и за судьбу своей любимой реки: «Недавно на Суре был. Когда-то мы оттуда воду таскали для чая. А теперь и смотреть страшно. Что останется нашим внукам?»

Как лучшие достижения национальной классики того периода в активный фонд мордовской литературы прочно вошёл созданный стихотворный роман о крестьянском движении мордвы XVIII в. «Ламзурь» А.Д. Куторкина.

В 50-е годы выходит в свет следующий его роман трилогия «Лажныця Сура».

Куторкин А.Д. награжден двумя орденами «Знак Почета» и медалями.

Источник

А д куторкин биография

а д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биография

а д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биография

Газета «Эрзянь правда» запись закреплена

Конкурс.
Литературная премия к 115-летию Народного писателя МАССР А.Д. Куторкина!!а д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биографияа д куторкин биография. Смотреть фото а д куторкин биография. Смотреть картинку а д куторкин биография. Картинка про а д куторкин биография. Фото а д куторкин биография

К участию приглашаются авторы, опубликовавшие свои произведения в 2020-2021 году.

— 1. Произведение в прозе на русском языке,

— 2. Поэтическое произведение на русском языке

— 3. Проза на национальных языках

— 4. Поэзия на национальных языках

— 5. Журналистская работа (на русском и национальных языках), направленная на сохранение памяти о литераторах Мордовии.

Источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Вишкапингстэ саезь ламо евкст ды евтнемат марсесь А.Куторкин. Сон М.И.Ломшинэнь евтнесь, кода телень кувака чокшнестэ пурнавильть тенст шабрань цератне карень кодамо. Саиль кедезэнзэ карь тетязояк ды ушодыль лецтнеме бувалань эрямодонть. Истя парсте сонзэ лисиль, мерят, тетязо косто-бути ловны, аволь ёвтни. Мейле кувать а матедевиль церынесь. Яла арсесь евтнеманть эйстэ, кенярдсь, кода парось изнизе беряненть, лавшось – виевенть. Мейле Андрей Дмитриевич чарькодсь, тетянзо ёвтнематне сонзэ туртов ульнесть литературантень эскельдямонь васенце урококс.

Содержание

Икельце валось……………………………………………………………………5
1 Мокшэрзянь народонть исторической судьбанзо невтемась «Покш ки лангсо умарина» романсонть…………………………………………………..10
2 Романонть образонзо ды художественной башка ёнксонзо……………..16
2.1 Образной системась «Покш ки лангсо умарина» романсонть………. 16
2.2 «Покш ки лангсо умарина» романонть художественной башка ёнксонзо……………………………………………………………………….….26
Меельце валось…………………………………………………………………..32
Тевс нолдазь источниктне …………………………………………………. …35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

Те весе ёвкс, но сонзэ вельде невтеви алкуксонь эрямось. Эдь, алкукс, вечкемась пек лезды весеменень.

Алкуксонь художественной мастерства марто поэтэсь невти эрзянь свадьбанть, пазонь праздниктнень. Романонть ушодкссо авторось невти Роштувань сочельникстэ калядамонть [23, 68].

Устной народной творчествасто авторось саи киштемат, морот, лайшемат, орожиямкат:

Палай марто тейтерть совасть,

Орожиямс киве солавсть

Кельме ведьс солавксонть кайсесть,

Кургонь автезь, блидя крайсэнть

Учнесть-кинь лемс мезе лиси,

Кемсть-мейле мартост ули се.

Чить лопавтезь кснавтне сэвевсть.

Од ломантнень маштнесь тевест.

Весе вейсэ сынь листь ушов

Ды кунсолокшномат ушодсть.

Эртва кинь лотксисть вальмалга,

Молить кашт, а менстить валгак [22, 21].

— Майстэ Лушань чачсь Наказо.

Сень васолбабась мерсь, козозь:

— Кинь чачома ковось май, се

пингенть перть прок азозь майсемс [22, 185].

Лушань образонть невтемстэ А.Куторкин келейстэ нолды тевс устной народной творчествань традициятнень. Мирденень лисемстэ, Луша, седикелень койтнень коряс, прости тейтерьксчинть марто урнемасо:

ней кува кучтан якамо,

кува нолдатан пакамо?

Луша сюпавтнень каршо тюреме народонть пурнамсто корты лайшемань валсо, мерят, соды, мейсэ весе прядови. Истя сон лайши эсь прянзо ранявомадонть мейлеяк:

-Прощай, валдо чипайнем,

ойминем весе сайневсь,

пачколи турва пезэнь,

кельмесь кундась кедезэнь,

Кулан, лембе сяткинем…

Сонзэ лайшемасонть ули мезе-бути истямо, конась кемевти куломантень. Калмизь аванть умаринанть алов, кода сонсь мерсь. Теньсэ ули покш смусть. Кода умаринась карми эрямо ды каземе народонтень тантей умарть, истя жо Лушаяк свал карми валдовтомо ломантнень олячив молеманть кист [22, 208].

Кода неяви, А.Д. Куторкин кеместэ нежеди устной народной творчествань традициятнень лангс эрьва картинанть, образонть ды действиянть рисовамсто. Секскак сонзэ вельде писателесь теи покш поэтической произведения [23, 74].

«Покш ки лангсо умарина » романсонть вастневить пейзажонь ламо вадря картинат, конат домкалгавтыть образтнэнь, вадрясто невтить шканть ды тарканть.

Вана кода рисовазь розень паксясь, козонь Спиря ледизе Шолтай Пронянь:

Перть пельксэнь картинатне невтевить истя, што сынь лездыть ломантнень потмоёжост седе домкасто панжомантень. Вана кода полавтови перть пельксэсь Перовонь садсо, зярдо Мика тосо учось Зоянь. Истя жо полавтовсь церанть вадря мелесь, зярдо вечкема тейтерензэ таркас сыть Перовонь лездыцянзо, штобу кундамс сонзэ:

Пиже мазы садонть келес

кайсевсь нармушкань вайгелесь.

Тусто лугась тосо пиксесь;

мекштне пурксевсть, мерят пиксевкст [22, 69].

А.Д. Куторкин романсонть невтизе прянзо кода покш мастер иень шкатнень невтемасонть. Малав иень эрьва шкась невтеви национальной обрядонь праздник вельде. Телесь максови Роштувань Каляданть вельде, тундось сась Инечинь праздник марто, кизэсь невтеви Троицянь праздникенть вельде [23, 75].

Романонть смустезэ седе домкасто панжоманзо кис А.Куторкин саи эрьва кодат стихотворной размерт ды полавтни ритмиканть, келейгавты интонационной сюпавчинть.

«Покш ки лангсо умарина» стихсэ сёрмадозь романось, кода покш художественной произведения, теезь архитектоникань законтнэнь коряс. Сонзэ эйсэ смустесь ды сермадома лувось а явовикст [10, 20].

Минь эсенек курсовой тевсэнть ваннынек А.Д.Куторкинэнь «Покш ки лангсо умарина» романонть. Писателесь трилогиясонть невтизе мокшэрзянь народонть эрямонзо XIX пингестэ саезь XX пингень шкатнес. Романонть домка содержаниязо максозь сэрей художественной формасо, секскак сон пек вечкевсь ловныцятненень.

Писателесь романсонть невти, кода мокшэрзятне лиякстомсть, ушодсть арсеме эсь стака уцяскадост. Куторкин невти, кода аламонь-аламонь народось чарькоди: эряви весенень сыргамс инязоронть каршо. Секскак самай большевикень идеятне совить народонь превс, кода шкастонзо каязь модас видметь.

Парсте кочказь валсо ды художественной детальсэ авторось видестэ невти мокшэрзянь народонть пек стака эрямонзо.

Романонть ушодкссо А.Д.Куторкин невти покш кинть образонть, кона тешксты народонть уцясканзо, сонзэ стакадояк стака эрямонзо. Куваксто ламо янонь ды латконь трокс таргавсь те кись.

Покш кинть чиресэ ашти умарина, конань образось романсонть невти эрзянь народонть арсеманзо седе, кодамокс эряви улемс ломанентень алкуксонь эрямосонть.

Васенце страницасто саезь меельцес А.Д. Куторкин невти народонть. Ломантнень эрямодост картинатне невтевить эпически келейстэ. Романонть сюжетэзэ таргави ламо рядсо, ды сынь весе сюлмавозь вейс сень кис, штобу художественна седе домкасто панжомс народонть эрямонзо.

«Покш ки лангсо умарина» романонть весе сюжетезэ панжови образной системанть вельде. Васенцекс мокшэрзянь писательтнень ютксо А. Куторкин невти эпической героень образ – Кузай Микань. Те героенть вельде поэтэсь бажи панжомс эрзянь народонть обуцясо сехте вадря ёнкстнэнь: важодемань вечкеманть, олячинтень бажамонть, вейке-вейкенень лездамонть.

Романонть стилень башка ёнксокс ашти пек образной келесь, кона малавикс народной кортамонтень. Ёвтнема лувсонть сеедьстэ вастневить выраженият, конат марявить валмеревксэкс, но сынст сермадынзэ сонсь авторось.

Ёвтнема лувонтень авторось домкасто совавты устно-поэтической творчествань традициятнень, моротнень, лайшематнень, киштематнень.

«Покш ки лангсо умарина» романсонть вастневить пейзажонь ламо вадря картинат, конат домкалгавтыть образтнэнь, вадрясто невтить шканть ды тарканть.

Минек литературасонть арась истямо виев произведения, кодамокс ашти «Покш ки лангсо умарина» романось. Те эрзянь народонть эрямонзо невтемань видепаро энциклопедия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *