а дистервег краткая биография

Дистервег, Адольф

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg ) — немецкий педагог, либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.

Содержание

Биография

В 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47).

Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—1866) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851—1866).

После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.

Педагогические идеи

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. [2]

Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего по­тенциала личности и последовательное воздействие органи­зованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть. [3] Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура. [4] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище». [3] Ребенок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.

Три ступени возрастного развития детей школьного возраста.

Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Предметы преподавания: отечественная история, география, родной язык, естественные науки, математические науки. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности. [1]

Начальная школа. Начальная школа должна уделять основное внимание привитию навыков. Развивать умственные силы и способности. Учить умению самостоятельно работать, усваивать учебный материал. Использовать развивающий метод обучения.

Средняя школа должна вооружить учащихся разносторонними и научными знаниями.

Правила и принципы обучения. Принципы: природоссобразность, наглядность, сознательность. Правила обучения. Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным Я. А. Коменским правилам. [5]

Требования к учителю. Должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. [6] «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». [7]

Последователь Песталоцци, Дистервег творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания он считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью Дистервег понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Он не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса, однако выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и данной страны, то есть с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования.

Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.

Дистервег — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная его работа — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).

В педагогической мысли первой половины XIX в. теоретическая и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега представляла собой поворот к новому пониманию многих педагогических проблем. [8]

Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. Передовые русские педагоги 1860-х годов Пётр Редкин, Николай Бунаков, Николай Корф, Иосиф Паульсон высоко оценивали учение Дистервега.

В ГДР существовала медаль имени Дистервега, которой награждались заслуженные учителя.

Источник

ДИСТЕРВЕГ ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ

Учил­ся в университетах в Гей­дель­бер­ге, Хер­бор­не и Тю­бин­ге­не. В 1811-1820 годы пре­по­да­вал фи­зи­ку и ма­те­ма­ти­ку в сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях в Ворм­се, Франк­фур­те-на-­Май­не и Эль­бер­фель­де; ди­рек­тор учи­тель­ских се­ми­на­рий в Мёр­се (1820-1832), Бер­ли­не (1832-1847). Из­да­вал пе­да­го­гиче­ский журнал «Rheinis­che Blät­ter…» (1827-1866) и «Pädagogisches Jahrbuch» (1851-1866). Дистервег стре­мил­ся к объ­е­ди­не­нию немецкого учи­тель­ст­ва; в 1831-1841 годы соз­дал в Бер­ли­не 4 учи­тель­ских об­ще­ст­ва, в 1848 году из­бран председатель Все­об­ще­го немецкого учи­тель­ско­го сою­за. В ию­ле 1848 года вме­сте с де­пу­та­та­ми ле­вой фрак­ции прусского Национального со­б­ра­ния под­пи­сал «За­пис­ку 23», ав­то­ры ко­то­рой вы­сту­па­ли про­тив со­слов­ных и национальных ог­ра­ни­че­ний в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния, про­тив кон­фес­сио­наль­но­го обу­че­ния и опе­ки Церк­ви над шко­лой. В 1847 году от­стра­нён от долж­но­сти, в 1850 году уво­лен прусским пра­ви­тель­ст­вом в от­став­ку «за опас­ное воль­но­дум­ст­во»; про­дол­жал литературную и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тическую дея­тель­ность.

По­сле­до­ва­тель И. Пес­та­лоц­ци, Дистервег раз­де­лял идеи об­ще­че­ло­ве­че­ско­го вос­пи­та­ния. Вы­дви­нул и обос­но­вал прин­ци­пы соз­да­ния мас­со­вой народной шко­лы. Ав­тор свыше 20 учеб­ни­ков и ру­ко­водств по ма­те­ма­ти­ке, немецкому язы­ку, ес­те­ст­во­зна­нию, гео­гра­фии, ас­тро­но­мии. В 1835 году опуб­ли­ко­ван основной труд Дистервега «Ру­ко­во­дство к об­ра­зо­ва­нию не­мец­ких учи­те­лей» в двух то­мах (русский перевод: 1913 года под названием «Ру­ко­вод­ство для не­мец­ких учи­те­лей» (со­кра­щён­ное издательство); 1956 года (рас­ши­рен­ное издательство)).

Основными прин­ци­па­ми вос­пи­та­ния Дистервег счи­тал при­ро­до­со­об­раз­ность (na­tur­ge­mas­sheit) и куль­ту­ро­со­об­раз­ность (kul­tur­ge­massheit). Под при­ро­до­со­об­раз­но­стью по­ни­мал воз­бу­ж­де­ние вро­ж­дён­ных за­дат­ков ре­бён­ка в со­от­вет­ст­вии с за­ло­жен­ным в них стрем­ле­ни­ем к раз­ви­тию. Тре­бо­ва­ние куль­ту­ро­со­об­раз­но­сти у Дистервега оз­на­ча­ло не­об­хо­ди­мость учи­ты­вать в вос­пи­та­нии ис­то­ри­че­ски дос­тиг­ну­тый уро­вень куль­ту­ры и вос­пи­тательный иде­ал об­ще­ст­ва. Дистервег пси­хо­ло­ги­че­ски обос­но­вал впер­вые вы­ра­жен­ные Я.А. Ко­мен­ским пра­ви­ла: «от близ­ко­го к да­лё­ко­му», «от про­сто­го к слож­но­му», «от бо­лее лёг­ко­го к бо­лее труд­но­му», «от из­вест­но­го к не­из­вест­но­му». Раз­ра­бо­тал ди­дак­ти­ку раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния, сфор­му­ли­ро­вав её основные тре­бо­ва­ния в ви­де 33 за­ко­нов и пра­вил.

Сочинения:

Sämtliche Werke. B., 1956-2003. Bd 1-17;

Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. / Сост. В. А. Ро­тен­берг. М., 1956.

Источник

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог

Вы будете перенаправлены на Автор24

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790 – 7 июля 1866), немецкий педагог

Краткие биографические данные

Дистервег родился в 1790 году в немецком городе Зиген, его отцом был судебный служащий. Народная школа и латинская школа, которые окончил Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что послужило основой интереса будущего педагога к обучению в народных школах.

В 1808 году начал обучение в Гернборнском университете, спустя год продолжил обучение университете в городе Тюбинген, по окончании которого в 1811 году была защищена докторская диссертация.

В 1811 году начал осуществлять практическую педагогическую деятельность в качестве домашнего учителя, а затем получил должность учителя гимназии.

В ходе осуществления педагогической работы в городе Франкфурт на Майне, Дистервег познакомился с несколькими педагогами, которые следовали в своей педагогической деятельности идеям Песталоцци. Данное знакомство сыграло большую роль в его дальнейшей педагогической деятельности, Дистервег начинает разрабатывать идею функционирования народной школы как школы, направленной на развитие у детей активности и самостоятельности мышления, кроме того, педагога занимал вопрос об осуществлении подготовки педагогического коллектива для таких школ.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской работой (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, принимал активное участие в работе учительских семинаров в Мерее, в Берлине.

Кроме педагогической работы, с 1827 года занимался редактирование педагогического журнала «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе», а в 1851 году издал свой собственный журнал, который назвал «Педагогический ежегодник».

Готовые работы на аналогичную тему

В 1848 году прусское правительство обвинило Дистервега в «опасном вольнодумстве», отправило его в отставку, после чего педагог занялся литературной и общественно-политической деятельностью, которую продолжал до самой смерти. Умер в 1866 году от холеры.

Вклад в науку

Дистервег внёс огромный вклад в педагогическую науку. Педагогом подробно рассматривались вопросы воспитания, данную проблематику отражают статьи, посвящённые принципам воспитания. Кроме того, автором обосновывается необходимость реализации обучения, носящего воспитывающий и развивающий характер. В большинстве статей также затронуты вопросы личностных и профессиональных качеств учителя, требованиях к учителю.

Большинство педагогических идей Дистервега опирались на исследования Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Наиважнейшими принципами воспитания педагог считал принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Данные принципы не потеряли своей актуальности и в современной школе.

На основе данных принципов была сформулирована целостная система дидактических правил, которая была представлена в труде «Руководство к образованию немецких учителей». В работе представлены важные советы и рекомендации, предназначенные учителям, на основе которых происходило самообразование педагогов, самосовершенствование педагогической деятельности. В данном труде значительное место отведено описанию четырёх групп дидактических правил, которыми может определяться воспитательная деятельность школы. Группы правил касались организации обучения учеников, содержания учебного материала, планирования обучения в соответствии с различными условиями, а также профессиональных качеств учителя и организации педагогической профессиональной деятельности.

Значительным вкладом Дистервега в педагогическую науку также является возрастная периодизация детей школьного возраста, в которой представлено описание трёх ступеней возрастного развития школьников с опорой на ведущую деятельность и характерные особенности данного периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Дистервега представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Основные труды

Педагогические исследования Дистервега отражены в большом количестве статей и трудов, они посвящены общей педагогике, теории воспитания, дидактике, кроме того, был выпущен ряд учебников и методических рекомендаций для учителей по преподаванию математики, астрономии, естествознания, географии, родного языка.

В качестве наиболее интересных трудов Дистервега можно назвать следующие:

Источник

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог — Философия

Образование в Университете Херборна и Тюбингена в 1808-1811 годах, Дистервег начал преподавать в 1811 году. Он преподавал около двух лет в Мангейме и Вормсе, прежде чем перешел в модельную школу во Франкфурте-на-Майне. Позже он стал ректором латинской школы в Эльберфельде. В 1820 году он был назначен ректором нового учительского семинара в Море, где применял методы Песталоцци. В 1832 году он был призван в Берлин, чтобы возглавить новую общественную школьную семинарию в этом городе. Здесь он доказал, что является убежденным сторонником несектантского религиозного учения. В 1846 году он основал Институт Песталоцци в Панькове и общества Песталоцци для поддержки вдов и сирот учителей. Из-за разногласий с властями по поводу важных шагов высшего образования он попал в постоянные трения и в 1847 году покинул семинарию. В 1850 году он получил государственную пенсию. Затем он продолжал активно пропагандировать свои просветительские идеи в периодических изданиях. В 1858 году он был избран в Палату представителей Берлином и проголосовал за либеральную оппозицию.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Философия

Дистервег считал, что важнейшие факультеты и ответственность в обучении важны, и стремился реформировать социальные, экономические и моральные аспекты образования, публикуя влиятельную «Pädagogisch Wollen und Sollen». Он основывал свою программу на том, что он называл «основными принципами борьбы за жизнь», которые он видел в конфликте между католичеством и протестантством. По его мнению, в конфликте существует несколько «противоположностей» (различных вариантов), которые можно свести к одной «власти или свободе, католицизму или протестантизму».

В своих усилиях по реформированию школ Дистервег хотел устранить политическое и религиозное влияние из самого класса и вместо этого в большей степени учитывать социальный фактор. Он верил в доступность образования: «Обучайте людей прежде, чем беспокоиться об их профессиональной подготовке или классе, [ибо] и пролетарий, и крестьянин должны получить образование, чтобы стать мужчинами»; он также верил в помощь бедным через образование. Он хотел профессионализации государственных учителей и боролся за относительную автономию школ; он также оказывал влияние на учителей того времени через свою газету «Rheinische Blätter».

Очерки

Дистервег был плодовитым писателем на образовательную тематику и автором нескольких учебников. Он был автором 50 книг и опубликовал около 400 статей; ему приписывают заслуги в том, что он нарисовал термин «учиться делать, делая» из одного источника. В 1851 году он основал в Берлине «Пядагогический Ярбух». К его публикациям относятся:

Краткая биографическая информация

Дистервег родился в немецком городе Зиген в 1790 году, его отец был судебным клерком. Государственная школа и латинская школа, которую посещал Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что вызвало у будущего педагога интерес к преподаванию в государственных школах.

В 1808 году он начал учебу в университете Хернборна, а через год продолжил ее в университете Тюбингена, где в 1811 году получил докторскую степень с диссертацией.

В 1811 г. он начал свою практическую педагогическую деятельность в качестве репетитора, а затем учителя в гимназии.

Во время своей педагогической деятельности во Франкфурте он познакомился с несколькими педагогами, которые ориентировались в своей педагогической работе на идеи Песталоцци. Этот знакомый сыграл важную роль в его дальнейшей педагогической деятельности. Он начал развивать идею начальной школы как школы для развития активности и самостоятельности мышления у детей.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской деятельностью (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, он активно участвовал в семинарах по подготовке учителей в г. Мере, Берлин.

Кроме педагогической работы, с 1827 года он занимался изданием педагогического журнала «Rheinisches Blatt für das Schulwesen mit besonderer Berücksichtigung der öffentlichen Schule», а в 1851 году выпустил свой собственный журнал, который назвал «Pädagogisches Jahrbuch».

В 1848 году прусское правительство обвинило Дистервега в «опасном вольнодумстве» и отправило его в отставку, после чего учитель стал активно заниматься литературной и общественно-политической деятельностью, которую он продолжал до самой смерти. Он умер от холеры в 1866 году.

Вклад в науку

Компания «Дистервег» внесла большой вклад в развитие образовательной науки. Педагог углубленно занимался вопросами образования, и в статьях, посвященных принципам образования, отражена эта проблема. Кроме того, автор обосновывает необходимость образования и обучения в целях развития. В большинстве статей также затрагиваются личные и профессиональные качества преподавателя, требования к нему.

Большая часть образовательных идей Дистервега была основана на исследованиях Й.-Я. Руссо и И.Г. Песталоцци. По его мнению, такие принципы образования, как естественная адаптация, культурная адекватность и автономия, имеют очень большое значение. Эти принципы не утратили своей актуальности в современных школах.

На основе этих принципов он сформулировал всеобъемлющую систему дидактических правил, которая была представлена в его работе «Учебное пособие для учителей Германии». В работе содержались важные советы и рекомендации для учителей, которые использовались в качестве основы для самообразования педагогов и самосовершенствования педагогической деятельности. Важное место в этой работе отводится описанию четырех групп дидактических правил, которые могли бы определить педагогическую деятельность школы. Группы правил касались организации обучения студентов, содержания учебных материалов, планирования преподавания в различных условиях, профессиональных характеристик преподавателя и организации профессионально-педагогической деятельности.

Значительным вкладом компании Disterweg в развитие педагогической науки является также возрастная периодизация школьников, которая представляет собой описание трех этапов возрастного развития школьников, основанное на руководящей деятельности и характерных особенностях этого периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Disterweg представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Его основные произведения

Педагогические исследования Disterweg нашли свое отражение в большом количестве статей и работ, они посвящены общей педагогике, педагогике, дидактике. Кроме того, был издан ряд учебников и руководств для учителей по преподаванию математики, астрономии, естественной истории, географии, родного языка.

Некоторые из наиболее интересных работ Дистервега являются следующими:

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

„Человек – моё имя”

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. Его называли «немецким Песталоцци».

Он родился 29 октября 1790 года в городке Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился сначала в обычной народной, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили у него самые тяжелые воспоминания о школе вообще: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщавшихся знаний, подавление интереса и самостоятельности учащихся. По его словам, он в школе приобрёл на всю жизнь отвращение к догматическому обучению.

В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году. В 1817 г. Дистервег защитил докторскую диссертацию «О конце мира», где опровергал мистическую теорию о близкой гибели мира и получил степень доктора философии. Ещё в студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Дистервег готовился в инженеры, но уже с 1813 г. начинает свою педагогическую карьеру, в качестве учителя Образцовой школы во Франкфурте-на-Майне и сразу становится сторонником идей Песталоцци.

На формирование педагогической теории Дистервега оказало влияние состояние образования в Германии и собственная педагогическая деятельность, направленная на совершенствование педагогического процесса, на разрешение противоречий между теорией и практикой в обществе, где новые прогрессивные идеи с трудом пробивали дорогу.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

В разработке педагогической теории Дистервег, подобно Гербарту, широко опирался на идеи И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, а также на античные источники (Сократ). Дистервег обращается к развивающему вопросному методу, получившему название «сократический» и рассматривает его как «венец учительского искусства».

Привлекательной для Дистервега была идея И. Канта о наличии культурной природы человека, выражающейся в свободном самоопределении. Дистервег вслед за Гегелем поддерживает идею смены культуры, связывая эту мысль с теорией воспитания, черпающего свои правила и законы из особенностей народа, времени, истории.

Дистервег согласен с идеей Фихте о том, что «воспитание к свободе — единственно возможное предназначение человека». Цели воспитания по Дистервегу — служение истине, добру и красоте, воспитание совершенного человека. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания, идею гармонического развития физических и духовных сил личности, способностей, которые имеет ребенок от рождения.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Посвятив себя навсегда делу народной школы, он в 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, с 1820 года руководил Учительской семинарией в Мёрсе, а с 1832 по 1847 г. занимал место директора Берлинской семинарии для подготовки учителей городских школ. Ученики и последователи учёного съезжались сюда со всей Германии, а так же из Венгрии и России, чтобы увидеть известного педагога в деле.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Его стараниями в 1846 г., по случаю столетнего юбилея дня рождения Песталоцци, был устроен Приют для сирот учителей и Общество пособия вдовам учителей. Значение Дистервега обусловливалось в особенности обаянием его личности в непосредственных его отношениях к ученикам и сотрудникам; оно недостаточно ясно для современного педагога, знакомого с ним лишь по его сочинениям и учебникам.

Свои педагогические взгляды он изложил в «Руководстве к образованию немецких учителей» и в многочисленных статьях в издаваемом им журнале. Его учебник «Элементарная геометрия» в 1862г. был издан на русском языке. И вообще, в России произведения Дистервега и его взгляды были хорошо известны. Ещё при жизни он заслужил звание «Учитель немецких учителей».

Ведущая роль в процессе воспитания принадлежит обучению. Дистервег развивает идею воспитывающего обучения. Основными принципами воспитывающего обучения он считал принципы природосообразносги, самодеятельности и культуросообразности.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Следование за природой ребенка, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — это одна из ведущих идей Дистервега. Вслед за Руссо и Песталоцци Дистервег использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы за новую педагогику. Школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. «Ничто не совершается против природы вещей, то же самое в мире детей».

Понятие природы ребенка у Дистервега выражено словами: «Ведь природа человека хороша, она создана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенным в ней законам. Если ты хочешь узнать, что сообразно с человеческой природой, тогда ты должен исследовать природу ребенка. Этого хотел Руссо, это сделал Руссо».

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Так как никакое развитие духовных сил и способностей невозможно без определенных усилий со стороны самого человека, самого ребенка, то Дистервег полагал, что следующим принципом воспитания является самодеятельность. Ум, воля, мышление, наблюдательность, свойственные людям, развиваются в процессе самодеятельности. Самодеятельность в понимании Дистервега означает свободное самостоятельное познание. В противовес авторитарной педагогике Дистервег защищал право каждого человека на самостоятельное развитие мышления, деятельности.

«Человек должен заработать себе на жизнь, должен выработать самого себя. Трудом создается человеческий мир. Поэтому мы упражняем в школе голову, руки и ноги. Школа есть не только молитвенный дом, зал для пения, но и трудовое учреждение в самом свободном и благородном смысле этого слова». Самодеятельное познание должно быть направлено к истине, самодеятельное чувство — к красоте, самодеятельная сила воли — к добру.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Дистервег высказывался за то, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура. Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим.

Принцип культуросообразности исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.

«Различно должны были воспитываться немецкие дети в VIII, XVI и XIX столетиях. Различны требования времени в Китае, Португалии, Англии, Франции и Германии в нашу эпоху: в 40-е годы XIX в.». В связи с этим Дистервег указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал «Peйнские листки для воспитания и обучения. » (1827—1866) и «Педагогический ежегодник» (1851—1866).

Дистервег возбуждал в учителях стремление к чему-то высшему по сравнению с мрачной действительностью, призывал к служению истине, красоте и добру, причём, в отличие от Гербарта, он считал эти понятия исторически меняющимися. Он высказал знаменитую фразу: «Истина находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены”.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием. » Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.

Дистервег, как и Песталоцци, главной задачей обучения считал развитие умственных сил и способностей детей, но при этом он сделал шаг вперёд, указав, что формальное образование связано с материальным, что ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путём. Каждый учебный предмет вместе с образовательным имеет также и нравственное значение.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Дистервег придавал большое значение обучению детей отечественной истории, географии, родному языку, литературе. Естествознание и математика должны готовить учеников к практической деятельности. Дистервег был сторонником реального обучения и отрицательно отзывался о современных ему классических гимназиях.

Дистервег развил дальше сформулированные Коменским правила обучения: от близкого к далёкому, от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному. При этом он справедливо предостерегал учителей от их формального применения.

Дистервег сгладил противоречия между устным и письменным счётом, созданные школой Песталоцци. Особенно большое значение он придавал вычислениям в уме.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

В отличие от Коменского, Дистервег считал, что успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом обучения. Хороший учитель, считал он, должен в совершенстве владеть своим предметом, любить свою профессию и детей, никогда не отступать от своих воспитательных принципов, постоянно работать над собой. В то же время, строгий и требовательный учитель должен быть справедливым, он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения.

Отвергая революционный путь изменения общественных отношений, Дистервег возлагал надежды на мирное преобразование общества и особенно на просвещение народа. Он защищал идею общечеловеческого воспитания. Задача школы, по его мнению, заключается в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к своему народу неотделима от любви к человечеству.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против воспитания в духе религиозной нетерпимости. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого ребенка были присущи и педагогическим исканиям Л.Н.Толстого. В составленной им «Азбуке» он реализовал своё видение учебника для первоначального обучения: занимательность материала, его доступность, простота языка, немногословность.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Блестящий педагог-практик, Дистервег был автором свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, популярной астрономии.

Три ступени возрастного развития детей школьного возраста по Дистервегу:

* Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, характерны преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возрастной группы приобретает руководство чувственным познанием, упражнение чувств.

* Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.

* Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.

а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография

Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировал её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами.

Большое значение в обучении Дистервег придавал наглядности, она нашла у него конкретное выражение в правилах: «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Этим правилам, впервые сформулированным Коменским, Дистервег даёт психологическое обоснование и предостерегает учителей от их формального применения.

Учитель должен, по его словам, всегда следить «. за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи» учащихся. Говоря о необходимости умственной активности учащихся в процессе обучения, он замечает: «. плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, носит воспитывающий характер: «. кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует».

Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной».

Дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на развитие школы. Прогрессивные идеи Дистервега получили широкое распространение во всём мире.

В 1847 году, когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 году, после разгрома революции 1848 года, он вынужден был уйти в отставку. Но реакции все же не удалось расправиться с прогрессивным педагогом. Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим представителем в прусскую палату депутатов.

Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов (реакционных школьных законов).

Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вёл до последних дней своей жизни. Он скончался 7 июля 1866 года в Берлине, заболев холерой.

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Дистервег предупреждал, что им намечены лишь общие подходы, которые ни в коем случае не должны механически применяться в школе. Напротив, они ориентированы на творческий учет их учителем. Дистервег возлагал на общество ответственность за создание благоприятных условий, необходимых для реализации этих прав всеми членами общества.

В ГДР существовала медаль имени Дистервега, которой награждались заслуженные учителя.

— Богатством прошлого и своего времени пользуется каждый стремящийся вперёд человек.

— Неправильное знание хуже, чем незнание.

-Хотите вы позаботиться о своих детях, позаботьтесь о процветании тех, которым вверено их воспитание!

-Мужество необходимо не только для отважных поступков, но и для продуктивных занятий и мышления.

— Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя.

— Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

— Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

— Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

— Слабость ума и характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует.

— Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

— Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

— Очень полезно также читать с пером сочинения, не относящиеся к числу тех, над которыми ты работаешь продолжительное время, делать из них выписки или выдержки и создавать себе таким образом запас мыслей. Этому совету следовали наиболее выдающиеся люди нашей науки. Богатством прошлого и своего времени пользуется каждый стремящийся вперёд человек.

— Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.

— Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.

— Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует.

— Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

— Идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом.

— Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество.

— Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.

— Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трёх педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности.

Основные правила развивающего обучения, сформулированные Адольфом Дистервегом:

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

1. Обучай природосообразно,

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.

10. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.

2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ.

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

7. Связывай родственные по содержанию предметы.

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.

2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.

3. Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).

2. Обучай энергично.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Адольф Дистервег
Adolph Diesterweg
а дистервег краткая биография. Смотреть фото а дистервег краткая биография. Смотреть картинку а дистервег краткая биография. Картинка про а дистервег краткая биография. Фото а дистервег краткая биография
Дата рождения: