а и кошелев краткая биография
КОШЕЛЕВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
КОШЕЛЕВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1806–1883), русский публицист, общественный деятель. Родился 9 (21) мая 1806 в Москве, в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование, в 1822 сдал экстерном экзамены в Московский университет. Участвовал в кружке С.Е.Раича, где познакомился с Ф.Тютчевым, С.Шевыревым, М.Погодиным, А.Хомяковым. В 1823 вошел в «Общество любомудров», сблизившись с В.Одоевским, И.Киреевским, Д.Веневитиновым. В том же году поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1831–1832 путешествовал по Европе, слушал лекции в немецких университетах, познакомился с Ф.Шлейермахером, В.Кузеном, Ф.Гизо, А.Тьером, Ф.Савиньи, И.Гёте и др. европейскими интеллектуалами. По собственному признанию, возвратился из-за границы «убежденным антиевропейцем» (в письме И.Киреевскому). В 1835 окончательно оставил службу и жил в своем имении. В 1852 стал издателем славянофильского «Московского сборника». В своей статье Поездка русского земледельца в Англию. обосновывал экономическими аргументами тезис Хомякова об определенной культурно-исторической близости Англии и России. В 1856–1860 издавал и редактировал славянофильский журнал «Русская беседа». В 1861 издал собрание сочинений И.В.Киреевского.
В 1850-е годы Кошелев играл видную роль в подготовке крестьянской реформы. В его записках Александру II обосновывалась необходимость освобождения крестьян с землей, а также необходимость созыва выборной Земской думы. В 1859 Кошелев был избран дворянским депутатом в Редакционную комиссию. С 1860 участвовал в Государственной комиссии для составления проекта замены откупов системой акцизных сборов. Кошелев опубликовал в герценовском «Колоколе» материалы о подготовке крестьянской реформы. В 1870–1880-е годы, как и И.С.Аксаков, в духе «славянофильского либерализма», публиковал статьи в защиту гласности, свободы слова и печати, требовал освобождения церковной жизни от государственной опеки и давления, доказывал необходимость продолжения судебных реформ. Его наиболее значительным литературным произведением стали Записки (1812–1883). В мемуарах Кошелева содержатся ценные характеристики многих деятелей отечественной культуры, рассказывается о философских воззрениях участников «Общества любомудров», славянофильского и западнического кружков.
Умер Кошелев в Москве 12 (24) ноября 1883.
Кошелев А.И. О кн. В.Ф.Одоевском. М., 1869
Кошелев А.И. О сословиях и состояниях России. М., 1881
Кошелев А.И. Записки (1812–1883). М., 1891
КОШЕЛЁВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Дворянин. Крупный душе- и землевладелец; ему принадлежало свыше 5,5 тысяч душ крепостных крестьян, около 43,7 тысяч га земли (имение Песочня в Сапожковском уезде Рязанской губернии, земли в Ряжском уезде Рязанской губернии и в Новоузенском уезде Самарской губернии). В 1820-х годах познакомился с А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским, с которыми дружил всю жизнь, входил в общество любомудров. Учился на словесном отделении философского факультета Московского университета (1821-1824 годы), слушал лекции по философии, экономике и праву в Берлинском и Женевском университетах (1831-1832 годы). Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел (1824-1826 годы), в 3-й экспедиции особой канцелярии МИД (1826-1829 годы), Департаменте духовных дел иностранных исповеданий (1829-1831 годы). Советник Московского губернского правления (1833-1835 годы), затем в отставке. Предводитель дворянства Сапожковского уезда (1840-1842 годы), активно боролся со злоупотреблениями помещичьей властью.
В 1858 году, при подготовке крестьянской реформы 1861 года, Кошелев включён в качестве члена от правительства в состав Комитета по крестьянскому делу Рязанской губернии. Участвовал в подготовке проектов нормативного устава поземельных банков и ипотечного положения (1859-1860 годы); председатель винокуренной подкомиссии в Комиссии Министерства финансов по составлению проекта о замене откупов системой акцизного сбора (1860; ещё в 1849 году или 1850 году подал министру финансов записку о необходимости отмены откупов), разработал проект введения свободной виноторговли вместо откупов с установлением фиксированного акцизного сбора.
Главный директор (министр) финансов Царства Польского (1864-1866 годы), заведовал также горными заводами края. Провёл реформу налогообложения и добился бездефицитного бюджета в условиях финансового кризиса, наступившего в результате Польского восстания 1863-1864 годов. Уже оставив должность, представил правительству записку «О прекращении военного положения и введении общегосударственных учреждений в Царстве Польском» (1866).
Гласный Московской городской думы (1863-1865; 1869-1883 годы), Сапожковского уездного и Рязанского губернского земских собраний (1865-1883 годы). Председатель Сапожковского уездного училищного совета (1868-1874 годы). Один из инициаторов организации стационарного медицинского обслуживания населения в Сапожковском уезде.
В 1840-х годах Кошелев примкнул к кружку славянофилов. Славянофильство Кошелева имело практический, прикладной характер. В основном он выдвигал конкретные предложения по реформированию государственного устройства и экономики России. Лучшую для страны форму правления Кошелев видел в самодержавии, при этом считал необходимым созыв Земской думы как представительного законосовещательного органа при императоре (ещё в записке 1855 года, направленной императору Александру II, предлагал созвать «выборных от всей земли русской» для изыскания средств на ведение Крымской войны 1853-1856 годов). Конституцию считал явлением, чуждым национальному духу русского народа. Предлагал освободить крепостных крестьян с землёй за выкуп, с рассрочкой платежа помещикам на 12 лет (записка, направленная Кошелевым императору Александру II в 1857 году; впоследствии наряду с другими проектами рассмотрена Редакционными комиссиями). Предостерегал от заимствования западноевропейских политических институтов, считал нигилизм и атеизм плодами европейского просвещения, перенесённого на неподготовленную русскую почву. Верил в способность крестьянской общины предотвратить «пролетаризацию» России, отводил общине ведущую роль в преобразовании крестьянского быта на началах личной свободы и самоуправления. В общине видел также гарантию соблюдения экономических интересов землевладельцев при освобождении крестьян и осуществлении выкупной операции.
Мемуары Кошелева опубликованы на русском языке в Берлине в 1884 году, в России впервые в 1906 году (с сокращениями).
Иллюстрации:
Сочинения:
Голос из земства. М., 1869. Вып. 1;
О подушных податях. М., 1871;
О крестьянском самоуправлении и о присутствиях по крестьянским делам. М., 1881;
О некоторых изменениях в устройстве земских учреждений. М., 1881;
О сословиях и состояниях в России. М., 1881
Александр Кошелев. 210 лет со дня рождения русского любомудра и благодетеля
В 1861 году крестьяне в России были освобождены от крепостной зависимости. Но задолго до этого ратовали за подобное прогрессивное начинание в общественной жизни некоторые личности, не боящиеся взять на себя ответственность за судьбу страны. Среди них был и рязанский дворянин Александр Иванович Кошелев. Когда-то его имя знала почти вся страна. Сейчас о его жизни известно лишь знатокам истории.
210 лет назад, 9 [21 по н.ст.] мая 1806 года, родился Александр Иванович Кошелев — русский публицист-славянофил и общественный деятель. Его называли то славянофилом, то либералом. Пожалуй, можно было бы его называть просто здравомыслящим человеком.
Александр Иванович происходил из богатого дворянского рода Кошелёвых, племянник тамбовского губернатора Д. Р. Кошелева. Его отец, Иван Родионович Кошелев (ум. 1818), род которого происходил из дворян Рязани, был известен в среде русских аристократов как приверженец либерализма. Учился он в Оксфорде и поэтому по приезде на родину стал считаться первым англоманом. Туманный Альбион он боготворил до конца дней своих и Англию приводил как эталон политического уклада страны. Иван Родионович понравился князю Потёмкину, который сделал его своим генерал-адъютантом. Когда же его заметила императрица Екатерина II, Потёмкин отправил потенциального фаворита в провинцию. Выйдя в отставку при Павле, он поселился в Москве, где имел репутацию «либерального лорда»; интересовался науками и пользовался всеобщим уважением. Мать Александра Ивановича, Дарья Николаевна Дежарден (Desjardins; 1778—1836), — дочь французского эмигранта, была также умной и образованной женщиной. Её семью вынудили эмигрировать в Россию революционные события на её родине. Связав судьбу с Иваном Родионовичем, в православном крещении она получила имя Дарьи Николаевны. «Это от меня Сашенька, — говорила она, — перенял любовь к иностранным языкам». Александр действительно в совершенстве владел английским, немецким и французским, он также отлично знал итальянский, польский, испанский и латынь.
В 1821 году мать с дочерьми и сыном переехала в Москву. В Москве, вместе с Киреевскими, Кошелев занимался у профессоров Московского университета: А. Ф. Мерзлякова, Х. А. Шлецера и др.
В 1821 году поступил в Московский университет, но, не пожелав слушать лекции по всем восьми обязательным предметам, оставил его и в 1822 году поступил на службу в московский архив министерства иностранных дел. Так он оказался в среде так называемых «архивных юношей»; его товарищами были: князь В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев и другие. Князь Одоевский ввёл Кошелева в литературный кружок Раича. Вскоре некоторые члены кружка, в том числе и Кошелев, с Одоевским во главе, отделились от кружка, составили «Общество любомудрия» и начали издавать альманах «Мнемозина» — первый в России журнал философского направления.
Александр Кошелев вёл жизнь на удивление активную и насыщенную разными событиями: состоял в различных кружках и обществах, увлекался верховой ездой и театром, совершенствовал навыки литературной полемики и фехтования. Как представитель золотой молодёжи того времени, восстание на Сенатской площади он воспринял восторженно. Но пыл собиравшегося стать декабристом романтика охладила развязка известных событий. Подобные ему молодые люди отказались от пути революционных преобразований и выбрали дорогу «просвещения и нравственного самосовершенствования».
В сентябре 1826 года А. И. Кошелев перешёл на службу в Санкт-Петербург, где занимал видное положение его родственник Родион Александрович Кошелев. А. И. Кошелеву было поручено составлять извлечения из иностранных газет для императора Николая I. В это время он близко сошёлся с А. С. Хомяковым, сильно повлиявшим на его мировоззрение: Кошелев скоро стал славянофилом. К этому периоду относится и эпизод его несчастной любви к А.О. Россет. Предложение руки и сердца нашего героя, сделанное Россет, было отвергнуто. Причём честолюбивого Александра избранница упрекнула в «мечтательности и неспособности совершать великие дела». Однако же дальнейшая жизнь Кошелева полностью опровергла эти несправедливо брошенные слова.
В 1831 году Кошелев выехал за границу, где познакомился с такими европейскими знаменитостями, как Гёте, Шлейермахер, Савиньи; он слушал лекции экономиста П. Росси.
В 1831 году в Берлине Кошелев слушал лекции Ф. Шлейермахера, о чем через много лет вспоминал в «Записках», отмечая впечатление, произведенное на него «ясностью изложения и взгляда на преподаваемый предмет».
Возвратившись в Москву, он ещё некоторое время служил советником губернского правления в Москве (1833—1834), но потом, женившись 4 февраля 1835 г. на богатой наследнице Ольге Фёдоровне Петрово-Соловово (1816—1893, сестра Г. Ф. Петрово-Соловово), вышел в отставку, купил имение в селе Песочня, Сапожковского уезда Рязанской губернии. Это большое село, располагавшееся недалеко от родовых вотчин Кошелевых — деревень Канино и Смыково. Александр модернизировал старый песоченский винокуренный завод и активизировал винные откупа, распространив их на многие уездные центры Рязанщины. Это был тогда самый эффективный способ наращивания богатства. И только через двенадцать лет Кошелев прекратил проводить откупные операции, став к тому времени одним из богатейших людей России.
Откуп Кошелев держал до 1848 года: практика убедила его во вреде этого способа ведения дел и он представил министру финансов записку о замене откупной системы введением акцизного сбора. Стал заниматься оптовой торговлей хлебом; в 1847—1857 годах был поставщиком хлеба в казну для нужд армии и флота.
В своих обширных владениях (5,5 тыс. душ, главным образом в Ряжском уезде Рязанской губернии и Новоузенском уезде Самарской губернии) он создал многоотраслевое хозяйство; большую часть крепостных перевёл на барщину; ввёл «мирское управление» и мирской суд; построил на свои средства несколько школ. Внедрял передовую агротехнику, закупал сельскохозяйственные машины.
Следует подчеркнуть, что около половины крестьян работали на барщине три дня в неделю. А.И. Кошелев считал подобную практику выгодной для помещика и «не отяготительной» для крестьянина. Хозяйство Александра Ивановича, особенно после заведения большого стада в тысячу голов, стало многоотраслевым и оно активно втягивалось в товарно-денежные отношения. Для более рационального ведения хозяйства Кошелев старался применить к крестьянам принцип самоуправления, насколько это было возможным в условиях крепостного права и личного хозяйства. Самоуправление заключалось в том, что крестьяне имели право избирать из своих мирского старосту и старшин.
Как сапожковский уездный предводитель дворянства, Кошелев большое внимание уделял крестьянскому вопросу. В 1847 году в «Земледельческой газете», которую тогда редактировал А. П. Заблоцкий-Десятовский, появилась статья «Охота пуще неволи», в которой автор развивал мысль о том, что свободный труд производительнее крепостного и что только лень русских помещиков мешает им обратить, на основании указа от 12 июня 1844 г., своих дворовых в обязанных крестьян.
В 1847 году Кошелев обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета из двух депутатов от каждого уезда для выработки проекта мер «к узаконению отношений крестьян к помещикам в Рязанской губернии». Такая же идея была у Д. Н. Свербеева, и между ними завязалась оживленная переписка. Встретив сопротивление губернского предводителя дворянства, Кошелев неоднократно обращался к министру внутренних дел Перовскому, но его предложения не были приняты.
Во время Крымской войны Кошелев составил записку о финансах, которую подал новому государю. Он предлагал не прибегать для продолжения войны к новым налогам и внутренним и внешним займам, а обратиться к добровольным пожертвованиям, для чего сделать воззвание к патриотизму страны и созвать её представителей, которые решили бы, в какой мере возможны пожертвования от каждого сословия.
В это же время Кошелев принялся за проект освобождения крестьян, который в 1858 году был представлен Александру II, одновременно с проектами Ю. Ф. Самарина и князя В. А. Черкасского, и оказался самым радикальным: Самарин предлагал только расширить и сделать более удобным указ об обязанных крестьянах, Черкасский предлагал освобождение крестьян только с усадьбами, а Кошелев — выкуп крестьян, в течение 12 лет, со всей землёй, находящейся в их владении.
Издатель и общественный деятель
В 1852 году на средства Кошелева была выпущена книга «Московского Сборника» — первый том из четырёх задуманных; второй том был задержан цензурой.
Пользуясь большей свободой печати, наступившей в царствование Александра II, Кошелев стал издавать в 1856 г. журнал «Русская Беседа», который выходил четыре раза в год, а с декабря 1857 г., как дополнение к этому журналу, книжки «Сельское Благоустройство», посвященные исключительно крестьянскому вопросу.
В споре о русской общине оба журнала отстаивали ее «товарищескую, мирскую» (а не патриархальную, не родовую, не государственную) природу, выводя ее устройство, по слову Кошелева, «из тысячелетней жизни русского народа и государства».
Как и другие представители славянофильства, Кошелев считал, что русский путь развития принципиально отличается от западноевропейского. «Дерево просвещения растёт не ветвями, а корнями, и срубленная ёлка, хотя бы и была обвешана апельсинами, виноградом и яблоками, своего плода не даст». Под перечисленными фруктами Александр Иванович подразумевал, конечно же, разнообразные плоды Запада.
«Нам предстоит не семя в землю класть для произведения дерева, поскольку «русское дерево» выращивалось столетиями, — писал Кошелев в отношении этого. — Оно глубоко пустило в землю свои сильные корни и уже не дичок; к нему издавна привито святое православие; молодые, но сильные ветви уже осенили нашу землю. Могли ли мы, ослеплённые искусственностью и многообразием Запада, изучать своё, русское, — истинное по простоте, высокое по смирению, существенное по его жизненности? »
Уже более полутора столетия прошло с той поры, когда были обнародованы эти слова рязанского дворянина. И что бы там ни было, а «русское дерево» продолжает расти и приносить свои плоды.
Как издатель Кошелев выступал и позднее: в 1861 подготовил и выпустил собр. сочинений И. В. Киреевского в двух томах и составил программу издания сочинений Хомякова в 4 томах.
Все это составило Кошелеву репутацию либерала в крестьянском вопросе. Когда в преддверии крестьянской реформы стали учреждаться губернские комитеты, Кошелев не был избран в рязанский комитет, но был назначен туда членом от правительства, по предложению рязанского губернатора М. К. Клингенберга.
В 1859 году Кошелев подал вместе с 18 другими депутатами от губернских комитетов ходатайство о том, чтобы им было дозволено представить свои соображения на окончательные труды редакционных комиссий, жёстко раскритикованных ими, до поступления их в Главный комитет. Этим Кошелев навлёк на себя сильное неудовольствие правительства.
В рамках финансовой реформы он был введён в состав комиссии для составления проекта замены откупов системой акцизных сборов и был председателем в винокуренной подкомиссии. Также он состоял ещё в двух комиссиях: по выработке устава для поземельных банков и по рассмотрению проекта ипотечного положения.
В 1864—1866 годах он состоял членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами; он сумел стабилизировать финансовое положение в крае.
Деятельная натура Александра Ивановича Кошелева не могла замкнуться только на делах сельскохозяйственных. В 1865 году его избрали гласным Сапожковского уездного собрания, на котором в этом же году он был выбран гласным Рязанского губернского земства. Особенно плодотворно А.И. Кошелев поработал в должности председателя училищного совета Сапожковского уезда. Он понимал, что отмена крепостного права и проведение в жизнь реформ поставили на очередь вопросы и о народной грамотности, который стал одним из важных аспектов его земской деятельности в деревне.
Практическая работа А.И. Кошелева по развитию народного образования в Сапожковском уезде Рязанской губернии сочеталось с его выступлениями в печати. Многие его идеи и начинания были воплощены в жизнь уездными и губернскими земствами. Было увеличено число народных училищ, открыто мужское земское училище в Сапожке. В Рязани стало действовать специальное земское училище для подготовки учителей для народных училищ. В результате успешной работе земских учреждений грамотность в Рязанской губернии поднялась с 6% в середине века до 24% в конце XIX века и в этом есть и заслуга А.И. Кошелева.
Энергично действовал Кошелев и в роли председателя сапожковского уездного училищного совета. Он организовал статистические исследования в Рязанской губернии и защищал рязанских статистиков от возведённых на них несправедливых нареканий.
Неутомимо работая в земстве в Рязанской губернии, Кошелев был также президентом Московского общества сельского хозяйства и неоднократно избирался гласным московской городской думы (1863—1865; 1869—1872; 1873—1876; 1881—1884).
В 1868 году вместе с В. А. Кокоревым возглавил Московское товарищество для покупки Николаевской железной дороги (сделка не состоялась).
Общественная позиция Кошелева, при сохранении верности славянофильским основам, всегда отличалась непредвзятостью и широтой. В середине 50-х гг. он выступил с радикальными заявлениями по крестьянскому вопросу,и так что консервативно настроенная Е. П. Растопчина не случайно язвила в сатире «Дом сумасшедших в Москве в 1958 году»:
«Кошелёв — Беседы русской
Корифей и коновод,
Революции французской
В недрах Руси скороход».
Однако сам Кошелев тогда же заявлял (в письме к И. Аксакову), что «путь Герцена, его средства, слова и пр. никогда не будут одобрены мною», добавляя при этом: «в речах Филарета [Дроздова] несравненно более жизни, чем в произведениях Герцена».
В 1862 в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» (Лейпциг, 1862) выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением.
В 1870‑х Кошелев вернулся к активной публицистической деятельности: сотрудничал в журнале «Русская мысль», газете «Голос», «Рязанские губернские ведомости», позднее – в газете «Русь», издал брошюры «О мерах к восстановлению ценности рубля» (СПб., 1878) (актуально звучащее название, не правда ли?), «О кредите земледельцам при покупке ими земли» (М., 1880), «О сословиях и состояниях в России» (М., 1881), «О мерах к сокращению пьянства» (М., 1881); ряд работ, не пропущенных цензурой в России, издал в Берлине: «Наше положение», «Общая земская дума в России», «Об общинном землевладении в России» (все – 1875) и «Что же теперь делать?» (1879).
В 1871—1872 гг. Кошелев издавал журнал «Беседа» (редактор С. А. Юрьев), а в 1880—1882 гг. — еженедельник «Земство» (редактор В. Ю. Скалон), отстаивавшие ценности крестьянской общины и критиковавшие финансово-экономическую и внутриполитическую деятельность правительства.
А.И. Кошелев на свои средства издал за границей ряд книг посвященных актуальным вопросам российской общественной жизни, которые не могли появиться в России по цензурным условиям. Наиболее значимыми из них являются работы: «Где мы? Куда и как идти? и «Записки», вышедшие в Берлине соответственно в 1881 и 1883 годах.
Несомненно, в общественных воззрениях Кошелева было много трезвого и насущно позитивного, продиктованного во многом верностью «славянофильскому либерализму», оппозиционному правительственным устремлениям.
А.И. Кошелев представил собой в общественной жизни пореформенной России новый тип российского интеллигента, который в судьбоносный для страны период не стал противопоставлять себя правительству и чиновничеству. По словам одного из исследователей: «Кошелев одним из первых… для служения своей стране считал необходимым быть с властью и влиять на неё, так как совершать значительные изменения в России, можно лишь используя её неограниченные возможности».
Умер в ноябре 1883 года и был похоронен рядом с другими известными славянофилами в Даниловом монастыре.
И. С. Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев — это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, — не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни.
Источники:
Александр Иванович Кошелев
Кошелев, Александр Иванович
Данилин Е. Александр Иванович Кошелев – забытый благодетель // Панорама города. – 2013. – №37 (850).
Зайцев В.М. А.И. Кошелев: предприниматель и общественный деятель
Колюпанов Н.П. Биография А.И. Кошелева. М., 1889-1892
Попов А.А. А.И. Кошелев: у истоков либерализма В России. // Социально-политический журнал. – 1994. – № 1-2. – С.144.
Кошелев, Александр Иванович
Кошелев, Александр Иванович
— писатель публицист, род. 9 мая 1806 г., ум. 3 ноября 1883 г. Отец его, Иван Родионович, состоял генерал-адъютантом при кн. Потемкине; по рассказам, он успел обратить на себя внимание императрицы Екатерины II и вследствие этого был удален князем Потемкиным из Петербурга в провинцию. Выйдя в отставку, он поселился в Москве, где приобрел себе известность одного из образованнейших людей своего времени; мать Александра Ивановича, Дарья Николаевна, рожденная Дежарден (Desjardins), дочь французского эмигранта, была также очень умной и образованной женщиной. Под руководством своих родителей А. И. Кошелев получил первоначальное образование, а затем брал приватные уроки у профессоров Московского университета; из последних особенное влияние оказали на своего питомца Мерзляков, преподававший ему русскую и классическую словесность, и Шлецер-сын, преподававший политические науки; первый пристрастил молодого Кошелева к древним классикам, а второй — к немецкой литературе. В сентябре 1822 г. Кошелев поступил в Московский Университет, но, не желая подчиняться требованиям начальства, должен был выйти из него не окончив курса и держал в университете в 1824 г. выпускной экзамен экстерном. Получив аттестат высшего учебного заведения, Кошелев поступил на службу в Московский Архив Министерства Иностранных дел и принимал участие в литературном кружке, который, под председательством С. Е. Райча, собирался сначала в доме Муравьева, на Дмитровке, а потом на квартире сенатора Рахманова. К этому кружку принадлежали Ф. И. Тютчев, кн. В. Ф. Одоевский, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, А. С. Норов, А. Н. Муравьев и многие другие лица, приобретшие впоследствии известность в литературе; иногда кружок удостаивался посещений популярного московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына. Кроме того, Кошелев с друзьями своего детства, кн. Одоевским, Ив. Киреевским и Дм. Веневитиновым, основали другой кружок, занимавшийся философскими вопросами; существование этого кружка держалось в тайне. Этот кружок просуществовал до середины декабря 1825 г., когда его члены решили прекратить свои собрания как потому, что не хотели привлечь на себя внимание полиции, так и потому, что политические события сосредоточили на себе все их внимание. В сентябре 1826 г. Кошелев перешел на службу в Петербург, где дядя его, член Государственного Совета, Родион Александрович Кошелев, занимал видное положение, хотя со смертью Императора Александра I, к которому был очень близок, он и лишился части своего влияния. Он принял племянника очень ласково. В его доме Кошелев познакомился с кн. А. Н. Голицыным, М. М. Сперанским и другими видными государственными деятелями. Молодой Кошелев поступил на службу в Министерство Иностранных Дел, где ему поручено было составлять извлечения из заграничных газет для Императора Николая I. При своих связях и при своих способностях Кошелев мог рассчитывать на блестящую карьеру, но в этом ему помешал его характер, благодаря которому он имел несколько довольно резких столкновений с видными представителями администрации. Столкновения эти составили ему репутацию беспокойного человека и сам Император Николай Павлович, как рассказывает Кошелев, называл его не иначе как «mauvais homme». Из Министерства Иностранных Дел Кошелева перевел в свое ведомство Д. Н. Блудов, управлявший в то время делами иностранных вероисповеданий. Здесь А.И. Кошелев принимал участие, в качестве делопроизводителя, в комитете для составления «Общего устава для лютеранских церквей в Империи» и не раз горячо защищал намерения правительства, клонившиеся к объединению постановлений для протестантских церквей всей России, против членов комитета из остзейских немцев. Ko времени пребывания Кошелева в С.-Петербурге относится и его первое знакомство с известным славянофилом А. С. Хомяковым, с которым он сошелся особенно близко у одра умирающего Веневитинова и который имел впоследствии решительное влияние на его образ мыслей. В 1831 г. Кошелев уехал за границу, где познакомился с такими европейскими знаменитостями, как Шлейермахер, Ганс, Савиньи и наконец Гете. Особенное влияние оказали на путешественника лекции, в Женеве, по юридическим наукам знаменитого Росси (впоследствии министр папы Пия IX). «Этот человек», пишет о нем Кошелев, «развил во мне настоящий либерализм, который, к сожалению, у нас редко встречается, ибо в среде наших так называемых либералов, по большей части встречаются люди, проникнутые западным доктринерством и руководящиеся чувствами и правилами скорее деспотизма, чем истинного свободолюбия и свободомыслия. Этому доброму на меня влиянию знаменитого Росси я весьма многим обязан в деятельности моей и по делу освобождения наших крепостных людей и по управлению делами в Царстве Польском». По возвращении в отечество Кошелев служил еще некоторое время советником губернского правления в Москве, но потом, женившись на девице Ольге Федоровне Петровой-Соловой, вышел в отставку, купил себе имение в Сапожковском уезде Рязанской губернии и стал здесь заниматься откупами. В 1848 г. он оставил откупа и подал в Министерство Финансов записку, в которой указывал на вред этой системы и советовал заменить ее акцизным сбором; записке этой не было дано ходу. Главное внимание Кошелева было сосредоточено в это время на крестьянском вопросе: будучи сапожковским уездным предводителем дворянства, он неоднократно вступался за крестьян своего уезда против тех помещиков, которые их притесняли, чем вызвал неудовольствие со стороны местного дворянства, а особенно — со стороны губернского предводителя. Об интересе Кошелева к крестьянскому делу свидетельствует относящаяся к этому времени переписка его с П. В. Киреевским по этому вопросу, а также его статья: «Охота пуще неволи», появившаяся в 1847 г. в «Земледельческой Газете», которую тогда редактировал А. П. Заблоцкий-Десятовский. В этой статье автор развивал мысль о том, что свободный труд производительнее крепостного и что только лень русских помещиков мешает им обратить, на основании указа от 12 июня 1844 г., своих дворовых в обязанных крестьян. Однако, в своей переписке с Киреевским Кошелев возлагал все надежды на добровольные сделки между помещиками и крестьянами и даже не хотел, чтобы эти сделки были известны полиции, покуда крестьяне приучатся к мирскому управлению и к некоторой законной самостоятельности; «кто Вам мешает 5—10 лет оставаться их попечителем», писал он. Не довольствуясь теоретической разработкой крестьянского вопроса, Кошелев обратился к дворянству своей губернии с предложением ходатайствовать перед правительством о составлении комитета из двух депутатов от каждого уезда для выработки проекта мер «к узаконению отношений крестьян к помещикам в Рязанской губернии». Предложение это встретило сильное противодействие со стороны губернского предводителя дворянства. Тогда Кошелев обратился к министру внутренних дел, от которого получил ответ, что Государь не согласится на учреждение такого комитета, но что автор предложения может сам обратить своих крестьян в обязанные на основании указа от 12 июня 1844 г. Однако Кошелев, владелец более трех тысяч душ, не пожелал воспользоваться этим указанием. В 1849 г. он снова обратился к министру внутренних дел с запиской, в которой предлагал: 1) воспретить помещикам переводить впредь кого-либо из крестьян в дворовые; 2) считать и теперь дворовыми только тех, которые не владеют и более 10 лет не владели никаким полевым земельным наделом, не имеют постоянной оседлости и которые сами изъявят желание на перечисление их в дворовые, 3) перечисление это произвести без раздробления семейств. Однако и на эту записку Кошелев не получил никакого ответа. Точно также осталось без ответа и предложение, сделанное им в 1850 г., обратить своих крестьян в обязанные с наделением их землей, находящейся в их распоряжении, с платой по 40 руб. за десятину, — вероятно оттого, что Кошелев рассчитывал получить эти деньги от казны. Таковы были попытки Кошелева затронуть крестьянский вопрос в царствование имп. Николая I.
В 1851 г. Кошелев с кружком московских славянофилов, к которому он примкнул под влиянием Хомякова, решил издать четыре тома сборника, который они окрестили «Московским» и в котором собирались высказать свои взгляды на различные предметы. В 1852 г. вышел первый том этого «Сборника»; во 2 томе Кошелев хотел поместить статью о своей поездке в 1851 г. на всемирную Лондонскую выставку, но этот том не был пропущен цензурой.
Более широкое поприще деятельности открылось для Кошелева со вступлением на престол Императора Александра II. В разгар Севастопольской войны Кошелев подал Государю записку о наших финансах, в которой говорил о необходимости поднять кредит внутри государства и предлагал созвать для этого выборных со всей земли Русской; эта записка осталась, как и прежние, без всяких последствий. В то же время Кошелев принялся за изготовление своего проекта освобождения крестьян; Государь узнал о труде Кошелева и выразил через генерал-адъютанта князя Долгорукого желание ознакомиться с ним. Проект Кошелева был подан Государю в 1858 г., одновременно с проектами Ю. Ф. Самарина и кн. В. А. Черкасского и оказался самым радикальным. Самарин предлагал только расширить и сделать более удобным указ об обязанных крестьянах, кн. Черкасский предлагал освобождение крестьян только с усадьбами, а Кошелев — выкуп крестьян со всей землей, находящейся в их владении. Такое освобождение по проекту Кошелева должно было совершиться в 12 лет; предполагалось предоставить помещикам сначала право в течение первых трех лет входить с крестьянами в добровольные сделки на счет количества выкупаемой земли, ее цены при maximum’е, установленном правительством по разным губерниям, и на счет сроков уплаты и границ отводимого надела. Потом имелось в виду назначить трехлетний срок, в течение которого условия о выкупе должны составляться при посредничестве выборных от дворянства и от крестьян. Наконец в третий, уже шестилетний, срок при продолжении действия первых двух способов имело вступить в действие обязательное определение всех условий выкупа, через чиновников, назначенных от правительства. Впоследствии эти записки, как и многие другие, были переданы сперва в главный комитет по крестьянским делам, а затем в редакционные комиссии, учрежденные под председательством Я. И. Ростовцева и здесь, по словам Кошелева, его проект сначала оказался самым радикальным, но скоро радикализм его был превзойден и его «чуть-чуть не зачислили в отсталые». Пользуясь большей свободой печати, наступившей в новое царствование, Кошелев стал издавать в 1856 г. журнал «Русская Беседа», который выходил четыре раза в год, а с декабря 1857 г., как прибавление к этому журналу, книжки «Сельское Благоустройство», посвященные исключительно крестьянскому вопросу. О направлении обоих изданий дают понятие следующие слова издателя: «Скорее вода пойдет против обычного своего течения», писал он в «Русской Беседе» в 1857 г., «чем русский поселянин может быть оторван от земли, упитанной его потом». «Мы убеждены», говорилось в программе журнала «Сельское Благоустройство» на 1859 г., «что освобождение крестьян с землей должно быть нашим, т. е. русским способом разрешения великой предлежащей нам общественной задачи. Мы убеждены, что общинное устройство, при общинном землевладении, представляет вернейшее средство к обеспечению оседлости и благоденствия крестьян, к упрочению настоящих выгод землевладельцев и к утверждению спокойствия и могущества России. Вот те главные начала, которые, по нашему мнению, должны служить основой предстоящего великого дела». Все это составило Кошелеву, по крайней мере вначале, репутацию либерала в крестьянском вопросе; когда были учреждены губернские комитеты по крестьянскому делу, он не был избран в рязанский комитет, но он был назначен туда членом от правительства, по предложению рязанского губернатора Клингенберга. Здесь Кошелев скоро стал во враждебные отношения ко всем остальным членам. Особенно обострились эти отношения по следующему поводу. И. С. Аксаков, заведывавший изданием «Русской Беседы» в отсутствие Кошелева, напечатал в ней статью кн. В. А. Черкасского, в которой было сказано, что не желательна внезапная отмена телесных наказаний в крестьянском быту. Эта статья вызвала бурю негодования и в печати, и в обществе как против автора, так и против издателя журнала, ее поместившего, т. е. против Кошелева. Возражая на эти нападки, Аксаков написал, что не следует нападать на людей, которые борются в настоящее время в губернских комитетах против своекорыстия и невежества. Это заявление вызвало новые бури уже в губернских комитетах: в тульском против кн. Черкасского, а в рязанском против Кошелева. Члены рязанского комитета, потребовали, чтобы Кошелев возражал против «клеветы» напечатанной Аксаковым; он отказался, и тогда они подали ходатайство начальнику губернии о том, чтобы он был исключен из комитета. Однако Кошелев поехал в С.-Петербург, представил там дело в надлежащем свете и добился, что другой член от правительства, Маслов, который подписал ходатайство об его удалении и вообще действовал против него, был сам удален, по Высочайшему повелению, а на его место был назначен, по выбору самого Кошелева, Д. Ф. Самарин. С новым своим товарищем Кошелев продолжал энергически защищать крестьянское дело в Рязанском комитете, но, когда были учреждены под председательством Я. И. Ростовцева редакционные комиссии, он не был приглашен в состав их и примкнул к оппозиции последним: в 1859 г. Кошелев, будучи одним из так называемых депутатов от губернских комитетов первого созыва, подал вместе с 18 другими депутатами ходатайство о том, чтобы им было дозволено представить свои соображения на окончательные труды редакционных комиссий до поступления их и Главный комитет по крестьянскому делу и написал на них самую жестокую критику. Главнейшие из выставленных им против комиссии обвинений были следующие: 1) комиссии нарушают совершенно без всякой необходимости право собственности помещиков отдачей их земель в бессрочное пользование крестьянам за неизменные повинности; Кошелев требовал обязательного выкупа; 2) они произвольно назначают высшие крестьянские наделы по губерниям, и 3) благодаря комиссиям совершенно устраняется влияние дворян на крестьян, а на смену ему является мнение чиновников. Этой критикой Koшелев навлек на себя сильное неудовольствие правительства и поэтому должен был совершенно устраниться от активного участия в разрешении крестьянского вопроса. В книжке, изданной им зимой 1861—62 г. в Дрездене: «Какой исход для России из нынешнего положения», он доказывал, что для успешного разрешения крестьянского вопроса необходимо созвать общую земскую думу. Антиконституционные воззрения автора этой книжки вызвали в обществе толки о его неискренности и он, чтобы объясниться, написал новую брошюру: «Конституция, самодержавие и земская дума» (Berlin 1862 г.), в которой он доказывал непригодность для России первой и необходимость второго. Нельзя обойти молчанием, что все, что мы знаем о Кошелеве как о помещике, говорит против его искренности в крестьянском вопросе: как видно из «Приложений к трудам редакционных коммиссий» в главном имении Кошелева во второй половине 50-х годов из крестьян 858 тягол состояло на барщине и только 86 на оброке; изо всех тринадцати имений сапожковского уезда, размер оброка которых известен, в десяти он был ниже и только в двух выше, чем в имении Кошелева, относительно же величины земельного надела имение Кошелева занимало среднее место; как неоднократно указывалось в печати, крестьяне Кошелева получили после окончательного освобождения нищенский надел. Все это заставляет признать в Кошолеве человека далеко не бескорыстного, хотя и умевшего идти как бы наряду с духом времени.
С 1860 г. открылся для Кошелева новый род деятельности. В этом году он был вызван в С.-Петорбург в комиссию для составления проекта замены откупов системой акцизных сборов и председательствовал здесь в винокуренной подкомиссии. Здесь он защищал прусскую акцизную систему против членов комиссии из чиновников. Так как комиссии было вменено в обязанность удержать прежнюю цифру доходов, т. е. 160 миллионов рублей, то в проекте, выработанном под председательством Кошелева, предлагалось установить четырехкопеечный сбор с градуса алкоголя, а торговля вином становилась свободной. Этот проект был принят Государственным Советом с двумя существенными ограничениями: акциз с четырех копеек был повышен до 5 и продажа вина была подчинена надзору акцизных чиновников и полиции. Слова: «вольная торговля» были удержаны в Положении, хотя после произведенных изменений они и утратили смысл. В это же время Кошелев принимал участие еще в двух комиссиях: по начертанию проекта нормального устава для поземельных банков и по рассмотрению составленного уже проекта ипотечного положения, который был отвергнут комиссией. Когда в 1864 г. решено было образовать при наместнике Царства Польского особый «Учредительный Комитет» и на главные административные должности назначали русских, то Кошелев был приглашен в члены этого Комитета и сначала должен был иметь надзор над финансовой администрацией края, а затем принять на себя звание «главного директора (т. е. министра) финансов». На этом посту Кошелев был очень полезен: действуя вполне в русских интересах, он не забывал, однако, справедливости по отношению к местному населению. Так, он настоял на том, чтобы в Высочайше утвержденную Комиссию для пересмотра и переустройства разных податей в Царстве были назначены члени и из поляков, как более осведомленных о местных условиях. Избегая всяких насильственных мер для введения русского языка в крае, он всячески поощрял употребление его. Наконец, он требовал одинаково справедливого отношения как к крестьянству, так и к шляхте, в чем резко расходился с директором внутренних дел кн. В. А. Черкасским, сознательно проводившим мысль о том, что «надо поддерживать дурные отношения между крестьянами и землевладельцами, не поощрять добровольных между ними сделок, а им противодействовать и всячески поддерживать существующую между ними вражду: в этом вернейший залог для России не возобновления волнений в крае и попыток его отторжения от империи». Встречая постоянные противодействия в своих планах со стороны Н. А. Милютина, который был назначен в 1866 г. статс-секретарем по делам Царства Польского, Кошелев подал в этом году в отставку и уехал из Польши, напутствуемый сожалениями со стороны местного общества. В конце того же года он подал Государю записку о делах польских, в которой изложил очень разумные взгляды на управление краем, советуя прекратить в нем как можно скорее неопределенное военное положение и ввести общие государственные учреждения.
Остальная жизнь А. И. Кошелева была посвящена земской и публицистической деятельности. Кошелев был долгое время гласным Москвы и президентом Московского общества сельского хозяйства. Поприщем его земской деятельности была Рязанская губерния, где находилось главное его имение. Особенно много и плодотворно поработал он в должности председателя училищного совета Сапожковского уезда, которую он оставил после введения Положения о народных училищах 25 мая 1874 г. В 1872 г. он был приглашен в комиссию, известную под названием Валуевской, занимавшуюся исследованием положением сельского хозяйства в России, но не сошелся во взглядах с большинством ее членов, относившимся отрицательно к нашей общине, и напечатал свое мнение по этому вопросу за границей («Об общинном землевладении в России», Berlin, 1875 г.). В России публицистическая деятельность Koшелева за этот период выразилась главным образом в деятельном участии в двух периодических изданиях: в журнале «Беседа», издававшемся под редакцией С. А. Юрьева (1871—1872 г.) и в газете «Земство» (1880—1882 г.), которую редактировал В. Ю. Скалон. Оба издания существовали недолго. Кроме того, Кошелев издал за границей по разным вопросам нашей общественной жизни еще ряд книг, которые не могли появиться в России по цензурным условиям. Отметим еще отношение Кошелева к славянскому вопросу. Хотя он и относился к нему пассивнее, нежели другие славянофилы, но во время своих частых путешествий за границу выказывал большое внимание к положению наших единоплеменников и близко сошелся со многими их передовыми деятелями. В этом вопросе он также решительно расходился с кн. В. А. Черкасским и И. С. Аксаковым, видевшими в православии единственную возможную почву для сближения славянских народов между собой, и справедливо указывал на то, что такое отношение к делу должно оттолкнуть от нас всех славян-католиков. А. И. Кошелев умер в Москве 3 ноября 1883 г. и погребен на Даниловом кладбище. Из сочинений Кошелева вышли отдельно: «Какой исход для России из нынешнего положения», Лейпциг, 1862 г.; «Конституция, самодержавие и земская дума», Berlin, 1862 г.; «О кн. В. Ф. Одоевском», Москва, 1869 г.; «Наше положение», Berlin, 1875 г.; «Общая земская дума в России. Дополнение к книге: «Наше положение», Berlin, 1875 г.; «О мерах к восстановлению ценности нашего рубля», СПб., 1875 г.; «Об общинном землевладении в России», Berlin, 1875 г.; «Что теперь делать?», Berlin, 1879 г.; «О кредите землевладельцам при покупке ими земли», Москва, 1880 г.; «Голос из земства», Москва, 1880 г.; «Где мы? куда и как идти?», Berlin, 1881 г.; «О сословиях и состояниях России», Москва, 1881 г.; «О мерах к сокращению пьянства», Москва, 1881 г.; «Записки», Berlin, 1883 г. Из его журнальных статей наиболее крупные: «Соображения касательно устройства железных дорог в России» («Рус. Беседа». 1856 г., т. I и III); «О способах заготовления провианта и фуража для армии» (ib. 1857 г., кн. II); «По поводу журнальных статей о замене обязательной работы наемной и об общинной поземельной собственности» (ib. кн. IV); «Нечто о грамотности» (ib. 1858 г., кн. I; «О цензе» («День», 1862 г., №№ 18, 20, 23); «О процентных денежных знаках» (ib. № 29); «О главных препятствиях к устройству и успехам наших сельских хозяйств» (ib. 1864 г., № 7); «Неотчуждаемость крестьянских участков и круговая порука» (ib. № 10); «О нашем денежном кризисе» (ib.№№ 13, 14); «О подушных податях» («Беседа», 1871 г., кн. I); «О государственном земском сборе» (ib. кя. II); «О прусских податях классной и подоходной и о том, желательно ли и можно ли ввести их у нас?» (ib. кн. II); «Ответ на заметки г. Колюпанова о переложении подушной подати» (ib. кн. III); «О военной повинности с земской точки зрения» (ib. кн. IV); «В чем мы более всего нуждаемся?» (ib. кн. VIII); «О всесословной волости» (ib. 1872 г., кн. III).
Некрологи Кошелева: в «Руси» (И. С. Аксакова) и в «Новом Времени» (1883 г. ноябрь; там же в «Новом Времени» заметка: «Памяти земского человека»). Статьи С. А. Юрьева и Чупрова («Русская Мысль», 1883 г. XII). Семевский В. И., «Крестьянский вопрос в XVIII а в первой половине XIX столетия», СПб., 1889 г.; Колюпанов. «Биография А. И. Кошелева», Москва. 1889—1892 г. (доведена только до 1856 г.).
Кошелев, Александр Иванович
Из произведений К. вышли отдельно: «О кн. В. Ф. Одоевском» (M., 1869); «Наше положение» (Берл., 1875), «Общая земская дума в России» (Берл., 1875); «О мерах к восстановлению ценности рубля» (СПб., 1878); «Что теперь делать?» (Берл., 1879); «О кредите землевладельцам при покупке ими земли» (М., 1880); «О сословиях и состояниях России» (М., 1881); «О мерах к сокращению пьянства» (Москва, 1881); «Memoiren» (Берл., 1883). Более крупные журнальные статьи его: «Соображения касательно устройства железных дорог в России» («Русская Беседа», 1856, т. I и III); «О способах заготовления провианта для фуража и армии» (ib., 1857, кн. II); «По поводу журнальных статей о замене обязанной работы — наемной и об общинной поземельной собственности» (ib., кн. IV); «Нечто о грамотности» (ib., 1858, кн. I); «О цензе» («День», 1862, 18, 20 и 23); «О процентных денежных знаках» (ib., № 29); «О главных препятствиях к устройству и успехам наших сельских хозяйств» (ib., 1864, № 7); «Неотчуждаемость крестьянских участков и круговая порука» (ib., № 10); «О нашем денежном кризисе» (ib., № 13 и 14); «О подушных податях» «Беседа», 1871, кн. 1); «О государственном земском сборе» (ib., кн. 2); «О прусских податях, классной и подоходной, и о том, желательно ли и можно ли ввести их у нас?» (ib., кн. 2); «Ответ на заметки г. Колюпанова о переложении подушной подати» (ib., кн. 3); «О военной повинности с земской точки зрения» (ib., кн. 4); «В чем мы более всего нуждаемся?» (ib., кн. 8); «О всесословной волости» (ib., 1872, кн. 3). К. издал: «Дневник камер-юнкера Беркгольца» (М. 1857, 2-е изд. 1863) и «Полное собрание сочинений И. В. Киреевского» (М. 1861).
Ср. Н. Колюпанов, «Биография А. И. К.» (М. 1889—1892; доведено до 1856 г.); С. А. Юрьев. «А. И. Кошелев» («Русская Мысль», 1883, XII); H. П. Семенов («Вызов и прием депутатов первого приглашения по крестьянскому делу», «Русский Вестник», 1868, XI).
Кошелев, Александр Иванович
ген.-майор, † 1823 г. 29 апреля.
Кошелев, Александр Иванович
надв. сов., писатель, откупщик, издатель «Русск. беседы» и др. изд., автор «Записок»; род. 6 мая 1806 г., † 12 ноября 1883 г.
Прибавление: Кошелев, Александр Иванович, ген.-майор, † 72 л., погр. 1 мая 1823 г. на Волков. кл.