а п чудаков биография
Александр Чудаков
Сегодня я расскажу о литераторе, известном литературоведе Александре Павловиче Чудакове. Родился он 2 февраля 1938 года в Щучинске, Казахской ССР.
Известный специалист по Чехову. В 1960 закончил филологический факультет МГУ. С 1964 работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ, в Литературном институте. Доктор филологических наук (1983). После 1987 читал русскую литературу в европейских и американских университетах. Состоял в Международном Чеховском обществе.
Чудакову принадлежат работы: «Поэтика Чехова» (1971, английский перевод — 1983), «Мир Чехова: Возникновение и утверждение» (1986), «Слово — вещь — мир: от Пушкина до Толстого» (1992). Помимо этого он опубликовал более двухсот статей по истории русской литературы, готовил и комментировал сборники произведений Виктора Шкловского, Юрия Тынянова.
Есть много очень ярких интересных для меня авторитетов в литературоведение, среди них этот человек. Он писал о знаменитых литературоведах. Являлся как бы связной нитью между разным временем эпохи.
Многое осталось им не завершено. Осталась незаконченной книга о великих филологах. Не было у него издательских заказов, которые позволили бы бросить всё и писать книгу. Но он умер, и никто не сможет осуществить его замыслы.
До Чудакова о классике так никто не писал. Он умел о сложном рассказать просто. Рассказывал он в повествовательной форме при доскональном знании предмета.
В 2000 в журнале «Знамя» был напечатан роман Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», который номинировался на Букеровскую премию в 2001. За этот же роман в 2011 году получил посмертно премию «Русский Букер десятилетия».
Премия фонда «Знамя» 2000.
Эта книга стала главным художественным произведением литератора.
Роман имел шумный успех. Его сравнивали с «Былым и думами» Герцена. Он писал книгу в Корее, куда он поехал на заработки. Исследовательской работой невозможно было заниматься и он начал писать роман. На его страницах предстала подлинная сохраненная Россия.
Я читала эту книгу запойно. Много лет назад. Но до сих пор храню это впечатление о жизни в далеком Чебачинске. Автор бережно передаёт тесную связь человека с предками, детьми и внуками, внутреннюю свободу, честь, стойкость и сострадание, терпение и благодарность.
Чудаков наделен не только писательским даром, талантом познания, но талантом жить.
«Я не могу передать впечатление об этой книги, как не могу передать впечатление от впервые услышанной «Поэме экстаза» Скрябина, как не могу передать впечатление от увиденной мной картины Рембрандта «Ночной дозор» в музее Амстердама.
(«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году- точное название картины М.У.)
Много написано рецензий и отзывов на этот роман, напечатанный впервые в журнале «Знамя» в номерах 10 и 11 за 2000 год.
Центральным персонажем воспоминаний становится дед: яркая, колоритная личность, поражающая способностью в эпоху гонений на личность сохранить внутреннюю независимость. Масштаб этой фигуры определяет воля к свободному суждению и достоинство человека, знающего себе цену. Вокруг живут и другие родственники, каждый со своей неповторимой судьбой.
Описана особенная культурная среда города, возникшая в результате добровольного и насильственного переселения сюда из крупных культурных городов интеллигентов — русских, латышей, немцев и других народов. Здесь многое еще живет воспоминаниями досоветской эпохи, люди еще держат былую выправку, хотя жизнь и ломает их, как может.
Люди в романе ещё помнят о мире, устроенном просто и понятно: “человек работал, соответственно получал за свой труд и мог купить себе жилье, вещь, еду без списков, талонов, карточек, очередей”. А вокруг — хаос бестолкового, часто жестокого советского быта, где “законом стало то, что раньше называли беззаконием”. В книге немало замечательных, рельефных деталей, примет времени, много юмористических подробностей. Автор тщательно воссоздаёт образ жизни, погружает читателя в обиход людей давно прошедшей эпохи.
Для людей, не знакомых с этой книгой это будет открытие. Я завидую этим читателям.
А вообще роман — исторический. Не только картина эпохи в обилии подробностей, но свидетельство. Свидетельство о том, как русская жизнь сохранялась внутри советской в той полуссыльной среде, о которой я не знаю другого такого литературного свидетельства.
Дед-священник — первое и последнее слово романа. «Дед был очень силен». В первой главе в армреслинге он кладет руку кузнеца.
Лучшая, на мой взгляд, статья о романе Александра Чудакова написана Петром Вайлем. Она была опубликована в «Российской газете»- федеральный выпуск № 4578 от 01-02-2008 года.
Предлагаю отрывок из статьи.
Чудаков успел услышать похвалы и прочесть рецензии. Книга вышла в 2002 году, а в 2005-м Александр Павлович умер безвременно и нелепо. Он был высокий, сильный, стойко воспитанный той беспощадной средой, которую описал в своей последней книге, но извивов судьбы не предусмотреть»..
Можно было и раньше заподозрить в таком литературоведе природного литератора. И все же книга «Ложится мгла на старые ступени» стала радостным открытием нового большого писательского таланта, явившегося в возрасте 64 лет.
Член Союза Писателей СССР (1977), Международного Чеховского общества (1989), редколлегии журналов «Новое литературное обозрение», «Чеховский вестник». Входил в жюри Букеровской премии (1995). Отмечен премией журнала «Знамя» (2000). Роман «Ложится мгла на старые ступени» входил в шорт-лист Букеровской премии (2001).
Скончался в октябре 2005 года. Причиной смерти 67-летнего ученого стала тяжелая травма головного мозга, полученная при невыясненных обстоятельствах.
Поэтика Чехова. М: Наука, 1971.- 292 с.
Мир Чехова: Возникновение и утверждение
М.: Сов. писатель, 1986. – 379 с. Мир Чехова: Возникновение и утверждение
Антон Павлович Чехов
Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 174 с.
Чеховиана. Чехов и «серебряный век»
Сборник статей. – М.: Наука, 1996. – 319 с.
Чеховский сборник
Отв. ред. А.П. Чудаков. – М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 1999. – 238 с.
Чеховиана. «Три сестры». 100 лет
Отв. ред. А.П. Чудаков. – М.: Наука, 2002. – 381 с.
Александр Чудаков
Чудаков Александр Павлович — доктор филологических наук, исследователь русской литературы XIX–XX веков, писатель, критик, специалист по творчеству А. П. Чехова.
Родился в г. Щучинске, Казахская ССР, в семье учителей. Его отец, Павел Иванович Чудаков, выпускник истфака МГУ, был родом из Тверской губернии – из села Воскресенского Бежецкого уезда. В 1920-е годы вся его семья – родители, пятеро их сыновей и единственная дочь – жила в Москве. Дед по отцовской линии, Иван Чудаков, был из артельных тверских мужиков – золотильщиков церковных куполов. Семейная легенда о смерти деда, знакомая Александру Чудакову с детства, вошла впоследствии в его роман-идиллию «Ложится мгла на старые ступени» — масштабный историко-философский роман о судьбе ссыльных поселенцев середины XX века.
Хорошо подготовленный дедом, семилетний мальчик пошёл сразу во второй класс. Город был местом ссылок сталинского времени, поэтому уровень преподавания в школе, где среди учителей были доценты ленинградских вузов, оказался достаточно высоким. Мать преподавала химию в его школе, отец – историю в техникуме. Оба учительствовали в своём городе более тридцати лет.
В 1954 году Александр окончил школу с золотой медалью и вместе с двумя одноклассниками поехал в Москву. Успешно пройдя собеседование (в тот год конкурс медалистов был 25 человек на место), он поступил на филологический факультет МГУ. Чудаков был едва ли не самым младшим на курсе, ему было 16 лет. В первом же семестре Александр проявил себя отличным спортсменом, но на третьем курсе, когда в неделю оказалось пять тренировок, вынужден был сделать выбор в пользу науки.
Главные его занятия (и главные траты – скудной стипендии и небольших родительских переводов) первых московских лет – Консерватория, МХАТ и букинистические магазины. В прямом смысле слова отказывая себе в еде ради книг и музыки, на третьем курсе Чудаков заболел язвой двенадцатиперстной кишки в такой острой форме, что прямо из рентгеновского кабинета университетской поликлиники был увезён в больницу и на четвёртом курсе вынужден был взять годичный академический отпуск.
Все силы Чудаков отдавал филологии. Диплом о стиле А. П. Чехова Александр писал под руководством академика В. В. Виноградова. В 1960 году студент 5-го курса Александр Чудаков был приглашён на I Международную конференцию по вопросам поэтики, проходившую в Варшаве, – она должна была стать настоящим научным событием: изучение поэтики в странах «социалистического лагеря» только возрождалось после ликвидации «формальной школы». Но его не выпустили за рубеж.
В аспирантуру в те годы поступать сразу после Университета было невозможно, несмотря на рекомендацию Учёного совета: Хрущев потребовал, чтобы и рекомендованные в аспирантуру наряду со всеми выпускниками отработали два года прежде, чем начать научные занятия. По распределению Чудаков стал преподавать русский язык в только что открытом Университете Дружбы народов – и едва ли не первым стал активно применять лингафонные средства, добиваясь больших успехов.
Спустя год, летом 1962 года, при содействии академика Виноградова проректор МГУ принял у Чудакова документы и допустил к экзаменам в аспирантуру. Под научным руководством В. В. Виноградова была написана кандидатская диссертация «Эволюция стиля прозы Чехова» (1966).
В 1962 году Чудаков познакомился с В. Б. Шкловским. Впоследствии в своём предисловии к сборнику Шкловского «Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе» (1990) под названием «Два первых десятилетия» Чудаков дал очерк самого плодотворного периода его научного творчества.
Серьезным шагом в изучении «формальной школы» стала работа (совместно с Е. А. Тоддесом и М. О. Чудаковой) над обширнейшим комментарием к сборнику статей Тынянова – и изнурительная четырехлетняя борьба за его издание; ему предшествовало издание сборника статей Тынянова «Пушкин и его современники» (1968). Работа над историей отечественной филологической науки продолжалась все последующие годы; впоследствии, в 1976–2003, со статьями и комментариями Чудакова вышли 4 тома «Избранных работ» В. В. Виноградова.
Чудаков занимался и критикой современного литературного процесса. Первая большая работа о современной литературе – «Искусство целого: Заметки о современном рассказе» (1963) в соавторстве с женой М. О. Чудаковой.
В 1964 году, приглашённый к участию в начинавшемся академическом издании А. П. Чехова, Чудаков оставил очную аспирантуру и стал сотрудником ИМЛИ, где проработал до конца дней. Одновременно читал лекции в МГУ, в Педагогическом институте им. Ленина, в Литературном институте, в последние годы – в Школе-студии МХАТ.
В 1986 году, через 15 лет после «Поэтики Чехова» вышла монография — «Мир Чехова. Возникновение и утверждение». Как член чеховской группы ИМЛИ, готовившей в те годы первое академическое собрание сочинений и писем Чехова, Чудаков много и плодотворно занимался текстологией и научным комментированием томов сочинений Чехова, что придавало его теоретическим построениям дополнительную убедительность и глубину. Для некоторых из томов он написал предисловия к комментариям. Он напечатал за эти же годы большое количество научных статей и несколько предисловий к массовым изданиям Чехова.
В 1987 году в издательстве «Просвещение» вышла биография «Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся», где таганрогское детство и отрочество Чехова предстали в необычном свете – в морском, портовом городе, где «в разгар летней навигации пароходам и парусникам со всего света было тесно в гавани». В основном подготовил к печати полную аннотированную библиографию прижизненной чеховской критики. Написал несколько мемуаров о старших коллегах – своих учителях: «Слушаю Бонди», «Учусь у Виноградова», «Спрашиваю Шкловского».
Весь русский XIX век был в поле зрения учёного, но главным объектом его внимания наряду с Чеховым был А. С. Пушкин; изучая поэтику его прозы, Чудаков мечтал также если не создать целиком (понимая неподъёмность задачи), то положить методологическое начало тому, что он называл тотальным комментарием к « Евгению Онегину ».
С 1987 года Чудаков преподавал в качестве визитинг-профессора в университетах Европы (Гамбург, Кёльн), США (Мичиганском, Университете Южной Калифорнии, Принстонском и др.) и Азии (в Сеуле).
В 2000 году журнал « Знамя » напечатал его роман «Ложится мгла на старые ступени», который был выдвинут на Букеровскую премию в 2001 году и принёсший автору редкостное внимание и любовь самых широких кругов читателей. Это роман, охватывающий историю нескольких поколений семьи ссыльных поселенцев, вынужденных выживать в маленьком сибирском городке в 1930-х годах. В декабре 2011 года жюри Букеровской премии назвало эту книгу «лучшим русским романом десятилетия» (2001–2010).
Статья для готовящегося сборника о динамике жанра как части поэтики русской литературы конца XIX – начала ХХ века «Ароморфоз русского рассказа (к проблеме малых жанров)» стала последней работой Александра Чудакова.
9 января 2005 года Чудаков записал: «С тех пор как в моей душе (лет в 12) открылась дверца в литературу и науку – её уже сможет закрыть только смерть».
Чудаков умер 3 октября 2005 года от травмы головы, полученной при неизвестных обстоятельствах. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Александр Чудаков
Об авторе
Александр Павлович Чудаков – современный русский литературовед, филолог и писатель, специализирующийся в жанре биографии и мемуаров.
Александр появился на свет 2 февраля 1938 года в Щучинске, Казахстан. В 1960 году стал выпускником филологического факультета МГУ. Через четыре года начал заниматься преподавательской деятельностью в ряде ведущих российских вузов, включая Литературный институт и МГУ. В начале восьмидесятых Чудаков получил степень доктора филологических наук, а в конце восьмидесятых начал читать курс русской литературы в западных университетах.
Александр Чудаков: творчество
Дебют Александра начался с позиции литературоведа, когда в 1971 году он выпустил ряд работ, посвященных биографии и творчеству Антона Чехова. Примечательно, что Чудаков также входил в Международное Чеховское общество. Также он пробовал свои силы в написании статей, посвященных истории русской литературы, редактировал и комментировал сборники других авторов.
В начале двухтысячных журнал «Знамя» опубликовал самостоятельное произведение Александра – роман «Ложится мгла на старые ступени». Книга была посвящена сформировавшейся культуре ссыльных поселенцев в Сибири и Северном Казахстане.
Через год после издания роман выдвинули на получение Букеровской премии, а через десять лет он получил «Русский Букер десятилетия».
Чудаков погиб при невыясненных обстоятельствах от тяжелой черепно-мозговой травмы в начале осени 2005 года.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Русский журнал. Из статьи Ирины Сурат
Окружающий нас эмпирический мир физически непрерывен, и непрерывность эта абсолютна: человеку в его неспекулятивном бытии (и не связанном с такими феноменами, как частицы, античастицы) не дано пространства, свободного от какой-либо материальности.
О тотальном комментарии к «Евгению Онегину» Александр Павлович много говорил в последние годы, делал блестящие доклады и читал увлекательные лекции студентам. Мне кажется, это был его любимый замысел, в котором соединился его интерес к материальному миру в литературе с лингво-стилистическим анализом текста в плане «структурного взаимодействия словесных единиц».
Несколько цитат из любимого многими романа «Ложится мгла на старые ступени»:
«Нужна защита психики современного человека от стремительно растущей агрессии вещей, красок, от слишком быстро меняющегося мира».
«. кажется, Хрущев спросил у президента Финляндии, как у них со смертностью. Тот ответил: «Пока стопроцентная»».
«Дедова политэкономия была проста: государство грабит, присваивает всё. Неясно ему было только одно: куда оно это девает».
Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям
А п чудаков биография
© М. О. Чудакова, М. А. Чудакова, 2013
Вспоминая Александра Павловича Чудакова
Что составило эту памятную книгу? Она открывается биографией, написанной Мариэттой Омаровной Чудаковой совместно с Ириной Евгеньевной Гитович для филфаковского энциклопедического словаря биографий литературоведов, еще не вышедшего в свет. Здесь, в биографии, освещается история семьи Чудаковых, рассказано о том самом деде его, послужившем прототипом центрального героя будущего романа. Речь здесь идет и о многолетнем человеческом и писательском дневнике А. П., ведшемся им почти каждодневно и оставленном нам как одно из его произведений. Из ранних записей в дневнике еще нашего исторического 1956 года мы узнаем о его писательском замысле и можем видеть, насколько издалека созревал роман. Восемнадцатилетним второкурсником была задумана «История моего современника» и его будущая структура – «используя автобиографический материал, но не давая своего портрета», – и замысел созревал затем для осуществления через сорок лет. Дневник за многие годы огромен, и полное наше знакомство с ним еще впереди; но солидная часть его подготовлена с личными комментариями М. О. Чудаковой и напечатана ею как «приложение» в последнем издании романа А. П., признанного жюри премии Букера лучшим русским романом первого десятилетия XXI века (Ложится мгла на старые ступени. М., 2012. С. 501–636). В настоящей книге эта публикация воспроизводится в расширенном виде. В 1970 году состоялась встреча А. П. с Михаилом Михайловичем Бахтиным, разговоры с которым о Чехове и о своей «Поэтике Чехова» он записал на многих листках, собираясь включить их в книгу мемуаров о своих великих учителях; этот материал («Бахтин о «Поэтике Чехова»») был подготовлен и опубликован М. О. Чудаковой в 13-м выпуске «Тыняновского сборника» (2008. С 595–603); для настоящей книги текст расширен. В нашем сборнике авторская запись разговора с М. М. Бахтиным о Чехове и о «Поэтике Чехова» сопровождается примечанием, составленным автором этих вступительных заметок. Бахтинские записи дополняют подготовленную сейчас к изданию мемуарную книгу о разговорах А. П. на протяжении многих лет с крупнейшими филологами ХХ века, ставшими ему научными и личными учителями, – С. М. Бонди, В. В. Виноградовым и В. Б. Шкловским. Наконец – стихи А. П., которые он писал всегда и собрал их в целую книгу – «Веселый волк», осуществив ее домашнее издание в четырех экземплярах, но и после книги он не переставал писать стихи, а в ту же книгу тогда же начал включать и свои стихотворные инскрипты – дарственные надписи друзьям, какие он всегда писал в стихах, превратив их в особый жанр, где чудаковский шутейный юмор единственным образом сочетался с серьезными темами. Избранные стихи и инскрипты А. П. Чудакова также присутствуют в настоящей книге. Часть их вошла в стихотворный сборник, другие возникали позже отдельно. Публикуются также и записи к подготовлявшемуся филологом-писателем роману; темы литературно-творческие соединяются здесь с волновавшими его темами общественно-политическими.
Слово самого Александра Павловича, таким образом, открывает книгу. Дальше – мемуары о нем его друзей и читателей, слово любви к нему («Память»). Частью этого мемуарного слова были прямые отклики на его гибель, появившиеся в разделе «In memoriam» в журнале «Новое литературное обозрение» (2005, № 75 и 2006, № 77) и в «Тыняновском сборнике», большой же частью это воспоминания-отклики более поздние, датируемые днем уже настоящим. Одна статья – о романе Чудакова Андрея Немзера – еще при жизни автора была написана и напечатана; мы вводим ее сюда же, в посмертное. Саша тогда же ее оценил и написал в своей дарственной Немзеру: «автору самых точных слов об этом сочинении». Жизнь Александра Павловича и живой его образ отражены в многочисленных фотографических материалах, а также в некоторых автографах. Это тоже Саша – его почерк, его живая рука.
Многие из составивших книгу материалов предоставлены для нее М. О. Чудаковой и М. А. Чудаковой, многие, особенно в личной части («Слово Александра Чудакова») сопровождаются личными комментариями Мариэтты Омаровны; ею же в основном подобран вошедший в книгу фотографический материал.
Мариэтта Чудакова, Ирина Гитович
Чудаков Александр Павлович (1938, г. Щучинск Кокчетавской области – 2005, Москва). Родился в семье учителей. Его отец, Павел Иванович Чудаков, выпускник истфака МГУ, был родом из Тверской губернии – из села Воскресенского Бежецкого уезда. В 20-е годы вся его семья – родители, пятеро их сыновей и единственная дочь – жила в Москве, на Пироговке. Дед Ч. по отцовской линии, Иван Чудаков, происходивший в далеком прошлом из однодворцев, но росший уже в крестьянской семье, был из артельных тверских мужиков – золотильщиков церковных куполов (в такую артель по понятным причинам набирали только самых честных). Семейная легенда о смерти деда, знакомая Ч. с детства, вошла впоследствии в его роман-идиллию «Ложится мгла на старые ступени»:
Когда взрывали храм – тогда делали это, еще не скрываясь – дед пошёл смотреть. Его уговаривали остаться дома – не послушался. Видел, как в три секунды осел с неба к земле Храм; с Каменного моста была видна как раз та часть большого купола, которую десять лет золотил он.
После взрыва дед слёг, болел, долго не могли определить чем; через год выяснилось – рак. В семье были уверены – от этого.
Могил его и его жены в Москве не осталось; обстоятельства этого также описаны в романе-идиллии:
…Антон любил ходить по отцовским местам, о которых слышал столько раз, что, казалось, он уже здесь бывал: по Усачёвке, скверу на Пироговке, вдоль стены Новодевичьего монастыря. На Новодевичьем кладбище были похоронены дед с бабкой по отцовской линии. Но когда перед войной дядья как-то собрались посетить могилы, на их месте они увидели ровную заасфальтированную площадку. В конторе возмущенным сыновьям показали затертый номер «Вечерней Москвы», где в уголке было несколько петитных строчек о реконструкции кладбища, в связи с чем родственников таких-то участков просят в месячный срок и т. д. Но дядьям газета на глаза не попалась: Василий Иванович был уже под Магаданом, Иван Иваныч, отовсюду уволенный, обивал пороги в поисках работы, Алексей Иваныч, специалист по горным машинам, уехал от греха подальше куда-то на шахты, а отец Антона – в Казахстан.