а вознесенский биография краткая биография
Краткая биография Андрея Вознесенского
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны. После возвращения в Москву, где ходил в школу, уже в 14 лет пишет первые стихи.
После школы поступает в архитектурный институт, после окончания института Вознесенский так и не работал по специальности.
В 1958 году выходят в свет первые стихи, а в 1960-м был опубликован первый сборник «Мозаика». Спустя некоторое время выходит второй сборник «Парабола». Поэта стали приглашать на вечера, где были такие же поэты, гонимые в советском государстве.
В особенности был недоволен поэтом Никита Хрущев, «спасло» же Вознесенского требование Джона Кеннеди, оставить его в покое. Стихотворения Андрея Вознесенского стали переводить и выпускать за границей.
В 1962 году выходит третий сборник «Треугольная груша», вызвавший новые недовольства со стороны власти. Поэт подвергается жесточайшей критике, а произведения его передаются только «из-под полы». Несмотря на это поэт каждый год выходят новые сборники.
Первой супругой поэта была его коллега Белла Ахмадулина, но вместе прожили они недолго. Музой же для поэта почти на протяжении всей жизни была Зоя Богуславская. Брак с Зоей не подарил поэту детей, на смертном одре рядом с Андреем Вознесенским была именно Зоя Богуславская.
Читать биографию Вознесенского Андрея Андреевича
Мы знаем Андрея Вознесенского прежде всего как замечательного поэта, в творчестве которого отобразилась целая эпоха. Коренной москвич, он появился на свет в мае 1933 года. Его отец был талантливым инженером, всю жизнь занимался строительством гидроэлектростанций, возглавлял институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган, жили в семье простого рабочего. Вознесенский вспоминал, какие добрый и чуткие люди их окружали.
Еще в школе начал писать стихи, с удовольствием их читал друзьям и любимой девушке. Восхищался творчеством Пастернака, поэтому только представилась возможность, написал письмо со своими стихами. Так началась дружба четырнадцатилетнего мальчишки и знаменитого поэта. Много позже о своем друге напишет эссе «Мне четырнадцать лет». Под влиянием отца отучился в архитектурном институте и будучи талантливым человеком оставил свой след как архитектор и художник В поэзии Вознесенский искал свой путь, увлекался Маяковским и Кирсановым, его стихи этого периода отличается удивительной самобытностью, которая сразу привлекла читателя.
Уже в 1959 году выходит в печать сборник «Мозаика» и попадает под цензуру, второй сборник «Парабола» ждала та же участь. Поэта обвиняют в неправильном видении истории и формализме, жестоко критикуют. Однако Вознесенский часто выезжает с гастролями за рубеж, становится очень популярным поэтом.
В личной жизни мастер оказался счастливым человеком, жена была его музой, верным другом и помощницей все 46 лет совместной жизни.
Целый цикл стихов поэт посвящает проблеме отношения человека и природы. «Роща”, «Бобровый плач”, «Песнь вечерняя”, «Не трожь человека, деревце!. Не бей человека, птица!” – каждая строчка взывает, требует остановиться, пересмотреть свою отношение ко всему живому. Выходит книга стихов «Треугольная груша», поэма «Лонжюмо». Книга стихов «Антимиры» звучит с театральной сцены. Сам Владимир Высоцкий пишет музыку к стихам и исполняет «Песню акына». Во времена оттепели Вознесенский много пишет, активно печатается, получает государственную премию. Открывается еще один талант поэта, он становится знаменитым песенником, целые поколения росли с его песнями. Пишет либретто к рок-опере «„Юнона“ и „Авось“», романсы в постановке замечательно исполняет Николай Караченцев.
С взрослением приходит новое восприятие мира, интимная лирика перестает быть главной темой в творчестве Вознесенского. Он раскрывает себя как гражданин и человек, остро чувствующий трагедию времени и общества. В 90-е мастер остро чувствует как распадается государство, духовная основа общества. Результатом стала поэма «Рапсодия распада», обращается к христианской морали, пишет поэму «Андрей Полисадов», в честь своего прадеда-священника. Много экспериментирует с формой, становится на позиции пост авангардизма.
Вознесенский не любит шумную Москву. Предпочитает жить и работать на лоне природы в Переделкино. В память об учителе Борисе Пастернаке дважды в год устраивает литературные вечера. Здоровье поэта ухудшается, перенес несколько инсультов и в 78 лет умер, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
Пётр Аркадьевич Столыпин – российский государственный деятель. Активный, напористый, целеустремленный, он успел побывать на должностях министра, губернатора, а также издать множество реформ и коренным образом улучшить жизнь народа.
Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга
Джордано Бруно, философ и поэт эпохи Возрождения, автор многих трактатов, развивший гелиоцентрическую идею Коперника, родился в городе Нола на юге Италии в 1548 году.
Борис Ельцин – первый президент Российской Федерации, который руководил страной с 1991 по 1999 гг. Борис Николаевич Ельцин появился на свет 1 февраля 1931 года в селе Бутка
Биография Андрея Вознесенского
Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) – советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист. Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно). В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».
Родители и детство
Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.
По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.
Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.
У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.
Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»
Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.
Юность
С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.
Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.
Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.
Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.
Творчество
По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».
В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.
А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.
В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.
1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.
В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.
Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.
Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.
Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».
Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.
В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.
На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:
Андрей Андреевич Вознесенский
Фото Все
Видео Все
Достояние республики Андрей Вознесенский 12.09.2015
Поэзия и время. Андрей Вознесенский. Voznesensky
Андрей Вознесенский — биография
Андрей Вознесенский – советский поэт-классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику. Андрей Вознесенский проявил себя как поэт-песенник. Его творчество не слишком одобряли власти, несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич стал лауреатом Государственной премии СССР. Лирика Вознесенского пользуется особенным спросом у благодарных читателей.
Детство
Андрей Вознесенский – коренной москвич. Он родился 12 мая 1933 года, был вторым ребенком в семье, старшую сестренку звали Наташей. Его отец, инженер-гидротехник, занимался строительством мощных гидроэлектростанций – Братской и Ингурской. Впоследствии инженер Вознесенский стал профессором, главой Института водных проблем.
Андрей Вознесенский в детстве
Первые годы своей жизни мальчик жил в Киржаче (Владимирская область), родном городе мамы, Антонины Сергеевны. Когда началась война, Андрей вместе с мамой оказался в эвакуации, в городе Кургане. В то время мальчику уже исполнилось восемь лет, он был учеником младших классов. Уже в то время Андрей воспринимает Курган как захолустный городишко, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к ним с матерью относились с большим теплом.
После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, в подростковом возрасте он отважился показать эти творения своему кумиру – Борису Пастернаку. Маститый поэт оценил стихотворения юного коллеги чрезвычайно высоко. Вознесенский и Пастернак подружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.
Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Казалось бы, он предлагал юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума тягостно учиться в подобном ВУЗе. Но Борис Леонидович опасался, что в литературном ВУЗе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании, написав по поводу этого события яркие строки: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо. ». Поэт на самом деле навсегда, и очень радостно расстался с архитектурой, он ни дня не работал по специальности.
Литература
Творческая биография поэта Вознесенского развивалась очень быстро. Уже в 1958 году любители поэзии впервые познакомились с его стихами. Они казались необычными, эффектными, насыщенными яркими метафорами. Читать Вознесенского непросто, в каждой его строке есть подтекст. Его стихи были новаторскими, на творчество молодого поэта оказывает большое влияние не только Пастернак, но и Маяковский, футурист Кирсанов.
В 1960 году выходит первый сборник поэзии Андрея Вознесенского. Молодой человек назвал его «Мозаикой». В своих произведениях поэт позволяет себе критиковать власть, политический строй. После выхода таких стихов он становится неугодным, произведения Вознесенского называют «неформатом», ставят их в один ряд с творчеством Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Пострадал и редактор, давший распоряжение на издание сборника молодого бунтаря. Он рассчитался за публикацию крамольных стихов своей должностью, а сам тираж с большим трудом удалось сберечь от уничтожения.
Так была встречена первая книга поэта, но властям не удалось запугать молодого неформала. Через несколько месяцев выходит следующий сборник стихов Вознесенского, который он назвал «Параболой». Книга выходит огромным тиражом, и тут же превращается в библиографическую редкость. Далеко не все желающие смогли приобрести стихи молодого поэта. Его стали приглашать на закрытые вечера, где собирались опальные поэты и читали свои произведения. Коллеги, воспевающие существующий строй, делают Вознесенского персонажем стихотворных карикатур.
Всемогущий генсек Никита Хрущев не собирается мириться с поэтом-оппозиционером, он намерен навсегда изгнать Вознесенского из страны.
Но он уступил просьбе Джона Кеннеди, которая утихомирила воинственного политика. Брат президента Соединенных Штатов, Роберт Кеннеди, очень тепло относился к творчеству Вознесенского, и даже переводил его произведения на английский язык. Американский президент не остановился на достигнутом результате, он добился еще одной преференции для Вознесенского. По распоряжению Хрущева поэта стали выпускать за границу. В США Андрей Андреевич познакомился с драматургом Артуром Миллером, поэтом Алленом Гинзбергом, Мэрилин Монро. Голливудской кинодиве поэт посвятит стихотворение. Со своими стихами Вознесенский объездил всю Европу, где к его творчеству относились очень тепло.
В 1962 году поэт выпускает очередной сборник стихов, назвав его «Треугольная груша». Власти крайне недовольны его творчеством, Вознесенского критикуют, унижают, в газетах появляются разгромные статьи по поводу его личности и творчества. Но обычным советским читателям нравятся стихи Андрея Андреевича, они точны и правдивы. Произведения этого поэта выпускаются в «самиздате», их перепечатывают, передают друг другу «из-под полы». И это вдохновляет литератора на новые трудовые подвиги.
Вознесенский работает очень много. Каждый год он радует своих поклонников новой книгой великолепных стихов. Особенно привлекают читателей его стихотворения о любви. Вознесенский – настоящий романтик, самое высокое человеческое чувство он воспевает в стихотворениях «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Эмоции, которые рождаются в его произведениях о любви, крайне полярны. Они возносятся к вселенской любви, либо падают вниз, к полюсу всеобъемлющего трагизма.
Пиком творчества Вознесенского критики считают его либретто, которое стало основой для создания ленкомовской рок-оперы «Юнона и Авось» (1981). Композиции «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили и производят на слушателей незабываемые впечатления. С первых дней показов спектакля в зале был аншлаг. Однако в скором времени в иностранной прессе появились статьи, которые осложнили судьбу рок-оперы. Театральную труппу с этой постановкой долго не выпускали за границу, достать пластинку с рок-оперой можно было только путем невероятных усилий.
Андрей Вознесенский
В своей любовной лирике автор использует странные, и даже как будто бессмысленные эпитеты. Но именно эти слова очень точно передают высокие чувства, которые обуревают поэта, и вызывают трепетный отклик в душах читателей и слушателей. «Юнона и Авось» — не первое театральное воплощение высокой поэзии Андрея Вознесенского. Поэтический цикл «Антимиры» в театре на Таганке тоже шел с аншлагами. Музыку к этой постановке писали Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий.
Поэт писал и масштабные произведения, он оставил своим читателям восемь поэм, среди которых особо значимыми признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо». Свое произведение «Андрей Полисадов» он посвятил прадеду, который был архимандритом в Муроме. В 1993 году в журнале «Дружба народов» была опубликована последняя поэма Вознесенского. Этот безразмерный молитвенный сонет получил название «Россия воскресе». Кроме стихотворений, поэт писал мемуары и публицистику, есть у него и большое прозаическое произведение – «Прорабы духа».
Вознесенский – знаменитый поэт-песенник. Многие песни, написанные на его стихи, стали настоящими хитами. Главным шлягером советской эпохи считается «Миллион алых роз». Его песни о любви имеют глубокий смысл, по этой причине они до сих пор не потеряли своей популярности. Композиции «Танец на барабане», «Подберу музыку», «Верни мне музыку» востребованы до сих пор. На стихи Андрея Вознесенского создавали настоящие шедевры известные композиторы – Стас Намин, Игорь Николаев, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс, Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов.
Андрей Вознесенский с Пстернаком
Вместе со своей семьей поэт поселился в Переделкино, недалеко от дачи своего наставника, Бориса Пастернака. В доме-музее Пастернака есть уникальная вещь – портрет Бориса Леонидовича, сделанный руками Вознесенского. Поэт, преклонявшийся перед творчеством старшего товарища, сделал его портрет в седьмом классе на уроке труда. Дважды в год благодарный ученик посещал дачу мэтра, в день его рождения и в день кончины. Он ни разу не пропустил эти даты.
Личная жизнь
Первой женой поэта стала Белла Ахмадулина, покинувшая ради него Евгения Евтушенко. Их союз был недолгим. Вторая жена, Зоя Богуславская, известный литератор, ради Андрея Вознесенского пошла на развод со своим супругом. Ее увлечение поэтом оказалось настолько сильным, что женщина не побоялась разрушить благополучный брак. От второго мужа у Зои остался сын, совместных детей с поэтом у нее не было.
Андрей Вознесенский с Беллой Ахмадулиной
Именно эта женщина стала настоящей хранительницей очага семьи Вознесенских. Их брак с поэтом длился 46 лет, муж скончался на руках у любящей жены. Вполне возможно, что их союз не был безоблачным.
Андрей Вознесенский с Зоей Богуславской
Есть версия, что Вознесенский пережил сильное увлечение Татьяной Лавровой, которой он посвятил бессмертные строки «Я тебя никогда не забуду». В одной из своих книг Василий Аксенов описывает этот роман.
Причина смерти
Могила Андрея Вознесенского
Даже перед самой кончиной, он, потерявший голос, тихонько нашептывал Зое Борисовне свое новое стихотворение. Прах большого русского поэта покоится на Новодевичьем кладбище. Рядом с этим местом – могилы его родителей.