А) битва при Молодях
Б) введение урочных лет
В) создание ордена иезуитов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите термин, о котором идёт речь.
«Прошение, заявление, жалоба в Российском государстве XV–XVII вв».
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«А января в 3 день прислал царь и великий князь ___________ из Слободы к Афанасию, митрополиту всея Руси, список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они делали государству его, до его государьского возрасту, после отца его, блаженные памяти великого государя и великого князя Василия Ивановича всея Руси; и царь и великий князь опалу свою положил в том, что при его государстве, в его государьские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государьские истощили. К гостям же и к купцам и ко всему православному христианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе сомнения не держали, гневу на них и опалы никаких нет».
Укажите прозвище царя, имя которого пропущено в отрывке.
Укажите название политики, начало проведения которой связано с событиями, описанными в отрывке.
Назовите российского монарха, в период правления которого состоялся обозначенный на карте поход.
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.
Источник
А января в 3 день прислал царь и великий князь
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А)«В воскресенье после дня св. Николая решил [царь] по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению, сообщить всем духовным и светским чинам следующее: он хорошо знает и имеет определённые известия, что они не желают терпеть ни его, ни его наследников, покушаются на его здоровье и жизнь и хотят передать русское государство чужеземному господству, посему решил он вызвать их к себе и передать им своё правление. После этого сложил он с себя в большой палате царскую корону, жезл и царское облачение в присутствии представителей всех чинов… Четырнадцать дней спустя после этих событий … [царь] сел в сани и взял к себе своих сыновей… Он в тот же день прибыл в село Коломенское… Там его застала распутица, так что он должен был оставаться там десять дней. Когда же погода изменилась, поехал он согласно своему решению в Александровскую слободу…»
Б) «А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Афанасию митрополиту всея Руси …список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти …великого князя Василия Ивановича…. И царь и великий князь гнев свой положил… на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил…
И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство…»
Укажите, о начале какого периода правления царя идет речь. Укажите еще одну любую реформу данного царя. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков характеризует свое отношение к царю.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) название реформ, например:
(Может быть указано название другой реформы.)
3) суждение, например:
— царь по свойственной ему подозрительности, либо по дьявольскому наваждению и тиранскому своему обыкновению.
Источник
А января в 3 день прислал царь и великий князь
Слышав же сия преосвященный Афонасий, митрополит всеа Русии, и архиепископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишася, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быша. Бояре же, и околничие, и дети боярьские и все приказные люди, и священнический и иноческий чин, и множества народа, слышав таковыя, что государь гнев свой’и опалу на них положил, государство свое отставил, они же от многаго захлипания слезнаго перед Офона-сием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и пред всем освященным собором с плачем глаголюще: увы, горе, како согрешихом перед богом и прогневахом государя своего многими пред ним согрешении, и милость его велию превратихом на грех и на ярость! ныне к кому прибегнем, и кто нас помилует и кто нас избавит от нахождения иноплеменных? како могут быти овцы без пастыря?
Егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца; кто изметца от них? Также и нам как быти без государя? И иная многая словеса подобная сих изрекоша к Офонасию, митрополиту всеа Русии, и всему освященному собору; и не токмо сия глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий. митрополитъ всеа Русии, с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их и вопль утолил, и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь и царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьства своего не оставлял, и своими государьствы владел и правил, якоже годно ему государю. А кто будет государьские лиходеи и которые изменные дела делали, и в тех ведает бог да он государь, и в животе и в казни его государьская воля; а мы все своими головами едем за тобою государем святителем своему государю царю и великому князю о его государьской милости бити челом и плакатися.
Такоже и гости и купцы и все гражане града Москвы потомуже биша челом Афонасию, митрополиту всеа Русии, и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял, и их на расхищение волком не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а кто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тex не стоят и сами тех потребят.
Митрополит же Афанасий, слышав от них плачь и стенание неутолимое, сам же ехати ко государю не изволи, для градскаго брежения 5 что все приказные люди приказы государьские отставиша, и град оставиша, ни ким же брегом, и послал к благочестивому царю и великому князю в Олександровскую слободу от себя того же дни, генваря в 3 Пимина, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова, да Михайлова Чюда архимандрита Левкию молити и бита челом, чтобы царь и великий князь над ним, своим отцем и богомолцем, и над своими богомолцы надч архиепископы и епископы и на всем освященном соборе милость показал и гнев свой отложил; также бы над своими бояры, над околничими, и над казначеи и над воеводами и надо всеми приказными людми, и на всем народом крестиянским милость свою показал, гнев бы свой и опалу с них сложил, и на государьстве, бы был, и своими бы государьствы владел и правил, как ему государю годно; и кто будет ему государю и его государьству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государьская воля.
110. ПОСЛАНИЕ ЦАРЯ ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО К КНЯЗЮ А. М. КУРБСКОМУ
В 1564 г. князь Андрей Курбский изменил Ивану IV и бежал в Литовское великое княжество к польскому королю Сигизмунду Августу. Из ливонского города Вольмара он послал царю первое послание, обвиняя его в уничтожении боярских родов и напрасном кровопролитии. В ответ Иван Грозный написал свое первое послание изменнику-князю, в котором обосновывает свои права на самодержавную власть и изобличает изменнические замыслы бояр и самого Курбского. Здесь печатаются начало и отрывки первого послания Ивана Грозного по изданию — «Русская историческая библиотека», том 31, СПБ 1914.
Послание царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Росии ко князю Андрею Курбскому, против его князя Андрея письма, что он писал из града Волмера.
Источник
А января в 3 день прислал царь и великий князь
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Во всём казаки боярам и дворянам сильны, делают, что хотят, а дворяне де и дети боярские разъехалися по поместьям, а на Москве осталось дворян и детей боярских всего тысячи с две, да казаков полпяты тысячи (4500) человек, а стрельцов с тысячу человек, да мужики чернь. А бояр де и князя Ф. И. Милославского с товарищи, которые на Москве сидели, в думу не припускают, а писали об них в городы ко всяким людям: пускать их в думу, или нет? А делает всякие дела князь Димитрий Трубецкой, да князь Димитрий Пожарский, да Кузёмка Минин. А кому вперёд бытии на господарстве (царстве), того ещё не постановили. »
И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство. »
1) Описываемая в источнике ситуация относится к XVI в.
2) В результате описываемых в источнике событий была установлена опричнина.
3) В том же веке, к которому относятся описываемые в источнике события, к Московскому государству была присоединена Тверь.
4) Описываемая в источнике ситуация относится к XVII в.
5) Источник описывает события, связанные с последствиями церковного раскола.
6) Современником событий, о которых говорится в тексте, был Михаил Фёдорович Романов.
Источник
|