абашевская игрушка история возникновения
Я достаточно часто обращаюсь к информации о различных народных промыслах, которые существуют в России. Интересно, почему и как зарождалось то или иное народное умение, как это превращалось в дело целой общины. Не открою секрет, что одно из больших направлений народно-прикладного искусства – игрушки. Делали их мастера из самых разнообразных материалов, вкладывая в игрушку свои представления о мире и верования.
Вот, например, абашевская игрушка. Промысел возник в Абашево Пензенской области – в селе, которое впервые упоминается в писцовых книгах 1616 года. Считается, что промысел возник в XIX веке, но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.
В конце 1920-х промысел приобретает известность благодаря Лариону Зоткину, талантливому мастеру из Абашево, автору многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В 1962 г. была открыта керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовых скульптур малых форм.
Возрождение абашевской игрушки наступило только в 70-е годы: в 1972 г. на фабрику пришел Тимофей Зоткин. Его персональные выставки с триумфом прошли в Пензе, Москве, других городах России. Фотографии его работ появились в альманахах и альбомах.
Сейчас в Абашево работает творческая лаборатория, где детей обучают гончарному ремеслу, в частности, лепке абашевской глиняной игрушки. Выпуск абашевской игрушки возобновила и фабрика в Спасском районе Пензенской области.
Кстати, абашевская игрушка считается оберегом: баран – символ достатка, благополучия; корова – символ плодородия; барыня олицетворяет женскую чистоту и целомудрие. А еще лечебная глина, которая используется для лепки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от всего дурного, от темных сил.
Абашевская игрушка история возникновения
Абашевская игрушка – свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
В абашевской игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Фигуры передают некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Тело человека дополняется телом животного – кентавры. Рога – деревья. Хвосты – дудки. Игрушка оживляется дыханием и умеет «разговаривать».
Если более конкретно говорить об особенностях абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Таких выраженных, архитектурно устремлённых вверх рогов не имеет ни одна игрушка. Они в точности передают строение Древа Жизни – древнейшего символа. Ветви, исходящие из ствола, это уровни мироздания или царства природы. Так, абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность. К примеру, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение абашевской игрушки «городовой» – надёжность, она защищает дом; «барыня» – воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, что все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом от злых духов: они отгоняют тёмные силы.
Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. Это несколько уводит игрушку от черт детского простодушия в сторону скульптуры. Преобладание формы в абашевской керамике – ещё одна её особенность, которая говорит нам о строгом, мужском подходе к делу.
Обузданные творческой выдумкой архаичные силы бережно вложены в статичную форму. Статика игрушки почти монументальна. Птицы, животные и люди не бегают, не прыгают, не «веселятся» – они всегда просто «стоят». Стоят по-хозяйски крепко, уверенно, индивидуально. Стоят, будто растут из Земли могучие деревья. В ногах фундамент, укоренённость. И далее, по нарастающей, плавное движение вверх; перетекание туловища в шею и на максимальной высоте венчание наверху небольшой гармоничной головкой. Или ветвистые рога стремятся продлить это движение все далее, выше и выше.
Сравните абашевскую игрушку с другими игрушками, из других областей, и она расскажет вам ещё больше – про нас, про наши отличительные качества, про нашу землю, нашу историю.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В ХХ столетии великие древние богини Макошь и Лада стали барышнями с зонтиками, дамами с собачками, няньками и водоносками. Птица Сирин превратилась в паву. Перун – в фигурку барана. Велес – в оленя. Корова-Земун и Коза-Седунь задудели дудками в виде коров и коз. И никто уже не интересуется, почему коней иногда лепят с тремя головами и откуда пошли русские тройки. Легенды о великом Триглаве забыты. Зато появились фуражки, погоны и модные платья. Форма абашевской игрушки дает ощущение устойчивости. Все фигурки на лапах, копытах и ногах основательны и непоколебимы. Раскраска однотонная Чаще всего три основных цвета: синий – небо, красный – жизненность, зелёный – плодородие. Добавляются лишь золотые и серебряные детали. Смотрите слайд-шоу «Особенности абашевской игрушки».
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
Процесс изготовления игрушек для росписи происходит в несколько этапов. Для начала производится фигурка животного, причём, вне зависимости от вида животного, существуют определённые принципы, которым должно соответствовать готовое изделие. Так, туловище делается удлинённым, ноги изображаются короткими и широко расставленными; шея также удлиняется. Кроме того, тщательно вылепляется головка, вырезаются глаза, прикрепляются изогнутые, нередко многоярусные рога, добавляются гривы, бороды, чёлки. Последнее, безусловно, выполняется лишь в том случае, если мастер делает абашевскую игрушку в виде барана, оленя, козла.
Как правило, при изготовлении абашевских игрушек и последующей покраске используется приём «оживка», который позволяет придать каждому изделию индивидуальности, особенного характера, некоторой сувенирности. Данный прием заключается в следующем: заготовка изделия закрашивается сплошной яркой краской, которая впоследствии покрывается золотом или серебром.
Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, рождались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах – сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м. и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. А как же изготавливается современная абашевская игрушка? Смотрите слайд-шоу.
ЗАО «Абашевская керамика» возобновила выпуск традиционной абашевской игрушки. Предприятие является членом Ассоциации предприятий художественных промыслов России. «Абашевская керамика» за претворение в жизнь социальной политики государства, за вклад в дело возрождения и процветания мира занесена в «ЗОЛОТУЮ КНИГУ НАЦИИ» и награждена Золотой грамотой «Меценат». Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».
Планы у новых владельцев предприятия солидные и ответственные – возобновить былую славу абашевской игрушки и занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появятся магазины с абашевской игрушкой.
Адрес предприятия «Абашевская керамика»: Пензенская обл., г. Спасск, ул. Володарского, д. 95.
Тел./факс: 8 (8412) 42-63-27, моб. 8 (927)366-19-28
E-mail: abash_keramika@mai/ru
Сайт: http://abash-keramika.narod.ru/company.html
Реальный шанс обрести вторую жизнь появился у одного из исконных символов Пензенской области – абашевской игрушки. К списку профессий, которым обучают в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса, добавилась ещё одна – «специалист по изделиям из керамики». Желающие повозиться с глиной, да еще и научиться на этом зарабатывать, нашлись быстро.
– Возможно, кто-то из них увидит в этом перспективу, всё зависит от тех преподавателей, мастеров, и по ним видно, что они просто-напросто не могут без этой игрушки, если они привьют им эту любовь, думаю, всё может получиться, – говорит директор Спасского колледжа промышленных технологий и бизнеса Виктор Никирин.
С недавнего времени в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса заработал ещё и цех по изготовлению изделий гончарного ремесла. Для знакомства с работой цеха по изготовлению изделий гончарного ремесла глава администрации Спасского района Юрий Ахрамеев посетил Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса.
Директор колледжа Виктор Никирин и его заместитель по производственному обучению Сергей Рожков провели для главы администрации района небольшую экскурсию по цеху, включающему три рабочих помещения: учебный класс, учебную лабораторию и мастерскую, где проводятся занятия для ребят. Во всех комнатах сделан капитальный ремонт, завезено и установлено новое оборудование и спецтехника, созданы необходимые условия для успешной реализации намеченных планов.
Юрий Ахрамеев осмотрел современные аналоги гончарного круга, печи для обжига и другое оборудование, пристальное внимание главы районной администрации привлекли уроки и мастер-классы по изготовлению изделий гончарного ремесла.
Глава администрации района одобрил работу цеха и пожелал коллективу творческих успехов, талантливых учеников и, конечно, преуспеть в популяризации старинного абашевского промысла, которым по праву гордится весь Спасский район.
Проект по созданию цеха по изготовлению абашевской игрушки создан в рамках реализации модели сетевого взаимодействия колледжа с общеобразовательными учреждениями района. Сейчас в цехе занимаются школьники 8 и 11 классов, а также студенты Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса.
Адрес Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса: 442600, Пензенская область, г. Спасск, ул. Коммунальная, 45
Телефоны: 8 (84151), 32419, 32422, 32304
Факс: 8 (84151) 32421
E-mail: bat@sura.ru; sat@tex-spassk.ru
В Пензенской области с незапамятных времён существовало два крупных глиняных промысла. Первый в селе Языково (в 10 км от г. Белинского), второй в селе Абашево. Но в начале ХХ в. языковский промысел оскудел, а абашевский укрепился. Википедия:
«В XIX – XX вв. село Абашево было ведущим гончарным центром России».
Выходит, что сегодняшнее небольшое село Абашево – это бывший гончарный центр России. Поэтому сегодняшним, пусть и немногочисленным абашевским гончарам, есть на кого равняться, чтобы возродить прежние славные традиции.
Откуда пошло название села и промысла, точно никто не знает, но упоминают про татарского князя Адашева, который владел землями в этих краях. В эти же края бежали старообрядцы (беглопоповцы). Да так активно, что, например, по данным 1877 г. в Абашево, насчитывающем на тот момент 218 дворов, половина жителей были старообрядцами. А гончаров было и того больше – в 1902 г. из 264 дворов в 200 работали гончары. С середины XIX в., кроме гончарной посуды, здесь стали делать глиняные игрушки. Это вообще характерно для многих гончарных центров – игрушка была как бы побочным (на остатках глины) производством.
В 2002 г. открыты для посетителей дома-музеи абашевских мастеров Федосьи Голяшкиной, братьев Василия и Степана Зоткиных, оборудованные гончарным кругом, образцами посуды игрушек из глины, старинной одеждой, предметами быта абашевских крестьян.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сейчас в ведомстве Иды Сафиевны дом-музей и студия, а это означает два больших подворья с заборами, дровами, скрипящими полами и прочими хлопотами, требующими внимания и труда. Этому уникальному музею, который во многом жив благодаря титаническим усилиям и бесконечному энтузиазму Иды Сафиевны, приходится непросто. Музей обращается к людям доброй воли и волонтерам – о возможной посильной помощи музею руками, материалами. Смотрите слайд-шоу «Дом-музей абашевских мастеров».
Татьяна Соловьева, мастер народного художественного промысла и хранитель его традиций, рассказала, как абашевская игрушка связала их с мужем жизни и стала судьбой.
— Вы одна из хранительниц секретов изготовления абашевской игрушки. Что послужило толчком к тому, что вы связали жизнь с этим промыслом?
Причина дела всей моей жизни — муж, Соловьев Евгений Валентинович, которого, увы, уже нет на этом свете, вечная ему память. Абашевская игрушка, можно сказать, скрепила нашу семью. Мы вместе с ним учились в Пензенском художественном училище на скульптурном отделении. Потом по распределению меня направили в Иркутск, а он попал на обучение к Тимофею Никитьевичу Зоткину — известному мастеру, члену Союза художников, который работал в Абашево. Он и гончар, и мастер народной игрушки. В Музее народного творчества, в частных коллекциях и музеях страны множество его работ.
Мой муж взял от него все основы, постиг секреты гончарного дела. Затем судьба снова свела нас вместе, и я тоже оказалась в Абашево, так что основу я тоже взяла от мастера Тимофея Никитьевича. Таким образом, всю свою жизнь мы с Женей лепили игрушки.
-Как возник промысел? В те годы не стоял вопрос об улучшении туристического потенциала и не было смыслаа налаживать сувенирное производство?
Справка «Пенза — Взгляд»: Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. В XIX—XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь. Занималось этим 162 хозяйства.
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы шириной 1,5 м и высотой 2 м, выложенных из огнеупорного кирпича. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.
По материалам Википедии.
— А какие принципиальные отличия у абашевской игрушки в технике исполнения, по сравнению с другими глиняными традиционными игрушечными промыслами?
— Их множество. К примеру, если лепили «барыню», то в дымковской или в филимоновской игрушке мастера лепили личико вручную, а в абашевской для этих целей существовала специальная формочка. Лицо, как говорят, отминали. Кстати, эти формочки передавались от мастера к мастеру из рук в руки. Нам они достались от Тимофея Никитьевича. Его нет с 1988 года. А я до сих пор ими пользуюсь.
В Абашево изначально был только гончарный промысел, игрушки не было. Начали ее лепить с маленьких свистулечек, чтобы чем-то занять детей. Развитие игрушкам дали ярмарки — люди приезжали и удивлялись — промысел гончарный есть, а игрушки нет. Кто ее создал и начал первым лепить, сложно сказать, но нам достался промысел уже с канонами, которые регламентируют скульптурные приемы и особенности росписи, вплоть до количества чешуек на том или ином виде игрушки.
— Сейчас в Пензе очень популярна тема кентавров, автор нашумевшей скульптуры утверждает, что его детище продолжает на сурской земле традиции в том числе абашевских мастеров.
— Антикоррупционная игрушка? То есть, такой художественный протест, оппозиция? Такое в те времена легко сходило с рук?
Мастера, если городовой находил, за подобное могли наказать. Но мастера продолжали делать кентавров с лицами городового или мордами животных, у которых руки в боки, а под мышкой взятка. Сейчас эта сатирическая составляющая ушла, и, к примеру, я леплю вот таких кентавров с мордами животных — символов года. Это бык. Опять же, изображая животных, я строго следую традициям абашевской игрушки.
— Сейчас вы передаете свои опыт и знания? Есть ли те, кто сможет сохранить абашевскую игрушку для будущих поколений?
Я преподавала абашескую игрушку в пензенском колледже 13 лет. Ученики есть. Есть и те, кто преподает, но, увы, в пензенских школах мало условий для этого. Ведь нужна гончарная печь и отдельная мастерская. Это не просто в классе полепить. Но, если ко мне приходят желающие, я делюсь всеми знаниями, какими могу.
— То есть традиция, промысел продолжает жить?
Читайте также: «Заметки с выставки: чем планируют привлекать в Сурский край туристов?».
Абашевская игрушка
Наталья Елизарова
Абашевская игрушка
В России известно около 14-ти основных знаменитых художественных промыслов. У всех на слуху дымковская, филимоновская, городецкая игрушка…
Разрешите вам представить –
игрушка АБАШЕВСКАЯ
Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. Уже в 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка.
Что же это такое – абашевская игрушка? Абашевская игрушка – это свистулька в виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами (лапами или копытами, что дает ощущение устойчивости, монументальности. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.
Заготовки игрушек покрывают яркими масляными красками, порой в самых неожиданных сочетаниях. Чаще всего используется три основных цвета: синий (символизирует небо,красный (жизнь, зеленый (плодородие). Затем отдельные части – рога, уши, копытца, круглые прилепы, оборки, ожерелья – «оживляются» серебряной или золотой краской. Часть свистульки, которую берут в рот, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный цвет обожженной глины.
Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь. В абашевской игрушке просматривается глубокая связь с древностью. Фигурки передают метаморфозу между природным и человеческим началами. Тело человека дополняется телом животного, и перед нами – кентавр; рога – деревья, хвосты – дудки, оживляющие игрушку.
Абашевские рога ни с чем не спутаешь
Считается, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога
«Сеятель» (в Абашеве ее называют «севец»)- бородатый мужчина держит лукошко с зерном
Собака со щенком
Всадник на коне
Городовой, держащий двух курочек в руках. (Чиновник получил взятку и довольный следует домой)[/i]
Абашевские игрушки экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
В следующий раз я подробнее расскажу о самом селе Абашево и его мастерах.
Фотоотчет праздника «До свидания, детский сад! Здравствуй, лето!» Ведущий. Порядок свой имеет все на свете: Недавно мы весну встречали, дети. Была она хозяйкою на славу: Поля зазеленели и дубравы. Природа.
Пенза. Пески истории. Фоторепортаж Пенза. Пески истории. Мы все в детстве любили лепить из песка… Сергей Кныш и Александр Жидков – не исключение. Чем взрослее они становились,.