абдурахман расулев муфтий биография
Расулев Габдрахман
Содержание
Биография
10 октября 1881 г., деревня Акходжа Златоустовского уезда Уфимской губернии – 5 июля 1950 г., город Уфа, Башкирская АССР.
По окончании в 1899 г. медресе «Расулия» совершил хадж. В 1902 г. окончил университет «аль-Азхар» (город Каир, Египет).
В 1902–1917 гг. преподавал в медресе «Расулия» и руководил им (с 1903 г.), одновременно (с 1905 г.) был имамом мечети в городе Троицк Оренбургской губернии. С 1923 г. мухтасиб Уральской области. В 1936–1950 гг. муфтий Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири; многое сделал для сохранения Духовного управления и спасения мусульманского духовенства от политических репрессий 1930-х гг.
В 1942 г. в газете «Труд» было опубликовано обращение Расулева к мусульманам Советского Союза, в котором он сообщил, что советское правительство отказывается от политики притеснения нужд мусульманских общин страны, разрешает строительство мечетей, свободное отправление религиозного культа, и призвал мусульман к борьбе с фашизмом. Обращение муфтия вызвало отклик в массе верующих, ими были собраны средства, направленные на строительство танковой колонны, о чем Расулев сообщил телеграммой И.В.Сталину. Это сыграло значительную роль в либерализации государственной религиозной политики.
В послевоенные годы Расулев продолжил отстаивать интересы верующих и мусульманского духовенства: содействовал регистрации религиозных общин, возвращению мечетей, выдавал свидетельства на совершение религиозных обрядов муллам незарегистрированных мусульманских общин.
Автор книги «Ислам» (М., 1945.; 2 изд., М., 1998).
Литература
Рахманкулова С.Г. Муфтий Габдрахман Расулев – старший сын Ишана хазрата Расулева. Челябинск, 2000.
Ислам на территории бывшей Российской империи: Энцикл. словарь. 2003. Т. 4.
Девятый муфтий ЦДУМ РОССИИ Габдрахман Расулев (годы жизни: 1889-1950 гг.; муфтий с 1936 по 1950 гг.)
Габдрахман Расулев – старший сын великого религиозного деятеля, просветителя, богослова, шейха суфийского братства Халидийа-Накшбандийа, основателя медресе «Расулия» Зайнуллы ишана Расулева, преподаватель и руководитель медресе своего отца, имам пятой Соборной мечети г. Троицка после революции 1917 года, имам-мухтасиб Уральской области после Гражданской войны, муфтий Центрального духовного управления мусульман в один из самых тяжелых периодов в истории российского Ислама.
Габдрахман Зайнуллович Расулев родился 10 ноября 1889 года в д. Акхужа Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне Учалинского района РБ). Его матерью была четвертая жена ишана Махуба. Первым учителем Габдрахмана был Габдуллажан хальфа Кинжин, а с 11 лет он начинает обучаться в медресе своего отца «Расулия». После окончания этого прославленного Троицкого религиозного учебного заведения в возрасте 18 лет Г. Расулев получает звание имама. После этого в течение трех лет он продолжает свое образование в Исламском университете в Каире.
Вернувшись в Троицк, Габдрахман Расулев начинает работать в «Расулие» сначала преподавателем, а затем, в 1903 году, руководителем данного медресе. Как и отец, Габдрахман-хазрат стал шейхом суфийского братства Накшбандийа. Ему принадлежали мануфактурные и бакалейные магазины в Троицке, он был учредителем «Товарищества Габдрахмана Расулева на Амуре» (Магмурья, г. Троицк). Сменив отца на посту директора медресе, Габдрахман Расулев превратил медресе в учебное заведение нового типа, построил новое здание, библиотеку, пансионат для приезжих шакирдов, типографию, баню, открыл аптеку, где лекарства выдавались бесплатно. Издавались мусульманские календари, книги, газеты. Большую финансовую помощь Габдразман-хазрат оказывал и пятой Соборной мечети Троицка, где имамом служил знаменитый на всю Россию Зайнулла-ишан Расулев, его отец. В конце своей земной жизни, незадолго до смерти в 1917 году, Зайнулла-ишан передал сыну и руководство пятой Соборной мечетью Троицка. После революции в 1919 году медресе «Расулия» было закрыто. В нем расположилась татарская школа. Габдрахман-хазрат продолжил свою деятельность имамом пятой мечети.
После окончания Гражданской войны муфтий ЦДУМ Ризаэтдин Фахретдинов назначил Габдрахмана Расулева имамом-мухтасибом Уральской области. 12 апреля 1936 года Ризаэтдин Фахретдинов покинул этот мир. К этому времени на территории России были закрыты почти все мусульманские приходы и мечети. Из 13700 приходов сохранилось около 100. Мусульманское духовенство, религиозные деятели в большинстве своем были репрессированы, расстреляны или затеряны в сталинских лагерях. Была расстреляна и единственная женщина-казый Мухлиса-абыстай Буби. Кончина муфтия Р. Фахретдинова стала поводом для расправы над ЦДУМ с целью его закрыть. Для этого органами НКВД было инспирировано «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ». По этому делу было обвинено более 30 человек. Из руководства ЦДУМ не осталось почти никого. Разгром мусульманских центров повлек за собой и практическое уничтожение мусульманского просвещения и образования. В 30-е годы дважды была произведена замена графики тюркских народов.
Развитие исламских наук и образования прекратилось в стране на долгие 70 лет. После проведенных репрессий, власти соединили два духовных управления – ЦДУМ и Башкирское духовное управление в одно и назначили его муфтием Габдрахмана Расулева. Немаловажную роль в этом выборе сыграл тот факт, что Габдрахман-хазрат был сыном очень влиятельного и уважаемого шейха Зайнуллы ишана Расулева. В должности муфтия ЦДУМ Габдрахман Расулев особый след оставил в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на все гонения, репрессии, советские мусульмане выполнили свой священный долг и защитили Родину, забыв о многих обидах, нанесенных им большевиками. Гитлер, прекрасно осведомленный о положении верующих в СССР, планировал использовать факт недовольства мусульман проводимой политикой в своей антисоветской пропаганде. По его замыслу, необходимо было привлечь на свою сторону как можно большее число верующих граждан, включая оставшееся на свободе духовенство. При этом особые надежды возлагались именно на мусульман. Однако, надежды Гитлера не оправдались. Мусульмане проявили небывалый патриотизм и мужество в борьбе с фашизмом.
В мае 1942 года в Уфе прошел чрезвычайный съезд ЦДУМ. Выступая на этом съезде, муфтий Габдрахман Расулев обратился к верующим мусульманам с речью: «Уважаемые братья-мусульмане! Изречения Великого Аллаха и Его Пророка, великого Мухаммада (мир ему и благословение) призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов».
30 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма Габдрахмана-хазрата Расулева, адресованная Сталину, где сообщалось: «Воодушевленный успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку танковой колонны». Сталин в ответ направил муфтию телеграмму со следующим содержанием: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность. И. Сталин». В качестве благодарности верующим мусульманам по личному постановлению Сталина было разрешено строительство двух мечетей. Одну из них возвели в хуторе Миасском г. Челябинска, другую в г. Ишимбай РБ. В это время возникает понятие регистрации приходов. Но государственные органы не спешили регистрировать их. В этих условиях появлялись незарегистрированные общины. Однако, Габдрахман Расулев оказывал таким общинам большую помощь и не боялся выдавать им от имени ЦДУМ разрешение на деятельность. Так, до 1950 года таких разрешений было выдано 917. Более того, муфтий обеспечивал эти приходы мусульманскими календарями. Такая поддержка привела к значительному расширению сети незарегистрированных общин. Габдрахман-хазрат использовал любые возможности для поддержки развития Ислама в стране. Он добился возобновления паломничества мусульман, которых не было 20 лет, сам выезжал в хадж в качестве руководителя советских паломников.
Габдрахман Расулев пользовался большим авторитетом в мусульманском мире, его биография была включена американским исследователем Кэйе в издание «Кто есть кто в религии», 1947г. Габдрахман Расулев ушел из этого мира в ночь с 5 на 6 июля 1950 года. Похоронен он во дворе Соборной мечети в Уфе.
Габдрахман Расулев: муфтий и суфийский шейх
Кто за красных,кто за белых
С началом Великой Отечественной войны отношение государства к религии резко меняется и наступает период относительной либерализации религиозной политики, что было связано с тем, что гитлеровская Германия не скрывала своего желания перетянуть на свою сторону советских мусульман, обещая им полную религиозную свободу и возможность национального самоопределения. В этой ситуации руководство СССР было вынуждено предпринять контрмеры, чтобы изменить свой образ угнетателей ислама. В августе 1941 г. муфтий Габдрахман Расулев выступил с обращением к мусульманам, в котором прозвучали обещания, предварительно данные ему властью: «Советское правительство теперь не будет притеснять ислам. Центральное духовное управление мусульман будет восстанавливать ранее закрытые мечети…» На этом муфтий Габдрахман Расулев не остановился, но, напротив, решил перехватить инициативу с тем, чтобы использовать благоприятную конъюнктуру для восстановления позиций ислама до максимально возможного в данной ситуации уровня. Французский советолог и исламовед Александр Беннигсен писал: «В июле 1942 года муфтий европейской части России Габдурахман Расулев взял на себя инициативу возобновления контактов со Сталиным. Взамен на обещание мусульман оказать поддержку в войне против фашистов, антирелигиозная пропаганда была если не совсем прекращена, то во всяком случае приторможена, и отношения между советским государством и официальным Исламом нормализовались…».
15 мая 1942 г. на совещании членов ЦДУМ и ДУМ Башкортостана в г. Уфе было «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», которое было проникнуто антизападным духом и идеей об извечных агрессивных замыслах «крестоносцев» против мусульман: «Уважаемые братья мусульмане! Фашистская Германия и ее приспешники Италия и другие, как и 1100 лет назад в Испании и в 1189 году в крестовом походе, ведут настоящую войну с целью завоевания мирового господства и порабощения народов (…). Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (…). Великий пророк Мухаммад говорит: «Любовь к родине, защите ее есть долг религии». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении (…). С помощью великого Аллаха, под духовным покровительством его великого пророка Мухаммеда мы победим!»
Таким образом, несмотря на агрессивную антирелигиозную политику суфийская традиция на территории исторического Башкортостана не исчезла даже в советский период истории и продолжала свое существование вплоть до конца 90-х гг. XX века.
Девятый российский муфтий Габдрахман Расулев
Родился в 1889 году в д.Ахуново Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне Учалинский район РБ). Окончил медресе «Расулия», основанное его отцом ишаном Зайнуллой Расулевым.
В 1899-1903 гг. обучался в Каирском университете «Аль-Азхар».
В 1903 г. Расулев возвращается в г.Троицк и преподает в медресе «Расулия» арабский язык и историю ислама. В 1906 г. Габдрахман Расулев участвует в работе III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде, является членом религиозной комиссии.
В 1917 г., после смерти отца в 1917 г. Г. Расулев возглавляет отцовский приход.
Муфтий Р. Фахретдинов в 1923 г. назначает Г. Расулева мухтасибом Уральской области. Г. Расулева избирают членом Совета улемов.
В 1926 г. его повторно избирают членом Совета улемов.
В 1936 г. Габдрахман Расулев становится муфтием Духовного управления.
В 1943 г. Г. Расулев обращается к И.В. Сталину от имени мусульман Советского Союза с заверениями в поддержке Красной Армии, организует сбор среди мусульман средств на строительство танковой колонны.
25 октября 1948 году состоялся IV Всеросcийский съезд мусульманского духовенства в г.Уфа, на котором присутствуют 53 делегата. Центральное Духовное управление переименовывают, официальное его название в 1948-1992 гг. – Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Габдрахмана Расулева переизбирают муфтием. Принимается новый Устав Духовного управления, по которому оно лишается права ведения метрических книг, выдачи разрешений на открытие новых приходов, открытия духовных школ и курсов по подготовке священнослужителей и др.
Г.Расулев похоронен на территории Первой соборной мечети г.Уфа в 1950 году.
Габдрахман Расулев: муфтий и суфийский шейх
Личность 9-го муфтия Габрахмана Расулева занимает особое место среди муфтиев, занимавших пост главы мусульман России. Он возглавил умму в страшную годину «Большого террора», и продолжал ею руководить в годы Великой Отечественной войны, когда судьба самого государства висела на волоске от гибели. Он принял разгромленный ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман), в ведении которого находились считанные приходы с деморализованным от шквала репрессий духовенством, а оставил его довольно живым учреждением, имевшим уже тысячи мечетей и полулегальных общин, в которых возродилась религиозная жизнь.
Кто за красных,кто за белых
Габдрахман Расулев, занимавший пост председателя сначала ЦДУМ, а потом ДУМЕС (Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири) в 1936-1950 гг., был сыном выдающегося башкирского ишана или, по определению профессора Калифорнийского университета Хамида Алгара, «последнего великого шейха суфийского братства Накшбандийа Урало-Поволжья» Зайнуллы Расулева. Дочь муфтия Сафуат Габдрахмановна Рахманкулова писала: «Отношение Ишан Хазрата (т.е. Зайнуллы Расулева – С.Х.) к нашему отцу было особенное, не такое, как к другим сыновьям. Он готовил его для особо высокой миссии. Это все замечали и бабушка тоже. Наш отец всю жизнь прожил рядом со своим отцом, учился, служил под его руководством рядом с ним. После кончины Ишан Хазрата отец часто говорил непонятные тогда для меня слова: “Он всегда рядом со мной”».
В январе 1918 г. по приказу пришедших к власти большевиков медресе «Расулийа» было закрыто. Началась первая волна репрессий по отношению к исламу. В условиях начавшейся гражданской войны многочисленные родственники и последователи шейха Зайнуллы Расулева оказались по разные стороны баррикад: кто-то примкнул к белым, кто-то к красным, а кто-то к башкирским, татарским и казахским автономистам. С. Г. Рахманкулова писала: «…наши родственники, проживающие в Башкортостане, были в Башкирской национальной дивизии Ахмат Заки Валидова. Это деление еще больше затрудняло жизнь нашей семьи». Один из мюридов Зайнуллы Расулева – Бадреддин-ишан – в ходе вспыхнувшего в 1920 г. «Вилочного восстания» на территории Уфимской губернии призвал мусульман к джихаду против большевиков.
По окончании гражданской войны возобновилась деятельность ЦДУМ, председатель которого муфтий Ризаиддин Фахреддинов назначил Габдрахмана Расулева мухтасибом огромной Уральской области, включавшей в себя территорию современных Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Пермского края, а также Ханты-Мансийского автономного и Ямало-Ненецкого автономных округов. Между двумя известными религиозными деятелями сложились дружеские отношения, поэтому они состояли в многолетней переписке. Являясь видными представителями дореволюционной мусульманской элиты, оба деятеля привлекались правительством СССР в тех случаях, когда Москва принимала глав исламских государств – короля Афганистана Аманулла-хана в 1928 году и президента Турции Мустафу Кемаля Ататюрка в 1936 году.
1936 год стал знаменательным в биографии Габдрахмана Расулева. После смерти муфтия Ризаиддина Фахреддинова на мусульманское духовенство обрушился шквал репрессий, который грозил уничтожением ЦДУМ, Духовного управления мусульман Башкортостана и, возможно, любых форм открытого исповедания ислама. Правительство боялось повторения инцидента, связанного с таврическим муфтием Ибрагимом Тарпи, который демонстративно закрыл ДУМ Крыма в Бахчисарае на том основании, что «духовные управления мусульман СССР не имеют реальной возможности выполнять свои прямые обязанности, они служат для советской власти символом свободы совести в глазах мировой общественности, являясь прикрытием антирелигиозной политики большевиков». Начавшееся в 1936 г. следствие по так называемому «делу ЦДУМ» выявило, что некоторые его члены действительно рассматривали возможность повторения крымского сценария. Однако, в конечном итоге пойти на этот шаг члены ЦДУМ так и не решились.
Летом 1936 г. в Уфу были вызваны все мухтасибы, чтобы решить дальнейшую судьбу ЦДУМ. Сафуат Рахманкулова писала: «В начале июня отец получил телеграмму из Уфы. Его вызывали на совещание мухтасибов, так как собирались закрывать Центральное Духовное управления мусульман Советского Союза (…). В это время религия Ислам считалась ненужной, поэтому вроде отпала необходимость в работе Духовного управления мусульман. Каждого мухтасиба спрашивали, нужно ли сейчас Духовное управление мусульман или надо его закрыть. Все мухтасибы ответили так: “Надо сделать так, как решит власть”. Когда отцу задали этот вопрос, он решил выступить. В своем выступлении он сказал: “Русская царица открыла Духовное управление мусульман, считая его нужным. Вы, башкиры (т.е. руководство Башкирской АССР – С.Х.), хотите его закрыть, считая его ненужным. Через пять лет оно будет нужным, но открывать его будет трудно – необходимых людей не будет”. Представители власти были удивлены выступлением отца. Один из них обратился к отцу и властным голосом спросил: “Как твоя фамилия, где ты живешь и чем ты занимался до революции?” Отец вскользь рассказал о себе. Тогда этот человек сказал отцу: “Вот тогда ты, Хазрат, и работай муфтием и постарайся сохранить Духовное управление мусульман”». Этим высоким начальником был председатель ЦИК Башкирской АССР Афзал Тагиров. Объясняя мотивы своего отца, не побоявшегося возглавить почти уничтоженное репрессиями учреждение, она писала: «Если отец будет работать в Центральном духовном управлении мусульман, то он будет продолжать свою деятельность – служить во имя религии Ислам. Это было самое главное в его судьбе».
С началом Великой Отечественной войны отношение государства к религии резко меняется и наступает период относительной либерализации религиозной политики, что было связано с тем, что гитлеровская Германия не скрывала своего желания перетянуть на свою сторону советских мусульман, обещая им полную религиозную свободу и возможность национального самоопределения. В этой ситуации руководство СССР было вынуждено предпринять контрмеры, чтобы изменить свой образ угнетателей ислама. В августе 1941 г. муфтий Габдрахман Расулев выступил с обращением к мусульманам, в котором прозвучали обещания, предварительно данные ему властью: «Советское правительство теперь не будет притеснять ислам. Центральное духовное управление мусульман будет восстанавливать ранее закрытые мечети…» На этом муфтий Габдрахман Расулев не остановился, но, напротив, решил перехватить инициативу с тем, чтобы использовать благоприятную конъюнктуру для восстановления позиций ислама до максимально возможного в данной ситуации уровня. Французский советолог и исламовед Александр Беннигсен писал: «В июле 1942 года муфтий европейской части России Габдурахман Расулев взял на себя инициативу возобновления контактов со Сталиным. Взамен на обещание мусульман оказать поддержку в войне против фашистов, антирелигиозная пропаганда была если не совсем прекращена, то во всяком случае приторможена, и отношения между советским государством и официальным Исламом нормализовались…».
15 мая 1942 г. на совещании членов ЦДУМ и ДУМ Башкортостана в г. Уфе было «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», которое было проникнуто антизападным духом и идеей об извечных агрессивных замыслах «крестоносцев» против мусульман: «Уважаемые братья мусульмане! Фашистская Германия и ее приспешники Италия и другие, как и 1100 лет назад в Испании и в 1189 году в крестовом походе, ведут настоящую войну с целью завоевания мирового господства и порабощения народов (…). Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (…). Великий пророк Мухаммад говорит: «Любовь к родине, защите ее есть долг религии». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении (…). С помощью великого Аллаха, под духовным покровительством его великого пророка Мухаммеда мы победим!»
Муфтий Габдрахман Расулев до конца своей жизни шел по пути богопознания, т.е. исполнял обязанности члена тариката Накшбандийа в качестве действующего шейха,совершенного муршида и халифы своего отца Зайнуллы-ишана. Сафуат Рахманкулова вспоминала: «После кончины Ишан Хазрата все внимание мусульман, особенно казахов и башкир сосредоточилось на нашем отце. Люди приходили, приезжали издалека, за советом, за помощью, за лечением. Время и годы не уменьшили внимания мусульман к отцу, как продолжателю священного учения Ишан Хазрата (курсив наш. – С.Х.). В течение всей своей жизни отец чувствовал это внимание со стороны мусульман Советского Союза». Деятельность тариката Накшбандийа тайно продолжалась в течение всего советского периода. В 1948 г. в Пермском крае органы безопасности инициировали «Дело антисоветской организации ишанизма», по которому были арестованы 11 человек, оказавшиеся последователями шейха Зайнуллы Расулева. В 1950 г., по сообщению компетентных органов, на территории Татышлинского, Янаульского, Балтачевского и Бураевского районов свыше 100 мюридов ходили по деревням и «под видом распространения ислама занимались насаждением панисламизма, агитировали против работы в колхозах, против посещения кино…». Не обращая внимания на явную надуманность обвинений, здесь следует лишь отметить сам факт существования в этот период времени на севере Башкортостана и Пермской области суфийских групп, относившихся к духовной линии шейха Зайнуллы Расулева.
Другая группа последователей тариката Накшбандийа группировалась вокруг Шамсиддин-хазрата, который приходился внуком Зайнулле Расулеву и проживал в селе Шигаево Белорецкого района. Тулебаев Мухаммад Усманович, 1944 г.р., который был отдан своими родителями на воспитание в семью Шамсиддин-хазрата, вспоминает: «Шамсиддин хазрат был большим суфием, огромным человеком, аулия. Зикр часто делали (…), из Уфы на зикр приезжали родственники и дети Габдрахмана Расулева (…). На зикрах собиралось 20-30 человек (…). Шамсиддин аулия сам зикры вел (…). Он большим ишаном был, давал разрешение, фатиху на врачевание, на обучение других…». В башкирском Зауралье суфийскую традицию в послевоенное время продолжали Ш.Ихсанов, Мужавир-хазрат Сиражетдинов,Ш.Бикбаев,И.Байгутлин и другие мюриды шейха Зайнуллы Расулева и шейха Габдрахмана Расулева.
Таким образом, несмотря на агрессивную антирелигиозную политику суфийская традиция на территории исторического Башкортостана не исчезла даже в советский период истории и продолжала свое существование вплоть до конца 90-х гг. XX века.
Так или иначе, муфтий Габдрахман Расулев сыграл выдающуюся роль в сохранении не только суфизма, но в целом ислама и его институтов на территории современной России.