аблямитский мост крым история
Аблямитский мост – подарок одного человека
Когда едешь по трассе Акмечит (Черноморское) – Кезлев (Евпатория), то путь непременно пройдет по Аблямитскому мосту через озеро Донузлав. Раньше в Кезлев из Акмечита люди добирались в объезд.
Все крымчане знают Аблямитский мост, но немногие – его историю. Правильно бы его следовало называть – Аблямитов, так как происходит от имени Аблямит.
Разговоры о необходимости моста через Донузлав велись долго, но денег на строительство, как нам хорошо знакомо по дням сегодняшним, не было в казне. Мысль о строительстве моста через Донузлав для сокращения дороги в Кезлев возникла у крымского татарина Аблямит-бея, жившего в селе Садыр-Багай (современное село Хмелево). Был он богатым и благородным человеком. В его владении находилось несколько близлежащих деревень, большое количество отар, на его полях возделывали пшеницу и овес. Дом его сохранился до сих пор.
Понимая, что дорога через Донузлав нужна всем жителям, Аблямит-бей обратился к ним с предложением о строительстве моста через озеро. Рабочим, строившим мост, он платил щедро, строил мост основательно. Люди работали под руководством своего господина. Он видел, как добросовестно трудились люди, но работа не продвигалась: подводные течения смывали насыпь. Подумав, Аблямит-бей приказал работы прекратить и решил посоветоваться со специалистами. И, говорят, они прибыли из Санкт-Петербурга. Ранней весной снова закипела работа. Опять к Донузлаву потянулись работники, которых собралось намного больше, чем в прошлом году.
Технология укладки была другой. Сначала на дно укладывались большие глыбы каменных пород и лишь затем засыпали щебень и ракушечник. Каждый день от зари до зари трудились люди, не жалея сил, для нужного дела. Не жалел денег и Аблямит-бей, за что злые языки местных богатеев шутили: «Из-за своего моста Аблямит останется без копейки в кармане».
Но, несмотря ни на что, к осени мост был построен. Веселым праздником отметили люди завершение строительства.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 постройка моста сильно пострадала: были взорваны две арки со стороны Акмечита. На проезжей части от взрыва образовались трещины. Жителям Тарханкута вновь приходилось добираться до Кезлева по объездной дороге.
В 1964 году мост восстановлен государством, и движение людей и транспорта по нему возобновилось. Оставили и старое название – Аблямитский мост.
Время – удивительная штука… Несмотря на жизненные перипетии, подъемы и взлеты, удачи и невезения, которыми полна жизнь каждого человека, только время расставляет все на свои места и дает истинную оценку поступкам людей. В истории (и это уже доказано) остаются имена тех, кто делами, мыслями стремится служить людям, приносить добро и быть полезным. И не обязательно это громкие начинания – в водовороте жизненных передряг зачастую это может быть просто помощь ближнему. А мы, как потомки, должны знать и помнить благородные дела наших предков.
Так человек создал себе памятник, и даже на карте полуострова оставил свое имя! Это оказалось куда ценнее и надежней,чем любого размера монумент.
Арсен КУРСАИТОВ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях Facebook, Вконтакте, Одноклассники, а также на канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.
Милли Фирка
Аблямит построил мост
Post navigation
25.09.2017 26.01.2018
Аблямит построил мост
Мост через озеро Донузлав называют Донузлавским, а местные жители его знают, как Аблямитский мост. Но мало кто знает почему он так называется.
Мост позволил соединить Черноморский район с Евпаторией через озеро Донузлав, ранее дорога по данному маршруту занимала гораздо больше времени, приходилось ездить в объезд. Вот и решили построить трассу, которая сократит путь.
В Крыму живут его потомки. В крымскотатарском фольклоре, есть песня: «Аблямит копюр сайдыргъан» ( Аблямит построил мост):
Сен байрамда екъ эдин,
Хош кельдин тойымызгъа.
Аллы-пуллы еминым (явлукъ) байлянайым,
Сенинь эля гёзлеринден айлянайым.
«Время – удивительная штука… Несмотря на жизненные перипетии, подъемы и взлеты, удачи и невезения, которыми полна жизнь каждого человека, только время расставляет все на свои места и дает истинную оценку поступкам людей. В истории (и это уже доказано) остаются имена тех, кто делами, мыслями стремится служить людям, приносить добро и быть полезным. И не обязательно это громкие начинания – в водовороте жизненных передряг зачастую это может быть просто помощь ближнему. А мы, как потомки, должны знать и помнить благородные дела наших предков.
… В Крыму есть сооружение, имя создателя которого осталось в памяти не только крымских татар. Это земляная насыпь через залив Донузлав в западной части Крыма, расположенная вдоль дороги Кезлев (Евпатория) – Акмечит (Черноморское), которая в народе называется «Аблямитский мост». Когда едешь по трассе Кезлев – Акмечит, то путь непременно проходит мимо Аблямитского моста. Сейчас он уже не используется, рядом пролегла новая асфальтированная трасса, но в свое время это сооружение принесло большую пользу жителям западного Крыма. Ведь в прошлом веке в Кезлев из Акмечита и обратно люди добирались в объезд Донузлава, а это почти 30 километров пути. В осенне-зимний период дорога была труднопреодолимой, и зачастую поездки просто откладывались. Даже по нынешним меркам 30 километров – это достаточно большое расстояние, а если учесть скорости и возможности того времени, то становится ясно, насколько полезным было сооружение моста через Донузлав.
Сохранилось предание о том, как был построен Аблямитский мост. Мысль об этом возникла у жителя села Садыр-Богай (ныне с. Хмелево) Аблямит-агъа, богатого и благородного человека. Понимая, что дорога нужна всем, Аблямит-агъа организовал строительство моста через Донузлав, чтобы облегчить путь для жителей этой местности. Рабочим он платил щедро, никого не обижал. Мост делал из бетона, строил основательно. С тех пор люди называют мост «Аблямитским». Однако во время второй мировой войны постройка сильно пострадала: были взорваны две арки со стороны Акмечита (всего их было три). На проезжей части от взрыва образовались трещины.
В 1964 году мост восстановили, движение транспорта возобновилось.
В настоящее время этот мост не используется, он зарос камышами. Осталась легенда о нем. Представитель четвертого поколения семьи Аблямит-агъа – праправнучка Апипе Аширова (второе имя Гафифа) в эксклюзивном интервью поделилась семейными воспоминаниями о своем знаменитом прапрадеде.
– Апипе-ханым, расскажите, пожалуйста, о вашей родственной связи с Аблямитом, который построил мост?
– У моего прапрадедушки – Аблямита были два сына и три дочери. Моя прабабушка Амиде – одна из дочерей Аблямит-бея, у которой были два сына и дочь Фатиме – моя бабушка. Фатиме была украдена в Турцию, хотя она была против этого. Спустя некоторое время она вернулась сюда в Крым с одной дочерью. По ее приезду, Аблямит-агъа разделил между своими детьми поместье, это были села, которых на сегодняшний день нет, их уничтожили немцы. Моей прабабушке Фатиме досталось село Къалач (этого села сейчас нет), но, в связи с тем, что прямые наследники – мужчины Аблямита-агъа были в других странах, совет старейшин нашей семьи, состоявший из женщин, решил, что мой дед – муж Фатиме Ислям Мемет-Эмин будет управлять поместьем. От брака моей бабушки Фатиме с Ислям Мемет-Эмином (он приехал из Турции), было трое детей – моя мама Мемет-Эмин Шефика Ислям къызы, ее сестра и брат.
– А что именно Вы знаете о мосте, который построил ваш прапрадед и о предании?
– Что касается моста, который построил мой прапрадед Аблямит, я помню из рассказов моей мамы только то, что до сооружения моста приходилось преодолевать большое расстояние, для того, чтобы попасть в другие села. Когда прапрадед решил строить мост, он сам лично следил за ходом работ. Каждое утро выходил с деревянной шкатулкой, в которой были золотые монеты, и раздавал их рабочим, чтобы они вели стройку. Он говорил: «Даже если дома ничего не будет поесть, я все равно должен рассчитаться с рабочими». И иногда, когда у него не было денег, он был вынужден продавать украшения своей жены, т.к. должен был рассчитаться со своими рабочими. «Их семьи и судьба зависят от меня», – говорил он. Моя мама даже нашла эту шкатулочку, где они обнаружили одну золотую монету, что было большим удивлением. Точным и достоверным фактом строительства моста является подарок золотой цепи царя Николая II. После этого эта цепь очень долго хранилась в нашей семье, и во время Голодомора 1930-х годов ее резали кусочками и продавали, что спасло жизнь моих предков. Аблямит-бей был очень щедрым и богатым человеком, он отличался своим благородством. Соответственно, первой обязанностью своего поместья была забота о своих крестьянах. Из воспоминаний моей мамы, которая родилась в 1917 году, я знаю, что во время праздников в их семье резался баран, приглашали всех жителей поместья, накрывали столы и угощали их, всегда дарили подарки.
– Помимо того, что Вы знаете, что Аблямит бей был вашим предком, Вы чувствуете сами это?
– А у Вас осталось что-то памятное: фотографии, документы, письма?
– К сожалению, у нас ничего практически не сохранилось, после репрессий и депортации, у нашего народа мало что осталось. Есть несколько фото. Главное, на мой взгляд, что осталось – это народная память. Существует даже песня об Аблямите: «Аблямит кёпюр къурды, Амиде тойдан тойгъа барды». В этой песне четко передается информация, что «Аблямит построил мост», использованы имена членов нашей семьи – Амиде, моя прабабушка, которая, согласно песне, «шла на свадьбу».»
Загадочное озеро Донузлав
Среди Крымских водоемов один из самых крупных и глубоких, озеро со странным названием Донузлав. Место это обладает совершенно удивительной, притягательной аурой. Здесь переплетаются свободный степной воздух и кристально чистая вода, целебные грязи и белый песочек, звенящая тишина и крики чаек.
Фото озера Донузлав:
Озеро Донузлав: цифры и факты
Озеро Донузлав — самое большое озеро Крыма
Озеро Донузлав – это одно из уникальных озер в мире, и единственное в Крыму с такими размерами. А размеры Донузлава впечатляющие, это 27 километров в глубину полуострова, а глубина самого озера достигает 28 метров, хотя большая его часть имеет глубину до трех метров. Озеро Донузлав находится в западном Крыму и служит границей между Черноморским и Сакским районами. Одна из версий возникновения названия Донузлав рассказывает, что в давние времена на Тарханкуте флора и фауна была более богата, особенно вблизи озера и поэтому полуостров населяли дикие кабаны. Благодаря кабанам озеро и получило свое название, так как название Донузлав — это трансформации от «Домузлав» или «Донгузлав», что в переводе означает «Пристанище кабанов» или «Свиное болото».
Особенности озера Донузлав
Озеро Донузлав — подарок природы человечеству
Северная часть озера объявлена заповедником с 1947 года, а южная часть озера, соединяющаяся с морем, является судоходной. Донузлав – это подарок природы и научная лаборатория для ученых всего мира.
Мост на Тарханкут через уникальное озеро Донузлав
Через это уникальное озеро проходит мост, соединяющий поселок Черноморское и г Евпаторию в западном Крыму, и именно он стал той границей, которая разделила пресную и соленую часть озера. В результате такого совмещения, озеро обладает уникальной флорой и фауной. Вы можете увидеть, как озерную растительность, так и типичное морское побережье.
История озера Донузлав
Тектоническая активность привела к появлению объекта еще в глубокой древности. Кора сместилась, сформировался глубокий разлом, куда и устремились черноморские воды. Заливом Донузлав оставался на протяжении многих тысяч лет — пока сюда не пришли советские военные. Песчаная пересыпь образовалась в более поздние времена — ее намыли регулярные приливные волны.
Единого мнения о формировании водоема не существует. Известно, что побережье Донузлава было заселено людьми еще в архаичную эпоху — об этом свидетельствуют разнообразные находки археологов. Некоторые стоянки относятся к Неолиту, другие — к Бронзовому веку. Рядом с поселками Новоозерное и Красноярское обнаружены киммерийские стоянки, относящиеся к первому тысячелетию до Рождества Христова. Погребения кизил-кобинской культуры (V-IV вв. до н.э.) найдены близ Владимировки.
Рядом с современной Евпаторией некогда высились здания могучих городов — Калос Лимен (нынешнее Черноморское) и Керкинитида. Существует мнение, что река Гипакирис, упомянутая Геродотом, является прообразом озера Донузлав. Издавна в этом регионе разрастались античные поселения. На месте древних деревушек сейчас находятся:
В 1961 году подводники, исследовавшие озеро Донузлав в Крыму, сделали удивительную находку. На дне залива был обнаружен затонувший древнегреческий корабль. Судно перевозило груз амфор, которые неплохо сохранились. Сейчас объект привлекает многочисленных дайверов.
Водоем имеет огромное стратегическое значение — по его дну проложены газопроводные ответвления. Глебовское газохранилище поставляет голубое топливо во все уголки полуострова. С 2007 года на берегу озера возводится яхтенно-спортивный городок, способный предоставить сервисное обслуживание 300 яхтам.
Республика КаZантип
До 2013 года Донузлав привлекал большое количество молодежи. Дело в том, что здесь ежегодно организовывался фестиваль электронной музыки под названием Республика КаZантип. Тусовщики собирались на песчаной косе, неподалеку от села Поповка. Фестиваль был международным, сюда съезжалось множество популярных ди-джеев со всего мира. Бесконечный танцевальный марафон по ряду причин сменил локацию, так что коса вновь ассоциируется у туристов с тихим семейным отдыхом.
Чем заняться на озере
На полуострове свыше 300 пресноводных водоемов, но озеро Донузлав, фото которого мы здесь разместили, самое обширное из всех. Кстати, озеро перестало быть пресноводным с тех пор, как его соединили с Черным морем. Очертания Тарханкутского полуострова сформированы водами этого залива. Полуостров имеет 30-километровую длину, а в самом широком месте достигает 8,5 километров.
Наибольшей популярностью среди туристов пользуется коса Южная — это курортная зона, ориентированная на семейный отдых. Пологие спуски и мелководье позволяют брать с собой маленьких детей. Купальный сезон стартует в конце апреля и продолжается до самого октября. Многие туристы съезжаются на озеро Донузлав ради грязелечения. Вода в заливе спокойная даже в тех случаях, когда устанавливается штормовая погода.
Ширина песчаной косы — 250-300 метров. Климатические условия очень благоприятны — вы можете совмещать водные процедуры с солнечными ваннами. Достаточно развита и туристическая инфраструктура. В курортной зоне имеются:
Площадь залива составляет примерно 48 квадратных километров. Водоем подпитывается реками Старый Донузлав, Донузлав, Чернушка и Бурнук. Суммарный водосбор составляет 1300 квадратных километров, максимальная же глубина озера — 27 метров. Средние глубины колеблются в пределах 15-17 метров.
Береговая линия объекта чрезвычайно извилиста. Тут множество мелких заливчиков и бухточек, так что общая протяженность линии превышает 100 километров. Берега (за исключением песчаной косы) обрывисты, они имеют глинистую структуру. В некоторых точках высота берега может достигать 25 метров. У моря картина иная — здесь побережье становится пологим.
Озерные верховья заболочены — тут в изобилии произрастают тростник, камыш и рогоз. В этой части Донузлава обитают редкие водоплавающие птицы, охраняемые законодательством. Вода здесь пресная, но чем ближе морское побережье, тем выше концентрация соли.
Ближайшие достопримечательности
Наибольшей популярностью среди любознательных курортников пользуются греческие городища, обнаруженные археологами около века назад. Это фортификационные сооружения, датированные IV-II столетиями до нашей эры. Располагаются они близ поселка Знаменское (городища Западно-Донузлавское и Беляус). Рядом с Поповкой расположилось Южно-Донузлавское городище. В курганах и некрополях археологи обнаружили:
В 1947 году северо-запад озера получил статус заповедных территорий. В заболоченной местности, как отмечалось выше, гнездятся редкие птицы (чайки, кулики, утки и бакланы). Среди прочих достопримечательностей стоит отметить:
Особенности местной рыбалки
Мужчин особенно сильно влечет рыбалка на Донузлаве. Уловы здесь просто фантастические, поскольку в глубинах озера обитает большое количество рыбы. Так, толстолобики и карпы водятся исключительно в верховьях залива — там, где вода в меньшей степени насыщена солью. В этом месте на крючок попадаются очень крупные экземпляры, с которыми не стыдно сфотографироваться для семейного архива. У побережья обитает большое количество морской рыбы:
Донузлав: раньше и сейчас
Среди историков и археологов нет единого мнения, как образовалось озеро. Возможно, в древности это был открытый морской залив, со временем отделившийся от моря песчаной пересыпью. А может быть, Донузлав это и есть река Гипакирис, о которой писал Геродот в своей «Истории». «Дан» означает «река». Днепр — Данапр, Днестр — Данастр, Дунай — Данубиос. Существует ещё одна версия: Донузлав — это часть нижнего течения Днепра, отделившаяся от него в древности.
В 1961 году через пересыпь был прорыт канал шириной 200 метров. Фактически с этого момента Донузлав перестал существовать как озеро, но название так и осталось. Тогда же были найдены остатки корабля III—IV веков до н. э., деревянный якорь со свинцовым грузом весом около 200 кг и остатки обшивки днища, бронзовые гвозди и несколько амфор. По дну озера проложены три ветки газопровода, по которым газ с Глебовского газохранилища поступает во все концы Крыма. В 2007 году на Донузлаве началось строительство яхтенно-спортивного городка на 300 судов с сервисным комплексом по обслуживанию и ремонту яхт и катеров со всей инфраструктурой.
Аблямитский или Донузлавский мост в Крыму
Мост через озеро Донузлав называют Донузлавским, а местные жители его знают, как Аблямитский мост. Но мало кто знает почему он так называется. Мост позволил соединить Черноморский район с Евпаторией через озеро Донузлав, ранее дорога по данному маршруту занимала гораздо больше времени, приходилось ездить в объезд. Вот и решили построить трассу, которая сократит путь. Изначально он скорее всего назывался Аблямитов мост, в честь благородного крымского татарина Аблямита бея, жившего в селе Садыр-Багай ныне с. Хмелёво. Аблямит бей был зажиточным человеком. У него было много отар, полей с зерновыми и несколько прилежащих деревень. Дорога через Донузлав нужна была всем и Аблямит бей начал строить мост, но с первого раза не получилось, так как природа все старания рабочих сводила на нет. Тогда Аблямит бей попросил помощи у петербургских специалистов и со второй попытки строительство моста было закончено.
Военно-морская база
При Советском Союзе район озера Донузлав был сверхсекретным. До 1994 года здесь располагалась Крымская военно-морская база Черноморского флота, а после — до 2014 года Южная военно-морская база Украины. В состав Крымской военно-морской базы входили подразделения противолодочной морской авиации и кораблей-истребителей. Для военно-морской базы было выбрано это место, так как озеро Донузлав представляет собой лучшую естественную гавань на Чёрном море, которая по удобству не уступает бухтам Севастополя и Балаклавы.
Донузлав был местом базирования полка гидросамолётов противолодочной авиации, десантных кораблей на воздушной подушке, сторожевых катеров, морской пехоты и боевых пловцов-диверсантов, бригады тральщиков, дивизион вспомогательных и аварийно-спасательных судов. В северо-восточном конце причальной стенки находились в консервации корабли с богатой историей — СКРы 50-го проекта, так называемые «полтинники»: «Волк», «Рысь», «Пантера», «Барс», «Горностай». Рядом с топливным причалом базировалось самое боевое в 80-е годы соединение — 17 бригада охраны водного района. Она состояла из сторожевых кораблей двух модификаций, отличавшихся надстройкой на корме и бортовыми номерами: СКРы 13-й, 40-й, 48-й, 53-й, 84-й, 110-й, 112-й, 115-й, 116-й.
В районе посёлка Мирный, на южной косе находились корабли 112-й бригады ОСНАЗ: «Крым» и «Кавказ», «Юпитер», «Кильдин», «Лиман», другого проекта «Ладога» и «Курс», меньшего водоизмещения «Океан», и весьма сложный по механической службе электроход «Вал». 1 мая 1998 г. российская часть 112-й бригады реорганизована в 519-й отдельный дивизион кораблей Черноморского флота России с местом базирования в Севастополе. В состав дивизиона вошли корабли «Кильдин», «Лиман» (он участвовал в походе в Средиземное море во время военных действий в Югославии), «Экватор» и «Приазовье».
За период с 1996 г. изменялось название соединения, менялся и состав кораблей: «Черновцы», «Ивано-Франковск», «Симферополь», КВП типа «Зубр» «Артёмовск», «Горловка», «Краматорск», «Донецк», БДК «Ровно», плавмастерской «Краснодон» (ныне переоборудован в корабль управления, получил название «Донбасс»), рейдового буксира «Красноперекопск», корвета «Ужгород». Часть этих кораблей переведена в Севастополь, часть исключена из состава флота.
Блокада украинского флота в Донузлаве: во время Крымского кризиса (весна 2014) на фарватерах в бухте Донузлав были затоплены ряд российских военных кораблей для блокирования находящихся в бухте кораблей ВМС Украины. 6 марта 2014 года были затоплены два корабля, ранее входившие в состав Черноморского флота России: списанный большой противолодочный корабль «Очаков» и спасательный буксир. На следующий день был затоплен третий корабль — списанное водолазное морское судно «ВМ-416». 13 марта было затоплено четвёртое судно.
Полезная информация
Добираться к озеру нужно через Евпаторию — железнодорожный узел, расположенный в 28 километрах на юго-востоке. Если поедете на машине, путь отнимет 35-40 минут. Тем, кто собственного авто не имеет, мы рекомендуем воспользоваться автобусами. Ехать придется до поселков Новоозерное либо Мирный (отправляются автобусы через каждые 20 минут).
Летом В Евпаторию следуют поезда из Москвы, Краснодара и Анапы. Если вы намереваетесь использовать самолет, то из Симферополя в Евпаторию нужно будет ехать на электричке. Существует прямой автобус, курсирующий между Симферополем и Мирным (в дороге вы проведете около трех часов).
Чтобы не спешить и хорошенько осмотреть достопримечательность, мы рекомендуем остановиться в одной из местных гостиниц. В поселках Новоозерное и Мирный постоянно строятся гостевые дома и мини-отели, отдыхающим сдаются номера в пансионатах и комнаты в частных виллах. Стоимость суточного проживания колеблется в пределах 1000-4000 рублей с человека. Хороший пансионат с приличным сервисом можно найти в Поповке. На песчаной косе локализуются дачные кооперативы — вы можете поселиться рядом с пляжем в одном из комфортабельных коттеджей.
Возможности для отдыха на озере
Буйной растительности по берегам озера нет, зато есть два отличных водоема – Черное море и Донзулав, с тихой прозрачной водой, даже в шторм. Пока инфраструктура по берегам развита слабо, поэтому летом берега и песчаные косы в основном населяют дикие туристы с палатками.