адаптированная рабочая программа по истории 9 класс для детей с овз по фгос торкунов
Адаптированная рабочая программа по истории для детей с ЗПР 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
на педагогическом совете
Директор школы _______
Приказ № от 30.08.2019г.
Адаптированная рабочая программа
по истории для детей с ЗПР
9 класс
Драгунова Олеся Сергеевна
2019-2020 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с документами:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26
в соответствии с Историко-культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334.
Примерными программами по истории (федеральный компонент)// Сборник нормативных документов. История. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. М., Дрофа,2007
Программа адаптирована к учебникам;
История России: учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение;
Предлагаемая программа по истории для 9 класса адаптирована в соответствии с заключением № 60 от 19.04.2017г. ТПМПК Барабинского района для ребенка с задержкой психического развития. У обучающегося установлен статус «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе.
Программа предполагает эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого подхода лежат научно выявленные особенности познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.
содержит минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
соответствует основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
Программа обеспечивает дифференцированный подход к учащимся специально-коррекционных классов и направлена на достижение следующих целей:
применение специальных педагогических методы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, рекомендованных ТПМПК:
Соблюдение охранительного режима: предупреждение утомления, благоприятный психологический климат, регулярная эмоциональная поддержка, использование метода поощрения, специальные методы обучения: словесные методы с использованием наглядности и практической деятельности, указания и объяснение как пояснение способов выполнения заданий, последовательности действий, содержания; деление большого материала на части, работа с каждой частью отдельно; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий; упражнение – повторение в целях выработки навыка; создавать проблемные ситуации с привлечением жизненного опыта; методы контроля – сравнение с образцом, установление последовательности, анализ каждой ошибки; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощерение, проявление чувства ответственности.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели :
изучение исторического материала; владение знаниями и умениями; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
формирование личностных качеств гражданина; подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
гражданское воспитание учащихся; патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.
Учебный предмет «История» представлен двумя курсами – «Всеобщая история» и «История России».
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала); Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок); Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); Комбинированный урок;
Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации. Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией, изучение которого способствует правильной профессиональной ориентации учащихся.
Содержание учебного курса «История» в 9 классе
Всеобщая история. XIX – начало в. XX вв.
Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в
XIX в. Мир в 1900—1914 гг.
История России в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II:
социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское
хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества
и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент.
Планируемые предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне ООО на базовом уровне:
История Нового времени. Россия в XVI – Х I Х веках
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Критерии эффективности реализации программы, форма контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
— оценка «отлично» «5» – учащийся освоил минимальный теоретический материал курса, применяет его при решении конкретных заданий;
Адаптированная программа по Истории 5-9 классов для детей с ОВЗ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
для учащихся с задержкой психического развития
В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего образования по истории.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576)
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015.
История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. Агибалова Е. В., Донской Г. М. 6 класс.- М. «Просвещение»
История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. «Просвещение»
Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М. «Просвещение»
История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. «Просвещение»
История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. «Просвещение»
Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.- М. «Просвещение»
История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. «Просвещение»
Особенности адаптированной рабочей программы
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
Цели адаптированной программы
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практик ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ (ЗПР).
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели:
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Коррекционно – развивающие задачи:
· развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.
Общая характеристика учебного предмета «История» для учащихся с задержкой психического здоровья.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ (ЗПР), обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией, изучение которого способствует правильной профессиональной ориентации учащихся.
Для реализации данной программы, в одном из разделов курса «История России» и «Всеобщая история» в 9 классе, предусмотрены уроки, направленные на правильную профессиональную ориентацию учащихся в современном обществе.
Планируемые результаты освоения ученого предмета «Истории».
Планируемые результаты освоения истории в 5 классе
В результате изучения истории учащиеся должны:
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
• выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Планируемые результаты освоения истории в 6 классе
В результате изучения истории средних веков учащиеся должны:
· хронологические рамки Средневековья.
· имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;
· участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
· политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
· социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
· представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
В результате изучения истории России учащиеся должны:
Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п. 1.; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и памятники культуры древней и средневековой Руси.
Называть, показывать на исторической карте:
· территории расселения восточнославянских племен;
· основные древнерусские города;
· крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
· основные центры собирания русских земель;
· территорию Русского государства в XV —XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений искусства.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства, закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные особенности:
· экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси;
· социальные положения разных групп населения;
· развития русских земель под властью Орды;
· политического устройства Древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
· хронологические рамки Средневековья.
· имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;
· участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
· политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
· социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
· представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий : аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
Планируемые результаты освоения истории в 7 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:
Планируемые результаты освоения истории в 8 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
Планируемые результаты освоения истории в 9 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории учащиеся должны:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· составлять хронологические и синхронистические таблицы;
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
· высказывать суждение о назначении, ценности источника;
· характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Содержание учебного предмета «История»
История России. Всеобщая история.
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Первобытные земледельцы и скотоводы. Счет лет в истории. Древний Египет. Западная Азия в древности. Индия и Китай в древности. Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возвышение Афин в V в. до н.э. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Гражданские войны в Риме. Римская империя в первые века нашей эры. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Введение. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. Становление индустриального общества. Строительство новой Европы. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Две Америки. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Международные отношения: обострение противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Русь в IX — первой половине XII в. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Русские земли в середине XIII — XIV в. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
Введение. Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху.. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в.
Введение. Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.