ахмадов я з история чечни
Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.X. История Чечни в XIX-XX веках
Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.X. История Чечни в XIX-XX веках
М.: Пульс, 2005. — 996 с.
Информация о файле: djvu, 44 mb
Книга тематически продолжает работу Я. 3. Ахмадова «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века» (М.: Мир дому твоему, 2001), доводя изучение этнополитической истории Чечни и чеченского народа до последнего десятилетия XX века. Здесь научно раскрыты и последовательно изложены ключевые вопросы развития чеченского этноса за два последних столетия. Материалы исследования обладают высокой степенью научной новизны. Приведены многочисленные иллюстрации, схемы и карты. Дан список исследовательской литературы и источников.
Новая работа — «История Чечни в XIX—XX веках» мыслилась ее авторами как научное исследование этнополитической истории одного из крупнейших коренных народов Кавказа, оказавшегося на стыке двух цивилизационных (европейской и восточноисламской) «плит» и подвергшегося массированной российской (имперской и «советской») модернизации.
Наличие разновекторных цивилизационных начал в истории Чечни на протяжении XIX—XX веков, наряду с собственным, весьма специфическим, общественно-экономически#! типом и культурным менталитетом («горская цивилизация»), определили своеобразие этнополитического развития чеченской нации, отраженного и в настоящей «Истории. ».
При написании данной работы авторы пытались использовать всю полноту документальной и историографической базы, накопленной к настоящему времени в России, Чечне и в мире. Мы сочли возможным несколько «утяжелить» текст сносками на важнейшие данные и цифры, а также привели краткую библиографию, которая поможет читателю ориентироваться в море литературы.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX вв. М., 2005.
История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т. 1. История Чечни с древнейших времен до конца XIX в. Грозный, 2006.
Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. II. М., 2001.
Тема: Чечня в революциях 1917 года
Общественно-политическая обстановка в Чечне после февральской революций.
Борьба общественно-политических сил за массы в период двоевластия.
Политическая ситуация в Чечне после победы вооруженного восстания в Петрограде.
В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция. Самодержавие было свергнуто. Весть об этом до Грозного дошла 5 марта. Начались митинги, собрания пролетариата. Первый митинг состоялся 5 марта в 12 часов на Старых промыслах на 36-м участке, на котором выступил руководитель Грозненских большевиков Н.А. Анисимов. В тот же день прошел и общегородской митинг рабочих, на котором был создан Грозненский Совет рабочих депутатов. В Грозненский Совет были включены и представители воинских частей, и он стал называться Советом рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Советы рабочих депутатов были созданы на Старых и Новых промыслах Грозного.
В Грозненском Совете действовали фракции меньшевиков, эсеров, дашнаков и большевиков. После объединения мелкобуржуазных фракций в единую фракцию, фракция большевиков оказалась в меньшинстве. Но она была наиболее сильной и организованной фракцией Совета. Большевикам при поддержке рабочих и солдат удалось провести свои резолюции. В соответствии с постановлением Совета были арестованы начальник Грозненского округа, жандармские офицеры и некоторые другие работники царской администрации; разоружены полицейские; освобождены из тюрем политзаключенные. Для охраны революционного порядка в Грозном была создана рабочая милиция. Совет принял решение сохранить средний заработок депутатам Совета, оплачивать за счет предпринимателей народную милицию.
В марте 1917 г. ЦК РСДР установила связь с Грозненской организацией РСДРП. На общем партийном собрании грозненских большевиков был избран городской партийный комитет в составе Н. Анисимова, И. Мордовцева, Н. Носова и др. На Старых промыслах был избран районный комитет партии во главе с И. Фиолетовым. Большевики Грозного не объединились с меньшевиками, сохранили свои самостоятельные организации и развернули большую политическую работу среди трудящихся масс города и нефтепромыслов.
Одновременно с организацией советов к созданию структуры управления приступила и буржуазия. 4 марта в Грозном был организован гражданский комитет, 3 марта гражданский комитет был учрежден во Владикавказе. Для руководства деятельностью этих комитетов временное правительство направило в Терскую область казачьего лидера и члена Временного комитета Государственной Думы М.А. Караулова, который возглавил и войсковое правительство, избранное 14 марта. Во главе отделов и станиц были поставлены атаманы.
Февральская революция побудила к активной деятельности и национальное движение горцев Северного Кавказа. Инициативу захватила национальная интеллигенция, которая оказалась наиболее подготовленной к политической деятельности. В нее входили представители крупной буржуазии А.-М.А. Чермоев, царские чиновники и администраторы, горские революционеры-демократы ингуш В.-Г.Э. Джабагиев, чеченцы Т.Э. Эльдарханов, А.М. и И.М. Мутушевы, представители Дагестана Д.А. Коркмасов и М.-А.Д. Дахадаев.
Борьба общественно-политических сил за массы
В период двоевластия
После Февральской революции в Чечне устанавливается двоевластие. С одной стороны орган диктатуры рабочего класса и крестьянства – Грозненский Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов. С другой − Чеченский национальный Совет, Грозненский Гражданский и Казачий комитеты, которые являлись буржуазными органами. Вскоре они в Грозном создали «Соединительное бюро», в который вошли представители Гражданского и Казачьего комитетов, Чеченского и Грозненского Советов, которое просуществовало с 9 марта по 26 мая, затем было реорганизовано в коалиционный орган власти – Грозненский исполнительный комитет. Руководящее положение в «Соединительном бюро», затем и в Грозненском исполнительном комитете, занимали буржуазные элементы, которые получили поддержку со стороны меньшевиков и эсеров.
14 марта 1917 г. собрался 1-й съезд Чечни, на котором наметились две группировки, претендующие на власть. Первую составляла демократическая интеллигенция, которая полностью доверяла одному из лидеров национальной буржуазии А.-М.А. Чермоеву. Второе течение объединяло мусульманское духовенство во главе с шейхами Д. Арсановым, А. Митаевым, А.-А. Шептукаевым и др. К этой фракции примыкали и маловлиятельные представители военной верхушки, средней и мелкой буржуазии.
Съезд избрал Чеченский народный исполнительный комитет, двух комиссаров – Грозненского и Веденского районов, а также участковых комиссаров. Эта была победа национальной демократической интеллигенции. Председателем исполкома стал известный публицист и адвокат Ахметхан Мутушев, комиссаром Грозненского округа – просветитель Т.Э. Эльдарханов, заместитель комиссара публицист Д.Д. Шерипов. В исполком вошли: А.Д. Шерипов, Ш.Э. Эльдарханов, И.М. Мутушев и др. Значительное влияние в исполкоме имела и горская буржуазия – А.-М.А. Чермоев, М. Абдулкадыров, Ш. Баширов, М. Мациев и др. Представителей духовенства в исполкоме не было, а от военных был лишь полковник А. Адуев, котором стал комиссаром Веденского округа.
1 мая 1917 г. во Владикавказе собрался съезд представителей горских народов, на котором был создан «Союз объединенных горцев Северного Кавказа». Его возглавили чеченский предприниматель и нефтепромышленник А.-М. А. Чермоев, кумыкский князь Капланов, кабардинский конезаводчик Коцев, дагестанский шейх Гоцинский и др. Руководители «Союза объединенных горцев Северного Кавказа» стремились изолировать горские народы от революционной России, отвлечь от классовой борьбы.
В апреле 1917 г. в Грозненском Совете произошли существенные изменения, усилились разногласия внутри Совета между большевиками и меньшевиками, эсерами. Меньшевистско – эсеровское большинство Грозненского Совета добилось отставки его председателя большевика Н.А. Амисимова. 11 апреля 1917 г. новым председателем Грозненского Совета был избран меньшевик Е.С. Богданов.
29 апреля 1917 г. в г. Грозном открылся 1-й съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Терской области. На съезд прибыли представители всех Советов, за исключением Владикавказского. Состав делегатов был меньшевистско-эсеровским. Кроме выборов Терского областного совета и его исполнительного комитета, съезд не принял никаких решений по обсуждаемым вопросам. Представителем Совета был избран эсер К. Мамулов.
В мае 1917 г. большевики выступили с инициативой превращения Грозненского Совета в единственный орган власти и прекращения сотрудничества с Гражданским комитетом. Меньшевики и эсеры не поддержали это требование, пошли на создание Грозненского районного исполнительного комитета, в состав которого вошли представители как Совета и Гражданского комитета, так и казачьего и чеченского комитетов. Представителем Грозненского исполкома стал А. Мутушев (Председатель Чеченского исполкома и член партии меньшевиков).
Учитывая огромную роль армии в победе революции, большевики Грозного с первых же дней свержения царизма развернули активную деятельность в частях военного гарнизона Грозного, Воздвиженской, Гудермеса, Ведено, где было сосредоточено около 15 тысяч солдат и офицеров.
В начале мая 1917 г. в Грозном произошел чеченский погром, в котором активное участие приняли солдаты 111-го полка. Грозненский Совет немедленно направил смешанные делегации из рабочих, солдат и чеченцев в ближайшие к городу аулы, в которых было сильное волнение в связи с убийством в Грозном чеченцев. Чеченцы заявили о готовности жить мирно и спокойно. После завершения переговоров тела убитых были переданы чеченской стороне. Грозненский Совет организовал демонстрацию, рабочие и солдаты с музыкой и знаменами сопровождали тела убитых за город.
Действия буржуазно-казачьей и горской контрреволюции, стремящейся разгромить революционные силы Грозного, явились причиной отказа 23 июля солдат 21-го Кавказского стрелкового полка выполнить приказ командования и выступить на фронт. 4 августа казачий карательный отряд под командованием есаула Медяника, объявив Грозный на военном положении, блокировав деятельность революционных организаций города, окружил казармы 21-го полка, что коренным образом изменило политическую обстановку в Грозном и в Чечне.
В Терской области и в Грозном вводится ограничение свободы собраний и митингов. Казачий комитет Кизлярского отдела отзывает из Грозненского Совета и гарнизонного комитета представителей (депутатов) от ст. Грозненская и казачьих строевых частей. События конца июля – начала августа 1917 г. указывали на распад демократии.
События вокруг 21-го полка усилили влияние Грозненского Совета. 3 сентября состоялись муниципальные выборы, на которых победу одержал блок социалистических партий (меньшевики, эсеры и дашнаки), получивший 30 мест в городской думе из 41. По четыре места заняли представители большевиков и кадетов, три – Союз домовладельцев и сельских хозяев. Представителем Грозненской городской думы был избран руководитель Чеченского Национального Совета и Грозненского районного исполкома А. Мутушев, городским головой стал меньшевик В. О. Потапов. В городском аппарате управления большинство должностей закрепили за собой представители партий меньшевиков и эсеров, ряд ответственных постов заняли и большевики.
29 сентября 1917 г. состоялось заседание Грозненского Совета совместно с Советами Старых и Новых промыслов, на котором было принято решение провести перевыборы всех членов совета. На заседании Грозненского Совета 6 октября делегатом на 11-й Всероссийский съезд Советов в Петроград от Грозного был избран руководитель грозненских большевиков Н.А. Анисимов. Проведенные в первой половине октября выборы Грозненского Совета значительно укрепили фракцию большевиков. За список большевиков проголосовало 790 человек, заводские комитеты получили 500 голосов, меньшевики получили 333 голоса, эсеры – 334. Большинство мест в Грозненском Совете получили большевики.
Большевистские организации Северного Кавказа развернули большую работу по подготовке масс к вооруженному восстанию. 8 октября в Грозном состоялась Терско-Дагестанская областная партийная конференция большевиков, принявшая ряд решений по подготовке восстания. Большевики развернули большую агитационную работу среди солдат и рабочих, а также горцев. Это способствовало консолидации революционных сил Грозного и Чечни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
История Чечни с древнейших времен до наших дней: В 2-х томах. Т.1. Грозный, 2006.
Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен по XVIII в. М., 2001.
Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках.М.2009.
История народов Северного Кавказа с др. времен до конца XVIII в.М.,1988.
Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 2010.
Тема № 8. Культура чеченцев в XVIII веке.
Материальная культура чеченцев.
Духовная культура Чечни.
Поселения и жилища. Новые явления материальной культуры чеченцев в XVIII веке были связаны в первую очередь с демографическими процессами в равнинных районах края, усилением межэтнических контактов и утверждением новой монотеистической религии – ислам.
В этот период меняется характер поселений. Если ранее они располагались, как правило, в естественно защищенных участках, то теперь они появляются и на открытых землях, богатых пастбищами и более пригодных для земледелия.
Плоскостные чеченские аулы были крупные (от 100 до 500 дворов), имели поквартальную планировку («куп», «юкъ»). В горной зоне аулы были небольшими, с огромным числом хуторов и в своем размещении делились на два типа – разбросанные и скученные (террасного или замкового плана).
XVIII век характеризуется расцветом архитектуры и народного зодчества чеченцев. Уникальные надземные монументальные сооружения (башенные и склеповые сооружения) составляют своеобразный комплекс материальных исторических памятников чеченцев. На территории Чечни основными районами каменного строительства являются верховья Аргуна (Чанты-Аргун, Шаро-Аргун), Нашаха, Малхиста, Майста и т.д.
Характерной особенностью архитектурных памятников чеченцев является строительство жилых башен – «гIала». Они являлись непременной принадлежностью любого горного села. По форме основания башни делились на 2 группы: квадратные и прямоугольные. Обычно они были невысоки − 2-3 этажа. Стены башен были сложены из необработанных или грубо обработанных камней. На каждый этаж вела своя дверь. Дверные и оконные проемы завершались арками.
Наряду с жилыми башнями функционировали и боевые башни («бIов»). Боевые башни, в отличие от жилых, являются вершиной архитектурного и строительного мастерства чеченцев.
Боевые башни строились без фундамента, на скальной основе. Секреты строительства башен передавались от отца к сыну. К выдающимся памятникам архитектуры Чечни в горной зоне относятся так называемые замковые комплексы («гIап »). Можно назвать замки Пакоч (ущелье реки Чанты-Аргуна), Алдам-Гези (сел. Кезеной) и другие.
Каменное зодчество Чечни выражалось не только в строительствебашен, но и разного вида склепов – служивших коллективными усыпальницами.
Следует отметить, что основным жилищем населения гор являлись не башни, а каменное, открытое со стороны фасада жилище («цIено») с плоской крышей типа «горская сакля». Хозяйственные постройки возводились в едином комплексе с саклей или башней. Во дворе возводились хозяйственные постройки. Во всех типах жилищ чеченцев имелись кунацкие («хьеша цIа»).
К числу памятников материальной культуры, относящихся к бытованию в прошлом среди чеченцев первобытно-языческой религии, относятся также разного рода святилища.
По мере распространения мусульманской религии ислам, в основном на равнинной части Чечни, чеченцы стали хоронить умерших по мусульманскому обряду в грунтовых могилах (кашах). Именно на этот период приходятся дошедшие до наших дней каменные стелы (надгробия) с арабскими надписями, которые ставились на могилах умерших. На смену языческим святилищам и христианским храмам приходят мечети.
Они строились первоначально из камня и сохраняли в себе черты местной национальной архитектуры.
В XVIII веке коренные жители Чечни проживали как в горах, так и на равнине в соответствующих поселениях, которые в дореволюционных русских источниках называются по-разному: село, деревня, аул, юрт, кабак и т.д. Конечно, в начале XVIII века доля сельского населения в горных селах была выше, нежели на равнинной части Чечни.
В XVIII веке в Чечне, как известно, не было городов. Поселения чеченцев были расположены в равнинной, предгорной, горной и высокогорной зонах.
Горные поселения чеченцев отличались теснотой дворов из-за отсутствия свободных земельных площадей, а то и полным отсутствием места строения. Зато на равнинной части селения чеченцев занимали большую площадь.
В горных районах селения чеченцев по своей этнической принадлежности в основном состояли из представителей одного племени. Однако на равнине Чечни нередко были селения с многонациональным населением. Так, например, источники сообщают о том, что в отдельных селениях Чечни в XVIII веке совместно проживали кумыки, кабардинцы, балкарцы, осетины, аварцы и т.д. И, наоборот, в некоторых кабардинских деревнях проживало немало осетин, кумыков, лакцев, даргинцев, чеченцев и ингушей, и др.
Для строительства дома и хозяйственных построек чеченцы использовали различные строительные материалы. Однако и в этом были свои преимущества как в горах, так и на равнине Чечни. В горных районах большая часть жителей для строительства использовала камень. Стены из него, как правило, клались на глине или известковом растворе. Кроме того, здесь же практиковались дома с двойными плетневыми стенами, пространство между которыми заполнялось глиной.
На равнине же дома возводились из саманного (глинобитного) кирпича. Саманные дома зачастую строились одноэтажные, реже − двухэтажные. Кроме того, в равнинных районах Чечни дома горцев строились из плетня, с последующей его обмазкой глиной, смешанной с соломой. Однако и здесь, как и в горах, встречались турлучные дома с двойными плетневыми стенами. Кроме того, как в горах, так и на равнине, встречались дома с тесаной каменной кладкой и с деревянными деталями (окна, двери, карниз и т.д.). Жизнь на равнине для чеченцев сложилась в сравнимо более благоприятных условиях.
Из множества строительных приемов горцев большой интерес вызывает использование ими в строительстве чисто каменных перекрытий − арочные, на каменных столбах, ложные каменные своды, деревянные каркасы каменных жилищ, каменные столбы и колонны, зачастую фигурные (горный Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия и др.).
Одежда. О материальной культуре свидетельствует также одежда чеченцев. Комплекс мужской одежды состоял из штанов общекавказского типа и нательной рубахи, обуви и головного убора. Верхней одеждой являлись длиннополые рубахи, бешметы, черкески, бурки, различные типы овчинных шуб, накидки и т.д. Бешмет носили и зимой и летом. Зимний бешмет утеплялся ватой или шерстью. Черкеска являлась праздничной одеждой горцев.
В XVIII веке у чеченцев были распространены узкие кожаные пояса с небольшой железной или бронзовой пряжкой. Наряду с кожаными поясами чеченцы часто пользовались и матерчатыми поясами-кушаками из широкой полосы ткани − холста или шелка.
Бурка у чеченцев была наиболее распространенной верхней плечевой одеждой. Бурка XVIII в. отличалась от более поздних образцов тем, что она была короткой, иногда значительно выше колен, что придавало некоторые удобства и всаднику, и пешему человеку. Такую бурку надевали поверх черкески или кафтана и носили на левой стороне плеч, чтобы разрез приходился на правую сторону и правая могла свободно двигаться. Кроме того, бурку можно было свободно поворачивать в ту сторону, откуда дул ветер и шел дождь.
Для мужчин были характерны шапки, изготовленные из меха, а также из холста, реже − из шерстяной ткани. Такие шапки позже были вытеснены другими меховыми и войлочными шапками горцев. В XVIII веке были распространены папахи из каракуля с очень широким околышем и довольно выпуклым круглым верхом. В то же время некоторые горцы из знатных фамилий к своим праздничным костюмам специально изготавливали шапки из ткани, похожие на митру и состоявшие из отдельных вертикальных долек, между которыми иногда размещались галуны, сходившиеся на макушке.
В качестве головного убора у горцев в XVIII веке были также войлочные шляпы в виде колпаков, иногда с поднятыми кверху полями.
Обувь чеченцев имела много общего с обувью народов Северного Кавказа. Она состояла из нескольких видов, как, например, чувяки («к\архаш» − чеч.) из сукна, козлиной или бараньей кожи, на мягкой, плетеной из ремней подошве.
Наряду с повседневной обувью (чувяки) чеченцы пользовались также мужской рабочей обувью «наь\ар мачаш» (поршни) из грубой сыромятной кожи, с плетеной подошвой. И, наконец, третий вид мужской обуви чеченцев − сапоги на кожаной или деревянной подошве с подковами. Сапоги шили также из дорого сафьяна, и они являлись празднично-выходной обувью состоятельных горцев.
В XVIII в. у чеченцев существовали как часть мужской обуви ноговицы. Простые ноговицы горцы шили из сукна и войлока, а парадные (праздничные) − из сафьяна.
Различные перстни, браслеты украшали руки. Головные уборы также были представлены различными типами: шапки, платки, шали, шарфы и т.д.
В XVIII веке у чеченцев хорошо было развито изготовление столярно-токарных изделий. Подтверждением тому могут служить многочисленные деревянные: чашки, миски, кружки, кубки, которые имели явные следы вращения сосуда в процессе их изготовления в столярных мастерских.
Как и многие народы Северного Кавказа, чеченцы использовали в пищу мясо домашних животных. Предпочтение отдавалось баранине, на втором месте стояла говядина. Мясо других животных − конину, мясо буйвола или мясо диких животных − чеченцы употребляли редко. Мясные блюда чеченцев, как и у соседних народов, были разнообразные.
Из внутренностей животных горцы изготавливали колбасы и другие кушанья. Мясо домашней птицы − кур, индюков, гусей и уток − высоко ценилось ими, и из него готовили разнообразные вкусные блюда.
Наряду с мясными блюдами самой распространенной пищей чеченцев оставалась молочная. Популярны были сыры: овечий сыр − («нехча»), коровий («к1алд»), высушенный в виде шариков или кругов, а также подержанный в рассоле из сыворотки или овечьего молока.
В XVIII в. большим спросом в качестве пищевого продукта у чеченцев пользовался мед.
Духовная культура чеченцев.В XVIII веке у чеченцев, как и у многих народов Северного Кавказа, продолжала сохраняться семейная община, большая семья (патронимия), которой была характерна общинно-семейная собственность. Семейной общине (большой семье) чеченцев было присуще коллективное производство, потребление и совместное общинное управление. В большой семье (семейной общине) насчитывалось от 15 до 100 человек.
Наряду с большой семьей (семейной общиной) у чеченцев в XVIII веке существовала и малая, или индивидуальная семья.
Брак у чеченцев был экзогамным. Обычай чеченцев запрещал браки между мужчинами и женщинами одного и того же рода (тайпа) и распространялся он на род как со стороны отца, так и матери. По этому обычаю даже дальние родственники не имели право вступать между собой в брак.
В семейном быту чеченцев широкое распространение имел адат (обычай) избегания.
Большое значение чеченцы придавали рождению ребенка, в особенности мальчика, соблюдению различных обрядов, связанных с первым завязыванием дитя в люльку, прорезанием зубов, первым бритьем волос, первым его самостоятельным шагом, достижением 15 или 16 лет и т.д. В выполнении подобных обрядов у всех северокавказских народов существовали свои локальные особенности.
Процесс воспитания детей протекал под непосредственным влиянием всего уклада жизни, окружающей среды, трудовой деятельности, обычаев народа. В воспитании детей чеченцы брали за основу два рубежа, которые соответствовали приблизительно 6-8 и 10-12 годам. В этом возрасте девочек отделяли от мальчиков и привлекали к женскому труду. Девочка с раннего возраста становилась активной помощницей матери, и ее воспитание было заботой матери. Мальчики в крестьянских семьях помогали по хозяйству, и их воспитанием занимались в основном мужчины. Характерной чертой семейно-бытовых отношений чеченцев с древнейших времен являлся обычай глубокого уважения и почитания родителей и старших, независимо от их социального и национального происхождения, пола и положения в обществе
Самым распространенным обычаем среди чеченцев в XVIII веке было гостеприимство. Большое место в жизни чеченцев занимал институт побратимства, когда представители разных тайпов после совершения определенного обряда становилась кровными братьями
В общественной жизни чеченцев немаловажную роль играла такая форма крестьянской взаимопомощи, как «белхи» (от слова «болх» − работа).
Как и у многих народов Северного Кавказа, у чеченцев в XVIII веке существовал своеобразный похоронный обряд. Надо полагать, что в это время чеченцы в своем большинстве хоронили умерших по мусульманскому обряду.
В Чечне были хорошо известны народные целители («лори» − чеч.), которые лечили больных и раненых, делали операции, удаляли пули и т.д. Своим мастерством были известны также чеченские костоправы. Чеченские мастера из поколения в поколение передавали навыки вправления вывихов, лечения переломов костей и различных ран, кровопускания при головных болях, укусах змей, незаживающих язвах и даже при выполнении такой сложной операции, как трепанация черепа. Народные лекари имели разные лечебные инструменты.
Издревле для определения времени чеченцы использовали разнообразные предметы, связанные со звездами, луной и солнцем. Так, например, по звездам и созвездиям они определяли части света, время суток и сезонов, по луне − день месяца, по солнцу − время суток и времена года, древнейшей единицей измерения времени являлись сутки, имевшие дробное деление и т.д.
С давних пор у чеченцев существовали многообразные формы физического воспитания людей: игры, танцы, состязания, физическая тренировка, закаливание.
О высоком достижении древней культуры чеченцев в этот период свидетельствует также богатый фольклор (устное народное творчество), который составляют песни, сказки, предания, сказания, пословицы, поговорки, героико-исторические песни.
Как известно, в героико-исторических песнях воспевалась отвага горцев, способных пожертвовать всем, защищая свободу родного края, земли, свою честь и национальное достоинство народа. Для всех «илли» характерна одна черта: все они учат мужеству и героической защите человеческой и национальной чести.
Кроме героико-исторических и героико-эпических песен, у чеченцев существовали и другие разнообразные по своему жанру песни − обрядовые, трудовые, охотничьи, любовные, шуточные, бытовые, колыбельные, детские. Жизнь песни была не статична.
Как известно, в состав героических песен входят и так называемые абреческие песни. Песни эти о горестной судьбе и героической борьбе людей, которые в одиночку осуществляли в форме индивидуального террора социальный протест порабощенного народа. Чеченские песни об абреках − это героические песни.
Высокохудожественными произведениями устного народного творчества чеченцев были легенды и предания, в которых, как правило, сообщаются сведения о прошлой, древней истории народа, о его обычаях, чаяниях и надеждах.
Основными создателями, хранителями и распространителями музыкального искусства чеченцев были народные певцы. Музыкальные инструменты чеченцев были также довольно разнообразны, основное назначение состояло в аккомпанировании певцу и в исполнении танцевальной музыки.
Язык также является одним из главных атрибутов духовной культуры народа. Чеченцы в большинстве своем, как в горах, так и на равнине говорили только на своем родном, чеченском языке.
Можно предположить также, что в это время в Чечне предпринимались попытки использовать арабский алфавит для чеченской письменности.
В то же время вполне реально, что в конце XVIII века в некоторых равнинных селах Чечни имелись религиозно образованные люди, за плечами которых были медресе в Дагестане.
Таким образом, анализ материалов, характеризующих материальную и духовную культуру чеченцев, позволяет утверждать, что во всех рассмотренных нами памятниках архитектуры и зодчества прослеживается их органическая связь и влияние строительного искусства предков чеченцев на зодчество соседних народов. В то же время, признавая некоторые общие черты, свойственные архитектурным памятникам народов Кавказа, нельзя не отметить и отличительные особенности чеченской материальной культуры, характерные только для Чечни. Кроме того, в XVIII в. происходит эволюция в развитии типологии и планировке чеченского жилища (от жилища большой семьи к жилищу малой семьи).
В этот период у чеченцев наблюдается некоторое оживление общественной мысли, связанное с социально-экономическим подъемом и обострением социальной борьбы, ускоряется процесс накопления народных знаний в различных сферах общественной жизни, делаются первые шаги в развитии письменности народа, углубляется процесс исламизации чеченского народа и т.д.