аиша жена пророка мухаммеда биография

Аиша жена пророка мухаммеда биография

аиша жена пророка мухаммеда биография. Смотреть фото аиша жена пророка мухаммеда биография. Смотреть картинку аиша жена пророка мухаммеда биография. Картинка про аиша жена пророка мухаммеда биография. Фото аиша жена пророка мухаммеда биография

Жена Пророка Мухаммада

Любовь Аиши и Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, называют первой любовью в исламе. Аиша была умной, образованной, сильной и щедрой женщиной, она щедро делилась своими знаниями и имуществом с другими, при этом оставаясь в материальной нужде. Вспомним некоторые факты о ней и ее жизни.

1. Аиша является дочерью одного из первых сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра ас-Сиддыка.

2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал Аишу самым любимым для него человеком. От Амра ибн Аса передается: «Я спросил: «О, посланник Аллаха, кто из людей наиболее любимый для тебя?» Он ответил: «Аиша». Я сказал: «Я не имею в виду среди женщин». На что он ответил: «Тогда ее отец».

3. Аиша была показана Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Джибрилем. От Ибн Хиббана передается: «Джибриль принес Посланнику Аллаха «кумаш» из зеленого шелка, на котором была изображена она, и сказал: «Это твоя супруга в этом мире и в загробном мире».

4. Она была его третьей женой после Хадиджи и Савды, да будет доволен ими Аллах.

5. Аиша была единственной женой, при присутствии которой Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосылались откровения. В одном из хадисов передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не досаждайте мне разговорами об Аише, ибо, поистине, ни разу не ниспосылались мне откровения в то время, когда я находился в постели какой-либо женщины из вас, кроме Аиши».

6. Джибриль приветствовал Аишу, да будет доволен ею Аллах, о чем сообщается из хадисов ат-Тирмизи и Бухари. Передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аиша! Это Джибриль, который посылает тебе мир!», на что она ответила: «И ему мир, милость и баракат Аллаха».

7. Аиша обладала широкими знаниями в области религии, медицины, права и поэзии. Урва ибн аз-Зубайр сказал о ней: «Я не встречал женщины, более знающей медицину, фикх и поэзию, чем Аиша». Имам аз-Зухри передал хадис, в котором говорится:

«Если собрать знание всех женщин этой уммы, включая других жен Пророка, знание Аиши превзойдет их знания».

8. Сподвижники обращались к Аише за разъяснениями и знаниями. Имам аль-Масрук сказал: «Я видел самых крупных сподвижников Мухаммада, которые спрашивали ее о законах о наследстве». Абу Умар ибн Абдульбарр сказал: «Она была абсолютным авторитетом своего времени в фикхе (праве), медицине и поэзии».

Абу Муса аль-Ашари также сказал: «Когда мы, сподвижники, сталкивались с проблемным хадисом, то спросив, всегда находили ответ у Аиши».

Урва также передал слова своего отца: «Я не видел никого более знающего, чем Аиша, в вопросах Корана, наследства, дозволенного и запретного, поэзии, арабского языка, генеалогии, арабских родов».

9. Аиша была так щедра к другим, что забывала о себе. Со слов Бариры передается: «В то время как платье Аиши было в заплате с одной стороны, она раздала как милостыню 70 000 дирхамов».

От Урвы передается: «Я видел Аишу, она раздала 70 000 дирхамов затем штопала свою одежду».

Ибн аз-Зубайр однажды прислал Аише 180 000 дирхамов. Она все раздала людям, а когда наступил вечер и время разговения, ей принесли на ужин чуть-чуть хлеба с оливковым маслом. Джария сказала ей: «Если бы ты оставила один дирхам из тех, что ты раздала сегодня, мы смогли бы добавить к пище немного мяса». Аиша на это ответила: «Если бы ты мне напомнила, то я бы так и поступила».

10. Последние дни своей жизни Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел в доме Аиши. В хадисе, переданном от Аиши, говорится: «Всевышний Аллах соединил мою слюну со слюной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в день его смерти.

Ко мне зашел мой брат Абдуррахман, державший в руке сивак (зубная щетка из корня дерева). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал. Я увидела, что он смотрит на сивак в руке у брата, и поняла, что он хочет взять его. Я спросила его: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Хочешь, чтобы я дала тебе этот сивак?». Он кивнул головой. Я отдала ему сивак. Но он был немного жестким. Тогда я спросила: «Смягчить ли тебе его?». Он опять кивнул головой, чтобы я это сделала.

Источник

Госпожа Аиша: Острый ум и благочестие

Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) является примером мусульманки, с детства воспитывавшейся в идеальном исламском окружении. Обучавшаяся у лучшего из учителей – Посланника Аллаха (мир ему и благословение), эта женщина служит совершенным образцом, который должен вдохновлять всех мусульман.

Жизнь Аиши показывает нам всю разносторонность ее личности и ее успех в разных сферах: частной и общественной, бытовой и научной.

Образец для подражания

Среди различных сторон реализации ее идеального исламского характера, пожалуй, наиболее важной стало воплощение роли матери правоверных, в качестве которой она проявила черты, полностью отвечающие исламскому идеалу и обозначенные в Коране: доброта, самоотверженность, честность, стремление к справедливости и истине и многие другие.

Будучи умным и любознательным ребенком, она всегда была отрыта для знаний и в итоге сама стала мудрым и плодотворным учителем, ученым и правоведом. У нее были твердые знания во всех ключевых исламских науках, таких как тафсир, хадисоведение, фикх, история ислама, арабский язык и т.д.

Одной из ее отличительных черт была смелость и прямота в выражении своей точки зрения.

Уверенность, решительность и откровенность, с какими Аиша отстаивала то, что считала истинным и верным, взрывают бытующее ныне стереотипное представление о «благочестивой мусульманке», которой отводится роль молчаливого свидетеля, чье женское начало не позволяет участвовать в настоящей жизни общины.

Она знала Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в повседневной жизни как никто другой. Это знание наряду со свободомыслием и твердым характером выделяет ее среди современников и вызывает необычайный интерес к ее личности.

Детство

Ее полное имя Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик, но она больше известна под именем Аиша бинт ас-Сиддик, а также «ас-сиддика бинт ас-сиддик», что значит «правдивая дочь правдивого».

Пророк (мир ему и благословение) прозвал ее Умм Абдалла за ее особую заботу о племяннике Абдалле ибн аз-Зубайре.

Она выросла в безукоризненной исламской среде. Оба ее родителя приняли ислам вначале миссии Пророка. Она сама говорила:

«Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию…» (Бухари).

Опыт первых лет оставил живые воспоминания в ее крайне восприимчивом сознании и оказал свое влияние на формирование ее характера и личности. В очень молодом возрасте Аиша уже имела твердую веру, усвоила дух самопожертвования ради истины, а также глубокого отвращения к неверию и язычеству.

Брак

Среди матерей правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) была единственной, кого Пророк (мир ему и благословение) взял в жены девственницей.

Их брак был внушен ему самим Аллахом, и, как все его браки, он неотделим от его пророческой миссии, обладая двойной задачей объединения арабов в единый народ, а также передачи знаний и мудрости потомкам, как сказано в Коране.

Аиша как никто другой подходила для исполнения роли передатчика подлинного наследия Пророка (мир ему и благословение) — этот факт подтверждается учеными прошлого и настоящего. И прожив все годы своего становления как личности рядом с Пророком, она справилась с этой задачей.

Любимая жена

Искренне любя Пророка (мир ему и благословение), она ревновала его к другим женам, так как сердцем была привязана только к нему. И Пророк отвечал ей взаимной любовью.

Его чувство к ней основывалось не только на физическом влечении, в котором не приходится сомневаться, но даже в большей степени оно объяснялось осознанием уготованной ей роли передатчика, нерушимого звена, которому предстояло соединить учение Пророка (мир ему и благословение) с будущими поколениями. Особый признак этой роли заключался в том, что Пророк получал откровения от Аллаха, только когда был с Аишей — в присутствии других жен ничего подобного не происходило.

Насколько известно, из всех жен Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) была единственным проводником божественной милости: мужеством, с которым она переносила выпавшие на ее долю злоключения и испытания, своим самопожертвованием она заслужила то, что стала свидетелем ниспослания многих аятов. Эти аяты увековечены в Коране, чтобы вдохновлять все грядущие поколения.

Явление через нее божественной благодати признают и сахабы. Некоторые из них подтверждают это в пояснении аята о таяммуме, ниспосланного в связи с неприятностью, постигшей Аишу. Важно, что Аллах превозносит ее чистоту, скромность и благочестие в Коране, тем самым предлагая превозносить их всем верующим (например, в суре «Ан-Нур», аят 26).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) воплощает идеальные черты мусульманина, перечисленные в следующем аяте Корана:

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35)

Благочестие и аскетизм

Несмотря на рождение в уважаемом, состоятельном и знатном семействе — Абу Бакр Ас-Сиддик был человеком богатым — и воспитание в комфортных условиях, Аиша стойко переносила трудности, связанные с непритязательным, даже аскетическим образом жизни Пророка (мир ему и благословение).

Аллах дал женам Пророка выбор между тем, чтобы терпеливо сносить суровый быт, к которому привык Пророк, в обмен на милость Аллаха, Его Посланника и Рай, и достойной жизнью с достаточным содержанием в этом мире. Все они выбрали первое.

Таким образом, сделав выбор в пользу простой жизни с Пророком (мир ему и благословение), Аиша привыкла к скромному питанию, всю жизнь носила грубую одежду, раздавала свое имущество буквально всем, кто к ней приходил.

Своей добротой и в то же время скромностью Аиша воплощает известный хадис о том, что деньги нужно расходовать так, чтобы правая рука не знала, что делает левая.

Ее легендарная щедрость в сочетании с непритязательностью и готовностью забыть собственные потребности также отражает коранический идеал, о котором сказано:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (Коран, 59:9)

Урва — один из величайший учеников Аиши — рассказывал, что видел как Аиша раздала семьдесят тысяч дирхемов, тогда как сама ходила в залатанной одежде.

Благодаря своей верности и преданности Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) и его учению, Аиша отказалась от удобной жизни в родном доме ради простой жизни с Пророком, и несмотря на юный возраст сносила все ее тяготы. После смерти Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) продолжала вести скромное существование, посвящая себя посту, молитве, милостыне и заботе о сиротах и обездоленных.

Ум и ученость

Аиша была наделена недюжинным интеллектом, какой редко встречается. Она не просто пассивно воспринимала уроки пусть даже лучшего и благороднейшего из учителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Она отличалась острым, критическим и пытливым умом. Известно много случаев, как она расспрашивала Пророка, когда ей было что-то непонятно в его ответах.

Однажды среди ночи он обнаружил, что, переодетая, она идет за ним на кладбище, куда он ходил молиться об умерших сподвижниках. На его вопрос, не пришел ли к ней шайтан, она спросила, действительно ли у каждого человека есть шайтан, преследующий его. На его утвердительный ответ она спросила: «И у тебя?». Он ответил: «Да, но мой Господь помогает мне против него. Благодаря этому, он стал мусульманином (т.е. сдался и не приказывает ничего, кроме хорошего)!»

Еще один пример того, как она подробно расспрашивала Пророка (мир ему и благословение).

Однажды Пророк сообщил, что после воскрешения люди восстанут из могил такими, какими их создал Аллах, и Аиша спросила: «Значит, они увидят друг друга?» На что он ответил: «Их положение будет очень серьезным, чтобы они смотрели друг на друга» (Бухари, Муслим).

Ее необычайный ум не позволял ей мириться с нерациональным пониманием религии, не согласующимся с тем, чему учит Коран. Она была твердо уверена, что учение ислама не может быть иррациональным и непоследовательным.

Соответственно, она отвергла рассказ Ибн Умара о том что Пророк (мир ему и благословение) якобы говорил, что человек будет наказан за то, что его родные оплакивают его после смерти. Аиша прямо опровергла это сообщение, заявив:

«Как мог Пророк сказать такое, если Аллах говорит: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 35:18)».

После чего она объяснила, каким, по ее представлению, был контекст высказывания Пророка.

Еще один пример такого же критического восприятия, это ее ответ на сообщение о том, что «три вещи делают молитву недействительной: собака, осел и женщина». Когда Аиша услышала это сообщение, она спросила:

«Как вы смеете сравнивать женщин с собаками и ослами, если когда я сама спала, а Пророк, пробудившись, молился рядом со мной, и когда нужно было совершать земной поклон, он отодвигал мои ноги?»

Она также оспорила Ибн Умара, который приказал женщинам в своем доме распускать волосы, делая гусль. Она сказала:

«Почему бы ему не приказать им обрить головы? Я всегда совершала омовение из одной посуды с Пророком, и я просто трижды поливала себе на голову».

Источник

Была ли Аиша любимой женой Пророка Мухаммада?

Среди противников руководства семейства Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, бытует мнение, что Аиша была его самой любимой женой. Однако при детальном рассмотрении вопроса, становится понятно, что такая точка зрения является необоснованной и неверной.

Позиция сторонников (шиитов) семейства Пророка заключается в том, что самой великой перед Всевышним из жён Пророка, — а соответственно и самой его любимой, — была пречистая госпожа Хадиджа, да будет мир с ней. И только на этом примере можно понять какие качества ценятся у представителей двух противоположных течений в исламе.

Хадиджа — это женщина, которая родила Пророку трёх дочерей — Зайнаб, Рукайю и Фатиму, да будет мир над ними всеми. Некоторые учёные считали, что родной дочерью Хадиджи была только Фатима, а Рукайя и Зайнаб были дочерьми её сестры, но суть остаётся прежней: через Фатиму, дочь Хадиджи, продолжился род Пророка. Аиша не родила Пророку детей и имела наглость оскорблять Хадиджу, называя её «старухой».

Однажды, когда Хадиджа уже умерла, к Пророку пришла её сестра, и Пророк вспомнил Хадиджу. Тогда Аиша сказала:

«Зачем ты вспомнил эту „старуху“ с красными дёснами из числа старух Курайша?»

Аль-Бухари, «Сахих», хадис 1500

Мухаммад Бакир Маджлиси передал, что, когда Аиша сказала это Пророку, пустившему слезу по Хадидже, он ответил ей:

«Она поверила мне, когда вы считали меня лжецом, уверовала, когда вы были неверующими, родила мне детей, тогда как вы не сделали этого!»

Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 16, с. 8

Известно, что Аиша намеренно хотела преуменьшить свой возраст, и, вероятно, именно поэтому преувеличивала возраст Хадиджи.

Насчёт возраста Хадиджи есть разногласия, но большинство шиитских учёных считают, что она была молодой девушкой, не бывшей до этого замужем, тогда как противники шиитов считают её пожилой женщиной, которая до Пророка была замужем.

Как бы то ни было, возраст не является недостатком перед Всевышним — Он ценит лишь искренность, богобоязненность и служение исламу. И насчёт служения исламу Пророк однозначно и ясно сказал:

«Если бы не меч Али и имущество Хадиджи, то не была бы утверждена моя религия!»

«Шаджара Туба». т. 2, с. 20

И действительно, мы знаем из истории, что Хадиджа была состоятельной женщиной и тратила свои деньги и имущество на распространение ислама. И вообще, Хадиджа была первой женщиной и вторым человеком после Имама Али, принявшим ислам!

Госпожа Хадиджа являлась примером верности, благочестия и доброго нрава, и когда она умерла, сердце Пророка преисполнилось грустью.

Аиша же за всю свою жизнь не принесла исламу никакой пользы. Возможно, противники семейства Пророка скажут, что она обучала людей положениям религии. Однако давайте посмотрим, чему именно она обучала.

Сообщается, что к ней приходили чужие мужчины и она через завесу учила их совершать большое омовение, а также говорила женщинам кормить взрослых мужчин грудью, чтобы они стали для них махрамами (людьми, с которыми нельзя заключить брак). Пусть каждый честный мусульманин ответит: заслуживает ли она уважения за подобное «обучение»?

«Война против тебя — это война против меня, а мир с тобой — это мир со мной».

Аль-Кандузи аль-Ханафи, «Йанаби аль-мавадда», с. 85

Так вот Аиша выступила с войной против Али, тем самым объявив войну Пророку! По поводу того, как она должна была себя вести после смерти Пророка сообщил Всевышний. Он сказал:

«И пребывайте в домах своих и не выставляйте напоказ [красоту и наряды свои как в эпоху] невежества первого!»

Священный Коран. 33:33

Исполнила ли Аиша повеление Всевышнего? Пребывала ли она в своём доме? Нет, она села на верблюда и в толпе чужих мужчин отправилась воевать против законного халифа и преемника Пророка! Является ли такое поведение благочестивым и богобоязненным?

Тальха и Зубейр, вышедшие против Али с Аишей, подбивали другую жену Пророка, Умм Саляму, выйти с ними, но она отвергла это дерзкое и греховное предложение со словами:

«Аллах велел нам пребывать в своих домах, так как мы можем выйти на войну?»

«Выйти сражаться с Али ибн Абу Талибом, который является первым человеком для этого дела (халифата)?»

Она также написала Аише:

«Я заклинаю тебя Аллахом! Ведь тебе известно, что Пророк сказал тебе: „Бойся Аллаха! Я предостерегаю тебя от лая собак Хаваба!“»

Аль-Вакиди, «Футух аль-бульдан», т. 2, с. 89

аиша жена пророка мухаммеда биография. Смотреть фото аиша жена пророка мухаммеда биография. Смотреть картинку аиша жена пророка мухаммеда биография. Картинка про аиша жена пророка мухаммеда биография. Фото аиша жена пророка мухаммеда биография

Как известно, когда Аиша отправилась на войну, её облаяли собаки в местности Хаваб.

Одно это предание доказывает, что не только Хадиджа, но и Умм Саляма была достойнее, мудрее и благочестивее Аиши, если в ней вообще было хоть что-то от благочестия. Так как некоторые люди могут возвышать Аишу выше других жён?

Итак мы понимаем, что в религии противников семейства Пророка существует культ личности Аиши, созданный ею самой же. Согласно нему, Аиша — самая молодая, самая любимая и самая знающая из жён Пророка. Тогда как, проведя исследование, мы понимаем, что на самом деле Аиша являлась далеко не самым лучшим примером порядочности и богобоязненности.

С другой стороны, Хадиджа, о достоинствах и заслугах которой позабыли враги семейства Пророка, была примером для верующих женщин, мудрой женщиной с благим нравом. Она никогда не причиняла страданий Пророку, не проявляла ослушания по отношению ко Всевышнему. Через неё и её дочь Фатиму продолжился род Пророка, и если бы не её имущество, то ислам не был бы утверждён, как об этом сказал Пророк.

Источник

О жизни Аиши Бинт Абу Бакр

аиша жена пророка мухаммеда биография. Смотреть фото аиша жена пророка мухаммеда биография. Смотреть картинку аиша жена пророка мухаммеда биография. Картинка про аиша жена пророка мухаммеда биография. Фото аиша жена пророка мухаммеда биография

Доктор Исмаил Камдар (Ismail Kamdar)

Очень часто, когда обсуждаются биографии ученых, речь идет об ученых-мужчинах. Тогда как в исламской истории есть множество примеров женщин-знатоков ислама, которые служат образцом не только для мусульманских женщин, но и для мужчин; из их биографий мы можем почерпнуть то, что является уроком для представителей обоих полов.

Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) является, возможно, одним из самых плодовитых ученых, потому что была супругой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Она была одним из первых ученых своей уммы из числа сахабов, женщиной, ученость которой признана всеми. Все улемы согласны с тем, что она имела высокий уровень познаний.

Кем же была Аиша (да будет доволен ею Аллах) – единственная жена Пророка Мухаммада, рожденная в исламе, а не принявшая его?

Она родилась приблизительно через три года после начала пророчества в доме Абу Бакра Сиддика (да будет доволен им Аллах). Таким образом, Аиша была дочерью величайшего человека после пророков, Абу Бакра, величайшего из сахабов. И выросла рядом с Пророком, потому что ее отец был его лучшим другом.

О жизни Аиши до замужества мы знаем немного, известно, что она вышла замуж за Пророка в очень молодом возрасте. В последнее время многие немусульмане считают это проблемой, потому что это не согласуется с современными представлениями о возрасте невесты.

Если быть точными, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) взял Аишу в жены, когда ей было шесть лет, однако вступил с ней в супружеские отношения несколько лет спустя, когда она достигла зрелости.

В наше время и в нашей культуре такой брак считается проблематичным. Но если взглянуть на него в контексте истории, то в нем нет ничего необычного, потому что в те времена в Аравии брак людей с такой большой разницей в возрасте был нормальным явлением.

Выходить замуж или жениться в таком молодом возрасте считалось нормой. Психически люди взрослели намного быстрее, потому что их готовили к тому, что они станут мужьями и женами, и они были готовы к браку в более юном возрасте.

Если бы в браке Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было что-то плохое, то его враги сразу же ухватились бы за это. Но в те времена ни один враг ислама не придрался к его браку с Аишей. Если бы в этом было что-то плохое, это отразилось бы на ее репутации.

Обычно, если девушку заставляют выйти замуж за того, кто ей не нравится, или принуждают к браку в слишком молодом возрасте, когда она не готова, в ней нарастает сильная неприязнь к человеку, за которого она вышла замуж, неприязнь, перерастающая в ненависть. И это отражается на ее последующей жизни.

Но в случае Аиши и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) все было не так. Она так сильно полюбила Его, что была любимой женой. И даже после смерти Пророка она стала одним из ведущих ученых, которые несли его послание миру; это доказывает, что Аиша была достаточно зрелой женщиной, чтобы учиться у Пророка, и так сильно его любила, что захотела стать одним из главных распространителей его религии. Поэтому мусульманам не стоит стесняться этого брака или пытаться исказить исторические факты, потому что в нем было благословение для уммы.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) была третьей женщиной, на которой женился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). В первой половине жизни он был женат на Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), и она была его единственной женой до самой смерти. После ее смерти он женился на Сауде бинт Заме (да будет доволен ею Аллах), пожилой женщине, чтобы она помогала ему воспитывать дочерей. Через несколько месяцев ему приснился сон, в котором Джибрил показал Аишу как его невесту.

Нам, мусульманам, известно, что сны пророков являются откровением. Поэтому, следуя своему сну, он женился на Аише, и она стала одной из его жен.

В том, что у Пророка Мухаммада было несколько жен, нет ничего плохого. В то время это было нормальным явлением среди пророков и обычных людей. С приходом ислама полигамия была ограничена, и теперь мужчинам разрешалось иметь не больше четырех жен, при условии справедливого отношения к каждой.

Но для Пророка Мухаммада было сделано исключение. У него было до девяти жен одновременно, потому что он был пророком Аллаха и мог соблюсти справедливость к каждой. Каждый из этих браков имел большое значение для даваата и политического положения уммы, при этом большинство его жен были разведенными или вдовами, и он взял на себя заботу о них.

Аиша была единственной из всех жен, которая выходила за него замуж девственницей. Это автоматически выделяло ее среди других. Пророк очень сильно любил Аишу. Так, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первым примером истинной любви для нас, мусульман, была любовь между Аишей и Мухаммадом». Его любовь к Аише была так сильна, что это видели другие жены, хотя он относился к ним одинаково, но его особая любовь к ней все равно была видна.

И когда ему сказали, что он должен делить любовь между всеми женами, Пророк ответил, что его сердце повинуется Аллаху. Он делал все, что в его силах, но если сердце повинуется Аллаху (хвала Ему), то и чувство любви находится в Его руках.

Однажды сахаб по имени Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка Мухаммада: «Кого ты любишь больше всего?» Пророк ответил: «Аишу». «Я говорю о мужчине», уточнил тот. Пророк ответил: «Ее отца». Отсюда мы видим, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не только любил Аишу, но не стеснялся говорить об этом открыто.

Нам известно много историй об их любви. Мы знаем, что Аиша и Посланник (мир ему и благословение), бывало, бегали наперегонки. Есть один хадис о том, как однажды, вскоре после ее замужества, в первые годы в Медине, возвращаясь их похода, она и Пророк отстали от остальных. И они побежали наперегонки, чтобы догнать их. Аиша прибежала первой.

Несколько лет спустя, когда Аиша вновь отправилась в поход с Посланником, возникла подобная ситуация, и он снова захотел состязаться с ней. К тому времени она уже повзрослела, поправилась, и он обогнал ее. Затем рассмеялся и сказал: «Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила». Таким образом, мы видим, насколько дружеские и теплые отношения были между ними.

Например, однажды в день праздника, Абу Бакр вошел к Аише, когда у нее были подруги, игравшие на бубнах и певшие песни. Абу Бакр разозлился, что они делают это в доме Пророка. Но Пророк вступился за них со словами: «Оставь их, ведь это дни праздника». И дети продолжали играть и петь.

А когда они ушли, Аиша и Пророк (мир ему и благословение) пошли в мечеть, перед которой абиссинцы играли копьями, устроив небольшое представление. Тогда Пророк Мухаммад поставил ее позади себя так, чтобы она могла выглядывать из-за его плеча, и так стоял, пока Аише на наскучило смотреть.

Аиша стала самой любимой женой Пророка, но, несмотря на это, все еще ревновала к другим женам. И больше всего – к Хадидже, даже понимая, что та уже давно умерла. Она ревновала потому, что видела, как сильно Пророк любил Хадиджу.

Ученые не знают точно, какую из этих женщин он любил больше: Аишу или Хадиджу. Аиша рассказывает: «Однажды я, приревновала Пророка (мир ему и благословение) к Хадидже и сказала: «Воистину, Аллах дал тебе лучшее, чем та старая женщина.» Пророк (мир ему и благословение) рассердился на мои слова и сказал:

«Клянусь Аллахом, нет! Аллах никогда не давал мне никого лучше (чем она). Она была мне женой, которая поверила в меня тогда, когда другие не верили. Она подтверждала мою правдивость, в то время, когда другие обвиняли меня во лжи. Она поддерживала меня материально, а другие, в то время, отказали мне. И, наконец, Аллах пожелал одарить меня детьми, и, по воле Аллаха, она стала их матерью. Ни одна другая женщина не родила мне детей». Так Аиша поняла, что ей лучше больше не заговаривать о Хадидже.

Эта история показывает, что сахабы, которые были величайшими людьми после пророков, все же были людьми и тоже совершали человеческие ошибки и испытывали эмоции – так же, как и мы.

Иногда мы представляем сахабов в таком идеалистическом ключе, что они кажутся нереальными, а как можно подражать нереальному человеку? На самом деле, Аиша и другие сахабы были такими же людьми, как и мы, но они старались быть как можно лучше, и в результате, Аллах действительно возвысил их.

Известно много других рассказов о ревности Аиши, которые указывают на то, что у нее, как и у всех, были свои недостатки. Например, однажды, когда Пророк принимал гостей в ее доме, одна из матерей правоверных послала ему блюдо с едой для гостей. На это Аиша так разозлилась, что разбила блюдо.

Пророк не накричал на нее, не вышел из себя, не стал ругаться. Он был милостью мирам и своим женам тоже; Посланник просто рассмеялся и объяснил своим товарищам, что Аиша ревнует, а ей сказал заменить блюдо. Вот и все. Он не раздувал скандал, зная человеческую природу и своих жен, и понимая, что они ревнуют друг к другу.

Итак, Аиша была таким же человеком, как и мы, но она пыталась стать лучше. И была интеллектуально очень одаренной женщиной, об этом свидетельствует не только тот факт, что она является передатчиком многих хадисов, но и то, что, судя по тексту хадисов, она сама часто задавала вопросы Пророку. Когда он что-то говорил, Аиша сама просила разъяснить. И для насыщения своей природной любознательности, ей требовались все новые знания.

Судя по ее жизни и жизни других ученых, можно заключить, что признаком человека, испытывающего настоящую жажду познания, является умение задавать глубокие вопросы, вскрывающие суть обсуждаемой темы. Поэтому, когда Пророк (мир ему и благословение) рассказал Аише, что в Судный день люди предстанут голыми, босыми и необрезанными, Аиша спросила, будут ли они смотреть друг на друга.

Очень правильный вопрос. Пророк ответил: «Ужас того Дня более велик, чем это». Благодаря этому вопросу, мы понимаем, насколько страшен будет Последний день и насколько велик будет ужас людей. И именно такие вопросы сделали ее великим ученым.

В возрасте, когда большинство современных людей ходит в школу и получает образование, она находилась рядом с Пророком и училась от него. То есть, в возрасте с 9 до 18 или 20 лет она была рядом с Пророком. Поэтому, после его смерти, у нее было море знаний, которыми она начала делиться не только с подругами, но и мужчинами – сахабами и табиунами. Если это были чужие мужчины, она выходила к ним в никабе и учила их, а перед теми, кто был ее махрам, она представала без хиджаба.

Аиша была его тетей, поэтому могла встречаться с ним без хиджаба, от чего уроки носили более непосредственный, неформальный характер. И Урва начал учиться у Аиши, и стал одним из ее ближайших учеников. Он рассказывал, что не видел никого, кто лучше нее разбирался бы в хадисах, тафсире, фикхе, арабском языке, поэзии и даже медицине, и он очень уважал ее за это. Такой была Аиша (да будет доволен ею Аллах); она стала одним из величайших ученых.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) взял Аишу с собой в поход, и на обратном пути она отошла от лагеря, чтобы облегчиться. Когда вернулась, то поняла, что обронила ожерелье и пошла его искать. Она ушла, но никто этого не заметил, лагерь поднялся с места, и ее паланкин унесли, думая, что Аиша внутри.

Когда она вернулась туда и увидела, что караван ушел, а Аиша осталась одна в пустыне, то села на камень и стала ждать. Потом заснула, и когда спала, ее лицо приоткрылось, и ее узнал один из сахабов, который тоже по какой-то причине отстал от каравана. Он ехал на своей лошади и узнал Аишу, так как видел ее лицо до ниспослания откровения о хиджабе.

Он сказал только: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», она немедленно проснулась, прикрыла лицо и, не говоря ни слова, он посадил ее на лошадь, а сам пошел рядом и привез ее в Медину.

Этот случай показывает, что Аиша вела себя очень целомудренно, и мужчина тоже отнесся к ней с огромной почтительностью, и по дороге они даже не разговаривали друг с другом – не только из страха перед тем, что может произойти, но и из-за боязни, что скажут о жене Пророка его враги, которые только и ищут недостатки в нем или его семье. Итак, с великим почтением он доставил Аишу домой.

Но предводитель лицемеров Абдулла бин Убай решил воспользоваться этой ситуацией, чтобы оклеветать Аишу. Он стал распускать слухи о жене Пророка и том сахабе, что они якобы совершили предосудительное. Аиша была больна и лежала дома, поэтому ничего не знала, только видела, что Пророк к ней охладел, и не понимала почему.

Когда же, наконец, она узнала, в чем дело, то отпросилась в дом родителей. Дома она спросила, действительно ли ходят такие слухи, и родители подтвердили. Аиша никуда не выходила и непрестанно молилась. Тем временем Пророк пытался узнать, действительно ли есть хоть капля правды во всех этих сплетнях, и, наконец, пришел к ее родителям, но они не знали, что сказать.

Тогда заговорила сама Аиша: «Я знаю, что невиновна, но люди мне не поверят, поэтому оставь это дело Аллаху. Аллах мне поможет». И после этого Пророку были явлены аяты суры «Ан-Нур». Эта сура оправдывает Аишу, подтверждает ее чистоту и грозит карой тем, кто обвинил ее в грехах. После явления этой суры родители Аиши велели ей благодарить Пророка (мир ему и благословение) но она сказала, что благодарна только Аллаху.

Из этой истории можно извлечь несколько уроков. Первый заключается в том, как важно остерегаться не только грехов, но и ситуаций или обстоятельств, которые позволят обвинить вас в грехе. Когда люди видят, что вы делаете что-то, что можно неправильно расценить, они легко перевирают ситуацию в ущерб вашему доброму имени. Более того, вера обязывает нас защищать честь и доброе имя человека.

Кроме того, эта история свидетельствует о том, что жены Пророка закрывали лицо. Многие ученые говорят, что это не обязательно, но рекомендовано. Поэтому тем мусульманам, которые пытаются отговорить женщин скрывать лицо на том основании, что этого нет в исламе, эта история показывает: Аиша обычно закрывала лицо в присутствии посторонних мужчин.

Из этой истории мы можем заключить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не был всеведущ, а знал лишь то, что ему являл Аллах. Это очень важный вывод, потому что многие мусульмане полагают, что Пророк мог знать то, чего не видел. Если бы это было так, он не переживал бы, не изменил свое отношение к жене, не пытался бы что-то узнать, не ждал бы откровения. Он бы просто знал, что Аиша невиновна. Но он был человеком, который получил откровения и знал только то, что ему открывалось, то есть то, что позволял ему знать Аллах.

Эта история также учит нас, что сплетни и клевета относятся к худшим грехам общества. Есть хадис, который гласит, что злословие хуже прелюбодеяния. И действительно, здесь мы видим результаты злословия, как оно разрушает жизни честных людей.

Злонамеренные и болтливые люди могут распускать слухи даже о самых благочестивых, и эти слухи отражаются на их жизни и создают много трудностей. Точно так же пострадала от слухов и Аиша. Бывает даже, что из-за клеветы создается ситуация, которая приводит к гибели человека.

Например, жизнь имама Бухари (да смилуется над ним Аллах). В последние годы жизни у него было множество завистников, которые перевирали его высказывания и распространяли слухи о том, что у него, якобы, есть заблуждения. Куда бы он ни пошел, люди не хотели его слушать, потому что клевета ползла впереди него.

Наконец, имам Бухари возвел руки и воскликнул: «О Аллах, Твоя земля обширна, но мне нет на ней места… так забери меня к Себе». И через месяц имам Бухари скончался. Что привело его к смерти? Многие ученые говорят: сплетни, слухи, клевета, необоснованные обвинения. Если это может повлиять на жизнь таких праведных людей как имам Бухари и Аиша, то что говорить о нас? О наших ближних? О нашей семье? Это предупреждение каждому верующему: следите за своим языком. Думайте, что говорите о других.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто верит в Аллаха и Судный день, пусть говорит благое или молчит». Так должен поступать верующий. Если то, что вы говорите, не приносит пользы, то лучше молчите. Не сплетничайте.

Есть еще один хадис, который гласит, что признаком совершенного имана является оставление вещей, которые вас не касаются. Не вмешивайтесь в жизнь других людей. Болтовня о том, кто и как поступил, обсуждение последней сплетни и последнего слуха – это зло, которое разрушает общество. Сторонитесь этого и подобных вещей. Этому нас должна научить история с клеветой на Аишу (да будет доволен ею Аллах).

Еще одна удивительная история в жизни Аиши произошла уже после смерти Пророка. Во времена Усмана (да будет доволен им Аллах), в конце его правления произошла великая фитна. И эта фитна привела к тому, что мусульмане (те, которые себя так называли), убили его. В тот момент Аиша находилась в Мекке, совершая хадж, а Усман был в Медине.

Народ Медины выбрал следующим халифом Али, а Аиша и ее спутники в Мекке считали, что сначала Али должен совершить суд над убийцами Усмана, и тогда они примут его как халифа. И вот Аиша встала перед Каабой (рассказано в «Аль Бидая ван Нихая» ибн Касира) и произнесла речь о достоинствах Усмана и призвала людей пойти к Али и требовать наказать виновных в смерти Усмана. Аиша вместе с армией недовольных, которую возглавили Тальха и Зубайр, направилась к Али.

Заметьте, она намеревалась не воевать с ним, а поговорить. И они достигли понимания по некоторым вопросам, но когда весть о мирном исходе переговоров дошла до армии, некоторые лицемеры устроили заговор и спровоцировали нападение армии Али. Между сторонниками Аиши и сторонниками Али произошла битва.

Возвращаясь к сказанному выше, хотелось бы напомнить, что сахабы были людьми и совершали ошибки. Но эти ошибки нельзя обращать против них. На самом деле, в своей жизни мы иногда поступаем намного хуже, так, что это не идет в сравнение с теми одной-двумя ошибками, которые допускали великие ученые и сахабы, поэтому их нельзя осуждать за это.

В армии Аиши воевали Тальха и Зубаир, обоим еще при их жизни был обещан рай. И сама Аиша удостоилась упоминания в Коране. Али также при жизни был обещан рай. Таким образом, противниками стали праведники. И мы смотрим на них как на наших праведных сахабов и говорим о них «да будет доволен ими Аллах», и ни в коем случае не критикуем их поведение, потому что они были сахабами, намного более праведными, чем мы.

Какие бы ошибки они не делали, мы просто молимся: «Да будет доволен ими Аллах и да смилуется над ними Аллах». Такой была Аиша.

В заключение напомним еще одну историю. Когда Аиша умирала, Ибн Аббас пришел к ней и попросил разрешения войти. Он вошел и, присев, сказал:

— Возрадуйся. Клянусь Аллахом, стоит только твоей душе покинуть тело, как ты позабудешь все тяготы и страдания и встретишься с Мухаммадом… Ты была самой любимой женой Посланника Аллаха, а он любил только благое… И нет ни одной мечети, в которой поминают имя Аллаха, чтобы в ней днем и ночью не читались аяты о твоей невиновности.

Только представьте все ее добродетели. Он сказал, что она была единственной девственницей, на которой женился Пророк, самой любимой его женой, знатоком ислама, единственной, на чьем ложе Пророк получал откровение…

Он продолжал перечислять бесконечные достоинства Аиши, пока она не перебила его словами: «Оставь меня, Ибн Аббас. Клянусь Аллахом, мне хотелось бы быть преданной забвению и навсегда забытой». Она перефразировала слова Марьям (мир ей), упомянутые в суре «Марьям», которые та произнесла, когда у нее начались схватки и она подумала, что скажут люди, когда увидят у нее ребенка.

Абдулла бин Аббас сам был великим ученым ислама, великим муфассиром, знатоком фикха, но все равно считал ее ученым и относился с огромным уважением. Она была матерью правоверных, нашей матерью.

Из этой истории, так же как и из истории с клеветой, мы видим, насколько тесно Аиша была связана с Кораном, и очень часто ее слова, речи были из Корана. Когда спросили, что она скажет на клевету, она просто ответила: «Я скажу то, что сказал отец Юсуфа: Лучше стерпеть и просить у Аллаха помощи в том, что вы говорите». И на этот раз ее слова были словами из Корана.

Точно так же, когда она уходила, ее слова были словами Марьям. Она была прочно связана с Кораном, и могла говорить его словами, как будто это была ее собственная речь. Это действительно тесная связь, и все мы должны стараться иметь такую же связь с Кораном.

Жизнь Аиши доказывает, что женщина может превосходить мужчину знаниями и благочестием, и вопреки мнению некоторых людей, в исламе нет такого представления, что мужчины лучше женщин, что женщина неполноценна. Ничего подобного. Аиша была живым доказательством того, что женщина может достичь высот учености, благочестия, играть свою роль в политике и навсегда остаться в памяти потомков как праведная мусульманка.

Мы просим Аллаха (хвала Ему) помочь женщинам этой уммы следовать по ее стопам, помочь мужчинам этой уммы следовать по стопам ее мужа, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а в общих делах помочь мужчинам и женщинам этой уммы следовать по стопам ее и ее мужа, (мир ему и благословение), и стать такими же, как они, дабы не только извлекать уроки из их жизни, но и применять их в своей жизни, чтобы тоже стать живыми примерами сунны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *