актер зельдин биография сколько лет
Владимир Михайлович Зельдин
Фото Все
Видео Все
Владимир Зельдин – «Песня о Москве». Точь-в-точь. Фрагмент выпуска от 29.03.2015
Владимир Зельдин — биография
Он слышал вживую выступление Владимира Высоцкого, был знаком с Анной Ахматовой, которая иногда посещала его в гримерке, он лично знал Василия Сталина и Юрия Гагарина. Владимир Зельдин прожил долгую и трудную жизнь, он был старше Октябрьской революции, пережил крах Империи и развал СССР, несколько раз он был на волоске от смерти, но судьбе было угодно, чтобы он дожил до 101 года, и при этом выходил на сцену практически до самой смерти. Он был старейшим играющим актером, таких как он больше нет, и наверное, не будет никогда.
Картина «Свинарка и пастух» мгновенно сделала из мало кому известного артиста Владимира Зельдина настоящую звезду.
Детство и юность
Родился Владимир Зельдин 28 января 1915 года в небольшом городке Козлов под Тамбовом, в семье музыкантов. Сейчас его переименовали в Мичуринск. В семье Зельдиных подрастало пятеро детей, и все они были окружены заботой и вниманием родителей, росли в творческой обстановке. Папа Михаил Зельдин профессионально занимался музыкой, работал дирижером. Владел несколькими музыкальными инструментами, особенно любил тромбон. Мама Нина Зельдина всю свою короткую жизнь преподавала музыку. Родители старались привить любовь к музыке всем детям, они тоже постепенно овладевали музыкальными инструментами.
Владимир Зельдин в детстве
В 1920 году, в разгар Гражданской войны Зельдины переехали в Тверь, к родной сестре отца. Именно в этом городе Володя пошел в первый класс. Он отучился всего четыре года, и в 1924-м уже стал учеником одной из московских школ – семья перебралась в столицу.
Зельдины жили дружно и счастливо, но вскоре этой идиллии пришел конец. В 1929 году умер отец, которому было всего 52 года, спустя три года не стало и мамы, а ведь ей только исполнилось сорок семь. Володе на тот момент было всего четырнадцать лет, и он запросто мог пополнить ряды беспризорников, которых в то время было очень много. Но мальчик сам изменил свою судьбу, и не дал себе оказаться на дне жизни. Он стал курсантом военизированной школы на Таганке, которая славилась строжайшей дисциплиной и повышенными спортивными нагрузками. Здесь Володя преуспел в ходьбе на лыжах, в совершенстве играл в теннис, волейбол и футбол.
На фото Владимир Зельдин в молодости
После окончания школы Владимир собирался сделать военную карьеру, его манило море, и парень всерьез задумывался податься в военные моряки. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться, у него была близорукость, и о море пришлось забыть. Зельдин устроился на завод, и его взяли слесарем. Оказалось, что здесь работает кружок художественной самодеятельности, и Владимир от нечего делать в него записался. Вскоре он уже стоял на сцене, и понял, что ему очень нравится это занятие. Зельдин решил испытать судьбу, и пошел на пробное прослушивание в театр Моссовета, где в то время объявили о наборе на актерский курс. Владимир легко справился с заданием, и попал в число студентов.
Фильмы
Наставником Зельдина стал Евгений Лепковский, хореографию будущие актеры постигали под руководством знаменитой балерины Веры Мосоловой, бывшей примы Большого театра. В 1935-м обучение на курсах закончилось. Примечательно, что из двадцати пяти человек, которые были набраны на этот курс, успешными стали только двое – Владимир Зельдин и Николай Парфенов. Зельдину предложили остаться в труппе Театра им.Моссовета, и именно здесь стартовала театральная биография артиста. Эта сцена видела его первые шаги в профессии.
Владимир Зельдин в театре
Этому театру артист служил на протяжении трех лет, а потом перешел в Театр Транспорта, который впоследствии переименовали в Театр им.Гоголя. Здесь Зельдин был задействован в основном в классическом репертуаре.
Первый крутой вираж в судьбе артиста произошел в 1940-м, когда Зельдин попался на глаза помощнику режиссера Ивана Пырьева. В то время Зельдин был задействован в постановке «Генеральный конкурс», и своей игрой произвел большое впечатление на ассистентку. Поэтому когда Пырьев стал подыскивать артистов для съемок картины «Свинарка и пастух», то Зельдин оказался первым в числе претендентов на роль Мусаиба. Он стал партнером Марины Ладыниной, и их дуэт смотрелся в кадре просто великолепно.
Владимир Зельдин в фильме «Свинарки и пастуха»
Когда началась война, все артисты получили повестки, но в тот момент съемки «Свинарки и пастуха» не были закончены, и пришел приказ на продолжение работы. Так Зельдин не попал на фронт, зато своим творчеством поднимал моральный дух советских людей. Киностудию «Мосфильм» срочно эвакуировали в Казахстан, поэтому после окончания съемок артист еще целый год служил там в театре. В Москву он вернулся только в 1943-м, и снова оказался на сцене родного театра. Он выступал перед ранеными и обычными зрителями, вселяя в них надежду на скорую победу. За вклад в развитие искусства ему была вручена специальная награда.
В 1945 году Владимир Зельдин поступил на службу в Центральный академический театр Российской армии. Артист практически все свое время отдавал творчеству, он был задействован во многих спектаклях, и параллельно с этим выходил на съемочную площадку. Ежегодно фильмография Владимира пополнялась несколькими удачными работами. Среди самых любимых зрителем картин стоит остановиться на «Карнавальной ночи», «Учителе танцев», «Десяти негритятах», «Парке советского периода» и прочих.
В новом веке Владимир Зельдин уже не так активно снимается, ведь его возраст приблизился к очень почтенной отметке. Но если ему предлагают интересный проект, то артист не в состоянии отказаться, и с радостью принимает приглашение. Зрители запомнили его в комедийном проекте «Сваты», где он исполнил роль отца Ольги. Роль его супруги досталась Ольге Аросевой. В 2014-м Зельдин засветился в мелодраме «Лучшая девушка Кавказа», причем сыграл одного из центральных персонажей.
Владимир Зельдин в сериале «Сваты»
В общей сложности фильмография артиста насчитывает пятьдесят семь картин. Его творчество получило заслуженные награды и премии самых разных престижных кинофестивалей. В его копилке имеется «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», несколько «Ник». Трижды Владимир Зельдин представлялся к ордену «За заслуги перед Отечеством». Он стал старейшим из всех играющих артистов планеты, и его имя занесли в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса. В 2013-м Владимир Зельдин удостоился чести нести Олимпийский огонь на открытии игр.
Личная жизнь
Личная жизнь Владимира Зельдина удалась не сразу. Его первой гражданской женой стала Людмила Мартынова, с которой он жил на протяжении одного года. В 1939 году у них родился сын, ставший единственным ребенком артиста. Но так случилось, что он умер еще младенцем.
Владимир Зельдин с Генриеттой Островской
Затем Зельдин жил с актрисой Генриеттой Островской, которую впервые увидел на съемочной площадке фильма «Учитель танцев». Этот брак тоже был гражданским, и закончился через несколько лет.
Владимир Зельдин и его жена Иветта Капралова
И только в 1964-м его личная жизнь наладилась окончательно. Официальной женой Владимира стала Иветта Капралова, разница в возрасте с которой составляла два десятка лет. Она в свое время закончила журфак, и занимала должность редактора в Бюро пропаганды киноискусства. Их счастливая семейная жизнь продолжалась до самой смерти Зельдина.
Смерть
Владимира Зельдина не стало 31 октября 2016 года. На тот момент он уже три недели лечился в клинике Склифосовского. Владимир начал жаловаться на слишком низкое давление, и доктора настояли на госпитализации.
СМИ запестрели сообщениями о состоянии любимого артиста, а они были очень неутешительные. Доктора называли его состояние очень тяжелым, и в 9 часов утра 31 октября его не стало. Владимиру Зельдину шел 102-й год.
Похороны Владимира Зельдина
Местом упокоения великого артиста стало Новодевичье кладбище столицы, где его и похоронили с воинскими почестями 3 ноября 2016 года.
Избранная фильмография
Ссылки
Владимир Зельдин
Долгое время являлся старейшим из живущих народных артистов СССР и был одним из старейшим в мире «действующих» актёров.
Будучи выходцем из еврейской семьи, для того, чтобы получить музыкальное образование, он принял православие. В качестве дирижёра симфонического духового оркестра Языковской суконной фабрики М. Ф. Степанова М. Е. Зельдин участвовал в грамзаписи сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига для фирмы «Артистотипия» в Киеве.
В Козлове семья жила в доме С. И. Попова на пересечении Лебедянской и Вознесенской улиц. Во время Гражданской войны в 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где жила сестра отца, и где Владимир пошёл в школу. Здесь же в 1922 году его отец организовал и возглавил первый в Твери профессиональный симфонический оркестр.
С 1924 года семья стала жить в Москве. Владимир продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке. Все дети, как и отец, были музыкально одарёнными и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.
После смерти отца его друг, дирижёр оркестра Высшей пограничной школы Ф.О. Николаевский, принял Зельдина в оркестр трубачом.
После окончания школы работал учеником слесаря на заводе.
В начале 1930-х годов производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС (который в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс. Не особо веря, туда пошёл сдавать экзамены и Владимир Зельдин. Приёмную комиссию возглавляли Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской. На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и неожиданно для себя был принят. Руководителем курса стал Евгений Лепковский, танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская.
Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях.
Из 25 человек курса только двое стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович окончил в 1935 году и стал актёром в этом же театре.
В 1938 году Зельдин перешёл в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: «Без вины виноватые» А. Н. Островского (массовка), «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира (Антифон Сиракузский), «Коварство и любовь» Шиллера (Фердинанд).
В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта «Генеральный консул», где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Снявшись в фильме Пырьева «Свинарка и пастух» он получил широкую известность после первой же большой роли в кино (Мусаиб).
Владимир Зельдин в фильме «Свинарка и пастух»
Снимался также в фильмах «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Десять негритят» и многих других.
В 1942-1943 годах служил в Алма-Атинском русском драматическом театре.
С 1945 года в труппе Центрального театра Советской Армии. Великолепная сценическая пластика и вокальное мастерство проявились в роли Альдемаро («Учитель танцев» Лопе де Вега).
В Театре Российской Армии (ЦАТРА) играл главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» (постановка Ю. Гусмана), поражая зрителей блестящей физической, актёрской и вокальной формой (спектакль был поставлен к 90-летию В. М. Зельдина в 2005 году), а также главную роль в спектакле «Танцы с учителем». Кроме того, занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя (постановка А. В. Бурдонского) в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» (постановка Б. Морозова) в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играет Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского (постановка Б. Е. Щедрина), где его партнёршей выступает Н. М. Тенякова.
28 июня 2005 года подпись Зельдина появилась под «письмом в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“». Тем не менее, в интервью «Новой газете» от 30 июня 2005 года заявил: «никакого письма я подписывать не мог».
Являлся поклонником футбольного клуба ЦСКА.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете Олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю Олимпиад. Рекорд был побит 7 декабря этого же года в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.
Владимир Зельдин скончался 31 октября 2016 года из-за отказа почек в реанимационном отделении острых эндотоксикозов института имени Склифосовского в Москве. Церемония прощания состоялась 3 ноября 2016 года в Театре Российской армии, там же прошло отпевание. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище Москвы.
Владимир Зельдин
Рост Владимира Зельдина: 170 сантиметров.
Личная жизнь Владимира Зельдина:
Брак с первыми двумя жёнами Зельдин не регистрировал.
Владимир Зельдин и Иветта Капралова
Роли в театре Владимира Зельдина
Роли Владимира Зельдина в Московском театр им. МОСПС (1935-1938):
Роли Владимира Зельдина в Театре транспорта (1938-1945):
Роли Владимира Зельдина в Алма-Атинском русском драматическом театре (1942-1943):
Роли Владимира Зельдина в Театре Российской Армии (ЦАТРА) (с 1945 года):
Роли Владимира Зельдина в Московском драматическом театр «Модернъ»:
Фильмография Владимира Зельдина:
последнее обновление информации: 16.02.2021
Биография Владимира Зельдина
Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области.
Его отец, Михаил Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать работала школьной учительницей. В семье было пятеро детей, Владимир был самым младшим. Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку.
К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, а с 1924 года семья стала жить в Москве.
Владимир учился сначала в гимназии в Твери, а затем продолжил учебу в военизированной школе на Таганке в Москве.
По окончании школы он, потеряв к тому времени и отца и мать, поступил учеником слесаря на завод «Опытный передатчик».
В начале 1930-х годов Зельдин был принят в Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (ныне Театр имени Моссовета.), которые окончил в 1935 году.
Параллельно занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок «Ворошиловский всадник».
С 1938 года Зельдин играл в Театре транспорта (ныне Гоголь-центр). На сцене он был занят в ролях Антифона Сиракузского в «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира, Фердинанда в спектакле «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера и др.
В 1942-1943 годах он служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате (Казахстан), в 1943 году вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта. В Алма-Ате он играл Теодоро в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Сергея Горлова во «Фронте» Александра Корнейчука.
В 1946 году на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Он играл роли в таких постановках, как «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира, «Закон Ликурга» Теодора Драйзера, «Средство Макропулоса» Карела Чапека, «Моя профессия – синьор из общества» Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи, «Загнанная лошадь» Франсуазы Саган и др. Всего в театре Российской Армии им было сыграно около 50 ролей.
В текущем репертуаре Владимир Зельдин играет Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи», выпущенном к 90-летию актера, Неделина в спектакле-посвящении к 95-летию артиста «Танцы с учителем», а также Кутузова в музыкальной комедии «Давным-давно».
В Московском драматическом театре «Модернъ» он играет главную роль Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.
Зельдин снялся в более чем 40 фильмах, среди которых «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Карнавальная ночь» (1956), «Дядя Ваня» (1970), «Принцесса на горошине» (1976), «Тридцать первое июня» (1978), «Дуэнья» (1978), «Женщина в белом» (1981), «Тайна «Черных дроздов» (1983), «Десять негритят» (1987), «Полицейские и воры» (1997), «Классик» (1998).
В 2000-х годах он снимался в сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска-2» (2004), «Бес в ребро, или Великолепная четверка» (2006), «Сваты» (2010, 2011), фильмах «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Парк советского периода» (2006), «Чертово колесо» (2006) и др.
Владимир Зельдин – автор книги мемуаров «Моя профессия – Дон Кихот».
В октябре 2013 года он принимал участие в эстафете олимпийского огня Олимпийских Игр в Сочи.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975), лауреат Государственной премии СССР (1951), премии Правительства РФ (2008), премии Союзного государства (2013).
Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Артист был удостоен российских орденов Дружбы (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2000), III (2005), II (2010) и I (2015) степеней.
Он является лауреатом премии Фонда Станиславского (1995), премии «Кинотавр» (1995), премии «Кумир» (2000), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001, 2005).
В 2010 году Зельдин получил приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска». В этом же году был награжден московской городской премией «Легенда века».
Владимир Зельдин с 1964 года женат на Иветте Капраловой. Его гражданскими женами были Людмила Мартынова, их общий сын умер в 1941 году, и актриса Генриетта Островская.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Биография Владимира Зельдина
Актер театра и кино Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области.
Его отец, Михаил Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать работала школьной учительницей. В семье было пятеро детей, Владимир был самым младшим. Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку,
К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, а с 1924 года семья стала жить в Москве.
Владимир учился сначала в гимназии в Твери, а затем продолжил учебу в военизированной школе на Таганке в Москве.
По окончании школы он, потеряв к тому времени и отца и мать, поступил учеником слесаря на завод «Опытный передатчик».
В начале 1930-х годов Зельдин был принят в Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (ныне Театр имени Моссовета), которые окончил в 1935 году.
Параллельно занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок «Ворошиловский всадник».
С 1938 года Зельдин играл в Театре транспорта (ныне Гоголь-центр). На сцене он был занят в ролях Антифона Сиракузского в «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира, Фердинанда в спектакле «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера и др.
В 1942-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате (Казахстан), в 1943 году вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта. В Алма-Ате он играл Теодоро в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Сергея Горлова во «Фронте» Александра Корнейчука.
В 1946 году на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Он играл роли в таких постановках, как «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира, «Закон Ликурга» Теодора Драйзера, «Средство Макропулоса» Карела Чапека, «Моя профессия — синьор из общества» Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи, «Загнанная лошадь» Франсуазы Саган и др. Всего в театре Российской Армии им было сыграно около 50 ролей.
В текущем репертуаре театра Владимир Зельдин был занят в трех спектаклях — играл Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи», выпущенном к его 90-летию, Неделина в спектакле-посвящении к 95-летию артиста «Танцы с учителем», а также Кутузова в музыкальной комедии «Давным-давно».
В Московском драматическом театре «Модернъ» он исполнял главную роль Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как единственного в мире артиста, выходившего на сцену в столь почтенном возрасте.
В кино Зельдин дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941).
Зельдин снялся в более чем 40 фильмах, среди которых «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Карнавальная ночь» (1956), «Дядя Ваня» (1970), «Принцесса на горошине» (1976), «Тридцать первое июня» (1978), «Дуэнья» (1978), «Женщина в белом» (1981), «Тайна «Черных дроздов» (1983), «Десять негритят» (1987), «Полицейские и воры» (1997), «Классик» (1998).
В 2000-х годах он снимался в сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска-2» (2004), «Бес в ребро, или Великолепная четверка» (2006), «Сваты» (2010, 2011), фильмах «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Парк советского периода» (2006), «Чертово колесо» (2006) и др.
Геронтолог о длинной жизни Владимира Зельдина: «Дело в феноменальной генетике»
Актер ушел накануне в 101-летнем возрасте — почти до последнего дня он играл на сцене. Как? Есть восемь секретов
Геронтолог о длинной жизни Владимира Зельдина: «Дело в феноменальной генетике»
Каждый раз, когда брали интервью у Владимира Зельдина, разговор так или иначе заходил о секрете его долголетия. И физического, и творческого. Надо отдать должное Владимиру Михайловичу — на эту тему, наверняка ему поднадоевшую, он терпеливо и подробно отвечал.
Мы попросили прокомментировать его ответы президента европейской ассоциации геронтологии, членкора РАН, профессора Владимира Хавинсона. Кстати, Владимир Хацкелевич тоже беседовал с актером-долгожителем, и тоже с профессиональным интересом. Пару лет назад Зельдина пригласили на конференцию по геронтологии. К удивлению профессоров и академиков, Владимир Михайлович без посторонней помощи поднялся на трибуну, откуда здраво и независимо отвечал на вопросы изумленной аудитории.
СЕКРЕТ №1: НИКОТИНУ — НЕТ!
Владимир Зельдин:
— Я никогда не курил. В родительском доме тоже никто не курил и не пил. Я с детства не переношу табачного дыма.
Кстати, в театре Российской Армии, где больше 70 лет прослужил Владимир Михайлович, многие об этом знали. Поэтому в его присутствии никто не курил — из уважения к актеру.
Комментарий геронтолога:
— Курение — один из достоверных факторов риска преждевременной смерти, со всеми вытекающими последствиями: рака, диабета, инсульта, инфаркта… Кроме того, курение ускоряет старение.
СЕКРЕТ №2: СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Владимир Зельдин:
— В семье моих родителей не было скандалов и конфликтов. Очень многое в твоей жизни зависит от семьи, в которой ты родился и вырос.
Комментарий геронтолога:
— Отсутствие избыточного стресса — тоже важный фактор крепкого здоровья. Хронический стресс провоцирует болезнь, вплоть до рака, поскольку ведет к подавлению иммунитета. Это научно доказанный факт.
СЕКРЕТ №3: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Владимир Зельдин:
— Нельзя быть загнанной лошадью, то есть во всем надо знать меру. Единственный способ продлить творческий марафон — оставлять время на отдых.
(Действительно, он феноменально умел распределять свои силы. Учил роль не спеша, в своем темпе, и в результате выучивал текст быстрее своих более молодых коллег. В начале работы над спектаклем не включался на полную мощность, но ближе к премьере с каждой репетицией набирал обороты и выкладывался на самом спектакле. «Владимир Михайлович умело чередует бодрствование и отдых, — подтверждала жена актера Иветта Евгеньевна. — Этим качеством владеет смолоду. Спит он помногу, хотя ложится поздно, и за счет сна восстанавливается. В этом главный секрет его долголетия»).
Комментарий геронтолога:
— Очень важно уметь правильного чередовать труд и отдых. Если беспрерывно тяжело работать, может случиться инфаркт или инсульт. Это касается даже молодых людей, если их слишком перегружать. Владимир Михайлович всегда находил время для полноценного сна. Мне он говорил, что любит поспать. Перед спектаклем обязательно отдыхал. Он интуитивно чувствовал, что ему нужно накопить энергию. Кстати, этим же рецептом пользуются многие спортсмены. Во время крепкого сна вырабатывается мелатонин, так называемый «ночной гормон молодости». Вот почему недостаток сна приводит к преждевременному старению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям, язве желудка, раку. Кроме того, важен постоянный режим. Если жить в одних условиях, организм адаптируется, вырабатываются правильные стереотипы, что способствует долгой здоровой жизни.
СЕКРЕТ №4: НЕ ПЕРЕЕДАТЬ!
Жена, Иветта Евгеньевна, не раз говорила, что Зельдин ест все, лишь бы вкусно было. И не только гречневую кашу, как ему приписывала народная молва. Правда, ест по чуть-чуть, почти детскими порциями.
Комментарий геронтолога:
— Ограничение калорийности — важнейшее правило здорового образа жизни и доказанный способ замедлить наступление возрастных заболеваний. Сокращение калорий на 20-30 процентов повышает качество жизни на 15-20 процентов. Соответственно увеличивает ее продолжительность. Необязательно сидеть на диете, или быть вегетарианцем: в нашем организме есть ферменты, переваривающие мясо, значит, его нужно есть. Главное — не переедать. Избыточный вес и переедаение — главные причины преждевременной смерти.
СЕКРЕТ №5: ПЕШКОМ К ЗДОРОВЬЮ
В свое время Владимир Михайлович подобрал на улице дворняжку и выгуливал ее вместо зарядки по полтора часа в любую погоду, при любом самочувствии, после спектаклей и съемок. В этом была его гимнастика. Боря прожил в семье актера 17 лет — тоже своего рода собачий долгожитель.
Комментарий геронтолога:
— Ежеденевная физкультура — тоже важный фактор долголетия. Час — полтора в парке — идеальная формула, как прожить долго. Очень полезна скандинавская ходьба в парке. Или прогулки с собакой. И наоборот, низкая физическая активность — фактор риска преждевременной смерти.
СЕКРЕТ №6: ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Владимир Зельдин:
— В молодости у меня было амплуа лирического любовника. Я стольких любовников переиграл, столько наобъяснялся в любви, что, казалось бы, должен был устать от любви… Но женщины меня до сих пор интересуют. Это чудо природы. У меня сохранилось чувство влюбленности в женщин, и в театре об этом знают. Если актер сохранил непосредственность юности, значит, он молод, значит его внутренний костер не затух.
(Кстати, жена актера относилась терпимо к тому, что ее муж ухаживает за молодыми женщинами, мудро, понимая, что это молодость его заряжает энергией).
Комментарий геронтолога:
— Соприкосновение с прекрасным, интерес к красоте — это полезно для здоровья. Ухаживать за женщинами так же полезно, как ходить в музеи, где тебя окружает красота. Это формирует внутренний позитивный мир.
СЕКРЕТ №7: БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ — БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Люди, которые близко знали Владимира Михайловича, как один говорят, что он был очень светлым, чистым человеком, никогда плохого о людях не говорил. Кроме того, очень скромный, несмотря на все свои регалии. Маленькая двухкомнатная квартира, жилплощадью в 31 квадратный метр. Не было собственной дачи — жил летом на казенной. Одним словом, — бессребреник. О других — хлопочет, для себя — ничего. Не тратится на бытовые хлопоты.
Комментарий геронтолога:
— Скромность — тоже фактор долголетия. Большое богатство — большие проблемы и головная боль. Надо расходовать энергию на сохранение этого богатства.
СЕКРЕТ №8: ВЕК УЧИСЬ
Несмотря на преклонный возраст, с радостью вовлекался в новые проекты. Юлий Гусман специально для Зельдина поставил спектакль «Танцы с учителем», когда актеру было 95 лет.
Комментарий геронтолога:
— Удивительно, но факт: «умные живут дольше». Хотите жить долго — с юных лет тренируйте не только тело, но и память и мозг! Более образованные люди живут дольше. Как и люди творческих профессий.
ОПРОВЕРГАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Пример Владимира Зельдина как будто бы опровергает законы генетики, мол, долгожители — это наследственно. У него же родители умерли рано.
Мама — в 47 лет. Отец — в 52 года. По мнению геронтолога, этому тоже есть объяснение — генетика не только от родителей зависит, но и от всех предшествующих поколений его семьи. Комбинация генов может быть необычной. У Зельдина явно был уникальный генотип.
Между тем, от гибели на фронте Владимира Зельдина спасла постановка «Свинарка и пастух».