актриса раневская биография личная жизнь
Фаина Георгиевна Раневская
Фото Все
Видео Все
«История жизни» Фаина Раневская
Фаина Георгиевна Раневская. Последнее и единственное интервью. (1979)
Фаина Раневская — биография
Внешность этой актрисы была очень далека от общепринятых представлений об актерской красоте. Но Фаину Раневскую любят и помнят не за это. Она была умна и остроумна, невероятно упорна и талантлива. Она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом.
Фаина Раневская сыграла много ролей на сцене театра и в кинематографе, но большинство из них были эпизодическими и такими незначительными, что имени актрисы иногда даже не было в титрах картины. Пик популярности в кино наступил после роли мачехи в фильме «Золушка».
Детство
Родилась Фанни Фельдман(именно так звали девочку при рождении) 27.08.1896 года в Таганроге, где в собственном большом доме проживало зажиточное семейство евреев Фельдманов. Папу звали Гирш Хаимович, в его владении была фабрика, выпускающая сухие краски, дома, магазин, мельницы и пароход под названием «Святой Николай». Мама Милка Рафаиловна была обычной домохозяйкой, на плечах которой была забота о доме и пятерых детях. Кроме Фанни в семье росли еще три сына – Яков, Рудольф, Лазарь, и дочь Изабелла. Один из мальчиков умер еще маленьким.
С ранних лет Фаина чувствовала себя не такой как все. Она была одинокой в собственном доме. Девочка заикалась и братья постоянно над ней издевались, а она сама постоянно завидовала сестре, ведь та была писаная красавица, а Фаину Всевышний внешностью обделил. По причине заикания девочка почти не имела друзей среди ровесников, и даже когда оказалась в женской гимназии, не переставала комплексовать по этому поводу. Фая настойчиво упрашивала родителей чтобы те забрали ее из гимназии, потому что учиться в таких условиях она не могла. Пришлось получать домашнее образование – для девочки наняли учителей, которые занимались с ней индивидуально, и она смогла стать высокообразованной барышней. В доме было фортепиано, Фаина прилично играла на нем, знала несколько иностранных языков и все свободное время проводила за книжкой.
Когда Фаине было 13, она впервые попала в театр на постановку «Вишневого сада». Увиденное настолько впечатлило творческую натуру девочки, что она решила побыстрее окончить гимназию и посещать занятия в театральной студии.
Однажды Фаина сказала своим родным, что хочет стать профессиональной актрисой. Родители были в полном шоке, отец сказал, что не даст ей ни копейки. Мужчина сдержал свое слово, и когда Фаина в 1915-м уезжала в Москву, то не только порвал с ней отношения, но оставил без помощи и содержания, считая, что вся ее задумка дурь и блажь.
Юность
Большой город встретил приезжую провинциалку не очень гостеприимно. У нее почти не было денег, ведь от отца она так и не получила ни гроша. Единственные деньги, которые у нее были, тайком дала мама. Их хватило только на съем маленькой комнатушки на Большой Никитской, но девушка впервые была по настоящему счастлива и свободна.
Фаина побежала поступать в заветный театральный вуз, но эта мечта вскоре развеялась как сон. Куда бы она не обращалась, ей везде отказали. Но отступать никто не собирался, девушка оказалась очень настойчивой особой с твердым характером. Фаина решила поступать в частную театральную школу, но денег было очень мало и они таяли как весенний снег под ярким солнцем. Доучиться в частной школе она не смогла.
И тут в биографии Фанни Фельдман случилось одно событие, которое стало судьбоносным – она познакомилась с Е. Гельцер. Она была знаменитой прима-балериной в Большом театре, работала с великим Дягилевым. Гельтцер поселила Фаину у себя дома, в котором периодически собиралась творческая элита Москвы. Именно с легкой руки Екатерины Гельцер Фаина узнала Владимира Маяковского, Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама и В.Качалова. В Качалова она была даже влюблена некоторое время.
Театр
Благодаря усилиям Екатерины Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. Дебютировала Фельдман именно на сцене этого театра. Постановка называлась «Тот, кто получает пощечины», режиссера Л.Андреева. Девушку взяли в массовку, но и там была видна ее неординарность и ярко выраженный талант. На Фаину обратил внимание известный актер Певцов, который после премьеры сказал, что у этой барышни большое будущее, она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова стали пророческими.
Фото: Фаина Раневская в театре
После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославиться, хотелось увидеть мир. И этот театр предоставил ей такую возможность – труппа колесила по Крыму, давая спектакли во многих городах.
Фаина иногда получала денежные переводы, отправленные заботливой маминой рукой. Во время одного из таких походов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. С легкой руки ее коллеги по театру, она спустя годы выбрала себе эту фамилию в качестве творческого псевдонима.
В самом начале 1917-го Фаина окончательно осталась одна – вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Радовало только одно – у нее была работа и более-менее сносный быт. Девушка выступала в московском Театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Роман», где она сыграла Маргариту. Потом ее задействовали и в других спектаклях – роли были не главными, но яркими и запоминающимися. Раневская любила постановку «Вишневый сад», в котором она стала Шарлоттой, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.
В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы.
Когда началась война, Фаина была актрисой Театра Драмы. Именно в составе этого театра она выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами и офицерами, исколесив все фронты и прифронтовые зоны. Фаина была бесстрашна и самоотверженна, и эти качества не остались незамеченными – она получила медаль «За доблестный труд».
После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера. Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало массу недовольств режиссера Завадского и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.
Но, несмотря на конфликты и препирательства, Раневская работала в этом театре почти 25 лет. Здесь ее карьера достигла звездных высот и именно здесь были сыграны самые значимые роли в карьере актрисы. На сцене этого театра она стала миссис Сэвидж и Люсей Купер, которые собирали полные залы и срывали овации.
Последние годы актриса отдала театру Пушкина, который был когда-то Камерным. В этом театре когда-то начался ее путь в искусство, в этом и закончился в 1963-м.
Фильмы
Дебютной работой в кино стала драма «Пышка», режиссера Ромма, снятая в 1934-м. Раневская сыграла госпожу Луазо. Роли в кинематографе можно пересчитать по пальцам, к тому же они практически все были второстепенными, но это не помешало Раневской прославиться не только на всю страну, но и на весь мир. Актриса не очень любила кинематограф, но именно он способствует тому, чтобы актера узнавали миллионы зрителей. Работу в кино она характеризовала не иначе, как «деньги закончились, а позор остался», отдавая предпочтение театру. Но все-таки всеобщая любовь пришла к Раневской именно благодаря кинематографу.
В 30-х годах ей предложили роли в трех фильмах, в каждом из которых она появлялась в роли жены. В фильме «Человек в футляре» Раневская сыграла супругу инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» жену портного. Самой яркой работой стала картина «Подкидыш», где Фаина снова стала женой, произносящей феноменальную фразу «Муля, не нервируй меня».
В 1943-м вышла еще одна картина с участием Фаины Раневской «Свадьба», где ей досталась роль Мамаши. Партнерами по фильму были блистательные актеры Э.Гарин, Зоя Федорова, М.Яншин, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин.
В 1947 году зрители смогли увидеть еще одну замечательную комедию «Весна», где Фаине досталась роль Маргариты Львовны. В главных ролях снялись Орлова и Черкасов, которые в тандеме с Раневской сделали фильм самым кассовым.
В 1947-м Раневской предложили сняться в фильме «Золушка» режиссера Кошеверовой. Ей досталась колоритная роль мачехи, которую сценарист Е.Шварц писал специально под обожаемую Раневскую. Он разрешил актрисе трактовать роль по своему усмотрению, вставлять свои колкие словечки и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю творческую карьеру в кинематографе.
Последней лентой, в которой блистала великая актриса, стала «Сегодня новый аттракцион», где она стала директором цирка. Режиссер пошел на все условия, которые выставила Фаина, ему очень хотелось, чтобы эту роль исполнила именно она, и был готов на все.
Вклад Раневской в искусство был оценен орденами и медалями. В 1937-м она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961-м – Народной артисткой СССР. Актриса получила три Сталинские премии, присвоенные в разные годы. Ее именем назвали астероид, открытый в 1986-м.
Личная жизнь
В личной жизни великая актриса Фаина Раневская была глубоко несчастна. Замуж она так и не вышла, однажды обжегшись с одним из коллег. Фаина влюбилась в него, и тот тоже отвечал девушке взаимностью. Однажды она решилась и позвала его к себе в гости. Мужчина согласился, но пришел не сам, а со своей подружкой и предложил Фаине прогуляться и оставить их наедине. С того самого дня Фаина больше никогда не влюблялась, и не доверяла мужчинам.
Фото: Фаина Раневская — личная жизнь
В 60-е годы к ней переехала овдовевшая сестра Изабелла, которая решила встретить старость с единственной сестрой. В 1964-м Беллы не стало. Раневская осталась одна. В последние годы жизни рядом с актрисой был только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После кончины Фаины Раневской именно фигурка этого песика была установлена на ее надгробии.
Смерть
Умерла Фаина Раневская 19.07.1984 года в Кунцевской больнице столицы. Причиной смерти стал инфаркт и развившаяся пневмония. Она не дожила всего месяц до 88-го дня рождения. Местом упокоения великой актрисы стало Новое Донское кладбище, недалеко от сестры Беллы.
Фото: Могила Фаины Раневской
Ее могила постоянно укрыта живыми цветами, которые круглый год приносят благодарные зрители и ценители ее таланта.
Избранная фильмография
Фаина Раневская
Фаина Раневская считается одной из величайших русских актрис XX века, ее называют королевой второго плана. В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали крылатыми.
В родном для Раневской Таганроге различными способами увековечена память актрисы: её именем названа одна из улиц, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века
Фаина Раневская
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.
К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».
В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.
Фаина Раневская, которая затем всю жизнь едва сводила концы с концами и страшно стыдилась долгов, была дочерью миллионера. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был одним из самых богатых предпринимателей Таганрога, владел фабрикой, несколькими домами, магазином и пароходом. Именно на нем вся семья, кроме непокорной Фанни, решившей остаться в России и делать карьеру актрисы, уплыла в Турцию, подальше от революционных беспорядков.
Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».
Фаина Раневская в молодости (справа)
Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных. Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф.
Театры, в которых служила Фаина Раневская:
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа.
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны.
Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали ёмкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической. Известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма.
Фаина Раневская в фильме «Подкидыш»
Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.
Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка».
Фаина Раневская в фильме «Золушка»
Могила Фаины Раневской
Великая актриса так и не оставила после себя мемуаров. В 1970-х годах она взялась за книгу, соблазнившись на аванс, за который можно было купить новое пальто, но так и не закончила ее. Три года она писала, перечитывала написанное, рвала рукопись в клочья, и в конце концов заявила: «Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных. То, что актер хочет рассказать о себе, он должен сыграть, а не писать мемуаров».
Рост Фаины Раневской: 180 сантиметров.
Личная жизнь Фаины Раневской:
Ее стараниями Мальчик превратился в дорогое комнатное существо с довольно скверным характером. У него были кривые лапы, огромное брюхо и седой хвост. «Мой Мальчик стареет с хвоста», – говорила она.
Чтобы не оставлять пса, Раневская отказывалась от домов отдыха и летних поездок на дачи. Соседи всегда знали, когда идет ее спектакль. В эти часы Мальчик громко выл.
Она брала его на репетиции. Для этого была разработана довольно сложная система: Мальчика привозили в театр, давали понять, что с хозяйкой не случилось ничего особенного, а затем стремительно возвращали домой.
Фаина Раневская и Светлана Майорова с псом Мальчиком
Семья Фаины Раневской:
Как вспоминали очевидцы, в свои шестьдесят с лишним она была необычайно хороша собой. Дом на Котельнической набережной ходил ходуном: всем хотелось посмотреть на прекрасную парижанку.
Фильмография Фаины Раневской:
Образ Фаины Раневской в кино:
Мариэтта Цигаль-Полищук в роли Фаины Раневской
последнее обновление информации: 26.06.2021
Фаина Раневская
27 августа 1896 года родилась актриса Фаина Раневская
Личное дело
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман, 1896—1984) родилась в Таганроге в богатой многодетной еврейской семье. У Фаины было три брата (Яков, Рудольф и Лазарь) и сестра Белла. На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12.
Фаина получила хорошее домашнее воспитание: ее обучали музыке, пению, иностранным языкам. Какое-то время училась в таганрогской Мариинской женской гимназии, но так ее и не окончила.
С 14 лет девочка увлеклась театром и решила стать актрисой. Сдала экстерном экзамены за курс гимназии и начала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. После того, как Фаина в 19 лет заявила родным, что хочет стать профессиональной актрисой, случился скандал. Она сильно поругалась с родителями, порвала с семьей и в 1915 году уехала в Москву.
В Москве поселилась в комнатке на Большой Никитской. Однако в театральную школу ее не приняли «по неспособности», а деньги довольно быстро закончились. И тут девушке повезло – ее пригрела знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Балерина вышла из Большого театра, где у колонн ее ждали поклонники, и спросила. «Кто тут самый замерзший?». Самой замерзшей оказалась Фаина, и самой неустроенной тоже.
Гельцер приютила девушку у себя и ввела Фанни в круг своих друзей: брала на спектакли во МХАТ, возила слушать цыган, показывала Москву, познакомила с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским.
Гельцер устроила Фаину в Малаховский летний театр под Москвой, где она играла в массовке. Девушка при любой возможности ходила в театры и по нескольку раз пересмотрела все спектакли, шедшие в то время в городе.
Осенью юная Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Ее взяли «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Однако, труппа не имела особого успеха.
После этого неудачного опыта так и не получившая полноценного актерского образования Фаина играла во множестве провинциальных театров – в Феодосии (1915—1916), Ростове-на-Дону (1916—1917), в Передвижном «Первом советском театре» (1918—1924), Бакинском рабочем театре (1925—1927 и 1929—1931), Архангельском драматическом театре (1927), Смоленском драматическом театре (1927—1928), Сталинградском драматическом театре (1928—1929).
С 1931 года актриса обосновалась в Москве. В течение четырех лет – до 1935 года – играла в Камерном театре Таирова, потом перешла в Центральный театр Красной Армии. Здесь она сыграла мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в «Последней жертве», Оксану в «Гибели эскадры» и главную роль в пьесе «Васса Железнова».
В кино Раневская дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939—1941 годах была актрисой киностудии «Мосфильм». Во время войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, с 1941 по 1943 годы была актрисой Ташкентской киностудии.
Вернувшись в 1943 году в Москву, устроилась в Театр драмы (ныне им. Маяковского).
В 1949 году Раневская перешла в Театр им. Моссовета, который возглавлял Юрий Завадский, ученик Станиславского, Немировича-Данченко и Вахтангова. Работа Раневской в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Причиной конфликтов зачастую становилось самоуправство Раневской, не принимавшей творческую манеру главного режиссёра.
Так, играя эпизодическую роль в пьесе «Шторм», Раневская перекроила ее полностью на свой лад, так что своей игрой затмевала даже исполнителей главных ролей, из-за чего ее в итоге лишили роли. В 1955 году актриса покинула театр Моссовета, вернувшись в Камерный, который к тому времени уже был переименован в Театр им. А. С. Пушкина. Здесь она проработала восемь лет.
В старости осталась почти совсем одна. Жила в двухкомнатной квартире в высотке на Котельнической набережной, которую получила в 50-х годах. В этом доме жили известные актеры, режиссеры, драматурги, писатели. Однако практически единственным существом, скрашивавшим одиночество Раневской, был пёс Мальчик, подобранный ею на улице. Незадолго до смерти актриса с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года (по другим данным – 20 июля) в Кунцевской больнице Москвы после перенесенных инфаркта и пневмонии. Похоронена на кладбище Донского монастыря. На надгробии актрисы установлена бронзовая фигурка ее любимого Мальчика, который пережил хозяйку на несколько лет.
Чем знаменита
Фаину Раневскую называют «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». Всесоюзная слава пришла к Раневской после выхода в 1939 году фильма «Подкидыш», в котором она сыграла властную Лялю, держащую под каблуком тихого супруга Мулю. Ее фраза из фильма «Муля, не нервируй меня» до конца жизни стала «визитной карточкой» актрисы и преследовала ее. Так кричали мальчишки при виде актрисы на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении актрисе в 1976 году ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смущенно сказал: «Простите, но я Вас очень люблю».
Подсчитано, что за свою долгую карьеру актрисы Раневская сыграла в театре около 300 ролей. А вот в кино она снималась не столь часто, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Помимо «Подкидыша», Раневская сыграла в фильмах «Небесный тихоход», «Весна», «Золушка», «Ошибка инженера Кочина», «Любимая девушка», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Новые похождения Швейка», «Слон и веревочка», «Встреча на Эльбе», «Девушка с гитарой», «Осторожно, бабушка», «Лёгкая жизнь», «Сегодня новый аттракцион» и некоторых других.
Великолепная характерная актриса была остра на язык. Своеобразный стиль речи и поведения Раневской стал еще одной причиной ее колоссальной популярности, независимой от сценической известности. Многие высказывания актрисы (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения.
О чем надо знать
Фаина Раневская много лет дружила с поэтессой Анной Ахматовой. Некоторые источники сообщают, что они познакомились, находясь в эвакуации в Ташкенте, однако сама Раневская утверждала иное: «Я познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в Таганроге. Прочла ее стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: «Вы мой поэт», — извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты — дарила меня дружбой до конца своих дней».
Несмотря на многолетние дружеские отношения, Раневская всегда была с Ахматовой на «вы», никогда не позволяя себе опуститься до фамильярного «ты».
После смерти поэтессы Раневская отказалась написать о ней воспоминания и сильно негодовала по поводу воспоминаний, написанных другими. «Меня спрашивают, почему я не пишу об Ахматовой, ведь мы дружили… Отвечаю: не пишу, потому что очень люблю ее».
Прямая речь
Об уничтоженной книге воспоминаний: «Наверное, зря порвала все, что составило бы книгу, о которой просило ВТО. И аванс надо теперь возвращать 2т. Бог с ними, с деньгами, соберу, отдам аванс, а почему уничтожила? Скромность или же сатанинская гордыня? Нет, тут что-то другое. Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных»
О любви: ««В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню».
12 фактов о Фаине Раневской
Материалы о Фаине Раневской