актуальные проблемы истории современного казахстана
Актуальные проблемы истории современного Казахстана. «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан».
Тема практического занятия №1: Историческая память как основа культурной преемственности поколений и национально- гражданской идентичности.
Истоки и преемственность казахской государственности: древность, средневековье и новое время.
История нашего государства берет начало еще с эпохи каменного века, андроновцев, саков, гуннов и других этнических общностей, проживавших в древности на территории Казахстана.
Опыт государственного управления древних этносов переняли тюрки, создавшие евразийскую империю – Тюркский каганат. На традициях этого каганата строилась государственность огузов, тюргешей, карлуков и других тюркоязычных этносов средневековья.
Новый этап развития государственности кочевников связан с возникновением империи Чингисхана и государствами, образованными на территории Казахстана после ее распада.
Естественным преемником предшествовавших государственных образований, продолжателем традиций степной государственности было Казахское ханство, которое существовало на казахской земле в XV – начале XVIII века.
Новая история Казахстана охватывает период с начала присоединения Казахстана к России и до Февральской революции 1917 года. Присоединение Казахстана к России охватывает значительный отрезок времени, начиная с первой четверти XVIII века и заканчивая второй половиной XIX века. Этот процесс включает в себя много событий, начиная с того, что ханы Тауке, а затем Абулхаир, просят помощи у России для борьбы против джунгар, и заканчивая военными походами русских на южные земли Казахстана и в Среднюю Азию. Строительство крепостей и укреплений, запрет приближаться казахам к рекам, юридические документы, менявшие административную структуру казахской степи, восстания казахов против этой политики – вот неполный перечень того, что включает в себя данный период.
Актуальные проблемы истории современного Казахстана. «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан».
Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменилась точка зрения на мир, народ и его историю. Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то в настоящее время формируется осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии.
Создание объективной картины прошлого в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, воспитания гражданственности и патриотизма. История – память народа, и в ней он черпает силы для вдохновения, социального творчества и прорыва к будущему.
В наши дни, когда реально создается новая история независимого государства Казахстан, которая еще ждет своего осмысления, взгляд на прошлую историю нуждается в корректировке. Обществу нужна подлинная история, свободная от идеологических догм, схематизации, упрощений и натяжек.
Требует преодоления господствовавшее в исторической науке на протяжении последних нескольких веков моноцентристское мировоззрение, согласно которому достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации. Богатейшее культурное и историческое наследие народов Востока оценивалось как архаичное, традиционалистское, патриархальное.
Недооценка роли кочевых цивилизаций в мировой истории приводила к тому, что развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Не принимался во внимание тот факт, что кочевые цивилизации дали миру искусственное водоснабжение, переносное жилище, утвари, мемориально-культовую архитектуру, «звериный» стиль в искусстве, устную литературу, тенгрианство, зороастризм и многое другое.
Преодоление подобных взглядов позволит определить адекватное место истории Казахстана в мировом историческом потоке. Она будет закономерно восприниматься как органичная часть евразийской истории, тюркской истории, как составная часть истории кочевых цивилизаций и стран исламского мира, как часть мировой истории.
Целью настоящей концепции является определение основных приоритетов государственной политики в формировании исторического сознания.
О некоторых проблемах в изучении истории Независимого Казахстана
Казахстан находится в преддверии 20-летия независимости. Эти два десятилетия войдут в историю по важности событий социально-политического, экономического характера, претворение которых потребовали неимоверных сил и напряженности в силу сжатого срока их реализации.
Советник президента США в 90-х годах прошлого столетия Брентау Скоукрофт писал на имя Президента РК: «. Ваши инициативы играют большую роль в укреплении систем региональной и глобальной безопасности, формировании безъядерного мира, эффективном противодействии угрозам и вызовам современности» [1]. В унисон им звучат слова из Послания Короля Саудовской Аравии Фахд Бен Абделя Азиза Аль Сауда, который особо подчеркивает что все новые начинания Казахстана, во главе с его Президентом Н.А. Назарбаевым, проходят «. в то время, когда все нации и народы ищут мира, свободного от войн, конфликтов, ненависти и дискриминации, стремятся к совместному решению проблем человечества и установления мира и безопасности» и что одно из них, например, как организация и проведение съездов представителей мировых религий именно на земле древних казахов «самый успешный путь к достижению сотрудничества в мире» [1].
Бесспорно, что подобные высказывания и рассуждения мы воспринимаем как заслуженную оценку, выставленную за страдания на «тернистом пути» свободы, боль и унижения, испытанные в годы «добровольного присоединения» и за горькие разочарования, наступившие в годы социалистических преобразований.
Но боль пройдет. Раны заживут. Останется только время и годы для переосмысления, пройденного страной пути, глубокого осознания великой ценности единения, сплочения как спасительной силы, противостоящей раздору, конфликтам, как орудие гражданского мира во имя будущего человечества.
И здесь есть исторический промежуток времени, где следует особо обратить внимание именно на историю независимого Казахстана. Ведь казахскому народу как в период колониальной зависимости и даже в период братства союзных республик «знатоками» истории предписывалась не лестная судьба. Подобная тенденция, видимо, и была причиной того, что мы слышали за рубежом не только аплодисменты в честь достижений, но и выдерживали скептические утверждения, что предпринимаемые меры, дескать, носят косметический характер и призваны отвлечь общественное мнение от действительного положения вещей, которые нельзя назвать подлинно демократическими. Особую активность в критике нашей страны проявляли западные фонды и неправительственные организации, отдельные депутаты европарламента» [2, 11-12 с]
Именно долгожданные Суверенитет и Независимость позволили казахстанскому народу показать преимущества народного единства, сплоченности, веры. Благодаря чему удалось в кратчайшее время совершить парад демонстрации новых идей и начинаний. Они касаются всех сфер жизнедеятельности человечества: от гарантии безопасности в международных отношениях, до диалога и доверия между континентами, конфессиями, всеми народами. Тому наглядный пример и Астана.
Вместе с тем, восхищение услышанным, удовлетворенность увиденным это еще не все. Проходящее время все чаще навевает на глубокое осмысление этого краткого пути истории, ибо люди, приученные воспринимать в советский период все происходящее в форме катехизиса, постепенно уступают тропу свершений новому поколению, призванному быть в авангарде конкурентноспособных деяний.
Вместе с тем, и наблюдатели со стороны, и свои же иногда не всегда склонны видеть только положительные достижения Казахстана на начальном этапе независимости. Казалось бы, что действительно достигнуто? Миллиардные долги? Зияющие окна недостройки? Но и мы здесь не собираемся держать подобные факты за семью замками. Ведь цели и задачи преобразовательных процессов в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках это и есть искоренение недостатков, корни которых иногда идут далеко назад.
Не имея цельную историю Казахстана с древнейшего периода до современности, было бы, конечно, некорректным с нашей стороны, допускать какие-то упреки по вопросам истории Америки, Новой Англии. Здесь мы уже позволим себе констатировать события далекой давности, имевшие место в истории западной цивилизации, сохранившие, казалось бы, самые нелицеприятные страницы истории и в то же время демонстрирующие их как отдельные этапы становления и развития нового государственного строя, новых общественных отношений, заслуживающие внимания даже современных исследователей.
К сожалению, в попытках нового освещения истории нашего государства среди исследователей нет желаемого единства. Существенные пробелы имеются в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе истории, по линии образовательной системы. Ибо, на наш взгляд, не дифференцированы государственные стандарты между средним и высшим учебными заведениями. Что не позволяет четкому и целенаправленному изложению исторических событий, их анализа, обобщения, концентрации всех ступеней образовательной системы во имя достижения главнейших целей: патриотизма, любви и веры.
Все это происходит на фоне появления большого количества защищенных и утвержденных кандидатских и докторских диссертаций, написанных монографий, бесчисленных по своему количеству научно-теоретических, научно-практических конференций и других форумов ученых и практиков международного, республиканского характера. Кстати, о конференциях. За неполный год своей деятельности существования, Институт истории государства уже дважды выступал организатором проведения научной конференции по актуальным проблемам истории Казахстана. Не смотря на то. что каждый раз приглашается большое количество ученых, занимающихся вопросами истории, нет желаемого кворума на подобных мероприятиях. На западе, по некоторым сведениям, на подобные форумы профессионалов допускаются только те лица, которые внесли собственный гонорар за участие и удостоены чести выступить с апробацией научных идей. У нас же ждут приглашений. В лучшем случае заплатят стоимость расходов за публикацию. Недавно мы держали в руках сборник материалов конференции из пяти томов, содержащих более тысячи статей. Согласитесь, тут уже не до апробации.
Сегодня, как никогда прежде, требуется выработка теоретико-методологических параметров к основам исследования отечественной истории. Это признают исключительно все ученые. Но здесь есть один момент. Дело в том, что за марксистско-ленинской методологией незыблемой стеной стоял классовый подход в объяснении любого проявления общественного процесса. То есть, исключительные интересы пролетариата. За рабочим классом стоял «весь мир голодных и рабов», чьи интересы решаемы были только путем разрушения основания всего прежнего существования. И народ поверил этому. Уничтожая в свое время лучшую часть национальной интеллигенции, партийно-советской бюрократии, было проще простого «высветить» их как ярых врагов своего народа. Без исключения. В результате, особое затруднение испытываем в анализе и обобщении политико-идеологического кредо, например, советского Сакена Сейфуллина и несоветского Мустафы Шокая. Или же в оценке деятельности туркестанского легиона на фоне великого подвига участников Великой Отечественной войны. Объяснение тому мы видим в сохранившейся еще в советскую эпоху традиции однозначной оценки исторических фактов и явлений.
Второе. В попытках как-то сгладить «натянутые» отношения между Шоканом Уалихановым и Ерденом Сандыбаевым автор утверждает, что законно одержав победу над своим соперником «биліктен ұлы ғалымның, өзі бас тартады». Чего не было, того не было. Шокан Уалиханов не собирался отказываться от борьбы за власть, он был поражен беспардонностью русских чиновников, которые допустили грубейшую фальсификацию выборов и неоднократно напоминал об этом.
Сегодня мы пытаемся прочитать «истинные страницы истории». Без политизации, идеологизации. Но вместе с тем, затруднительно согласиться с интерпретацией событий исторической давности в угоду современности. Имя Е. Сандыбаева связано не только с именами Кенесары Касымова или Шокана Уалиханова. Как утверждает писатель Д. Досжан в своей книге «Абай айнасы», напряженная обстановка складывалась между Сандыбаевым и неизвестным многим читателям, Баубеком батыром. При этом в произведении известного писателя есть свое видение причин конфликта между известным героем своего времени и правителем из Атбасара. Однако, это тоже не панацея. Ибо, чтобы ответить на то, что происходило между отдельными героями своего времени, нужно сопоставить не один пример.
Открыв страницу одного из журналов, под рубрикой «Духовное наследие» снова встретился со словами назидания великого Абая. В том числе: «. Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью. ». Эти слова прозвучали из уст Абая в то время, когда казахское общество еще не располагало достаточным количеством образованных людей.
Сегодня же знаний накоплено достаточно. Есть и кому его передавать. Но сегодняшний читатель разборчивый. И теперь «знания обернутся горечью» в том случае, если профессионал преподнесет ему нечитаемый материал.
А.Н. Кашкимбаев, к.и.н., доцент
Источник «Сборник материалов научно-практической конференции «Конституционные инициативы президента страны – фактор дальнейшего развития демократии» 28 августа 2009 года, стр. 117-122.
Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК
Актуальные проблемы истории Казахстана
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:11, лекция
Описание
Но активно начавшееся движение за восстановление “забытых” в годы советской власти фактов истории могло привести к определенным перегибам, когда в пылу критики советского времени нередко весь этот период стал изображаться только в черном цвете. В результате сложилась ситуация, вследствие которой, восстанавливая страницы истории досоветской эпохи, можно было исказить советский период истории. Во избежание этого, как представляется, Указом Президента РК 1999 год был объявлен Годом преемственности поколений.
Работа состоит из 1 файл
ОГНЕТЕЛКИ.doc
Актуальные проблемы истории Казахстана
Задачи возрождения национальной истории в суверенном Казахстане поставили перед необходимостью восстановления ее страниц, насильственно вырванных в годы тоталитарного режима. С этой целью 14 апреля 1993 года был принят Закон Республики Казахстан “О реабилитации жертв массовых политических репрессий”, а 1997 год Указом Президента РК был объявлен Годом памяти жертв массовых политических репрессий. Эти меры послужили предпосылкой воссоздания объективной национальной истории. Следующим шагом явился Указ Президента Республики Казахстан об объявлении 1998 года Годом национальной истории.
Но активно начавшееся движение за восстановление “забытых” в годы советской власти фактов истории могло привести к определенным перегибам, когда в пылу критики советского времени нередко весь этот период стал изображаться только в черном цвете. В результате сложилась ситуация, вследствие которой, восстанавливая страницы истории досоветской эпохи, можно было исказить советский период истории. Во избежание этого, как представляется, Указом Президента РК 1999 год был объявлен Годом преемственности поколений.
Важным в исторической науке Казахстана в условиях суверенитета стало преодоление прежних подходов, которые основывались на марксистско-советской, классовой, партийно-коммунистической идеологии. Исходя из этого, возникла необходимость переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, с позиций новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям. Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Все теоретические фундаментальные исследования проводились в Центре, а в Казахстане изучались только определенные, конкретные события. В таких условиях главными направлениями в исторической науке Казахстана были: процесс “добровольного присоединения” Казахстана к России; “прогрессивное” значение этого “добровольного присоединения” для казахов; история рабочего класса Казахстана; национально-освободительное движение трудящихся масс Казахстана под руководством лидеров из “черной кости”, не имевшее отношения к правящим слоям казахского общества.
В современных условиях история Казахстана играет всевозрастающую роль в формировании идентичности, гражданственности, патриотизма казахстанцев. Всегда на крутых изломах развития, когда в обществе происходит резкая смена идеалов, парадигм, ценностей, вызывающих напряженность, кризисы и смуты, стабилизирующим, консолидирующим началом, цементирующим общество, выступает история. Но для этого она сама должна быть правдивой и объективной. Задачи огромной научной и социальной значимости поставлены перед исторической наукой Казахстана в книге Президента РК Н.А. Назарбаева “В потоке истории”. “Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов времени”, — подчеркивается в ней [47. с. 12]. Таким образом, в современных условиях история Казахстана — не только академическая наука, она является основой формирования мировоззренческих позиций казахстанцев.
Из “круглых столов” XIX Международного конгресса исторических наук наибольший интерес вызвали заседания по темам: “Преподавание истории, новые приемы, учебники и место истории в школьной программе”, “Открытие архивов и история коммунизма”, “Холодная война”, “Китай и мир в XVII веке”.
В целом этот форум историков (предыдущий конгресс проходил в 1995 г. в Монреале) показал дальнейшее развитие тенденции к исследованию истории гуманистических ценностей человечества, взаимоотношений в семье и обществе, окружающей среды, сохранения мира. Появился интерес к “евразийству”, региональным процессам в Восточной Европе, к истории “холодной войны”. Возросло внимание к укреплению общественных функций истории как науки и как общеобразовательной дисциплины, влиянию историков на общество и государство. Одной из центральных стала проблема глобализации истории.
Среди методологических проблем особое значение приобрели такие, как коллективная память в истории; эсхатологические вопросы; сравнительные исторические исследования. В истории XX века значительное внимание было сосредоточено на проблемах тоталитаризма, диктатур, “холодной войны”.
В хронологическом плане отмечено расширение диапазона исторических исследований в сторону новой, новейшей истории и современности.
Местом проведения очередного XX Международного конгресса исторических наук в 2005 году избран Сидней (Австралия)
ИСТОРИКИ И ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
. Задача историка заключается в поиске истины или реконструирование прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.
В настоящее время выделяют различные группы исторических источников: археологические, вещественные, письменные, устные, изобразительные и этнографические.
На рубеже новой эры появляются письменные источники – греко-латинские, персидские, арабские, китайские сочинения, тюркские надписи на каменных стелах. История средних веков отражена в книгах собственно тюркских историков, филологов, философов, в сочинениях арабских, китайских летописцев, дневниках и трудах европейских путешественников и миссионеров (например, сочинения Аль-Фараби, Иугнеки, Яссауи, Беды Достопочтенного, Роджера Бэкона, Марко Поло и других, анналы английских монастырей).
К важнейшим историческим источникам относятся этнографические материалы, помогающие воссоздать, представить хозяйство, семейный быт, обычаи,обряды древнего населения.
Важными источниками являются данные истории казахского языка, изменения в словаре, заимствования из других – арабского, персидского, русского и др. – языков также важны для исследователя.
История казахов, как и многих кочевых народов, передавалась из уст в уста, от поколения к поколению, а потому к источникам по истории Казахстана относятся и памятники устного народного творчества– эпосы, сказания, легенды, родословные (шежире), названия различных географических пунктов (Калмак-кырылган, Зайсан и др.).
Изучение истории собственно казахского общества имеет свою историю и различные аспекты. В средние века были созданы выдающиеся сочинения «Тарих-и Рашиди» Мухаммада-Хайдара Дулати, «Жами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири, «Шежіре и-Түрк» Абулгази, до сих пор являющиеся бесценными историческими источниками о начальном этапе казахского этногенеза, становления казахского ханства. А сочинение «Жами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири повествует в двух первых главах об истории воцарения Бориса Годунова. После присоединения Казахстана к России историей, географией, этнографией Казахстана стали заниматься и русские ученые (Рычков, Левшин, Радлов, Бартольд и др.). В 19 веке появились исторические сочинения Шокана Чингисовича Валиханова, Ибрая Алтынсарина. Новое развитие изучение истории получило в трудах представителей “новой элиты” – Алихана Букейхана, Ахмета Байтурсынова, Мустафы Чокая.
После событий 1917 года работы по истории Казахстана появились в большом количестве, они интересны богатым архивным материалом, в них не видно сильного идеологического давления. В качестве примера можно привести такие работы, как “История Казахстана” Санжара Асфендиярова, “Туркестан-колония” Георгия Сафарова и др.
С конца 20-х годов для историков наступили тяжелые времена, объективное освещение истории стало заменяться идеологическими схемами, часть архивов была закрыта. Несколько изменилась ситуация после ХХ съезда КПСС. Вышла масса трудов по различным проблемам казахской истории, которые и мы будем использовать в процессе подготовки к занятиям, экзаменам, при написании рефератов и докладов, подготовке к тестированию.
Это труды археологов А.Маргулана, К.Байпакова, К.Акишева, Курманкулова, составивших археологические карты Казахстана, изучивших эпохи палеолита, неолита, бронзы, раннего железа.
Большое внимание историков привлекала тема разложения феодального строя, зарождения капиталистических отношений. В работах Ж.Касымбаева, Аполловой, М.Асылбекова изучалось развитие и особенности капиталистических отношений в Казахстане, появление в казахском обществе новых социальных слоев жатаков, рабочих. Итогом этого периода стало появление в конце 70-х годов академического издания “Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней” в 5-ти томах
3.Периодизация. Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана.
1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.)
2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.).
3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России).
4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период.
5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г).
6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства.
Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: «Без документов нет истории».
КУЛЬТУРА ДРВНИХ КОЧЕВНИКОВ.