алатырь духова роща история
Сатанинский дуб на реке Алатырь
История про этот аномальный старый дуб ходит в интернете в разных вариациях не один год и основана на легендах и байках. Точного месторасположения этого дерева нигде не указано, также нет его фотографий. Кто-то уверен, что это из-за того, что указанные в тексте названия просто искажены, другие говорят, что тут почти все просто выдумка.
Дуб на проклятом месте
В мордовских лесах на реке Алатырь есть древнее урочище Княжий лог — местные его знают. И якобы стоит там аж с XIV века огромный дуб, который издавна прозвали Сатанинским. Не зря так прозвали: долгая, страшная и непонятная история у него. Расскажем о нем то, что известно из летописей, легенд, исторических трудов.
Не станем вдаваться в историю княжеских междуусобиц на Руси в далеком XIV столетии, скажем главное. В упорной борьбе великокняжеский ярлык на московский престол получил малолетний Дмитрий, позднее получивший прозвище Донской, а по соседству в Нижегородско-Суздальском княжестве правили князья из рода Константиновичей. Было их трое, но в нашем рассказе фигурирует лишь средний из братьев — Дмитрий.
Осенней порой 1374 года на Алатырь-реку пришла дружина княжича Ивана Дмитриевича, преследуя мордовское войско. Так далеко нижегородское войско прежде не заходило. Мордовцев частью побили, частью рассеяли, а в память о победе княжич посадил дубок в том самом месте, которое потом прозвали Княжьим логом. С этого времени и начинается долгая и богатая событиями история Сатанинского дуба.
Князь Дмитрий послал ему навстречу сильное войско под предводительством сына Ивана. Русская дружина встала на реке Пьяна и беспечно проводила время: воевода получил весть, что Арапша еще далече — где-то в районе Донца.
И опять, в который раз, ворвались конники Мамаевой орды в Нижегородскую землю. Знали, что нет князя Дмитрия Константиновича в Нижнем, а без него никто не окажет должного отпора. Горожане на лодках, стругах — на всем, что стояло на привязи у пристаней, — кинулись к другому берегу Волги и оттуда наблюдали за муравьиным мельтешением грабежа, за жестоким разорением и пожаром. Развеялся наконец дым. Ордынцев тоже как ветром сдуло.
Битва на реке Пьяне и бегство побежденных
Надеясь, что после такого поражения Нижегородское княжество осталось без защиты, и мордва захотела попытать счастья — приплыла и стала грабить все, что осталось после татар, потом отправилась восвояси.
Но русская дружина настигла ее у Пьяны и разгромила жестоко. А чтобы неповадно было, к зиме собрали князья сильное войско, которое вошло в Мордовскую землю и «сотворило ее пусту», по выражению летописца.
Дуб, как известно, по своей природе дерево доброе — к нему люди идут, чтобы набраться силушки-энергии. Однако с саженцем княжича Ивана, очевидно, с самого начала что-то пошло не так. Еще молодым деревцем впитал он в себя энергию предсмертного страха и боли побитых мордовцев, жестокую радость победителей. Возможно, это и изменило его энергетику на отрицательную.
Как жило дерево в XV веке, неведомо, зато хорошо известно, что творилось под его сенью в XVI. Интересовавшийся его историей исследователь Андрей Низовский пишет:
«Дуб Княжьего лога был популярным в середине XVI столетия. Оценив его раскидистые и прочные ветви, дуб использовали в качестве готовой виселицы. Эта практика закрепилась и в эпоху казанского взятия (покорения Казанского ханства в 1552 году), когда на дубе Княжьего лога, по преданию, повесили двух пленных татарских «волшебников», и в опричные времена, и во времена Смуты, когда в одночасье на ветвях дуба враз закачались тела пятнадцати разбойников. Тела висельников закапывали тут же, в ямах, — по обычаю, повешенные не имели права быть похороненными на освященной земле».
И в XVII веке дуб использовали по «разбойным делам». Не забыли о нем и в годы восстания Степана Разина (1670—1671): сначала повстанцы вздергивали дворян, а потом знать «украшала» его полоненной голытьбой.
Можно сказать, что дубу из Княжьего лога не повезло: кроме смерти, он ничего за свою историю не видел. Под корнями его гнили останки разноплеменных висельников, на ветвях раскачивались смердящие «елочные игрушки».
А вскоре пришло время и той истории, благодаря которой дерево получило свое мрачное прозвище — Сатанинский дуб. Она связана с казнью ведьмы Агафьи.
Проклятие Ведьмы
«Крестьяне боярина Никиты Ивановича Одоевского, — пишет Низовский, — подали челобитную, в которой приносили многие свои жалобы на 21-летнюю ведьму, девку Агафью Кожевникову, которая вступила в связь с сатаной и бессчетным сонмом других демонов. Занимаясь ведовством, Агафья насылала порчи, «приставляла килы», то есть грыжи, и творила множество других злых дел.
Для общения с духами Агафья изготовляла специальные магические снадобья, что позволяло ей летать на метле, превращаться в кошку и делать многое другое. Понятно, что только за одно за это она не могла не заслуживать смертной казни».
Долго и обстоятельно вел дело стольник Григорий. В итоге крестьянка Агафья Савина Кожевникова была признана в ведовстве и порче людей. Вынесен ей был такой царский приговор: «И ты б женке Агафьице, дав отца духовного, велел причастить святых Божьих тайн, велел бы ее вывести на площадь и, сказав ее вину и богомерзкое дело, велел бы ее на площади в струбе, оболокши соломою, сжечь».
Казнь была назначена на 17 сентября 1679 года. Дожди тем жарким летом были редки, и вокруг стояла небывалая сушь, так что никаких проблем с сожжением ведьмы не предвиделось. Однако, как повели Агашку на площадь, откуда-то взялся свежий ветер, небо стали заволакивать облака. Когда же возвели ведьму на костер, ветер еще больше крепчать стал, задувая клочья пакли, которыми палачи пытались разжечь солому.
Но вот пламя все же занялось, и тут неожиданно хлынул ливень, вмиг загасивший костер. Царские слуги, священники и простой люд были напуганы неожиданным буйством стихии, восприняв его как знак того, что сатанинские силы вознамерились защитить свою прислужницу. Казнь решили перенести на следующий день. Но и назавтра все повторилось, как накануне. И на третий день тоже.
Низовский пишет: «Как свидетельствуют документы, все участники суда, приговорившие Агафью к смертной казни, и исполнители казни в течение последующих лет умерли или насильственной смертью, или в результате необъяснимых происшествий. Ведьма прокляла и их перворожденных сыновей — из них никто не умер от старости и в своей постели. Большинство из них погибли в молодом возрасте и, как правило, при самых ужасных обстоятельствах».
Ведьма Агашка была последней, кого вздернули на дубе, — ни одна другая казнь не удалась: ломались сучья, рвались веревки или происходили другие странные дела.
Почти сотню лет пребывал дуб в забвении, как вдруг в начале прошлого века снова напомнил о себе. Выяснилось вдруг, что под ним проходят сборища тайной сатанинской секты, вершатся страшные обряды. Уездные власти решили: дерево срубить, а корни выкорчевать, чтобы даже памяти не осталось о Сатанинском дубе.
Однако ничего у них не вышло. Как только приступили к работе, обломился толстенный сук и задавил насмерть двух человек. Тут же все вспомнили и Агафью, и то, как шесть раз (!) пытались казнить ее, и странные смерти судей и их потомков. Тогда власти решили пойти на хитрость — пригласить рабочих из другого уезда, где об этой истории не слыхали. Да снова незадача: кони ни с того ни с сего понесли, телега с пильщиками опрокинулась на крутом спуске и возница сломал себе шею.
С тех пор Сатанинский дуб оставили в покое. Какие черные секты молились подле него, какие бесовские силы гуляли — никто не знает. Только в начале 90-х уже XX века экстрасенсы «раскопали» историю Сатанинского дуба.
Не известно, насколько это соответствует истине, но в кругах, занимающихся изучением аномальных явлений, говорят, что в 1992-м посетил Княжий лог один знаменитый московский экстрасенс и, якобы впав в транс, пообщался с грешной душой Агафьи Кожевниковой, поведавшей ему, что после казни душа ее заключена в этом древнем дубе. И будет обитать в нем, пока дерево не засохнет.
Алатырь. Свято-Духова Алатырская пустынь. Церковь Сошествия Святого Духа.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
И в этот же день (8 июня 1831 года) заложили другой холодный каменный храм во имя Святого Духа, который освятили в 1833 году. Известно, что на стенах церкви Святого Духа располагались иконы и иконостас иерусалимского письма. Старожилы помнят красивые фрески. С обеих сторон храма были винтовые лестницы, которые вели на хоры (балконы), опирающиеся на три опоры. С северной и южной стороны церкви были крыльца (паперти). Позднее рядом с церковью на западной стороне выстроили отдельный каменный двухэтажный корпус, в верхнем этаже которого располагались кельи для настоятеля, а в нижнем – братская трапезная, кухня и четыре кельи для монахов.
В 1856 году рядом с церковью Святого Духа была сооружена колокольня – невысокая трёхъярусная башня. На колокольне этой церкви находились четыре колокола. Два из них без надписей и дат; на третьем колоколе имелась следующая надпись: «Сей колокол города Алатыря купца Ивана Лаврентьевича Орлова; и лит сей колокол в с. Порецком; мастер Андрей Гузняев. Весу 54 пуда 2 фун., 1836 г.», на четвёртом колоколе было написано: «Лит сей колокол Вятской губернии в городе Слободске братьями Бакулевыми». Её снесли в 1930-х гг.
К числу святынь пустыни следует отнести древнюю икону Иверской Божией Матери, которая находилась в церкви Святого Духа. Пустынь была закрыта в 1919 году, окончательно ликвидирована во 2-й половине 1920-х годов. В советское время здесь располагался «Водоканал». С 1947 по 1967 гг. в двухэтажном доме, где когда-то находились кельи монахов, жили рабочие водонасосной станции. На территории пустыни и монастырского кладбища были разведены сады и огороды. В церкви Иоанна Воина располагался склад, где хранили насосы и моторы. Рядом с храмом остался постамент памятника Орлову. В 1948-1949 гг. этот памятник очень быстро ушёл в землю, провалился. Церковь Святого Духа использовалась как проходная. В обеих церквях к тому времени ещё сохранялись фрески.
Алатырь. Свято-Духова Алатырская пустынь.
Храмы монастыря:
Церковь Иоанна Воина (каменная, 1830-1831, не действует)
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Свято-Духовская пустынь расположена на берегу реки Суры, среди лиственного леса и кустарника. Она основана в начале XVII столетия. Пустынь Святого Духа сначала была самостоятельною, но потом частые грабежи от разбойников настолько ослабили пустынь и уменьшили в ней число монашествующей братии, что епархиальное начальство в 1727 г. считало за нужное временно закрыть пустынь и перевести монахов в Казанскую Печерскую мужскую пустынь, находившуюся в то время на реке Суре в 7 верстах ниже села Промзина Городища. В 1764 году, 26 февраля, по состоявшимся духовным штатам для всех монастыре, Свято-Духовская мужская пустынь была упразднена.
8 июня 1831 г. вновь выстроенная теплая церковь во имя св. великомученика Иоанна Воина была освящена и в тот же день был заложен другой холодный храм во имя Святого Духа. В алтаре храма во имя св. мученика Иоанна Воина хранится деревянный храмозданный крест с надписью следующего содержания, сделанной уставом: «Иисус Христос Царь славы. Освятися жертвенник во славу всемогущего великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме сем святого мученика Иоанна Воина при державе благочестивейшего, Самодержавнейшего Государя нашего, Императора Николая Павловича всея России, и при супруге Его благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне, при наследнике его благочестивейшем Государе великом князе Александре Николаевиче, при благоверном Государе великом князе Константине Николаевиче, при благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Константине Павловиче, при благоверном Государе великом князе Михаиле Павловиче и супруге его благоверной Государыне великой княгине Елене Павловне и при благоверных государынях и великих княжнах Марии, Ольге, и Александре Николаевнах, Марии, Елизавете, Екатерине и Александре Михайловнах, при благоверных Государынях великих княжнах Марии Павловне и супруге ее, Анне Павловне и супруге ее, по благословению епархиального нашего архиерея высокопреосвященного Филарета, архиепископа Казанского и Симбирского и разных орденов Кавалера, богоспасаемого града Алатыря Свято-Троицкого мужского монастыря настоятелем священно-архимандритом отцом Арсением освящена бысть сия святая Божья церковь соборне, яже о Христе и с братиею в лето новыя благодати 1831 г., июня 8 дня, на сошествие Пресвятого и Животворящего Всесильного Духа и на память св. Великомученика Феодора Страстилата. Того же года и дня заложена бысть архитектурою настоящая каменная церковь во имя Всесвятого и Преблагого и Животворящего Всесильного Духа настоятелем отцом архимандритом Арсением соборне яже во Христе и с братиею». Летний, или холодный каменный храм во имя Св. Духа в 1833 году был окончен постройкой и 6 июля того же года освящен.
На колокольне церкви Св. Духа имеются четыре колокола: два из них без надписей и дат; на третьем колоколе есть следующая надпись: «сей колокол города Алатыря купца Ивана Лаврентьевича Орлова; и лит сей колокол в с. Порецком; мастер Андрей Гузняев. Весу 54 пуда 2 уг фун., 1836 г.», на четвертом колоколе написано: «лит сей колокол Вятской губернии в городе Слободске братьями Бакулевыми». Свято-Духовская пустынь обнесена кругом деревянной оградой. В настоящее время в ней проживают один иеромонах и несколько послушников из Свято-Троицкого монастыря.
К числу достопримечательностей пустыни следует отнести древнюю икону Иверской Божией Матери, находящуюся в церкви Св. Духа. Эта икона иконописной работы; на ней серебряный венец древнего мастерства; величина иконы 5-7 ч. В этом же храме показывают другую икону св. мученика Антония и мученика Иоанна Воина; эта икона также иконописной работы, в серебряной ризе, величиной 7-9 вер. И заключает в себе мощи обоих угодников.
В пустыни Святого духа, в двух саженях от холодной церкви, похоронен бывший настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Арсений, обстроивший эту пустынь каменными зданиями. Над его могилой поставлен гранитный памятник с высеченною на нем надписью. С одной стороны памятника читаем: «Здесь покоится тело Троицкого мужского монастыря отца архимандрита Арсения, в Бозе почившего 30 октября 1834 года на 74 году от рождения». На другой стороне памятника высечено: «Погребен в обители, им сооруженной, в коей кроме древнего деревянного храма ничего не было».
Из книги В.Э. Красовского «Алатырская старина»
Алатырь. Свято-Духова Алатырская пустынь. Церковь Иоанна Воина (старая).
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Свято-Духова пустынь была основана в начале XVIII века. Сначала она была самостоятельной, но частые грабежи разбойников сильно ослабили пустынь, число монахов в ней постепенно уменьшалось, и епархиальное начальство в 1727 году временно её закрыло и перевело монахов в Казанскую Печорскую мужскую пустынь, которая находилась в то время на реке Сура в 7 верстах ниже села Промзина Городища (ныне Сурское). Но в этом же году её возвратили под начальство духовника Алатырского Киево-Никольского женского монастыря иеромонаха Иова. Однако 26 февраля 1764 года Свято-Духова мужская пустынь была упразднена. А в 1796 году, по общему желанию горожан, она была приписана к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. Пустынь в то время владела рыбными ловлями и сенными покосами.
Самым первым храмом пустыни была церковь Иоанна Воина, которую построили в период с 1714 по 1727 год. Вторым – деревянный храм Свято-Духовой пустыни – церковь Святого Духа. Она была построена после 1727 года (точную дату постройки деревянной церкви назвать невозможно).
Первоначальный деревянный облик пустыни сохранялся до тридцатых годов XIX века. Но он был скромным: оставались два ветхих храма – во имя Святого Духа и Иверской Божией Матери с приделом во имя Иоанна Богослова. В 1830 году церковь Иверской Божией Матери была продана в село Мирёнки Алатырского уезда, и на её месте в том же году заложили тёплый каменный храм во имя святого великомученика Иоанна Воина, а через год, 8 июня 1831 года, он был освящён.
И в этот же день заложили другой холодный каменный храм во имя Святого Духа, который освятили в 1833 году. Известно, что на стенах церкви Святого Духа располагались иконы и иконостас иерусалимского письма. Старожилы помнят красивые фрески. С обеих сторон храма были винтовые лестницы, которые вели на хоры (балконы), опирающиеся на три опоры. С северной и южной стороны церкви были крыльца (паперти). Позднее рядом с церковью на западной стороне выстроили отдельный каменный двухэтажный корпус, в верхнем этаже которого располагались кельи для настоятеля, а в нижнем – братская трапезная, кухня и четыре кельи для монахов.
В 1856 году рядом с церковью Святого Духа была сооружена колокольня – невысокая трёхъярусная башня. На колокольне этой церкви находились четыре колокола. Два из них без надписей и дат; на третьем колоколе имелась следующая надпись: «Сей колокол города Алатыря купца Ивана Лаврентьевича Орлова; и лит сей колокол в с. Порецком; мастер Андрей Гузняев. Весу 54 пуда 2 фун., 1836 г.», на четвёртом колоколе было написано: «Лит сей колокол Вятской губернии в городе Слободске братьями Бакулевыми». Её снесли в 1930-х гг.
Помимо этого, возведена каменная часовня. Часовня до наших дней не сохранилась. Окружённый дубовой рощей комплекс был завершён монастырскими воротами.
К числу святынь пустыни следует отнести древнюю икону Иверской Божией Матери, которая находилась в церкви Святого Духа. Пустынь была закрыта в 1919 году, окончательно ликвидирована во 2-й половине 1920-х годов. В советское время здесь располагался «Водоканал». С 1947 по 1967 гг. в двухэтажном доме, где когда-то находились кельи монахов, жили рабочие водонасосной станции. На территории пустыни и монастырского кладбища были разведены сады и огороды. В церкви Иоанна Воина располагался склад, где хранили насосы и моторы. Рядом с храмом остался постамент памятника Орлову. В 1948-1949 гг. этот памятник очень быстро ушёл в землю, провалился. Церковь Святого Духа использовалась как проходная. В обеих церквях к тому времени ещё сохранялись фрески.
На территории пустыни имелась колокольня. Сильное разрушение Свято-Духовой пустыни началось с 1967 года, потому что на её территории в 1966 году начали строить новую водонасосную станцию. В главном храме был установлен генератор и мотор, который качал воду в город. Этот мотор сыграл роковую роль: в здании начали появляться трещины и храм стал разрушаться. В конце 1980-х гг. оборудование станции перенесли в другое место. Говорят, что здесь было найдено большое количество подземных ходов. Несколько входов в них были взорваны в 1930-е гг., чтобы дети и остальные любопытные не подвергали себя опасности.
11 июля 2013 года в Духовой роще был освящен деревянный храм в честь святого мученика Иоанна Воина, построенный всего за два года рядом с разрушенными каменными храмами бывшей Свято-Духовой пустыни усилиями иеромонаха Иордана, настоятеля прихода села Сиява Порецкого района, взявшего на себя ношу возрождения этого святого места, и простых алатырцев.
Для гостей думаю будет полезно. карта центра города. пока
Сообщений: 342
Из: город-герой Севастополь
Прикольно. Термометр очень близко от того места где я жил в детстве.
Сообщений: 342
Из: город-герой Севастополь
Начинай с верху, не ошибешься!
Сообщений: 661
Из: 177 RUS
Прикольно. Даже фабрика музыкальных инструментов есть. Функционирует?
Сообщений: 661
Из: 177 RUS
А есть ли в городе места, где пожрать можно. Я не имею в виду бары и кафешки. Суши, полагаю, тоже еще не добрались до вас. А вот что-то типа пиццерий. Ну, или на крайняк Макдональдс (будь он проклят со своей отравой).
Сообщений: 127
Из: Мамы
Сообщений: 712
Из: рядом с Мотовилихой
Сообщений: 2 237
Из: Новочебоксарск
Сообщений: 661
Из: 177 RUS
А что такое «ТД Чувашия».
Душа форума «Недвижимость»
Сообщений: 23 324
Из: Чебоксары
а нет карты с домами?
на этом месте могла быть ваша реклама
Сообщений: 341
Из: Алатырь
на этом месте могла быть ваша реклама
Сообщений: 341
Из: Алатырь
полной нету..частично только
осторожно трафик.
Сообщений: 543
Из: Москва
Как здорово. Нашла свою ул. Кирпичную. Олег, спасибо, как дома побывала.
Фуражка деформирует голову.
Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.
Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах в этом форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.
Скачать / Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.
- с чем сочетается фуксия цвет на ногтях
- Пцр вэб что это