альбрехт дюрер руки молящегося история создания
Картину Альбрехта Дюрера «Руки молящегося» видели все, но мало кто знает тайну ее создания
Немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер считается одним из величайших мастеров эпохи Возрождения. О нём говорят, как о «Северным Леонардо да Винчи». Благодаря нему гравюра стала одним из самых популярных искусств XVI века. Но настоящей жемчужиной в творческом наследии художника можно назвать рисунок «Руки молящегося».
GettyImages
Как и каждое известное произведение искусства, эта работа окружена множеством красивых, назидательных и подчас очень трогательных легенд. Что них правда, а что ложь? К счастью, сохранились письма и автобиография Дюрера, поэтому есть возможность разобраться, отталкиваясь от реальных фактов.
Руки молящегося
В Сети часто можно встретить сентиментальную историю написания картины «Руки молящегося». Согласно ней два брата, жившие в деревушке недалеко от Нюрнберга мечтали стать художниками. Но их отец еле сводил концы с концами и не мог заплатить за обучение.
GettyImages
Тогда мальчики заключили соглашение. Они договорились бросить монету. Проигравший обещал пойти работать в шахту и оплачивать обучение выигравшему. А счастливчик, получив профессию, обязался выучить брата, который пошел ради него на такую жертву.
Альбрехт Дюрер выиграл и отправился учиться в Нюрнберг, а его брат стал шахтером.
GettyImages
Однако вместо радости на лице того появились слезы. Он поднял к лицу руки и мягко сказал: «Нет, уже слишком поздно. Посмотри, что четыре года в шахте сделали с моими руками! Кости на них переломаны не один раз и я даже не могу удерживать бокал, а тем более кисть…»
Тогда-то по легенде Альбрехт и решил увековечить загрубевшие руки своего брата. Он назвал картину очень просто: «Руки». Но весь мир знает ее, как «Руки молящегося».
Что говорят историки
На самом деле семья Дюрера была довольно зажиточной. И жила не в маленькой деревушке, а в центре Нюрнберга. Отец мальчика был известным ювелиром и занимал доходную должность городского контролера монет.
К тому же Дюрер-старший сам был прекрасным художником и вполне мог бы сам обучить детей азам профессии. А значит отправляться на учебу в академию художеств, которая, к слову, появилась в Нюрнберге только через 200 лет, у братьев не было никакого резона.
Вместо этого отец с детства учил сыновей ювелирному делу. «Когда я выучился читать и писать, отец забрал меня из школы и стал обучать меня ремеслу золотых дел мастера. И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени», — вспоминает сам художник в автобиографической «Семейной хронике».
GettyImages
«Все же он уступил мне, и… договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаелю Вольгемуту (известному немецкому художнику), с тем, чтобы я служил у него три года. В то время дал мне бог усердия, так что я хорошо учился», — продолжает Дюрер. И мы понимаем: ни шахты, ни академии, ни брата-горняка и искалеченных шахтерских рук никогда не существовало.
GettyImages
В реальности Альбрехт и его братья и без того стали художниками. А ставшие всемирно известными «Руки» написаны Дюрером, как подготовительный набросок к алтарю для богатого торговца сукном Якоба Геллера. Что ж, люди любят красивые истории и частенько грешат ради них против истины. Но хоть притча и оказалась на поверку выдумкой, это не уменьшает значимость картины. «Руки молящегося» стали важным элементом массовой культуры и символом надежды, которой так не хватает человеку в современном мире.
В статье и на превью использованы фото Getty Images.
Описание картины Альбрехта Дюрера “Руки молящегося”
Картину “Руки молящегося” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1508 году.
Полный эффект присутствия
Это один из самых известных и репродуцируемых рисунков Дюрера – автора эпохи Высокого Возрождения.
Рисунок был создан в основном с помощью белил и серой краски на синей грунтованной бумаге; он изображает две ладони, сложенные в молитве.
Произведение Дюрер писал со своих же рук: чтобы нарисовать правую ладонь, он смотрел на отражение левой в зеркале. Об этом писал сам художник, и, кроме того, это заметно по искривленному мизинцу, который выделяется на автопортретах Дюрера.
Рисунок очень лаконичен: все, что видит зритель – сами руки и небольшая часть рукавов. Вместе с тем он полон деталей: художник в свойственном ему стиле изобразил все вены и суставы; видно, что свет свечи, переданный штриховкой белилами, падает слева, со стороны невидимого для зрителя алтаря.
Интересно, что изначально рисунок создавался не как самостоятельное произведение, а был штудией – своеобразным наброском для гораздо более масштабной картины художника – триптиха “Алтарь Геллера”, заказанного немецким торговцем Якобом Геллером.
К сожалению, алтарь был уничтожен пожаром. Сохранилась лишь копия, но и на ней видно, что один из апостолов на центральной части триптиха держит руки в молитвенном жесте. Кроме того, на самой штудии сначала присутствовала голова апостола – потом, правда, ее и руки разделили.
Тем не менее, именно рисунок с изображением сложенных ладоней стал одним из главных символов веры, религиозности, беспомощности человека перед Богом. Особенность творчества Дюрера – в том, что практически любой может к нему приобщиться. Отсутствие конкретной личности на рисунке позволяет зрителю почувствовать себя его частью: эти руки могут принадлежать как апостолу, так и любому верующему человеку.
По сей день это произведение воспроизводится в скульптурах и рельефах, оставаясь важным элементом современной поп-культуры.
На данный момент рисунок хранится в столице Австрии – Вене, в галерее Альбертина. В силу возраста произведения и его хрупкости зрители могут увидеть только факсимиле – точную копию картины.
«Руки молящегося»
Об этой картине существует красивая притча
Многие знают картину Альбрехта Дюрера «Руки». Но мало кто знает историю создания этой картины.
В 15 столетии в маленькой деревушке недалеко от Нюрнберга жила семья, в которой было восемнадцать детей. Для того чтобы прокормить такую большую семью, отец, золотых дел мастер, работал по восемнадцать часов в день. Он работал в ювелирной мастерской, но также брался за любую оплачиваемую работу. Несмотря на почти безнадежное положение, у двоих детей была мечта. Они хотели развивать свой талант в искусстве, но они знали, что их отец не сможет отправить ни одного из них на обучение в Академию в Нюрнберг. После долгих ночных обсуждений эти два мальчика заключили соглашение друг с другом. Они решили бросить монету. Проигравший пойдет работать в шахты, и на свои заработки будет оплачивать обучение брату. А потом, когда брат закончит обучение, он будет оплачивать учебу своему брату, работавшему в шахте, продавая свои работы, а если будет нужно, то также работая в шахтах. Они бросили монету в воскресенье утром, после церкви. Альбрехт Дюрер выиграл и поехал в Нюрнберг. Альберт пошел работать в опасные шахты, и на протяжении четырех лет он оплачивал обучение брата, чьи работы в Академии сразу же стали сенсацией. Гравюры Альбрехта, его ксилогравюры и его картины превосходили даже работы многих его профессоров. К моменту окончания учебы он уже стал зарабатывать неплохие суммы за свои работы. Когда юный художник вернулся в свою деревню, семья Дюрер устроила праздничный обед на лужайке, чтобы отпраздновать триумфальное возвращение Альбрехта. После долгого и незабываемого обеда, за которым звучало много музыки и смеха, Альбрехт встал со своего почетного места во главе стола, чтобы поднять тост за своего любимого брата, который столько лет жертвовал, чтобы исполнить мечту Альбрехта. В конце своей речи он сказал: «Теперь, Альберт, мой благословенный брат, пришел твой черед. Теперь ты можешь поехать в Нюрнберг за своей мечтой, и я буду заботиться о тебе». Все повернулись с ожиданием к Альберту, который сидел в другом конце стола. Слезы потекли по его бледному лицу, он покачал головой, всхлипывая и повторяя: «Нет. нет. нет. нет». Наконец он встал и вытер слезы. Он посмотрел на лица людей, которых он так любил, а потом, подняв руки к лицу, мягко сказал: «Нет, брат. Я не могу поехать в Нюрнберг. Уже слишком поздно для меня. Посмотри! Посмотри, что эти четыре года в шахтах сделали с моими руками! Кости на каждом пальце были переломаны как минимум один раз, и недавно у меня появился артрит в правой руке, что я даже не могу удержать бокал во время тоста, а уж тем более я не смогу провести красивые линии на пергаменте или холсте карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно». Более 450 лет прошло. Сейчас сотни портретов, рисунков ручкой или серебряным карандашом, акварелью, рисунки угольным карандашом, ксилогравюры и гравюры на меди висят в каждом великом музее в мире. Скорее всего, вы знакомы хотя бы с одной работой Альбрехта Дюрера. Может быть, у вас дома или в офисе также висит репродукция одной из его работ. Как-то, чтобы отдать дань уважения Альберту за всю его жертву, Альбрехт нарисовал загрубевшие руки своего брата, направленные в небо. Он назвал свою сильную картину очень просто: «Руки». Но весь мир почти сразу открыл свои сердца этому шедевру и назвал эту картину «Руки молящегося».
История одного шедевра. «Руки молящегося», Альбрехт Дюрер
ок. 1508г. Размер: 29,1 × 19,7 см. Галерея Альбертина, Вена
Рисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге и является штудией к центральной части «Алтаря Геллера», однако, этот рисунок более известен, чем само произведение.
Для Дюрера было важно изобразить руки с анатомической точностью. В качестве «модели» мастер взял свою левую руку, а правая рука была изображена с помощью зеркала. Впрочем, есть ещё одна теория, которая говорит о том, что на рисунке руки брата Дюрера.
Несмотря на отчаянную бедность, двое братьев смели мечтать, и мечта у них была одна оба хотели стать художниками. Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учебу в Художественной академии. Согласно легенде они пришли к такому решению. Договорились подбросить в воздух монетку, проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. А по окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.
В одно из воскресений, выходя из церкви, они подбросили в воздух монетку. Альбрехту Дюреру-младшему повезло в этот день, и он уехал учиться в Нюрнберг. Альберт Дюрер пошел в шахты, где его ожидал опасный и тяжелый труд, и проработал там последующие четыре года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.
С первых дней учебы Альбрехт стал самым талантливым учеником во всей Академии. Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию Академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. Когда молодой художник вернулся к себе домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнес тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. Альбрехт закончил свой тост так:
И сейчас, Альберт, брат мой, твоя очередь. Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе. Все взгляды обратились в сторону того угла стола, сидел Альберт. Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал: «Нет… нет… нет…»
Наконец он пришел в себя, поднялся, утерев слезы, обвел взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал:
Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно для меня, слишком поздно. Посмотри, что за эти четыре года работы на шахте стало с моими руками! Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост… Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно…
Эту картину Альбрехт Дюрер посвятил брату в память о жертве, принесенной Альбертом. Возможно, на ней именно его изувеченные тяжкой работой руки с соединенными ладонями и пальцами, устремленными в небо.
«Руки молящегося» являются самым узнаваемым мотивом творчества Дюрера. Кроме художественной ценности, рисунок приобрёл большое культовое значение как символ мольбы, соболезнования, конфирмации и вообще религиозной принадлежности.
Эта картина самое репродуцируемое произведение Дюрера. Переведённое в скульптурное изображение, оно продаётся вместе с другими предметами церковной утвари, небольшие рельефы с «Руками молящегося» считаются «синонимом мольбы». Изображение дарились на конфирмацию, им иллюстрировались издания Библии, оно воспроизводилось на открытках с выражением соболезнования.
Но если отделить этот лаконичный рисунок на синей загрунтованной бумаге, сделанный белилами и серой краской, от культурно-религиозных смыслов и значений, то можно убедиться: ценность этой работы ничуть не уменьшается. Невероятно точное изображение рук пожилого человека с морщинами и венами, написанное в динамике с определённым характером не может не восхищать и ставит этот рисунок в ряды значительных произведений мирового наследия.
Многие знают картину Альбрехта Дюрера «Руки»
В 15 столетии в маленькой деревушке недалеко от Нюрнберга жила семья, в которой было восемнадцать детей. Восемнадцать!
Для того чтобы прокормить такую большую семью, отец, золотых дел мастер, работал по восемнадцать часов в день. Он работал в ювелирной мастерской, но также брался за любую оплачиваемую работу.
Несмотря на почти безнадежное положение, у двоих детей была мечта. Они хотели развивать свой талант в искусстве, но они знали, что их отец не сможет отправить ни одного из них на обучение в Академию в Нюрнберг. После долгих ночных обсуждений эти два мальчика заключили соглашение друг с другом. Они решили бросить монету. Проигравший пойдет работать в шахты, и на свои заработки будет оплачивать обучение брату. А потом, когда брат закончит обучение, он будет оплачивать учебу своему брату, работавшему в шахте, продавая свои работы, а если будет нужно, то также работая в шахтах.
Они бросили монету в воскресенье утром, после церкви. Альбрехт Дюрер выиграл и поехал в Нюрнберг. Альберт пошел работать в опасные шахты, и на протяжении четырех лет он оплачивал обучение брата, чьи работы в Академии сразу же стали сенсацией.
Гравюры Альбрехта, его ксилогравюры и его картины превосходили даже работы многих его профессоров. К моменту окончания учебы он уже стал зарабатывать неплохие суммы за свои работы. Когда юный художник вернулся в свою деревню, семья Дюрер устроила праздничный обед на лужайке, чтобы отпраздновать триумфальное возвращение Альбрехта.
После долгого и незабываемого обеда, за которым звучало много музыки и смеха, Альбрехт встал со своего почетного места во главе стола, чтобы поднять тост за своего любимого брата, который столько лет жертвовал, чтобы исполнить мечту Альбрехта. В конце своей речи он сказал: «Теперь, Альберт, мой благословенный брат, пришел твой черед. Теперь ты можешь поехать в Нюрнберг за своей мечтой, и я буду заботиться о тебе».
Все повернулись с ожиданием к Альберту, который сидел в другом конце стола. Слезы потекли по его бледному лицу, он покачал головой, всхлипывая и повторяя: «Нет. нет. нет. нет». Наконец он встал и вытер слезы. Он посмотрел на лица людей, которых он так любил, а потом, подняв руки к лицу, мягко сказал: «Нет, брат. Я не могу поехать в Нюрнберг. Уже слишком поздно для меня. Посмотри! Посмотри, что эти четыре года в шахтах сделали с моими руками! Кости на каждом пальце были переломаны как минимум один раз, и недавно у меня появился артрит в правой руке, что я даже не могу удержать бокал во время тоста, а уж тем более я не смогу провести красивые линии на пергаменте или холсте карандашом или кистью.
Нет, брат, для меня уже поздно».Более 450 лет прошло. Сейчас сотни портретов, рисунков ручкой или серебряным карандашом, акварелью, рисунки угольным карандашом, ксилогравюры и гравюры на меди висят в каждом великом музее в мире. Скорее всего, вы знакомы хотя бы с одной работой Альбрехта Дюрера. Может быть, у вас дома или в офисе также висит репродукция одной из его работ.
Как-то, чтобы отдать дань уважения Альберту за всю его жертву, Альбрехт нарисовал загрубевшие руки своего брата, направленные в небо. Он назвал свою сильную картину очень просто: «Руки». Но весь мир почти сразу открыл свои сердца этому шедевру и назвал эту картину «Руки молящегося»