александринский театр история создания
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
Один из старейших театров России. Основан в 1756 году. Расположен на пл. Островского близ Невского проспекта.
Театр был учрежден по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года в день Св. Александра Невского. Первым его директором стал драматург А.П. Сумароков, труппу возглавил Федор Волков (в 1763 году его сменил г. И.А. Дмитревский). В 1759 году театр получил статус придворного. Здесь ставились пьесы Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, Ж.Б. Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля, П. Бомарше, Вольтера.
Первое здание театра на месте Александринского было построено в 1801 году для оперной труппы итальянца Казасси (архитектор В. Бренна). В 1828-1832 годах по проекту Карла Росси было возведено здание Александринского театра (назван так в честь жены Николая I Александры Федоровны). Оно было выполнено в стиле ампир и является выдающимся памятником архитектуры. Торжественное открытие театра состоялось 31 августа. В 1841 году театр уже мог принять 1700 зрителей.
В XIX веке «Александринка» была главным императорским театром. Ставились здесь в основном легкие жанры – водевиль и комедия. В 1810-е годы в театре шли пьесы М.Н. Загоскина, А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги» (1815), «Притворная неверность» (1818). Также после Отечественной войны 1812 года в театре ставились патриотические трагедии В.А. Озерова с участием знаменитых трагиков А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.
В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. На его сцене можно было увидеть спектакли по поэмам Пушкина, Жуковского, романам В. Скотта.
В 1830-1850-е на сцене Александринского театра играли выдающиеся актеры: А.В. Каратыгин, И.И. Сосницкий, В.Н. Асенкова, А.Е. Мартынов. Ставились пьесы А.Н. Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, произведения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, драматургов «натуральной школы».
Во второй половине XIX века театр прославили такие актеры, как П.В. Васильев, В.В. Самойлов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, М.В. Дальский, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. С театром сотрудничали художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа. Неудачей закончилась попытка поставить в «Александринке» «Чайку» А.П. Чехова в 1896 году. В это время в театре преобладал бытовой реализм, граничивший с натурализмом, и пьеса осталась непонятой.
В 1908-1917 годах главным режиссером театра был В.Э. Мейерхольд. При нем были поставлены «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). Ведущим актером того периода был крупный представитель героико-романтического направления Ю.М. Юрьев.
В 1920 году театр стал именоваться Петроградским государственным театром драмы (Акдрама), в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина. Начиная с 1920-х в разное время в театре работали знаменитые режиссеры С.Э. Радлов, Н.В. Петров, Г.М. Козинцев, Г.А. Товстоногов и др.
Во время ВОВ театр находился в эвакуации в Новосибирске. Вернулся в Ленинград в 1944 году.
В 1975-1991 годы художественным руководителем театра был И.О. Горбачев, его ведущий актер с1954 года. Основой репертуара продолжала оставаться русская и зарубежная классика.
На сцене «Александринки» работали такие артисты, как А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Б.А. Фрейндлих, И.П. Дмитриев, Н.Н. Ургант и др.
В 1990-е годы театр официально получил название «Александринский».
В 2005-2006 годах проходила его генеральная реконструкция, в результате которой был воссоздан исторический облик интерьеров здания. Торжественное открытие состоялось 30 августа 2006 года во время празднования 250-летия театра. В 2010 году завершилось строительство малой сцены «Александринки». 13 мая 2013 года здесь состоялась премьера – спектакль «Преступление», основанный на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В ноябре 2012 года отмечалось 180-летие здания театра.
Театр регулярно проводит международный театральный фестиваль «Александринский».
Сейчас его художественным руководителем является народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Настольные игры онлайн
—Конвертер видеоссылок
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
История Александринского театра
Директором Елизавета назначает русского драматурга Александра Сумарокова, а во главу труппы ставит создателя первого постоянного русского театра Федора Волкова. В репертуаре того времени присутствуют пьесы Дениса Фонвизина, Якова Княжнина, Владимира Лукина, Жана Расина, Вольтера, Жана Батиста Мольера и Пьера Бомарше.
Благосклонность, которую императорский двор оказывал искусству, сложно было недооценить, однако по факту дела театра находились в бедственном состоянии: в 1759 году на содержание было прибавлено две тысячи рублей, и денег по-прежнему не хватало. Помимо этого, возникали проблемы и другого сорта. Например, накануне спектакля директор мог получить письмо, в котором его уведомляли, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». Сумароков бушевал, злился, гневно потрясал руками и… бежал искать других музыкантов.
Императорский театр
В то время, когда императрица решила учредить театр, в городе не было помещения, в котором труппа могла выступать постоянно, и потому спектакли показывали то в одном, то в другом месте. Проблема была решена в 1801 году, когда архитектор Винченцо Бренна взялся за перестройку деревянного павильона, (стоявшего на месте нынешнего сквера) в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.
До 1801 года территория, где сейчас стоит Александринский театр, была частью имущества полковника Аничкова, строителя одноимённого моста в Петербурге. Однако впоследствии власти выкупили этот участок земли и отдали его под постройку театра. Помещение, которое спроектировал архитектор Бренна, конечно, не могло надолго удовлетворить растущие потребности молодого театра, но нестабильная политическая ситуация, конфликты с Турцией и война с Наполеоном 1812 года, отодвинули строительство здания на неизвестный срок.
Когда после войны Александр I возвращается в Петербург, основным расходом царской казны становится строительство здания Главного Штаба. Однако архитектор Карл Росси, невзирая на отказ от строительства театра, словно, шутя, создаёт свой проект, попутно занимаясь переделкой интерьеров Аничкова дворца.
Проект Росси было решено претворить в жизнь в 1825 году, когда на трон взошёл Николай I. Сначала для императора придумали план перестройки площади перед великокняжеским дворцом, который был утверждён 5 апреля 1828 года, а на следующий день создали Комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов».
Александринский театр и памятник Екатерине II.Фото н. XX века.
Секрет голубой обивки зала
Несмотря на то, что Александринский театр был и остаётся одним из самых величественных зданий города, полноценный проект оформления зала так и не был до конца воплощён. Росси хотел, чтобы залы были более нарядными, а резьбу по дереву и художественную роспись заменили элементами из бронзы и меди. Увы, шаткое финансовое положение государства, обескровленного войной и нехваткой средств, которые шли на нужды армии, не позволило фантазии великого архитектора развернуться в полную ширь своего таланта.
Петербург. Александринский театр.
Фрагмент литографии П. Иванова по рис. В. С. Садовникова. 1830—1835
Когда приступали к обивке зрительного зала, Николай I объявил, что желает, чтобы использовался только красный цвет. Однако хитроумный Росси, видевший перед собой иные образы и цвета, объявил императору, что такой ткани в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Так Росси не боем, а хитростью отвоевал своё право на использование голубого цвета.
Зрительный зал театра насчитывает 1378 мест. До наших дней в нем сохранилась резьба царской ложи и некоторых лож у стены. Отличительной особенностью Александринского театра является его великолепная акустика: с любого места в зрительном зале отчетливо слышен каждый шепот, произнесенный актером со сцены, что значительно усиливает впечатление от спектакля.
Торжественное открытие театра состоялось 12 сентября 1832 года. В тот день представление открылось трагедией «Пожарский, или Освобождение Москвы» и «испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами», как писали в столичной и московской прессе.
Александринский театр. Фото конец XIX века.
Театр же назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны, которая участвовала в разработке дизайна лож и ротонд. Хоть название и было благозвучным, услышать его от петербуржцев удавалось редко. Слово «Александринка», стало своеобразным знаком причастности к миру искусства, которое петербуржцы употребляли в разговорах, подчёркивая этим словом свою значимость и тем самым будто становясь ближе к театру.
При строительстве Александринского театра архитектор К. Росси использовал чугунные перекрытия, что было новшеством для театральной архитектуры. Император, узнав об этом, приказал приостановить работы и пригласил архитектора к себе. В разговоре с Росси он усомнился в прочности подобных чугунных конструкций. Архитектор, уверенный в своем проекте, якобы поклялся императору, что он головой ручается за успех строительства: если вдруг свод театра обрушится, пусть его прилюдно повесят на стропилах здания! Такой ответ удовлетворил императора, и он позволил продолжать строительство.
Александринский театр. Фотограф Э.Юар. 1856 г.
Конфуз Карла Росси
Когда театр был готов, царь и его поданные были весьма довольны результатом. В знак признательности Росси даровали в пожизненное пользование ложу №14 второго яруса. в Александринском театре.
Однако 14 января 1837 года директор императорских театров Александр Гедеонов просит доложить о своём приходе к министру двора и, несколько смущаясь, произносит: «Господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами. По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи. я не решился принять его предложения». Также Гедеонов доложил, что ложа никогда не бывает пустующей: почти на всех представлениях появляются «разные лица из публики» и, конечно, их пускают, так как у них при себе есть билет, выданный Росси. Позже путём наблюдений стало известно, что в театр в день спектакля присылается специальный человек, который, стоя в коридоре, продаёт билет в ложу. Человеку этому неоднократно делали предупреждения и даже один раз поймали во время совершения «сделки» и предупредили, что в следующий раз препроводят его в полицию. Несмотря на это, на вечернем спектакле в ложу было впущено семь человек, между которыми вспыхнула ссора и драка. При разбирательстве в полиции оказалось, что в числе сидевших в той ложе были дворяне, чиновники, а также крепостные люди.
Портрет Карла Ивановича Росси.
Нечего и говорить, что предприимчивый архитектор решил немного подзаработать на изящных искусствах, а прибыль положить в карман. После этого инцидента Росси было объявлено, что ещё один такой случай повлечёт за собой лишение билета. 62-летний архитектор согласился с разумностью довода и продажей билетов более не промышлял.
Разъезд из Александринского театра. Литография Р. К. Жуковского. 1843
На стыке XIX и XX веков театр стал главным развлечением знати и предметом особенного внимания со стороны императора. В репертуаре преобладали пьесы официального или развлекательного характера. На сцене разворачивалось действие с элементами внешнего блеска, парадности и пышных эффектов. Этот период театра характерен обращением к серьёзным социальным темам, к жанру водевиля и привлечением в театр выдающихся русских актёров: Николая Дюра, Варвары Асенковой, Андрея Каратыгина, Ивана Сосницкого.
Сцена из спектакля ‘Светит, да не греет’ Гравюры по рисункам К. Брожа. 1880
Во второй половине XIX века в театре формируется труппа, связанная с именами Владимира Давыдова, Марии Савиной, Петра Свободина, Варвары Стрельской, Василия Далматова, Полины Стрепетовой, а затем и самой Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Тогда в театре впервые ставят пьесы «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и «Грозу» Островского.
Закат старой школы
Кризис старой школы в театре обнаружился в 1896 году, когда было решено поставить пьесу «Чайка» Антона Чехова. На репетициях, а позже и на самой премьере, стали очевидны устаревшие постановочные принципы, отсутствие современной режиссуры и гибкости у артистов, усмотревших в пьесе всего лишь самобытную комедию и только-то. Спектакль, невзирая на талантливое и трепетное исполнение роли Нины молодой Комиссаржевской, провалился, а сама актриса вскоре покинула Александринку, чтобы открыть собственный Драматический театр на Итальянской улице.
Переломным моментом в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда, который попытался обобщить лучшие традиции театра и добиться единства всех элементов сценического действия. Так на сцене появляются спектакли «Дон Жуан», «Гроза» и «Маскарад». Пьеса «Маскарад», поставленная в дни, предшествовавшие революции, стала восприниматься как «предчувствие гибели самодержавия».
Государственный театр драмы имени А. С. Пушкина
После февраля 1917 года театр, как и многие другие государственные учреждения, подвергся сначала разгромной критике, в которой слова «ликвидация старого мира буржуазного искусства» были самыми дипломатическими и умеренными, а после, в 1920 году, был переформирован и стал именоваться «Петроградским государственным академическим театром драмы». Репертуар в театре, как и следовало ожидать, был «классово правильный» — жизнь крестьян, красный цвет революции, лозунги и вожди стали непременными атрибутами нового театра.
Актерское фойе Александрийского театра. Конец XIX в.
В первые годы Советской власти на сцене играли пьесы Максима Горького «Мещане» и «На дне», ставили спектакли по произведениям Фридриха Шиллера, Александра Островского, Оскара Уайльда, Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и Дмитрия Мережковского. В 1920 поставили философскую пьесу будущего наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского «Фауст и город».
В 1922 по 1928 год заведующим художественной частью театра был Юрий Юрьев, по мере сил сумевший оградить театр от проникновения в него обывательского репертуара. В труппе театра в этот период, наряду со старыми мастерами — Екатериной Корчагиной-Александровской, Верой Мичуриной-Самойловой, работали артисты нового поколения — Наталья Рашевская, Елена Карякина, Леонид Вивьен, Яков Малютин и другие.
C 1920 года театр стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), а в 1937 году театру было присвоено имя А. С. Пушкина.
Сцены из спектакля ‘Маскарад’ М. Ю. Лермонтова. 1926
Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске и в эти годы на сцене появились спектакли «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 театр возобновил работу в Ленинграде.
Название «Александринский» вернули театру лишь в 1990 году. Сейчас художественным руководителем театра вот уже 11 лет является Валерий Фокин.
Русский театральный первенец: история Александринского театра
Этот театр называли «режиссерской Меккой»: в нем работали Мейерхольд до Товстоногов. А первым директором был Сумароков.
Рождение первого русского публичного театра
Указ о создании «Русского для представлений трагедий и комедий театра» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. При «рождении» труппу возглавил Федор Волков, а директором театра стал сам Александр Сумароков! Уже тогда стало ясно, что театр станет знаменитым и соберет на своей сцене целую плеяду звезд театрального мира.
От павильона до дворца
В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году. На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси. После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.
Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет. Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке. В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.
Под сенью муз
Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками. В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз. Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.
Александринский театр. Источник: pinterest.com
Блеск и роскошь
Внутреннее убранство театра отличается от того, что планировал Росси — архитектор мечтал о большем количестве украшений. Тем не менее зал и так выглядел пышно: резьба, позолота, роспись, цветная обивка кресел (изначально голубого цвета, но из-за масляных ламп зал закоптился, и обивку пришлось сменить на пунцовую). Места для зрителей располагались по современной тогда системе лож в множество ярусов с амфитеатром и просторным партером. Всего театр мог вместить почти 1700 человек!
Учебник русской театральной жизни
По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков. Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова. В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».
Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ. На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова. С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.
«Ревизор» на сцене Александринки. Источник: cultura24.ru
Что в имени тебе моем?
С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.
В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.
Александрийский театр – старейший храм искусств Санкт- Петербурга
Александрийский театр в Санкт- Петербурге
Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр) – старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры.
Александрийский театр – исторические даты и события
Александрийский театр, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, построен в глубине площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра.
Архитектор Карл Росси, построивший великолепное здание театра в центре Невского проспекта, разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним. Назван театр в честь супруги императора Николая I, Александры Федоровны, которая помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания.
Рождение театра
Александрийский театр построен на болоте. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления.
Конфуз все-таки случился: в 1932 году в театре ожидали высоких гостей и забетонировали случайно обнаруженные отверстия в стенах. К удивлению хозяев, зрительный зал и фойе затопило так, что вызванная Кировым пожарная машина с мощным насосом не справилась с наводнением, вода не убывала.
Тогда срочно соорудили подмостки, покрыв их коврами. Гости не заметили оплошности хозяев, только одна из актрис позднее сообщила начальству театра: «У нас здесь что-то хлюпает».
Впервые при строительстве Александрийского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Ложи зрительного зала поднимаются чугунными консолями, закрепленными в стенах. Это улучшило обзор зала и акустику.
Новаторское решение опротестовали инженеры и чиновники, ведавшие строительством. Архитектор пытался доказать безопасность проекта, но Николай I приостановил строительство.
Тогда Карл Росси, обратившись в строительный департамент, написал: «В случае несчастья в упомянутом здании пусть тотчас же меня повесят на одном из стропил».
Перекрытие установили на земле, испытав четырехкратной нагрузкой. Убедившись в безопасности проекта, устроили перекрытие сводов, которое прослужило без ремонта 170 лет. Кроме того, в театре было устроено паровое отопление.
Архитектор Карл Росси
Император Николай I, посетив театр, пришел в восторг от мастерства архитектора. В знак признательности Карл Росси получил в пожизненное пользование ложу № 14 второго яруса. Архитектор воспользовался подарком, чтобы поправить свое материальное положение – он продавал билеты в ложу.
Александрийский театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера, и входы туда были разными.
Однажды в ложе, по билетам, проданным Росси, оказались рядом знатный дворянин, купец и кучер. Возмущенный вельможа устроил скандал, о котором донесли императору. Николай I, обидевшись на архитектора, лишил его ложи и больше не дарил подарков.
Архитектура и обзор фасада
План театра прост: прямоугольный главный фасад обращен к площади и Невскому проспекту. Архитектура легкая, грациозная. Рустовые стены первого этажа служат основанием для колоннад, украшающих фасад.
Здание в стиле русского классицизма сочетает простоту, торжественность и пропорциональность частей и деталей. В центре переднего фасада – многоколонная лоджия, прорезанная неглубокими нишами со статуями муз Терпсихоры, Клио, Мельпомены, Талии.
Лоджия завершается широким фризом с античными театральными масками и лавровыми гирляндами, опоясывающими здание. Боковые фасады выполнены в виде выступающих восьмиколонных портиков. Задний фасад украшают пилястры.
Нижняя часть – с просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. В оформлении фасада использованы скульптуры. Аттик главного фасада венчает квадрига Аполлона, вычеканенная из листовой меди.
Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит в нарядной колеснице, влекомой четверкой коней. В правой руке Аполлона – лавровый венок, в левой – кифара.
Лоджия с мощной колоннадой и лепными рельефами, богатые украшения карнизов и фризы, барельефы и ритмические линии окон, арок и балюстрад составляют торжественный ансамбль архитектурной симфонии театра.
Интерьер и особенности зрительного зала
Внутренние помещения по сравнению с фасадом выглядят скромнее. Вестибюли, лестницы и фойе устроены без особой парадности. Торжественно и нарядно убранство зрительного подковообразного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.
Ложи – с наклоном к сцене. Барьеры ярусов вызолочены декоративным орнаментом. Первоначальная бархатная голубая обивка заменена на пунцовую: масляные лампы, освещающие зал, закоптили стены и живопись.
Пятиярусный зрительный зал отличается удачной акустикой. С любого места в зрительном зале, вмещающем 1700 человек слышен каждый шепот, произнесенный актерами со сцены, что усиливало впечатление от спектакля. Отделку зрительного зала дополнял живописный плафон с изображением Олимпа и Парнаса.
Творческая жизнь в разные периоды
Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.
Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.
После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.
В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).
Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.
На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.
Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.
С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.
Капитальный ремонт
В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.
Обновление фасада и интерьера
Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.
Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.
Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.
Новая сцена
15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.
В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.
Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.