алексеев а и религиозные движения на руси последней трети xiv начала xvi в
Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в. Стригольники и жидовствующие
Скачать книгу
О книге «Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в. Стригольники и жидовствующие»
В монографии на основе источниковедческого исследования осуществлен пересмотр концептуальных основ изучения еретических движений последней трети XIV – начала XVI в. Впервые противоцерковные движения русского Средневековья рассмотрены в первую очередь как религиозные явления в контексте еретических движений Западной Европы периода Раннего средневековья. Зарождение ересей прослеживается на фоне изменений, происходивших в религиозной практике церковных институтов XIV–XVI столетий. Исследованы такие явления, как формирование новых отношений в области взаимодействия мирян и клира. Особое внимание уделено процессам, формировавшим белое духовенство как институт и определявшим его взаимоотношения со светскими и церковными властями, а также со средой мирян. Проанализированы религиозные, социально-экономические и культурные феномены, которые были вызваны к жизни эсхатологическими ожиданиями накануне 1492 г. Представлена оригинальная концепция текстологической и творческой истории сочинений, являющихся основными источниками по избранной теме, – «Поучения патриарха Антония», «Просветителя» Иосифа Волоцкого, произведений митрополита Спиридона-Саввы. Для всех интересующихся историей и культурой средневековой Руси, древнерусской литературой.
Произведение было опубликовано в 2012 году издательством Индрик. На нашем сайте можно скачать книгу «Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в. Стригольники и жидовствующие» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Алексеев а и религиозные движения на руси последней трети xiv начала xvi в
В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий.
Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы.
Предисловие
Введение
Примечания
Иосифлянство и нестяжательство в историографии
Примечания
Обзор источников
Примечания
Кризис эсхатологических ожиданий в конце XIV — XV в. на Руси
Эсхатология как важнейшая характеристика религиозности эпохи
Кризисы эсхатологических ожиданий в Западной Европе и Византии Х-ХV вв.
Религиозный оптимизм Киевской Руси
Ересь стригольников.
Мнение о конце света с исходом седьмой тысячи на Руси
Эсхатология и «синдром беспокойства»
«Трифоновский сборник» и другие
«Слово о исходе души» Кирилла Философа
Сюжет «змея мытарств» в иконографии «Страшного суда»
«Земной рай» в контексте эсхатологических представлений
Практика погребения «заложных» покойников и началоее воцерковления
Стихийные бедствия как знак приближения конца света
Религиозность потомков Калиты: вызов эпохе?
Примечания
Складывание поминальной практики на Руси в конце XIV — начале XVI в.
Представления, легшие в основу заупокойно-поминального культа
Начало практики поминания усопших на Руси
Синодики-помянники в системе заупокойно-поминального культа
Правовые последствия практики подушных вкладов
Иосифо-Волоколамский монастырь как центр поминания усопших
Примечания
Нестяжательство как религиозное и социально-политическое явление
Что такое «нестяжание»?
Книжность «нестяжателей»
«Наказание к отрекшимся мира» Илариона Великого
«Нестяжательство» и Кирилло-Белозерский монастырь
Митрополит Зосима
Примечания
Рост монастырского землевладения и политика правительства Ивана III по его ограничению в последней четверти XV в.
Рост монастырского землевладения в XV в. и вопрос о его размерах
Правовой статус церковных имуществ
Политика правительства Ивана III по ограничению монастырского землевладения
Примечания
Источники о соборе 1503 г.
Соборные приговоры об отмене ставленнических пошлин и о вдовых священниках
Летописные известия о соборе 1503 г.
«Соборный ответ 1503 г.»
«Слово иное».
«Прение с Иосифом»
«Письмо о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей»
Житие Иосифа Волоцкого, написанное Львом Филологом
Житие Серапиона, архиепископа Новгородского
Примечания
Церковный собор 1503 г.
Вопрос о времени соборных заседаний.
Состав собора 1503 г.
Вопрос о церковном и монастырском землевладении на соборе 1503 г.
Дисциплинарные вопросы на соборе 1503 г.
Примечания
Заключение
Использованные источники и библиография
Указатель шифров использованных рукописей
Опубликованные источники
Литература
СПб.: Алетейя, 2002. – 347, [3] с.; Библиогр.: с. 317-347. – 1200 экз.
Информация о файле: pdf, 40 mb
В монографии на основе источниковедческого исследования осуществлен пересмотр концептуальных основ изучения еретических движений последней трети XIV — начала XVI в. Впервые противоцерковные движения русского Средневековья рассмотрены в первую очередь как религиозные явления в контексте еретических движений Западной Европы периода Раннего средневековья. Зарождение ересей прослеживается на фоне изменений, происходивших в религиозной практике церковных институтов XIV–XVI столетий. Исследованы такие явления, как формирование новых отношений в области взаимодействия мирян и клира. Особое внимание уделено процессам, формировавшим белое духовенство как институт и определявшим его взаимоотношения со светскими и церковными властями, а также со средой мирян. Проанализированы религиозные, социально-экономические и культурные феномены, которые были вызваны к жизни эсхатологическими ожиданиями накануне 1492 г. Представлена оригинальная концепция текстологической и творческой истории сочинений, являющихся основными источниками по избранной теме, — «Поучения патриарха Антония», «Просветителя» Иосифа Волоцкого, произведений митрополита Спиридона-Саввы.
Целью настоящего исследования является изучение первых русских ересей стригольников и жидовствующих, которые имеют черты массовых движений. Хронологические рамки охватывают период с последней трети XIV в. до начала XVI в. Географические рамки включают территории вечевых республик Северо-Западной Руси, а также земли великих княжеств Литовского и Московского. В соответствии с этими целями в первой части монографии делается попытка рассмотреть феномен стригольничества, а вторая часть посвящена истории жидовствующих в Новгороде и в Москве. Своим оригинальным вкладом в дело изучения первых русских ересей автор считает, во-первых, рассмотрение еретических движений преимущественно как религиозных явлений; во-вторых, в результате источниковедческого исследования основных источников удалось пересмотреть текстологическую и творческую историю некоторых памятников, среди которых «Просветитель» и послания Иосифа Волоцкого. Вниманию читателей тем самым предлагается новый взгляд на генезис и природу еретических движений русского Средневековья.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в. Стригольники и жидовствующие
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
В монографии на основе источниковедческого исследования осуществлен пересмотр концептуальных основ изучения еретических движений последней трети XIV – начала XVI в. Впервые противоцерковные движения русского Средневековья рассмотрены в первую очередь как религиозные явления в контексте еретических движений Западной Европы периода Раннего средневековья. Зарождение ересей прослеживается на фоне изменений, происходивших в религиозной практике церковных институтов XIV–XVI столетий. Исследованы такие явления, как формирование новых отношений в области взаимодействия мирян и клира. Особое внимание уделено процессам, формировавшим белое духовенство как институт и определявшим его взаимоотношения со светскими и церковными властями, а также со средой мирян. Проанализированы религиозные, социально-экономические и культурные феномены, которые были вызваны к жизни эсхатологическими ожиданиями накануне 1492 г. Представлена оригинальная концепция текстологической и творческой истории сочинений, являющихся основными источниками по избранной теме, – «Поучения патриарха Антония», «Просветителя» Иосифа Волоцкого, произведений митрополита Спиридона-Саввы. Для всех интересующихся историей и культурой средневековой Руси, древнерусской литературой.
Отзывы 2
Хорошая книга на нужную тему. Ключевой момент идеологического противостояния в средневековой Руси. Две русских «ереси» которые опередили по времени реформацию в Европе.
Хорошая книга на нужную тему. Ключевой момент идеологического противостояния в средневековой Руси. Две русских «ереси» которые опередили по времени реформацию в Европе.
Интересная научная книга со всеми ссылками. Всем рекомендую: как студентам-историкам, так и широкому кругу читателей, интересующемуся историей религии
Интересная научная книга со всеми ссылками. Всем рекомендую: как студентам-историкам, так и широкому кругу читателей, интересующемуся историей религии
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 25 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Потребность современного общества в выработке ориентации в мире с учетом социально-культурного опыта при оценке традиций прошлого зависит от степени его изученности в исторической науке. Вопросы взаимодействия религий, проблема отношения к чужой религии и культуре имеют особое значение, которое коренится в истории длительных межконфессиональных отношений. История русской церкви составляет неотъемлемую часть истории России. По этой причине история еретических движений представляет значительный интерес практически со всех точек зрения: она важна для истории взаимоотношений государственных и церковных институтов, для истории общественного сознания, для истории российской культуры, для изучения опыта межконфессионального и межнационального диалогов.
Исследование рукописной традиции основных источников позволяет основательно пересмотреть полученные предшественниками результаты.
Таким образом, постановка вопроса о природе еретических движений русского средневековья отвечает сложившейся историографической и со-цио-кулыурной ситуации. Данная проблема связана с глобальной историософской проблемой общего и особенного в историческом развитии России. Изучение еретических движений, оппозиционных официальной церкви, позволяет оценить шансы иных конфессий на возможность составить историческую альтернативу православию.
Вышеперечисленные основания определили бесспорную актуальность вынесенной в заголовке темы исследования, основные вопросы которого послужат фундаментом для лучшего понимания современных процессов и явлений религиозной жизни, во многом аналогичных тем, что имели место в прошлом.
Актуальность темы обусловлена следующими факторами:
несостоятельностью имеющихся концепций и необходимостью их пересмотра;
необходимостью приведения историографических построений в соответствие с результатами новейших источниковедческих исследований;
необходимостью определения роли и места движений стригольников и жидовствующих в истории России;
необходимостью проанализировать позитивные и негативные последствия еретических движений в истории средневековой России;
необходимостью выявить и сопоставить творческий потенциал ере-тичествующих и их противников;
необходимостью установить их взаимное отношение к светской власти;
необходимостью исследовать начальный этап полемики между «иосифлянами» и «нестяжателями» по вопросам об отношении к еретикам и к монастырским имуществам.
Состояние изученности проблемы.
Анализ литературы дореволюционного периода позволяет сделать вывод о том, что интерпретации в значительной степени преобладали над источниковедческими исследованиями.
В советской историографии господство антирелигиозных идеологических установок привело к смещению вектора исследований: ереси стали рассматриваться как форма классовой борьбы при феодализме, их значение стало оцениваться как прогрессивное и, безусловно, положительное. При этом был на высоком уровне введен в научный оборот корпус основных источников.
Зарубежные исследователи предложили наибольшее количество разнообразных трактовок ересей стригольников и жидовствующих. Господствующей тенденцией являлось стремление усматривать причины генезиса этих еретических движений во влиянии религиозных движений Западной Европы, Византии и стран Балканского полуострова: богомилов, вальденсов, флагеллантов.
В новейшей литературе представлен весь спектр исследовательских мнений от скептического подхода, отрицающего всякую достоверность за свидетельствами авторов антиеретических сочинений, до некритического принятия достоверными всех этих сообщений. На фоне дефицита источниковедческих работ особенно заметна тенденция к крайне субъективному отбору и интерпретации сведений источников.
На сегодняшний день следует признать, что целостное восприятие этой темы отсутствует. Значительный разнобой существует между исследователями относительно сущности еретических движений. В них усматривают как проявление языческих переживаний, так и продукт влияния ересей западноевропейских стран или государств православной ойкумены. Ввиду значительного объема литературы по теме, анализ историографии помещен в соответствующие разделы диссертации.
Территориальные рамки исследования.
Заданы географией городов, которые упоминаются в связи с ересями, они охватывают земли Новгорода и Пскова, а также территории великих княжеств: Московского и Литовского.
Хронологические рамки исследования.
Объектом исследования являются сложные и многоаспектные процессы изменений в религиозности на Руси, обусловившие появление еретических движений стригольников и жидовствующих.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
Изучить текстологическую и творческую историю наиболее информативных источников «Поучения Антония», «Просветитель» Иосифа Волоцюго, «Послание Спиридона-Савы» и др.
Исследовать содержащиеся в источниках сведения на предмет достоверности.
Исследовать особенности еретических движений в период Раннего Средневековья.
Проследить изменения в формах благочестия, вызванные процессами углубленной христианизации.
Установить влияние этих изменений на зарождение ереси стригольников и жидовствующих.
Выявить основные элементы ересеучений и проследить вероятные источники заимствований.
Изучить причины, обусловившие распространение ересей и повлекшие за собой их уход с исторической арены.
Исследовать формы взаимоотношений между еретическими сообществами и институтами светской и церковной власти.
Выявить последствия влияния еретических движений на формы организации церковной жизни и духовную культуру средневековой Руси.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы и исторические методы исследования.
Методология исследования выстраивалась в поисках непротиворечивой концепции, которая позволила бы объяснить причины, вызвавшие к жизни еретические движения, обеспечившие, более или менее, длительный период их существования в конфликте с официальными церковными институтами и приведшие эти движения к исчезновению с исторической арены. В ходе исследования применялся цивилизационный подход, который построен на максимальном учете факторов, определявших сознание и систему ценностей людей в конкретный исторический период. Еретические движения в период средневековья рассматривались, в первую очередь, как религиозные явления.
В диссертации был использован также сравнительно-исторический метод, позволяющий изучать еретические движения на Руси с еретическими движениями в Западной Европе. Применение сравнительно-исторического метода позволило сопоставить особенности протекания общественно-исторических процессов на разных этапах в различных обществах и регионах с целью выявить общее и отличное с дальнейшим обоснованием причин возникновения черт, как сходства, так и различия. Особенностью примене-
Важнейшее значение для раскрытия темы работы имеют методы источниковедения: палеография, археография, кодикология. На первом месте следует назвать текстологию. Главнейшие выводы были сделаны на основе результатов текстологического анализа.
Источниковую базу исследования составили несколько групп источников.
На первом месте следует назвать антиеретические сочинения в виде посланий церковных иерархов, богословских трактатов, написанных в опровержение взглядов еретиков. Основной корпус источников был опубликован трудами А. С. Павлова, С. О. Долгова, С. А. Белокурова, А. А. Зимина, Я. С. Лурье, А. И. Клибанова. Опубликованные тексты были заново изучены на основе рукописной традиции. В ряде случаев установлены новые списки некоторых произведений, предложены новые варианты атрибуции и датировки.
Третью группу составили источники агиографического характера, повествующие о жизни и деятельности новгородского архиепископа Моисея, игумена Иосифа Волоцкого («Надгробное слово» Досифея Топоркова,
Житие Иосифа епископа Саввы Черного, анонимное Житие Иосифа), старцев его монастыря (Волоколамский патерик) и др.
Достоверность исследования определяется критическим анализом источников, в результате которого удалось установить текстологическую и творческую историю главных источников о ереси стригольников и жидов-ствующих. Все новоустановленные факты были рассмотрены в историческом контексте.
Апробация и использование практических результатов исследования.
По теме диссертации опубликованы две монографии (общим объемом 46, 5 п.л.) и 40 статей (из них 7 в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук) общим объемом более 45 п.л. В период между 2000 и 2011 гг. основные положения диссертации были заслушаны и обсуждены на следующих международных, всероссийских и межрегиональных научных конференциях и симпозиумах: международной научной конференции «Место России в Евразии» (Будапешт, 2000 г.), международной научной конфернции «Дом Рюриковичей и государственная власть в России» (Калиниград, 2002), всероссийской научной конференции «Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания» (Москва, 2002 г.), на международных научных симпозиумах в рамках Летней школы в Париже «Рождение национальной монархии и формирование российского государства в контексте европейской истории (XIV-XVI вв.)» (Париж, 2003 г.), «Кризисы и инновации в эпоху европейских империй нового времени» (Париж, 2005 г.), международной научной конференции «Государев двор в истории России XV-XVII столетий» (Александров, 2003 г.), международной научной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» (Москва, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011 гг.), всероссийской научной конференции «Города Поволжья в сред-
Основные положения диссертации опубликованы в сборниках научных работ, материалах международных и научных конференций. Ряд работ опубликован в журналах «Древняя Русь», «Екатеринбургский исторический вестник», «Новгородский исторический вестник», в периодических изданиях «Древнейшие государства Восточной Европы», «Вестник церковной истории», «Мир православия», в «Православной энциклопедии».