альфия авзалова биография песни
Авзалова Альфия Авзаловна
Биография Авзаловой Альфии Авзаловны
Авзалова Альфия Авзаловна – татарская эстрадная певица.
Альфия Авзалова родилась 15 января 1933 года в маленьком селе Актаныш (Актанышский район, Республика Татарстан). Когда девочке было всего 5 лет от роду, скончалась ее мама. Вскоре на фронте во время Великой Отечественной войны погиб и отец Альфии. Воспитанием будущей звезды татарской эстрады занялась ее родная тетя по материнской линии.
В очень юном возрасте – в 15 лет – Альфия Авзалова, обладающая уникальными вокальными данными, заняла место солистки Татарского государственного ансамбля песни и танца. В репертуар молодой певицы вошли народные песни – как старинные, так и современные, – а также произведения известных композиторов той поры. Профессиональному пению и нотной грамоте Альфия училась в художественного руководителя Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая Волковой Раисы Каримовны.
Спустя год после начала работы в ансамбле Альфия поступила в музыкальное училище. Однако уже через восемь месяцев девушке пришлось прервать обучение – она сорвала голос. Когда недуг был побежден, Авзалова самостоятельно восстановила утраченные знания и навыки и вернулась в родной коллектив.
Вскоре Альфия Авзалова создала свою собственную концертную группы. В ее состав вошли эстрадный инструментальный ансамбль «Казан утлары» (орган, гитара, клавиши и синтезатор), руководителем которого был Карим Габидуллин, и танцевальная команда. Альфия и ее музыканты гастролировали по многим республикам, городам, селам. За двухмесячный тур Альфия могла выступить перед публикой более 100 раз.
В 1957 году Альфия Авзаловна была высоко оценена москвичами. Певица блестяще выступила на Декаде татарского искусства и литературы.
Первым мужем Альфии был простой солдат, выдававший себя за офицера. Альфия вышла за него замуж из жалости уже после того, как обман был раскрыт, и, как она рассказывала в одном интервью, в течение первых четырех месяцев совместной жизни не подпускала его к себе. В браке родились две девочки.
Уйдя от первого супруга, оставив ему свою же однушку в Казани и забрав детей с собой, Авзалова поселилась вместе со своей бабушки. После развода у Альфии был роман с советским певцом Ильгамом Шакировым. Собственно, именно он и уговорил Авзалову развестись с мужем. Однако предложения Шакиров так и не сделал. Как потом выяснилось, Ильгама напугал «багаж» Альфии – дети и бабушка.
Когда Альфие Авзаловой было 32 года, за ней начал ухаживать Юсуф, двадцатичетырехлетний бас-гитарист из ее музыкального коллектива. Юсуф ходил за певицей по пятам целый год, после чего они начали жить вместе. Спустя 20 лет влюбленные расстались. Инициатором разрыва была Альфия – он заявила, что Юсуф еще молод, а она стареет, поэтому он должен уйти от нее, найти себе подходящую партию, создать семью и завести детей.
15 июня 2017 году Альфия Авзалова скончалась в результате инсульта. Последние годы жизни артистка тяжело болела.
18 июня состоялись церемония прощания с певицей и ее похороны. Могила Авзаловой находится на Ново-Татарском кладбище в Казани.
Причина смерти легенды татарской эстрады Альфии Авзаловой
Певица Альфия Авзалова, которую называют легендой татарской эстрады, скончалась 15 июня 2017 года в возрасте. 84 лет. Причиной смерти стало нарушение кровообращения мозга. Альфия всю жизнь посвятила музыке, исполняла народные песни, романсы, оперные композиции на татарском, казахском и русском языках. Авзалова способствовала сближению татарской и русской культур, в 2018 году провели музыкальный фестиваль ее имени.
Причина смерти Альфии Авзаловой никого не удивила. Знаменитая татарская певица последние несколько лет тяжело болела и практически не выходила из дома. Ей было 84 года. Женщина скончалась от нарушения мозгового кровообращения. Однако родные и близкие исполнительницы до последнего верили, что Альфия поправится.
Дата и причины смерти
Известно, что пожилая звезда до последней минуты находилась в сознании и много общалась с навещавшими ее родными, близкими, поклонниками.
Начальство филармонии, в которой трудилась артистка до выхода на заслуженный отдых, узнав о госпитализации Авзаловой, позаботилось о том, чтобы ее поместили в хорошую палату, напоминающую гостиничный номер. Смертельно больная артистка больше всего обрадовалась телевизору. Родные вспоминают, что она с радостью смотрела его в последние дни, хотя бы на время забывая про свою болезнь.
Рисунок 1. Примадонна Татарстана
Где похоронена
Исполнительница была похоронена на Казанском Татарском кладбище. Там же нашли последний приют многие ее родственники и знакомые. Во время церемонии прощания поклонники в последний раз подарили любимой исполнительнице бурные аплодисменты. На похоронах присутствовали:
Также на церемонии прощания присутствовали танцоры, музыканты и бек-вокалисты, в разное время выступавшие в аккомпанировавших Авзаловой ансамблях.
Краткая биография Альфии Авзаловой
Звездным часом знаменитой певицы стал Московский фестиваль татарского искусства в 1957 году. Авзалова покорила публику своим голосом (альт с «бархатным» тембром) и вскоре стала одной из самых востребованных артисток республики Татарстан.
Детство и юность, учеба
Альфия рано осиротела и воспитывалась в семье тети. Окончив школу, она поступила на работу в Татарский ансамбль песни и пляски. В репертуар ансамбля входили:
Параллельно с работой артистка посещала занятия в музыкальном училище.
Популярность
Расцветом творчества Авзаловой можно считать 1960-е годы. В это время она активно гастролировала, давала концерты для нефтяников и сельских жителей, каждый год ездила по России и Средней Азии с новыми концертными программами. Однажды певица дала более 100 концертов за два с половиной месяца.
Друзья, знакомые
Певица была всегда окружена друзьями. Известно, что в последние годы у нее сложились особенно теплые отношения с директором местной филармонии Кадымом Нуруллиным. Также певица всегда с нежностью вспоминала своего первого педагога по вокалу Раису Волкову. Именно ей Авзалова во многом обязана своей известностью и сложившейся манерой исполнения.
Рисунок 2. Главная звезда Татарстана.
Это интересно! В Татарстане не принято называть пожилых людей по отчеству, однако к имени самых уважаемых людей добавляют приставку «ага», которая означает «старейший», «мудрейший». Родные, близкие и поклонники называли Авзалову «Альфия-ага», демонстрируя свое почтение к ее таланту и заслугам.
Личная жизнь
Личная жизнь исполнительницы, к сожалению, не сложилась. Первый муж бросил ее с двумя детьми. Потом наступило время романа с Ильгамом Шакировым, популярным советским вокалистом. Однако, предложения руки и сердца Альфия от него так и не дождалась. После этого последовал долгий период отношений с Юсуфом – гитаристом аккомпанирующего коллектива. Однако через 20 лет пара распалась – сказалась разница в возрасте, певица была на 8 лет старше своего избранника.
Песни в ее исполнении
Исполнительница активно записывала свое творчество на пластинки. В ее репертуар входили в основном татарские и казахские песни. Однако, известно, что примадонна пела на 16 языках мира, включая русский. Она отдавала предпочтение музыке в этническом стиле, но на концертах исполняла, в основном, эстрадный репертуар.
Рисунок 3. Певица с богатым репертуаром и чудесным голосом.
Когда знаменитая исполнительница покинула этот мир, ее оплакивали и в России, и в Татарстане. Своим творчеством Авзалова способствовала сближению российский и татарской культур; она привнесла нотку экзотики в классическую советскую эстраду. Почитатели таланта этой неординарной певицы до сих пор с удовольствием слушают старые, проверенные временем хиты в ее исполнении. В 2018 году в Казани прошел первый Международный фестиваль-конкурс имени Авзаловой. В нем было восемь номинаций, в том числе народное, академическое и джазовое пение.
Авзалова Альфия Авзаловна
(Родилась 15 января 1933 г. в дер. Новый Кабан Калтасинского района (ныне Краснокамского) Башкирской АССР – умерла 15 июня 2017 г. в Казани)
Авзалова Альфия Авзаловна – выдающийся представитель татарской музыкальной культуры, посвятивший всю свою жизнь пропаганде татарского национального музыкального искусства, легендарная певица, чье имя известно по всему миру, на песнях которой воспитывалось несколько поколений зрителей.
Альфия Авзалова родилась в деревне Новый Кабан Калтасинского района (ныне Краснокамского) Башкирской АССР. В пятилетнем возрасте она и ее трехлетняя сестренка Флюра остались сиротами. Дальнейшая судьба детей была связана с детским домом в селе Актаныш, Актанышского района Татарской АССР. Альфия с детства любила петь. Со временем, она начала участвовать в различных культурных мероприятиях районного уровня. Приезжавшие в район с концертами из Казани известные татарские певцы пророчили ей большой творческий путь.
В 1951 году Альфия Авзалова приехала в Казань, где была принята в состав ансамбля песни и пляски Татарской государственной филармонии. Обладая редким по красоте тембра голосом (альт полного диапазона), она становится одной из ведущих солисток.
Проработав в ансамбле два года, она поступила в музыкальное училище. Позже в своей книге «О себе» она писала: «Все учат по-разному: одни требуют, чтобы я пела в народном стиле, другие в оперном жанре». Она приняла решение заниматься самообразованием и продолжить творческую деятельность в эстраде, вернуться в филармонию.
В 1960 году руководство филармонии создает группу при участии молодых исполнителей Альфии Авзаловой и Ильгама Шакирова, которые выступали с концертной программой «На сцене – молодежь». Этот проект оказался очень успешным и востребованным.
После распада этой группы, А. Авзалова на новом творческом подъеме создает эстрадный ансамбль «Казан утлары» («Огни Казани»), тем самым став основательницей эстрадного направления в татарском искусстве. В этот ансамбль вошли также артисты художественного слова и группа танцоров. С этим коллективом она начинает гастрольную деятельность.
Творчество Альфии Авзаловой и ее вклад в культуру и искусство страны и татарского народа получили высокую оценку.
Более полувека она была любимой певицей народа, его национальным достоянием, завоевавшим признание миллионов слушателей.
С 2003 года в филармонии проходят концерты, посвященные дню рождения Альфии Авзаловой, в которых до 2013 года она лично принимала участие.
15 июня 2017 года после продолжительной болезни Альфия Авзалова ушла из жизни. Многотысячные почитатели таланта Альфии Авзаловой проводили любимую певицу в последний путь со сцены Татарской государственной филармонии, где она проработала более 50 лет. Похоронена певица на Ново-татарском кладбище г.Казани (на центральной аллее).
15 января 2018 года в Концертном зале филармонии был проведен вечер памяти, посвященный к 85-летию со дня рождения легендарной певицы.
Наиболее известные песни А.Авзаловой:
Татарские народные песни:
«Авыл көе»
«Агыйдел каты ага»
«Ай, җаныем, суларда»
«Ак калфак»
«Актаныш басмалары»
«Арча»
«Ашхабад»
«Әллүки» (сл.Г.Тукая)
«Әпипә»
«Бөрлегәнем – бер генәм»
«Вәгъдә»
«Гармунчыга»
«Дим буе»
«Җаныем, бәгърем»
«Җомга»
«Зиләйлүк» (сл. Г.Тукая)
«Их, карап торулары»
«Казан сөлгесе»
«Китәм, дисең»
«Кошлар кебек»
«Күбәләгем»
«Минзәлә»
«Сагыну»
«Сания апа»
«Сәрвиназ» (сл. А.Ерикая)
«Сибелә чәчем»
«Шахта»
«Ямьле Агыйдел буйлары» и др.
Песни композиторов:
«Аерылмагыз». (муз.Ч.Зиннатуллиной, сл.Г.Зайнашевой)
«Аккошлар». (муз.Ф.Ахмадеева, сл. Р.Файзуллина)
«Бәхет». (муз.А.Монасыпова, сл. А.Атнабаева)
«Беренче мәхәббәт». (муз. С.Садыковой, сл. А.Рашитова)
«Бик сагындым, авылым». (муз.Р.Сафиуллина, сл.М.Латыфуллина)
«Йәнбикә». (муз.Ш.Кулбарисова, сл. Р.Сафина)
«Казан кичләре». (муз.С.Садыковой,сл. Х.Туфана)
«Картаямыни соң йөрәк?». (муз.С.Ибрагимова,сл. Г.Нуруллина)
«Кемгә салыйм башны таңнарда». (муз.М.Имашева,сл. Г.Ахунова)
«Кичер мине, әнкәй, гафу ит». (муз.Р.Хасанова, сл.Г.Идрисова)
«Кукмара». (муз.М.Имашева,сл. Г.Зайнашевой)
«Кыр казлары киткәндә». (муз.А.Бакирова,сл. Г.Рахима)
«Кышкы романс». (муз.Р.Хасанова, сл. Н.Наджми)
«Оныттың бугай». (муз.Г.Ильясова, сл. Г.Рахима)
«Сагыну җыры». (муз.Р.Хасанова, сл.Г.Идрисова)
«Сандугач керде күңелгә». (муз.И.Хабибуллина, сл. Р.Ахметзянова)
«Сәяхәтче җыры». (муз. З.Гибадуллина, сл. Г.Зайнашевой)
«Син кайтмадың». (муз. М.Музафарова, сл. С.Урайского)
«Синең өчен». (муз.Г.Ильясова, сл.Дж.Дарзамана)
«Сине уйлап янам». (муз. С.Ибрагимова,сл. И.Юзеева)
«Сок буйлары». (муз.М.Имашева, сл. Х.Сафина)
«Солдатым». (муз. С.Садыковой, сл. М.Нугмана)
«Тамчылар». (муз. А.Мунасыпова, сл. Г.Зайнашевой)
«Туган авылым». (муз.Т.Шарипова, сл. Н.Иделбай)
«Туган җирем – Татарстан». (муз. А.Ключарева, сл. Г.Зайнашевой)
«Үз илемдә». (муз.С.Садыковой, сл. Г.Зайнашевой)
«Хушлашырга ашыкма». (муз.Р.Гатауллина, сл. Ф.Сафина)
«Чәчәкләр уяныр». (муз.Р.Хасанова, сл.Р.Муслимова)
«Һаман да көтәсең». (муз.С.Ибрагимова, сл. Р.Закирова)
«Чыгарсыңмы каршы алырга?». (муз.В.Ахметшина, сл. Д.Гарифуллина)
«Ялгыз аккош күлләрдә». (муз. Р.Хасанова, сл. Р.Ханнанова)
«Яшьлегем тугае». (муз.З.Гибадуллина, сл. Ф.Шафигуллина)
«Яшьлегем хисләре». (муз.Ш.Мазитова, сл. Г.Сагидуллина)
«Әниемә». (муз.Ш.Калдаякова, сл. Г.Каербекова) и др.
Концертно-гастрольная деятельность
География гастролей А.Авзаловой не ограничивались только российскими зрителями, ее с удовольствием слушали и в союзных республиках. Она гастролировала по городам Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед нефтяниками Татарии и Башкирии, перед строителями КамАЗа, перед тружениками села. За каждый выезд, который мог длиться два-три месяца, она могла дать более 100 концертов. Эти выступления всюду были встречены с огромным интересом, это было новое явление, новое звучание в концертной жизни республики.
В 1957 году прошла «Декада татарского искусства и литературы в Москве», в которой приняла участие и Альфия Авзалова. Ее выступление было высоко оценено московской публикой, и стало серьезным поворотом ее творческой жизни.
В 1959 году ее направили в Москву для изучения песни народов мира. Она брала уроки у всемирно известной исполнительницы песен мира Ирмы Петровны Яунзем. С этой концертной программой А.Авзалова выступала во многих уголках страны и за рубежом. Во время гастролей А.Авзалова собирала множество забытых неизвестных песен разных народов, которые в ее исполнении обрели новую жизнь, стали достоянием широкого круга слушателей. За пропаганду песен народов мира ей была вручена Почетная грамота советского Комитета защиты мира «За активную деятельность по укреплению мира между народами» (1960 г.). В ее репертуаре было более 200 народных песен, свыше 500 произведений профессиональных композиторов. Это практически все татарские народные песни, произведения татарских композиторов, которые часто посвящали ей свои сочинения. Являясь первым исполнителем многих их произведений, она тем самым создавала эталон исполнения данного произведения.
А. Авзалова постоянно участвовала в музыкальных фестивалях в городах Поволжья, России, на Днях литературы и искусства в Москве, во всех республиках бывшего Советского Союза и постсоветского пространства, за рубежом: в Китае, Чехословакии, Венгрии и др. В неповторимом исполнении певицы народы СССР и зарубежья познакомились с песенным творчеством русского, казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского, башкирского и других народов. Концерты А. Авзаловой всегда проходили с ошеломляющим успехом, при полных аншлагах, с неизменно высокой оценкой критиков во многих городах России и зарубежья. Зрители встречали и провожали ее стоя. За последние десять лет (1990-2000 гг.) певица много гастролировала по городам России и СНГ.
Музыканты-аккомпаниаторы А.Авзаловой
Инструментальный ансамбль «Казан утлары»: Вадим Венедиктов (музыкальный руководитель ансамбля, гитара, рояль), Юсыф Валитов (бас-гитара, контрабас), Николай Вележинский (бас-гитара), Геннадий Кляузов (музыкальный руководитель ансамбля, ритм-гитара), Алексей Черкасов (саксофон), Рим Калимуллин (кларнет), Игорь Иванов (саксофон), Рафик Аганов (рояль), Наил Хасанов (ударные), Карим Габидуллин (музыкальный руководитель ансамбля, соло-гитара, синтезатор), Виталий Самойлов (ударные), Анатолий Ведерников (бас-гитара), Игорь Иванов (саксофон), Геннадий Евстегнеев (ударные); известные музыканты-баянисты: Мухтар Ахмадеев, Зиннур Гибадуллин, Илдар Заббаров, Рифкать Гумеров, Илдар Заббаров, Фанис Гильметдинов, Хайдар Сафин, Ринат Сибгатуллин, Ганс Сайфуллин, Рамил Курамшин, Кирам Сатиев и др. многие годы были аккомпаниаторами Альфии Авзаловой.
Увековечивание (Память)
В 2003 году в Аллее звезд на улице Баумана г.Казани была установлена первая звезда – гранитная плита в честь Альфии Авзаловой.
В 2009 году о певице и её творчестве был снят документальный фильм «Моң патшабикәсе» («Царица песни»), автор сценария – Р.Батулла.
В 2015 году в честь Альфии Авзаловой была посажена именная ель в сквере Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая, с участием легендарной певицей.
21 февраля 2019 года в Казанской Ратуше был вечер, посвященный презентации книги «Альфия Авзалова».
В 2019 году Татгосфилармонией и Правительством РТ была установлена мемориальная доска на фасаде дома (ул.Т.Миннуллина, д.8А), где проживала Альфия Авзалова и надгробный памятник-мемориальный комплекс на ее могиле (Автор – скульптор Ф.Валиуллин).
В 2019 году было присвоено ее имя улице №3 Кировского района г.Казани, на территории Жилищного комплекса «Салават күпере», а также улице в селе Актаныш в Актанышском районе РТ.
В 2019 году гимназии-интернате Актаныша открылся интерактивный музей памяти Альфии Авзаловой.
В 2020 году (31 августа) в Актаныше было торжественное открытие памятника Альфии Авзаловой (Автор – скульптор Ф.Валиуллин).
Литература (Книги, альбомы, посвященные А.Авзаловой):
1. «Үзем турында». Авторы – Әлфия Авзалова. – Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1995.
«О себе» (на татарском языке). Автор – Альфия Авзалова. – Казань: Татарское книжное издательство, 1995
2. Әлфия Авзалова: истәлекләр, әңгәмәләр, мәкаләләр. Төзүчесе – Рабит Батулла. – Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2007.
Альфия Авзалова: воспоминания, интервью, статьи (на татарском языке). Составитель – Рабит Батулла. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007
3. Әлфия Авзалова: истәлекләр (фотолар, ноталар, mp3 форматындагы диск белән, (100 җыр). Төзүчесе – Зөлфия Нигъмәтҗанова-Авзалова. – Казан: «Халкыбыз мирасы» нәшрияты, 2019.
Альфия Авзалова: воспоминания (на татарском языке, фото, ноты, прилагается mp3-диск, из100 песен).Составитель – З.Нигъмедзянова-Авзалова. – Казань: Издательство «Халкыбыз мирасы», 2019.
4. Биография и творческий путь Альфии Авзаловны Авзаловой (книга на русском и английском языках). Составитель: Зульфия Авзалова Нигмедзянова.– Казань: Издательство, 2020
Грампластинки:
1. Поет Альфия Авзалова. Татарские народные песни: «Гөлҗамал», «Әйтче, дөресен», «Яшь наратлар», «Авыл көе», «Болын», «Кичке уен», «Тәнәкәй» (башкирская народная песня). Р.Гумеров (баян).
2. Поет Альфия Авзалова. Татарские народные песни. Р.Гумеров (баян).
3. Поет Альфия Авзалова. Татарские и башкирские народные песни. Р.Гумеров (баян). 1972 г.
4. Поет Альфия Авзалова. «Безнең күңелләр» (Л.Айтуганов – сл.нар.), «Язгы җыр» (З.Гибадуллин – Г.Зайнашева), «Күл буена килсәң иде» (З.Гибадуллин – Г.Зайнашева), «Төнбоек» (Л.Айтуганов – И.Юзеев), «Күңелләрем сине эзли» (Ф.Ахмадеев-сл.нар.). З.Гибадуллин (баян), «Идел кызы» (АКлючарев – Г.Зайнашева), казахские народные песни, индийские народные песни. Инструментальный ансамбль п.у.В.Венедиктова.
5. Альфия Авзалова. «Идел кызы» (А.Ключарев – Г.Зайнашева), «Кайтам инде» (С.Садыкова – И.Юзеев). Инструментальный ансамбль п.у.В.Венедиктова.
6. Альфия Авзалова. «Язгы җыр» (З.Гибадуллин – Г.Зайнашева), «Күл буена килсәң иде» (З.Гибадуллин и И.Якубов – Г.Зайнашева). З.Гибадуллин (баян)
7. Альфия Авзалова. «Бәхет кошым» (З. Гибадуллин – Г. Зайнашева), «Төнбоек» (Л.Айтуганов – И.Юзиев). З. Гибадуллин (баян).
8. Альфия Авзалова. «Өзелә бит үзәгем» (Р.Ибрагимова, сл.нар.), «Хатфа» (татарская народная песня). Р.Гумеров (баян).
Дискография:
Музыкальный Альбом «Альфия Авзалова» (включающий два диска и книгу: 100 песен Альфии Авзаловой МР4 CD и DVD), 2018 г.
Дочь Альфии Авзаловой: «Если бы не творчество, мы бы ее похоронили 20 лет назад»
Сегодня на последнем ифтаре месяца Рамадан родные и близкие Альфии Авзаловой на 7-й день со дня похорон знаменитой татарской певицы проведут поминки у нее дома. «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с дочерью легенды Зульфией Нигмедзяновой, которая рассказала о том, как уходила «моң патшабикәсе», кто был рядом с ней все эти годы и чем будет заниматься учрежденный фонд имени ее мамы.
«МЫ, ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ДУМАЛИ, ЧТО ОНА ВЫКАРАБКАЕТСЯ»
— Зульфия, что же все-таки послужило причиной ухода из жизни вашей мамы, «моң патшабикәсе» Альфии Авзаловой?
5 мая у мамочки случился инсульт ишемический, 2/3 мозга были поражены, при этом в бывшей обкомовской больнице — сейчас это университетская клиника «Казань» — очень многое сделали. Врачи ее вытащили с того света, довели до реабилитационного периода. То, что от них зависело, они сделали, огромное спасибо руководству клиники, санитаркам, медсестрам. Я им всем очень благодарна! Было такое отношение к ней, причем не только к ней, а вообще к пациентам, там настоящие сестры милосердия! Это клиника «Казань»! А потом маму перевели в 7-ю горбольницу.
— Почему решили перевести?
— В 7-й горбольнице очень большие возможности для реабилитации таких больных, как мама. Главный врач Марат Наилевич — молодец, Зульфия Анасовна — завотделением, они старались делать все, чтобы ее вертикализировать. Ставили на ноги, развивали моторику, она велосипед крутила. Доктора нам говорили: «Девочки, надо ее сажать минимум четыре раза в день». У нас не всегда получалось, но старались. Мы, честно говоря, думали, что она выкарабкается, хотя нам и говорили, чтобы мы не сильно обольщались. От 10 дней до двух месяцев — это максимум для жизни и призывали быть ко всему готовыми. Мы ей песни пели, она их узнавала, подпевала, хотя ей было очень непросто. Она старалась говорить: «Алла бирса». В общем, мы верили, что идет восстановительный процесс хорошо.
И вот 14 июня наша племянница дежурила ночью, хотя обычно ночью дежурила моя сестра, а днем я. Хотели, чтобы мама видела: рядом с ней ее дочери. И вот 14-го числа мы с племянницей созванивались каждые 15 минут. Она сказала, что мама хрипит, сказали Розе, чтобы она срочно звала врачей, и сами приехали в больницу. За 20 минут до ее смерти мне удалось зайти в реанимацию, а потом уже вышел доктор и сказал: «Ваша мама умерла». Мы, говоря по правде, до сих пор не можем этого понять, что нашей мамы больше нет. Конечно же, мы не правильно поступаем по шариату — каждый день ходим на кладбище. Когда на третий день читал молитву Камиль хазрат Самигуллин, он нам сказал, что не желательно этого делать. А мы не плачем, просто приходим к могиле и разговариваем. Она полностью в цветах, ни кусочка земли не видно — цветы на цветах.
Алифа Валеева, внучка Ева, Зульфия Нигмедзянова и Гузель Авзалова
«КОГДА ВОЛОСЫ СТАЛИ ВЫПАДАТЬ КЛОКАМИ, ОНА ВЗЯЛА У МОЕГО МУЖА СТАНОК И СКАЗАЛА: «БРЕЙ МЕНЯ НАГОЛО!»
— Еще 20 лет назад татарскую культурную общественность всколыхнула новость, что у вашей мамы обнаружено онкологическое заболевание.
— У нее была лимфосаркома щитовидной железы. На протяжении многих лет мамочка. мы от нее скрывали всю информацию про болезнь. Когда прилетели с мужем из Кипра в конце 1996 года, мама как раз приехала с гастролей. Слышу, она сипит как-то, она убрала шарфик на горле, а там шишка большая. Мой муж, доктор, сразу ее спросил: «А ты к врачам ходила?» Мама говорит: «Голос осип лишь два дня назад». Настояли, чтобы она пошла в больницу. Когда отправились в онкологическую клинику, сдали анализы и подтвердился диагноз, то позвонили нашему любимому Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, в его аппарат, сказали, что, возможно, понадобятся средства для лечения. В течение нескольких дней Шаймиев дал команду, чтобы поддержали, и деньги нашлись. Нашли клинику в Марселе, во Франции, которая занимается конкретно этой болезнью. Но онколог Тазиев сказал, что пока мы будем оформлять документы, визы, то упустим время. Мы ему за это очень благодарны. И наши врачи-онкологи ее вытащили.
— То есть ваша мама не знала, что у нее был рак?
— Она догадывалась, но мы ей не говорили. Это человек, которому нельзя говорить такую правду. Она бы сникла и умерла. Когда мы пришли в онкологическую клинику на первую химиотерапию, маме мы сказали, что у нее доброкачественная опухоль, которую можно вырезать, а если не вырезать, то она может превратится в злокачественную. Тогда мама согласилась на процедуры. После них стали выпадать волосы, а мы с сестрой поехали покупать парик. В те годы это было почему-то сложно, но мы нашли, как раз под ее стиль.
Самый трудный момент был, когда мы с мужем подошли и сказали: «Мама, у тебя немножко будут выпадать волосы, поэтому ты будешь надевать парик». Естественно, она не рыдала, она не любила показывать, что ей больно, но мы все видели. В конечном итоге, когда волосы стали выпадать клоками, она взяла у моего мужа станок и сказала: «Брей меня наголо!» Помню, сестра Гузель приходит тогда и говорит: «Ой, мама, да ты гуманоид». Мы старались все это в шутку превратить, чтобы отвлекать ее от грустных моментов. Потом она с этим париком ездила даже на гастроли. Чудеса пошли с того момента, когда взяли биопсию, а анализ показал, что у нее болезнь локализована. Удивительно, но после лечения ее голос стал даже звонче, она продолжила заниматься концертной деятельностью. Если бы не творчество, мы бы ее похоронили еще 20 лет назад.
«Кара әле, минем борыным Шәйминеке шикелле („Посмотри-ка, у меня нос как у Шаймия“), может, мы родственники» / Фото: shaimiev.tatarstan.ru
«ОНА НИКОГДА СЛОВА ПЛОХОГО НЕ ДАВАЛА СКАЗАТЬ ПРО ПРАВИТЕЛЬСТВО»
— Когда Альфия Авзалова последний раз выступала на сцене?
— Четыре года назад она выходила на сцену.
— Не забыли ее с тех пор чиновники, коллеги по цеху?
— Всегда помогала филармония имени Тукая, ее руководитель Кадим Надирович Нуруллин — это человек такой душевный, что просто с ума сойти. Он завел традицию, когда пожилым артистам оказывалось внимание. Он никогда не забывал маму: день рождения, 8 марта, день пожилых людей. Два раза в больницу приезжал. Минниханов никогда не говорил «нет»: когда маме было 80 лет, Рустам Нургалиевич подарил автомобиль. Минтимер Шарипович постоянно интересовался. Но он — это особый разговор.
— Так ведь Шаймиев — земляк, якташ!
— Да, якташ-земляк, но не просто земляк: у меня такое ощущение, что они дышали одинаково. Дай ему бог здоровья. Мама его просто обожала. Она говорила: «Кара әле, минем борыным Шәйминеке шикелле („Посмотри-ка, у меня нос как у Шаймия“), может, мы родственники». Она никогда слова плохого не давала сказать про правительство.
Энгель абый Фаттахов — бывший глава Актанышского района, а сейчас министр образования — несмотря на занятость, приходил в больницу с огромной охапкой цветов, мама его узнала. Министр культуры Айрат Сибагатуллин интересовался — мы соседи — всегда про маму спрашивал, про ее состояние. Фарид Мухаметшин — от него постоянно были знаки внимания. А Ильсур Метшин знаете, что сделал для мамы? Он сделал лифт в подъезде. Нашли спонсоров, и в нашем подъезде четырехэтажного дома появился лифт. Благодаря Ильсуру Раисовичу мама успела на нем покататься. Он включается только от нашего ключа, потому что оплачиваем лифт только мы. Остальные соседи не хотят, говорят, что это дорого.
«САЛАВАТ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО КУРИРОВАЛ ЕЕ ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ»
— Но любимцем вашей мамы был Салават Фатхетдинов.
Салават ей очень помогал, у него много работы, он много ездит, он профессор, семья у него огромная. При этом всегда находил время позвонить: минимум три раза в неделю. Когда мама заболела, то звонил каждый день. Где бы он ни был, писал: «Как, что нужно, как она себя чувствует».
— Правда, что Салават очень помог Альфие Авзаловой в самые трудные годы?
— Это так. Он был ей очень благодарен, говорил, что мама много сделала для начала его карьеры. И он продлил ей творческую жизнь, возил на гастроли, когда ее никто не приглашал. Да, было дело, звонил какой-нибудь глава администрации и приглашал на юбилей или Сабантуй. Мама отзывалась, но не любила петь среди жующих, говорила, мол, она тут выкладывается, душу отдает, а люди едят. Салават — единственный человек, который до последнего курировал ее творческую жизнь.
— Многих удивило, что Салават не пришел на церемонию прощания в филармонии.
— Он там был. Незаметно пришел, незаметно ушел. Он был маме так близок, она же его сыном называла: «Минем улым». Не «энекәш» («братец»), а именно сынок. Он зашел до начала церемонии. Вот так было у человека на душе. Салавату захотелось с ней проститься так — непублично.
— А еще некоторых почитателей творчества вашей мамы покоробило, что ТНВ не поменяло сетку вещания, хотя это сделали федеральные каналы, когда в этот же день умер Алексей Баталов.
— Мы в YouTube заглядывали только один раз. Нам, честно говоря, не до этого было. А про татарстанское телевидение. Не берусь ни осуждать, ни обсуждать никого и ничего.
Последняя встреча Ильхама Шакирова и Альфии Авзаловой в июле 2016 года / Фото: Шамиль Абдюшев
«ОНА СТАВИЛА УСЛОВИЕ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ АРТИСТОВ В СЕМЬЕ НЕ БЫЛО»
— Альфию Авзалову называют «моң патшабикәсе» — «царица песни». А у каждой царицы должны быть наследники.
— Она ставила условие, чтобы больше артистов в семье не было, потому что жизнь певца не сладкая. Я имела наглость, пока она была на гастролях, поступить в театральное училище на актерское отделение к Марселю Салимжанову. Тогда сотовых телефонов не было, чтобы об этом сообщить. Приезжает она с гастролей, и я ей заявляю: «Мама, я уезжаю на практику, поступила в театральное училище». Для нее это было шоком, но мамочка не отругала, просто сказала: «Зря». Но потом после окончания театрального училища мы вместе с ней ездили, пели. Мой муж уехал в Афганистан врачом на войну, а я работала в филармонии в литературном лектории, редактором эстрадного отдела, потом мама предложила вместе ездить на гастроли. Я вела ее концерты, и мы дуэтом исполняли много разных песен, но не дуэтом, а была на подпевке, как сейчас принято говорить — работала бэк-вокалисткой.
— Значит, она видела вас продолжательницей своего дела?
— Да, думала, что я стану певицей. А так из действующих артисток ей нравились Хамдуна Тимергалиева, Хания Фархи. Ханию вообще любила. Сахабиеву очень любила, называла «моңлы җырчы». Шарифуллина Зухра ей тоже нравилась.
— А среди молодых исполнительниц? Я имею в виду участниц конкурса имени Альфии Авзаловой, где сама Альфия апа была членом жюри.
— Одна девочка ей очень нравилась, не помню, как ее звали, но она дальше не пошла по певческой карьере.
У Ильхама Шакирова / Фото из личного архива
— Если ваша мама царица татарской эстрады, то Ильхам Шакиров, несомненно, король национальной песни. Он понял, что его старая подруга ушла из жизни?
— Он все понимает! Но есть такие вещи как склероз и возраст. Это возрастные изменения, от этого никто не застрахован. Когда мы после похорон на следующий день поехали к маме на кладбище, то мои муж, племяница, сестра позвонили Ильхам абый Хазиеву, который ухаживает за Шакировым, и сказали, что придем. Мы пришли, и у всех было ощущение, что и мама наша здесь. Попили чаю. Он вспомнил нас, целовал руки Гузель, моей сестре. Он ведь с детства нас знает, называл своими дочерями. Другое дело, что через полчаса он, может, уже забыл о нашем приходе. Это у кого как бывает: Зельдин в 100-летнем возрасте на сцене выступал. У всех старение идет по-разному. Они изношенные все — что Ильгам абый, что мама.
СЕМЬЯ, ХАРАКТЕР И ФОНД АЛЬФИИ АВЗАЛОВОЙ
— Насколько большая у вас семья?
— У моей мамы двое дочерей — я и Гузель. Внуки — Иделия, Лейсан, Аскар, Рената. На сегодняшний день в Америке живет моя дочь, у которой уже четверо детей. Это мамины правнуки — Ева, Кристан-Александр, Себастьян-Эндрю, Максимильян. Вплоть до смерти мама четко нас всех различала, помнила. С моей дочерью, которая живет за океаном, разговаривала по интернету. Когда дети приезжали, каждый год делали фотосессии. Интересно, что 4 мая, за день до того, как маму увезли в больницу, она с моей дочерью по FaceTime пели дуэтом песни, я жалею, что не засняла это.
Себи, полное имя которого Себастьян
— Ваша собачка тоже была членом семьи?
— Мы привезли ее из Америки, мама собачку обожала. Себи, полное имя которого Себастьян, уже два с половиной года здесь живет. Мама его кормила со стола. Она всегда любила животных, любила лошадей, даже куриц, гусей. Когда на гастроли ездила, часто останавливались по домам. И первым делом просила показать скотину. А дети! Очень любила малышей.
Моя младшая дочь Рената настояла на том, чтобы Себи попрощалась с әннәкой (так мы называли маму), когда ее привезли из морга. Собака вышла, постояла, увидела народ, пошла к телу, лаяла и после этого перестала, хотя 40 дней до этого после того как маму увезли в больницу, на беду соседей она непрерывно лаяла и скулила.
— А ваша мама не страдала от многочисленных сплетен, которые ходили вокруг ее знаменитого имени?
— Она всегда говорила: «Аллах есть, все видит, всем воздаст то, что человек заслужил». Она ненавидела людей, которые сплетничают. Про нее же было столько сплетен: что в дурдоме лежит, пьяная в канаве, родила ребенка — отдала в детдом. Поначалу ей было очень тяжело все это выслушивать, а потом научилась брать себя в руки. Она говорила, что пока живешь, про тебя будут говорить, а перестанут говорить, значит, ты не нужна народу.
— Как она относилась к религии?
— Она говорила, что является любимицей Бога, Ходайның яраткан кызы. Она совершала намазы, правда, не пять раз в день. Все суры Корана помнила наизусть, когда год назад приглашали муллу читать, она все аяты знала, про себя повторяла за ним. Даже в больнице она парализованным языком говорила: «Алла бирса».
— Теперь нужно сохранить память о легенде татарской эстрады. Вы собираетесь что-то делать для этого?
— Мы вам откроем большой секрет: по настоянию моего мужа лет десять назад мы решили создать фонд Альфии Авзаловой, который позволил бы отбирать талантливых исполнителей. Ей эта идея очень понравилась, и она с нами вместе ездила в регистрационную палату. 10 лет он был на нулевом балансе, только налоги платили. Сейчас будем стараться его запустить. Салават одобрил эту идею, у фонда есть имя: «Фонд сохранения и развития творчества певицы Альфии Авзаловой». Это название утверждала мама сама.