альтернативная история гитлера мультик
Alternate Histories / Альтернативные истории
Alternate Histories / Альтернативные истории
Создатели короткометражки про йогурт подарили нам еще одну работу — к сожалению, такую же посредственную. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения… если у вас нет специального приложения, которое показывает все «если бы». Самый популярный запрос — «а если бы Гитлер умер до Второй мировой войны?». Вот вам шесть вариантов разной степени глупости — от смерти в потасовке с евреями до прикосновения к себе из будущего (это сразу приведет к уничтожению вселенной). Те же самые чувства, что с короткометражкой про йогурт: заставит улыбнуться, но спрашивается, зачем все это нужно?
СМЕРТЬ: 6/5
РОБОТЫ: 1/5
The Secret War / Тайная война
The Secret War / Тайная война
Помимо того что в сериале есть серия от аниматоров, есть здесь и эпизод про Россию — точнее, про Советский Союз времён Второй мировой войны. «Тайная война» — почти что мистический фолк-хоррор о солдатах Красной армии, сражающихся с полчищами адских чудищ, вылезших из-под земли где-то в Сибири (виноваты, как всегда, чекисты). Немного сбивчивый, но бойкий экшен-эпизод, напоминающий набор хороших видеоигровых катсцен. Даром что сделавшая его студия именно на них и специализируется.
ЛЮБОВЬ: 5/5 за любовь к Родине
«Ледниковый период» («Ice Age»)
Это наполовину даже не анимация, а вполне настоящая короткометражка с актерским дуэтом Тофера Грейса («Черный клановец») и Мэри Элизабет Уинстед («Кловерфилд, 10»). Но между ними за восемь минут хронометража не складывается особой химии, хотя серию снял сам создатель сериала Тим Миллер («Дэдпул»). Судя по всему, в кадре нарисована только мини-цивилизация, которую пара обнаруживает в своем холодильнике. Хотя у эпизода отличная завязка (якобы замороженного мамонта можно обнаружить с бокале с виски), но диалоги персонажей и развитие сюжета настолько неуклюжи, что в итоге они ни к чему не приводят.
«Свалка» («The Dump»)
Неплохо озвученная (например, есть голос Гэри Коула), но нарисованная в не лучших традициях 2000-х история про жителя свалки по короткому рассказу писателя Джо Р.Лансдейла (серия книг «Хэп и Леонард»). Дурнопахнущий анекдот с одним простым фантастическим сюжетным поворотом. Только перестрелка без штанов вытягивает этот мусорный эпизод, но, с другой стороны, сценами с участием первичных половых признаков наружу может похвастаться почти любая серия этого шоу.
«Альтернативные истории» («Alternate Histories»)
Простенько нарисованный коротыш, развивающий избитую идею о том, что случилось бы, если бы история повернулась в другую сторону. Все это оформлено в виде приложения Multiversity, позволяющего смотреть возможные варианты развития исторических событий. Например, увидеть шесть дурацких версий смерти Адольфа Гитлера в юности и то, что этот факт все равно не приведет ни к чему хорошему. Пошутили про фашистов в сто первый раз — сюда же добавили шутку про Путина, который мог бы стать первым человеком на Луне вместо Армстронга.
«Когда захватил йогурт» («When the Yogurt Took Over»)
Еще одна маленькая фантазия от тех же режиссеров, что и про Гитлера, и тоже с максимально идиотской идеей: а что если бы президентом США стал йогурт. То есть буквально — кисломолочный продукт научился выражать свои мысли и постепенно захватил власть. Звучит смешно, но этой идеи хватает ровно на пять минут.
«Слепое пятно» («Blind Spot»)
Внезапно серия от российской команды! Аниматор из Петербурга Виталий Шушко и художница Елена Волк сделали короткометражку в духе мультсериалов про роботов, которые в России 90-х дети так любили смотреть по телевидению. Проще говоря, чисто развлекательная войнушка с киборгами, погоней и ограблением, как в старые добрые времена. К тому же в конце смешно обыгрывающая детскую идею, что в мультиках не стоит переживать за жизнь роботов. Один из самых добрых выпусков антологии с приятной дружеской атмосферой.
«Рыбная ночь» («Fish Night»)
Еще одна адаптация еще одного рассказа Джо Р.Лансдейла в данной антологии. Эпизод о застрявших на дороге коммивояжерах поначалу увязает в диалогах и не очень четкой анимации, но завершается невероятно красивыми флуоресцентными сценами с подводными обитателями, ради чего все и затевалось. «Рыбную ночь» поставил польский аниматор Дамиан Ненов, обладатель премий «Гойя» и Европейской киноакадемии за лучший анимационный фильм 2018 года («Еще один день жизни»).
«Счастливчик 13» («Lucky 13»)
«Рука помощи» («Helping Hand»)
Анимационная мини-«Гравитация». Снова из‑за космического мусора девушку-астронавта уносит в темные дали, но благодаря удивительной смекалке и каламбуру, который обыгрывается в названии, ей удается спастись. Спасибо за ошеломительный космос и безумные лайфхаки, которые бы пригодились и Джорджу Клуни в «Гравитации», и Миронову во «Времени первых».
«Костюмы» («Suits»)
Хорошо рассказанная история про фермеров, которые при помощи своих механических костюмов охраняют грядки и пастбища от инопланетных тварей. Как и «Слепое пятно», эпизод тоже ориентирован чисто на экшен в классическом стиле, но в серии круто прописаны персонажи, поэтому быстро начинаешь вникать в их мир и характеры. Захотелось даже увидеть продолжение в виде мини-сериала в стиле реднек-фантастики.
«За разломом Акилы» («Beyond the Aquila Rift»)
Экранизация рассказа фантаста Аластера Рейнольдса, демонстрирующая всю мощь реалистичной анимации в стиле игровых кусков из современных видеоигр, когда актеры выглядят как живые, но все-таки еще нет. Выглядит это довольно пугающе, кажется, этот эффект называется «зловещей долиной», когда твоему мозгу неуютно различать — это все-таки живое или нечто андроидное. Особенно наводит на размышления о будущем индустрии пылкая сцена секса между трехмерными моделями с лицами актеров. Несмотря на чудеса картинки, здесь довольно предсказуемый фантастический сюжет про застрявший в ловушке космический корабль.
«Свидетель» («The Witness»)
Эпизод с самым ярким художественным стилем, безупречным звуковым дизайном и лучшим монтажом во всей антологии. Дерзкая история про убийство и свидетельницу сразу же привлекает внимание и уводит в свои странные закоулки с граффити и городскими пейзажами. По идее это чем‑то похоже на классическую арт-фантастику «Взлетная полоса» Криса Маркера, но только с ожившими кадрами и неогейшами.
«Оборотни» («Shape-Shifters»)
Сильная история про солдат-оборотней, допускающая условность, что их взяли в американские войска в Афганистане. Необычный заход, поднимающий вопросы дедовщины и пушечного мяса с помощью метафоры про людей-волков. Фотореалистичная анимация, иногда хромающая, когда дело касается лицевых деталей, но зато выгребающая за счет отличной хореографии вроде смены перспективы от первого лица или искусной схватки мохнатых монстров в финале. Кстати, если пересматривать эпизод, то можно заметить главных злодеев в самой первой сцене, что доказывает внимание к деталям в серии.
«Секретная война» («The Secret War»)
Сериал неожиданно замыкается на патриотической ноте про советских солдат, как если бы Министерство культуры РФ вдруг поддерживало фильм про ксеноморфов в Сибири. При этом мультик создала венгерская студия, специализирующаяся на роликах к видеоиграм. «Секретная война» действительно выглядит как хорошо прорисованная игра про Красную армию, которая сражается с древним оккультным злом в таежных лесах. Конечно, не обходится без стереотипного набора водки, балалайки и чукчи, но зато у эпизода внятные персонажи, проработанный сюжет и структура. Плюс один балл за интерес к России поднимает этот эпизод в нашем рейтинге.
«Три робота» («Three Robots»)
«Поглотитель душ» («Sucker of Souls»)
В этом эпизоде нет ни роботов, ни любви, зато есть много крови и монстров, которых обнаруживают археологи. Подкупают юмор и симпатичная ручная отрисовка, особенно хитро использованная в сценах смерти. И снова кошки!
«Хорошей охоты» («Good Hunting»)
Мультфильм про китайского механика, который нашел связь с духами и механизмами. Кажется, что эпизод разваливается на два разных фильма: про сына — охотника за женщинами-лисами и его взрослую жизнь в стимпанковском Гонконге. На самом деле это полновесная работа с прологом о том, как главный герой в детстве столкнулся с женскими метаморфозами, а потом мир отобрал эту возможность, но в конце женская магия снова вернулась — уже при помощи технологий. Плюс, конечно же, симпатичная классическая 2D-анимация, которая высоко ценится в данном рейтинге.
«Надлом Сонни» («Sonnieʼs Edge»)
«Зима Блю» («Zima Blue»)
Дзен-шедевр от знаменитого аниматора Роберта Вэлли, который делал клипы для группы Gorillaz и даже номинировался на «Оскар». Философский трактат о художнике-аскете, который достиг вселенского робопросветления, увидел особый смысл в голубом прямоугольнике и решил явить миру свою последнюю работу. Самый осмысленный, емкий и увлекательный эпизод в сериале со своим почерком. Доктор Манхэттен из «Хранителей» одобряет это первое место.
Альтернативные истории (Alternate Histories)
Общество неоднократно задумывалось о возможных вариантах развития событий в прошлом, способные повлиять на лучшее будущее. Что могло произойти, если бы одно из важных открытий не произошло или же человечество не получило способность думать. Каждый раз, задаваясь вопросами, к чему бы все привело, будет представлено шесть альтернативных развитий мира, где мог не родиться диктатор, а человек и вовсе не стать разумным существом.
В мире не произошло глобальной войны, но человечество из-за этого отказалось проявлять милосердие и сострадание к близким. Бесчеловечность и жестокость начинают управлять планетой. Остановить запущенное колесо ненависти не получается, а шансы на радостное будущее просто тают на глазах.
Что же произойдет, что животные вместо землян станут править обширной территорией, а человечество превратится в рабов. Любой неправильный шаг будет означать жестокое наказание. Смогут ли в этот раз жители Земли пересмотреть желания и исправиться, пока не наступил неприятный переворот?
Если бы Гитлер победил: планы нацистов и альтернативная история
Среди всех сценариев альтернативной истории чаще всего обсуждается один: что, если бы Гитлер победил? Что, если бы нацисты разгромили войска союзников? Какую участь они бы уготовали порабощённым народам?
До нашего времени дошли вполне конкретные документы и свидетельства, позволяющие составить представление о том, какие планы вынашивали Гитлер и его окружение относительно преобразования побежденных государств и самого рейха. Это проекты Генриха Гиммлера и замыслы Адольфа Гитлера, изложенные в их письмах и выступлениях, фрагменты плана «Ост» в разных редакциях и записи Альфреда Розенберга.
На основе этих материалов мы попытаемся реконструировать образ будущего, которое грозило миру в случае победы нацистов. А потом расскажем о том, как это представляли себе фантасты.
Реальные проекты нацистов
Проект мемориала павшим на Восточном фронте, который гитлеровцы предполагали возвести на берегу Днепра
Географическая карта агрессора: гитлеровский план оккупации и расчленения СССР
От оккупированной Европейской России отделялись входившие в Советский Союз национальные республики и некоторые области, после чего нацистское руководство предполагало объединить их в четыре рейхскомиссариата.
За счет бывших советских территорий осуществлялся и проект поэтапной колонизации «восточных земель» с целью расширения «жизненного пространства» немцев. На территориях, отдаваемых под колонизацию, в течение 30 лет должны поселиться от 8 до 10 миллионов чистокровных немцев из Германии и Поволжья. При этом численность местного населения предполагалось сократить до 14 миллионов человек, уничтожив евреев и прочих «неполноценных», включая большинство славян, еще до начала колонизации.
Но и ту часть советских граждан, что избежала бы уничтожения, не ждало ничего хорошего. Более 30 миллионов славян должны были выселить из европейской части СССР в Сибирь. Оставшихся Гитлер планировал превратить в рабов, запретить им получать образование и лишить их культуры.
Победа над СССР вела к преобразованию Европы. Прежде всего нацисты собирались перестроить Мюнхен, Берлин и Гамбург. Мюнхен становился музеем национал-социалистического движения, Берлин — столицей Тысячелетней империи, подчинившей себе весь мир, а Гамбург должен был превратиться в единый торговый центр, в город небоскребов, подобный Нью-Йорку.
Макет нового здания вагнеровского оперного театра. После войны Гитлер предполагал полностью перепланировать вагнеровский концертный зал в Байрейте
Широчайшие «реформы» ожидали и оккупированные страны Европы. Районы Франции, которая переставала существовать как единое государство, ожидала разная судьба. Часть из них отходила к союзникам Германии: фашистской Италии и к Испании Франко. А весь юго-запад должен был превратиться в совершенно новую страну — Бургундское Свободное Государство, которое предполагалось сделать «рекламной витриной» рейха. Официальными языками в этом государстве были бы немецкий и французский. Общественное устройство Бургундии планировалось таким, чтобы полностью устранить противоречия между классами, которые «используются марксистами для разжигания революций».
Некоторые народы Европы ожидало полное переселение. Большинство поляков, половину чехов и три четверти белорусов планировалось выселить в Западную Сибирь, заложив на века противостояние между ними и сибиряками. С другой стороны, в Восточную Польшу собирались перевезти всех голландцев.
«Ватикан» нацистов, макет архитектурного комплекса, который планировалось возвести вокруг замка Вевельсбург
Финляндия, как верный союзник рейха, становилась после войны Великой Финляндией, получая северную половину Швеции и области с финским населением. Центральная и южная территории Швеции входили в состав Великого рейха. Норвегия лишалась независимости и, благодаря развитой системе гидроэлектростанций, превращалась в источник дешевой энергии для Северной Европы
Следующая на очереди — Англия. Нацисты полагали, что, потеряв последнюю надежду на помощь Континента, Англия пойдет на уступки, заключит с Германией почетный мир и, раньше или позже, присоединится к Великому рейху. В случае, если этого не произойдет и англичане продолжат борьбу, следовало возобновить подготовку к вторжению на Британские острова, покончив с этой угрозой до начала 1944 года.
Кроме того, Гитлер собирался установить полный контроль рейха над Гибралтаром. Если бы диктатор Франко попытался помешать этому намерению, то следовало за 10 дней оккупировать и Испанию с Португалией, невзирая на их статус «союзников» по Оси.
Нацисты страдали гигантоманией: скульптор Й. Торак работает над памятником строителям автобанов. Оригинальная статуя должна была быть в три раза больше
После окончательной победы в Европе Гитлер собирался подписать с Турцией договор о дружбе, основывающийся на том, что ей будет поручена защита Дарданелл. Турции также предлагалось участие в создании единой экономики Европы.
Завоевав Европу и Россию, Гитлер намеревался двинуться в колониальные владения Британии. В штабах планировались захват и долговременная оккупация Египта и Суэцкого канала, Сирии и Палестины, Ирака и Ирана, Афганистана и Западной Индии. После установления контроля над Северной Африкой и над Ближним Востоком должна была осуществиться мечта канцлера Бисмарка о строительстве железной дороги Берлин—Багдад—Басра. Не собирались нацисты отказываться и от идеи возвращения африканских колоний, принадлежавших Германии до Первой мировой войны. Более того, шла речь о создании на «черном континенте» ядра будущей колониальной империи. В Тихом океане предполагалось захватить Новую Гвинею с ее месторождениями нефти и острова Науру.
Планы фашистов по завоеванию Африки и Америки
Соединенные Штаты Америки вождями Третьего рейха рассматривались как «последний оплот мирового еврейства», и их нужно было «дожать» сразу по нескольким направлениям. В первую очередь, США была бы объявлена экономическая блокада. Во-вторых, в Северо-Западной Африке возводился укрепленный военный район, откуда для нанесения ударов по Америке должны были стартовать гидросамолеты-бомбардировщики дальнего действия и межконтинентальные ракеты «А-9/А-10».
В Третьем рейхе существовала фантастика как жанр, хотя, конечно, немецкие писатели-фантасты того времени не могли потягаться популярностью с авторами исторической и военной прозы. Тем не менее, своего читателя нацистские фантасты находили, и некоторые их опусы публиковались миллионными тиражами.
Наибольшую известность получил Ганс Доминик — автор «романов о будущем». В его книгах торжествовал немецкий инженер, конструирующий фантастическое сверхоружие или вступающий в контакт с инопланетными существами — «уранидами». Кроме того, Доминик был ярым сторонником расовой теории, и очень многие его произведения являются прямой иллюстрацией к тезисам о превосходстве одних рас над другими.
Другой популярный фантаст, Эдмунд Кисс, посвятил свое творчество описанию древних народов и цивилизаций. Из его романов немецкий читатель мог узнать о погибших континентах Туле и Атлантиде, на территории которых якобы обитали родоначальники арийской расы.
Так должны были выглядеть представители «расы господ» — «истинные арийцы»
Альтернативная история от фантастов
Альтернативный вариант истории, в котором Германия одержала победу над союзниками, фантасты описывали много раз. Подавляющее большинство авторов считает, что гитлеровцы принесли бы миру тоталитаризм худшего образца — уничтожили бы целые народы и построили общество, где нет места добру и состраданию.
Первое произведение на эту тему — «Ночь свастики» Кэтрин Бэрдекин — вышло в Британии еще до Второй мировой. Это не альтернативная история, а скорее роман-предупреждение. Английская писательница, публиковавшаяся под псевдонимом Марри Константин, попыталась заглянуть на семьсот лет вперед — в будущее, построенное нацистами.
Уже тогда она предсказала, что ничего хорошего нацисты миру не принесут. После победы в Двадцатилетней войне Третий рейх властвует над миром. Крупные города разрушены, на их руинах возведены средневековые замки. Евреи уничтожены поголовно. Христиане находятся под запретом, собираются в пещерах. Насаждается культ Святого Адольфа. Женщины считаются существами второго сорта, лишенными души животными — всю свою жизнь они проводят в клетках, подвергаясь непрерывному насилию.
Во время Второй мировой мрачная тема получила развитие. Если не считать десятков рассказов о том, что будет с Европой после победы нацистов, можно вспомнить как минимум два крупных произведения: романы Марион Уэст «Если мы проиграем» и Эрвина Лесснера «Иллюзорная победа». Особенно интересен второй — в нем рассматривается вариант послевоенной истории, где Германия добилась перемирия на Западном фронте и после передышки, собрав силы, развязала новую войну.
Первая альтернативно-фантастическая реконструкция, изображавшая мир победившего нацизма, появилась в 1952 году. В романе «Звук охотничьего рога» английский писатель Джон Уолл, выступавший под псевдонимом Сарбан, показал Британию, превращенную нацистами в огромный охотничий заказник. Гости с континента, одетые в костюмы вагнеровских персонажей, охотятся здесь на расово неполноценных людей и генетически модифицированных чудовищ.
Классической считается и повесть Сирила Корнблата «Две судьбы». Известный фантаст показал Америку, побежденную в 1955 году и разделенную на оккупационные зоны двумя державами: нацистской Германией и императорской Японией. Народы США покорены, лишены права на образование, частично уничтожены и загнаны в «трудовые лагеря». Прогресс остановлен, занятия наукой запрещены и насаждается махровый феодализм.
Похожую картину нарисовал Филип К. Дик в романе «Человек в высоком замке». Европа покорена нацистами, США разделены и отданы Японии, евреи уничтожены, а в Тихоокеанском регионе назревает новая глобальная война. Однако, в отличие от предшественников, Дик не считал, что победа Гитлера приведет к деградации человечества. Наоборот, Третий рейх у него стимулирует научно-технический прогресс и готовится к колонизации планет Солнечной системы. В то же время жесткость и вероломство гитлеровцев — норма в этом альтернативном мире, а потому скоро японцев ожидает участь сгинувших евреев.
Американские нацисты из экранизации «Человека в высоком замке»
Своеобразный вариант истории Третьего рейха рассмотрел Север Гансовский в повести «Демон истории». В его альтернативном мире нет Адольфа Гитлера, зато есть харизматичный лидер Юрген Астер — и он тоже развязывает войну в Европе, чтобы бросить к ногам немцев покоренный мир. Советский писатель проиллюстрировал тезис марксистов о предопределенности исторического процесса: отдельная личность ничего не решает, зверства Второй мировой — следствие законов истории.
Самое масштабное произведение о другой войне создал Гарри Тертлдав. В тетралогии «Мировая война» и трилогии «Колонизация» он описывает, как в разгар битвы за Москву на нашу планету прилетают захватчики — ящероподобные пришельцы, располагающие более совершенными технологиями, чем земляне. Война против инопланетян заставляет враждующие стороны объединиться и в итоге ведет к научно-техническому прорыву. В заключительном романе в космос стартует первый звездолет, построенный людьми.
Впрочем, тема не ограничивается обсуждением итогов войны в альтернативных реальностях. Многие авторы используют смежную идею: а что, если бы нацисты или их противники научились путешествовать во времени и решили использовать технологии будущего для достижения победы? Такой поворот старого сюжета обыгран в романе Джеймса Хогана «Операция «Протей»» и в романе Дина Кунца «Молния».
Афиша фильма «Это случилось здесь»
Не остался равнодушным к альтернативному рейху и кинематограф. В редкой для фантастики псевдодокументальной манере снят фильм «Это случилось здесь» английских режиссеров Кевина Браунлоу и Эндрю Молло, рассказывающий о последствиях нацистской оккупации Британских островов. Сюжет с машиной времени и похищением технологий обыгрывается в боевике Стивена Корнуэлла «Филадельфийский эксперимент 2». А классическая альтернативная история представлена в триллере Кристофера Менола «Фатерлянд», снятом по одноименному роману Роберта Харриса.
Полиция СС в фильме «Фатерлянд»
Ещё недавно казалось невозможным, чтобы на русском языке выходили романы, идеализирующие рейх и нацистов. К сожалению, они существуют.
Для примера можно привести повесть Сергея Абрамова «Тихий ангел пролетел» и роман Андрея Лазарчука «Иное небо». В первом случае гитлеровцы ни с того, ни с сего устанавливают в покоренном Советском Союзе демократию европейского образца, после чего у нас вдруг наступают порядок и изобилие. В романе Лазарчука Третий рейх тоже обеспечивает довольно комфортные условия для покоренных народов, но приходит к застою и терпит поражение от динамично развивающейся Сибирской республики.
Подобные идеи не только вредны, но и опасны. Они способствуют возникновению иллюзии, будто врагу не следовало сопротивляться, будто подчинение захватчикам могло изменить мир к лучшему. Следует помнить: нацистский режим нес в себе колоссальный заряд ненависти, а потому война с ним была неизбежна. Если бы даже Третий рейх победил в Европе и России, война не прекратилась бы, а продолжалась.
К счастью, большинство российских фантастов не считает, что нацисты могли принести СССР мир и демократию. В ответ на романы, изображающие Третий рейх безобидным, появились произведения, дающие ему трезвую оценку. Так, в повести Сергея Синякина «Полукровка» реконструированы все известные планы верхушки рейха по преобразованию Европы и мира. Писатель напоминает, что основой нацистской идеологии было деление народов на полноценных и неполноценных, и никакие реформы не могли изменить движение рейха к уничтожению и закабалению сотен миллионов людей.
Своеобразный итог этой теме подводит Дмитрий Казаков в романе «Высшая раса». С группой арийских «сверхлюдей», созданных в оккультных лабораториях, сталкивается отряд советских фронтовых разведчиков. И наши люди выходят победителями из кровавой схватки.
* * *
Давайте помнить, что в реальности наши прадеды и прабабки победили гитлеровского «сверхчеловека». И было бы величайшим неуважением к их памяти и к самой правде утверждать, что они сделали это зря…
А вот это — реальная история. Не альтернативная