альтернативная история российского флота

Альтернативные российские линкоры (3+4).

Альтернативные российские линкоры (3+4).

Контр-адмирал Небогатов, в недавнем (буквально еще вчера) командир 3-го отряда, а сегодня командующей всей 2 Тихоокеанской эскадры, взвешивал варианты. Собственно вариантов было 2 – отступать или прорываться.

Но ведь, 7 броненосцев (пусть 5) всё-таки прибудут во Владивосток, и это… что «это»? Попытка переиграть войну? Дождаться подкрепления – (броненосцы «Слава», «Александр-2», крейсера «Корнилов», «Минин») и с новыми силами.

Отступать? Бежать. Бежать с поле боя, признать свой проигрыш. Проявить трусость. В то время как противник ослаб после сражения, и у него нет сил на перехват, рвануть во Владивосток всеми… да остатками эскадры. Японцы после ожесточенного сражения ослабли, но явно сохранили силу – которой хватит что бы окончательно разделаться с оставшимися кораблями русской эскадры. Не смотря на многочисленные свидетельства, приходилось признать, у японцев еще осталось 5 броненосцев первого отряда (если принять версию, что «Хатсусе» утонул). И даже если русским кораблям удастся прорваться во Владивосток без боя – то выйти с такими калеками на бой в следующий раз….

С тяжелым камнем на душе – не покидало ощущение предательства, Небогатов уже собирался отдать приказ лечь на обратный курс, когда с броненосца «Сисой Великий» передали «Тону и прошу помощи». Именно это «тону» и сняло часть груза с контр-адмирала Небогатова – все силы эскадры уменьшились, надо спасать других людей.

По результатам сражений русско-японской войны появился английский корабль нового класса – «Дредноут». Вскоре, тот или иной вариант своего «Дредноута» появился в Германии, Японии, США, Италии.

Появился он (дредноут) и в Российской Империи. Речь идет о линкорах типа «Севастополь» (заложены в 1909 году).

Еще не окончилась русско-японская война, а оставшиеся корабли русской эскадры подверглись тщательному осмотру и изучению. Внимательно изучались показания и экипажей с погибших кораблей («Александр-3», «Сисой Великий», «Бородино», «Суворов»). И на основе данных исследований и появился проект линейного корабля «Севастополь».

Главный калибр состоял из новейших орудий в 305/52-мм.

Вот только что лучше 12 орудий в 4-х башнях (3-х орудийные) или 12 орудий в 3-х башнях (4-х орудийные)?

Решение было принято оригинальное — учитывая желание русских моряков иметь превосходство в бою, обоснованное – поставить башни обеих систем!

В носовой и кормовой части – 3-х орудийные, в центральной части – 4-х орудийные.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Таким образом, российские линкоры типа «Севастополь» получили самую многочисленную артиллерию главного калибра, никем не превзойденную (Южноамериканцы смогли вплотную приблизиться по числу орудий, но не смогли вырваться вперед).

Являясь лидером в артиллерии главного калибра, российские линкоры были аутсайдером в вспомогательной артиллерии. Ее количество достигло всего 8 120-мм орудий (4 в носу и 4 в корме), или 4-х орудий на борт.

Как показали исследования, вспомогательная артиллерия на всех броненосцах была быстро выбита. Да и ценность 152-мм орудий в бою, оказалось не очень. Получается, вспомогательная артиллерия занимала место, но не могла эффективно принять участие в бою, а после боя, ввиду тяжелых повреждений – эффективно отражать атаки миноносцев.

РИ. А.П. Зеленой (командир броненосца «Андрей Первозванный») отмечал: «Нахожу уместным обратить внимание на зарождение совершенно новой идеи ненадобности для линейных кораблей вообще противоминной артиллерии, т. е. …от миноносцев и подводных лодок их должны обезопасить специальные корабли, способные лучше, чем они сами, справиться с этой задачей». В отзыве начальника бригады линкоров эта мысль развивалась шире, и указывалось, что «противоминная артиллерия в том количестве действующих по носу орудий, которое возможно осуществить, и при теперешнем ее калибре, не в состоянии с достаточной надежностью отразить атаку миноносцев современной скорости и тоннажа», и далее продолжал: «кроме того, если атаки будут вестись в конце боя, то противоминная артиллерия почти наверняка будет уничтожена, т. к. забронировать ее надежно (подобно башням) не представляется возможным. По этим причинам логично снять противоминную артиллерию с корабля и поставить в несколько усиленном виде на бронепалубный крейсер с ходом 30 узлов при калибре 7″ на трех-четырехорудийных платформах. Помимо более надежного отражения атаки, на своем корабле окажется огромная экономия и места, и веса, и стоимости, и людей (прислуга противоминных пушек), обреченных на главный контингент раненых и убитых». Идею отказа на линкоре от противоминной артиллерии широко развивал и горячо отстаивал и командир «Новика» Д.Н. Вердеревский.

Убрав ПМК, удалось улучшить защиту (как показали испытания – недостаточно). Да и обводы линкоров стали полнее (по сравнению с проектом).

В 1911 году были заложены линкоры типа «Императрица Мария», и здесь российские конструктора перенесли балтийский проект «Севастополя» на черноморские условия.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Все так же 4 башни с разным количеством орудий: 3-х орудийные в оконечностях, 4-х орудийные в центре (хотя и были предложения поставить одну 4-х орудийную башню в носовой части). Спор о ПМК продолжился и здесь, и здесь в некотором роде обе стороны добились победы. Так сторонники ПМК смогли убедить что надо ставить 130-мм артиллерию, противники ПМК по-прежнему оставили только 8 орудий.

В 1912 году были заложены линейные крейсера типа «Измаил».

Первоначальное вооружение должно было состоять из 305-мм орудий. Затем было принято решение (вон англичане уже 343-мм ставят), ставить орудия крупнее в 356-мм (все так же, схемы «Штирлиц» 3-4-4-3). Вот только возникли проблемы с 356-мм орудиями, и опасаясь получить линейный корабль без орудий, решили возвратится к варианту с 305-мм артиллерией. Будь подобный проект принят, то получился бы настоящий «пулеметный» линкор, с 20 305-мм орудиями!

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

К сожалению (Российская Империя заложила такого монстра!) или к счастью (крупный калибр показывал преимущества перед менее крупным), проект «пулеметного» линкора был не реализован. Проблему 356-мм орудий удалось преодолеть, и «Измаилы» строились из расчета именно этих орудий.

Что касается спора «ПМК», то здесь стоит отметить первую победу противников ПМК калибра. В варианте «пулеметного» «Измаила», вспомогательный калибр не был предусмотрен во все.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Правда, «обычный» «Измаил», все же получил аж 10 орудий в 130-мм.

А вот последний российский линкор – «Николай-1» (главное вооружение – все те же 14 305/52-мм орудий), заложенный в 1913 году решил спор о ПМК окончательно. Его на линкоре не было.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

И как оказалось в последствии, к противоминному или воспитательному калибру, но российских линкорах, больше не возвращались.

Занимаясь модернизацией линейных кораблей типа «Севастополь», советские конструктора убрали 8 120-мм, заменив их на 8 100-мм орудий. В ходе Великой Отечественной Войны, был осуществлен вариант модернизации, 100 мм орудия были заменены на 85-мм (16 штук), с лучшими углами возвышения и скорострельными. Как показала война, такое решение было полностью оправдано. Советским линкорам не пришлось вести бои с вражескими эсминцами или торпедными катерами, а вот воздушная угроза была актуальной практически всю войну.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Раз заговорили о Штирлице

Гиммлер вызывает своего сотрудника.
— Назовите двузначное число.
— 45.
— А почему не 54?
— потому что 45!
Гиммлер пишет характеристику «характер нордический» и вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 28.
— А почему не 82?
— Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Гиммлер пишет характеристику «характер близок к нордическому» и вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 33.
— А почему не… А, это Вы, Штирлиц.

Источник

Оборона Цусимского пролива в альтернативном русско-японском конфликте 1904 года.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

в которой находится теоретическое обоснование расположения базы флота в Кардого, описаны предпочтения военных, кратко упомянута попытка адмирала Лихачева удержать за Россией Цусиму в 1861 году, и предложение адмирала Дубасова в 1897 — одна из возможностей занять эту территорию. В данной статье эти вопросы не повторяются.

ВСТУПЛЕНИЕ.

В прошлой моей статье я высказал условия, при которых возможно было избежать поражения в 1904 году. Первая, но не единственная, это замена руководства флотом, в результате «блестящей» деятельности которого флот развивался по инерции, а теория не развивалась, хотя теоретики были. Военному кораблестроению также не способствовало, что приоритет всегда и заранее отдавался французским проектам, а сами проекты не получали последовательного развития. Люди, которые могли его заменить, были в наличии, например, великий князь Александр Михайлович, который вел журнал о состоянии ведущих флотов, и имел живой интерес к данной области. Имевшийся же в наличии генерал-адмирал мало интересовался флотом, потому, что в его жизни было много других радостных моментов. Что не делает чести тому, кто, при всем уважении, его на этот пост поставил. Известно, что «войско баранов под руководством льва победит львов под руководством барана». (Бонапарт).

Кроме этого, следовало предпринять следующие действия:

— На Дальнем Востоке строятся необходимые для данного театра ремонтные мощности (для чего можно принять предложение Чарльза Крампа), благодаря чему, в данной альтернативе после подхода новых судов, на Балтику уходит только старший по возрасту броненосец Наварин. Также желателен полноценный завод по производству миноносцев, чтобы не гнать их через половину мира (именно перегон миноносцев в нашей реальности задержал своевременный приход отряда Вирениуса).

— В кораблестроительной программе вместо бронепалубных крейсеров в 6000 тонн строятся броненосные крейсера и легкие разведчики, и увеличивается соотношение крейсеров к броненосцам. Так как реальная структура флота не была оптимальной — см. предыдущую статью.

— Броненосцы строятся на основе казематной схемы, а не французской башенной, согласно неизменным симпатиям генерал-адмирала. Благодаря этому не требуется время на ожидание французских чертежей, на их адаптацию к местным условиям, а строительство идет быстрее и дешевле, за счет менее сложного проекта. С учетом, как минимум, проекта Ретвизана — без потери качества. Впрочем, русские проекты также были исключены из сравнения, чтобы дать дорогу французскому.

При выполнении этих 3-х пунктов, на Тихом Океане можно было собрать флот более сильный, чем у Японии. Однако содержание большого флота на Дальнем Востоке требовало развития здесь инфраструктуры. Строить корабли, и не строить для них инфраструктуру безсмысленно. Чисто теоретически, можно было купить лишний десяток броненосцев, как советует один читатель (а лучше 100, что за тяга к броненосцам, когда нужен сбалансированный для данного театра флот?), но без достаточных ремонтных мощностей они бы быстро вышли из строя.

Есть еще и 4-й пункт.

— Вместо Порт-Артура берется и укрепляется пункт на юге Кореи (остров Каргодо). Так думали не только «кровавые» (по мнению грозного читателя) царские адмиралы, но и некоторые историки, включая царского морского офицера, а затем советского военного теоретика М.А.Петрова. Данное место базирования налагает требование, чтобы русский флот на Тихом Океане не уступал по силам японскому. Но то же самое, вероятно в большей степени, верно для Порт-Артура.

Этого вряд ли было достаточно, чтобы избавить страну от всех тяжелых потрясений, так как ее руководитель с завидным постоянством выбирал самые худшие решения из всех возможных. Об этом хорошо говорит исследовательница Елена Прудникова, которая, как православный человек, казалось бы «должна» его защищать. Однако этого хватило бы, чтобы не проиграть эту войну, а затем, как уже планировалось, аннексировать всю Маньчжурию, население которой, в границах единой империи, распространилось бы по азиатской части страны. Известно, что китайское население нигде не ассимилируется. Напротив, за века оно ассимилировало множество других народов, и везде добивается доминирования в области финансов и торговли. То есть выступает чужеродным элементом в странах проживания. Тогда, по мнению историка Айрапетова, Сибирь стала бы китайской. Желание получить гражданство, и быть патриотом страны, в которой хочешь жить, это разные вещи, как мы видим на примере Западной Европы, и на нашем тоже.

В очередной раз я убедился, что для некоторой части читателей безполезно указывать на источники. Они их не видят, не читают, но бросаются спорить, по принципу: «если действительность не совпадает с моими взглядами, то тем хуже для нее». Так же рассуждал и последний царь: «войны не будет, потому что я этого не хочу». Конечно, бывает, когда кто-то из историков или военных деятелей не прав, но обычно на их ошибки указывают лица, имеющие собственные глубокие исследования по этому вопросу, а если таких «неправильных» мнений много, то стоит задуматься, почему так.

Я не буду моделировать сражения, потому, что не должен думать, что некая удачная мысль пришла в голову именно русскому адмиралу, а не японскому, или его английскому советнику. Это была бы игра в одни ворота, которая вызывает свою противоположность, мол «японские русских всегда и везде бьют, причем в любом количестве», как написали здесь в комментариях некоторые продвинутые товарищи (зачем они читают противную религиозным чувствам ересь?), если с тех пор не откорректировали. Поэтому я приведу анализ сил и средств. При этом я придерживаюсь версии, изложенной в книге Галенина «Цусима, как знамение конца русской истории», о том, что Россия не могла купить итальянские крейсера, так как для этого требовалось согласие прежнего владельца, финансово зависящего от Англии. По ней предложение купить крейсера России было дано для того, чтобы повысить их стоимость для Японии, если бы Россия вступила в переговоры. Эта версия у данного автора изложена наиболее подробно и убедительно.

СИЛЫ ПРОТИВНИКОВ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ на начало 1904 г.

Для удобства читателя, я повторяю таблицу сравнения сил на Дальнем Востоке из предыдущей статьи.

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Ранее я стремился обеспечить равные силы с японцами, потому, что считал унизительной точку зрения, что русский флот мог противостоять японскому только при своем численном превосходстве. Однако, не мог проигнорировать довоенное мнение адмирала Макарова, о том, что огромное превосходство Японии в ремонтных мощностях на данном театре необходимо компенсировать превосходством в русских силах.

Кроме того, силы Тихоокеанского флота примерно равны тем, что собирались собрать в нашей реальности. По первоначальным планам они должны были состоять из 35 кораблей (по другим данным 34), затем из экономии на крейсерах, это количество было ужато до 27 кораблей, но в обоих случаях в их составе предполагалось иметь 10 новейших броненосцев.

В альтернативе на Тихом Океане присутствуют 6 новых броненосцев, остальные 4 являются более старыми, с меньшей скоростью, а 4 новые остаются на Балтике, чтобы не лишать ее современных кораблей. В случае войны они готовы перейти на Тихий Океан, с теми из достраиваемых крейсеров, которые будут к этому времени готовы. Эскадра, идущая на Тихий Океан, будет состоять только из новых судов, числом 10 или меньше, без малопригодных к такому переходу миноносцев, а значит, не будет испытывать тех трудностей, которые испытала в нашей реальности гораздо более громоздкая 2-я Тихоокеанская эскадра.

Три броненосца типа Петропавловск и Сисой Великий, броненосные крейсера Рюрик, Россия, Адм. Нахимов, Дм. Донской и Вл. Мономах а также бронепалубный крейсер Адм. Корнилов соответствуют нашей реальности. Дм. Донской вооружен так же, как и до 1902 года в нашей реальности. Адмирал Корнилов я перевооружил 10-ю современными орудиями вместо 14-ти устаревших, длиной 35 калибров, чтобы прежнее его вооружение не бросалось в глаза. Остальные суда альтернативные, и описаны в предыдущей статье.

Возникает вопрос, не отреагирует ли Япония увеличением постройки новых судов. Водоизмещение строящихся русских судов в альтернативе превышает такое же водоизмещение в реальности на 5%, то есть его нельзя назвать значительным. (Не происходит, как в реальности, отмена строительства ряда судов. Обоснование данного превышения приведено в предыдущей статье. Причем водоизмещение альтернативных судов, кроме броненосцев типа «Ретвизан», дается с допуском в большую сторону.) Что касается предполагаемого усиления японской морской программы, то вот что, например, пишет автор специализированного блога naval-manual в статье «Русско-японская. Локальные трудности»: «напряжение японских сил при создании флота 6-6 было аналогично напряжению сил России — в том случае, если бы Россия в тот же период попыталась создать флот, равный британскому. Сделайте паузу, ещё раз распробуйте эту мысль.» Отсюда можно сделать вывод, что Япония использовала свои возможности по-максимуму, чего нельзя сказать о России. Мнение же, будто Япония имела неограниченный кредит, могла не беспокоиться по поводу его отдачи, и неограниченно строить корабли, далеко не соответствует действительности. К этой теме я вернусь в разделе «Внешнеполитические действия России».

СРАВНЕНИЕ СИЛ.

В броненосных силах у России 10 броненосцев и 4 новых броненосных крейсера против 6 броненосцев и 8 броненосных крейсеров у Японии, или 14 единиц против 14-ти (с апреля 1904 года, с вступления в строй Ниссина и Кассуги, до этого у русских имеется преимущество). Бортовой залп линейных сил у русских по моим подсчетам сильнее на 15%, уже с учетом гаррибальдийцев. Русские 4 сравнительно старых броненосца тормозят остальные на 2,5 узла, что является главным уязвимым местом флота. Зато долговременная скорость русских броненосных крейсеров на 2-2,5 узла выше, чем у японских. Чтобы избежать охвата головы своей колонны броненосцев, русские могут использовать свои броненосные крейсера, или применить прием уклонения в сторону от японской эскадры. Тогда японские броненосцы, идя по более длинному радиусу окружности, теряют преимущество в ходе.

Примечание. Один из комментаторов (типичных, к сожалению) пишет, что здесь у меня «системная ошибка», так как один из японских броненосцев имел пониженную скорость. В русской эскадре был аналогичный случай, это «Севастополь». Не имея агентурной разведки, русские не могли знать о состоянии японских судов, и при планировании, которое я воспроизвожу, должны учитывать паспортные данные. Наконец, в бою в Желтом море японская эскадра двигалась быстрее русской, и стремилась охватить голову колонны. Но какая разница, еcли «нашли ошибку», и даже не фактологическую, а «системную», какое тут Желтое море…

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Русские броненосные крейсера действуют в отдельной линии, подобно японским бронепалубным крейсерам при Ялу. В цитате участника этой войны и военного теоретика, приведенной в предыдущей статье, сказано, что они: «действуют в отдельной линии, пользуясь скоростью… восполняющей … слабость брони».

В крейсерских силах (со скоростью выше 18 узлов) у русских состоят: 10 бронепалубных крейсеров и броненосные рейдеры Рюрик и Россия, мало подходящие для линейного боя, всего 12 единиц. У японцев: 6 крейсеров 2-класса (без 3-х тихоходных крейсеров 5-го отряда), и все 8 крейсеров 3-го класса, всего 14 единиц, из которых 1 в постройке (Отова), и войдет в строй в сентябре.

Силы русских крейсеров, с учетом обоих броненосных рейдеров, примерно равны силам японских. Однако пару тяжелых орудий главного калибра на японских крейсерах, начиная с 203-мм, крайне сложно пристрелять, также они имеют плохую артиллерийскую платформу, находясь на недостаточно больших судах, которые будут неустойчивы при выстреле. С учетом этого, при формальном равенстве сил, русские могут иметь реальное преимущество.

Легких крейсеров со скоростью, достигающих 20 узлов у Японии 7 единиц (и Отава достраивается), у России 10. (Кроме того, один японский крейсер, и броненосный рейдер Россия имеют скорость 19,5 узлов). Со скоростью, достигающих 22 узла — у русских 6, у японцев 4. В обоих случаях надо учитывать также 4 быстроходных русских броненосных крейсера. Что касается японских броненосных, то английские офицеры, состоявшие при японском флоте, называли 19 узлов их максимальной скоростью, что больше соответствует сравнительно невысокой мощности их машин, а озвученные скорости у европейских броненосных крейсеров реально достигались при почти на треть большей мощности. Японские броненосные крейсера не могли догнать Рюрики, из которых самый тихоходный имел 18,5 узлов. Но возможно, что более быстрые среди них Асама и Токива кратковременно могли дать 20 узлов.

Таким образом, у России наблюдается превосходство в том, что у нее есть 10 крейсеров, достигающих 22 узла, против 4-х японских. Это значит, японскому флоту будет сложно проводить разведку, и он может оказаться ослепшим, что нейтрализует даже численное превосходство. (В нашей реальности высокая скорость новых русских крейсеров позволяла дать эффективный ответ японскому флоту, однако с учетом экономии на их количестве эта возможность была сведена к нулю.)

Крейсера и броненосцы для береговой обороны (это условное обозначение для старых судов, которые могут также применяться для охранной и дозорной службы, освобождая от нее новые суда). У России 3 броненосных крейсера, Адм. Нахимов, Дм. Донской и Вл. Мономах, со скоростью 16 — 16,5 узлов, и бронепалубный Адмирал Корнилов, с 17,6 узлов.

У японцев это 2 старых броненосца береговой обороны, которые нельзя поставить в линию, со скоростью 13 и 14 узлов, и 3 бронепалубных крейсера типа Мацусима, со скоростью 16 узлов. Русские могут легко разбить Мацусимы, превосходя их по бронированию и вооружению, так как установленные на них крупные орудия, по одному на крейсер, критично устарели, и стреляют так редко, что могут использоваться только против неподвижной цели. Если же японцы не разделят своих сил, то русские легко избегнут боя. Формально здесь преимущество Японии, но этот класс судов имеет наименьшее значение.

Таким образом, русские силы превосходят японские и в бортовом залпе линейных сил, и в количестве быстроходных крейсеров, уже с учетом вступления в строй Ниссина и Кассуги. Однако на Балтике к началу года есть еще 3 новых броненосца и 2 легких крейсера, которые могут прийти на Тихий Океан одновременно с гаррибальдийцами, если такое решение будет принято.

ОБОРОНА ТИХООКЕАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ

альтернативная история российского флота. Смотреть фото альтернативная история российского флота. Смотреть картинку альтернативная история российского флота. Картинка про альтернативная история российского флота. Фото альтернативная история российского флота

Место стоянки флота находится рядом с надписью «Кодже». Порт-Артур здесь остается китайским (либо, как вариант, английским, вместо Вейхайвея, что менее вероятно, и не является принципиальным — см. предыдущую статью).

Силы русского флота располагаются в Кардого. Отсюда можно подать помощь Владивостоку, что в случае расположения в Порт-Артуре нереально. 1-й и 3-й отряды русских крейсеров (2 Рюрика, быстроходный Богатырь, 3 Дианы и Светлана) можно использовать для организации рейдов, и это гораздо удобнее, чем из Владивостока, далекого от оживленных морских торговых трасс. Однако согласно положениям Мэхена, а также подписанному Россией соглашению о каперстве, это не произведет желаемого эффекта, но рассорит с нейтральными странами, на судах которых и перевозилась большая часть контрабандных грузов, и которые станут терпеть убытки. Тогда международное общественное мнение будет против России, а в реальности оказалось достаточно давления Англии, чтобы Россия стала отпускать захваченные английские контрабандные суда. Потому крейсера следовало использовать не для прерывания японской торговли, а для срыва снабжения японской армии, в случае ее высадки на материк. Также отряд рейдеров мог оттянуть на себя силы противника, что могло оказаться полезным.

Корея выступит на стороне того, чьи войска находятся на ее территории, в данном случае, на стороне России, поэтому база в Каргодо не будет иметь проблем с продовольствием. Даже если Япония со временем пересечет пролив, менять сторону для Кореи будет уже поздно. Однако пока Японии противостоит не разгромленный флот противника, она не может осуществить десант. Охраняющая его эскадра в случае боя будет связана тихоходными японскими транспортами, со скоростью в 12 узлов, и не сможет их бросить, так как они останутся беззащитны. Что вероятнее всего приведет к поражению. Но даже успешно высаженный десант нельзя снабжать без господства на море, а оставшись без снабжения, он утратит боеспособность.

В случае же базирования в Порт-Артуре, Россия могла бы держать в Цусимском проливе не более половины своих морских сил, так как судам требовалось техническое обслуживание и восполнение различных запасов, для чего потребовалось бы осуществлять ротацию судов. В этом случае Япония, базируясь в Сасебо, имела бы здесь подавляющее превосходство даже при равенстве сил обоих флотов, а половина русского флота постоянно находилась бы в движении от Цусимского пролива к Порт-Артуру, и обратно, и в самом Порт-Артуре. Поэтому по одному из планов (в случае, если бы удалось собрать здесь силы не слабее японских), русские должны были начать боевые действия с захвата флотом Мозампо, то есть занять позицию близкую к той, что в альтернативе уже достигнута.

Остаются трудности русского флота в снабжении боезапасом. Возможно, что с 1897 года удастся провести железную дорогу от Владивостока до пересечения с дорогой, идущей от Мозампо на север. Однако главным путем снабжения, как и для Порт-Артура, будет морской. Снабжение Порт-Артура в мирное время более чем на 90% осуществлялось по морю. Морем завозили боеприпасы, продовольствие, уголь, причем последний доставляли иностранные корабли, даже во Владивостоке, при том, что в Приморье имелись залежи угля, близкие по качеству английскому Кардифу. В записке адмирала Бирилева Бильдерлингу https://reductor111.livejournal.com/23623.html, Порт-Артур называется отрезанным анклавом. Железнодорожный путь был ограничен, а в 1900 году 3/4 этого пути было разрушено восставшими ихэтуанями. Историки Лукоянов и Широкорад дают разную численность охраны дороги, данные Лукоянова приведены в предыдущей статье, а Широкорад указал 25 тысяч, и необходимость таких крупных сил очень красноречива. Независимо от конкретной цифры, этих сил очень не хватало на фронте в начале войны, как и большей части Порт-Артурского гарнизона. После высадки японцев в Корее этот путь будет перекрыт. Гарнизон Кардого не потребует 30-ти тысяч, и за счет этого можно увеличить запасы для флота. Этих запасов, как в реальности, хватит на некоторое время. Затем снабжение будет зависеть от хода боевых действий.

База в Кардого могла снабжаться по морю через Владивосток, с использованием русских вспомогательных крейсеров со скоростью 19 узлов, число которых с учетом увеличения численности флота, надо увеличить, либо использовать суда Добровольческого флота. В случае равенства сил на море снабжение сопряжено с трудностями и отвлечением большого количества крейсеров, что должно привести к принятию наступательной стратегии. Порт-Артур не мог рассчитывать на подобное снабжение, а при неспособности флота, в случае базирования в нем, предотвратить десант в Корею, нельзя было удержать и сухопутную дорогу.

Для охраны конвоев можно привлекать 10 легких крейсеров, со скоростью 20 узлов и выше, 4 новых броненосных крейсера, и броненосную Россию, со скоростью в 19,5 узлов. Всего 10 бронепалубных и 5 броненосных крейсеров. У японцев на начало боевых действий есть 7 бронепалубных крейсеров, достигающих 20-ти узлов, и 1 достраивается. Для того, чтобы нагнать конвой за светлое время суток, нужно иметь превосходство в скорости большее, чем на 1 узел, а в ночное время конвою достаточно сменить курс, и тогда противник, даже более быстроходный, его теряет. У японцев мало реально быстроходных сил, гарантированно можно рассчитывать на 4 крейсера, а их броненосные крейсера, если и могут дать скорость выше 19 узлов, то ненадолго. Однако для безопасности конвоев русским необходимо достичь преобладания крейсерских сил.

При сравнении флотов я сделал акцент на превосходстве русских в числе быстроходных крейсеров, а именно 10-ти, включая 4 броненосные, против 4-х японских. На тему реализации превосходства я хочу сослаться на статью, которая хороша своей краткостью: «Вопросы методологии. Петров о необходимости преимущества» https://naval-manual.livejournal.com/115144.html

Я хочу уточнить, что Петров, как военный теоретик, имеет в виду не грубую силу, а учет своих сильных сторон, в том числе имеет в виду создание превосходства собственными действиями.

Имея превосходство в быстроходных крейсерах, можно попытаться выбивать японские крейсера, так как среди них только 4 быстроходных, которых одних будет недостаточно, а крейсера со скоростью 20 узлов будет опасно выпускать в одиночку, или малыми отрядами. В нашей реальности японские крейсера почти всегда передвигались сильными отрядами, но это было против более слабого противника, испытывающего недостаток в крейсерских силах, разделенного на 2 группировки, пассивного и привязанного к своей главной базе. В альтернативе, обладая превосходством как в числе быстроходных крейсеров, так и в силе бортового залпа линейных сил, есть все возможности бороться за господство на море, не ожидая подхода подкреплений. В случае успеха снабжение русской базы с помощью морских конвоев станет реальностью.

Уничтожить конвои с помощью миноносцев, как советует один читатель, будет сложно, так как сперва надо успешно провести морскую разведку, чтобы знать, где и когда пройдет конвой, при превосходстве русских в быстроходных крейсерах. Во-вторых, у мины мала дальность (по этой причине не состоятельны разного рода минные броненосцы), и миноносцы отгоняются или уничтожаются крейсерами, еще до достижения дистанции эффективной минной атаки. Русские легкие крейсера, с многочисленной артиллерией 120-мм, идеально подходят для этой цели. Миноносцы наиболее эффективны ночью, против поврежденного и расстрелявшего боезапас, мало подвижного противника (или в прибрежной зоне, где они мало заметны). Поэтому Колчак в своем докладе «Какой флот нужен России» относит их к «средству эксплуатации победы». Он также пишет, что без поддержки они будут разбиты. У французов теоретическое направление «Молодая школа» желало массированно применять миноносцы против больших судов, но на маневрах это не подтверждалось. В ином случае, это средство могли бы применить для охраны конвоев и русские.

В отличие от реальности, укрепление русскими Кардого потребовало бы от японцев укрепления Цусимы, что означало забирать ресурсы у главной базы Сасебо. У русских появилась бы ясная цель: захват Цусимы, что способствовало захвату инициативы, так как японцы были обязаны защищать этот пункт.

Если выбить японские крейсера не удастся, и не подойдет Балтийская эскадра, то спустя время потребуется прорыв флота из Кардого во Владивосток. В отличие от прорыва из Порт-Артура, путь в 2 раза короче, причем в нашей реальности русским пришлось бы идти мимо японских баз. При отсутствии превосходства в силах со стороны Японии, флот с боем пройдет во Владивосток. Время, пока он будет находиться в Каргодо, будет сэкономлено для подхода сухопутных войск, а японцам потребуется брать остров штурмом. Причем русский флот может вернуться к нему на помощь.

Некоторые комментаторы высказали мнение, что «японский флот легко разобьет любой русский флот». В серии статей в блоге по морской тематике «naval-manual», ссылка на которые дана во введении к моей предыдущей статье, показано, что в начале войны в среднем навыки японцев были равны русским. Однако в каждом бою они имели превосходство в силах, а в Цусимском сражении, благодаря предыдущим боевым действиям, и лучший опыт, чем у 2-й Тихоокеанской эскадры. Кроме того, русский флот имел начальные недостаточные силы, что вместе с неудачным их расположением, вероятнее, заранее предопределило поражение. Поэтому подобные комментарии некорректны. (К лицу ли упиваться своей второсортностью?)

Поэтому есть основания полагать, что Кардого, при меньшем гарнизоне, чем в Порт-Артуре, продержался бы дольше, вплоть до деблокады сухопутными войсками, либо до подхода эскадры с Балтики. Название «Восточный Гибралтар» не говорит о захудалости обороны пункта.

Крейсера итальянской постройки (гаррибальдийцы) вступают в строй в апреле, а до этого срока русские имеют значительное превосходство в линейных силах. Поэтому японцы вряд ли откроют боевые действия раньше этого срока. Неожиданная японская атака в Кардого, как под Порт-Артуром, невозможна, она будет замечена и отбита еще в проходе во внутренний залив. Она может удастся только на внешнем рейде, например, внешнем рейде Порт-Артура. К началу года на Балтике в альтернативе полностью готовы к выступлению 3 новых броненосца и 2 легких крейсера, которые придут на Тихий океан не позже, чем через 3 месяца (для одиночного корабля достаточно 2-х месяцев), когда флот еще находится в Кардого.

Японцы могут попытаться их перехватить, но тут многое зависит от русского флота, который мог связать японский флот своими действиями, либо пойти навстречу Балтийской эскадре, как предлагал сделать В. к. Александр Михайлович на штабных играх, посвященных будущей русско-японской войне.

Если балтийская эскадра будет ожидать еще 2-х броненосных и 2-х легких крейсеров, которые находятся на заключительном этапе ввода в строй, и не будут ждать последнего броненосца, Славы, вступающего в строй в начале 1905 года, то эскадру следует ожидать в конце осени 1904 года. (Если не строить Славу по усложненному проекту, успевал бы и он, но я решил один броненосец построить таким, каким считаю должен быть новейший башенный броненосец.) Так как у японцев нет превосходства, скорее оно на стороне их противника, то маловероятно, что за половину года они достигнут решающего перелома в свою пользу, а ведь Япония могла надеяться только на блицкриг, а при затяжной войне ее шансы падают, в силу более слабой экономики и подхода русских резервов. Поэтому здесь японское выступление в 1904 году авантюрно, и имеет слишком низкие шансы на успех, чтобы решаться объявлять войну.

УСЛОВИЯ НАПАДЕНИЯ ЯПОНИИ

В реальности для выступления Японии, по мнению ее руководства, требовалось одновременное выполнение двух условий:

Таким образом, ни одно условие нападения не выполняется. Здесь возможны различные варианты поведения Японии, в том числе и переориентация на другие цели. Важно то, что кредиты Японии давались по мере ее успехов, и при отсутствии победы в войне, ей было бы проблематично выплатить уже взятые, и в этом случае, по-видимому, она попала бы в тяжелое положение. Но даже такие обстоятельства не повод начинать авантюру, потому, что к необходимости возвращать кредиты может добавиться необходимость платить тяжелые репарации, как и оставлять часть территории победителю.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ.

В реальности Россия дает Китаю займ для выплат репараций Японии (эти средства России никогда не вернутся). В данной альтернативе Россия этого не делает, так как железная дорога к Владивостоку проходит по собственной территории, и нет надобности в ее ответвлении к Порт-Артуру. А на обустройство Дальнего Востока нужно много средств. Нужно организовывать добычу собственного угля, как делали японцы (а не покупать у иностранцев), строить ремонтные доки и местное производство боеприпасов, хотя бы в минимальном варианте. То, что понимали при Петре I и Потемкине, но не понимали при Николае II (учреждение на Дальнем Востоке наместничества — копирование по форме, но не по содержанию).

Это значит, что у японцев не будет средств для строительства 6-ти броненосных крейсеров. Правда, я уверен, что этот займ Китаю даст кто-то другой, из тех, кто умеет взыскивать долги, но это сдвинет выполнение японской морской программы, на более поздний срок, например, на год, что как минимум скажется на уровне боеспособности, ведь японский флот готовился к боевым действиям около года.

Нереализованной возможностью был союз с Германией на Тихом Океане до 1902 года. Германия была готова как к нему, так и к союзу в Европе, причем позже предлагала России привлечь к этому союзу Францию, то есть в этом случае создавался блок против Англии. Но даже в ограниченном варианте, а именно на Тихом Океане, этот союз менял соотношение сил, и мог предотвратить союз Японии и Англии, так как не в традициях последней связывать себя обязательствами ради интересов других стран и дать повод вовлечь себя в войну с 3-мя державами, вместе имеющими сопоставимый флот. (Либо, как вариант, при формировании русско — германо — французского блока, направленного против Англии, формировался бы и англо — японский. Но даже в этом случае Англия не позволила бы Японии втянуть себя в военный конфликт, если он не был для нее желателен.)

Однако руководитель государства не произносит такие слова просто так. Он таким образом неофициально информирует о желании своей страны, а затем ждет ответа от главы государства, к которому обращается через его представителя. В случае положительного ответа он начинает официальные переговоры. Если ответ не приходит, а заинтересованность велика, то он повторяет свой запрос. И если, как пишет Айрапетов, таких разговоров было несколько, это говорит о том, насколько Германия проявляла свою заинтересованность.

Причем, этот союз не нарушал бы договоренностей с Францией в Европе. При его заключении, учитывая вероятное уменьшение английской помощи Японии, и силы немецкой эскадры, к которой может прийти подкрепление из метрополии (в отдельные годы Германия отправляла на Тихий океан отряд броненосцев), так как здесь она могла или расширить так необходимые ей колонии, например, за счет Тайваня, или, как союзник России, потерять свои Тихоокеанские владения, то вероятно, что Россия могла бы обойтись даже реально существовавшим флотом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *