алябьев композитор биография и творчество
Александр Алябьев
русский композитор, пианист и дирижер
Александр Александрович Алябьев
Талантливый композитор, дирижер и пианист Александр Алябьев не только считается родоначальником русского романса. Он основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, став предвестником множества достижений отечественной композиторской школы. В числе наиболее знаменитых произведений Алябьева, которые пользуются большой популярностью по сей день, «Соловей», «Вечерний звон» и «Зимняя дорога».
Александр Александрович Алябьев родился (4) 15 августа 1787 года в Тобольске, в семье губернатора, поэтому смог получить превосходное образование. С раннего детства будущий композитор брал уроки музыки. По данным ряда источников, игре на фортепиано его обучал знаменитый ирландский композитор и пианист-виртуоз Джон Филд. Александр посвятил ему свое первое музыкальное сочинение – фортепианный «Большой полонез».
В 1801 году в Петербурге Алябьев начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии, спустя два года он становится шихтмейстером 14 класса в Москве. В 1810 году Алябьев опубликовал свои первые музыкальные сочинения.
Будущий композитор принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, включая взятие Дрездена, которое было организовано партизаном и известным поэтом того времени Денисом Давыдовым. Окончил войну Алябьев в чине ротмистра, имея два ордена св. Анны 3-й степени, орден св. Владимира 4-й степени и медаль в память войны 1812 года.
Продолжив военную службу в Петербурге, в 1815 году композитор создал гусарскую песню «Один еще денек». Спустя семь лет Алябьев вышел в отставку в чине подполковника, после чего проживал в Петербурге и Москве, где сдружился с литератором Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.
В начале 1825 Александра Алябьева арестовали по подозрению в убийстве его партнера по игре в карты. Хоть и обвинение не было полностью доказано, композитора лишили всех прав и дворянского звания, приговорив к ссылке в Сибирь. Среди историков существует мнение о том, что в действительности столь суровый приговор был вынесен Алябьеву из-за близости к декабристским кругам. В частности, известно, что Николай I не раз отклонял ходатайства о смягчении участи композитора.
В 1828, отбыв трехлетнее заключение в крепости, Александр Алябьев отправляется в родной Тобольск, где создает симфонический оркестр казачьей музыки. Кроме того, композитор выступал в качестве пианиста и дирижера, руководил симфоническими и хоровыми концертами. В те годы Алябьевым были созданы романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и произведения для оркестра.
В период 1832–1833 годов Алябьев жил на Кавказе, затем в Оренбурге, после чего уехал в Московскую губернию. Испытывая большой интерес к фольклору, композитор записывал башкирские, киргизские, татарские и туркменские песни, а также творчество кавказских народов. Совместно с историком Михаилом Максимовичем он составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.
Только в 1843 году композитору, наконец, разрешили поселиться в Москве, где он, однако, находился под полицейским надзором.
Александр Александрович Алябьев скончался в Москве (22 февраля) 6 марта 1851 года. Похоронили композитора в Симоновом монастыре. В 1920–1930-е годы некрополь, где находилась усыпальница Алябьевых, был разрушен. В феврале 2009 года на символической могиле музыканта у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове прошла торжественная церемония открытия памятного креста.
Алябьев композитор биография и творчество
. Все родное к сердцу ближе.
Сердце чувствует живей,
Ну пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей.
В. Домонтович
Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям. В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников.
Б. Асафьев
Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев — автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое — романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.
Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера — «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения — романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни — Н. Огарева.
24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна.
. Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей. — писал Дельвиг.
«. Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный. » Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России — кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов — Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.
С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе — вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера — 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) — 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина — 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи — «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», — впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.
Родился Алябьев в Тобольске в 1787г. в семье губернатора. Там же он начинает музыкальное образование, творческая его одарённость проявилась рано. Мальчику не исполнилось и 10 лет, как семья переехала в Петербург. А уже в 14 (!) лет он не только служит по горному ведомству, но и посещает концерты. В 1804г. Алябьев переводится в Москву. Музыки пока не пишет. К 23 годам он опубликовал только 4 произведения. Как и многие молодые люди его лет он увлекается музыкой, посещает концерты, много музицирует.
Родственники ходатайствуют снова об улучшении участи Алябьева, но ему велено отправиться в Оренбург. И лишь в 1835г.ему разрешили жить в Московской губернии.
В Коломне Алябьев получает 5 экземпляров «Соловья» в фортепианной транскрипции Ференца Листа. Переложение Листа очаровало Алябьева. Ещё одно событие происходит в жизни композитора. В 1840г.Екатерина Александровна стала вдовой. Их бракосочетание состоялось, когда Алябьеву исполнилось 53 года.
Его любимая Екатерина Александровна тоже пишет прошение царю о восстановлении мужа в правах. Давайте прочитаем строки прошения:»Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастья не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость». (Она моложе Алябьева на 16 лет, но не намного пережила его, скончавшись через 3 года после его смерти.) Через год композитору разрешено проживание в Москве, но под надзором полиции.
В последние годы жизни Алябьев подружился с Н.П.Огарёвым. На его стихи он пишет романсы «Изба» и «Деревенский сторож.» Знакомство с Даргомыжским тоже перерастает в дружбу. Даргомыжский просит его прислать романс с портретом.
Алябьев посылает романс «Не задумывайся, друг мой» на слова Д.А.Путилова. В 1851г. альбом с этим романсом выйдет в свет. В 1848г. Алябьев приезжает с женой на Кавказ. Здесь происходит встреча с Аксаковым, заметившем большие перемены в композиторе:». лета, болезни и несчастия остепенили его и сделали добрым и мягким. Это я видел из обращения его с людьми и вообще с бедным классом народа. Здесь добыл он где-то рояль и много занимается музыкой. » На стихи Аксакова пишет Алябьев романс «Жаль мне и грустно».
Умер Александр Александрович Алябьев в возрасте 63 лет в Москве. Нам остались его оперы, романсы, ведь по разнообразию жанров никто из современников с ним не сравнится. Сочинения Александра Алябьева звучат и в наши дни в концертах и со сцены Большого театра.
Ред. 31.01.2019.
Нов.ред. 21.02.2019.