амансио ортега биография и история успеха
Амансио Ортега
Биография Амансио Ортега Гаона — одна из тех вдохновляющих историй о людях, которые добились всего сами. Не имевший возможности даже окончить среднюю школу, сегодня Ортега занимает шестое место в десятке самых богатых людей мира с состоянием в 55,1 млрд долларов. Он известен созданием корпорации Inditex, под чьим крылом работают фаст-фэшн бренды Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti, Stradivarius и Oysho.
Амансио Ортега Гаона родился в испанской провинции Леон в 1936 году в семье служанки и работника железной дороги. Доходов родителей не хватало, чтобы обеспечить четверых детей, поэтому уже подростком Амансио начал работать курьером у портного.
Ортега признаётся, что не пожалел об этом. Семья жила настолько бедно, что иногда приходилось просить продукты в долг. После одной из таких просьб хозяин продуктовой лавки выгнал их с матерью взашей, и тогда мальчик пообещал себе, что заработает такое состояние, что его семья никогда не будет знать бедности. Так и вышло.
После переезда в Ла-Корунья юноша устроился работать ассистентом модельера в ателье Gala, где научился шить и кроить. Трудовой договор с Gala Амансио хранит и по сей день как память о своих первых успехах в работе. В 15 лет Ортега переходит работать в магазин La Maja, где дослуживается до менеджера и встречает свою будущую жену Росалию Мера.
В 1963 году, уволившись из La Maja, супруги Ортега организовывают своё первое предприятие — Confecciones GOA. Компания, чей уставной капитал составляет примерно 20 евро по текущему курсу, производит халаты, ночные рубашки и бельё, которые супруги Ортега шьют своими руками в гостиной.
Когда Confecciones GOA начинает получать крупные заказы, Ортега понимает, что двух пар рук недостаточно. Он нанимает нескольких женщин, которые за скромную зарплату отшивают заказы у себя на дому. Чтобы сократить расходы ещё больше, Амансио отказывается от посредников в закупке материалов и ездит за тканями в Барселону, чтобы получать их от поставщика напрямую.
Позже сотрудников становится уже больше сотни, и примерно в это время Амансио Ортега выводит для себя два принципа, которые позже легли в основу Inditex. Первое — издержки на производство повышаются, если товар долго доходит до полок магазина. Чем быстрее одежда окажется в продаже, тем меньше расходов понесёт производитель. Второе — небольшая наценка при большом обороте предпочтительнее большой наценки при маленьком обороте.
В 1975 году клиент Confecciones GOA отменяет крупный заказ, и Ортега, вложивший все деньги в материалы и пошив, решает открыть собственный магазин для его реализации. Первым названием Амансио предлагает Zorba, но из-за проблем с авторскими правами пришлось остановиться на Zara.
Спустя несколько лет Амансио Ортега окончательно решает сделать ставку на фаст-фэшн: между разработкой модели и её появлением на полках проходит не больше двух недель. Вторым секретом успеха стало копирование моделей брендов высокой моды. Несмотря на то, что юристы Zara и по сей день утверждают, что копируют только тренды, а не вещи в точности, именно сходство с моделями высокой моды по невысоким ценам и обеспечило бренду популярность среди молодых людей.
Буквально за десять лет компания разрастается, и в 1985 супруги Ортега решают основать холдинг Inditex. Это название расшифровывается как Industria de Diseño Textil SA, что в переводе означает «предприятие текстильного дизайна».
В 1988 году открывается первый магазин Zara в Португалии, а уже через год Inditex появляется в США. Сеть быстро растёт, и к 2012 году холдинг владеет более чем 5000 магазинов.
В рамках холдинга Inditex Ортега создаёт новые бренды для увеличения охвата аудитории: например, Massimo Dutti предлагает одежду более высокого класса, Pull&Bear, напротив, ориентирован на подростков, а бренд Oysho специализируется на нижнем белье.
Амансио Ортега отошёл от управления Inditex в 2011 году, уступив место Пабло Исла, вице-президенту холдинга. В собственности Ортега находится многоэтажное здание Torre Picasso в Мадриде и Epic Hotel в Майами.
Ортега занимается инвестициями не только в недвижимость, но и в энергетику, туризм и банковскую сферу. Также он стоит во главе благотворительного фонда, названного его именем — Amancio Ortega. В 2017 году Амансио получил награду Испанской фондовой ассоциации в категории «Благотворительная инициатива» за пожертвование 300 млн евро на борьбу с раком.
«Мы предпочитаем заработать меньше на каждой вещи, но продать их намного больше».
«Вы должны появиться в газетах три раза: когда вы родились, когда вы женитесь, и когда вы умираете».
«Я принадлежу своему бизнесу, не наоборот».
«Компании состоят из людей, без усилий, профессионализма и мотивации которых ни одна цель не была бы достигнута».
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Краткая информация
Амансио Ортега – яркий пример того, как не имя ничего, трудом и упорством можно добиться всего. Сегодня о нем говорят как о величайшем предпринимателе не только в родной Испании, но и во всем мире. Однако, чтобы добиться этого, владельцу бренда Zara, знакомому модницам всей планеты, пришлось пройти долгий и тернистый путь — путь к признанию, написав личную свою историю успеха.
Начало
Амансио Ортега родился 28 марта 1936 года в семье обычных работяг — железнодорожника и служанки, считавших буквально каждую копейку. Когда перед парнем стал выбор – получить образование или помочь семье финансово, он без колебаний отказался от средней школы, устроившись на работу. Его первым шагом на пути к мечте стала работа посыльным в магазине одежды. На тот момент ему было всего 13. Следующим местом работы для четырнадцатилетнего Амансио стал магазин La Maja. Здесь парню было гораздо проще – в штате сотрудников уже числились его брат и сестра, а позже на работу была принята девушка, покорившая сердце будущего мультимиллиардера – будущая жена — Росалия Мера. Именно в этот период Амансио знакомится с основами бизнеса пошива одежды – осваивает азы кройки и шитья, параллельно мечтая о собственном деле.
Задатки будущего модельера начали формироваться в Амансио, когда вследствие переезда в Ла-Корунью (Галисия) парень начал заниматься драпировкой тканей. Немного позже, успехи молодого парня были замечены руководством, и он стал подмастерьем одно из итальянских модельеров. Однако, в то, что Ортега добьется такого ошеломляющего успеха, тогда еще никто не верил, а хозяин ателье и вовсе заявил его отцу, что портного из него не выйдет – слишком уж юноша был необщительным. Но у судьбы были свои планы на парня.
Первые шаги
В 1960 году 24-летний Амансио становится менеджером одного из магазинов одежды. Проведя на данной должности не один год, он познает тонкости профессии все глубже, при этом активно копя сбережения для реализации собственной мечты. К нему приходит осознание того, что рынок дорогой одежды чрезвычайно мал, и он решается исправить ситуацию собственными силами. Закупив более дешевые ткани, Ортега шьет одежду по собственным эскизам и лекам. Результат впечатляет — созданная одежда выглядит великолепно, имеет прекрасные эксплуатационные характеристики и при этом стоит на порядок дешевле. Средства от продажи первой партии становятся начальным капиталом Ортега. Вдохновленный успехом, он начинает собственную деятельность с открытия трикотажной фабрики Confecciones GOA.
Первое время дела идут довольно спокойно – Амансио с супругой сосредоточены на производстве женского белья и ночных одеяний, а сам процесс пошива происходит прямо в гостиной их дома. Вся созданная продукция реализовывается крупным торговым сетям.
Начало эры Zara
Размеренное течение дел супружеской пары прерывается в 1975 году. Создав довольно крупную партию на заказ одной из сетей, чета Ортега впервые сталкивается с отказом от продукции. Вложив большую часть капитала в заказ, им ничего не остается, как реализовывать товар собственными силами.
Так на одной из самых оживленных улиц Ла-Коруньи появляется первый магазин Zara. Интересно, что изначально в качестве названия было выбрано имя персонажа Энтони Куинна из фильма «Грек Зорба», но возникшие трудности при оформлении документации заставили Ортега внести коррективы.
Дела идут прекрасно, магазины Zara постепенно заполняют собой испанские города, а в 1985 году Ортега создает собственную корпорацию под названием Inditex. Немного понадобилось времени и для выхода на международную арену – в 88-ом Zara появляется в Порту (Португалия), а уже через год бренд покоряет одну из мировых столиц моды – Нью-Йорк.
На пороге нового тысячелетия корпорация набирает обороты. В 90-х появляется сеть Pull and Bear, приобретаются активы группы Massimo Dutti (впоследствии ставшей собственностью Inditex), создаются сети Bershka, Stradivarius. Но ошеломляющий успех не опьяняет Ортега, а наоборот, стимулирует к поиску новых интересных проектов. В 2001 году под руководством Амансио Ортега создается торговая марка Oysho, которая реализуется исключительно в магазинах нижнего белья.
Философия Ортега
Торговая стратегия Ортега – доступные цены и регулярнее обновление моделей – проста, понятна и главное эффективна. Кроме того, предприниматель в свое время принял решение о том, что оптовая и розничная торговля должны иди параллельно, а заведовать этими процессами должен один человек. Именно это и позволяет компании на протяжении многих лет удерживать демократические цены на продукт, оставаясь при этом всегда в выигрыше. Бизнес-модель Ортега преподается во многих бизнес-школах. Он смог создать собственную формулу успеха бизнеса пошива одежды, основными составляющими в которой являются доступность цен, оперативная реакция на малейшие изменения трендов и опережение конкурентов на несколько шагов.
Деятельность Ортего сегодня
Сегодня Амансио Ортега, богатейший человек Испании, официально находится «на пенсии», если можно так выразиться. Покинув пост управляющего Inditex в 2011 году, он наслаждается жизнью, отказываясь от общения с прессой. Капитал бизнесмена впечатляет: небоскреб Torre Picasso, отель Epic Residences&Hotel, кондоминимум в 54 этажа в Майами. И это только недвижимость! Среди прочего в его активах числятся ипподром, яхта, самолет Global Express BD-700 и многое друге. Инвестировать господин Ортега предпочитает в банковскую и туристическую сферу, не обходя стороной газовую промышленность и недвижимость. Что касается увлечений мультимиллиардера — он отдает предпочтение верховой езде, дорогим авто и живописи.
Семья
Первой женой и по совместительству бизнес-партнером Ортега стала Росалия Мера, с которой он познакомился еще в юношестве, работая продавцом в галантерейном магазине La Maja. Пара рука об руку прошла этап становления бизнеса, но все же распалась в 1986 году.
Второй избранницей Амансио стала Флора Перес Маркотe. Женившись в 2001 году, супруги счастливо живут по сей день, воспитывая троих детей: Сандру, Маркоса и Марту.
История основателя Zara — одного из самых богатых людей мира Статьи редакции
На прошлой неделе Амансио Ортега на короткое время стал самым богатым человеком в мире. Обозреватель vc.ru изучил историю основателя сети Zara и группы компаний Inditex — крупнейшей организации в сфере модной одежды.
Детство Амансио было трудным. Зарплат его родителей, железнодорожника и служанки, едва хватало на жизнь, им приходилось постоянно занимать. В 12 лет Амансио понял, что так не может долго продолжаться, и он должен помогать своей семье.
В 1950 году им пришлось переехать из испанского города Бусдонго в Ла-Корунью, где его отец получил новую работу. В Ла-Корунье Ортега начал работать посыльным в местном магазине рубашек Gala, который и сегодня открыт всё на том же месте. Во время работы в Gala Амансио научился шить одежду вручную. Через несколько лет Амансио устроился ассистентом по продажам в галантерею La Maja, где уже работали его брат и сестра. В 60-х он стал менеджером в одном из магазинов города, а место ассистента заняла его будущая жена, 16-летняя Росалия Мера.
Ещё в начале 60-х Амансио вместе с женой шили халаты, ночные рубашки и нижнее бельё сами в небольшой мастерской. К 1972 году у Амансио накопились идеи по поводу ведения швейного бизнеса, и они с братом организовали свою фабрику GOA.
В Ла-Корунье был высокий уровень безработицы, мужчины работали в море, надолго оставляя своих жён выживать в трудных условиях. Поэтому Ортега смог привлечь тысячи женщин для своей фабрики. Несмотря на довольно низкую зарплату многие соглашались, ведь это был единственная возможность заработать. Материалы для пошива своими силами привозили из Барселоны, отсекая таким образом посредников.
В 1975 году произошёл инцидент с партнёром — заказ на крупную партию белья был отменён. В пошив этого заказа были вложены почти все свободные средства. Для спасения бизнеса Ортега решил открыть свой магазин в Ла-Корунье. От названия «Zorba» пришлось отказаться из-за проблем с регистрацией. Так появился первый магазин Zara.
В конце 70-х и до 90-х магазины Zara из Галисии распространились по всей Испании. В 1985 году Ортега основал компанию Inditex (Industria de Diseño Textil Sociedad Anónima), все магазины Zara объединили в сеть, которая стала дочерним предприятием Inditex. Дела шли удачно, и в 1988 году Zara вышла за пределы страны. Сначала открылся магазин в Португалии, в Порту. Через год Zara появилась в Нью-Йорке, а ещё через год — в Париже.
Плывя против течения, Амансио Ортега умудряется всех обгонять
Главными идеями Ортеги всегда были актуальность, скорость и полный контроль на всех этапах — от поиска идей до продажи в своих магазинах. До сих пор эти принципы составляют основу Zara.
Товары в магазинах обновляются каждые две недели, доставка на склады должна происходить за 48 часов. Именно такое ограничение пришлось установить во время срочного открытия первого магазина, это правило Ортега решил сделать постоянным.
При очень коротком цикле обновления товаров в магазины привозят разнообразные небольшие партии, которые гарантированно продаются. А если какие-то вещи не пользуются спросом, их быстро заменяют на более популярные. В среднем от разработки дизайна до появления вещи в магазине проходит 10 дней. Поэтому за год в магазинах корпорации сменяются десятки тысяч моделей одежды, а люди посещают их за это время гораздо чаще, чем магазины конкурентов.
Актуальность и скорость для Ортеги неразрывно связаны. Ещё в начале пути, когда компания производила халаты, ориентиром служили самые модные и дорогие решения на тот момент. Этот подход действует и сейчас, но на другом уровне.
В охраняемой как военный объект штаб-квартире Inditex в Ла-Корунье каждый день сотни дизайнеров и аналитиков отслеживают в реальном времени последние тенденции в различных регионах. Учитываются продажи и запросы покупателей в магазинах, мнения блогеров и интересные варианты одежды на улицах городов по всему миру.
POS-системы в магазинах позволяют постоянно собирать данные об интересах клиентов. Раньше представители компании посещали модные показы, сразу же передавая эскизы в штаб дизайнерам. Zara часто упрекали в прямом копировании, особенно итальянские дизайнеры, но все обвинения в плагиате компания отвергала, указывая на то, что в своей одежде использует общие идеи и веяния. С развитием технологий такой способ поиска идей больше не обязателен.
На продвижение компания тратит не больше 0,3 процента от выручки, тогда как у конкурентов на рекламные цели уходит значительно больше. Помимо этого Inditex не привлекает известных дизайнеров для разработки коллекций. Бренды корпорации часто включают в категорию «fast fashion», с чем в компании не согласны.
Это совсем не наш подход, мы заботимся о каждой вещи, каждой коллекции, процессах координации и производства
Пабло Исла, президент Inditex
Дизайнеры следят за популярностью цветовых схем и материалов, обращая внимание на отдельные элементы. Также проводится постоянный мониторинг социальных сетей. Ежедневно создаются минимум 3 новые модели и выкройки, которые сразу рассылаются по фабрикам, выбираются наиболее подходящие исполнители, которые сразу приступают к пошиву заказа.
Наиболее сложные модели шьются в Испании, Португалии и Бразилии, а более простые отправляются на фабрики Бангладеша, Марокко, Турции, Вьетнама, Индии и Китая. Благодаря небольшим партиям и производству части товаров рядом в Испании расходы компании на учёт и хранение товаров удаётся снизить по сравнению с конкурентами.
Особая гордость Inditex — отдел логистики. Огромное здание находится напротив их штаб-квартиры. Именно туда стекаются поставки со всего мира. Отдел работает с огромной скоростью, доставляя одежду в США и Европу в течение 24 часов и 48 часов в Азию и Южную Америку.
В штабе Inditex собирают полноразмерные макеты магазинов для тестирования. Они служат точными копиями настоящих магазинов, с одеждой, музыкой, кассами, только без покупателей. Для максимально эффективного использования материалов дизайнеры подбирают наиболее подходящие варианты резки в специальных программах.
Также компания строго следит за количеством вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, поэтому в своей работе использует системы оптимизации производства, что к тому же сокращает и расходы. На фабриках компания также старается внедрять менее вредные способы производства, но Inditex владеет лишь небольшим числом этих фабрик.
Я не могу позволить себе пустые траты. Я должен быть уверен, что моя продукция будет пользоваться спросом. Сначала так дороже. Но разница меньше к концу цикла. Попробуйте объяснить в бизнес-школе, что вы собираетесь производить по более высокой цене и не будете рекламировать. Поверьте мне, на IPO было очень трудно объяснить эту модель!
Хесус Эчеваррия, глава пресс-службы Inditex
Раньше Ортега каждый день сам обзванивал свои магазины, чтобы постоянно быть в курсе происходящего, сегодня это делают с помощью инструментов аналитики. Стремление постоянно следить за потребностями покупателей основатель прививал с самого начала деятельности компании. Скорость, с которой дизайнеры могут обновлять товары в магазинах, поражает, у конкурентов на это уходит в десятки раз больше времени.
На данный момент Inditex представляет собой крупнейшую группу компаний на рынке модной одежды, объединив более 6777 магазинов в 88 странах мира, где работают 141192 человека. В то время как в Испании сохраняются неприятные экономические условия и высокий уровень безработицы, корпорация Ортеги продолжает расти быстрыми темпами и показывать положительные результаты. За первое полугодие 2015 года выручка Inditex составила €9,42 млрд, а доход €1,16 млрд, что на 26 процентов выше аналогичного периода в прошлом году. Компания расширяется особенно интенсивно в Китае и планирует сделать второй координационный центр для Азии. Каждый день в мире открывается один новый магазин Inditex.
Амансио Ортега довольно скрытный человек и очень редко появляется на публике. За всю жизнь богатейший испанец дал только 3 интервью. Известно, что Ортега предпочитает простой образ жизни, большую часть времени проводя в Испании.
В 2011 году он оставил свой пост президента Inditex, передав его Пабло Исле, но владеет контрольным пакетом акций в 59 процентов и по-прежнему консультирует сотрудников, принимая участие в разработке дизайна. Он носит одинаковый набор одежды как униформу и может пообедать в закусочной вместе с работниками компании. Ортега готов общаться с сотрудниками любого уровня, интересуясь мнением всех, а не только высших менеджеров, при этом у него никогда не было отдельного кабинета. Плывя против течения, Амансио Ортега умудряется всех обгонять.
Ортега владеет недвижимостью в Мадриде и Майами: Башней Пикассо и Epic Residences & Hotel. Водит миллиардер Audi A8, а летает на собственном Bombardier Global Express BD-700. Амансио известен своей любовью к лошадям и верховой езде, ему принадлежит ипподром в Галасии. Ещё он любит футбол, даже инвестировал в испанскую лигу. Помимо этого у него есть инвестиции в нефтегазовой промышленности и туризме. В 2001 году он основал фонд «Амансио Ортега», помогающий в сферах медицинских исследований, образования и науки.
Биография Амансио Ортега – основателя Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Massimo Dutti и других известных мировых брендов
Амансио Ортега – испанский предприниматель, основатель и владелец Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Massimo Dutti и других известных мировых брендов. Мы изучили основные этапы его биографии, подсчитали состояние, нашли фото в молодости, подобрали наиболее интересные цитаты. Давайте вместе изучим его историю успеха!
Амансио Ортега (исп. Amancio Ortega Gaona) – испанский бизнесмен, основатель и до 2011 года СЕО компании Inditex – мирового лидера в сфере розничной торговли одеждой, включающего такие бренды, как Zara и Bershka.
Амансио Ортега в списке миллиардеров Forbes за 2019 занимает 6-ую строчку, его капитал на момент включения в рейтинг оценивался в 62,7 млрд.$, а текущее состояние на январь 2020 составляет 76,3 млрд.$. В августе 2017 он кратковременно даже возглавил список богатейших людей планеты по версии Forbes.
Испанский миллиардер владеет 59% акциями собственной компании, что и приносит ему звание «самого богатого человека в индустрии моды». Inditex уверенно удерживает мировое лидерство по продажам одежды – рыночная капитализация компании составила в 2019 98 млрд.$. а продажи – 30,7 млрд.$. Детище Амансио Ортега входит в рейтинг наиболее крупных публичных компаний Global 2000 2019 и занимает 54-ую строчку в списке Самых инновационных предприятий за 2018.
Как удалось мальчишке, который даже школу не окончил, достичь позиций в ТОП богатейших предпринимателей мира? Биография Амансио Ортега – это история человека, который, основав бизнес по пошиву одежды на дому, превратил его в многомиллиардную транснациональную компанию. История успеха Амансио Ортега – это путь революционера в области фэшн-ритейла, который воплотил свою мечту о доступности модной одежды обычным, а не избранным, покупателям.
Детство и семья: «сладкий Амансио»
Несмотря на бедность, Амансио утверждает, что у него не было ни одного неприятного детского воспоминания. В этом он видит заслугу мамы, женщины простой и хорошей. «Моя мать была исключительной», – утверждает он. «Матери – это основание семьи, – заявляет миллиардер. – Вы не поверите, как свежи мои воспоминания о ней!». От сеньоры Амансио Ортега, по собственному признанию, унаследовал доброту, а от отца – пунктуальность.
В семье младшенького называли «Чолиньо» – производное от слова «pochola» (исп. «сладкий»). И по сей день предпринимателя его племянники и племянницы кличут «дядей Чоло».
Школьные годы: «очень гордый»
Амансио рос эмоциональным ребенком и чутко реагировал на насмешки. «Когда мне было 9 – 11 лет я все очень остро чувствовал… Я был очень гордым», – признается испанский магнат.
В 1944 семья Ортега переезжает в город Ла-Корунья (La Coruna), где отец получил работу. Ла-Корунья – административный центр одноименной провинции Испании, крупный курортный и портовый город на северо-западе страны в регионе Галисия. На новом месте финансовое состояние семьи существенно не улучшилось: Ортега-старший получал крохотную зарплату в 300 песет, что равняется сейчас сумме приблизительно в 100 евро.
Однажды 13-летний Амансио услыхал, как его матери отказываются продавать продукты в долг, несмотря на ее просьбы. В этот момент мальчуган почувствовал себя таким униженным, что решает бросить школу и начать работать. Таким образом, гордый Амансио не окончил свое школьное образование.
Первая работа Амансио Ортега: ателье Gala
Ортега-младший, чтобы помочь семье, устраивается помощником продавца в местный магазин-ателье «Gala». Основными его учителями становятся жизнь и работа. «Моя профессия – вот мой университет», – отвечает Ортега на вопросы журналистов.
Парень работал с утра до вечера, и времени на учебу не оставалось. «О чем я действительно сожалею, так это о том, что не учил английский, потому что сейчас вижу, насколько это важно», – сокрушается Ортега. О важности знания English говорят и другие успешные бизнесмены, для которых английский стал эффективным инструментом коммуникации, – Павел Дуров, Джек Ма.
В ателье Амансио не только разносит состоятельным клиентам их заказы, но и учится вручную шить рубашки. Первая работа знаменитостей часто бывает вовсе не «на миллион» – в свое время Коко Шанель начинала с мелкого ремонта платьев богатых заказчиц, а 12-летний Томас Эдисон торговал сладостями в поездах.
Как сокровище, миллиардер хранит свой первый рабочий контракт с Gala. «Есть нечто более глубокое, что заставляет меня работать с тех пор, как я был ребенком. И это не деньги», – признается он. Ателье, где Амансио трудился ассистентом по продажам, существует до сих пор; тут продолжают торговать рубашками и шапками для рыбаков. Нынешний хозяин ателье разводит руками: «Никто больше не заходит сюда за покупками – все интересуются только Амансио Ортега».
Ателье Gala на углу улицы Хуана Флореса в Ла-Корунья – первое место работы миллиардера
Вторая работа Амансио Ортега: галантерея La Maja
Год спустя Ортега переходит на работу в магазин более высокого класса La Maja, где уже работали его сестра Пепита и брат Антонио.
«Мистер Zara» до сих пор вспоминает случай, глубоко ранивший тонкую душу подростка. После того, как он прогуливался по городу с дочерью богатой покупательницы, мать этой девочки зашла в магазин и попросила владельца пригласить Амансио, полагая, что тот его сын. Хозяин галантереи ответил, что Амансио – не его сын, а сотрудник, и лицо женщины тотчас изменилось: ей стало не приятно, что с ее дочерью общался «всего лишь сотрудник». Это презрение оставило настоящий эмоциональный шрам у Амансио; позже, заработав миллиарды, он не растеряет уважения к «простым работягам».
«Все люди равны, – подчеркивает он, – поэтому никто не имеет права считать себя лучшим и непревзойденным».
В магазине La Maja Амансио проработал 10 лет. На работе ему посчастливилось встретить Росалию Меру, свою будущую супругу. Своих жен на работе встретил не только он: среди миллиардеров, которые нашли «половинок» на службе – Билл Гейтс, Джефф Безос.
Собственное дело: семейный подряд и помощь женам моряков
Знакомство с изнанкой мира моды позволило Амансио понять, что рынок элитной одежды узок. Он решает сделать моду более доступной: продавать качественную одежду по приемлемым ценам.
Для этого в 1963, уволившись из La Maja, он основывает фирму Confecciones GOA, S.A (инициалы Amancio Ortega Gaona задом наперед). Небольшое предприятие по пошиву одежды поначалу размещалось в одной из комнат дома Амансио. Бизнес представлял собой семейный подряд: Ортега руководил проектированием, брат Антонио ведал коммерческой стороной бизнеса, сестра Жозефа занималась бухгалтерией, а Росалия исполняла обязанности бизнес-партнера и помогала шить одежду. Вклад Росалии в развитие бизнеса существенный, она называется также соосновательницей Inditex.
Для пошива одежды также были наняты сотни местных малооплачиваемых швей, которые трудились у себя на дому. Стоит отметить, что требуемый персонал подобрать не составило труда: Галисия была бедным испанским регионом, где мужчины уходили работать в море, а их жены, оставаясь на берегу, радовались любой возможности заработать. «Женщины сделали бы что угодно за небольшие деньги, и они действительно были хороши в шитье», – говорит Ксабьер Бланко, соавтор неформальной биографии «Амансио Ортега: от «зеро» до «Зары»». Мерседес Лопес было 14 лет, когда она начала работать на Ортега. «Условия были очень хорошими. Большинство женщин хотели работать на него».
книга «Амансио Ортега: от «зеро» до «Зары»» пока не переведена на русский язык
Ортега, исключая посредников, напрямую закупал ткани в Барселоне, и шил бюджетную одежду хорошего качества. Компания производила нижнее белье, детскую одежду, ночные сорочки, халаты. Миллиардер признавался репортерам, что бренд появился из его мечты о том, чтобы люди одевались изысканно, но не экстравагантно: «Мы работаем для настоящей публики, а не для мечты».
Бизнесмен признается, что всегда полностью отдавался работе и никогда не был удовлетворен тем, чего достиг. Этой же философии он обучал и свою команду.
Открытие первого магазина: «Не было бы счастья…»
В 1975 крупный заказчик из Германии отменил свой заказ, в который Ортега уже вложил все свои деньги. Бизнесмен оказался с кучей готового и не реализованного товара. Что делать? Супруги решают открыть собственную точку розничной торговли, чтобы самим распродать вещи. Открытие первого магазина состоялось 15 мая 1975 в центре Ла-Корунья, на улице Торрейру (Torreiro Street), в 2 кварталах от первого места работы Ортега.
Первоначально предприниматель назвал свой магазин «Zorba», по имени главного героя фильма «Грек Зорба» (1964), но вскоре сменил вывеску, чтобы обладать уникальным названием. Так появилась легко произносимая и запоминающаяся «Zara».
Слева: Афиша фильма «Грек Зорба», справа: первый магазин «Зара»
Дальнейший успех Амансио Ортега
В 1976 компания сменила название на «Goasam», а в следующем году Ортега открыл в городе Артейхо (Arteixo) головной офис фирмы. 12 июня 1985 была зарегистрирована холдинговая компания Inditex (или же не сокращенно «Industria de Diseño Textil SA»).
В штаб-квартире Inditex, занимающей 8 Га, трудятся свыше 5000 сотрудников
В последующие два десятилетия присутствие в мире компании испанского бизнесмена существенно возросло: магазины открывались в Испании и за ее пределами.Первый не местный бутик Zara появился в Португалии (Порту, 1988), затем США (Нью-Йорк, 1989) и Франции (Париж,1990). Сейчас основным регионом деятельности является Европа, дающая более 60% выручки.
В РФ первый магазин ZARA заработал в 2003. Амансио Ортега хорошо известен о менталитете славянок: по словам менеджера по коммуникациям Inditex Хесес Ечеварии, миллиардер говорил, что «Славянские женщины любят показать себя, тут женщины любят вещи больше, чем что-либо еще».
Успех компании Ортега заключался в адаптации одежды высокой моды и ее быстрой доступности по приемлемым ценам. Одним из знаковых нововведений Zara стала быстрая смена ассортимента, не по сезонам, а каждые несколько недель. Подобное скоростное обновление товара получило название «быстрая мода» («Fast fashion»).
Амансио Ортега делал ставки на скоростной товарооборот и небольшие серии. От проектирования до изготовления уходило две недели, тогда как фирмам-конкурентам на обновление товара требовались месяцы. Бизнесмен также внедрил такую систему логистики, когда доставка продукции в магазин осуществлялась за две недели, вне зависимости от того, где он расположен.
IPO компании в 2001 на Мадридской фондовой бирже превратило сооснователей – Ортега с бывшей супругой – в миллиардеров. Сейчас за одну акцию Inditex предлагают 34,10$ (данные января 2020, на сайте Блумберг).
После того, как «грянул» мировой экономический кризис 2008, правительство Испании пригласило на собрание владельцев крупного бизнеса, озадачив их вопросом «Как жить дальше?». На эту встречу Ортега не пришел, поскольку данная тема его не волновала: в разгар кризиса продажи холдинга поднялись на 14%. В то время, как другие выходили из острой фазы кризиса в 2009-2014, модная индустрия сделала Ортега богаче еще на 45 млрд.$. В июне 2012 создатель бренда ZARA был назван самым богатым человеком в Европе (состояние свыше 39,5 млрд.$ по данным Bloomberg).«Они живут в другом мире», – говорит Модесто Ломба, президент Испанской ассоциации модельеров.
Компания Inditex производит одежду, обувь, аксессуары, товары домашнего обихода и участвует на всех этапах модного процесса: разрабатывает дизайн, выпускает продукцию и доставляет ее покупателю. Холдинг включает сеть из свыше 7400 магазинов в 96 странах мира и помимо ТМ ZARA и ZARA Home, объединяет под своим крылом бренды Bershka, Oysho, Stradivarius, Pull & Bear, Massimo Dutti, Kiddy’s Class и Uterqüe. Но флагманом Inditex остается торговая марка Zara.
Компания Inditex и ее торговые марки
Пионер в области быстрой моды отбрасывает обвинения в том, что его компания лишь «копирует» модную одежду. «Мы не копируем, а улавливаем модные тенденции и используем общие идеи», – утверждает Ортега. И идеи могут прийти отовсюду. Как-то раз Ортега, проезжая в машине, увидел парня, рассекающего на скутере в джинсовой куртке с кокардой. Миллиардер тотчас схватился за телефон и объяснил на словах дизайнеру, что именно он увидел. В результате жакеты нового фасона уже через 2 недели сметались с полок Zara, как горячие пирожки.
По словам Лоретты Гарсия, руководителя отдела Zara Woman, в компании никогда не ходят на показы мод. «Подиумы предлагают великолепные коллекции, на которые смотреть – одно удовольствие, но они очень далеки от тех вещей, что мы носим в реальной жизни», – убежден король «фаст-фэшн».
Вместо этого в «Индитекс» отслеживают блоггеров и прислушиваются к клиентам. «Навязчивая идея найти новые вкусы – это чистый Ортега», – добавляет сеньора Гарсия.
Секрет успеха Амансио Ортега
Немало предпринимателей, подобно основательнице «WildBerries»Татьяне Бакальчук, «вырастили» успешное дело из «домашнего» бизнеса и Амансио Ортега – наиболее успешный среди них. Он построил свою империю исходя из двух основных принципов: «дайте клиентам то, что они хотят» и «будьте быстрее, чем все остальные». Компания Амансио Ортега живет «золотым правилом ритейла» – ставит клиента в центр всего: «потребитель определяет рынок и если ты хочешь добиться успеха, то должен знать потребителя, наблюдать за его поведением, заботиться о нем и баловать его».
Основные жизненные постулаты, которые привели Амансио Ортега к успеху в бизнесе, можно описать так:
- Быть любопытным в том, что делают другие; Уметь работать в команде и делегировать обязанности; Быть нонконформистом; Быть дисциплинированным и упорным; Контролировать свой бизнес.
Отметим, что Ортега любил сосредотачивать все в своих руках: лично отбирал дизайнеров, контролировал производство, следил за дистрибуцией. «Нужно позволять людям быть неподдельно независимыми. – поучает «Мистер Zara». – Но также ты должен находиться рядом с командой и принимать решения вместе с ней».
К тому же Ортега, как и другие успешные люди, обожает то, чем занимается. В каждой биографии персон, занимающих топовые позиции в рейтинге Forbes (Джефф Безос, Бернар Арно, Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Марк Цукерберг и др.) можно встретить фразу о любимом деле. Вот и испанский миллиардер признается: «Я воспринимаю себя как работника, которому чрезвычайно повезло, поскольку смог заняться тем, что ему по душе, и делаю это на протяжении всей жизни».
Важными факторами, которым приписывается успех испанца, являются также голод и гордость. Бедное детство Амансио закалило его, позволило выработать сильный характер и упорство. Однажды, отправляясь на Манхэттен к открытию очередного своего магазина, Ортега увидел, что в бутик заходят толпы покупателей. Он был так растроган и взволнован, что закрылся в номере отеля и заплакал: «Я думал тогда о своих родителях: как бы они гордились своим сыном, который, начав с маленького городка в северной Испании, так сказать, «открыл Америку»!».
Награды
В 2009 Амансио Ортега был удостоен Большого креста Ордена Гражданских Заслуг (2009) от Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Испании. Орден, учрежденный еще в 1926, вручается за «выдающиеся заслуги испанских и иностранных граждан на благо нации».
Уход на пенсию
В 2011 75-летний Амансио Ортега объявил о том, что уходит на пенсию. Кресло босса он перепоручил вице-президенту холдинга Пабло Исла (Pablo Isla). И хотя 19 июля 2011 миллиардер официально сдал свои полномочия СЕО, он остается музой, вдохновителем и крупнейшим акционером компании.
Считаем чужие деньги: Заработать с «Зара»
Большая часть состояния Амансио Ортега происходит от 59% акций Inditex. Куда инвестирует миллиардер? Он вкладывает дивиденды, преимущественно, в недвижимость. Его компания владеет офисной и торговой недвижимостью премиум-класса по всему миру (Мадрид, Барселона, Лондон, Чикаго, Нью-Йорк). В 2012 его компания за 536 млн.$ приобрела небоскреб «Башня Пикассо» в Мадриде, а в 2016 – там же «Башню Cepsa» за 551 млн.$.
мадридские небоскребы (слева 43-этажный «Torre Picasso», справа 45-этажный «Torre Cepsa») являются собственностью Inditex
Также испанский бизнесмен инвестирует в газовую промышленность, банковскую отрасль, туризм, владеет долей в футбольной лиге.
Личная жизнь
Миллиардер Амансио Ортега дважды женат и имеет трое детей – дочь и сына от первого брака, и дочь от второго.
Первый брак: 1966-1986
Свою первую супругу Росалию Меру (исп. Rosalía Mera Goyenechea, 28.01.1944 – 15.08.2013) будущий миллиардер встретил в магазине одежды La Maja, где девушка трудилась продавцом. Росалия так же, как и Амансио, познала все тяготы бедной жизни: выросла в рабочем районе Ла Коруньи, в 11 лет освоила профессию швеи, бросила начальную школу, чтобы зарабатывать на жизнь. История Росалии напоминает сказку о трудолюбивой Золушке или же историю успеха Чжоу Цюньфэй– самой богатой женщины Китая, которая тоже не закончила школу.
Бракосочетание Амансио и Росалии состоялось в 1966; невесте было 22 года, жениху – 30. Два года спустя на свет появилась их дочь Сандра (Sandra Ortega Mera, 19.07.1968 г.р.), в 1971 – сын Маркос (Marcos Ortega Mera, 01.05.1971 г.р.), который оказался болен тяжелой формой церебрального паралича.
В 1986, спустя 20 лет брака, супруги развелись. На тот момент Ортега уже имел любовную связь с женщиной, которая станет его второй супругой.
Амансио Ортега с Росалией Мера так и не отпраздновали «фарфоровую свадьбу», разведясь после 20 лет со дня бракосочетания
Росалия Мера проявила себя равноценным партнером модного бизнеса. После развода она осталась в компании, IPO Inditex в 2001 принесло ей 600 млн.$. В 2004 она покинула Совет директоров холдинга с 5% акциями Inditex..Forbes оценивал ее состояние в 6,7млрд.$ и назвал «Самой богатой бизнес-леди в Испании» и «Самой богатой женщиной, построившей бизнес с нуля». Росалия вела активную общественную деятельность, основала БФ «Paideia», помогающий людям с физическими и психическими расстройствами. В возрасте 69 лет она скончалась от инсульта.
Росалия Мера – первая супруга Амансио Ортега, соосновательница бизнеса, меценат, активистка
Дочь Амансио Сандра взяла на себя опекунство над больным братом и работает в благотворительной организации матери.
Второй брак: 2001-н.вр.
Отношения с Флорой Маркоте (Flora Pérez Marcote) начались у Амансио еще тогда, когда он был женат на Росалии. Новая избранница миллиардера работала на фирме секретаршей и была моложе босса на 17 (по другим данным на 18) лет. В 1984 у пары появляется дочь Марта (Marta Ortega Pérez).
После развода в 1986 Ортега не спешил второй раз идти под венец – Флора и Амансио оформили отношения лишь в 2001, когда жениху было 65. Бракосочетание состоялось в часовне Пасо-де-Дрозо в Ансейсе (Pazo de Drozo, Anceis).
Амансио Ортега со второй супругой Флорой Маркоте
С 2006 Флора была директором Gartler SL, с 2015 – директором и представителем Pontegadea Inversiones в компании. По отзывам знакомых, Флора называет супруга «дорогой» и «моя любовь» и на прогулках ходит с ним под ручку.
миллиардер с женой
Именно дочь бизнесмена от второго брака Марту называют наследницей Inditex. Она получила бизнес-степень в лондонской Европейской школе бизнеса и с 23 лет работает в компании. Сейчас является советником Partler, фирмы, контролирующей 9,28% Inditex и членом совета фонда Amancio Ortega. Марта – правая рука отца, часто сопровождает его на мероприятиях, держит его за руку или обнимает за плечи. Своего сына от первого брака со звездой испанского конного спорта Серхио Альвареса Мойя, Марта назвала в честь отца – Амансио Ортега Альварес (2013 г.р.). В 2018 34-летняя Марта Ортега вновь вышла замуж, за модельного агента Карлоса Торретта (Carlos Torreta).
Амансио Ортега с младшей дочерью Мартой
В прессе любят сравнивать дочерей Амансио Ортега: старшая Сандра избегает внимания прессы и, в отличие от Марты, не принимает участия в делах Inditex. В настоящее время Сандра управляет наследством матери и занимает вторую строчку (после своего отца) среди богатейших персон Испании с состоянием в 7,1 млрд.$.
Сандра и Марта – дочери Амансио Ортега
Портрет предпринимателя
Стиль руководства Амансио Ортега
До ухода на пенсию, у миллиардера не было собственного кабинета, рабочее время СЕО «Индитекс» проводил или контролируя производство, или изучая локации для новых магазинов. У гендиректора даже не было визитки. Со всеми работниками Ортега стремился быть на равных. Портные могли запросто обратиться к нему напрямую и обсудить длину юбки или количество пуговиц. Ортега полагает, что если ты добился успеха, то полезно помочь тем, кто от тебя зависит и улучшить и их жизнь. Вопрос «Был бы его стиль руководства более иерархическим, если бы Ортега происходил из состоятельной семьи и получил степень МВА» остается риторическим.
Миллиардер признавался, что более всего ему нравилось проводить время в дизайнерском отделе: «Я всегда получал удовольствие, находясь рядом с творческими людьми, по большей части молодыми, и слушая их предложения. Это люди, которые много путешествуют по миру и подмечают все тренды касающиеся не только одежды, но и стиля жизни».
«Если и есть что-то, чем я горжусь, то это люди, которые работают рядом со мной», – заявляет Ортега.
«Успех руководителя — заслуга тысяч людей, которые искренне отдают себя работе», – признает миллиардер вклад персонала в общий успех.
«Лучшее во мне – это доброта»
Антонио Грандио Допико (Antonio Grandío Dopico), профессор экономики в Университете Ла-Коруньи, который знает миллиардера с момента основания Inditex, утверждает, что философия жизни его приятеля – «абсолютная нормальность».Не бойтесь быть «простым», – призывает человек, построивший свой бизнес с нуля.
На вопрос журналиста, какое качество в себе он считает самым ценным, человек со стальной волей отвечает «доброта»: «Я чувствую, что могу так сказать, потому что это доброта от моей матери и дедушки Антонио».
Непубличный публичный человек: «Кошмар папарацци»
Амансио Ортега – из тех публичных персон, которые ревностно охраняют свое личное пространство. Из его уст можно услышать житейскую мудрость: «В газетах нужно появиться трижды: когда вы родились, женились и умерли».
Миллиардер не любит давать интервью и находиться на публике. Его первое постановочное фото появилось в начале двухтысячных, а общее количество снимков не превышает 200 штук. Когда во время экскурсии по фабрике его мемуарист О’Ши попросила фото на память, Ортега ответил отказом. Его главный аргумент против известности заключается в том, что некоронованый король дизайна хочет иметь возможность жить жизнью обычного человека: «Я хочу, чтобы на улице меня узнавали только семья, друзья и люди, с которыми я работаю».
Первый отчет Inditex, вышедший в октябре 1999, даже завершался историей об анонимности Амансио Ортеги. На том фото мужчина в темной куртке, светло-голубой рубашке и с серьезным лицом скептически смотрит в объектив, словно пытаясь сказать «Я всегда одеваюсь одинаково: синяя оксфордская рубашка (ее отличительная черта – пристяжной воротник) и серые / коричневые брюки».
создатель модной сети предпочитает светлые «оксфордские» рубашки
Основатель торговой марки Zara избегает внимания прессы, подобно французскому бизнесмену Бернару Арно и основательнице Wildberries Татьяны Бакальчук. Амансио Ортега входит в ТОПы бизнесменов, которые не любят показываться публике, за что получил прозвище «кошмар папарацци».
Жизнь богача
Амансио Ортега проживает с супругой в Ла-Корунье. Дом миллиардера расположен в историческом центре города с населением более 240 тыс.человек. Для Ла-Корунья Ортега жертвует средства на строительство школ и помогает организациям, работающим с бездомными людьми и пожилым населением.
Семейный дом Амансио Ортега в Ла-Корунья – внушительное здание постройки XIX века
Владелец Inditex любит прогуливаться со своей супругой, выгуливая пса, и посещать кафетерий яхт-клуба, расположенного в 300 метрах от его дома.
Королевский яхт-клуб (фото снаружи и внутри) – место, где любит проводить время миллиардер
В морском клубе Амансио Ортега общается с небольшим кругом проверенных друзей, предпочитая встречаться с давними знакомыми. Также его можно застать в бизнес-центре «Atlantic Financial Club», оснащенном площадкой для игры в сквош, рестораном и тренажерным залом. По выходным миллиардер уезжает из Ла-Корунья в загородный дом, где разводит коз и кур, а пару недель в году посвящает пешеходным маршрутам по Галисии.
Хобби
Являясь поклонником конного спорта, Ортега приобрел в провинции Ла-Корунья за 9 млн.евро ферму и превратил ее в высококлассный конноспортивный центр «Casas Novas». Амансио Ортега любит посещать соревнования конного вида спорта, которые тут проходят. Входящая в холдинг «Индитекс» компания Massimo Dutti выступает спонсором ежегодных конных соревнований Global Champions Tour.
Амансио Ортега с дочерью Мартой на соревнованиях по конному спорту, Испания 2013
На конкурном поле конно-спортивного центра Ортега Casas Novas
Также испанский магнат любит живопись, игру в карты и автомобили.
Амансио Ортега со своим автомобилем
Среди увлечений успешного бизнесмена числится и плавание на яхте. Миллиардер любит отходить от берега в море на пару километров и размышлять в уединении.
Яхты – распространенная «игрушка» богатых людей: у Сергея Брина 73-метровая «Dragonfly», у Ларри Пейджа – 59-метровая «Senses», у Бернара Арно– 101-метровая «Symphony». То, что размер яхты, а, точнее, ее длина, «имеет значение», Амансио Ортега знает не понаслышке. Ранее он приобрел за 30 млн.евро 67-метровую мега-яхту Drizzle.
67-метровая яхта Амансио Ортега «Drizzle»
Однако уже два года спустя после покупки магнат модной индустрии был вынужден купить еще одну яхту. Оказалось, что 67-метровая «Drizzle» слишком большая, разместиться ей в портах родной Галисии сложновато. Поэтому новым приобретение Ортега – 47-метровая яхта Valoria, названная в честь города Валория-ла-Буэна (Valoria la Buena), в котором родилась мать Амансио.
47-метровая яхта Амансио Ортега «Valoria»
Ортега также владеет самолетом, отелем на побережье Майами и апартаментами в разных точках планеты.
Книга «Феномен ZARA»
Об Амансио Ортега вышла в свет книга «Феномен ZARA», испанской писательницы Ковадонга О’Ши. В 2012 мемуары были переведены на английский, в РФ публикация появилась в 2017. Биография Амансио Ортега, создавшего доступную альтернативу моды «от-кутюр», привлекает своей философией: магнат по жизни руководствуется мудрым высказыванием каталонского певца Хоана Мануэля Серрата: «Никакой дороги нет – мы строим ее по пути».
мемуары Амансио Ортега, записанные Ковадонга О’Ши
Испанский миллиардер стал завоевателем мира ритейла, предоставив миллионам своих покупателей возможность выглядеть модно. «Мода позволяет удовлетворить базовую социальную потребность – выглядеть и чувствовать себя хорошо», – убежден миллиардер, построивший свой собственный путь.
❓ Вы одеваетесь в магазинах Амансио Ортега? Какие из них вам больше всего нравятся?