американская история ужасов барон суббота
Американская история ужасов барон суббота
Американская история ужасов запись закреплена
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Кто такой Папа Легба?
В последних эпизодах «Американской истории ужасов: Шабаш» появился новый персонаж Папа Легбá — одна из центральных фигур в религии вуду, особенно в её гаитянском варианте. Папа Легба является одним из духов-лоа, которого приверженцы религии считают посредником между людьми и всеми остальными лоа. Именно он по представлениям вудуистов даёт разрешение (или запрещает) говорить с населяющими мифическую страну Ле Гвинею лоа, открывая и закрывая ворота, разделяющие миры; именно поэтому любая церемония в вуду с обращением к лоа начинается и заканчивается обращением к нему. Также считается, что он знает все человеческие языки и помогает душам умерших попасть в подземный мир, а впоследствии может помочь установить живым контакт с ними. С другой стороны, Папа Легба может и помешать проникновению духов в мир живых, поэтому вудуисты его часто просят о помощи в защите дома от злых сил и подобных случаях.
В гаитянском вуду Папа Легба обычно изображается как старик на костылях или с палочкой, одетый в широкополую шляпу из соломы и курящий трубку или окропляющий водой. Собака является животным, посвящённым ему. Ввиду своего положения в качестве «привратника» между мирами живых и лоа он часто отождествляется со Святым Петром, который играет подобную роль в католицизме. На Гаити он также иногда изображается в образе Святого Лазаря или Святого Антония.
В жертву Папе Легба приносятся белый петух, а также зерно, кофе, ром, табак, сигареты.
Образ, похожий на Папу Легба, имеется в афробразильских синкретических религиях, таких как кандомбле и умбанда, где известен под именами Эшу или Элегба, хотя в традиции его изображения там присутствует много отличий. Например, у народа йоруба в Нигерии, а также у его потомков в Бразилии и на Кубе дух по имени Элегба выполняет ту же роль привратника между мирами, но изображается обычно в виде ребёнка-трикстера. В Бенине и некоторых районах Нигерии почитается божество Легба, которое имеет внешний вид демона с большими рогами и фаллосом; в сельской местности его святилище обычно находится у входа в деревню.
Легба очень справедливый. Он является олицетворением «Возможности» и «Потенциала». Поэтому, если потенциал маленький, то не стоит винить Легбу.
Легба, конечно является большим шутником, но обычно не наказывает без вины. В таких случаях лучше помнить, что Легба часто поступает по детски, то есть непредсказуемо.
Его часто называют обманщиком, на самом деле «обманщик» это довольно новый аспект. Он оформился во время прибытия в африку кораблей работорговцев. Открыл этим кораблям дорогу естесственно Легба. Поэтому отношение к нему со стороны народа Йоруба сразу поменялось.
Папа Легба
Будучи хранителем врат между миром людей и миром духов, Папа Легба открывает и закрывает каждую церемонию. Он передаст Вашу просьбу нужному Лоа, если сами Вы не знаете, к кому обратиться. Он же может и не позволить общаться с миром духов, если вы не проявите достаточного уважения, или сам Легба посчитает, что вам это сейчас не нужно.
Папа Легба является Лоа пути во всех смыслах этого слова. Он может помочь найти свой жизненный путь, облегчить дорогу, указать верное направление движения. Но он же может и закрыть для вас все жизненные дороги, если вы его разозлите!
Также, Папа Легба может наделить просящего талантами и знаниями. Для этого нужно прийти на любой перекрёсток, принести Папе Легба подношения, а затем провести на этом перекрёстке некоторое время, занимаясь тем, в чём вы хотите стать профи. Например, наигрывая на гитаре, или сочиняя стихи.
Цвет Лоа Папы Легба: красный и чёрный.
День недели: понедельник.
Подношения для Папы Легба: конфеты, ром, табак, пальмовое масло, чёрный кофе, жареный цыплёнок со специями, белый петух.
Тёмный двойником Папы Легба является Лоа Мэтр Каррефур, очень опасный и мрачный дух.
О, так это вот кто в фильме «Перекрёсток» был! 🙂
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НА ПЛАНЕТЕ
На нашей планете наряду с современными, технологически развитыми мегаполисами существует немало мест, созданных древними мастерами или же самой природой.
Каждая такая достопримечательность имеет свою легенду. Загадочные места вызывают огромное количество вопросов у ученых, сбивают с толку аномальными явлениями и неизведанностью.
Видео-версия для Лиги Лени:
1. Геоглифы Наска, Перу
На плато Наска в южной части Перу находятся самые известные в мире гигантские каменные рисунки, изображающие людей, животных и других живых существ, разглядеть которые можно только с воздуха.
Ученые же предлагают 2 основных версии их происхождения : некоторые, склоняясь к космической теории происхождения геоглифов, считают, что они – ориентиры для инопланетных кораблей, другие утверждают, что это гигантские лунные календари.
В любом случае, наскальные росписи Наска – доказательство существования на территории современного Перу древнейшей и загадочной цивилизации, которая проживала здесь задолго до знаменитых Инков и отличалась высоким уровнем развития.
2. Лощина черного бамбука, Китай
В списках аномальных зон планеты, китайская долина чёрного бамбука часто входит в топ 5 самых опасных и загадочных мест. Вот уже более 50-ти лет здесь массово пропадают люди. С первого случая, произошедшего в 1950г, исчезло больше 100 человек, спустившихся в лощину. Что удивительно, если учесть, что лощина по площади не превышает 200 квадратных метров.
Лощиной черного бамбука уже не одно десятилетие интересуются ученые, которым удалось доказать, что долина в китайской провинции Сычуань – аномальная местность с тяжелым климатом и резко меняющимися погодными условиями, что в совокупности провоцирует оседания почвы, которые, по мнению ученых, и являются причинами пропажи людей.
Несмотря на дурную славу, в данное место достаточно часто приезжают путешественники, искатели острых ощущений, как из других провинций страны, так и из других стран. Предприимчивые местные жители, вблизи популярного мистического участка организовали достаточно процветающий сувенирный рынок.
3. «Врата в Ад» – кратер Дарваза в Туркменистане
В центре пустыни Каракумы в Туркмении находятся «Врата Ада». Именно так местные жители прозвали газовый кратер Дарвазу за непрерывное горение.
Его диаметр составляет около 60 метров, а глубина – 20 метров. Этот кратер образовался в 1971 году во время исследования геологами этой местности. Когда проводилось бурение разведочной скважины, земля внезапно провалилась, и образовался большой кратер, из которого наружу просачивался газ. А для того, чтобы газ не отравлял людей и животных, живущих поблизости, было решено выжечь его. После того, как кратер подожгли, ожидалось, что выходящий газ иссякнет через несколько дней.
Однако горение Дарвазы не прекращается и сегодня. К слову, недалеко от Дарвазы находятся ещё два подобных кратера. Впрочем, давление выходящего из них газа гораздо слабее. В 2013 г. канадскому ученому Джорджу Коронису удалось побывать на дне кратера, где он провел исследования и собрал образцы. Ученый обнаружил в этом месте бактерии, живущие прямо в горящем кратере. Подобных организмов больше нет на Земле. Они прекрасно переносят высокие температуры.
4.Ришат (Глаз Сахары). Мавритания
На территории Сахары располагается исключительно редкое и неповторимое явление природы — Глаз Сахары, которое еще именуют Око Пустыни либо Структура Ришат. Это фантастическое геологическое образование находится в мавританской части Сахары. Пустынные пространства кратера очень похожи на лунные рельефы, а окружающая панорама напоминает глаз человека.
Внешний круг структуры имеет довольно большой диаметр — около 50 километров. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении объекта. Наиболее правдоподобная версия, выдвинутая учеными: структура Ришат образовалась в результате естественного процесса эрозии после поднятия большого участка земной коры. Это длительный процесс, возраст самого древнего кольца – около 0,5-0,6 миллиардов лет. Структура была сформирована постепенно, кольцо за кольцом. Также есть версии о вулканическом происхождении, о гигантском смерче и даже инопланетном вторжении.
Интересно, что концентрические круги структуры Ришат являются чередующимися слоями горных пород различного происхождения, возраст которых составляет миллионы лет. Например, возраст осадочных пород, находящихся в центре структуры Ришат, составляет около 2,5 миллиардов лет, а возраст песчаника, из которого состоит последний круг этого образования, — приблизительно 480 миллионов лет. Довольно долгое время структура Ришат служила ориентиром для космонавтов на орбите, так как представляла хорошо видимый объект на обширном пространстве ничем не примечательной пустыни. Структура Ришат может менять цвет в разное время суток, что объясняется эффектом тепловой эмиссии.
А вот аборигены считают структуру Ришат божественным проявлением и именуют не иначе как Глаз Бога.
5. Башня Дьявола, СШАПредставляет собой столбчатую скалу, напоминающую башню, состоящую из сложенных пучком отдельных каменных столбов, это монолит вулканического происхождения высотой 1556 м над уровнем моря и относительной высотой 386 м.
Эта гора необычно правильной формы, долгое время производила впечатление искусственного сооружения. Но так как скала по своим размерам превосходит пирамиду Хеопса в 2,5 раза то сооружение «башни» чаще предписывалось не рукам человеческим, а дьяволу (отсюда и название). Башня Дьявола образовалась из магматического расплава, который поднялся из глубин Земли и застыл в виде изящных колонн. Возраст её оценивается от 195 до 225 миллионов лет. Однако, у индейцев есть своя версия происхождения данной скалы. Существует легенда, в которой говорится о 7 девочках, спасающихся бегством от разъярённого медведя. Когда медведь загнал их на невысокий камень, они взмолились о спасении, и Великий дух их услышал! Вдруг камень, на который взобрались девочки, стала стремительно расти ввысь. Гризли взревел от ярости, и, царапая когтями горную породу, попытался добраться до детей, но это ему не удалось, зато следы его острых когтей так и остались на “Башне Дьявола”. Сами индейцы всегда старались избегать столь необычную скалу и селились как можно дальше от неё.
6. Гозекский круг, ГерманияНа территории немецкого города Гозек находится удивительное неолитическое сооружение, которое получило название «Гозекский круг». Оно представляет собой совокупность нескольких концентрических рвов, диаметр которых составляет порядка 75 метров, а также палисадных колец, в определенных местах которых было сооружено некое подобие ворот.
Необычное сооружение было обнаружено исследователями совсем недавно, в 1991 году. Пролетая над местностью на самолете, исследователи заметили на фоне пшеничного поля странный круглый силуэт. По мнению ученых, древней постройке до 7000 лет и служило оно нашим предкам в период Неолита и Бронзового века неким подобием обсерватории. Местная достопримечательность была отреставрирована опытными архитекторами. На строительство пошло 1675 бревен из дуба, несколько машин мелкого камня, для укрепления дубовых свай и немалая семимесячная кропотливая работа. Местные жители, а так же иностранные туристы городка Гозек могут наблюдать в короткие дни года удивительное оптическое зрелище — с рассветом первые лучи солнца, проникающие в секцию узких ворот, создают на поверхности земли тонкую полоску света. В самой Европе насчитывается более двух сотен похожих кольцевых канав, но постройка возле городка Гозек, считается одной из древнейших, хорошо сохранившихся исторических строений.
8.Пирамиды Йонагуни, ЯпонияЗагадочные подводные пирамиды острова Йонагуни у побережья Японии до сих пор вызывают споры – природный это феномен, или создание человека? История этих подводных пирамид начинается с 1986 года, когда дайверы обнаружили необычную формацию скал на глубине 25 метров под водой.
Это были скалы в форме ровных ступенчатых террас, пирамид и платформ. Одна из самых высоких пирамид составляла 200 метров в ширину и 27 метров в высоту. На то, что подводные пирамиды результат действий природных сил указывает состав монумента. Это песчаник, который может растрескиваться, образуя правильные геометрические фигуры. Слои песчаника имеют интересное свойство расслаиваться под углом 90 и 60 градусов друг к другу. В процессе расслоения они образуют вот такие интересные сооружения. К тому же в этом уголке земного шара периодически случаются землетрясения, вследствие чего песчаник еще больше подвержен образованию трещин.
Однако на каменных блоках остались следы обработки и высечки, что подтверждает теорию ученых о том, что монумент Йонагуни не естественное образование, а создан искусственно.
Вуду на Гаити
На Гаити происходит слияние лоа и католических святых. Маву и Лиза превратились в единого Бонди (от фран. Bon Dieu – хороший Бог); Папа Легба, проводник в мир духов, стал апостолом Петром; Эрзули, покровительница матерей, стала чёрной Мадонной; а Барон Самеди, повелитель смерти, стал святым Мартином де Поррес (кто-кто?). Правда, неважно кем. Католические святые всё равно были для африканских рабов безызвестны, им было важно сохранить образы своих божеств даже через подобное искажение католической веры. Там же многие лоа обзавелись в своих изображениях цилиндрами, фраками и европейскими атрибутами, такими как тёмные очки, сигары и ром. Под лоа переделывали иконы, им молились в церквях. Но истоки никогда не забывались.
Французы, не учтя размеры населения Гаити к концу восемнадцатого века, начали медленно терять контроль над своими колониями. Слухи о французской революции послужили толчком к началу их собственного переворота: 14 августа 1791 года в месте под названием Лес Кайманов состоялась секретная церемония вуду, во время которой к предводителю повстанцев, Букману, явилась неизвестная женщина и нарекла его вождём движения за освобождение. В считанные дни все северные равнины были охвачены пламенем, тысячи французов были повешены, расстреляны и сожжены заживо. В те времена появилась легенда, что африканцы заключили сделку с дьяволом. Сами же освобождённые рабы считали, что Бог отвернулся от белых за их злодеяния.
Однако, бывшие рабы, вынужденные молиться своим духам в церквях наряду с католиками, не изгнали католицизм из своей страны, и по сей день мирно сосуществуют с церковью. Привыкшие смотреть в лицо Девы Марии, они научились видеть в нём своего покровителя, и на Гаити заметить среди черепов и фетишей вудуистского алтаря икону с церковными свечами – вовсе не новшество и не дикость. Правда, церкви это почему-то не нравится. Странно, почему.
Как живой человек обручается с бестелесным духом? Через одержимость, конечно же! Во время ритуала в жреца (скорее всего, уже обручённого с призываемым лоа) вселяется дух, полностью беря контроль над телом и разумом того. Лоа фактически выпихивает душу смертного, начиная свои бесконтрольные и нелогичные блуждания среди ритуалистов. Изъявив желание обручиться (а этому должно предшествовать длительное гадание, чтобы не ошибиться в выборе), суженый-ряженый должен пройти последнюю проверку скептицизмом со стороны призванного духа, и если человек понравится лоа в ответ, то свадьбе быть.
Обручённый должен воздерживаться от секса в день недели, посвящённый его хранителю (в некоторых случаях два дня), а также одеваться в определённую цветовую палитру. К примеру, для Маман Бригитты, жены повелителя смерти, это понедельник с субботой вкупе с фиолетовым, чёрным и белым; Агуэ (Agwe), покровитель мореплавателей, избрал своим днём четверг, предпочитая голубой и зелёный цвета. Считается, что в эти дни лоа посылает наставления и знаки через сновидения. Соответственно, человек может носить два обручальных кольца (а как же, свадьба всё-таки).
Как уже говорилось, отношение к смерти в вуду совершенно отличается от отношения к смерти в любой другой религии. Похороны – это своеобразный праздник. Ночью вся деревня поёт и танцует, радуясь от того, что путешествие через жизнь для человека закончилось (и чтобы приободрить скорбящих родственников). Теперь умершему предстоит идти в прошлое, встречаясь со своими предками. Возраст в вуду олицетворяет мудрость, и стариков уважают не просто за их деяния в прошлом, а за близость к истокам. Поэтому древнейшие лоа, такие как Ксевиосо (лоа грома) и Папа Легба, почитаются с особым усердием.
Впрочем, и отношение к умершим тоже претерпело свои изменения на Гаити. Если в Западной Африке духи предков продолжают жить в своих домах столько же, сколько жили в них при жизни, прежде чем навсегда покинуть смертный мир, и глубоко почитаются живущими, то на Гаити считается, что дух умершего не сразу покидает тело, а продолжает блуждать рядом с ним. Поэтому наутро вся община (вообще вся, сколько бы человек ни было), начинает уже скорбную процессию, сопровождая гроб с погибшим до кладбища. Делается это для того, чтобы – внимание – дать человеку понять, что он умер. А то, может, он этого ещё не понял. Гроб даже могут несколько раз повращать, чтобы дух запутался и, не найдя дорогу обратно, отправился в Геде (Ghede) – мир усопших. Мёртвые, бродящие среди живых, могут нарушить равновесие сил, поэтому их нужно упокоить, проводив в последний путь всей толпой.
На Гаити иерархия в вуду претерпела изменения. Помимо жрецов (оунган) и жриц (мамбо), появляются ещё «унган-макут’», местная версия колдунов. Они утверждают, что получили наставления и знания прямиком от лоа. Разумеется, фактических знаний у таких великих магов местного разлива почти нет, а в нынешнее время они зарабатывают на том, что пародируют цыган на Гаити. Позолотишь ручку, и вот у тебя в ближайшем будущем уже есть дом, машина, сто жён и обязательно место в правительстве или чемоданчик бизнесмена. А что ещё хочет человек, правда? Подобные личности играют важную роль в компрометации вуду. Из-за них в частности и сложилось впечатление о том, что вуду не мудрёнее бульварной фантастики.
В то время как действенность компонентов доказана медицинскими исследованиями, стоит помнить о феномене Гаити и вуду в целом. Как уже говорилось, эти люди рождаются с вуду. Для них существование зомби не стоит под вопросом – они с самого детства знают об этом. Вся их жизнь пропитана мистификацией; жители Гаити свято уверены в существовании духов, магии и зомби. Важно понимать, что для промытого рассудка плацебо может стать чем угодно – достаточно лишь развитого красноречия и самовнушения. Поэтому когда дело касается ритуальный практик и народной медицины, всё это вполне может оказаться простой игрой разума.
Однако, люди по своей природе прагматики. Если что-то не работает, оно будет усовершенствовано и заменено. Возможно, все эти маги, молитвы, мистические свадьбы и бубнопляски ничего не стоят. Возможно, Бога и духов не существует вовсе. Но если человеку действительно помогло плацебо и самовнушение, то вопрос уже адресован нашему собственному разуму и подсознанию, чьи поистине колоссальные возможности всё ещё остаются неизученными. Но это уже другая история…
В следующий раз мы закончим говорить о вуду, перенесясь в Новый Орлеан, ставший столицей вуду в Северной Америке. Всем спасибо за внимание :3
Сам себе бокор
Был в моём детстве короткий, но очень мучительный период, когда я не вылезала из отитов. Малейшее переохлаждение, чуть-чуть промоченные ноги, да просто банальный насморк и – здравствуй, старый приятель, гнойный отит!
Боль временами была такая, что я не то, что жевать-глотать не могла, я и дышала-то через раз и только широко открытым ртом. А о том, чтобы высморкаться, и речи не шло – в этом случае голова у меня буквально взрывалась, словно в неё прилетела пуля дум-дум. Бедная моя мама иногда целыми ночами ходила, баюкая меня на руках, только так я могла – нет, не поспать, но хотя бы ненадолго забыться, погружаясь в странное состояние, когда я и боль существовали параллельно, особо не мешая друг другу.
Иногда утром я не могла самостоятельно оторвать голову от подушки – волосы, ухо, щека и подушка были намертво склеены прорвавшимся и высохшим гноем вперемешку с кровью. Ну а про такие мелочи, как высокая температура и головокружение, я и говорить не буду.
Только не думайте, что меня не лечили. Лечили, ещё как! И не бабушкиными методами. То есть банальные спиртовые камфорные компрессы и фитили в ушах тоже были, их поначалу сами врачи прописывали, но потом, когда выяснилось, что дело серьёзное, за меня взялись основательно.
Моя маленькая жопца по количеству воткнутых игл легко давала фору старинной подушечке для булавок – столько в меня вливали антибиотиков и витаминов. Это в острый период. А в краткие периоды ремиссии районная поликлиника становилась моим вторым домом, в котором я провела немало часов. Меня обследовали вдоль и поперёк, даже пригласили для консультации практикующего лор-хирурга из больницы. Его вердикт был однозначен – госпитализация и операция. Иначе гнойное расплавление среднего уха… а там и до мозга недалеко…
Я до сих пор помню это ощущение – его твёрдые ледяные пальцы поднимают мои волосы на голове, и он, придерживая меня рукой за лоб, сильно нажимает мне на череп за левым ухом. Примерно в этом же месте позже появился и уже никогда не исчез небольшой костный вырост. Справа, кстати, такого нет.
— Больно? – спросил он.
Не знаю, почему, но в больницу мы не поехали, а отправились домой. И там я через короткое время опять свалилась с отитом.
И вот я, маленькая страдающая девочка, лежу под одеялом и с ненавистью смотрю на свою новую куклу.
Как у девочки по рождению, у меня был куклы. Но как у девочки, которая в душЕ до какой-то степени мальчик, мои куклы то становились партизанами на допросе у фашистов, то восходили на Джомолунгму, то мчались на горячих мустангах вперегонки с Гойко Митич. Попадая ко мне в руки, магазинные куклы сразу лишались своего полового и социального статуса – я срывала с них платьица и парики, рисовала шариковой ручкой синяки и раны, полученные ими в битвах, и этим приводила в отчаяние мою мамулю. Ведь у дочек её подруг куклы были словно сейчас из магазина, с ними дочки устраивали благочинные чаепития и, поиграв, аккуратно усаживали на предназначенные для кукол места. Не уверена, что так оно и было, но так утверждала моя мама, пытаясь привить мне любовь к порядку.
А эта кукла была другая. Новая. Незнакомая. Чужая.
Наверное, мне её кто-то принёс, пока я болела. С желанием порадовать и отвлечь. И – не получилось. Потому что она была ужасная. С аккуратной причёской, розовощёкая, в платьишке и кружевных ботиночках. И ещё у неё было такое глупое выражение лица… Она сидела напротив меня на краю трюмо, раздвинув ноги, и таращилась на меня своими карими пуговичными глазами.
В тот памятный день у меня почти прошло одно ухо. Я даже смогла, не шатаясь, как пьяный матрос, дойти до туалета. Но, как только я легла, у меня заболело второе. И стерльнуло при глотании.
Я не могу передать свое отчаяние в тот момент. Только что у меня прошёл один отит, и сразу начинается второй! И опять боль, и опять бессонные ночи… А ведь я была уже почти здорова!
— Ненавижу! – с трудом проговорила я и выползла из-под одеяла.
Почему-то моя ненависть к своей болезни спроецировалась на эту ни в чём не повинную розовощёкую куклу, сидящую напротив меня.
Я взяла карандаш (очень хорошо это помню!), я взяла куклу. Я воткнула карандаш в её плоское пластиковое ухо.
. Понимаю прекрасно, что это элементарное совпадение, что наконец-то подействовал правильно подобранный антибиотик…
Но до сих пор не могу избавиться от ощущения, что мои дурацкие, неосознанные действия что-то значили.
Потому что после этого у меня отитов больше не было. Как отрезало.
А куда кукла делась, я не знаю.
Дело было в августе
Второго августа сего года в дачном посёлке «Интенсивник» случилось несколько дурацких происшествий.
Известный всему посёлку бизнесмен Серёжа, допивающий по случаю кризиса второй ящик водки, и устраивающий соседям ночные прослушивания диска «Сто Звёзд Тюремного Блатняка» — упал в колодец. Вывихнул челюсть, сломал в двух местах руку и честно заработал воспаление лёгких — два часа по колено в ледяной воде не прошли даром. Извлекли его из колодца соседи, когда музыка кончилась, и стали слышны крики.
Эксцентричная бабулька Эльза Петровна окапывала крыжовник. Что-то хрустнуло под лопатой, земля осыпалась, и вот, в бахромчатой дыре, показался угол деревянного ящика. Соседи, налюбовавшись отъездом «скорой помощи» с Серёжей, отогнули палками куст и достали клад. В ящике обнаружился пуд серебряных гривенников 1931 года. Эльза Петровна к осени отремонтировала дом, съездила в Париж и завела трёх мопсов. В остальном она изменилась мало – знай стояла у забора и угощала конфетами проходящих мимо детей.
Златозубый и холёный сосед Эльзы Петровны – Николай, поел в обед картофельных дранников, выпил две стопочки и улёгся под абрикос – поспать. Через десять минут его стали донимать рези во вместительном животе. Через час – стало совсем худо. Через два – он приземлился на койку в хирургическом отделении. Промывание выявило нечто невиданное — желудок Николая оказался заполнен жёваной газетой. Как она попала внутрь, страдалец пояснить не смог: ни себе, ни жене, ни психиатру, к которому ходит теперь регулярно. К даче Николай охладел и, кстати, пропал неуловимый вор, чрезвычайно ловко режущий у Эльзы Петровны виноград.
А пропеченный солнцем бодрый пенсионер Андрюха — чемпион поселка по домино, поймал на вечерней зорьке двадцатикилограммовую форель. И где? – в ерике, где отродясь ничего крупней плотвички не водилось. Причём поймал он её на тесто, да ещё и хлипенькой удочкой.
Да чего только странного не случилось в «Интенсивнике» этим жарким августом, второго дня! В дачных пересудах соседи сошлись на том, что каждый получил по своим заслугам, что Бог – не Тимошка, что может быть это всё – жара, духота и экология.
А то, что Лизонька – внучка Эльзы Петровны, имеет ко всему этому отношение – никто и не подумал. В самом деле – тихая, астеничная девочка – мечта учителя младших классов. С утра сидела со своими игрушками: Пупса – бросила в старое ведро; кукле Маше с редкими волосами – сунула в карман копеечку; резиновую Хрюшку накормила бумажечками; плюшевому Мурзику подарила резиновую рыбку, об которую во младенчестве точила зубы. Оно и верно, дитё — ни при чем!