амур и психея скульптура в летнем саду история
Амур и психея скульптура в летнем саду история
Скульптурная группа «Амур и Психея», представляющая подлинный раритет, была приобретена для Летнего сада в Риме в 1719 году Ю.Кологривовым и находилась изначально в павильоне «Грот». Сюжет взят из произведения «Метаморфозы» древнеримского автора Апулея (II век н.э.). В изложении Апулея, Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел столь красивую девушку, он влюбившись не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком от матери в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного. Амур, он же Эрот, он же Эрос, он же Купидон – бог любви и полового влечения. |
Она, как прежде, трепетно-мила,
Склонилась над кумиром ненаглядным,
И кажется, ещё не пролила
То роковое масло из лампады.
Но на изгиб властительной руки,
На белизну божественного тела
Упали золотые лепестки,
С венка Психеи нежность облетела.
И были те невольные дары
Как искорки любви, земной и грешной,
Что жгли огнём, нарушив до поры
Амура* сон спокойно-безмятежный.
И бабочка, порхавшая вокруг,
Души самозабвенной воплощенье*,
О бренности напоминала вдруг,
Крылом касаясь наготы священной.
Шедевры Эрмитажа Амур и Психея Кановы
Излишне женственный
Амур.
Излишне строгая
Психея.
Ты можешь критикой
Своей
Повергнуть всё
И вся.
И всё же трепетно
Замру.
Пред Красотой
Благоговея.
Что сохранилась
За века.
Свет истины
Неся.
02.02.2020.
«Амур и Психея» — произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором[en]. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».
Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (фр. Psych; ranim;e par le baiser de l’Amour) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия; Амур, сначала уколов Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она, нежно приподнимает возлюбленную, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.
Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (фр. L’Amour et Psych; debout), стала статуя[en] из Капитолийских музеев — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 года. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Группа стоит на высоком цилиндрическом постаменте, украшенном цветочной гирляндой. Верхняя часть основания поворачивалась с помощью ручки (в настоящий момент она заблокирована в целях безопасности). Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.
«Юная девушка придерживает руку Амура, который нежно склонил голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку – символ души у древних греков («Психея» по-гречески означает «душа»), как бы отдавая ему свою душу. Покой, тишина и нежность хорошо выражены в этой группе, в спокойствии поз, в четких, гармоничных контурах, тонком рисунке спадающих складок драпировки… Канова с таким мастерством подчиняет все целому, гармонии ритма, очертаниям силуэта, которые создают основное впечатление от его работ, что менее удачные части скульптуры замечаются не сразу. Фигуры и лица Амура и Психеи наделены свойственными произведениям Кановы изяществом и грациозностью. Недаром его называли скульптором грации и юности. В данной группе эти свойства его дарования выразились наиболее ярко».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Стена
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Амур и Психея Летний сад Санкт- Петербург
Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота (Амура), возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери.
Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез.
В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в «Метаморфозах» пересказывает миф о романтической любви Амура и Психеи.
Психея, вступающая в сад Амура
Что чувствовала ты, Психея, в оный день,
Когда Эрот тебя, под именем супруги,
Привел на пир богов под неземную сень?
Что чувствовала ты в их олимпийском круге?
И вся любовь того, кто над любовью бог,
Могла ли облегчить чуть видные обиды:
Ареса дерзкий взор, царицы злобный вздох,
Шушуканье богинь и злой привет Киприды!
И на пиру богов, под их бесстыдный смех,
Не вспоминала ль ты о днях земных утех,
Где есть печаль и стыд, где вера есть в святыни!
Неизвестный художник школы Бернинни
Скульптуры летнего сада в Санкт-Петербурге — фото и названия [17 скульптур]
В ансамбле Летнего сада наряду с архитектурными сооружениями большую роль играет декоративная садовая скульптура — свободно стоящие мраморные статуи и бюсты, на сегодняшний день их насчитывается — 92.
Статуи Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под руководством Петра I. Большая их часть была исполнена итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков.
История появления скульптур
Летнему саду столько же лет, сколько и Санкт-Петербургу: если верить документам, дошедшим до современников, то работы про благоустройству были начаты в 1704 г. В месте, где сейчас находится Летний сад планировалась постройка резиденции Петра I.
В 1711 году в нем располагалось больше 30 скульптур. К 1729 г. их количество достигло сотни.
В 1720 г. в галерее на берегу Невы установили купленную в Риме античную статую Венеры, найденную на раскопках в 1719. Теперь она находится в Эрмитаже. Разнообразие скульптур разбавляли свинцовые изваяния, которые украшали фонтаны. Впоследствии они были уничтожены.
Летний Сад в Санкт-Петербурге
В летнем саду аллеи, цветники, боскеты, дополняют многочисленные скульптуры.
Скульптуры и бюсты, делятся по содержанию на три группы: исторические, аллегорические и мифологические.
Многие скульптурные произведения подписаны своими авторами. Некоторые являются подражанием древним оригиналам. Большинство скульптур были подвергнуты реставрациям. Петр I в Летнем саду собрал уникальную коллекцию статуй и бюстов.
В начале 18 века насчитывали порядка 200 экземпляров. После смерти Петра коллекции постепенно стала разобщаться: некоторые статуи отправили в Царское Село, в Павловск и Эрмитаж. Много скульптур погибло особенно в XIX веке.
Нимфа Летнего сада
На Школьной аллее находится статуя, которая была условно названа Ж. А. Мацулевич. Предполагается, что именно она является копией Нимфы леса, созданной неизвестным римским скульптором с греческого оригинала.
Они типичны для эпохи раннего барокко. Скульптура представляет собой юную женщину, опирающуюся на пень, на котором распустившийся бутон и листья деревьев. Эта статуя одна из самых ценных экземпляров сада, по мнению многих исследователей.
Амур и Психея
Психея олицетворяет душу в греческой мифологии. Её изображали в образе девушки с крыльями бабочек.
Скульптор Джулио Картари, конец XVII века.
«Амур и Психея» является одним из интереснейших, с художественной точки зрения, произведением собрания в Летнем саду.
Сюжетом для скульптуры стала легенда о любви Амура, сына Венеры и девушки Психеи.
Она была настолько прекрасна, что богиня красоты разгневалась на нее и послала своего сына, чтобы он ранил её. Но Амур, увидев столь прекрасную девушку, не смог ей навредить, а спрятал в своём тайном чертоге, навещая по ночам в темноте.
Аврора
Скульптура Дж. Бонацца. 1718 год
Богиня утренней зари, рассвета. Изображена в теле юной девушки, на голове её венок из роз. В левой руке богиня держит цветы, которые распускаются ранним утром с появлением первых капель ромы. В правой руке Авроры факел,при котором воздух становится светлым.
Слава
П. Баратта, Италия, около 1718 г.
Располагается напротив статуи Афины. Слава символ военных побед России на Северной войне.
Скульптура соответствовала канонам искусства, так как была аллегорически изображена в образе молодой девушки. В руке у нее лавровый венок — символ бессмертия, им она венчала заслуживающих этой награды людей.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Памятник подчеркивала значение военных побед для России.
Сейчас в Летнем саду находится копия Славы. Из-за 300 лет пребывания статуи на открытом пространстве мрамор начал осыпаться, поэтому было решено перенести её в закрытое помещение.
Гераклит
Жил в 544—483 гг. до н. э. Был древнегреческим философом. Гераклит возненавидел людей и ушел жить в горы. Его интеллектуальные высказывания повлияли на последующее поколение. Античные мыслители в своих трудах ссылались на Гераклита. В Летнем саду располагается его бюст.
Артемида
Артемида представляется в мифологии с луком и стрелами, её окружают собаки. По мнению греков, Богиня была жестока и мстительна. В мифе царь Агамемнон не принес в жертву, убитую им лань, за что Артемида потребовала его самую прекрасную дочь, которую впоследствии сделала своей жрицей.
Чувства любви были неведомы Артемиде, поэтому полюбившего её охотника превратила в оленя и отдала на растерзания своим собакам.
Аллегория мореплавания
Скульптура представляет собой молодую женщину, рука которой расположена на руле корабля. Посвящена российскому флоту и выходу в Балтийское море.
Марс. Бог войны
Являлся богом плодородия. Он мог послать в наказание гибель скота и урожая. Копье — его символ. Хранилось оно в доме римского императора. Перед тем как отправиться на войну, полководцы поднимали копье и щиты вверх, взывая Марса.
Терпсихора
Муза танца, с характерным венком на голове. В Правой руке держит лиру, а в левой — плектр. В древнегреческих мифах символизировала искусство. Является хранительницей танца, также её считают матерью серен.
Янус двуликий
Божество солнца и неба. Спустя время миф о Двуликом Янусе изменился. Считалось, что сам Сатурн наградил его даром видеть прошлое и будущее. Именно из-за этой способности его изображали с двумя лицами: одно молодое, означающее будущее, а другое старое — прошлое.
Аполлон Бельведерский
Статуя располагается в Летнем саду с 1831 г. До этого находилась на главном фасаде Михайловского замка. Считался богом света, покровителем поэзии.
Флора
Юлий Цезарь
Выдающийся римский полководец, писатель и политический деятель. Первым начал вести активную борьбу за единовластие. Цезаря провозгласили диктатором пожизненно, после того как под его руководством были побеждены войска Помпеи.
Аристократия сената подготовила заговор в результате которого Юлий Цезарь был убит.
Похищение Сабинянок
Война началась из-за сабинянских женщин, которых римляне хотели похитить в знак мести на праздник Нептуна. Но девушки не сдались, а стали участвовать в войне. Они говорили, что лучше умрут, чем останутся жить сиротами и вдовами. Предводительницей сабинянок являлась Герсилия, сумевшая уговорить воюющих на мир.
Нерида
Дочь Нерея и Дориды, морское божество. Нимфы, жившие в глубине, водили на досуге хороводы, катались на волнах, плясали взявшись за руки. К людям Нериды благосклонны, не оставляют их в бедах, мореплавателем даруют попутный ветер.
Сатурн
Сатурн бог плодородия. По легенде, один лишь Зевс (его сын) остался в живых, затем изгнал с престола отца и освободил всех своих братьев и сестер из-под чар Сатурна. В наказание Зевс сослал его в глубокую бездну — Тартар.
Аллегория изобилия
Мраморный бюст известного П. Баратта итальянского скульптора начала 18 века. Петр 1 заказал эту статую в честь победы в Северной войне.
Каждая скульптура имеет свою историю. Одни основаны по древнегреческой мифологии, другие возведены в честь побед в Северной войне. Летний сад – кладезь эстетики и красоты. Побывать там стоит каждому, кто увлекается искусством и историей.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
Скульптура «Амур и Психея»: автор, история создания
Древнегреческая мифология подарила множество идей для творчества великим деятелям искусства. Сюжеты из мифов можно встретить в живописи (Боттичелли, Дуайен, Рене-Антуан-Уасс, Рубенс, Серов и многие другие), скульптуре (Винченцо де Росси, Антонио Канова), литературном творчестве. Великими деятелями искусства были изображены боги, герои, различные сюжеты из мифов. Например, скульптура «Амур и Психея» авторства Антонио Кановы воспроизводит сюжет о трагической любви Психеи и сына Афродиты, любовного божества Амура.
Описание скульптуры
Вам будет интересно: Лучшие музеи Брюсселя, описание, интересные факты
Вторая скульптура изображает их стоя, они рассматривают бабочку, символизирующую невинность. Здесь крыльев нет ни у Амура, ни у Психеи, стоят они на постаменте цилиндрической формы. Эта работа является копией статуи античного мастера, найденной на Авентине.
История оригинала
Долгое время обе скульптуры не покидали мастерской Кановы. Связано это было с затруднением их перевозки. Многие люди, желающие увидеть скульптуры, приходили в мастерскую Кановы. Статуи оставались там до взятия Рима войсками Наполеона.
В 1801 году великий герцог Иоахим Мюрат купил обе скульптуры и перевез их в свой загородный особняк в Нейи. Кстати, сам Антонио Канова во время своего приезда в Париж проверил, как установлены его произведения.
После Мюрата статуи стали частью коллекции императора, а позднее (в 1824 году) частью экспозиции Лувра, где находятся и сегодня.
Копии статуи
Произведение Бернини
В Санкт-Петербурге есть еще одна статуя с таким названием. Находящаяся в летнем саду скульптура «Амур и Психея» является работой Джованни Бернини.
Приобрел ее дипломат и агент по покупке произведений искусства Юрий Кологривов специально для сада. Для скульптуры Бернини взял кульминационный момент мифа: Психея, пренебрегая запретом богов, пришла к Амуру и со светильником в руке наклоняется над ним.