андре андерсен royal hunt биография
Андре Андерсен
«Royal Hunt слушают даже дети».
Музыка этого рок-коллектива представляет собой смесь традиционного хард-рока, классических аранжировок и чрезвычайной мелодичности. Royal Hunt существует с 1989 года. Началось же все с того, что встретились клавишник Андре Андерсен и бас-гитарист Стин Могенсен. А сегодня в этой датской группе с российскими корнями полнейший интернационал.
Как говорит лидер команды Андре Андерсен, памятуя о феноменальном успехе прошлых питерских концертов, Royal Hunt решили не томить длительным ожиданием своих поклонников и возвращаются, чтобы 24 мая в ДК имени Ленсовета представить свою новую программу.
Андре, вы родом из России. И, говорят, на ваши концерты приходят одноклассники. Они следят за вашим творчеством?
– По-моему, уже не столько они следят, сколько их дети. Но как бы то ни было, когда я приезжал, одноклассники действительно устроили встречу. Сейчас это стало очень модным в России – создавать сайты типа «Одноклассники». И я туда вступил. Нас собралось всего человек 14, но было очень забавно, конечно, всех увидеть. Естественно, кое-кто пришел на концерт. Я надеюсь, что и в этот раз кто-то придет.
Вы не думали сделать совместный проект с российскими исполнителями?
– За последние годы было несколько предложений работать с какими-то группами, но пока у меня нет времени. Даже, честно говоря, не помню, с кем предлагали сотрудничать. Это не вопрос желания-нежелания. Состояние российской рок-музыки я знаю очень плохо. Я слушаю только самые известные вещи: «Ария», Catharsis. Их диски у меня есть.
Кажется, еще вам знакомо имя Филиппа Киркорова?
– Это была история, которую я никогда не забуду. Дело в том, что мы сидели в отеле, был включен телевизор. И в какой-то момент какой-то странный тип выскочил и начал петь. Сначала мы подумали, что это женщина. Смотрим, и вдруг внизу появляется подпись: Филипп Киркоров. Долго хохотали по этому поводу, а имя Филипп Киркоров запало в голову. Такая неожиданность была, такой российский Майкл Джексон…
В российском фильме «Райское яблочко» в титрах указано, что музыку к нему сочинил Андре Андерсен, композитор из Питера. Это вы?
– Единственное, что я знаю, что мою музыку использовали в нескольких российских фильмах, но, естественно, мне этого никто не сообщал. Был такой популярный сериал, кто-то мне написал по этому поводу в Интернете, по-моему, «Марш Турецкого». Еще я знаю, что мою музыку использовали во всевозможных рекламах… Ну, что поделаешь? Используют и используют, Бог с ним.
Интересно, как вы представляете среднестатистического российского фэна Royal Hunt?
– Думаю, никто из музыкантов не может это вычислить. Хотя начиная с 1991 года несколько компаний специально занимались определениями статистического портрета нашего поклонника. И выяснили, что его возраст от 7 до 63 лет, практически не слушает хард-рок и металл (или, наоборот, слушает его очень много). В свое время у нас даже был отдел рассылки. Фэны получали открытки, в которых рассказывалось о том, что происходит с группой, и тому подобные. Самой маленькой поклонницей была девочка 7 лет, она сейчас, конечно, выросла. Когда она пришла на концерт, у нее были абсолютно все пластинки! Девочка совершенно не слушала хэви-металл, а интересовалась только Royal Hunt. Меня тогда это поразило.
А каковы ваши нероссийские поклонники?
– Они несколько отличаются по эмоциональному восприятию. В Южной Америке они очень активны физически. Встречают, например, на выходе из магазина, подписываешь пластинку, а он с тебя другой рукой уже кольцо снимает на память. В Японии – нет. Там все стоят на расстоянии пяти метров. Но все с фотоаппаратами! В Америке бытует этакое панибратство. Они считают, что раз пришли на концерт, то ты им постоянно должен.
Вы как-то сказали, что быть музыкантом в Дании – такая же работа, как, например, быть адвокатом…
– Ну, все мы люди… Конечно, приятно видеть, что кому-то нравится твоя работа, кто-то просит автограф, фото. Но самая большая награда – это возможность зарабатывать на жизнь тем, что ты любишь делать. Не все адвокаты могут похвастаться этим.
В качестве логотипа вашей группы выбран дракон. Почему?
– Дракон – это я. Если вы прочитаете музыкальную прессу за последние 10 лет, то все поймете. Никто в этом уже не сомневается. Наверное, скоро на фотографиях в каких-нибудь специализированных рок-журналах будут печатать вместо моей физиономии дракона!
Андрэ Андерсен: Я горжусь своими грузинскими корнями
Имя основателя и клавишника знаменитой датской группы Royal Hunt Андрэ Андерсена хорошо известно в Европе, США, Южной Америке, Японии, в России и других странах. За последние 20 лет Андрэ и Royal Hunt добились больших успехов: на счету группы 10 мировых турне, 12 студийных альбомов, десятки музыкальных релизов, сотни тысяч слушателей и преданных фанатов по всему миру и десятки международных наград. Ранее, я слышал и читал сообщения о Royal Hunt, но не знал о грузинских корнях основателя группы. Перед недавней поездкой в Данию /май 2014 год/, я искал материалы о проживающих в этой стране грузинах и в ходе общения с одним из наших соотечественников узнал о том, что у Андрэ Андерсена есть грузинские корни и он ими гордится. Связаться с ним в Копенгагене оказалось делом непростым, т.к. он все время занят подготовкой к гастролям или выступлениям на ТВ, он полностью переключен на творческую сторону жизни и не очень любит общаться с журналистами. Встретиться с Андрэ мне помог его друг, известный в прошлом регбист, бывший игрок кутаисских клубов «Айя» и «Гелати» Дито Тедошвили, который проживает в Дании с 1998 года.
— Андро! Можно же Вас так называть?
— В интернете я искал данные о вашей жизни, о биографии, материалов о Вашем творчестве и группе много, а вот биографических данных и сведений почти нет! Вы что, прятались от журналистов или не хотели раскрывать свои тайны? Меня лично интересует вопрос о ваших грузинских корнях. Как мне стало известно, мама у Вас грузинка!
— Ваш отец был журналистом, корреспондентом датских газет в Москве. А как он познакомился с мамой, как они стали мужем и женой-ведь тогда в СССР совершенно другими глазами смотрели на браки с иностранцами, тем более с гражданами стран-членов НАТО?
Мои родители не очень желали, чтобы я стал профессиональным музыкантом. Они жаждали видеть меня врачом, поэтому в 1980 году, в Москве, я поступил в Первый медицинский институт. Но так случилось, что в 1983 году мне пришлось все начать с нуля.
— Вы уехали в Данию? А что нельзя было остаться в СССР или Вы не захотели?
— В 1983 году у отца завершился очередной контракт в СССР и он отправился в Данию вместе с семьей. В Дании он продолжал работать журналистом, умер в 1993 году. А мне пришлось все начинать заново: для учебы в вузе мне пришлось выучить сперва литературный датский и поэтому я поступил на ускоренные курсы. В этот же период я познакомился и подружился с несколькими датскими музыкантами, мы быстро поняли друг друга, все мы были увлечены роком, это увлечение вскоре приняло очень серьезный характер и в 1989 году мы основали нашу группу, которая через несколько лет стала знаменитой. Уже в 1993 Royal Hunt едет в мировое турне по странам Европы и Америки, и в Японию.
— Ну а в Грузии вы так и не побывали в ранге музыканта, не давали концерты?
— Не собираетесь дать концерты в Грузии?
— Мы надеемся, что однажды нас пригласят и в Грузию.
В заключение беседы Андрэ Андерсен попросил передать привет всем тем, кто слышал об его деде и бабушке, кто знает о нем как клавишнике и о датской группе Royal Hunt.
Автор этих строк в свою очередь выражает искреннюю благодарность проживающему в Дании грузинскому регбисту Дито Тедошвили за организацию встречи с Андрэ Андерсеном. Кстати, его 13-летняя дочь Мариам Тедошвили в последние годы добилась немалых успехов в теннисе, в частности, в 2013 году она стала бронзовым призером чемпионата Дании в своей возрастной группе.
На фото слева направо: Дито Тедошвили, Андрэ Андерсен и Тенгиз Пачкория (Копенгаген)
Royal Hunt
Биография
Активность (лет)
1989 – сегодня (32 года)
Место основания
Copenhagen, Capital Region of Denmark, Дания
Участники
Royal Hunt (в пер. с англ. — «Королевская охота») — англоязычная рок-группа из Дании, основанная в 1989 году Андре (Андреем) Андерсеном (André Andersen), сыном корреспондента датской газеты — «Land og Folk», Palle Andersen, аккредитованного в Москве, и администратора театра им. Ермоловой, Галины Нестеровны Шанидзе.
Музыка этого коллектива представляет собой динамичную смесь традиционного хард-рока, классических тем и аранжировок, элементов прогрессива и чрезвычайной мелодичности. Датой начала истории «Royal Hunt» можно считать 1989 год, когда клавишник Андре Андерсен и бас-гитарист Стин Могенсен сошлись во мнении, что им нужно основать команду, в которой они могли бы скомбинировать свои пристрастия как к классической музыке, так и к творчеству рок-гигантов типа «Yes», «Rush», «Deep Purple», «Queen» и «Saga». Как водится, все началось с клубных концертов, демозаписей и попутного решения кадровых проблем. К 1992 году, когда «Royal Hunt» собрались записывать дебютный альбом, в составе помимо Андре и Стина числились вокалист Хенрик Брокман и барабанщик Кеннет Олсен.
«Land Of Broken Hearts» поначалу вышел только в Скандинавии, но один экземпляр альбома попал в руки японскому рок-гуру Кэптэну Уэйде, и тот организовал у себя на родине тур «Royal Hunt», что привело к изданию диска не только в Стране Восходящего Солнца, но и в Штатах. Вскоре «охотники» обзавелись постоянным гитаристом в лице Джакоба Кьяера и принялись усиленно нарезать круги по всему миру.
К концу 1994 года напряженная кочевая жизнь притомила Брокмана, и он попросился в отставку, уступив свое место американцу Ди Си Куперу. Тот за пару недель ознакомился с репертуаром, и банда отправилась в очередное турне. После этого был записан диск «Moving Target», ставший первым альбомом «Royal Hunt», выпущенным во всей Европе. Пластинка получила очень хорошие отзывы в музыкальной прессе, а в Дании была номинирована на Грэмми в категории «Best Rock Album». В поддержку «Moving Target» «охотники» провели полноценный евротур, в котором сопровождали именитых швейцарских рокеров «Gotthard». К сожалению, во время этих гастролей Кеннет Олсен умудрился подхватить пневмонию, повлекшую осложнения, и ему пришлось расстаться с командой.
Оставшуюся часть концертов «Royal Hunt» доигрывали с Алланом Соренсеном, чуть позже присоединившимся к ним на постоянной основе. Студийный дебют нового ударника состоялся на записи концептуального альбома «Paradox». Диск спровоцировал появление большого числа хвалебных рецензий, а особые восторги вызвал в Японии. Тамошний журнал «Burrn» присвоил «Royal Hunt» звание «Best Performing Band», а Андерсен был признан его читателями лучшим клавишником.
Кадровые потрясения обходили команду стороной вплоть до 2003 года. Однако после выхода «Eyewitness» в коллективе разразился скандал, и более половины состава было уволено. Фаны с тревогой ожидали новостей о прекращении деятельности любимой группы, однако их опасения не оправдались. Андерсен и Уэст набрали в «RH» новых рекрутов и в 2005 году выпустили мощный альбом «Paper Blood», по качеству не уступавший «Paradox». в 2007 году Марк Боалс заменил бывшего вокалиста Джона Уэста.
В 2011 году по многочисленным просьбам поклонников и промоутеров по всему миру они объединилась с бывшим вокалистом ДиСи Купером для совместного тура, охватывающего четыре первых альбома группы. А с записью нового альбома «Show Me How to Live» Купер вернулся на место постоянного вокалиста.
В 2016 году бас-гитарист Пер Шеландер ездил с группой в турне, подменяя их текущего басиста.
Андре Андерсен (Royal Hunt): «Конкурировать с Шаламовым и Солженицыным у меня нет шансов»
Датская группа Royal Hunt занимает особое место в сердцах меломанов.
Как минимум благодаря тому, что подспудно каждый испытывает гордость от того, что лидером известного коллектива является выходец из России. Андре Андерсен не только потрясающий композитор и музыкант, но и великолепный собеседник. В этом мы убеждались уже не раз.
В преддверии будущего тура Royal Hunt по России в поддержку последнего студийника «A Life To Die For» мы связались с Андре, чтобы расспросить его о пластинке, туровых планах, да и просто о жизни. Разговор получился большим и очень познавательным. Его мы и предлагаем Вашему вниманию. Ну и напоминаем о том, что в Москве Royal Hunt выступят 23 марта в концертном зале «Мир».
KM.RU: На мой взгляд, два Ваших последних альбома, знаменуют некий Ренессанс в истории Royal Hunt… Группа теперь больше напоминает скорее не банду высококвалифицированных наемников, а сплоченную регулярную армию, фанаты откровенно счастливы выходящим материалом… Так откуда же тогда такой пессимизм в выборе тематики? То Вы задаетесь вопросом, как же вообще жить («Tell Me How To Live»), то теперь задумались, за чтобы такое эту самую жизнь отдать…
Андре Андерсен: Ну, я наоборот считаю, что обе пластинки получились довольно оптимистичными. Просто здесь обсуждаются такие насущные, ежедневные, очень личные темы. Но мне кажется, что общее настроение пластинки все же довольно оптимистичное.
KM.RU: Ну, почитав тексты песен, я поняла, что Ваш лирический герой, коли ему будет предоставлен второй шанс и возможность исправить прошлые ошибки, им не воспользуется…
Андре Андерсен: Это значит, что герой ни о чем не жалеет…
KM.RU: Знаете, раньше в школе учили: есть Пушкин А.С., а есть его лирический герой – и это не совсем одно и то же. Так вот насколько лирический герой Андрея Андерсена совпадает с Андреем Андерсеном?
Андре Андерсен: Ну, как правило, какие-то точки соприкосновения присутствуют. Если я не описываю какую-то историю, которая с кем-то где-то произошла, если я пишу текст песни от первого лица – то это со мной каким-то образом соприкасается. Естественно, я не побывал во всех этих ситуациях. На фронте я, например, конечно же, не был, хотя у меня есть песни на военную тематику на предыдущих альбомах. Но я просто представляю свои эмоции, свои переживания, если бы я оказался в этой ситуации, хотя, конечно, не во всех из них я оказывался.
А на последних двух альбомах – все истории более-менее личные, но у них у всех есть какой-то общий философская, что ли, подкладка… Бог его знает, как это назвать… Ну, например, «One Minute Left To Live» – что бы человек сделал, если у него остается всего одна минута… Но ведь эти мысли – рано ли, поздно ли, в разных ситуациях – они нас всех посещают. Но важно ведь не то, что эта минута неизбежно придет к каждому из нас, и придется осмысливать прошедшее время, а то, что каждый день жить нужно так, чтобы потом не сидеть и не жалеть ни о чем…
KM.RU: Ну, у Вас прямо по Островскому: «…чтобы не было мучительно больно за бессмысленно прожитые годы…»
Андре Андерсен: Дааа, вот ведь не зря в школе учили! Сидит, заноза, сидит. (смеется) Поэтому я так на это смотрю: со всеми нынешними технологиями, которые у нас сейчас есть – люди становятся на редкость нетерпеливы, они заглядывают в завтрашний день, еще не осмыслив сегодняшнего… Кстати, очень забавно было во время предыдущего тура… Играли мы где-то концерт, не помню точно, где, скажем, в Голландии. И перед концертом фэны подходили и спрашивали, когда же мы приедем к ним в следующий раз… То есть, этот концерт еще не начался, а они спрашивают уже о следующем!
Кстати, одна из тем, которая, была в разработке, но не вошла на альбом – я обратил внимание, что на концертах (а это, пожалуй, единственное место, где я достаточно близко, лицо к лицу, встречаюсь с поклонниками) – все больше и больше людей весь концерт наблюдают через телефон. Люди платят за билет полторы-две тысячи рублей, и потом весь концерт стоят, уставившись в это крохотное окошко телефона. Вот в чем здесь удовольствие? Я никак понять не могу! Но это тоже, по-видимому, какое-то веяние времени, все вокруг запечатлеть, затем тут же кому-нибудь переслать, поделиться, и мне кажется иногда, что уйти с этого концерта, даже до конца его не осмыслив, не получив того удовольствия, которое ты можешь получить, если ты засунешь телефон в карман на эти полтора-два часа.
Вот эти все мои идеи, мои наблюдения – они каким-то образом проникли, просочились в тексты, особенно двух последних альбомов.
KM.RU: Ну, хорошо, что не дракон (дружный смех)
Андре Андерсен: Да дело в том, что дракон-то тоже был! У нас с Каем всегда по этому поводу анекдот, потому что я всегда выискиваю этих злючих драконов на нарисованных им обложках. Если он знает, что я обложку просмотрю – он этих драконов пытается спрятать (улыбается)
Так вот, в этот раз, когда он поставил там льва, я ему сказал: «Кай, ты понимаешь идиотизм ситуации? Что может делать лев на крыше здания? Я не понимаю, что происходит, зоопарк разбомбили, что ли?» И я предложил ему образ вот этого волка. Потому что волк – это аллегория, представление какой-то свободы, независимости… И мне показалось, что здесь это должно хорошо сыграть – мальчик и волк, как символ того, к чему можно придти, но чтобы мальчик достиг этой независимости, он должен пройти через этот темный, страшный для него город, а в конце пути его ждет этот идеальный образ свободы и независимости. И это – жизнь, за которую и умереть не жалко.
И тут я вижу, что между мальчиком и волком есть какое-то место между домами. Я смотрю – там какое-то ма-аа-ахонькое пятно… Я увеличиваю файл, который мне прислал – и вижу, что он туда вновь запрятал какого-то дракона! (Дружный смех) Так что у меня вечно идет сражение с Каевыми драконами, пауками и прочей чертовщиной.
Но, как правило, в нашем с ним сотрудничестве исходная идея моя, а он ее потом уже дорабатывает и подчас разворачивает под совершенно неожиданным для меня углом. Ну, он художник, так что ему, конечно, виднее. Работать с ним очень забавно, я его, конечно, периодически ругаю, но он пытается свое всучить (улыбатся).
Просто все эти типичные «средневековые» элементы хэви-метал культуры – мне это все не близко. Я помню, в начале карьеры, после того как выпустили первый-второй альбом, у меня всегда был какой-то диссонанс – при общении и с поклонниками, и с прессой. Дело в том, что в те годы, когда мы только начинали с Royal Hunt, в 91-92-м, бытовало такое представление, что если группа играет симфонический рок – что тексты должны быть обязательно: драконы, принцессы, рыцари и т.д. и т.п.
Может быть, это связано с тем, что я пришел к этому всему уже в более старшем возрасте, потому что многие группы же начинали, когда им было по 17-18 лет. В это время я могу себе представить увлечение и Толкиеном, и Вальтером Скоттом. Я начал выпускать альбомы, когда был уже все-таки старше, поэтому это все прошло мимо меня, и меня всегда интересовали темы насущные, ежедневные, темы какого-то личного плана. И вначале люди этого не понимали, им казалось странным смешение помпезного звучания оркестра, клавиш и при этом тексты на какие-то насущные проблемы сегодняшнего, чуть ли не газеты вслух читаю… Ну, так вот у меня сложилось.
KM.RU: Вы уже не впервые работаете с классическими музыкантами, достаточно вспомнить Вашу сольную работу «Ocean View», но в этот раз присутствие классических инструментов на альбоме Royal Hunt было значительно расширено. Что это, дань моде, или так на душу легло?
Андре Андерсен: Нет, это совершенно не дань моде. Дело в том, что эту историю мусолят уже довольно давно, все началось где-то в конце 90-х, мне говорили об этом очень часто… Но вот как-то не тянуло меня к этому. Но мне кажется, что на нашем предыдущем альбоме – «Show Me How To Live» – вот этот такой более романтический звук Royal Hunt, который я напрямую связываю с таким альбомом как «Moving Target» (ну, это такое мое личное мнение) – так вот мне уже в этом звуке как-то немножко тесно стало. И поэтому на следующем альбоме я стал искать, что бы такое добавить, чтобы стало интересно не только для слушателя, но, честно говоря, в первую очередь для меня самого и для группы. Чтобы это было не скучно, чтобы мы не скатились к копированию «Show Me How To Live», который в плане романтического, классического звучания Royal Hunt представляет собой абсолют, который мне же самому было тяжело побить. И вот тут появилась идея: а что, если мы оставим все то же самое, если мы не хотим каких-то принципиальных изменений (а мы действительно совершенно не хотим на сегодняшний день), что бы такого добавить, что бы это стало еще интереснее – и нам, и слушателям? И мы придумали, что наиболее органичным способом будет добавить большее количество классических инструментов. Поэтому я со своими клавишами слегка отступил, и уступил место более органическому звучанию классических инструментов.
KM.RU: Вступление к «Sign of Yesterday» чем-то напомнило мне музыку к классическим советским фильмам? Эта «заноза» тоже по-прежнему сидит в Вас?
Андре Андерсен: Может быть… Сознательно я никогда этого не делаю, да и не могу, потому что, как говорится, «все смешалось в бедной голове». У меня чего там только нет – и поэтому откуда эти идеи появляются, я не могу сказать. Естественно, я не сидел и не смотрел какой-нибудь советский фильм, чтобы вытащить оттуда мелодию такого плана. Это как-то само приходит…
Мне нечто подобное говорили неоднократно. И на моих сольных альбомах, и каких-то песнях Royal Hunt вдруг откуда-то возникала эта «русскость». Каждый ее ощущал по-своему: вот Вы упомянули советские фильмы, кто-то вспоминал старые шлягеры, кто-то что-то народное в них услышал – у всех по-разному. Наверное, что-то есть – раз люди замечают. Мне сложно об этом судить, потому что все это идет изнутри, и откуда оно там берется – понятия не имею.
KM.RU: А у Вас после этого случая не возникло желания усилить гитарную секцию в группе – ну, чтобы два гитариста вместо одного?
Андре Андерсен: Да я на самом деле гитаристов жалею (смеется) У меня была идея взять двух гитаристов еще давным-давно, году так в 93-м. Но дело в том, что это немножко ограничивает свободу того гитариста, который уже у тебя есть, от этого никуда не деться. И поэтому мне их всегда жалко, ладно уж пусть один сражается (улыбается). Потому что, когда их двое, начинается синхронизация партий, дележка, кто что играет, у них начинается головная боль, так что, да ну… В Iron Maiden это, безусловно, работает, у нас – вряд ли… Поэтому я считаю, что пусть лучше у одного гитариста будет место, где развернуться…
KM.RU: Я, конечно, понимаю, что в свое время Вас замучили вопросом, почему на альбомах Royal Hunt так много инструментальных вещей. Но вот уже четвертый альбом у Вас выходит без инструментала. Так что теперь все наоборот: куда инструментал дели?
Андре Андерсен (растерянно): Да вот я сам не знаю… Может, в этот период я как-то к ним интерес потерял. Конечно, пик всего этого «инструментального безобразия» пришелся на «Paper Blood», где мы записали целых три вещи. Я помню, когда Джон услышал, потому что сначала он не знал об этом… И когда мы уже работали над вокалом, мы заканчивали запись, и сидели в студии: я, Джон и Маркус. И тут Маркус упомянул, что на пластинке будет еще три инструментала – Джону чуть плохо не стало. «Да вас же заклюют за это!» И действительно, меня потом очень долго клевали за эти три инструментала, мол, что это за безобразие, Джону не дают попеть и так далее… В общем, как всегда. У прессы же, как говорится, своя точка зрения на все…
Ну, а после… Как-то сперва был этот концептуальный альбом, «Paradox II», потом была «десятка» (альбом X) – которая тоже в какой-то степени концепт, но такой более музыкальный концепт, выдержанный в стиле 70-х… И на том альбоме, хотя отдельных инструменталов и не было, но было очень много инструментальных фрагментов в самих вещах – длинные интро по полторы-две минуты, продолжительные соло… То есть там инструментала хватало, он вроде как там был и не нужен.
KM.RU: Ну, на «Show Me How To Live» тоже огромнейшее соло…
Андре Андерсен: Да, там есть большое соло на титульной вещи…
KM.RU: Но тем не менее, если у Вас присутствует текст, слушатель вольно или невольно уже начинает воспринимать эту музыку, мыслить в определенном направлении…
Андре Андерсен: Ну да, вроде это уже и не инструментал, а песня…
Ну, а с этим альбомом – как то у меня не сложилось, не планировал я, честно говоря. Ведь у меня пластинки развиваются с начала до конца. Я разговаривал со многими ребятами, музыкантами – они сначала пишут набор песен, а потом из него, как из конструктора, уже начинают выстраивать цепочку альбома. У меня такой системы нет, у меня альбом развивается поступательно – с первой вещи и до последней, по порядку… Поэтому, когда я конструировал эту пластинку, у меня почему-то места для инструментала на ней не находилось, хотя идей для инструментальных тем у меня всегда в избытке. И когда я закончил с титульной вещью и увидел, что альбом перевалил за 45 минут, я подумал: «Ну, что я еще что-то сюда буду приклеивать?» Уже было обидно что-то туда еще вписывать – уж больно хорошо альбом заканчивался, так что зачем его уродовать? Только радии того, «чтоб было»?
На самом деле люди очень часто меня спрашивают: «Почему вы не делаете альбомы длиннее?» У меня ответ один и тот же: из-за того что на CD можно записать на 70 минут, это не значит, что его нужно использовать на 70 минут. Самые любимые альбомы из моей довольно-таки обширной коллекции – они ведь все не такие уж и длинные… И меньше 40 минут есть – ничего страшного, лучше переслушать альбом еще раз, чем слушать еще пару вещей, которые, может, и к тематике не совсем подходят, а их приклеили только потому, что место было… Для меня каждый альбом – как книжка: есть какой-то пролог, есть эпилог, и все, что между ними, должно хорошо укладываться в эти рамки, а сколько там минут вышло – 42 или 46 – не сижу и не считаю.
Поэтому, кстати, не люблю приклеивать все эти бонус-треки, они меня немного раздражают. Альбом, вроде, закончился, затем несколько секунд прошло, и вдруг включается какая-то вещь, которая никакого отношения к нему не имеет. Поэтому всегда стараюсь избегать бонус-треков, хотя иногда вынужден их добавлять.
KM.RU: Мне показалось, что текст «Hell Comes Down From Heaven» очень сильно перекликается с «Message To God»… Диалог продолжается?
Андре Андерсен: Абсолютно! Потому что это извечная тема, она никуда не уходит. Так что можно сказать, что с точки зрения лирики это – «Message To God-2». Почему бы и нет? Я не считаю, что каждый раз надо изобретать велосипед, есть темы, интерес к которым не иссякнет. Конечно, в этот раз несколько иной подтекст, настроение…
KM.RU: Насчет знаменитой формулы: «Не верь, не бойся, не проси…» Вы, кстати, попали в статью русскоязычной Википедии, посвященную этому выражению…
Андре Андерсен: Да ну? Надеюсь, что Солженицын в этой статье тоже не забыт?
KM.RU: Раз уж зашел разговор про взаимоотношения со средой… Скажите, когда Вы только переехали в Данию, у Вас были какие-то столкновения тамошней психологии и здешней, или Вы все приняли сразу?
Андре Андерсен: У меня столкновения не было, но ведь это во многом от людей зависит. У Вас есть знакомые, которые уехали или пытались уехать в Америку?
KM.RU: Есть, конечно.
Андре Андерсен: Вот у меня тоже было очень много таких знакомых. Сам я в Америке был, причем не только был, а, факт не очень известный, жил там довольно длинные периоды времени. Люди делятся на два лагеря: кто-то Америку не приемлет, а кто-то приезжает туда и в ней растворяется. Это от людей зависит, не от страны. Все страны разные, но нет хуже или лучше, они просто разные. Почему я привел пример с Америкой: потому что в этом случае это черное/белое особенно заметно, причем не только со стороны россиян, но и со стороны европейцев тоже. Те кто туда уезжают, постепенно приходят либо к «абсолютно не могу там жить, совершенно не мое, возвращаюсь», либо принимают на все 100 процентов. Вот у меня так вышло с Данией. У меня не было каких-то культурных столкновений с окружающими, хотя в первые несколько лет моей жизни здесь я прекрасно понимал, что мы несколько отличаемся – и психология разная, и отношение к каким-то вещам разное. Так что где-то мне приходилось адаптироваться, но в какой-то степени и окружающим меня людям приходилось адаптироваться ко мне. Но мы нашли какой-то симбиоз. Да мы и теперь в чем-то отличаемся друг от друга, но за все 30 лет, что я здесь живу, я встречал у окружающих только положительное отношение к моим отличиям. Причем круг моего общения – это не только музыканты, хотя их, конечно, больше всего, но это и врачи, и адвокаты, и так далее, и так далее. Они смотрят на это как на качества, которых у них нет, но есть у меня. Они к ним очень хорошо относятся, даже используют их иногда.
Потом, я все-таки был к этому как-то психологически подготовлен, у меня же отец – датчанин. Какой-то датский образ жизни, он был в нашем доме, пусть мы и жили в то время в Москве.
KM.RU: А когда приезжаете сюда и начинаете говорить за жизнь со здешними друзьями, не возникает такого: «Блин, да как вы здесь вообще живете?»
Андре Андерсен: Очень часто возникает. Но я очень-очень-очень осторожно к этому подхожу. Во-первых, и это понятно, никто не любит, когда начинают что-то критиковать, что-то обсуждать со стороны. Если бы я на сегодняшний день жил в России, безусловно, я бы высказывался больше. Но я уже 30 лет живу в Дании, поэтому мне не стоит особо выступать по этому поводу, поэтому я принимаю все здесь происходящее, как оно есть. Естественно, у меня есть мнение по этому поводу, но высказываю я его только в кругу очень близких друзей, которые меня прекрасно знают и понимают. С не столь близкими людьми я стараюсь это не обсуждать, особенно какие-то важные темы, жизненные вопросы, не говоря уже о политике, потому что тут это вызывает всегда какое-то отторжение. Поэтому не стоит в это дело лезть. Всегда легко критиковать какие-то ситуации, находясь вне этого, но – не стоит.
Свое мнение у меня, конечно, есть. Не могу сказать, что особенно пристально, но, как говорится, одним глазом слежу за тем, что происходит в России. Опять-таки у меня матушка, слава Богу, жива. И она очень активно здесь смотрит российское телевидение, мы с ней это активно все обсуждаем, так что я в курсе всех дел: от Навального до Олимпиады (улыбается)
KM.RU: География предстоящего тура очень впечатляет. Вы в этот раз впервые собрались доехать до Китая, и Австралию для себя открываете… В тур вы ездите со своей технической командой. А как насчет инструментов? На концертах в «Мире» каждый раз объявляют, что инструменты предоставлены компанией «Музторг»… То есть вы теперь налегке ездите? А как же родной наигранный инструмент с щербинкой на до второй октавы?
Андре Андерсен: Обязательно! Какие-то инструменты мы с собой, безусловно, везем, но только самое-самое личное. Естественно, все гитары, я беру с собой пару клавиш, которые для меня очень важны, а остальное поставляет местный промоутер. Дело в том, что перевозки в последнее время стали безумно дорогими. Если я не ошибаюсь, последний раз, когда мы полностью привозили свое оборудование, был году в 2006-м. После этого мы перестали это делать, потому что это стало стоить сумасшедших денег, и промоутеры просто взвыли… Поэтому им, конечно, дешевле взять это на прокат прямо на месте, чем платить за перевозку нескольких сотен килограмм. И они стали нас уговаривать, что бы мы сегодня в багаже своем ограничивали. Ну, тут, как говорится, ничего не поделаешь, лучше такой концерт, чем вообще ничего…
KM.RU: А насколько предоставляемое оборудование отвечает вашим требованиям?
Андре Андерсен: В основном, соответствует. Естественно, бывают какие-то столкновения, и Россия в этом плане – не исключение, но мы всегда пытаемся найти какой-то компромисс, до тех пор, пока такой компромисс возможен. Но у меня есть некая определенная планка, ниже которой группа не опустится. Если промоутер приходит и сообщает, что вот это будет не совсем то, а это не совсем так – ну, о’кей, переживем. Но когда это доходит того, что может сказаться на предстоящем концерте – тогда мы говорим твердое «нет». Поэтому у нас в каждом контракте записано, что промоутеры за 15 дней до концерта должны предоставить нам список, который будет с нами полностью согласован. Если после этого возникают какие-то сюрпризы, когда мы уже приезжаем на место – мы имеем полное право развернуться и уйти, и никакой ответственности при этом не несем. То есть тот список аппаратуры, который нам промоутер поставляет – он под ним подписывается, если вдруг на месте обнаруживается что-то не то – то тут уже, как говорится, «коса на камень». К счастью, подобные ситуации возникали довольно редко, практически всегда удавалось в последнюю секунду найти какие-то компромиссы. Пока у нас таких ситуаций, когда мы уперлись и сказали, что точно играть не будем, было всего пару раз – один раз здесь, в России, второй – в Польше. Мы посмотрели на предоставленную аппаратуру, и сказали «нет». В обоих случаях промоутеры очень здорово после этого зашебуршились, потому что пришлось искать то, что нам было нужно, а это стоит экстра-денег и экстра-времени. Ну, ничего, нашли. Я, конечно, промоутеров понимаю, они пытаются сэкономить на всем, чем только можно – и Бог с ними, в конце концов, это их бизнес. Но только не в ущерб качеству.
Когда мы приезжаем на очередную площадку, саундчек у нас как правило начинается часа в два-три. Я обычно еду туда прямо с утра вместе с техниками, чтобы проверить досконально, то ли привезли. Потому что, если что-то с аппаратурой не то – лучше сказать об этом в девять утра, чем в четыре дня. Поэтому я иногда бываю на гастролях очень злым, потому что, естественно, когда я прусь в какой-то клуб к восьми-девяти утра, вместо того чтобы поспать пару лишних часов, и когда приезжаешь в этот клуб и видишь, что тебе поставили какую-то дурь – эмоции, как правило, прорывают…
KM.RU: А накануне при этом был переезд или перелет…
Андре Андерсен: С этим ничего не поделаешь, это всегда так. Все эти безумные перелеты, ожидания в аэропортах, поездки – не скажу, что это как-то особенно мне на нервы действует, но, безусловно, от этого устаешь. Потому что очень часто бывает так, что день начинается в 6-7 утра, едешь в аэропорт, в аэропорту нужно просидеть часа 2, потом загрузился, долетел, потом ждешь, пока выпустят все твое оборудование. Потом едешь на check-in в отель. Если повезет – успеешь побриться/переодеться. Нет – твои проблемы… Потом едешь на площадку. Так что во время гастролей у всех у нас безумно длинные и безумно тяжелые дни. Но к этому как-то привыкаешь. И только когда сталкиваешься с какой-то откровенной дурью, то бывает сложно сдержаться – нервы, усталость – поэтому, бывает, случаются эмоциональные выпады, хотя, конечно, я стараюсь это дело контролировать.
KM.RU: В России для таких гастролей существует термин «чёс»…
Андре Андерсен: Именно. Сейчас очень много разговоров ходит на тему, что все больше и больше групп прекращают выпускать новые альбомы. Я прекрасно понимаю, почему они это делают… Такая судьба может постигнуть и нас. Я – реалист, и понимаю, что постоянно падающие продажи когда-нибудь могут нас подвести к той черте, когда мы скажем, что просто не можем сделать следующий альбом. Просто бюджета будет не достаточно, и потребуются какие-то компромиссы с точки зрения качества, на которые я никогда не пойду. Это может произойти. Но тогда я и в тур больше не поеду – он для меня потеряет смысл, мне будет это все уже не интересно. Для меня эти два аспекта деятельности группы – альбомы и туры – взаимосвязаны.
Так что это первое правило. На концертах должны обязательно исполняться новые вещи. И в этом туре тоже будет исполняться несколько вещей с нового альбома и несколько – с предыдущего.
Потом начинается блок вещей, которые мы не можем не сыграть. Это как у Deep Purple «Smoke On The Water».
KM.RU: Насколько я понмю, в прошлом году в Питере Вы рискнули не сыграть «Message To God»…
Андре Андерсен: Да. Потом мы не сыграли «Epilogue». Где-то мы не сыграли «Martial Arts», которую требуют буквально везде. То есть даже в этот блок «классических» вещей (хотя «классические» звучит довольно нахраписто) – мы стараемся внести какое-то разнообразие, тасуем их, чтобы не играть каждый раз одно и то же. Иначе, если мы будем исполнять только то, что поклонники хотят услышать – у нас сет-лист на 80 процентов будет одним и тем же из тура в тур и это будет полная тоска. Потому что каждый раз поклонники пишут, что они хотят услышать «Far Away». Да если я каждый раз буду исполнять «Far Away» – я с ума сойду! Поэтому иногда мы меняем эту песню на что-то другое. Иногда мы играем «Last Goodbye» – иногда не играем. То же самое с «Message To God», или «Epilogue», или «The Mission»… Есть вещей восемь, которые с нами постоянно присутствуют, но мы вынуждены менять их между собой иногда.
И потом, после новых и «классических» вещей у нас остается маленький кусочек сет-листа для каких-то сюрпризов, вещей которые мы никогда не исполняли на концертах ранее или долго не играли – часть сета, которой мы хотим потешить свой эгоизм, сыграть их в первую очередь потому, что так хочется нам. Допустим, в прошлом туре мы вдруг опять заиграли «Kingdom Dark», которую до этого не играли лет десять, а то больше. Мы вытащили «Bodyguard», которую не играли с 96-го года, «Step By Step», опять же… Так и нам интересней, чем талдычить одно и то же. И людям это забавнее, потому что они вспоминают вещи, которые многие годы не слышали.
KM.RU: В связи с этим сразу, можно сказать, личный вопрос… Вы когда-нибудь в своем эгоизме дойдете до концертного исполнения «Wicked Lounge»?
Андре Андерсен: «Wicked Lounge»? Забавно, что Вы именно ее упомянули (улыбается) Это тема, которую я поднимал уже несколько раз.
KM.RU: Честно говоря, одна из самых моих любимых вещей. На мой взгляд, Джон потрясающе ее исполнил, не знаю уж, сможет ли ДиСи это повторить…
Андре Андерсен: Это очень тяжело сказать, сможет ли он исполнить эту вещь или нет, именно как Джон. Дело в том, что Джон даже не столько спел, сколько сыграл эту роль – роль такого крунера, поющего в каком-то клубе или пабе при отеле дорогом. Он уже такого преклонного возраста, он даже сумел сделать этот акцент человека где-то пятидесятого года рождения… У него это все очень здорово получилось. И я не знаю, сможет ли ДиСи сделать эту вещь или нет, но я пытался ее вытащить несколько раз, пока что встретил стену сопротивления. А все-таки в выборе нашей концертной программы у нас царит практически 100-процентная демократия, у нас побоище за выбор репертуара идет по полной программе.
KM.RU: А стена сопротивления вызвана чем: не цепляет? Или действительно боятся сложности исполнения, что не вытянут?
Андре Андерсен: В основном, боятся того, что не поймут. Как в свое время, не знаю, известна ли Вам эта история, эту вещь не поняли «Century Media», наш американский лейбл, на котором мы тогда были подписаны. Они отказались выпускать альбом «Eye Witness» с этой вещью. Мол, мы не можем выпустить эту песню, на альбоме, который выходит на нашей компании, ведь наша компания ассоциируется в сознании людей с хард-роком и хэви-метал. То есть, глупость и ограниченность просто зашкалили…
KM.RU: А Вы пошли на то, чтобы «порезать» американскую версию альбома?
Андре Андерсен: Нет. Мы, вместо того чтобы вырезать эту вещь, просто ушли в другую рекорд-компанию, потому что для меня это вопрос принципиальный. Но дело в том, что этот случай показывает, насколько эта вот узколобость распространилась даже среди профессионалов.
Ведь не так давно мы слушали альбомы тех же самых Queen, где на альбоме можно было собрать все: и джаз, и рок, и оперу, и поп, и прогрессив – все, что захочешь. Сегодня все уже начинают трястись, как только они слышат вещь, которая каким-то образом выпадает из общего строя – все, уже даже рекорд-компания впадает в истерику, не говорю уже про фэнов. Я думаю, что именно это и вызывает страх того, что не поймут, и поэтому я встречаю отторжение, когда начинаю предлагать «неформатные» вещи. Кстати, мне потребовалось довольно много сил и времени, для того, чтобы убедить взять в прошлый тур «Step By Step». Сопротивление тоже было очень сильное. У нас обычно идет довольно бурное обсуждение, мы все обмениваемся сет-листами, идеями, спорим по этому поводу. Так вот, почему-то и ребята, и менеджмент считали, что она выпадает из общего настроения. Я же наоборот, считал, что поскольку перед ней шли какие-то более серьезные вещи, то здесь она будет очень хорошей разрядкой – немного забавная вещица, не совсем типичная для Royal Hunt. Сопротивлялись очень долго, но я, в конце концов, все-таки всех убедил. С «Wicked Lounge» – пока не удалось. Хотя, в качестве альтернативы я предлагал сделать часть концерта unplugged, как мы это делали в предыдущем туре, и там эта вещь, на мой взгляд, смотрелась бы очень хорошо. Но вот в прошлый раз на нее так и не решились. Может быть, в этот раз или в следующий мне их все-таки удастся на нее раскрутить. Потому что вещь хорошая, упускать ее совсем не стоит.