андромер история названия псковская область
Имена наших деревень. Нежадово, Андроме, Ктины, Лог
Нежадово
Женский монастырь в д.Нежадово был основан в начале XX века к юго-западу от озера Подгорное, в олине реки Мшанки. В середине XIX века эти земли находились во владении нескольких хозяев: капитанши Екатерины Васильевны Агапитовой, полковницы Елизаветы Кнорринг, ст.советника Александра Емельяновича Солодовникова, штабс-капитана Сергея Дмитриевича Гордина и крестьян госимуществ. В нескольких местах Нежадова тогда уже расположились усадьбы со строениями и садами.
На плане 1840 года видно, что эти строения с садами и огородами размещены тремя грядами около озера и разделены дорогой. Булыжное мощение этой старинной дороги, соединяющей Нежадово с Плюссой и Лугой, местами сохранилось и по настоящее время.
В конце XIX века все земли, окружающие деревню Нежадово, скупил Псковский мещанин Вольдемар Аускткальнит. Он устраивает свою усадьбу на месте владения полковницы Е.К.Кнорринг. Этим имением владеет до 1916 года.
В начале XX века часть имения Нежадова переходит во владение женского монастыря. В селе строится собор и другие монастырские постройки, разбивается сад. Все это группируется вдоль той же самой центральной дороги.
Андромер
В первой половине XIX века сельцо Андромер находилось во владении коллежского советника Семена Лазаревича Пантелеева. Затем усадьба переходит к полковнику Василию Николаевичу Пантелееву. Судя по плану 1844 года, имение было хорошо обустроено: имелся просторный хозйственный двор, множество деревянных и каменных строений (из которых особенно выделятся два больших каменных и один деревянный дом). Четверть площади усадьбы занимал парк. Извилистые дорожки в этой части поместья указывают на пейзажный характер парка. Такую же площадь занимали и огороды. Всего под усадьбой находилось 18 десятин 600 сажен земли. Дом господский, как указано в описании владений Пантелеева, был деревянным и стоял на ручье Безмянном при реке Питьбе. Утрачены все хозяйственные постройки, в том числе и барский дом. От некогда большой хозяйственной части сохранилось: богато украшенная конюшня, скотный двор, хозяйственная постройка и небольшие копаные водоемы.
Современная жилая застройка теснит парк со всех сторон и внедряется на территорию памятника, это грозит его уничтожением.
Решением Псковского облисполкома № 346 от 04.10.1979 года усадьба признана ботаническим памятником природы.
Ктины
Кроме дома, в имении были возведены и различные хозяйственные постройки, а также посажен фруктовый сад и парк.
В течение двух веков владели этими землями Татищевы и, естественно, облагораживали их всячески. Постепенно увеличивались парк и сад, появлялись новые постройки. Но к концу XIX века хозяева почти перестали интересоваться своим поместьем, и постепенно оно начало приходить в упадок.
В начале ХХ века имение Ктины досталось по наследству от бабушки Татищевой дворянину поручику Николаю Николаевичу Тирану. Сравнительно близкое расстояние имения от столицы, удобная дорога давали возможность молодому хозяину заниматься делами поместья интенсивно.
Быстро был приведен в порядок барский дом, покрыт железом, оштукатурен и отремонтирован. Также были отремонтированы и все хозяйственные постройки. Кроме того, был возведен большой кирпичный скотный двор, где поместили 50 голов крупного рогатого скота. Новый владелец намеревался заниматься на этих землях скотоводством и молочным хозяйством, организованным по последнему слову науки.
Усадебная земля стараниями Н.Н.Тирана увеличила свои размеры до 8 десятин, на которых кроме дворов и строений располагались плодовые сады, огороды и довольно обширный парк.
Эта усадьба в Ктинах принадлежала семье Н.Н.Тирана до 1918 года.
В этом же году усадьба была продана генерал-майору Щетинину. А в 1843 году неподалеку от Лога строится часовня Митрофания Воронежского.
В 1870 году усадьбой владеет помещик Н.фон ремер, уастник Крымской компании, полковник в отставке.
Так записано в документах Министерства культуры, которое проводило обследование парка и усадьбы. А вот как предстала усадьба и парк В.Н.Писаревой.
С этим домом ее дочь Ольга Константиновна Гориневская и М.В.Ямщикова были связаны до конца жизни.
Газета «Плюсский край», №№ 98-99, 19 декабря 1998 года
Андромер история названия псковская область
А.Г.МАНАКОВ, Псковский госпединститут
ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ В ПЛЮССКОМ РАЙОНЕ
Условные обозначения:
Цифры после названий населённых пунктов указывают расстояние от районного центра (пос.Плюсса).
Система приоритетов при посещении объектов:
*** заслуживает специальной поездки (похода)
** имеет смысл отклониться от основного маршрута
* есть на что посмотреть
В 1 км к югу от деревни, на левом берегу р. Городонька, расположено еще два археологических памятника, датированных второй половиной I тыс.н.э.: городище и селище. Это городище местное население называет «Кото».
*АНДРОМЕР (20 км) имеет необычное для здешних мест название. Существует предание, что название своё селение получило в честь. юноши Андрея (Ондроса) и красивой девушки Марии (Мэри), полюбивших друг друга. Не получив родительского благословения, Андрей и Мария предпочли участь Ромео и Джульетты.
Сейчас в Вечаше расположена музыкально-литературная экспозиция «Природа в творчестве Н. А Римского-Корсакова (1894-1905 гг.). Рядом с домом находятся остатки некогда живописного парка XIX века на берегу оз. Песно. Сохранились липовая аллея, группы берёз, дубов, ели, лиственницы сибирской.
В Любенском доме развернута мемориально-бытовая экспозиция, посвященная последнему периоду жизни и творчества композитора (1907-1908 гг.)
**ЛЮЩИК (13 км) в прошлом назывался «Людщик», обозначая «дорогу, предназначенную для людей. Именно под таким именем селение упоминается в 4 новгородских писцовых книгах. В древнерусских документах с XII по XVII вв. встречаются и другие варианты этого названия: «Лютщик. Лютчик, Лютшик». В деревне можно увидеть крупный двухэтажный кирпичный дом конца XIX века в стиле французских дворцов (этот стиль называется «эклектика», т.е. «многостилье»).
Главной целью данного маршрута является ознакомление с изменениями в землепользовании при движении к истокам Плюссы. Поэтому в маршруте представлены, кроме культурно-исторических памятников, гидрологические и хозяйственные объекты.
Маршрут начинается в пос. Плюсса. Двигаясь по автомобильной дороге ка Погорелово, перед мостом через р.Плюсса можно свернуть направо, к д.Курея, и остановиться у моста через р.Курея
*КУРЕЯ (6 км) расположена у места слияния р.Курея и р Плюсса. Название деревни и реки произошло от слова «курья», заимствованного из финских языков, и в словаре В.Даля обозначенного как «заводь, речной залив, рыбное угодье, заливной приток, которому нет названия».
В XIX веке в Курее была построена помещичья усадьба, а при ней разбит парк, в котором были высажены деревья местной флоры: липы, вязы, дубы. Возраст этих деревьев сейчас составил бы около двух веков, если бы многие из них не погибли в годы войны и вырублены после нее.
ГРИВЦЕВО (5 км) в первой половине XIX века являлось частью усадебного комплекса «Курея» и называлось мызой Гривцево. При мызе был парк, в котором произрастала лиственница сибирская. Во второй половине XX пека парк был вырублен.
БУТЫРКИ (8 км) в прошлом также имели прекрасный усадебный парк с такими экзотическими деревьями как клён татарский, ель колючая, туя и пихта. Сейчас отдельные экземпляры этих деревьев можно встретить рядом с деревней.
*ПОГОРЕЛОВО (9 км) расположено на берегу р.Плюсса. В селении находится церковь Успения, выстроенная еще в 1795 году помещиком Березиным из кирпича в стиле классицизм. Церковь является действующей, но служба в ней ведется только по праздникам.
Далее можно проехать по автомобильной дороге через Которск, Полосы, или напрямую по грунтовой дороге вдоль р.Плюсса до д.Андромер (описание этих населённых пунктов см. в маршруте 1).
БОЛЬШИЕ ЛЬЗИ (28 км) получили свое название от р.Лезица, которая в писцовых книгах XVI века упоминается в форме Лза (Льзя). Это название имеет один корень с северным словом «ольга» или «ляга». обозначающим «болото». И действительно, р.Лезица течёт по болотному краю, простирающемуся к югу и востоку от деревни. Рядом с деревней находятся роднички, являющиеся одним из гидрологических памятников Плюсского района.
В Заполье находится братская могила воинов Советской Армии, погибших при освобождении Плюсского района в 1944 году.
В середине XX века здесь было создано торфопредприятие, которое в 1958 году выдало первые тонны торфа. Жизнь посёлка тесно связана с данным предприятием. Земли торфоразработок раскинулись сразу на три области: Псковскую, Ленинградскую и Новгородскую. Это одно из крупнейших торфопредприятий России.
Данный автобусный маршрут ознакомит со значительной частью культурно-исторических и природных памятников района к западу от пос. Плюсса. Начинаясь в районном центре, маршрут закончится на удалённой западной границе района.
БОЛЬШОЕ ЗАХОНЬЕ (13 км) расположено на берегу р Чёрная. Судя по названию деревни, в давние времена здесь была речная гавань, куда могли заходить суда, проплывавшие по р.Плюсса. В XX веке здесь была усадьба с богатым парком, имеющим природно-историческос значение. Сейчас можно осмотреть остатки этого постепенно зарастающего парка.
В Должицах сохранились тополиные и дубовые аллеи бывшего усадебного парка помещика Фишера. Одна из аллей ведет к р.Должанка, берега которой укреплены несколькими дубами. Здесь же находится уникальный дуб, которому не менее двух веков. Но интересен он другим. Когда-то дуб срубили, а на его пне из спящих почек выросло сразу три ствола. От самой усадьбы Фишера остался только фундамент. Но в поместье сохранились два пруда, один из которых выложен камнями.
*ПОГРЕБИЩЕ (23 км) можно сделать местом остановки ради осмотра традиционного для здешних мест одноэтажного кирпичного дома начала XX века (1905- 1907 гг.).
*ОРЕХОВНО (37 км) имеет название, которое краеведы объясняют большими зарослями орешника в этих местах. Здесь в построенной в 1899 году Игомельской школе в I960 году был открыт школьный музей с экспонатами, посвященными истории края.
Название села также очень древнее, и имеет географический оттенок. «Лядиной» в псковско-новгородских говорах со средних веков называют пустешь, густой кустарник, болотистое мелколесье. Деревень с таким названием встречается много не только в Плюсском районе, но и в других районах Псковской и соседних областей. А собственно название селения произошло от слова «ляда», что означает «поле, поросшее молодым лесом».
В Лядах имеется два братских захоронения воинов Советской Армии и партизан, погибших при освобождении Плюсского района в 1944 году, а также могила партизан, погибших в годы гражданской войны в 1919 г. в боях с белой армией Юденича и отрядом Булак-Балаховича.
**АЛЕКСИНО (60 км) является одной из «жемчужин» этнографического «ожерелья» Заянского края. В деревне сохранились два деревянных дома первой половины XIX века. Это дома зажиточных крестьян Романова и Кудрявцева. Оба дома построены «в две избы» («двойня») с сенями посредине, и имеют традиционную для этих мест планировку.
МАРШРУТ 4. ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ «ЖЕМЧУЖИНАМ» ЗАЯНСКОГО КРАЯ
Дорога из Заянья ведет на север, к границе Псковской и Ленинградской областей, в самый удалённый от райцентра северо-западный уголок Плюсского района,
Из урочища Слуды близ д.Сербино можно подняться вверх по ручью (на север) до д.Мышка. Из д. Мышка путь лежит на северо-восток, к д.Алексино.
*КТИНЫ расположены на южном берегу оз.Ктинское. В деревне можно увидеть двух купольную церковь Дмитрия Солунского, сооруженную из красного кирпича.
Далее ваш путь лежит на северо-запад, к реке Яне, переправившись через которую вы можете сделать длительную остановку у д.Березно.
Последний отрезок пути проходит в направлении на северо-восток, вверх по течению р.Яня. Долина реки в среднем течении объявлена природным (геоморфологическим) памятником. В 12 км от устья реки в долине вскрываются отложения: это обрыв с красными и белыми породами В долине реки встречается также погребенный торфяник.
Пройдя д.Новополье. вы возвращаетесь в Заянье, где вас ожидает не менее увлекательнее путешествие вверх по течению р.Яня, где вы окажетесь в своеобразном этнографическом музее под открытым небом.
Из Заянья вы отправляетесь на восток, вверх по течению р.Яня, и через 4 км делаете первую остановку.
*СУПОР по одной из версий, которые могут рассказать местные жители, получил такое необычное название в память о сопротивлении крестьян во времена крепостного права. В деревне можно увидеть дома, построенные в XIX веке. К числу памятников деревянного зодчества здесь относится часовня Ильи Пророка, построенная на рубеже XIX-XX вв. Сейчас эту часовню перенесли на другое место, а на ее месте ставят новую часовню.
**ГОРКА в своем названии подчеркивает возвышенное положение по отношению к соседним деревням (исключение составляет расположенная к западу д. Межник). Считается, что поселение здесь появилось еще во время Ивана Грозного. Здесь много старых домов, похожих друг на друга. В качестве памятника деревянного зодчества в деревне сохраняется дом Е.Р.Дульберга, построенный в 40-е годы XIX века. Возраст дома был определён по гвоздям с квадратной шляпкой. Тип дома «две избы с сенями посредине».
Из д.Горки вы отправляетесь на запад. Пройдя 3 км по северному берегу озера; вы делаете следующую остановку.
Построенный в начале ХIХ века дом Шубиных представляет собой дом-«двойню». К теплой клети здесь впритык пристроена холодная горница. Внутри дома сохранена обстановка XIX века, с длинными широкими деревянными скамьями от стены до стены и массивным деревянным столом.
Примером «двойни» является также дом Филипповой (Малиновского), построенный в середине XIX века.
В первой половине XIX века был построен дом Лебедевых. Это изба-пятистенок: с клетью, холодной горницей, сенями, хоздвором.
От Заянья д.Бор отделяет всего 2 км, которые и остается преодолеть вам до окончания путешествия по Заянскому краю.
Так как в верховьях р. Люта расположена очень близко к истокам р. Желча, впадающей в Чудское озеро, в средние века река служила частью водного пути от Чудского озера к Новгороду. Волоки были между реками Желча и Люта, Курея и Ситня. Значительная часть пути проходила по рекам Плюсса и Шелонь.
***ЛОГ ныне уже не является жилым населённым пунктом. Но известен Лог далеко за пределами Лосицкого края. Название Лог означает «лощину, овраг». И действительно, здесь находится овраг с ключевым колодцем. А на высоком берегу р. Плюсса стоит дом, построенный в первой трети XIX века, который надолго прославил эти живописные места.
Рядом сбывшим усадебным домом сохранился парк, где произрастают вековые деревья местной флоры: дубы, ели, липы, берёзы.
МЕЖНИК возвращает нас к археологическому прошлому края. В 1,3 км к северо-востоку от деревни можно обнаружить группу курганов, датированных второй половиной I тыс.н.э.
Из д. Рудно можно вернуться в Ляды на автотранспорте или пешком вдоль р.Плюсса (на север, вверх по течению).
На р. Должанка можно обнаружить камни с рисунками людей, которые, по мнению краеведов, были изображены до прихода славян языческими финно-угорскими племенами. С принятием христианства эти предметы языческого культа были выброшены в реку. С тех пор река сильно обмелела и обнажила древние рисунки. Правильна ли эта версия, пока никто не знает.
Далее ваш путь лежит па юг, к д. Обрядиха, расположенной на р.Чёрная. Затем вы поднимаетесь вверх по реке (на запад) до д. Зеленско.
У д. Волково нужно переправиться через р.Чёрная. Далее грунтовая дорога идет на юг, к д.Вязка.
ВЯЗКА расположена в котловине, в окружении болот, поэтому и имя своё получила от слова «вязкий».
В 1 км к югу от д.Вязка вы выходите на берег оз. Чёрное около д. 3агромотье.
От оз.Чёрное начинается вторая (обратная) часть маршрута. После д.Вязка нужно повернуть на восток, в сторону д.Сутыли и Овинец. Перед д.Сутыли находится одна из высших точек (126 м) Плюсского района.
После литовского разорения была построена каменная Покровская церковь с каменной же колокольней. Но в 1764 году, при Екатерине II, монастырь был упразднён, а церковь Покрова Божьей Матери стала приходской. В 1876 году на месте Покровского храма была построена Церковь Входа в Иерусалим. Это кирпичный одноглавый крестово-купольный храм, сооруженный в псевдо-византийском стиле (Николая и Тихвинской Божьей Матери) и двухярусную колокольню, перекрытую шлемовидным куполом.
Рядом с церковью находятся карстовые пещеры со сводами из дикого камня, вход в которые вы можете увидеть. В монастырской пещере до сих пор бьёт «Федосеев ключик» со святой водой.
В деревне находится братское захоронение воинов Советской Армии, погибших при освобождении Плюсского района в 1944 году.
Двигаясь вниз по р.Черная (на север) вы достигаете конечного пункта пешеходной части маршрута – д.Большое Захонье (см. маршрут 3). Из д.Большое Захонье (13 км) вы можете вернуться на автотранспорте в пос.Плюсса.
ЛЯМЦЕВО (15 км) раньше называлось Лямово (или Лямово место). Возможно, что это название произошло от имени Ляма (Лямон), которое в прибалтийско-финских языках означало «черт» («лемон»). Существует и местная версия происхождения названия деревни. Якобы, здесь была найдена кость нижней части лошадиной головы, называемая «ляма» («лямка»).
Считается, что д.Лямцево появилась в 1837 году, когда помещица из расположенной по соседству д. Крошново, дочь Горданова (см. Кошелевицы), выгнала из деревни пять семей, поселившихся на новом месте. Со временем жители деревни стали засевать клевер, производить молоко и отвозить его на ст.Сереб-: ряика (ныне в Лужском районе Ленинградской области). Но молока становилось всё больше, поэтому в 1922 году селяне добились права создания станции на проходящей рядом железной дороге, которую первоначально назвали «Смычка» (имелась в виду смычка города и деревни).
В случае начала похода в д. Лямцево, советуем посетить д.Кошелевицы, расположенную в 2 км к югу, за излучиной р.Плюсса.
Далее маршрут пролегает через д.Бабичи по правому- берегу р.Плюсса.
*ЛЫШНИЦЫ расположены у устья р.Пагуба, вдоль которой идёт дорога на север к д. Нежадово. Близ устья этой реки, на берегу р.Плюсса, находится группа курганов, датированных второй половиной I тыс.н.э.
УТИЧЬЕ, как полагают местные краеведы, названа так благодаря заводи, где водились утки. У деревни находится брод через р.Плюсса.
После д. Ровницы маршрут разворачивается на восток, в направлении д. Нежадово.
В начале XX века в Н е жадово, в долине р.Мшанка, был основан женский монастырь. Был построен собор и другие монастырские постройки. Тогда же был разбит парк. Композиционным центром парка являлась деревянная церковь с многочисленными главками-«луковицами» (разобрана в 60-е годы). От парка остались лишь небольшие фрагменты: роскошные, раскидистые дубы, группы лип, лиственниц и клёнов.
Интересно происхождение названия деревни, которую раньше именовали «Нежадва». В прошлом здесь находился постоялый двор, хозяин которого считался нежадным человеком. После строительства нового тракта слух о нежадном хозяине двора распространился на многие десятки километров, так и стали всем говорить, что ночевали «у нежадного, у нежадины, у нежадвы». Со временем это название закрепилось за населённым пунктом.
К северу от деревни тянется целая цепочка живописных продолговатых озер ледникового происхождения. Эти красивые места облюбовали сразу три помещика, которые обосновались до революции в Нежадово.
Из д.Нежадово можно добраться до пос. Плюсса на автобусе.
Свистогузово, Свиномурово и другие
Родная Псковская область всегда радовала народной изобретательностью по части наименований населенных пунктов. Конечно, в других субъектах Российской Федерации тоже встречаются забавные названия, но чтобы столько заковыристых топонимов сразу – это только на Псковщине.
Псковские мужики настолько суровы:
Например, страница 45 в атласе для водителей Псковской области 2011 года издания: селения Лютые Болоты, Кобыляк, гора Страшный Суд
Часто в названиях используются названия животных, но опять-таки не просто, а с этакой задоринкой: Лысы Мухи, Кузнечонки (с.31), Сверчиха (с.25), Цапелька (с.26, стоит на трассе Е95), Червищи (с.27), Шаробыки (с.59), Щемеровы Боровы и Гузаревы Боровы (с.59), Петуны (с.52). Марипчелки (с.80), Хрячкова Гора (с.34), часто почему-то двойные названия Жаворонки-Слепни (с.51), Середкино-Слепни (с.50), Сорокино-Жуки (с.59), Петуны (с.52), Свинухи (с.51). Названий Козлы немерянно по всей области, а есть оригинальное селение Козёл средний (с.63).
Вообще, часто встречаются названия, происхождение которых можно объяснить только употреблением забористых грибов местным населением: ур. Зимадыры, деревня Шмотки (с.50), ур. Табачный Рог, деревни Зазюли и Мозули (с.64), Спас-Балаздынь (с. 87), ж.д. и нас. пункт Сердце (почему вдруг Сердце?), Казачий Лютец (с.29, видимо, казаки тут лютовали), Горяче-Быстро (с. 34, прообраз Макдональдса?), Арбузова Щилинка (с.36), Малая и Большая Храпь (с. 37, поспать не дураки были!), Ляляховка, Долгорепицы, Острая клетка, Мараморочка – всего не перечислить…
Часто встречаются кусты из деревень, где названия явно давались по прозвищам первых поселенцев. Например, страница 40 изобилует деревнями Бобыли, Дворняши, Мерзляки, Болоболы, Козлы, Болваны (интересно, каково в деревеньке с таким названием жить?), Проскуряки, Браги, Хохлы, Горбуны. На странице 57: Еремешки, Рушляки, Петрушонки, Кузнецы, Сусоенки, Заводские, Дрыкушки (!), Карелы, Тарасенята, Сусоенки, Бесенята, Лотоши, Шмайлы (а это что значит, интересно?), Бороусы (тоже неплохо!).
Страница 58: Остропяты (шикарно!), Рыбаки, Шмаки (!), Лущилы, Попки (этак ласково), Кривошляпы (очень хорошо!).
С.82: Лопухи, Толстуха, Горбуны.
С.66. Здесь селился болезненный народ – Плешивка, Гнилище, Язвицы, Глуховка.
А вот на странице 41 – особо продвинутые в смысле любовных утех: Уласково и Глотово!
Именно так, по прозвищу первого поселенца, получила свое название и наша родовая деревенька Свистогузово Новоржевского района. По местному преданию, на здешнем хуторе в 1760 году поселился крепостной князей Львовых, крестьянин по прозвищу Свистогуз. Почему было у мужика такое прозвище – о том история умалчивает.
Кстати, в Псковской области достаточно часто встречаются топонимы с окончанием на «гузово»: Вертогузово (с.43), Черногузово (с.60), Гологузка (с.56). А недалеко от Свистогузова, за Соротью, есть деревенька с изумительным названием Свиномурово!
С.50: Тупицы, Хорошая, ур. Гады.
С53: Костолом, Буяни, Малые и Большие Старики, Тетерки.
С.61: тоже говорящие топонимы – Россолово, Пожар, Сучкино.
С. 26: ур. Большие Утехи.
Но всех переплюнуло наименование деревни Великие Суки. (с.39)
В оформлении поста использованы фотографии, сделанные в деревне Свистогузово.
Андромер история названия псковская область
Сегодня предлагаем пройтись по маршруту под названием «В край усадеб и живописных, озер, любовь к которому отражена в музыке», описанный на сайте:
Путеводитель предлагает следующие остановки: Плюсса-Которск-Андромер-Заполье-Вечаша-Любенск-Лющик-Плюсса. Целью данного маршрута является ознакомление с памятниками природы, истории и архитектуры, имеющими общекультурное значение для Псковской области и даже всей России. Последнее относится, в первую очередь, к музею-усадьбе Любенск-Вечаша — месту жизни и творчества великого русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Прямиком из Плюссы путеводитель рекомендует выдвигаться в Которск, о котором вы уже знаете из вышеуказанного путеводителя, а затем в Полосы, также знакомые вам. Из Полос мы следуем в д. Андромер, где в XIX в. была построена помещичья усадьба, при которой был разбит парк с деревьями местной флоры (дуб, ясень, липа, ель) и экзотой — лиственницей европейской.
Немного об истории д. Андромер. По писцовым книгам Шелонской пятины Новгородской земли имение Ондромер принадлежало сначала Ивану Чашникову, а затем Савелию Андрееву.
В первой половине XIX в. сельцо Андромер находилось во владении коллежского советника Семёна Лазаревича Пантелеева. Затем усадьба переходит к полковнику Василию Николаевичу Пантелееву. Судя по плану 1844 г., имение было хорошо обустроено: имелся просторный хозяйственный двор, множество деревянных и каменных строений (из которых особенно выделятся 2 больших каменных и один деревянный дом). Четверть площади усадьбы занимал парк (4 га). Извилистые дорожки в этой части поместья указывают на пейзажный характер парка.
Такую же площадь занимали и огороды. Всего под усадьбой находилось 18 десятин 600 сажен земли. Дом господский, как указано в описании владений Пантелеева, был деревянным и стоял на руч. Безмянном при р. Питьбе. Утрачены все хозяйственные постройки, в том числе и барский дом. От некогда большой хозяйственной части сохранилось: богато украшенная конюшня, скотный двор, хозяйственная постройка и небольшие копаные водоёмы.
1 января 1890 г. шталмейстер Высочайшего Двора А. Пантелеев открыл в деревне школу скотоводства и земледелия для крестьянских детей. Также он учредил приют для мальчиков. Школа имела целью распространение в народе, преимущественно путём практических занятий, знаний по уходу за молочным скотом и обработки молока в масло и сыры. Курс обучения в школе продолжался 2 года. По окончании курса все ученики посылались за казённый счёт на практику в образцовые молочные хозяйства на 6 месяцев.
А. Пантелеев был попечителем и других окрестных школ. Состоял почётным мировым судьей Лужского уезда.
Далее вы объезжаете оз. Песно с востока через д. Остров, Заполье, Запесенье, и вы — на северном берегу озера, где располагается Вечаша. Рядом с усадебным домом находятся остатки некогда живописного парка XIX в. на берегу оз. Песно. Сохранились липовая аллея, группы берёз, дубов, ели, лиственницы сибирской.
Потом следуйте в Любенск, который расположен в 1,5 км от Вечаши. В Любенске Н. Римский-Корсаков летом 1907 г. написал свою последнюю оперу «Золотой петушок» и ряд др. музыкальных произведений. Семья Римских-Корсаковых жила здесь до 1919 г.
Рядом с главным усадебным домой сохранился фрагментарно парк конца XVIII — начала XIX вв.: группы вековых дубов и остатки липовых аллей; лиственницы и ели. В Любенском доме развернута мемориально-бытовая экспозиция, посвященная последнему периоду жизни и творчества композитора (1907-1908 гг.).
И остановка перед возвращением в Плюссу — Лющик. В деревне можно увидеть крупный 2-этажный кирпичный дом конца XIX века в стиле французских дворцов (этот стиль называется «эклектика», т.е. «многостилье»).
Точных данных об архитекторе, а также первых владельцах усадьбы нет. По одной из версий, усадьба возведена в середине XIX в. для псковской ветви шведской семьи Левенгагенов (герб владельцев хорошо просматривается на здании), по другой — ещё в начале XIX в. (данные за 1838 г.) усадьба принадлежала некой девице Софье Дмитриевой, и дом, судя по описаниям, стоял этот — из красного кирпича, 2 этажа, с мансардой. Затем усадьба перешла прапорщику Шикарину, потом перепродана купцу Абрагамсону. Парк, предположительно, создан во время владения усадьбой Абрагамсона. Только в конце XIX в. усадьбой владел Николай Николаевич Левенгаген, выпускник 1865 г. Александровского лицея (бывший Царскосельский лицей), в последствии (1894 г.) закончил Пажеский корпус, служил в 1-м лейб-драгунский Московском полку. Говорят, что, возможно, архитектором был один из представителей семьи Левенгагенов — ярославский губернский архитектор Иван (Эван) Левангаген. Ещё говорят, что усадьба была проиграна в карты, и с тех пор ничего хорошего в ней не случалось.
Рядом с усадьбой сохранился пруд, на котором некогда жили лебеди. Есть легенда о том, что дно пруда было вымощено плиткой, но никаких подтверждений этой легенды не существует: попытка чистки пруда окончилась полным крахом, так как, утверждают люди, где-то на дне существует какой-то ключ или родник, секрет которого знал только барин, проигравший усадьбу в карты. Вероятно, не заткнув родник — не почистишь пруда. А возможно, тайна его прочистки связана с системой водоёмов — некогда, говорят, несколько прудов были объединены в единое целое. И секрет этого объединения, разумеется, знал только проигравшийся барин. А ещё говорят, что в том пруду утопилась дочь барина, и призрак её с тех пор бродит ночами по берегу. И если утопленница показывается особо назойливо — жди пожара в усадебном доме.
В усадебном комплексе размещалось Которское профессиональное училище № 17. Вскоре после того как ПТУ закрыли, сгорела крыша и все деревянные части здания. Но дворец д. Лющик, несомненно, даже в таком состоянии является одним из великолепных усадебных памятников Псковской области.