английский танк в архангельске история
Английский тяжелый танк MARK-V | Архангельск
Английский тяжелый танк Mark-V в Архангельске является уникальным памятником военной техники. Во всем мире сохранилось всего шесть танков данной марки, два из них находятся на территории России: один в Кубинке под Москвой, другой в Архангельске (в качестве экспоната Архангельского областного краеведческого музея).
Известно, что Архангельский танк, серийный номер 9303 был выпущен в начале 1918 г. английской компанией «Vickers-Armstrongs, Limited», он представляет собой пулемётный вариант модели «Mark-V». Танки, вооружённые одними только пулемётами, называли «самками», чтобы отличать их от «самцов», вооружённых пушками.
Тяжелый танк Mark-V № 9303 поступил на вооружение английской армии в начале 1919 года, позже был переправлен в Россию. Всего в Россию их было доставлено около ста штук и все они стояли на службе армии генерала Антона Деникина, главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), заместителя верховного правителя и верховного главнокомандующего Русской армии адмирала Колчака (1919—1920).
В 30-е годы, когда началось перевооружение броне-танковых войск Красной Армии, старые трофейные танки было предложено установить как памятники победы в Гражданской войне и интервенции 1918-1920 гг. в крупных городах молодой Советской республики.
В 1938 году народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов передал 14 трофейных танков городам Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Киеву, Ленинграду, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторических памятников гражданской войны, символизирующих победу Красной армии.
Архангельский городской совет принял решение передать танк «Mark-V» краеведческому музею. В феврале 1940 г. танк был установлен во дворе здания музея по адресу: г. Архангельск, пр. Павлина Виноградова, д.100. В некоторых источниках танк «Mark-V» именуется как памятник «Черчиллю».
Позднее, в начале 70-х годов XX века, в Архангельске проводилась реконструкция проспекта Павлина Виноградова. Здание краеведческого музея было снесено. Танк, оставшись на прежнем месте, оказался на бульваре возле взведенного ресторана «Полярный».
В 1984 г. танк Mark-V был перенесен на территорию Детского парка,неподалеку от Гостиных Дворов, где по проекту реставрации и музеефикации архитектурного ансамбля предполагалось создание экспозиции под открытым небом крупногабаритных экспонатов (военной техники).В 1997 г. танк был установлен у торгового центра «Полярный» на проспекте Павлина Виноградова (ныне Троицкий проспект).
С момента своего выпуска в 1918 году танк ни разу не реставрировался. Из-за плохого технического состояния памятника и угрозы его утраты по решению реставрационного совета Архангельского областного краеведческого музея 18 декабря 2006 года музейный экспонат был перевезён в город Северодвинск в Центр судоремонта «Звездочка» для детального обследования и реставрации.
Работы длились не полные два года. За это время у торгового центра «Полярный» была подготовлена площадка и условия для более благоприятного и безопасного экспонирования памятника. В 2008 году экспонат был возвращён в Архангельск и хранился на 176-м судоремонтном заводе. В июне 2011 года памятник был вновь установлен на площадке у торгового центра «Полярный».
Mark-V (Mk V) — британский тяжёлый танк английской компании «Vickers-Armstrongs, Limited» времен Первой мировой войны. Танк выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» (англ. male) — со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» (англ. female) — с чисто пулемётным вооружением.
Первые Mk V начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было создано 400 машин — по 200 «самцов» и «самок». Модификация Mk V существенно отличалась от своих предшественников как внутренне, так и внешне. На ней установили четырёхскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый двигатель «Рикардо».
Отныне машиной управлял один человек — удалось избавиться от бортовых коробок передач. Отличительным внешним признаком Mk V стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка. Радиатор устанавливался в одном блоке с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме установили ещё один пулемёт.
Боевые машины Mk IV и Mk V — основные английские танки времен Первой мировой войны. Несмотря на множество недостатков, они успешно участвовали во многих сражениях и широко использовались в армиях других стран: 77 машин англичане передали французам 1 ноября 1918 года, несколько экземпляров были и в армии США.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
British Tank Mark V
Адрес: 163069, Архангельск, пр. Троицкий, 104
Октябрьский округ
Координаты: 64.544514, 40.517195
Дата установки: 5 мая 2012 года
КОНТАКТЫ
Режим работы: ежедневно
Вход: открыт к посещению
Телефон:
ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ
Особняк Ренни – Шарвина: 170 м.
Пивоваренный завод Суркова: 180 м.
Архангельский цирк: 230 м.
Особняк Суркова: 260 м.
Городская усадьба Вайтеда: 280 м.
Английский тяжелый танк MARK-V: 410 м.
Английский танк в архангельске история
Танки на Севере России
29 августа 1919 года в Архангельск из Великобритании на пароходе «Kildonan Castle» доставили шесть танков. Машины разгрузили, и в первых числах сентября отряд, под командованием майора Льюиса Брайна, разместили в Архангельске и ближайших окрестностях.
Следует сказать, что к моменту прибытия танков в Архангельск уже было принято решение об эвакуации английских и союзных войск с Русского Севера. Поэтому не совсем понятно, для чего английскому командованию потребовались танки. Вероятнее всего, что генерал лорд Роулинсон, руководивший эвакуацией и имевший неограниченные полномочия, затребовал боевые машины для прикрытия отправки войск из Архангельска. Это подтверждается и пунктами дислокации танков, утвержденными на совещании союзного командования вскоре после разгрузки боевых машин.
Танк MK-V № 9085 в Архангельске. Сентябрь 1919 года. Обратите внимание, что левый орудийный спонсон убран внутрь корпуса (ИГ).
Так, один танк должен был находиться в центре Архангельска, «чтобы прикрыть финальную посадку войск на суда, а также, чтобы участвовать в парадах для поддержания морального духа защитников и местного населения». Две машины разместили для прикрытия складов и причалов в Соломбале, Бакарице и Экономии. Еще два танка (MK-V и МК-В) передали для обучения русских экипажей.
Курсы для подготовки русских танкистов организовали на базе Архангельской пулеметной школы. Личный состав (10 офицеров и 24 нижних чина) поступил из различных частей Северной армии, преподавателями были английские офицеры и сержанты. На все обучение отводилось менее месяца.
25 сентября 1919 года командующий Северной армией генерал Е.К. Миллер приказал «принятые от Союзного командования танки включить в состав 1-го Автомобильного дивизиона». Из этих двух танков MK-V и МК-В сформировали танковое отделение дивизиона. Правда, временный штат отделения утвердили только 30 октября 1919 года. По этому штату оно включало два танка (в документах именовались как «большой» и «малый»), 12 офицеров и 24 солдата и унтер-офицера. Командиром отделения назначили подполковника В.И. Короткевича. Следует сказать, что этот офицер являлся знатоком автоброневой техники — в годы Первой мировой войны он возглавлял автомобильную часть военного отдела русской правительственной комиссии в Англии (комиссия занималась закупкой для русской армии автомобилей и бронемашин. — Прим. автора). Короткевич прекрасно знал английский язык, что в значительной степени упрощало процесс подготовки русских танковых экипажей.
26 сентября 1919 года английское командование во главе с генералом Роулинсоном провело смотр русских танковых экипажей — машины продемонстрировали в движении, а также провели стрельбы из танкового вооружения.
Английские танки в Архангельске — справа на переднем плане МК-В, слева вдали — MK-V № 9085. Сентябрь 1919 года (ИГ).
Следует сказать, что к этому времени эвакуация английских войск из Архангельска была практически завершена — в ночь на 27 сентября 1919 года последние союзные корабли покинули город. Англичане забрали с собой четыре танка, оставив Северной армии две машины, на которых учились русские экипажи: MK-V № 9085 и МК-В № 1613.
28 сентября 1919 года танки убыли в район станции Плесецкая (в документах того времени это направление часто именовалось как Железнодорожный фронт. — Прим. автора). Первые бои они провели 4–6 октября: в документах белых сообщается, что «значительную поддержку в этих боях оказал танк, наводящий страх на большевиков». Причем здесь действовал МК-В — в условиях малого количества дорог и болотистой местности он оказался более предпочтительным, чем тяжелый MK-V.
В документах 18-й стрелковой дивизии Северного фронта красных о первом применении танков сказано следующее:
«Противник имеет 3 танка, из которых один участвовал в боях на железнодорожном направлении, при чем получил повреждение от нашего артогня, а также был убит и командир этого танка. Два других танка находятся на ст. Емца. Первое появление танка 4-го октября».
Здесь следует дать пояснение — в качестве третьего танка ошибочно засчитан гусеничный трактор «Ruston», который имелся в составе танкового отделения белых. Что касается командира, то тут все верно — в бою 4 октября 1919 года действительно погиб командир МК-В подпоручик В. Томара.
Несколько дней спустя сведения о танках появились в разведсводках 6-й армии красных:
«Зарегистрированный на железнодорожном фронте танк вооружен, по одним сведениям, 3 ор. 3 дм и 6 пулеметами, по другим 2 ор. 3 дм. и 8 пулеметами».
Учитывая, что до этого никто танков не видел, да и определить на глаз количество пулеметов и орудий, а также их калибр вряд ли представлялось возможным, сведения можно считать близкими к реальности. Тем более, что через несколько дней в разведсводке указаны уже более правдоподобные сведения — «танк с 8 пулеметами и 2 пушками».
Английские офицеры у танка MK-V № 9085 после его выгрузки в Архангельске. Сентябрь 1919 года. Спонсон убран внутрь для удобства транспортировки, на крыше корпуса видно запасное ведущее колесо (ИГ).
11 октября 1919 года белые взяли стратегически важную станцию Плесецкая, и продолжили наступление. В боях их пехоту поддерживали танки, но не всегда удачно — красные уже не боялись «стальных чудовищ», встречая их огнем артиллерии. В результате, 17 октября одна машина была подбита и едва не попала в руки противника. В оперсводке 18-й стрелковой дивизии, датированной 21.00 17 октября говорилось следующее:
«В 14 час. пр-к открыл сильный артогонь по участку 8 версты дороги Дениславская — Плесецкая, и в 15 час. 45 мин. цепи пр-ка с одним танком, который двигался впереди цепей, перешли в наступление. Огнем нашей артиллерии танк был подбит, и остановился, пехота пр-ка приостановила наступление. Высланная разведка установила, что танк брошен прислугой, а цепи противника отошли».
Однако вскоре экипаж танка исправил повреждение, которое, скорее всего, было не очень серьезным, и вывел машину в тыл. В переговорах по прямому проводу штаба 18-й стрелковой дивизии и штаба 6-й армии сказано, что в «течение ночи пр-к видимо танк исправил и увез». Сложно сказать, какая машина участвовала в том бою — МК-В или MK-V, сведений об этом найти не удалось. Но вероятнее всего, это был МК-В.
К 29 октября 1919 года танковое отделение в полном составе вернулось с фронта в Архангельск для ремонта машин и отдыха. И лишь 25 ноября обе машины вновь отправились на фронт. Через три дня один из танков участвовал в бою, поддерживая наступление белых вдоль дороги Дениславское-Наволок. Видимо, машины действовали поодиночке — во всяком случае, в документах не попадаются данные о том, что в бою участвовало сразу две машины. Например, в оперсводке белых от 30 ноября 1919 года сказано:
«Наше наступление в Наволоцком направлении продолжается. Обошедший наши наступающие части отряд противника был рассеян блестящей работой танка. Во время атаки на Наволок под танком взорвался фугас, но танк не получил никаких повреждений, и продолжал дальнейшую работу».
Танкисты в Архангельске около своих боевых машин. Сентябрь 1919 года. На переднем плане MK-V № 9085, за ним МК-В. Танки в стандартной британской окраске с белокрасными полосами на передней части бортов (ЦМВС).
Интересно, что упоминаемый в документе фугас является, видимо, первой во время Гражданской войны попыткой борьбы с танками при помощи мин. Части 18-й стрелковой дивизии красных, имея сведения о танках от разведки, провели минирование дороги перед своими позициями. Всего было установлено 8 фугасов, каждый из которых представлял собой мешок с 8 кг пироксилина, в котором устанавливался детонатор с проводами, соединенными с подрывной машинкой «Сименс».
Кстати, упомянутый эпизод с попыткой подрыва произошел 29 ноября, и об этом есть сообщение в оперсводке 18-й стрелкой дивизии красных, составленной в тот же день в 21.00:
После 29 ноября 1919 года танки в оперсводках 18-й стрелковой дивизии красных не упоминаются. Однако они продолжали участвовать в боях. Например, в наградном листе на подпоручика В. Саханского, содержится следующая информация:
«В бою 7 декабря на железнодорожном фронте, будучи командиром большого танка, он довел его через лес без дороги до укреплений противника, и когда танк сел на пень вышел из танка и, руководя работами под пулеметным огнем противника, снял танк с пня и благополучно довел до наших окопов».
В середине декабря 1919 года наступили сильные морозы, и активные боевые действия на фронте прекратились. Видимо вскоре после этого танки были оттянуты на станцию Плесецкая, и участия в боях больше не принимали. Во всяком случае, по данным разведки 18-й стрелковой дивизии красных, на 21 января 1920 года обе машины находились на станции, где стояли погруженные на железнодорожные платформы. В начале февраля танки вывезли в Архангельск, а 11 февраля 1920 года станция Плесецкая была взята частями Красной Армии.
Танк MK-V № 9085 готовят к погрузке для отправки на фронт. Сентябрь 1919 года. Правый спонсон у этой машины был пулеметным (РГАКФД).
Как видно из приведенных документов, командование Северной армии белых применяло танки довольно активно. Однако их использование на Севере сильно ограничивалось — они могли применяться лишь вдоль дорог, а лесисто-болотистая местность сильно ограничивала их маневр и проходимость. Да и наличие единственной в том районе железной дороги не позволяло танкам действовать в сильном удалении от нее. Кроме того, части 18-й стрелковой дивизии красных, быстро привыкнув к «стальным диковинкам», стало довольно умело противопоставлять танкам огонь артиллерии, а также фугасы. В результате, действия боевых машин если и были успешными, то успех этот носил довольно локальный, тактический характер.
Дальнейшая судьба танков Северной армии была достаточно короткой. С 17 февраля 1920 года танки находились в центре города. 19 февраля один из них (MK-V) двинулся к Соборной пристани для погрузки на пароход. Однако сделать это не удалось, и машина была оставлена экипажем, который эвакуировался на яхте «Ярославна».
Танк МК-В сопровождал командующего Северной армией генерала Е. Миллера до ледокола «Козьма Минин», на котором тот эвакуировался. В книге Б. Соколова об этом говориться следующее:
«Полное утро. Скоро 9 часов. Медленно раскачивается „Минин“, расталкивая двинский лед.
На пристани появились танки. Из них выскочила группа офицеров. Это забытые танкисты, узнавшие об эвакуации только сейчас.
На „Минине“ начинается обсуждение, возвращаться к пристани или уезжать:
— Надо спешить! Каждая минута дорога.
Кто-то говорит: „Как бы танкисты не открыли пальбу по нам“.
Наконец решено причалить. Снова подплываем к пристани, и забираем группу танкистов».
21 февраля 1920 года оба танка — МК-В и MK-V, стоявшие на Соборной пристани Архангельска, в полной исправности достались вошедшим в город частям Красной Армии. На этом закончилась история танков на Севере России в Гражданскую войну.
Танк МК-В после боев. Станция Плесецкая, октябрь 1919 года. Обратите внимание на грязь, залепившую борта машины (РГАКФД).
Хочется обратить внимание на один интересный момент — судя по фотографиям, обе машины были перекрашены в зимний белый камуфляж. Скорее всего, это было сделано еще белыми в конце 1919-го или начале 1920 года. Во всяком случае, на фотографиях трофейных машин в Архангельске, сделанных в марте 1920 года, это хорошо видно.
По распоряжению инспектора броневых частей 6-й армии Прибыткова оба танка отправили в Москву в распоряжение Запасной автоброневой бригады. Любопытная деталь: в документах Красной Армии МК-В проходит как «танк с мотором „Кросслей“», хотя по английским данным на МК-В ставились двигатели «Рикардо».
Два слова хочется сказать о судьбе остальных танков — два МК-В и один MK-V, которые были эвакуированы англичанами из Архангельска в 1919 году. Их доставили в Латвию, в армии которой они использовались до середины 1930-х годов.
Mark V «female» в Архангельске.
Весной 1919 года в британской армии были созданы специальные силы (NRRF), которые должны были заменить эвакуирующиеся американские войска, и поддержать их собственные войска, перед эвакуацией в конце осени. Войска стали прибывать в Архангельск в последнюю неделю мая 1919 года. Дополнительные войска и снаряжение продолжали прибывать в течение всего лета. 29 августа 1919 года на судне «Килдонен Кастл» в Архангельск прибыл отряд британских танкистов в составе 9 офицеров и 60 солдат.
Командовал отрядом майор Брайан. С ними прибыли четыре танка «Марк V» и два танка «Уиппет (В)». Танкисты были посланы на Север России без уведомления об этом генерала Эдмунда Айронсайда, и их задачей было прикрытие эвакуирующихся из Северной России в сентябре британских войск. Затем танки должны были быть переданы Северной белой армии, чтобы помочь им задержать наступающую армию большевиков.
Когда майор Брайан прибыл, генерал-майор Айронсайд вежливо приветствовал его, но спросил: «Почему штаб в Лондоне счел целесообразным послать танки в страну с болотами и лесами?». Майор Брайан ответил, что они ожидали увидеть лишь незначительные бои, зато присутствие танков должно поднять воинский дух.
В соответствии с планом, один танк должен был остаться в Архангельске, один танк должны были послать в Соломбалу, и еще один на Бакарицу (охранять склады с военным имуществом). Один танк должен был использоваться для обучения русских танкистов. Подразделение русских танкистов состояло из 15 офицеров, которым командовал полковник Кеноткенич.
Танки и солдаты майора Брайана прибыли в Архангельск в то время, когда на Онежском, Железнодорожном и Двинском фронтах шли тяжелые бои. Британцы вели наступательные действия с целью ошеломить большевиков и дать британцам возможность быстро и безопасно эвакуировать свои войска в течение сентября. Благодаря этому, в первые две недели сентября бои были очень незначительными, и эвакуация прошла быстро.
Единственный танковый бой в Северной России произошел 29 октября, и это было единственным ярким пятном в истории русской Северной армии. Танки вместе с пехотой атаковали вдоль железнодорожного полотна. В атаке, которую возглавил полковник Кеноткенич использовались танки «Марк V», а «Уиппеты» шли сзади. Красные при виде танков, как обычно, бежали, и полк Северной армии занял укрепленную территорию, включая станцию Плесецкую (Плесецк), неподалеку от которой в настоящее время находится город Мирный. Это было то, что союзники так и не смогли сделать!
Железнодорожная станция была главной победой, и, чтобы добиться ее, танки прошли от станции Емца около пятнадцати миль! Использовать танки было можно только вдоль железной дороги. Ясно, что британцы были полностью неправы в своих предположениях относительно использования танков.
Средний танк Mk B. Был доставлен в Архангельск в июле-августе 1919 года, в составе отряда под командованием майора Льюис-Брауна. Позднее, с русским экипажем, вошел в состав «1-го автомобильного дивизиона» и осенью 1919 года участвовал в ряде боев. После ухода, в 1920 году, белых войск из Архангельска, достался Красной Армии. Служил в Красной Армии. После вывода с вооружения использовался в качестве подвижной мишени для обучения расчетов противотанковой артиллерии.
В 1939 году в честь двадцатой годовщины освобождения Севера по распоряжению наркома обороны Ворошилова был отправлен по железной дороге в Архангельск в качестве подарка. В 1940 году танк был установлен во дворе краеведческого музея.
Британский танк Mk.V (Архангельск)
Содержание
Происхождение названия
Описание
Архангельский танк № 9303, выпущенный фирмой Виккерс-Армстронг, представляет собой пулемётный вариант модели «Марк-V». Машины, вооружённые одними только пулемётами, называли «самками», дабы отличать их от «самцов», вооружённых пушками. На танке был установлен карбюраторный двигатель «Рикардо» мощностью 150 л. с. Масса танка — 28 тонн, экипаж — 8 человек, длина — 8 м, ширина — 3,32 м, высота — 2,6 м.
История памятника
21 февраля 1920 года после взятия Красной Армией Архангельска в Кремль Владимиру Ленину послана телеграмма:
. Сегодня в час 154-й Красный полк вступил в посрамление мировой буржуазии, на радость мировому пролетариату в советский Архангельск. Население встретило восторженно хлебом и солью. Два танка, сорок автомобилей, большие склады военного снаряжения, продовольствия находятся в полном порядке. Миллер бежал на ледоколе «Минин». [2] |
21 февраля 1940 года на проспекте Павлина Виноградова (ныне Троицкий проспект) рядом со зданием краеведческого музея открыт памятник — танк Mark-V «самка» № 9303. В начале 70-х годов 20 века здание музея было снесено, а танк, оставшись на прежнем месте, оказался на бульваре возле ресторана «Полярный»
С 1997 по 2006 год памятник был перенесен на площадку перед бывшим рестораном, а ныне торговым центром «Полярный»
С 2006 по 2010 год танк находился на капитальном ремонте на северодвинском заводе «Звездочка».
17 июня 2011 года танк был возвращен на прежнее место, где состоялось его торжественное открытие. Также вокруг танка был сооружен стеклянный футляр, для защиты памятника от дождя и снега.
Английский танк в архангельске история
Британский танк Mk.V (Архангельск)
Трофейный британский танк Mark V— памятник истории в Архангельске. Установлен как символ победы Красной Армии над интервентами в годы Гражданской войны на севере. В некоторых источниках именуется как памятник Черчиллю. Имеет федеральную категорию охраны.
Архангельский танк № 9303, выпущенный фирмой Виккерс-Армстронг, представляет собой пулемётный вариант модели «Марк-V». Машины, вооружённые одними только пулемётами, называли «самками», дабы отличать их от «самцов», вооружённых пушками. На танке был установлен карбюраторный двигатель «Рикардо» мощностью 150 л. с. Масса танка — 28 тонн, экипаж — 8 человек, длина — 8 м, ширина — 3,32 м, высота — 2,6 м.
Памятный танк был захвачен Красной Армией на Южном фронте под Харьковом у Добровольческой Белой армии. Танк был снят с вооружения в 1930 году и хранился на армейском складе. В 1938 году народный комиссар обороны Климент Ворошилов передал 14 трофейных танков городам Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторических памятников гражданской войны.
21 февраля 1940 года на проспекте Павлина Виноградова (ныне Троицкий проспект) рядом со зданием краеведческого музея открыт памятник — танк Mark-V «самка» № 9303. В начале 70-х годов 20 века здание музея было снесено, а танк, оставшись на прежнем месте, оказался на бульваре возле ресторана «Полярный»
С 1986 по 1997 год памятник находился в «Детском парке».
С 1997 по 2006 год памятник был перенесен на площадку перед бывшим рестораном, а ныне торговым центром «Полярный»
С 2006 по 2010 год танк находился на капитальном ремонте на северодвинском заводе «Звездочка».
17 июня 2011 года танк был возвращен на прежнее место, где состоялось его торжественное открытие. Также вокруг танка был сооружен стеклянный футляр, для защиты памятника от дождя и снега.