анналы экономической и социальной истории
Автор: Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К.Кортуновой Жанр: Экономика Издательство: «Территория будущего» Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 496 Описание: Со времени основания Школы Анналов прошло больше семидесяти лет. Для истории семьдесят лет — ничтожно мало, но для исторической науки это долгий срок. Историки Школы Анналов не уставали повторять, что у каждого общества свое представление об истории и своя историческая наука. Современная историческая наука, вне всякого сомнения, начинается именно с деятельности Школы Анналов. Даже простое перечисление достижений анналистов выглядит более чем впечатляюще. Основоположники школы радикально изменили традиционный понятийный аппарат истории, предложили принципиально новый метод работы с историческими источниками, сделали возможным использование методов других гуманитарных наук, наконец, благодаря их исследованиям появились новые отрасли науки — историческая психология, историческая антропология и др. Научная революция, совершенная основателями Школы Анналов — М. Блоком и Л.Февром, — самая важная в истории исторической науки начиная с XVII в., когда в историю впервые были введены методы научной критики. Школа Анналов, или, как предпочитают ее называть принадлежащие к ней историки, «новая историческая наука», остается одним из самых динамичных направлений современной историографии. Идеи и принципы, выдвинутые анналистами, лежат в основе работ значительного числа современных историков. Что такое школа «Анналов»Краткий путеводитель по ключевому историческому направлению XX века, поставившему человека и его мышление выше событий политической истории: идеи, книги, имена, изобретения школы «Анналов» Читая исторический источник, нужно знать обстоятельства его создания и помнить, что автор мог нарочито утаить или подчеркнуть какие-то события. Сегодня эта мысль кажется очевидной любому историку, однако на самом деле она сравнительно молода. В конце 1920-х годов ее выдвинули основатели школы «Анналов» — течения во французской историографии, сами представители которого отказывались считать себя школой. Предшественники Ученые предлагали разные выходы из кризиса. Кто-то оставался верен принципам, изложенным Шарлем Виктором Ланглуа Шарль Виктор Ланглуа (1863–1929) — палеограф и историк, приверженец позитивизма. и Шарлем Сеньобосом Шарль Сеньобос (1854–1942) — историк, начал карьеру как специалист по истории Бургундии, затем заинтересовался методологией истории. Позитивист. во «Введении в изучение истории» (1898), — их с определенной долей условности можно назвать позитивистскими. В сущности, их метод (отбор документов, классификация, критика источников) сводился к составлению истории из текстов. Отмечая субъективный характер исторических источников, Ланглуа и Сеньобос тем не менее стремились получить «подлинное знание», опирающееся на факты. Их современники, неокантианцы Герман Коген Герман Коген (1842–1918) — немецкий философ, преподавал в Марбурге (где у него учился Борис Пастернак). Изучал понятийный аппарат человеческого сознания. Утверждал, что человек интерпретирует реальность в соответствии с законами собственного сознания, которые ему неизвестны, следовательно, наука — это система понятий, рожденных в сознании, с помощью которой человек делает мир постижимым. и Генрих Риккерт Генрих Риккерт (1863–1936) — немецкий философ. Известен, в частности, тем, что доказывал бессмысленность поиска «исторических закономерностей». подвергли переоценке саму «научность» исторического знания. Они поставили вопрос о принципиальном несходстве между естественнонаучным и гуманитарным знанием: естествоиспытелей не интересуют казусы и отдельные случаи, они ищут примеры, подтверждающие законы, историк же, напротив, выбирает факты по признаку их исключительности, важности и культурной значимости. Так история — по крайней мере, в глазах неокантианцев — была избавлена от необходимости подражать «настоящим» наукам. Встречи в Страсбурге Откуда пошло название, не вполне понятно. Скорее всего, авторы просто имели в виду, что сборник будет выходить регулярно и сообщать о важнейших актуальных событиях в мире истории. Восходит это название к слову «анналы» — так называют ежегодные записи важных событий, которые делались в реальном времени (в отличие от хроник, которые могли начинать хоть от сотворения мира).
Новая история«Анналисты» заявили, что хотят создать новую историю — для них фактами истории стали факты психологические, свойства человеческого сознания. Тотальной Проблемной Человечной Основатели «Анналов» были прежде всего историками-практиками и избегали отвлеченных рассуждений о «философии истории» — о том, существуют ли в историческом процессе закономерности, о роли личности в истории, о пассионарности. Но чтобы объяснить и сформулировать принципы, из которых они исходили, они создали два программных текста: Марк Блок — «Апологию истории, или Ремесло историка», а Люсьен Февр — «Бои за историю». Эти тексты позволяют нам познакомиться с методом представителей «первого поколения» школы «Анналов», остававшейся в 1930-х годах явлением еще довольно маргинальным. Метод первых «анналистов»:1. Они трактуют понятие «исторический источник» гораздо шире, чем их предшественники.
2. Они формулируют вопросы и исследовательскую задачу до того, как приступают к поиску материала.
Ибо тексты или археологические находки, внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Другими словами, всякое историческое изыскание с первых же шагов предполагает, что опрос ведется в определенном направлении. Всегда вначале — пытливый дух. Ни в одной науке пассивное наблюдение никогда не было плодотворным. Если допустить, впрочем, что оно вообще возможно». 3. Они склонны к междисциплинарности, переносят методы археологии, экономики, социологии, географии и других наук в свои исследования.
|