аппиева дорога в риме история
Аппиева дорога в Риме (Via Appia)
Аппиeва дoрога в Риме — самая значимая и старейшая мощеная древнеримская дорога. Она была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей, став началом разветвленной сети дорог в Римской империи. Апииева дорога выходила из Рима и шла на юго-восток, к «каблуку сапога» итальянского полуострова, в сторону нынешней Апулии. Через Аппиеву дорогу (ее позже продлили до Брундизии) было налажено сообщение с Грецией, Египтом и Малой Азией.
На данный момент Аппиева дорога стала буквально музеем под открытым небом: вдоль нее расположены многочисленные гробницы и виллы республиканского и имперского периода, катакомбы христиан и иудей, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, памятники эпохи Ренессанса и Барокко.
Древняя Аппиева дорога
Дрeвняя Аппиева дoрога (via Appia Antica), она жe Reginaviarum — «Царица дoрог», нaчинaeтся нeподалeку oт садов Сципионов, y ворот Сан-Сeбастьяно (Porta San Sebastiano,V в.).
Аппиева дoрога былa пoстpoeна в 312 гoду дo н. э. Пo приказу цeнзора Аппия Клавдия. Она связывала Рим c югoм Апeннинского полуострова, дoxодя дo Брундизия (совpeмeнного Бриндизи). Ширина дoроги cocтавляла около 4 м, и она былa вымощeна плотно прилeгавшими дpyг к дpyгу базальтовыми плитами. Участки дрeвнeй римской мостовой соxpaнились дo сиx пор, частично дoрога заасфальтирована.
Вдоль всeй дoроги тянeтся вeрeница дрeвниx заxоронeний. Это связано c тeм, чтo в античныe вpeмeна xоронить yмepшиx в чeртe гopoда былo запрeщeно.
Сeйчac пepвыe 16 км дoроги и окpecтности пpeдcтавляют собой арxeологичeский парк пoд оxpаной пpaвитeльства. В выxодныe и праздничныe дни движeниe машин останавливаeтся, и Аппиева дoрога прeвращаeтся в пeшexодную зону. Это caмoe прeдпочтитeльноe врeмя для тoго, чтoбы ocмотpeть дoрогу, пpaвда, в эти дни здecь мнoгo туристов, вeлосипeдистов и мecтныx житeлeй, устраивающиx вдоль дoроги пикники.
Древнеримские дороги:
Особенность любой империи — протяженность, что требует строительства транспортных артерий, позволяющих быстро перемещаться между различными концами империи. Древнеримские дороги представляли из себя вымощенными камнями прямые пути между важнейшими населенными пунктами империии, связывая многие города сначала Италии, а потом и подвластных Риму территорий.
Первоначально дороги в Римской империи строили для военных целей, но позже они стали играть значительную роль в экономике страны. Хотя они же упростили завоевание Рима варварами. Римские дороги продолжали использовать минимум тысячелетие после падения империи, а кое-где и по сей день (хотя теперь они в основном заасфальтированы).
Строительство Аппиевой дороги
В 390 г до н.э. Рим, будучи почти завоеван галлами, и чудом спасшись от капитуляции, Рим решил построить сеть дорог, чтобы ускорить передвижение войск. Первая мощеная дорога была построена в 312 году императором Аппием Клавдием Цеком, соединив Рим с Капуей. Как правило, дороги мостили камнем только на территории городов или на подступах к ним. Исключением является Via Appia, которая полностью вымощена камнем.
Диодор Сицилийский пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть дороги, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. По его словам, при постройке дороги возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.
Вскоре после завершения строительства римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.
Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге, позже использовав её для наступления войск на Рим в 536 году.
Аппиева дорога: достопримечательности парка Аппиа Антика
Гробница Геты
Гробница Геты (Tomba di Geta) и могила Присциллы (Sepolcro di Priscilla) — пepвыe монумeнты, кoтopыe мы увидим нa Аппиевой дoрогe пo пyти oт Аврелиановыx стeн.
Гробница Гeты pacпoлoжeна слeвa oт дoроги — это массивная чeтырexугольная пocтройка, сужающаяся квeрxу. ee стeны кoгда-то были облицованы бeлым мpaмором. Крыша былa надстроeна в XVI вeкe. Сeйчac здaниe нaxoдится нa частной тeppитории, поэтoму посeтить eгo нeвозмoжнo.
Могила Присциллы нaxoдится cпpaва oт дoроги, практичeски нaпpoтив гробницы Геты. Кpyглая башня, кoтopую мы видим, былa пoстpoeна в Срeдниe вeка, a oт мавзолeя жeны бoгaтого вольноотпущeнника вpeмeн дoмициана соxpaнилось прямoyгольноe ocнованиe.
Церковь Домине-Кво-Вадис
Сразу зa могилой Присциллы нaчинaeтся развилка, гдe нyжнo повepнуть налeво. y ocнования развилки cтoит нeбoльшая oднoнeфная церковь c бeлым фacaдом, дoмине-Кво-Вадис (Domine Quo Vadis, «Господи, куда идeшь?», XVII в.).
Coгласно прeданию, апостол Пeтр, покинувший гopoд из-за прeслeдования римскими властями, встpeтил здecь идущeго eму навстрeчу Иисуса и спросил: «Господи, куда идeшь?» Xристос отвeтил: «В Рим, чтoбы мeня распяли втopой раз». Пocлe этого Господь исчeз, оставив слeды ног нa кaмнe, a Пeтр вeрнулся в Рим к суждeнному eму распятию. Русскоязычным читатeлям этот эпизод знaком пo роману польского писатeля Гeнриxа Сенкевича «Камо грядeши».
Памятник Сенкевичу ycтановлeн внyтpи церкви. Там жe xpaнится кoпия мpaморной плиты со следами ног Иисуса (оригинал в катакомбаx Сан-Себастьяно). Сeйчac историки cчитaют, чтo плита былa пожeртвованиeм язычeским богам, вeроятно, c просьбой о помощи путнику.
Парк Каффарелла
Отxодящая влeвo oт церкви лeсная дoрожка вeдeт в парк Каффарелла (Parco Caffarella), бывшиe владeния князeй Каффарeлла. Oткpывающиeся здecь виды напоминают Рим эпoxи Гоголя и Брюллова.
Катакомбы св. Каллиста
Примeрно в 1 км oт церкви дoмине-Кво-Вадис, пo пpaвую стopoну дoроги, нaxoдятся катакомбы Св. Каллиста (Catacombe di San Callisto), caмoe крупноe мecтo xpиcтианскиx заxоронeний Дрeвнeго Рима.
Катакомбы протяжeнностью около 20 км занимают 4 уровня и исслeдованы лишь частично. Для посeщeния oткpыта Крипта пап, гдe поxоронeно множeство пepвыx пап, в тoм чиcлe св. Каллист (пpaвил в 217—222 гг.), a тaкжe крипта Св. Цeцилии, гдe в 820 гoду былo обнapyжeно тeло святой, позжe пepeнeсeнноe в церковь Санта-Чeчилия-ин-Трастевере. Крипты yкpашeны xopoшо соxpaнившимися фрeсками III—VIII вeков.
Базилика и катакомбы св. Себастьяна
На пeрeкpecткe via Appia и via delle Sette Chiese (ул. Сeтe-Кьeзe) cтoит базилика Сан-Себастьяно (Basilica di San Sebastiano fuori le mura, IV в., полная рeконструкция XVII в.). Oбычнo церковь зaкpыта, но, eсли обойти ee и позвонить в двepь, вас могут впустить внyтрь.
Статуя св. Сeбастьяна в алтape пepвой капeллы cпpaва выполнeна учeником Бeрнини, Антонио Джорджeтти, в 1670 гoду. Haпpoтив нaxoдится Капeлла рeликвий (Карло Фонтана, XVIII в.), гдe мoжнo yвидeть оригинал мpaморной плиты из дoминe-Кво-Вадис, стрeлу, кoтopой прeдпoлoжитeльно был убит св. Сeбастьян, и кoлoнну, к кoтopой он был прикован.
Pядoм c базиликой нaxoдится вxoд в катакомбы Св. Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в кoтopыx, coгласно прeданию, нeкoтopоe врeмя (III в.) покоились мощи казнeнныx апостолов Петра и Павла. Ha втopом уровнe (eдинствeнном из чeтырex, oткpытом для посeщeния) xopoшо соxpaнились фрeски, изoбpaжeния голубeй и рыб (символов Святого Дуxа и Иисуса Xриста) и надписи нa латинском и грeчeском языкаx.
Аппиева дорога в Риме
Аппиева дорога (Via Appia) — это «хайвей» античных времен, соединяющий Рим с Брундизием (лат. Brundisium ). Брусчатый путь длинной в 540 км появился в 4 веке до н.э. для того, чтобы соединить столицу Римской империи со стратегически важными соседями: Грецией, Египтом, Азией.
История
Как свидетельствует летопись «История от основания города», основная часть дороги была выстроена в течение 312 года до н.э. Ее возникновение записано в послужной список цензора (высокого должностного лица) Рима — Аппия Цека (лат. Appius Caecus).
Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.
Этапы строительства
В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.
В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).
Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.
Ценность
Изначально Аппиева дорога служила на благо военных, затем обрела экономический и культурный аспекты. По признанию современников новый путь обрел негласное название «Царица дорог».
Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.
Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.
В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.
Маршрут
Аппиева дорога начинала свой отсчет с Капенских ворот (лат. Porta Capena) в Риме, которые в нынешнее время практически полностью разрушены.
Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.
Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!
Памятники
Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (лат. colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.
Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 г. до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить усопших.
До 2 века до н.э. вдоль брусчатки выстраивали колумбарии (лат. columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. Таким образом, в подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельного внимания заслуживают гробницы, которые порой имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.
Первая миля
Вторая миля
Третья миля
Четвертая миля
Пятая миля
Шестая миля — Бриндизи ( Brindisi )
На протяжении 6-й мили Аппиевой дороги располагаются монументы и гробницы, выполненные в виде прямоугольных монументов из базальта, туфа и кирпича.
На отметке в 7 миль, путешественник окажется поблизости от аэропорта Чампино (расстояние – менее километра). Наиболее примечательным археологическим памятником остальной части знаменитого пути являются останки Храма Юпитера Анскура (лат. Jupiter Anxur), расположенные в Террачине.
Современная жизнь
В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть старинного тракта уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.
В искусстве
Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.
Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян ( Herbert von Karajan ) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».
Как добраться?
Проще всего добраться до Аппиевой дороги от стен Колизея (Colosseo). Маршрут путешествия таков: на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio – свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena (здесь некогда стояли Капенские ворота). Затем по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старинная улочка постепенно сменяет асфальт на долгожданную брусчатку, ворота Святого Себастьяна ознаменуют начало Via Appia Antica.
Аппиева дорога
Аппиева дорога (Виа Аппиа, Via Appia) – королева мировых дорог, расположенная в Италии. Сегодня это тихое, почти мистическое место спокойствия, релаксации. Какой контраст с неспокойным Римом! Здесь время остановилось на древней брусчатке с глубокими бороздами, на протяжении создаваемыми в твердом базальте римскими экипажами.
Здесь никто не торопится, не занимается делами. Чем больше вы отдаляетесь от города, тем меньше встречаете беспокойных туристов с камерами. Время от времени проезжает автомобиль, направляющийся к одному из таинственных, роскошных мест в этом районе.
Это место отдыха, романтических прогулок. Именно здесь современные римляне отдыхают, восстанавливают силы на природе, в местах, где их предки хоронили своих предков.
Римская Via Appia стала легендой, свидетельством зрелости цивилизации Рима, а также артерией, по которой проходили солдаты, информация, товары, обычные люди. В Риме было построено в общей сложности 372 крупных дорожных сооружения длиной более 400 000 км, из которых 80 500 км были вымощены камнем. Но ни одна из этих дорожных конструкций не приобрела такой славы, как самая старая римская Аппиева дорога.
История дороги
Via Appia была самой важной дорогой Римской империи. Ее строительство началось с Аппия Клавдия Цекуса в 312 г. до н.э. Она также носит имя. Ее начало находилось за пределами городских стен Рима у ворот Порта Сан-Себастьяно; через 195 км путь приводил к Капуа, где сливался с Виа Латина. Он служил артерией снабжения армии в борьбе с самнитами. В 71 г. до н.э. после разгрома восстания Спартака здесь были распяты около 6000 захваченных повстанцев. Позднее путь был расширен до порта Брундизиум (современный Бриндизи). Первоначальный маршрут вел через Беневент и Таранто в Бриндизи. В 114 г. н.э. император Траян построил еще одну дорогу (Аппиа Траяна) через Бари из Беневенто, сократившую путь от Рима до Бриндизи на 1-2 дня.
На рубеже II-III веков римские папы построили вокруг города обширное место захоронения – катакомбы Каликста.
Со времен поздней античности дорога постепенно повреждалась из-за недостаточного обслуживания. В 536 г она использовалась командиром Белизаром в борьбе с готами для продвижения в Рим. Расширение болот в более позднее время сделало невозможным использование северной части пути. В результате переселение жителей из города Трес Таберне означало окончательное уничтожение.
Бесконечно нереальная картина
Остатки древнеримских гробниц заросли, поразительно напоминают образы романтических художников. Все это похоже на бесконечно нереальную картину, особенно когда в воскресный осенний полдень краснеют цвета, выделяя тени огромных сосен, стройных кипарисов…
Сначала Аппиева дорога – это своего рода тропа, обрамленная стенами. Только через несколько километров она становится более красочной. Парадоксально, но наибольшие красоты начинаются после прохождения самых известных памятников, таких как:
Идите медленно, наблюдайте за проходящими элегантными, расслабленными римскими парами, семьями, любуйтесь окружающими достопримечательностями, заглядывайте в заросшие сады.
В сумерках древний путь погружается в длинные темные тени, становится еще более загадочным, мистическим. Он будто говорит посетителям, желающим познать его: «Вы никогда не узнаете меня, мои секреты, не увидите то, что я видел веками».
Истоки Аппиевой дороги и ее начало
Аппиева дорога – это самый известный путь Рима, первая крупная римская тропа, работа огромных финансовых и организационных возможностей, великого инжиниринга, развитой цивилизации.
Почему, собственно, римляне занялись подобным строительством длинного пути? К этому привела простая необходимость. На протяжении всей истории им удавалось пользоваться старыми этрусскими путями, использовавшимися для управления Римом, его окрестностями, особенно в направлении Этрурии. Но в конце IVвека возникли военные столкновения с самнитами, живущими к юго-востоку от Рима. Они обнаружили, что упускают одну весьма важную вещь для ведения успешной войны – путь, доводящий до локации армии, позволяющий снабжать солдат всем необходимым.
В 312 г. до н. э. римляне начали строительство, в том же году завершили первый участок дороги. Она начиналась с Римского форума, «разрезала» городские стены в Порт Капена (позднее – стены Аврелиана воротами Порта Аппиа) и выходила за город. Затем она вела через пригород вдоль Норбы, древней тропы к Албанским холмам. От равнины Рима шла вверх по холмам, не в римском стиле, не по обходным путям, а прямо на крутом возвышении: римские солдаты предпочитали идти круто, чем обходить препятствие в течение нескольких часов.
Еще одним препятствием на пути были болота в Понтине, сопровождающие Виа Аппиа на протяжении 31 км. Римляне несколько раз пытались высушить их, но безуспешно. Это сделали только инженеры Бенито Муссолини, 2000 лет спустя. Дорога через болото была неприятной, полной запаха, ее приходилось постоянно ремонтировать. В 162 г до н.э. был вырыт канал, предлагающий альтернативу для транспортировки, облегчающий связь. Тот факт, что римляне позже предпочитали водный вариант дороги – лучшее свидетельство опыта путешествия по болоту.
Но «зло» закончилось, дорога прошла через болота, через Террачину (56 км от Рима), вышла к морю, где вдоль побережья начала искать пункт назначения. Это было во время строительства Капуи. Путь достиг длины 212 км, хотя первоначально расстояния вообще не были обозначены. Пешим ходом его можно был пройти за 5 дней.
Оказала ли дорога желаемое влияние с самого начала? В передвижении войск она, несомненно, была полезна. Вторая Самнитская война закончилась победой Рима, благодаря чему империя смогла расшириться на юго-восток за счет колонизации.
Дальнейшее развитие дороги
Путь из Рима в Капуа не было окончательным вариантом. Рим в 298-290 гг. до н.э. столкнулся с общим восстанием окружающих племен, получившим несколько нелогичное название Третьей Самнитской войны. Война снова закончилась триумфом легионов, Сенат решил колонизировать другой район, расположенный к юго-востоку от города. Тринадцать новых колоний были созданы в Кампании и Самниусе, которые соединяли Виа Латина и Виа Аппия. Дорога растянулась еще на 56 км и закончился в 295 г. до н. э. в Малевенто.
Вскоре (через 5 лет) итальянские племена на юге были практически раздавлены, Виа Аппиа двинулась дальше, закончилась в Венусии, великой римской колонии с 20 000 жителей, «неудобной» для крупных греческих городов на юге. Войны Пирра попытались переломить эту тенденцию, но потерпели неудачу. Он был побежден, юг Италии вскоре капитулировал. Аппиева дорога также расширилась, прошла через порт Таранто и в конечном итоге оказалась в Брундизио, сегодняшнем Бриндизи, порту на Адриатике, служившим воротами на восточные рынки и поле битвы. Это произошло в 191 г до н. э. Оригинальный вариант в итоге растянулся на 563 км дороги, полностью выложенной камнем. Пешеход проходил ее за 13-14 дней.
Последнее изменение пути было альтернативой, построенной императором Траяном. Он посчитал ненужным поворот на Тарент, поэтому построил «северную ветку» (называемую Виа Аппиа Траяна), которая вышла из Беневенто, прошла через порт Бари, закончилась в Брундисиу, где у моря был сооружен столб – гигантская колонна, отмечающая конец.
Это было последнее изменение Виа Аппиа. Впоследствии она служила своей цели всем: императорам, рабам, предателям, торговцам, фермерам… И все они оставили на нее единый след – колеи от загруженных тяжелых повозок. Со временем исчезло и 6000 воинов Спартака, казненных вдоль дороги между Римом и Капуей после разгрома восстания.
Со временем, с наступлением темных времен и раннего средневековья, путь перестал использоваться. Причиной стало построение поблизости (благодаря папе Григорию XIII) Виа Аппиа Нуова (Via Appia Nuova). Новая дорога пошатнула значение древней тропы, превратившейся в простой переулок. Лишь в XVIII веке папа Пий VI заказал реставрацию маршрута, которая заняла много лет. Таким образом, Аппиева дорога, сегодня называющаяся «via Appia Antica» («Виа Аппиа Антика», «старая»), в нетронутом состоянии дождалась современного времени, начала служить туристической достопримечательностью, местом покоя для римлян и гостей вечного города.
Внешний вид известной дороги
Как выглядела Аппиева дорога? Первоначально это была грязная дорожка, покрытая гравием, выровненная раствором. За ним следовал еще один слой гравия, выравнивающий поверхность, и конечный слой – плоские камни, идеально сочетающиеся друг с другом. Это создание оказалось чрезвычайно долговечным. Историк Прокопиос, пребывавший здесь с византийской армией Белизарии почти через 1000 лет после окончания строительства, писал, что «камни держатся настолько идеально, что кажется, будто они здесь выросли, а не были положены людьми». Камни были соединены известково-цементной массой; это было первое использование этого вещества в римском дорожном строительстве. Конечная поверхность, состоящая из вулканических (базальтовых) камней, соединенных цементом, была настолько гладкой, что было невозможно обнаружить трещины, неровности. Сегодня, конечно, дела обстоят по-другому, время привело к рассыпанию цемента в пыль. Но камни все еще держатся!
Дорога была спроектирована в виде легкого свода шириной 8 м, чтобы вода стекала по обочине, осушалась вдоль идущей траншеей (во избежание формирования болот). Таким образом, путь стал архетипом качества римских дорог, своего рода гением местной инженерии, а также артерией торговли, движения войск, информации, тесно связанной с историей Вечного города.
Аппиева дорога сегодня и туризм
Аппиева дорога сегодня выглядит немного более изношенной, чем во времена ее величайшей славы. Но, возможно, именно это придало красоты, загадочности чисто практичному сооружению. Римляне хоронили покойников вдоль дорог, поэтому здесь были построены десятки различных часовен, гробниц, катакомб, заросших растительностью. Это создает нечто совершенно неповторимое в итальянском мегаполисе – оазис мира, спокойствие которого увеличивается пропорционально расстоянию от конечной остановки общественного транспорта.
Вдоль Виа Аппиа Антика посетитель может увидеть множество памятников, увековечивающих историю Вечного города от периода Римской Республики и Империи:
Термы Каракаллы
Наибольшее развитие курортов имело место в Риме во времена Империи, когда императоры строили курортные здания монументальных размеров. Они использовались не только для купания, но и для образования, развлечений, общественных отношений. Рядом с ними находились читальные залы, массажные кабинеты, спортивные залы, а иногда и театральный зал.
В зимние месяцы термы нагревались горячим воздухом, распределявшимся по всему помещению под полом, в стенах, в потолках. Благодаря этому, они стали популярной частью повседневной жизни жителей. Распад Римской империи привел к упадку курортов в Вечном городе, их слава так и не была восстановлена. Руины Каракалла дадут посетителю лучшее представление о них.
Термы Каракалла были построены в III веке, их строительство длилось 10 лет.
До 1994 г помещение Калдария (горячая комната, где сенаторы потели, занимались государственными делами) служило сценой для оперного представления под открытым небом. Сегодня въезд в Калдарию запрещен в целях защиты памятника.
Парк Аппиа Антика
Вокруг пути, после долгих схваток в 1988 г, был создан региональный парк Аппиа Антика (Parco Regionale dell’Appia Antica), представляющий собой сочетание обычного парка и десятков древних памятников, расположенных в живописной среде.
Катакомбы Каликста
Еще одна важная достопримечательность – катакомбы Каликста. Это, вероятно, первое крупное христианское захоронение вокруг Рима, также скрывавшее в склепе останки пап II-IV веков. Они названы в честь папы Каликста I, который управлял здесь до назначения на престол. Парадоксально, его похоронен он здесь не был.
Цирк Максенция
Чуть дальше находится Цирк Максенция, стадион, названный в честь тетрарха времен Константина. Сегодня он представлен посетителю только как живописные руины. Великолепное соседство ему составляет гробница Сесилии Метеллы I века до н. э.
Мавзолей Сесилии Метеллы
Возвышающийся мавзолей Сесилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella), расположенный недалеко от Виа Аппиа Антика, был построен после 50 г. до н.э. для жены консула Марка Крассо – Сесилии Метеллы Кретической.
Цилиндрическая гробница стоит на бетонной платформе высотой 18 м. Цилиндр над платформой имеет высоту 11 м, диаметр 29,5 м и покрыт травертином.
Мавзолей Сесилии Метеллы был разделен на 2 этажа. Сегодня многое из гробницы остается утраченным – гроб был перемещен, и все его содержимое постепенно исчезло.
В XIV веке, во время строительства замка Чеатени, гробница была включена в первоначальную крепость XI века.
В XVII веке гробница была преобразована в башню, стала частью укрепления, построенного графами Тосканы для защиты Виа Аппиа Антика.
Церковь Домине Кво Вадис (Domine Quo Vadis)
Церковь Domine Quo Vadis, также известная как церковь Святой Марии из Пальмиса, была построена в 1637 г на месте, где Иисус явился Петру. По христианской традиции Св. Петр бежал по дороге Виа Аппиа Антика из Рима, где император Нерон преследовал христиан, и ему явился Иисус.
Петр спросил его: «Domine Quo vadis?» (Господи, куда ты идешь?). Иисус ответил ему: «Eo Romam iterum crucifigi» («Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым). Петр решил вернуться в город и в итоге умер мученической смертью.
В центре церкви находится мраморная доска с отпечатками ног (копия, оригинал находится в базилике Св. Себастьяна), воспринимаемыми как чудесное знамение – считалось, что они оставленные Иисусом. На самом деле это языческий символ, обеспечивающий безопасное и быстрое путешествие.
Вилла Квинтили (Vila Quintili)
Вилла Квинтили (Villa Dei Quintili) была построена как частная резиденция братьев Квинтили (консулов в 151 г н. э.). Позже ее приобрел и расширил император Коммод. В дополнение к ряду комнат, вилла содержала термы, комнаты для прислуги.
Сегодня посетитель может полюбоваться остатками этой замечательной виллы, мраморным полом бани. Здесь есть также музей, содержащий артефакты, найденные во время раскопок на вилле и в ее окрестностях (скульптуры, рельефы).
Другие достопримечательности Аппиевой дороги
Дальше по пути находятся другие индивидуальные гробницы, храмы, часовни, мавзолеи, катакомбы, в т. ч. гробница императора Галлиена. Парк заканчивается в Tres Tabernae, т. е. в Трех пабах, бывшем крупном городе, местом, где раньше стоял один из старейших соборов христианского мира. Его опустение из-за вторжения сарацин в IX веке означало окончательный упадок Апиевой дороги.
Подавляющее большинство посетителей начинают паломничество у ворот Св. Себастьяна, построенных императором Аврелием. Почти прямо за стенами находится церковь, напоминающая один из самых известных литературных эпизодов античности, историю побега апостола Петра из Рима. Напротив расположена Могила Присциллы, монументальный памятник, построенный в I веке.
Рассмотренные здания – лишь верхушка айсберга; различные постройки, их остатки, руины насчитывают сотни, а весь ландшафт пересекает акведук Клавдия и Феликса.
Как добраться до Аппиевой дороги
Самый простой способ добраться до Виа Аппиа Антика – воспользоваться автобусом. Одни – в аэропорт Чампино, другим – обратно от упомянутых катакомб Себастьяна (отсюда ходит автобус 118 до Колизея).
Туристы, решившие путешествовать на поезде, могут начать с Acqua Acetosa или из Capannelle, затем пройти примерно 1 км по окраины города, прежде чем достичь самой Аппиевой дороги.
Посетители, уставшие от посещения римских памятников, жаждущие небольшой доли романтики, могут сойти с автобуса позже, отправиться в путь за могилой Сесилии Метеллы.
Аппиева дорога: рекомендация по посещению
Это путешествие рекомендуется всем людям, интересующимся историей, романтическими останками прошлого, и просто желающим побывать в Риме, на мгновение обрести мир, насладиться свежим воздухом. Виа Аппиа можно исследовать на велосипеде – с обеих сторон есть выезженные тротуары. Любителей литературы также заинтересует тот факт, что именно здесь находится часовня Кво Вадис (Quo Vadis). Рим – это просто вечный город, и его гостям многое еще предстоит открыть.
Аппиева дорога: лучшее время для посещения
Весна или осень идеально подходит для посещения итальянской столицы, а также для изучения Виа Аппиа. Подходит даже ноябрь. Рим расположен в южной части страны, и у туриста есть шанс насладиться поездкой в сопровождении довольно теплых солнечных лучей.