ареты iv царя набатеи

Царь Набатеи Арета IV

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Набатейское царство. Серебрянная драхма (аверс). Царь Арета IV. 9-16 гг. н.э.. Из личной коллекции

После очередного путешествия в Израиль, моя нумизматическая коллекция пополнилась несколькими ценными экспонатами. И одним из таких экспонатов, является набатейская серебряная драхма царя Ареты IV. Вес монеты — 4.18 гр., диаметр — 18 мм. На аверсе монеты изображен бюст царя Ареты повернутый вправо. На голове у царя венец с орнаментом. По кругу монеты присутствует титулатура: «Арета, царь Набатеи, тот, кто возлюбил свой народ». На реверсе, изображение первой жена Арететы – Хульду в венце и с украшениями, по кругу титулатура: «Хульду, царица набатеев». Монеты, на которых изображена Хульду чеканились в 9-16 гг. н.э. На более поздних монетах, которые чеканились в 18-39 гг. н.э., изображалась вторая жена Ареты – Шаквилат с той же титулатурой.

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Набатейское царство. Серебрянная драхма (реверс). Царица Хульду. 9-16 гг. н.э.. Из личной коллекции

Годы правления царя Ареты IV (с 9 год до н.э. по 40 год н.э.) считаются апогеем расцвета Набатеи. Именно тогда были созданы наиболее знаменитые архитектурные памятники Петры. Набатейское царство достигло своих максимальных масштабов и на короткое время простиралось на севере до Дамаска. К этому периоду также относится и расцвет набатейских центров в Негеве – Собаты, Елусы, Нессаны, Мампсиса и Ободы, а также основание важного набатейского центра Хегры (Мадаин Салех) на северо-западе современной Саудовской Аравии. Приход к власти Ареты мог кардинально изменить историю древнего мира. Когда царь Арета IV принял власть в 7 году до н.э., минуя Августа, последний разгневался и даже подумывал о том, чтобы отнять царство у Ареты и присоединить Набатею к Иудее. Однако этого не произошло.

Арета IV известен еще и тем, что правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа, сын знаменитого царя Ирода Великого, женился на его дочери. Но прошло немного времени, и Ирод Антипа воспылал роковой статью к своей свояченице Иродиаде, и ради нее удалил от себя свою жену; это возбудило ненависть набатейского царя.

В период короткого правления Ареты над Дамаском, его имя упоминается и в Новом Завете. Во 2-м послании апостола Павла к Коринфянам, глава 11 стихи 32-33, повествуется о том, как во время миссионерского путешествия в Дамаск, областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить Павла, однако Павел был спущен из окна по стене в корзине, тем самым избежав рук его.

Источник

Арета IV Филопатор

9-й царь Набатеи Арета IV Филопатор был величайшим из царей Набатеи. Во время его правления царство Набатеи достигло своего пика. При Арете IV крупные религиозные центры, также выступившие в качестве банков и расчетных палат, были созданы в Авране, в Петре, и в Авдате.

Именно тогда были созданы наиболее знаменитые архитектурные памятники Петры. Набатейское царство достигло своих максимальных масштабов и на короткое время простиралось на севере до Дамаска. На этот период также приходится расцвет набатейских центров в Негеве – Собаты, Елусы, Нессаны, Мампсиса и Ободы и основание важного набатейского центра Хегры (Мадаин Салех) на северо-западе современной Саудовской Аравии.

Арета IV Филопатор

(Харитат IV, Эней)

? – 40 г. н. э.

араб. حارثة الرابع Ḥārthah, набат. Ḥāriṯat, греч. Αρέτας Arétās, лат. Aretas

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

9-й царь Набатеи
9 г. до н. э. — 40 г. н. э.
ПредшественникОбода IIIПреемникМалих IIМесто рожденияМесто смертиВероисповеданиеМесто погребенияПетра, Набатейское царствоОтецОбода IIIМатьХагаруРодЖена1. ХалдуДетиМалих IIОбодаРаббелФазелисШудатХаграЖена2. ШакилатДетиПацелаШакилат II

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Медная монета Ареты IV Филопатора с надписью на арамейском языке: «Арета, царь набатейский, друг своего народа» «…שנת [ח]רתת מלך נבטו‎…»

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Серебрянная драхма. Царица Халду

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Аверс. Двойной профиль царя Ареты IV и царицы Шакелат. Реверс. Два скрещенных рога изобилия, между ними в три линии набатейская надпись — Арета Шакелат

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Арета пришел к власти после убийства Обода III, который, по-видимому, был отравлен. Иосиф Флавий сообщил, что первоначально его имя было Эней, но он взял имя Арета, как свое тронное имя. Надпись из Петры предполагает, что он был членом королевской семьи, потомком Малиха I.

Полный титул Ареты звучал: «Арета — царь набатеев, друг своему народу» (mlk Nbtw rhm ‘mh), откуда и следует прозвище царя «Филопатор» (Philopatris) — «любящий Родину» или «друг Отчизны».

Арета IV принял власть и провозгласил себя царем Набатеи, минуя Августа.

В это время в Риме находился министр Обода III, Силлай, который попытался с помощью римского императора занять набатейский престол.

Саломея же тайно передавала Силлаю обо всём, что происходит при Ироде.

Затем в Рим от Ирода приехал Николай Дамаскин, который в присутствии послов Ареты стал обвинять Силлая, особенно же в том, что он умертвил царя и многих арабов, что он занимал деньги не для полезных мероприятий, и доказал, что он виновен в изнасиловании не только многих арабских, но и римских женщин. Также Дамаскин обвинил Силлая в том, что он обманул Цезаря, рассказав ему неправду о поступках Ирода. Николай рассказал о ссуде в пятьсот талантов и о существовании расписки, в которой сказано, что, если будет пропущен срок платежа, Ироду предоставляется право гарантировать себе уплату захватом всей территории. Ирод решился на крайнюю меру лишь после того, как неоднократно обращался к содействию сирийских наместников Сатурнина и Волумния, и после того, как Силлай поклялся именем императора, что он в тридцатидневный срок уплатит деньги и выдаст Ироду бежавших из Иудеи к нему подданных его. Но Силлай не сдержал своего обещания, и Ирод опять отправился к римским наместникам; когда же они разрешили ему взять своё, тогда он нехотя выступил со своей армией:

Силлай был отправлен для расчёта с Иродом, а затем казнён; император даже хотел передать Ироду и Аравию, но передумал. Силлай был обезглавлен в 6 г. до н. э. В 7 г. до н. э. набатейским царем был утвержден Арета IV.

Как показывают надписи и легенды на монетах его времени, Арета IV принял титул rhm cmh «тот, кто возлюбил свой народ», «друг народа». Не исключено, что принятие такого титула должно было свидетельствовать о существенном изменении в политическом строе Набатейского царства: теперь царь устанавливает между собой и своими подданными отношения «дружбы». Устанавливая между собой и всеми набатеями отношения «дружбы», т. е. по эллинистическо-сирийским представлениям, клиентелы, царь ставил набатеев в непосредственную зависимость от себя, минуя демократические органы власти. Возможно, это свидетельство о попытке царя укрепить свое единодержавие.

После смерти Ирода Великого в 4 г. до н. э. в Иудее начались беспорядки, Арета IV послал в помощь Вару, двинувшемуся в Иудею во главе двух легионов, значительный воинский контингент. Иудея была присоединена к Риму.

Позднее Арета IV породнился с тетрархом Иродом Антипой, выдав замуж за него свою дочь Фазелис.

Когда Антипа взял себе другую жену, Иродиаду, дочь Ареты IV, вернулась к отцу. Отношения между Иродом Антипой и Аретой IV были и ранее напряженные. Зимой 36/37 гг. Арета захватил территорию Иудеи вдоль Иордана, в том числе в районе Кумрана.

Ирод Антипа обратился к императору Тиберию, тот приказ Вителлию, правителю Сирии, предоставить Ироду Антипе военную помощь против Ареты IV. Вителлий собрал свои легионы и прибыл на юг, остановившись в Иерусалиме на Пасху в 37 г., когда прибыла весть о смерти императора и вторжение в Набатею не произошло.

В набатейской столице Петре при Арете построили театр на 85 тыс. зрителей.

В Новом Завете сообщается, что Арета мог преследовать Павла из Тарса.

Царские сёстры (жёны) Халду, Шакилат и Гамалат, набатейские царицы, упоминаются и на монетах Ареты IV. Профиль первой жены Ареты IVХалду, на которой он был женат до своего восшествия на престол, чеканился на набатейских монетах до 16 г. н. э. С 27 г. на монетах появился профиль новой жены Шакилат. Младшая дочь Фазелис также удостоилась чести быть изображённой на набатейских монетах (возможно, в честь её свадьбы).

Арета IV скончался около 40 года. Он правил 49 лет, больше всех из набатейских царей.

Его старший сын Малих II стал его преемником.

Семья Ареты IV Филопатора

Отец: Обода III (? – 9 г. до н. э.), 8-й царь Набатеи (30 г. до н. э. — 9 г. до н. э.).

Мать: Хагару

Жена: 1) с 9 г. Халду (Huldu) (Чалду (Chuldu)). Брак закончился примерно в 16 г. Мало что известно о точной дате и причине перехода от Халду к Шакилат, профиль которой появляется на монетах после необъяснимого разрыва в 18 г.

Малих II (? – 70 г.), 10-й царь Набатеи (40 г. — 70 г.).

Обода

Раббел

Фазелис, с 4 г. до н. э. по 30 г. н. э. 1-я жена Ирода Антипы (20 г. до н. э. – 39 г. н. э.), царя Иудеи (4 г. до н. э. – 39 г. н. э.).

Шудат

Хагра

Жена: 2) Шакилат (Shaqilath) (Шукейлат (Shuqeilat)), сестра Халду.

Источник

Арет IV

Арета IV Филопатрис
Ḥāritat
ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи
Бронзовая монета Арета IV с надписью на иврите: «…שנת [ח]רתת מלך נבטו… —»
9 до н. э. — 40 н. э.
ПредшественникОбодат III
ПреемникМалику II
РождениеI век до н. э.
Смерть40 ( 0040 )
Имя при рожденииЭней
Отец?
Супруга1. Хулду, 2. Шукайлат
ДетиМалику II, Ободат, Раббэль, дочь Фазелис, Пацэль, Шасудат, Хагру

Арета IV Филопатрис [1] (Филодем [2] ) или Харитат IV (набатейский: Ḥāritat [3] ) — правитель Набатеи с 9 года до н. э. по 40 год н. э., называемый «Великим». В его правление Набатейское царство достигло своего наивысшего расцвета, простираясь от северного Хиджаза на юге до плато Хауран (Сирия) на севере. В этот период созданы известные памятники архитектуры Петры.

Содержание

Биография [ | ]

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через отверстие в стене, и я от него спасся [9] .

Семья [ | ]

Сохранившиеся письменные источники содержат некоторые сведения о семье и ближайших родственниках Ареты, что связано с манерой датировать тексты не только годами правления самого царя, но и временем жизни членов его семьи. Датированная 20-м годом надпись гласит [13] :

«При жизни Ареты, царя набатеев, возлюбившего свой народ, и [Шукайлат, се]стры его, царицы набатеев, и Малику, и Ободата, и Раббэля, и Пацэля, и Шасудат, и Хагру, детей его, и Ареты сына Хаг[ру, внука его]».

Источник

Война Ирода Антипы против Ареты IV

Война Ирода Антипы против Ареты IV

КонфликтВойна Ирода Антипы против Ареты IV

Дата
ИтогПо-видимому сохранение довоенного состояния

[править] Ход событий

Иосиф Флавий рассказывает, что после того, как удалось прийти к соглашению с Артабаном II и умер Ирод Филипп II, правитель Галилеи и Переи тетрарх Ирод Антипа поссорился с набатейским царём Аретой. Причиной или поводом к войне послужила следующая романтическая история: Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, однако решил жениться на Иродиаде, а дочь Ареты прогнать из дома. Та узнала об этих планах, через Махерон прибыла в Аравию и пожаловалась своему брату, объявившему за это Ироду войну:

Около этого времени царь каменистой Аравии Арета и тетрарх поссорились между собою по следующей причине: Ирод был давно уже женат на дочери Ареты. Во время одного путешествия в Рим он заехал к своему сводному брату Ироду, который родился от дочери первосвященника Симона. Влюбившись в жену брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрою Агриппы Великого), он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод прогонит дочь Ареты. После этого тетрарх отплыл в Рим, заключив вышеуказанный договор. Когда же он, по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода.

В последовавшей вскоре битве на границах Гамалитиды (Гамала? Галаад?) евреи были разбиты:

Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды. Собрав войска, обе стороны вступили в борьбу, причем вместо Ареты и Ирода сражались их военачальники. В происшедшей тут битве все войско Ирода было уничтожено, благодаря измене нескольких перебежчиков, которые примкнули к Ироду, принадлежа собственно к числу подданных тетрарха Филиппа.

Ирод Антипа решил тогда просить помощи Рима, и написал Тиберию, а тот, видимо желая ослабить мощь Набатеи, решил помочь евреям, о чём дал приказ наместнику Сирии Луцию Вителлию:

Ирод отписал об этом Тиберию. Император разгневался на образ действий Ареты, послал Вителлию приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову. Такой приказ отдал Тиберий сирийскому наместнику.

Далее Иосиф Флавий, или поздний христианский переписчик, добавляет, что Ирод Антипа был разбит потому что казнил Иоанна Крестителя:

Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода

Вителлий с двумя легионами и союзниками отправился на Арету, но получив извещение о смерти Тиберия вернулся на зимние квартиры:

Приготовив для войны с Аретой два легиона и присоединив к ним тех легковооруженных и всадников, которых ему предоставили подвластные римлянам царьки, Вителлий между тем двинулся к Петре (столице Аравии) и прибыл сперва в Птолемаиду. Когда же он собрался повести свое войско через Иудею, к нему навстречу вышли наиболее влиятельные граждане и умоляли его не проходить через их страну, так как по закону они не вправе разрешить внесение в Иудею тех изображений, которые в таком значительном числе имеются на его знаменах. Вителлий согласился, изменил свое первоначальное решение и, велев войску идти по великой равнине, сам в сопровождении тетрарха Ирода и некоторых друзей своих поехал в Иерусалим, чтобы, ввиду наступления иудейского национального праздника, принести там жертву Предвечному. Здесь он был восторженно принят населением и пробыл там три дня, в течение которых отнял первосвященство у Ионатана и поставил на его место брата его Феофила. На четвертый день он получил письменное извещение о смерти Тиберия и потому заставил население присягнуть на верность императору Гаю Калигуле. Вместе с тем он отозвал также свое войско и распустил его на зимние стоянки, так как теперь, с переходом престола к Гаю, Вителлий не имел уже полномочия продолжать войну. Рассказывают, что и Арета, при известии о походе Вителлия, стал гадать по полету птиц и пришел к заключению, что неприятельское войско не дойдет до Петры: из военачальников сторон умрет либо тот, кто начал войну, либо тот, кто отдал приказание к выступлению войск, либо тот, против кого направлен весь поход. Таким образом, Вителлий вернулся в Антиохию.

Тем не менее, видимо и Арета уже не мог что-либо захватить у евреев.

Источник

Ареты iv царя набатеи

Полузабытое еврейство Набатеи и Провинции Аравии

Самая высокая гора в нескольких километрах западнее древней столицы набатейского царства Петры известна под арабским названием «Джабаль Харун», что в переводе означает «Гора Аарона». На ее вершине до сих пор находится исламский мавзолей Аарона, построенный на развалинах предшествовавшей ему византийской церкви. Таким образом, древняя еврейская традиция, связывающая это место со смертью Аарона, была унаследована местным населением – начиная с IV века постепенно принявшим христианство, а позднее ислам. Когда и как это могло произойти? Можно ли считать такую преемственность свидетельством присутствия евреев на заселенной набатеями территории?

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Горы вокруг Петры. Самая высокая вершина – Джабаль Харун, на ней можно различить небольшой белый купол гробницы Аарона.

Несмотря на широкий интерес ученых к истории евреев Эрец-Исраэль и их соседей в период второго Храма, эти вопросы остались практически не затронутыми в современных исследованиях. Однако исходя из того, что в период со II века до н. э. и по конец I века н. э. набатеи являлись ближайшими соседями евреев Эрец-Исраэль и сохранившиеся источники свидетельствуют о тесных контактах между этими двумя народами практически во всех областях жизни, естественно предположить, что на территории Набатейского царства должны были проживать евреи. Кроме этого, известно, что в период поздней античности на территории Аравии существовали многочисленные еврейские общины. Вряд ли можно утверждать, что они появились ex nihilo и что им не предшествовало никакое еврейское присутствие в этих регионах.

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

«Аль-Хазне». Предполагается, что это гробница Ареты IV. 9 год до н. э. – 40 год н. э.

Годы правления Ареты IV (9 год до н. э. – 40 год н. э.) принято считать апогеем расцвета Набатеи. Именно тогда были созданы наиболее знаменитые архитектурные памятники Петры. Набатейское царство достигло своих максимальных масштабов и на короткое время простиралось на севере до Дамаска. На этот период также приходится расцвет набатейских центров в Негеве – Собаты, Елусы, Нессаны, Мампсиса и Ободы и основание важного набатейского центра Хегры (Мадаин Салех) на северо-западе современной Саудовской Аравии.

Уникальные сведения о различных аспектах еврейско-набатейских отношений в I–II веках н. э. содержатся в личном архиве еврейской женщины по имени Бабата, дочь Шимона, найденном в одной из пещер Иудейской пустыни, где, по всей видимости, она укрывалась на последнем этапе восстания Бар-Кохбы. Бабата была родом из деревни Махоза, также известной под названием Махоз Аглатаин, в районе Цоара, на юго-восточном побережье Мертвого моря, на территории, принадлежавшей Набатейскому царству.

Картина, вырисовывающаяся на основе анализа этих и других документов, принадлежавших евреям, проживавшим в Набатее, свидетельствует о тесных добрососедских отношениях между двумя народами. Так, мы узнаём, что евреи и набатеи заключали сделки связанные с недвижимостью, набатеи обязывались быть опекунами еврейских детей, и неоднократно подписывались в качестве свидетелей в сделках своих еврейских соседей. Мы также узнаем о том, что евреи навещали и другие набатейские города – один из сохранившихся документов был подписан в Рабат-Моаве, а другой – в храме Афродиты в Петре.

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Ущелье Хевер, в одной из пещер которого был найден архив Бабаты.

О наиболее выдающейся личности еврейского происхождения, проведшей несколько лет своей жизни в Набатейском царстве, мы узнаем из Нового Завета – в Послании к Галатам апостол Павел сообщает автобиографические сведения следующего содержания: «Когда же Б-г, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью С воею, благоволил открыть во мне сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (1:15–17). То, что Павел связывает свой визит в Аравию, т. е. Набатею, со своей миссией среди язычников, не случайно. Логично предположить, что, как и другие еврейские авторы I века, он идентифицировал современных ему арабов-набатеев с сынами Ишмаэля, сына Авраама и брата Ицхака, – другими словами, с язычниками, наиболее близкими к евреям по крови.

В другом отрывке из Нового Завета упоминаются евреи из Аравии, совершавшие паломничество в Иерусалим на праздник Шавуот. (Деяния, 2:5–11.)

ареты iv царя набатеи. Смотреть фото ареты iv царя набатеи. Смотреть картинку ареты iv царя набатеи. Картинка про ареты iv царя набатеи. Фото ареты iv царя набатеи

Найденный в Иудейской пустыне папирус (так называемый «Папирус Старки»), документирующий сделку между евреями и набатеями. 59–69 годы н. э.

И в отрывках из Мишны, и в таргумических традициях наряду с Рекемом-Петрой часто фигурирует еще одно место: Хегер или Хагра. Так, в Таргуме Йонатана и в Таргуме Онкелос на Берешит, 20:1, говорится: «И двинулся Авраам оттуда в южную землю и сидел между Рекемом и Хагрой». В оригинале же сказано «между Кадешем и Шуром». О том, где именно находился этот Хегер или Хагра, с достоверностью установить, пожалуй, невозможно. Некоторые ученые даже считают, что это не название города или места, а скорее района, пограничного с пустыней. Тем не менее вполне возможно, что по крайней мере часть евреев идентифицировала Хегер-Хагру с Хегрой, набатейским центром на северо-западе Аравийского полуострова, о котором было сказано выше.

Мы привели лишь несколько свидетельств о еврейском присутствии на территории Набатейского царства и провинции Аравии. Есть и другие свидетельства, ожидающие детального анализа – свидетельства, до сих пор почему-то оставленные учеными без внимания. Остается надеяться, что вдобавок к литературным источникам развитие археологии в Королевстве Иордания, а также в Саудовской Аравии поднимет на поверхность новые свидетельства еврейских общин, существовавших на их территориях на заре новой эры.

[1] См. обсуждение текстологических проблем у H. St. J. Thackeray. Josephus. Jewish Antiquities. Books IV–VI. Cambridge, MA, 1930–34. P. 82.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *