аргументы по истории для эссе по обществознанию

Лучшие источники аргументов для ЕГЭ по обществознанию 2021

Наиболее сложная часть эссе — это аргументы ЕГЭ: обществознание нацелено на проверку умения ориентироваться во всех сферах жизни общества, замечать неочевидные механизмы его работы, а потому обойтись без аргументации на этом предмете просто невозможно! Однако к некоторым идеям действительно сложно подобрать примеры, не зная источников, на которые можно опереться.

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

Универсальные аргументы для эссе

Наиболее универсальными примерами являются биографии известных людей, так как большинство из них так или иначе сталкивались со всеми сферами жизни общества: политикой, правом, экономикой, философией, социологией. Однако даже такие универсальные аргументы ЕГЭ обществознание может разделить на несколько больших категорий:

Личность для аргументов ЕГЭ по обществознанию

Однако, если брать аргументы ЕГЭ (обществознание) из жизни других людей, неизменно возникает вопрос: кого выбрать?

Одними из наиболее универсальных примеров принято считать биографии Стива Джобса и Генри Форда — изобретателей и предпринимателей, чьи идеи покорили мир. Также во многом показательной будет история жизни основателя KFC — Харланда Сандерса, пришедшего в бизнес только после сорока лет.

Лучше всего черпать идеи и узнавать о людях из биографических фильмов, информации в которых хватит для иллюстрации идеи эссе, а манера подачи не даст заскучать:

Выдуманная личность и ее история тоже может стать хорошим примером: они могут быть взяты из любых источников (литература, кино, новости и пр.). Лучше использовать фильмы, которые раскрывают реально существующие или существовавшие общественные проблемы:

Также можно пользоваться литературой и примерами литературных героев: например, короткими произведениями, рекомендуемыми для иллюстрации своего мнения в ЕГЭ по русскому. Это поможет подготовиться сразу к двум предметам, затратив минимум времени!

Менее универсальными будут аргументы ЕГЭ (обществознание), в центре которых современные политики и деятели культуры: их деятельность видится более однобоко, из-за чего их личность используется по большей части для иллюстрации идей в той сфере, в которой они реализовались. Почерпнуть информацию о них можно из новостей.

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

Банк аргументов для эссе по обществознанию ЕГЭ

Аргументы ЕГЭ (обществознание) лучше набирать самостоятельно из проверенных источников, к которым относятся новостные порталы, учебники по истории, биографии известных людей. Это поможет не только получить универсальные и качественные примеры, но и лучше их запомнить.

Наиболее известными источниками новостей являются РИА-новости, BBC. Отдельно стоит отметить портал «Аргументы и Факты». Для исторических иллюстраций можно пользоваться знаниями школьной программы и пособием «История в схемах и таблицах» В.В. Кириллова.

Однако можно не только самостоятельно составить себе банк аргументов, но и воспользоваться и уже готовыми примерами, собранными профессионалами специально для экзамена.

Таким образом, при желании можно подобрать иллюстрацию для любой идеи, раскрываемой в эссе и высказывании. Для этого нужно опираться на проверенные источники и не бояться быть оригинальным: лучше привести нестандартный, но подходящий пример, чем пытаться притянуть за уши всем известный. И тогда получить максимум за эссе будет проще простого!

Источник

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Структура эссе по обществознанию

✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор

✏️ Теоретическая аргументация

✏️ Фактическая аргументация

✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:

«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).

Раскрытие проблемы

Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

📚 Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Вывод

В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.

аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть фото аргументы по истории для эссе по обществознанию. Смотреть картинку аргументы по истории для эссе по обществознанию. Картинка про аргументы по истории для эссе по обществознанию. Фото аргументы по истории для эссе по обществознанию

Полезные советы

👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Аргументы для эссе по обществознанию

Помощь в написаниии эссе.

Просмотр содержимого документа
«Аргументы для эссе по обществознанию»

Экономика

Контроля государства над экономической системой

«То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Джон Коулман)

1) Экспроприация частной собственности после революции 1917 года увеличило размер государственной казны и укрепило экономические резервы для дальнейших достижений, но способ наращения экономической мощи предусматривал увеличение социального напряжения.

2) Налоговая система государства работает по следующему принцип: деньги, полученные в качестве налоговых поступлений, тратятся на обеспечение функций государства (здравоохранение, армия, полиция, образования).

Информации как основного фактора производства современности

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Натан Ротшильд)

1) По мнению известного американского экономиста Т. Стюарта информационный век наступил в 1991 году, когда впервые американские компании больше затратили на приобретение компьютеров и чем на промышленное оборудование.

2) Информация может превращаться в грозное орудие управления сознанием. Например, Российско-грузинский конфликт в августе 2008 года сопровождался мировыми СМИ, при этом информация об одних и тех же фактах.

Основных характеристик рыночной экономики

«Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А. Маршалл)

1) Порою крупные игроки могут захватить рынок и начать диктовать свои условия – устанавливать монополию. Для недопущения такой ситуации в России создан специальный государственный орган – Федеральная антимонопольная служба

2) В то же время, поддерживая равенство участников, государство следит за соблюдением обязанностей – налоговые отчисления жестко контролируются государством и существуют строгие санкции за налоговые преступления в Уголовном кодексе.

Недостатков и преимуществ командно-административной экономической системы

«Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики» (Кэри Макуильямз)

1) Командно-административная экономика эффективна при чрезвычайных ситуациях. В Великой Отечественной Войне происходили существенные изменения экономического уклада. В результате эвакуации крупнейшие заводы были развернуты в глубине страны: в Поволжье и на Урале. Данное достижение было бы практически невозможным при рыночной экономической системе, так как попросту не хватило бы рабочей силы

2) В то же время плановая экономика негативно влияет на мотивацию субъектов экономической деятельности. Отсутствие предпринимательства не дает реализоваться одному из главных мотивов – потребности в получении прибыли. Государство (во времена СССР сведением статистических данных занимался Госплан) не всегда эффективно расходует ресурсы и в одной сфере наблюдается перепроизводство (сфера военной промышленности в СССР), а в другой – дефицит (сфера товаров народного потребления).

Правильного стимулирования труда рабочих

«Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять» (Г. Форд)

1) Стимулирование труда не только способно увеличить количество производимых товаров, но и может остановить нарождающийся негатив. Например, ухудшение материального положения советских работников угольной промышленности (шахтеров) в 1989 году привело к крупной забастовке и приостановке добычи угля в угольных бассейнах.

2) Государство контролирует минимальный размер оплаты труда (МРОТ) чтобы обеспечить минимально допустимый уровень жизни. Выплата зарплаты сотруднику, работающему полный день, ниже данного уровня незаконна и влечет юридическую ответственность.

Разделения функций как фактора развития производства

«Разделение труда — ключ к эффективному управлению» (С. Кови)

1) Немецкий ученый Виттфогель разработал ирригационную теорию происхождения государства, где указал на разделение индивидов на управляющих постройкой оросительных каналов и на управляющий слой. Таким образом, разделение труда не только повышает эффективность экономики, но и влияет на становление государственных образований.

2) Ученый Адам Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» большое внимание уделил важности правильного разделения труда, считая это одной из основ свободного рынка и экономической системы в целом.

Важности труда как фактора производства

«Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс)

1) Японский производитель машин Toyotaсмог увеличить качество и количество выпускаемых машин путем обучения сотрудников новым технологиям. Это помогло компании избежать кризиса и банкротства.

2) Производительность труда – одна из самых важных характеристик труда в целом. Исторические показатели производительности труда советского тыла во времена Великой Отечественной Войны превышали довоенные показатели в несколько раз, что позволило обеспечивать экономические нужды войск на обширных фронтах.

Важности капитала как фактора производства

«Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл)

1) Капиталоемкий рынок обычно сопровождается высоким уровнем входного барьера. Существенные инвестиции в капитал отстраняют «мелких» игроков. Обычно такие рынки находятся в положении олигополии, что позволяет производителям контролировать рынок сообща для общих выгод (например, производители машин в России).

2) Некоторые сферы экономики имеют законодательный барьер, предусматривающий наличие большого капитала у предпринимателя. Например, для создания банка необходимо внести несколько десятков миллионов рублей.

Социальной роли и функций предпринимателя

«Предприниматели – современный эквивалент великих первооткрывателей прошлого» (Даг Холл)

1) Предприниматель создает рабочие места – британский предприниматель создал корпорацию Virgin, где работает свыше 50 тысяч сотрудников.

2) Предприниматели платят налоги для обеспечения публичных функций государства (Сеть супермаркетов «Магнит» уплатила в бюджет страны около 40 миллиардов рублей).

Роли и функций денег в экономике

«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

1) Деньги используются как средство накопления средств ( Известный британский бизнесмен Ричард Бренсон построил империю с первоначальным накопленным капиталом всего в 4 фунта)

2) Национальные деньги (валюта) влияют на экономическую стабильность внутри страны. Денежная реформа Канкрина первой половины XIX века смогла защитить Российскую Империю от существенного дефицита бюджета.

Создания монополий

«Монополия — это бизнес в конце своего пути» (Г. Ллойд)

1) Монополия ухудшает уровень конкуренции, усложняет выход на рынок других игроков. Например, в 2006 году ведущие французские косметические компании были оштрафованы на 50 миллионов евро за то, что они специально понизили цены, чтобы более мелкие конкуренты ушли с рынка.

2) Монополисты нередко специально завышают цены, пользуясь своей исключительностью. В 2014 году Федеральная Антимонопольная Служба зарегистрировала следующее преступление: энергетическая компания, обладающая монополией на подключение граждан к электроэнергии, завысила цену подключения к сетям в тысячу раз.

Государственных монополий и их роли

«Естественные монополии – хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока»(В.С. Черномырдин)

1) Государственные монополии зачастую создаются из-за чрезвычайно опасности производства (например, монополия на изготовление ядерных элементов и боеголовок)

Роли конкуренции

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния конкуренция» (Л. Эрхард).

1) Английский экономист Адам Смит, подчеркивая важность конкуренции, считал, что «Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок к эффективной точке равновесия».

2) Нередко государство специально выстраивает рынок, ограничивая конкуренцию. Примером такой ситуации может стать становление корейского автопроизводителя «хёндэ», начавшего выпуск машин на закрытом южнокорейском рынке. Только после повышения качества производимых машин государство допустило импорт(ввоз) автомобилей в страну. Таким образом, иногда конкуренция подлежит ограничению.

Политология

Роли государства в управлении обществом

«Царь, который наполняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента» (Ас-Самарканди)

1) Государство играет важнейшую роль в стабильности экономической системы. Центральный Банк России осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность банков, поддерживая устойчивость финансового благополучия всего общества

2) Государственные органы также укрепляют международный авторитет представляемой страны. Например, Президент РФ является официальным представителем страны на переговорах, подписывает международные договоры и руководит деятельностью посольств и консульств

Роли партий в политической системе

«Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти» (Троцкий)

1) От того, какая партия является доминирующей наданным момент, зависит курс развития всей страны. Реализация программы Национал – социалистической партии Германии привела к потере независимости и длительному экономическому спаду. Именно деятельность данной партии была признана международным сообществом главной причиной Второй Мировой войны.

2) В то же время длительное влияние только одной партии на государство может привести к застойным явлениям и неспособности принимать вызов завтрашнего дня. К сожалению, данная участь не обошла стороной и СССР. Недальновидность правящей партии называется в качестве одной из причин разрушения СССР.

Недостатков и преимуществ демократического режима

«Демократия – это такое устройство, которое гарантирует, что нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем» (Бернард Шоу)

1) Демократия может стать настоящим спасением для страны с несколькими развитыми политическими группировками. При другом политическом режиме государство рискует испытать участь постоянных революций. Чтобы не допустить дисбаланса, создается специальная арена для достижения компромисса – Парламент, места в котором занимают, как правило, несколько конкурирующих партий. Например, политический курс США определяют две партии – республиканцы и демократы. При этом ценности, защищаемые каждой из партий, нередко противоположны по сути.

2) Демократия не всегда является идеальным политическим режимом. В чрезвычайных ситуациях как никогда важна сильная власть государства. Молниеносный переход России к рыночной экономике, совершенный в начале 90-х годов двадцатого века, сопровождался ростом криминальных группировок и снижением уровня жизни, потому что отечественные правоохранительные органы практически не выполняли своих функций.

Задач и сущности государственной независимости (суверенитета)

«Декларации о независимости еще никого не сделали истинно независимым» (Джордж Сантаяна)

1) Независимость государства довольно часто достигается путем кровопролитных столкновений – это доказывает затяжная борьба за независимость США 18 века.

2) Независимость государства играет одну из главных ролей в экономической жизни страны. Государство не может привлечь зарубежные инвестиции, если инвесторы не уверены в статусе страны. С такой проблемой столкнулась колония Франции Новая Каледония. Остров регулярно проводит референдумы (голосования населения) по вопросу предоставления независимости. Это отрицательно сказывается на стабильности финансовой системы.

Взаимосвязи государства и политически активного населения

1) Примером ненадлежащего уровня построения отношений между государством и политически активными согражданами являются события во Франции конца 19 века. Разногласия между интересами монарха и привилегированных сословий в конечном счете привели к многочисленным жертвам.

2) Политически активное население должно иметь рычаги управления делами государства. Граждане, обладающие активной политической позицией, могут обрести политические полномочия путем избрания в политическую партию. Граждане России, разделяющие коммунистические ценности, могут стать членом КПРФ и благодаря итогам голосования стать депутатами Государственной Думы

Способов влияния на принятие государственно важных решений обществом (выборы, митинги и т.д.)

«Нация, которая не может управлять собою, но отдает себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им не добровольно, а против своей воли» (Мильтон Джон)

1) Великая французская революция (1789-1799) явилась отправной точкой для формирования комплекса политических прав и свобод и широкого появления республиканских форм правления.

2) Знаменитый референдум о доверии Президентской власти 25 апреля 1993 года, подтвердивший легитимность (поддержку народа) полномочий Президента стал началом комплекса фундаментальных реформ.

Основных признаков государства

«Изначально государство возникло, дабы собирать дань с подданных, которых оно было вынуждено защищать с единственной целью: чтобы не потерять этот источник дохода. Со временем дань переименовали в налог, но отношение государства к населению не изменилось» А. Циткин (интернет- автор)

1) Государство в реалиях XXI века практически не способно прожить без рычагов контроля над экономикой. Данную функцию в том числе выполняет Центральный Банк. Он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность банков, поддерживая устойчивость финансового благополучия всего общества.

2) Государство также невозможно представить без поддержания связей с мировым сообществом. Например, Президент РФ является официальным представителем страны на переговорах, подписывает международные договоры и руководит деятельностью посольств и консульств

Особенностей тоталитарного политического режима

«Тоталитарное государство устанавливает не подлежащие изменению догмы и меняет их со дня на день» (Джордж Оруэлл)

1) Конституция СССР 1977 года провозгласила обширный комплекс прав и свобод, но государство не обеспечило их реализацию. Например, была упомянута свобода слова, но критика власти так и осталась невозможной в обширных СМИ.

2) Тоталитарный режим нередко пропагандирует многопартийную политическую систему, однако на самом деле не допускает серьезного развития иных политических сил, кроме господствующей. Например, китайская партийная система состоит из нескольких политических сил, но фактически государством управляет Коммунистическая Партия Китая.

Особенностей авторитарного политического режима

«Разница между авторитаризмом и тоталитаризмом: авторитарный режим лишает тебя права говорить, тоталитарный же идёт на шаг дальше – он лишает тебя права молчать» (С. Жижек)

1) Авторитарные политические режимы имеют одну специфичную черту – зависимость от личности правителя. По мнению ученого М. Олсона, это идет на пользу государству –авторитаризм зачастую сопровождается небольшим по размеру аппаратом управленцев, что снижает уровень коррупции.

2) В то же время у авторитаризма немало недостатков. К примеру, это нестабильность жизни страны после ухода из жизни идейного лидера. После ухода в отставку Аугусто Пиночета чилийские города пережили массовые кровопролитные столкновения.

Преимуществ и недостатков монархии и республики

«Монархия — лучший из худших видов правления» (Вольтер)

1) Авторитаризм и монархия имеют одну общую черту – курс развития страны увязан с личностью верховного правителя. В связи с этим, смена монарха зачастую сопровождается кровопролитными событиями. Междоусобица после смерти князя Владимира в первой половине 11 века (1015) привела к убийствам и столкновениям.

2) Наряду с недостатками монархия имеет ряд преимуществ – данная форма правления позволяет проводить долгосрочные реформы без опасения возникновения реакционных (направленных на восстановление старого) политических сил.

Понятия политического многообразия мнений (политического плюрализма)

«Каждый имеет право на собственное мнение, при условии, что оно совпадает с нашим» (Генри Шоу)

1) Политический плюрализм закреплен в России на законодательном уровне – в статье 13 Конституции РФ.

2) Отсутствие разрешения множественности мнений зачастую приводит к произволу одной из политических сил. Правление И. В. Сталина, не допускающего на политическую арену представителей с другими точками зрения (например, Троцкого), обернулось массовыми репрессиями и казнями, многочисленными нарушениями прав и свобод граждан.

Существования обязательной идеологии как фактора развития общества

1) Обязательная идеология может являться стержнем стабильности государства, пронизывающим все сферы общественной жизни. Коммунистическая идеология СССР поддерживалась каналами пропаганды, правовыми нормами и аппаратом принуждения. Создавались всеобщая атмосфера равенства, которая стала базисом курса развития СССР.

2) Российская Федерация отказалась от наличия обязательной идеологии ввиду демократического строя. Данный отказ закреплен на Конституционном уровне в одной из статей.

Народных восстаний: причин и способов их подавления

«Восстание есть искусство, точно так же, как и война, как и другие виды искусства» (Ф. Энгельс)

1) Забастовка рабочих в Новочеркасске в 1962 году «прославилась» на весь мир как одно из самых жестко подавленных восстаний двадцатого века. Международный авторитет государства, направляющего военные силы против безоружного населения, получил значительный ущерб после рассекречивания данных.

2) Соляной бунт середины XVII века, вызванный ужесточением налогового бремени, был подавлен более хитрым способом. Сначала некоторые бунтующие (стрельцы) были успокоены повышением жалования, но потом лидеры восстания были выявлены и казнены.

Поддержки демократии населением

«Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество» (И. Ильин)

1) Для поддержания демократических ценностей население обязательно должно быт вовлечено в политический процесс. Если общество потеряет нить либеральных преобразований, то демократический курс сменится авторитарным. Данная тенденция наблюдалась во времена Гражданской Войны в Испании 1936- 1939 гг.

2) Еще опаснее выглядит изначально «мнимая» демократия – то есть способ управления, при котором существуют формальные ценности, лишенные реальной защиты. Примером такого режима может быть правление династии Сомоса в Никарагуа.

Гражданского общества и его основных признаков

«Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом» (Т. Гоббс)

1) Исследователь Джон Локк считал, что гражданское общество взаимодействует с помощью заключение договора. Данное соглашение, по мнению исследователя, может быть разорвано обществом в любой момент.

2) Другой теоретик Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Он считал, что «только в нем возможно наибольшее развитие природных задатков».

Правоведение

Важности соблюдения правовых норм в обществе

«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).

1) Подчинение закону может открыть доступ к дополнительным возможностям (необходимо выполнить законное требование и получить высшее юридическое образование, чтобы работать адвокатом)

2) Общая подчиненность общества правовым нормам делает осуществимым совместную деятельность (заключение международного договора между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2010 году стало отправной точкой для построения свободного рынка на территории данных стран)

Соотношения права и государства

«Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права — всенародному правопорядку» (И. Ильин).

1) Теория общественного договора указывает на первоначальное появление права (договора между населением и выделенной группой «князей»), которое предопределило создание государства. Таким образом, государство с первого момента своей жизни было подчинено правовым нормам.

2) Нередко государство с тоталитарным политическим режимом ограничивает основные права и свободы человека. Например, право на личную неприкосновенность и свобода слова были ограничены в период многочисленных политических репрессий СССР.

Правового государства и его основных признаков

«Законы это государи над государями» (Людовик XII)

1) Россия – это правовое государство, это положение закреплено в статье 1 Конституции России

2) Великая французская революция конца XVIII века – это результат борьбы просвещенных слоев за предоставление политических прав и свобод обернулась свержением абсолютной монархии

Прав и свобод личности

«Право — это не то, что кто-то дает вам; право — это то, чего никто не может у вас отнять» (Р. Кларк)

Французский философ и просветитель Жак Маритен был одним из разработчиков концепции естественных прав – то есть таких прав, которые предоставлены человеку от рождения, а не дарованы государством (например, право на жизнь). Следовательно, по мнению сторонников такой теории, государство не может отнять или ограничить данные права и свободы. Права и свободы человека нуждаются в постоянной защите. При этом государство создает специальные органы, которые проверяют соблюдение прав. Например, деятельность Прокуратуры России в качестве основной цели имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Справедливого правосудия

«Правосудие следует рассматривать как воздание каждому своего» (Цицерон)

1) Нормы, которыми судья руководствуется при вынесении приговора лицу, совершившему преступление, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе. Одно из его положений обязывает судью воздержаться от рассмотрения дела, если он связан семейным родством с подсудимым. Это называется самоотводом

2) Право на судебную защиту прав и свобод закреплено в Конституции и затем детально отражено в процессуальных кодексах (гражданском, арбитражном и уголовном).

3) Несправедливое поведение государства может привести к массовым акциям протеста. Например, Соляной бунт 1648 года, вызванный массовой коррупцией и самоуправством сопровождался массовым кровопролитием

Важности конституционных норм в правовой системе государства

«Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» (Станислав Ежи Лец)

1) Конституция обладает высшей силой и была принята на всенародном голосовании – референдуме. Даже положения международного договора не могут противоречить ее нормам.

2) Конституционные нормы обладают специальным механизмом изменения. Самые важные нормы (главы 1,2,9) могут быть исправлены только путем принятия новой Конституции

Борьбы с правовым нигилизмом

«Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя» (Достоевский Ф. М.)

1) Опыт китайских полицейских показывает, что суровые наказания способны снизить уровень незаконного поведения и внедрить законопослушность. Публичная казнь за взятку размером больше миллиона юаней снизила уровень коррупции в Китае.

2) Уголовным кодексом России в качестве основания, отягчающего ответственность, установлен рецидив – совершение умышленного преступления лицом, которое уже привлекалось к данной ответственности. Таким образом, законодатель ужесточает наказания для лиц, которые несмотря на последствия не соблюдают правовых норм

Правовой системы в условиях демократии и рыночной экономики

«Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов» (Франсуа де Ларошфуко)

1) Необходимо создание органа, защищающего конкуренцию от ценовых сговоров и создания монополий. Примером такого органа в России является ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба)

2) Необходимо установить ответственность для лиц, наносящих ущерб процессу обновления власти – выборам. Российское законодательство содержит данные запреты в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе (вплоть до лишения свободы).

Понятия свободы личности и законных ограничений

«Право одного человека размахивать кулаком кончается там, где начинается нос другого человека» Олливер Холмс

1) Цицерон считал, что «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными». Таким образом, необходимо установить адекватные ограничения и следовать им для всеобщего блага.

2) Свобода передвижения, провозглашенная в Конституции, имеет свои ограничения. Например, запрещен доступ в воинские части и другие секретные объекты. Отсутствие данного запрета снизило бы уровень общественной безопасности.

Взаимосвязи понятий права и морали

«В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания» (Гегель Г.Ф.)

1) Сухой закон, введенный в 80-е годы, несмотря на повышение уровня рождаемости привел к повышению уровня отравления от алкоголя, полученного «кустарным» (то есть домашним) способом. Таким образом, норма закона не была обеспечена общественной поддержкой, и строгие санкции не смогли уберечь данное правило от частых нарушений.

2) Запрет умышленного причинения смерти другому человеку (убийство), который содержится в Уголовном кодексе, поддерживается основной нормой морали, запрещающей причинять вред другому лицу. Благодаря этой взаимосвязи данный запрет нарушается реже чем экономические нарушения.

Важности качества законов

«Плохие законы — худший вид тирании» (Э. Бёрк)

1) Такое качество закона как своевременность очень важно для существования государства. К примеру, нежелание принимать законы, расширяющие политические права граждан, вылилось в масштабную революцию во Франции конца 18 века (Великая французская революция).

2) Запрещение мелкого предпринимательства в СССР привело к массовому наказанию, возможно, самых инициативных граждан. Конец 80-х годов сопровождался массовым распространением западных товаров, и некоторые граждане (чаще всего, молодежь) занималось их распространением. Несмотря на то, что фактически их деятельность развивала экономику (так как данные граждане восполняли существующий товарный дефицит), государство лишало данных людей свободы.

СОЦИОЛОГИЯ

Конфликтных ситуаций внутри социальной группы

«Общество ‐ свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

1) Создание ООН в 1945 году способствовало принятию новых международных договоров, способствующих мирному разрешению конфликтов. Совет Безопасности ООН предотвратил множество нарастающих конфликтов внутри мирового сообщества на Ближнем Востоке

2) Нередко гражданский конфликт приводил к многочисленным жертвам. Забастовка в Новочеркасске 1962 года привела к десяткам погибшим, хотя ситуация не была критической и не требовала явного вмешательства вооруженных сил СССР.

Конфликтных ситуаций между социальными группами

«Основные конфликты в обществе разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и другим меньшинством, идущим к власти» (Николо Макиавелли)

1) Берем аргумент с забастовкой в Новочеркасске 1962 года и разворачиваем его в сфере противоборства двух социальных групп – чиновников и рабочих (делаем упор на отсутствии согласия между данными группами).

Внутриличностных конфликтов (взаимосвязи социальных ролей)

«Внутриличностный конфликт – неизбежная часть структуры личности» (А. Н. Леонтьев)

1) Нередко внутриличностный конфликт приводит к печальным последствиям для общества. Нравственные переживания Родиона Раскольникова, описанные Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание», привели к совершению тяжкого преступления – убийству.

Конфликта поколений

«Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей» (В. О. Ключевский)

1) А. С. Грибоедов «Горе от ума», Фамусов не понимает желания и мировоззрение своей дочери, что становится почвой для серьезных конфликтов;

2) Поколение, выросшее в СССР, и люди, воспитанные «переходными» девяностыми годами нередко конфликтую между собой. Например, «советские» граждане по привычке принимают предпринимателя за преступника, в то время как для следующего поколения предпринимательство – это один из законных способов заработка.

3) И. С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров, явно критикуя представителей старшего поколения, не понимает, что именно родителям он действительно дорог как человек.

Лидерства в социальной группе

«Лидерство начинается с личных качеств лидера» (Хесселбайн Ф.)

1) Мир знает немало примеров действий лидера, которые приводили к успеху ведомой им социальной группы. К примеру, действия Петра I (победа в Северной войне) подняли авторитет нашей Родины и послужили примером удачного строительства империи.

2) В то же время нередко действия лидера приводят к негативным последствиям для подвластных ему индивидов. Знаменитые бои под Ржевом 1942-1943 годов привели к гибели нескольких сотен тысяч советских солдат. В результате недавних исследований было установлено, что весомой доли жертв можно было избежать, проведя стандартную разведывательную операцию.

Формирования социальных групп

«Естественным состоянием людей до объединения в общество была вой на, и не просто война, а война всех против всех» (Т. Гоббс)

1) На формирование социальных групп воздействует множество внешних и внутренних факторов. Одним из главных является общность целей. Декабристские движения первой половины XIX-го века были объявлены вне закона и все члены декабристских обществ знали об угрозе возможной казни. Несмотря на это, деятельность декабристов продолжалась вплоть до конца двадцатых годов XIX века.

2) В то же время объединение индивидов в социальную группу нередко происходит по воле государства. Например, члены Правительства России являются членами данной группы на основании приказа Президента.

Социализации, необходимости общественного влияния в жизни человека

«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон)

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

1) Важность процесса социализации подтверждается неутешительными результатами наблюдений за людьми, воспитывавшимися вдали от общества. В науке такие люди получили название «Дети Маугли». Данные индивиды сильно отстают в развитии и практически не могут обучаться в дальнейшем.

2) Общество влияет на развитие и жизнедеятельность человека всю жизнь. Недаром, в науке бытует мнение, что процесс социализации не заканчивается. Косвенным подтверждением этого может явиться описание переживаний Робинзона Крузо в одноименном романе Даниэля Дефо. Моряк, очутившись вдали от людей, неудержимо жаждал общения, имитировал его с помощью попугаев, постоянно читал чудом спасшиеся священные тексты. Обретя друга- индейца, моряк был несказанно рад

Мотивации членов социальной группы

«Я не верю в принципы, но я верю в заинтересованность» (Джеймс Рассел Лоуэлл)

1) Ощущение острой потребности или интереса в чем-либо рождает сильное желание развиваться в данной сфере. Император Петр I в детстве полюбил плавание в английском ботике и это событие из детства коренным образом повлияло на тягу Петра к развитию венного мореплавания

2) Персонаж пьесы М. Горького «На дне» Лука обладает огромной верой в людей и именно эта вера, по мнению автора, дает ему жизненные силы.

Роли агентов социализации

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (Адольф Дистервег)

1) В повести Е. Гришковец «Начальник» руководитель фотокружка не только учит детей азам фотографирования, но и вдохновляет их, постоянно поддерживает их веру в себя. Именно эта забота стала толчком к их карьере и помогла им стать профессионалами.

2) Повесть Быкова «Обелиск» содержит описание учителя Мороза, погибшего вместе с частью своих учеников. Учитель был героем в глазах учеников, потому что совершил подвиг – самопожертвование. Таким образом, школа научила детей видеть истинное добро.

Взаимодействия науки и общества

«Наука – не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей» (Д. Бернал)

1) Позитивные изменения в жизни общества зачастую связаны с изобретениями ученых. Изобретение солнечных батарей (Пирсон, Фуллер, Чапин – США) позволило решить проблему обеспечения энергией для искусственных спутников и космических станций, что привело космическую отрасль к продолжительному устойчивому развитию.

2) Иногда научные изобретения, не прошедшие должную проверку, приводят к негативным последствиям для общества. Недоработка защитного механизма в атомном реакторе Чернобыльской АЭС привела к многочисленным жертвам и заражению тысяч людей.

Особой роли молодежи как социальной группы

«Почти всё великое сделано молодыми» (Б. Дизраэли)

1) Молодые ученые всегда славились безудержной тягой к новым открытиям. Известный физик Лев Ландау в 19 лет закончил университет, а в 26 лет стал доктором наук без защиты диссертации.

2) Молодежные социальные группы были заметны на политическом горизонте Российской Империи. Движение декабристов, состоящее преимущественно из молодых студентов, повлияло на дальнейший политический курс Империи, а один из активистов движения Александр Муравьев впоследствии участвовал в осуществлении отмены крепостного права.

Философия

Добро и зло

«Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни» (Альберт Швейцер)

«Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев)

Антисоциальные поступки диктаторов (А. Гитлера) приводили к ухудшению уровня жизни населения групп стран, выливались во всеобщий хаос и страдания миллионов людей. Просоциальные (на пользу обществу) реформы, наоборот, устраняли противоречия между социальными группами, повышали нацеленность на сотрудничество и мотивировали государства на поиск компромисса как пути решения значимых проблем. Примером таких реформ может послужить отмена кастовой структуры в Индии (1950), создание международных организаций (ООН).

Философия Огюста Конта «Альтруизм» – жизнь во благо других.

Истинные ценности

«Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А Энштейн)

1) Ценности неразрывно связаны с тем, как их оценивает индивид. К примеру, представители аскетизм(например, старец Капитон) не признают вещественные ценности в качестве главных. Сторонники утилитаризма (И.Бентам) занимают несколько иную позицию, и стремятся извлекать пользу из всех предметов внешнего мира. Это дополнительный аргумент, подчеркивающий истинность ценностей для определенной социальной группы «Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А Энштейн)

2) К сожалению, не все ценности возникают в связи с действительной потребностью в каком-либо благе. Существуют «мнимые», «навязанные» ценности. Чаще всего их навязывает современные медиа с помощью рекламы. Это потребность в постоянном потреблении. Например, индивид может не нуждаться в супербыстрой машине, которая развивает скорость, намного выше разрешенной. Однако реклама может инициировать по сути ненужную для деятельности покупку. Такие «мнимые» ценности были описаны в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Активная жизненная позиция

«Назначение человека в разумной деятельности» (Аристотель)

1) Удовлетворение всего спектра потребностей человека (от биологических до духовных) невозможно без активной деятельности индивида. Например, для написания повести человек должен продумать сюжет произведения, написать основную часть и кропотливо ее довести до совершенства. Например, Некрасов работал над некоторыми стихотворениями несколько лет.

2) Отсутствие трудовой активности может стать причиной «болезни цивилизации» – гиподинамии. Данный диагноз опасен для сердца и сосудов индивида, так как без физической и умственной активности у человека меняется состав крови и сердце работает намного хуже Исследованием гиподинамии занимался российский ученый Ужегов.

3) Важна не только физическая, но и умственная активность. Учеными доказан тот факт, что при Инте нсивной мозговой активности организм теряет количество калорий, сопоставимое с физической тренировкой. Следует добавить, что человеку как биосоциальному существу не достаточно удовлетворять только физиологические потребности. А для потребностей, занявших место на вершине пирамиды А. Маслоу, нужна также и работа высших центров головного мозга.

Выбор, который приходится делать человеку

«Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным» (В.О. Ключевский)

1) Проблема выбора стоит перед человеком практически ежесекундно. При этом выбор может оказаться роковым (определяющим ход событий) для большой социальной группы. Например, это выбор стратегии наступления армии. Или же данный выбор может быть незаметным для общества, внутриличностным (признаться в любви либо сообщить о готовящемся преступлении). Таким образом, человек, осуществляя деятельность, непрерывно сопоставляет несколько вариантов событий, выбирая самый выгодный. Данную теорию разрабатывал Д. Цебелис.

2) В то же время личность при избрании того или иного варианта поведения не всегда руководствуется понятием выгодности. К примеру, ваш друг может не совершать выгодную сделку, если она может навредить вам. Еще одним примером могут послужить солдаты, продолжающие безнадежный бой при полученном предложении сдаться в плен. Данные ситуации заставляют нас задуматься о важности выбора человека, о важнейшем критерии выбора – нравственности. Лишь чувствуя ответственность за свое поведение, индивид способен предпочесть просоциальный (полезный обществу) вариант поведения. О нравственном выборе писал Лоуренс Колберг.

Человеческая память

«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать» (Б. Рассел)

1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.

2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.

Место человека в мире

1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению. Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия (ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности. Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис

Сила человеческого духа

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев)

1) Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.

2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам. Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной России золотую медаль на чемпионате мира.

Смысл жизни

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)

1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни. Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты (исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.

2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии (пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.

Определение жизненных приоритетов

«Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер)

1) По словам французского писателя Д.Дидро, лучше «изнашиваться, чем ржаветь». Это высказывание прекрасно дополняет мысль Фейхтвангера. Раскрывая задатки, совершенствуя себя, человек становится личностью

2) Пирамида А. Маслоу в качестве самых сложных потребностей признает потребность в самореализации и саморазвитии. Без крепких жизненных приоритетов индивид не сможет удовлетворить данные потребности, и вся его деятельность будет направлена на удовлетворение физиологических и, отчасти, социальных потребностей.

Взаимоотношение человека и мира

«Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У. Теккерей)

1) Большинство поступков личности имеют непосредственное воздействие на общество. Если данный поступок направлен на улучшение уровня жизни общества (помощь нуждающимся, озеленение района), то социум поощрит поведение данной личности с помощью позитивных санкций. В то же время антисоциальные поступки (убийство, грабеж) вызовут негодование в обществе, и индивид будет наказан на основании санкций, указанных в Уголовном кодексе России.

2) Деятельность индивида находится в постоянной кооперации с природой. Неразумное, разрушительное воздействие (интенсивная вырубка лесов в долине Амазонки была признана ООН экологической катастрофой) приведет к глобальным экологическим проблемам, а созидательные действия будут способствовать «диалогу» между обществом и природой и повысят качество жизни человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *