архангельское музей усадьба история усадьбы кратко
Архангельское музей усадьба история усадьбы кратко
Продажа билетов временно недоступна.
Просим извинить за доставленные неудобства.
История музея
Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым.
Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание последней владелицы усадьбы княгини З.Н. Юсуповой сыграло важную роль в сохранении коллекций. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета г. Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 г. вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 г. музей в усадьбе был открыт для посетителей. Первой его заведующей была назначена Вера Авенировна Фревиль (с 1919 по 1927 гг.).
Главной задачей сотрудников «Архангельского» стало сохранение художественных коллекций. К 1929 г. удалось воссоздать облик парадных залов дворца, максимально приблизив их ко времени расцвета усадьбы. Был восстановлен зал Тьеполо и частично реконструирована обстановка Парадной спальни.
Благодаря усилиям директора музея Алексея Александровича Найдышева (с 1927 по 1936 гг.) в Архангельское были возвращены многие уникальные произведения живописи юсупосвкого собрания, вывезенные ещё владельцами в Петербург.
В 1920-е годы на первый план в деятельности музея было выдвинуто изучение творчества крепостных: экспозицию дополнил раздел о живописной мастерской и фарфорово-фаянсовом заводе в Архангельском. Один из флигелей дворца служил «для нужд детской колонии», флигель лавровой оранжереи – для постановки спектаклей, в здании Храма-усыпальницы обосновался клуб арханельской ячейки РКСМ. В 1928 г. все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 г. Архангельское было передано Наркомату военно-морских дел. На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 г. по проекту архитектора полковника В.П. Апышкова начали стоить корпуса санатория. Не дожидаясь окончания их строительства (1937 г.), решено было как можно скорее принять отдыхающих. Для них в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены спальни: в усадьбе открылся дом отдыха РККА.
Архангельское не обошли своим вниманием известные люди советской страны: здесь бывали Л.Д. Троцкий, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, К.Е. Ворошилов, а с организацией на территории усадьбы военного санатория в 1934 г. – болгарский коммунист Георгий Димитров, известнейшая в свое время представительница международного революционного движения Клара Цеткин и другие деятели эпохи. Усадьбу посещали также крупнейшие мастера культуры – П. Корин, В. Мейерхольд, А. Щусев, В. Гиляровский, И. Стравинский, Л. Леонов и многие другие.
В 1934 г. храм Архангела Михаила закрыли, и его помещение стало использоваться как филиал музея. Настоятель храма с 1894 по 1933 годы протоиерей Николай Виноградов, бывший также законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы и преподавателем Закона Божьего в Гольеве, был арестован и позднее, 27 июня 1938 г., расстрелян на Бутовском полигоне. В январе 1989 г. он был реабилитирован и в числе 1154 новомучеников и исповедников Российских ХХ века причислен Русской Православной Церковью к лику святых. До 1964 г. здание использовалось для нужд санатория. Исследовательские и реставрационные работы 1964-65 гг. в основном вернули храму Архангела Михаила первоначальный облик, сохранив без изменения только южный придел как достройку более позднего времени. Вход в него также восстановили на период конца XVII в. В 1994 г. в храме возобновились службы. Ныне он находится в совместном пользовании музея и православной общины поселка Архангельское.
Проведенные в 1939 г. к западу от храма Архангела Михаила раскопки выявили на этой территории поселение, относящееся к Дьяковской культуре.
Несмотря на все перипетии истории музея, в Архангельском сохранились главные архтектурные сооружения, большая часть интерьеров дворца, основная часть парка. Более 60 лет (с 1934 по 1996 годы) музей функционировал под началом военного ведомства, получая методическую помощь от отдела музеев Наркомата просвещения, а позднее Министерства культуры РСФСР. Во время Великой Отечественной войны директор музея (с 1936 по 1954 гг.) Иван Михайлович Починовский приложил значительные усилия для эвакуации коллекций на Урал. Зимой 1943 г. они вернулись в усадьбу из Верхнего Невьянска. Сотрудники музея откапывали и устанавливали на свои места парковую скульптуру, к концу 1945 г. частично восстановили экспозицию первого этажа дворца, и первые посетители смогли войти в его залы.
Десять послевоенных лет – время больших реставрационных работ в Архангельском. С каждым годом росла посещаемость музея: в 1960 году в усадьбе побывало боле 130 тысяч человек. В это время коллектив возглавлял Виктор Владимирович Познанский (с 1954 по 1966 гг.). В конце 1960-х гг. состоялось открытие экспозиций и выставок в Колоннаде и храме Ахангела Михаила, завершилась реставрация театра, 150-летие которого в 1968 г. было отмечено концертным исполнением оперы Е. Фомина «Орфей».
Под руководством директора музея Валерия Леонидовича Рапопорта (с 1967 по 1983 гг.) сложился творческий коллектив научных сотрудников, систематизировались и изучались коллекции, создавались выставки, проводились научные конференции. К началу 1970-х гг. поток экскурсантов превысил 400 тысяч человек в год. В 1980 г. музей «Архангельское» был включен в культурную программу летних Олимпийских игр в Москве: в Овальном зале дворца состоялись концерты Святослава Рихтера и Андрея Гаврилова, ставшие знаменательным событием в истории усадьбы.
С 1981 г. по проекту профессора В.А. Агальцовой в Архангельском начались работы по восстановлению исторического облика парка. Это был первый опыт в нашей стране по восстановлению исторических объектов садово-паркового искусства.
В ноябре 1985 г. музей-усадьба Архангельское был закрыт на реставрацию, завершение которой планировалось в 1995 г. В то время во главе коллектива стояла Светлана Ивановна Фильцева (с 1986 по 1996 гг.). Но из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы не завершены до сих пор. В январе 1997 г. музей был передан из подчинения Министерства обороны в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Коллектив во главе с Владимиром Владимировичем Длугачем (с 1997 по 2013 гг.) разработал новую Концепцию развития музея-усадьбы. В число особо ценных объектов, находящихся под охраной Всемирного фонда памятников, вошел Театр Гонзага. Для посетителей вновь открылся парк. Удалось возобновить и реставрационные работы во дворце, театре, храме-усыпальнице, Конторском флигеле, который на время реставрации стал местом размещения экспозиции музея. В здании Храма-усыпальницы экспонируются полотна знаменитых Дж.Б. Тьеполо и Ю. Робера, звучит классическая музыка. С мая по сентябрь Парадный двор Большого дома превращается в концертный зал.
Въ 1784 году заложен фундамент Двора Ея императорскаго величества действительнаго камергера князя Николая Алексеевича Голицына от рождения его в 33-е лето, господина нижеписанных вотчин:
Архангельскаго
Познянова
Никольскаго
Воронков
Богородицкаго…
и протчих сел и
деревень…
В 2009 г.исполнилось 225 лет со дня закладки дворца. Были и другие знаменательные даты: в 2008 г. – 190-летие создания театра в усадьбе и организации фарфорового завода, в 2010 г. – 200-летие со дня приобретения имения князем Н.Б. Юсуповым. Музей неуклонно движется к своему 100-летию, которое будет отмечаться в 2019 году.
Усадьба Архангельское — подмосковный Версаль
В Московской области близ Красногорска есть крайне интересное место, в котором удачно сочетаются красота окружающей природы и уникальная старинная атмосфера. Это музейная усадьба «Архангельское», представляющая собой дворцово-парковый ансамбль.
Стараниями бывших владельцев поместья здесь, в окружении замечательных парков с чудесными лужайками и ухоженными аллеями, появились красивые сооружения. В едином архитектурном ансамбле соединились строения XVIII-XIX веков, прекрасно гармонирующие друг с другом.
Усадьба Архангельское
Сайт музея: arhangelskoe.su Адрес: Московская область, городской округ Красногорск, пос. Архангельское. Часы работы парка: с 10.00 до 20.00 (в зимнее время до 19.00). Стоимость билета в парк: 150 руб., пенсионерам, студентам — 50 руб., детям до 18 лет — бесплатно.
В усадьбе «Архангельское» все сооружения, хотя и созданы в нескольких архитектурных стилях, имеют в целом классицистическую основу. Здания находятся в окружении сразу трех великолепных парков, оформленных в разных стилях. Первый – итальянский, отличающийся скульптурными группами и многочисленными террасами. Второй – французский, где располагаются великолепные галереи с ухоженными растениями. Третий – строгий английский, в котором его создатели постарались показать неповторимую красоту окружающей природы.
Примечательно, что, несмотря на прокатившиеся по этим местам несколько войн и разрушительные 90-е годы ХХ столетия, весь архитектурно-парковый комплекс, имеющий весьма солидный возраст, сохранился практически в первозданном виде. Усадьба Архангельское — единственная в Подмосковье, сохранившая все основные элементы планировки и застройки.
На месте снесенных в 1930-х годах Лавровой и Лимонной оранжерей были построены здания военного санатория «Архангельское» (архитектор — В. П. Апышков), благодаря такой замене план усадьбы не пострадал.
«Архангельское» разделено на две неравные части. Одна, меньшая, открыта для всех желающих. Другая находится под охраной, свободное посещение ее запрещено, а вход в эту зону платный.
История усадьбы Архангельское
Усадьба Архангельское впервые упомянута в документах XVI столетия в качестве имения Алексея Ивановича Уполоцкого, располагавшегося в селении Уполозы. Здесь была сооружена собственная деревянная церковь Архангела Михаила. Несколько позже деревянное строение снесли, и возвели каменное с тем же самым названием. Имя церкви «Архангельская» вскоре перекочевало в название деревни и боярского имения. Сама же земля перешла во владение князей Одоевских.
Спустя несколько десятилетий, в 1703 году, имение Архангельское приобрело семейство Голицыных. Строительство великолепного архитектурного ансамбля началось при князе Николае Алексеевиче Голицыне в 1784 году, который задумал создать в Архангельском парадную резиденцию. Им был заказан проект Большого дома у французского архитектора Ш. Герна, строили его московские архитекторы, был разбит парк.
Однако со временем этот дворянский род пришел в упадок, и поместье в 1810 году было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову — богатейшему государственному деятелю, коллекционеру и меценату. Юсуповы владели Архангельским до самого конца Российской империи. За чуть больше, чем сто лет Юсуповы успели возвести несколько знаковых строений, полностью завершив создание архитектурного ансамбля и наполнив его бесценными произведениями искусства: коллекциями живописи, скульптуры, произведениями декоративно-прикладного искусства, а также богатейшей библиотекой.
В усадьбу дважды приезжал Пушкин А.С. в честь которого был установлен памятник в 1903 году и создана Пушкинская аллея.
Полный расцвет усадьбы пришелся на конец XIX – начало ХХ вв. во время владения ее Зинаидой Николаевной Юсуповой — последней владелицей «Архангельского» до революции. Чтобы род Юсуповых не прервался муж Зинаиды Николаевны граф Феликс Сумароков-Эльстон получил императорское разрешение на княжеский титул и фамилию Юсуповых.
Казалось бы, сразу после революции 1917 года усадьба «Архангельское» должна погибнуть от рук многочисленных мародеров, к счастью, этого не произошло. Власти молодой советской республики взяли имение «Архангельское» под охрану и открыли там в 1918 году исторический музей, куда начали свозить уникальные творения изобразительного искусства. Была восстановлена библиотека, книжный фонд которой составил тысячи поистине бесценных фолиантов. Первые посетители пришли в музей в 1919 году. Начиная с 1937 года, часть усадебных земель была отдана под отделения военного санатория. Во время Великой Отечественной войны коллекции музея были эвакуированы на Урал.
Достопримечательности усадьбы Архангельское
Церковь Михаила Архангела
Самое старинное здание на территории усадьбы — храм в честь Михаила Архангела, именно он дал название и селу, и усадьбе. Дошедшая до наших дней церковь была построена в 1667 году на месте обветшавшей деревянной крепостным архитектором Павлом Потехиным. Средства на это дал новый владелец подмосковных угодий Одоевский. Церковь Михаила Архангела от других культовых заведений того периода отличалась необычным диагональным расположением приделов, а также оригинальными сводами на двух столпах.
Рядом с церковью находится могила младшей сестры Зинаиды Юсуповой — 22-летней княжны Татьяны, умершей в 1888 году. На могиле в 1899 году была установлена надгробная статуя «Ангел» работы Марка Матвеевича Антокольского. Позднее для лучшей сохранности она была перенесена в парковой павильон усадьбы «Чайный домик», а на могиле установлена копия.
Театр Гонзаги
В 1817 году император Александр I собирался отметить в Москве пятилетний юбилей победы над Наполеоном. К приезду в Москву императорского двора князь Николай Борисович Юсупов решил построить в Архангельском отдельное здание театра, разработку которого возложил на еще одного итальянца — театрального художника Пьетро ди Готтардо Гонзагу. Как архитектор, он спроектировал и перестроил здание Манежа в западной части парка под театр, а как живописец лично написал несколько комплектов декораций. Интересно, что четыре из них сохранились до наших дней: «Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Мраморная галерея».
По воспоминаниям очевидцев Александру I спектакль не понравился. Сам театр существует и сейчас, отметив в 2018 году свой 200-летний юбилей. Это один из немногих театров в мире, сохранившийся в первоначальном виде и единственный с декорациями Гонзаги.
Большой дворец
Центральной частью усадьбы стал дворцовый комплекс, в который входят Большой дом, Западный и Восточный флигели, соединенные с ним колоннадами и Парадный вход — въездная арка, которая соединяет флигели. В Западном флигеле находится Каретная галерея князей Юсуповых.
Овальный зал
Красивое симметрично оформленное строение, украшенное величественными колоннами и имеющее множество красивых залов, относится к стилю зрелого классицизма. Южной стороной оно обращено к парку.
Террасы и Большой партер
К южной части дворца примыкают Верхние террасы, украшенные мраморными скульптурами, в том числе гермами — в виде четрехгранных столбов завершенных головой или бюстом. Баллюстрада украшена мраморными вазами, скульптурами и львами. Львов в Архангельском очень много — 26 штук и все они разные, есть дружелюбные и веселые, есть грозные и хмурые.
К Нижней террасе ведет лестница, с которой в свою очередь можно спуститься по двухмаршевой лестнице в Большой партер.
Вид на Большой партер
Большой партер — это часть парка размером 240 на 70 метров. Представляет собой открытое пространство, обрамленное мраморными статуями и аллеями.
Малый дворец «Каприз»
Это сооружение поначалу было просто одноэтажным павильоном. Но в конце XVIII века к нему пристроили еще один этаж. При князьях Юсуповых здесь устроили картинную галерею, а вдоль дорожек перед «Капризом» установили большое количество скульптур, мраморных бюстов и ваз, созданных итальянским зодчим Антонио Кановой. В середине 1800-х годов все эти украшения были демонтированы и перенесены на верхнюю террасу.
Храм-памятник Екатерине II
Это сооружение, расположенное в западной части парковой зоны, создали в 1919 году архитектор Евграф Тюрин и скульптор Жан-Доминик Рашетта. Российская императрица представлена ими в виде величественной древнеримской богини правосудия Фемиды.
Кладовая над оврагом
Сегодня в этом здании организовываются всевозможные общественные мероприятия, а задумывалось оно как обычная кладовая. Сооружение возвели в конце XVIII столетия, а в 1816 году его реконструировали, добавив деревянную башню.
Беседка «Розовый фонтан»
Розовый фонтан появился в середине XIX столетия. Розовым его назвали из-за соответствующего цвета мрамора, использованного при его строительстве. Весь фонтан прикрыт причудливо оформленным куполом, покоящимся на четырех колоннах. В центре установлена скульптурная группа «Амур с лебедем», созданная во 2-й половине XVIII века неизвестным мастером.
Проклятие рода Юсуповых
Существует легенда, что над семьей Юсуповых довлел злой рок, известный как проклятие рода Юсуповых. А началась эта история еще во времена Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич в те годы активно укреплял границы своего государства, попутно расширяя их. Таким образом, под его юрисдикцию попали земли Ногайской Орды. Ее лидер, хан Юсуф-Мурза, устав от бесконечных войн, пошел на мировое соглашение с русским правителем, и как гарантию искренности своих намерений отослал в Москву двух своих сыновей.
Сейчас существует несколько версий, как на потомков уважаемого рода наложили проклятие. Было ли это после примирения с Московским царем, или после того, как наследники Юсуфа-Мурзы приняли православие, неизвестно. Но факт остается фактом: из всех родившихся у Юсуповых наследников мужского пола в каждом поколении выживал только один. Для остальных пределом жизни был возраст в 26 лет. Последним из погибших в России членов семьи стал Николай Юсупов, застреленный на дуэли в возрасте 25 лет.
Памятник «Скорбящий гений»
Второй сын Юсуповых Феликс, женатый на племяннице Николая II Ирине, прославился участием в убийстве Григория Распутина. Вместе со своей семьей он сумел эмигрировать за границу после революции и дожил до 80 лет. Феликс был последним князем в роду Юсуповых.
Храм-усыпальница Колоннада
Колоннада является одним из самых изящных архитектурных образцов усадьбы. Высокий цоколь здания создает впечатление его парения в воздухе. Просторные лестницы, большие сквозные колонны, поддерживающие фронтон, купол на массивном барабане вызывают восхищение. Архитектор — Роман Иванович Клейн, расписывал храм художник Игнатий Игнатьевич Нивинский.
Строение стоимостью в 320 тыс. рублей начали строить в 1909 году. Оно предназначалось, как церковь и склеп в первую очередь для сына Николая, а также для рода Юсуповых, но по своему назначению никогда не использовалось — помешали Первая мировая война, а потом и революция. Склеп должен был размещаться в нижнем ярусе здания, во втором ярусе, вход в который осуществлялся через портик, должна была быть часовня-усыпальница, а на верхнем ярусе — храм в честь святого Николая, который так и не был никогда освящен.
Когда началась чехарда революционных событий, Юсуповы навсегда уехали за границу. Храм-усыпальница новыми хозяевами была приспособлена под проведение культурных мероприятий. Сначала здесь экспонировались произведения искусства, а в настоящее время проходят концерты классической музыки.
Архангельское музей усадьба история усадьбы кратко
Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.
На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма.
Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов оно концентрирует в себе лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX вв.
В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 г. и принадлежало на две трети вотчиннику Уполоцкому, а на одну треть конюху Рязанцеву. Название, возможно, происходило не только от фамилии владельца, но и от оползней, которые случались с крутого берега Москвы-реки. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в., который при новых владельцах – боярах братьях Киреевских – периодически поновлялся.
В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха,– из польского плена. При Ф.И. Шереметеве вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.
С 1681г. Архангельское принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а в самом начале века Просвещения оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665-1737). Свое происхождение Голицыны вели от великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV в. Один из его сыновей, Наримонт, получил при крещении имя Глеб. Глеб Гедиминович и стал родоначальником нескольких княжеских фамилий, в том числе и Голицыных.. В XVII в. от Андрея Ивановича Голицына пошли четыре больших семейных ветви. Владевшие Архангельским Голицыны – это четвертая ветвь рода, произошедшая от Михаила Андреевича (1639-1687). Он был боярином и служил воеводой в крупных русских городах – Смоленске, Курске, Киеве. Его старшим сыном был князь Дмитрий Михайлович Голицын – с 1686 г. – комнатный стольник Петра I, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. он был отправлен в Италию для изучения навигации. Будучи посланником в Константинополе в 1700-1702 гг., он добился права для русских судов плавать в Черном море. Позже Дмитрий Михайлович занимал должность киевского воеводы, а с 1711 по 1718 гг. и губернатора. Его деятельность была отмечена Петром I, сделавшим князя сенатором и президентом Камер-коллегии, и Екатериной I, пожаловавшей ему чин действительного тайного советника и наградившей Голицына орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал.
Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 г. Усадьба, наряду с прочими владениями, была конфискована в казну. Но уже в 1742 г. имущество отца и старшего брата Сергея возвращено действительному тайному советнику, сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697-1768). Его сыну Николаю суждено было продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля.
В 1798 г. князь Н.А. Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. Чтобы поправить свои дела, князь частично продал свои вотчины в различных губерниях. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу
Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова (1750/51 – 1831). Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения – 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.
Род Юсуповых ведет свое происхождение от современника Иоанна Грозного ногайского хана Юсуфа. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием. Сын Димитрия князь Григорий Юсупов верой и правдой служил Петру I, получил звание маршала, был награжден орденом Св. Александра Невского. Его старший сын Борис получил образование во Франции – в гвардейском училище в Тулоне, являлся главным директором Ладожского канала, позднее стал действительным статским советником, камергером, президентом Коммерц-коллегии, сенатором. Как это было принято, его сына Николая с младенчества записали в гвардию. В 21 год он вышел в отставку и в 1772 г. отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился со многими выдающимися художниками, поэтами, философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом… В 1782 г. по поручению императрицы Екатерины II князь Н.Б. Юсупов, слывший «прекрасным рассказчиком и знатоком изящных искусств», сопровождал чету наследников российского престола Павла Петровича и Марию Федоровну во время их путешествия по Европе. По возвращении на родину в 1783 г. Николай Борисович Юсупов начал выполнять дипломатические поручения императрицы в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В 1784 г. он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа. Затем князь совершил поездку в Венецию, где ему пришлось бороться против политических интриг Англии и Австрии, направленных против Российского государства. После этих событий Екатерина II в 1788 году произвела князя Юсупова в тайные советники и назначила его сенатором. В 1789 г. в ведение князя Н.Б. Юсупова была передана Императорская шпалерная мастерская, с 1791г. по 1799 г. Николай Борисович Юсупов возглавлял дирекцию Императорских театров. К числу его заслуг на этом поприще относилась организация правильного внутреннего устройства театральных помещений (по его инициативе происходила нумерация театральных мест в зале), установление контроля над театральными сборами и издержками при постановке пьес. Одновременно с этой деятельностью он стал президентом Мануфактур-коллегии и членом Вольного Экономического Общества. С 1792 г. князь управлял также Императорскими стеклянным и фарфоровым заводами. С 1794 г. он стал почетным членом Российской Академии Художеств. В 1796 г., будучи директором Эрмитажа, князь по поручению царского двора заказывал картины, покупал скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, которое начал формировать еще в годы учебы за границей. В 1797 г. князь Н.Б. Юсупов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В его ведение были также переданы «спектакли и музыка при Дворе». Ко всем этим обязанностям в 1800 г. добавляется также и пост Министра Департамента Уделов. А в 1814 г. князю было поручено руководить Экспедицией Кремлевского строения и Оружейной палатой по восстановлению разрушенных войсками Наполеона зданий Московского Кремля. Из прожитых им восьмидесяти лет князь Николай Борисович Юсупов пятьдесят лет состоял на государственной службе. За «беспорочное служение Отечеству» он был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия – эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.
Земельные владения князя располагались в пятнадцати губерниях России. Кроме того, в приданое за супругой, Т.В. Потемкиной (урожд. Энгельгардт), он получил имения в пяти губерниях, да «благоприобретений» у него было в трех губерниях. Население этих имений к концу его жизни превышало 31 тыс. душ «мужеска пола» (только в Московской губернии 1400 душ).
К началу 1805 г. князь Н.Б. Юсупов отошел от государственных дел и решил обосноваться в Москве. Он занялся предпринимательством, увеличивая число своих текстильных мануфактур, географией и экономикой южных районов России и Малороссии. Но он хотел еще иметь и свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром.. 6 октября 1810 г. была составлена купчая на приобретение Архангельского. Основной принцип организации имения князьподытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».
Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом. Князь привез его из своего имения под Полтавой и отдал в обучение архитектуре немцу Кестнеру. До 1811г. его учителем был также архитектор М.М. Маслов. В.Я.Стрижакову вместе с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским, живописцами М. Полтевым, Е. Шебаниным, Ф. Сотниковыми И. Колесниковым пришлось делать ремонт в усадьбе после 1812 г.. Было перестроено несколько залов дворца, создан переход над колоннадами из Большого дома в библиотеку, а также сооружена в 1817 г. въездная арка Парадного двора. В ее оформлении нашли отражение мотивы, характерные для триумфальных сооружений в честь победы в войне над Наполеоном. В усадьбе работали известные московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников, Е. Тюрин, под руководством которого и при участии итальянских мастеров шло восстановление дворца после пожара, случившегося зимой 1820 г. В результате проведенных работ Большой дом приобрел иной, «ампирный», облик. В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма: небольшой южный придел Иоанна Крестителя разобрали, перенесли к востоку и достроили до размеров северного, а с западной стороны пристроили галерею. Позднее маслом по штукатурке были выполнены росписи.
В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент. Тогда же строилась и храмовая ограда с деревянными башенками по сторонам.
При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте. Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного скульптора М.И. Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы одной из самых ярких эпох в истории Российской империи. В июле 1831 г. старый князь Н.Б. Юсупов умер. Его сын – князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849)— стал обладателем огромного богатства – 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян, а вместе тем и долга в размере более двух миллионов рублей. Большинство унаследованных им имений были бездоходными, а Архангельское среди них как главная «увеселительная» резиденция покойного князя – наиболее «расходным». Превратить усадьбу в образцовую экономию стало теперь главной задачей князя и его управляющих. Пришлось сдать на откуп пруды для ловли рыбы. В 1832 г. Московскому университету был продан знаменитый Ботанический сад. В петербургский дворец на Мойке, приобретенный двумя годами ранее, из Архангельского начали вывозить лучшие произведения живописи и скульптуры. Большой дом постепенно пустел, но все-таки Борис Николаевич ценил собранное отцом, переживал, что не мог уделять должного внимания усадьбе.
С 1860 г. в окрестностях Архангельского начинает бывать император Александр II, купивший находящееся неподалеку имение Ильинское. Тогда же стали прокладывать дорогу в эту усадьбу от станции Химки Николаевской железной дороги, проходившую по юсуповским землям. Князь Н.Б. Юсупов-младший относился к императору восторженно и трепетно, приветствовал его реформаторскую деятельность. После трагической гибели Александра II князь пожертвовал большие средства на создание памятника императору, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. на территории усадьбы в его честь были возведены Триумфальные ворота (не сохранились до наших дней).
В 1903 г. хозяева имения увековечили память А.С. Пушкина, посетившего усадьбу дважды. В 1827 г. поэт вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А. Соболевским, отправился по приглашению Н.Б. Юсупова в Архангельское. Хозяин показал им свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». Вероятно, князь продемонстрировал гостям и свой дорожный «Альбом друзей», с которым он путешествовал по Европе в конце XVIII в. В нем, наряду с другими, содержались посвященные князю стихи П. Бомарше.
Спустя два года Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:
…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…
Они высечены на пьедестале памятника поэту, установленного в глубине новой, отныне Пушкинской, аллеи в восточной части регулярного сада.
В августе 1830 г. А.С. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А. Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». В июле 1831 г., когда князь умер, А.С. Пушкин в письме к своему другу П.А. Плетневу написал:
Ох уж эта холера! Мой Юсупов умер…
…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…
Дальнейший ход истории реализовал это желание владельцев.