архитекторы древней руси имена
Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом
Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.
Каменная древнерусская архитектура до 9 века
Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)
Руины Любшанской крепости. Автор: Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735
Местоположение Любшанской крепости на карте. Автор: Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088
Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Автор: Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654
Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:
С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.
Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.
Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.
Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Архитектурная математика древнерусских зодчих
Постройки древнерусских зодчих до сих пор восхищают продуманной соразмерностью, удивительной гармонией своих частей, строгой логикой архитектурного замысла.
Методы архитектурных расчётов XI—XIII веков нам почти неизвестны. Подходя к их раскрытию с нашей современной меркой, рассматривая древнюю архитектуру с точки зрения эвклидовой геометрии, мы можем открыть и математически обосновать заключенные в ней пропорциональные соотношения. Интересная и ценная работа в этом направлении проделана К. Н. Афанасьевым.
Однако у нас нет никакой уверенности в том, что и древнерусские зодчие шли в своих расчётах тем же путём, отправляясь от теоретически безукоризненных положений великого греческого геометра.
Наоборот, свидетельства средневековых математиков говорят о применении их современниками приближенных, практически удобных, но теоретически не обоснованных расчётов.
Так, например, знаменитый персидский математик Абуль-Вафа, современник древнейших русских церковных построек, переводчик Эвклида и Диофанта, писал в предисловии к сборнику составленных им геометрических задач: «В настоящей книге мы займемся разложением фигур. Вопрос этот необходим многим практикам и составляет предмет особенных их разысканий… Ввиду этого мы дадим основные (теоретические) начала, которые относятся к данным вопросам, так как все методы, применяемые рабочими, не основанные на каких либо началах, не заслуживают доверия и весьма ошибочны; между тем на основании таких методов они производят различные действия».
К сожалению, эти «методы, применяемые рабочими» в архитектуре и ремесле остались нам неизвестны.
Тайна расчётов и рецептов была характерна для всех средневековых мастеров; даже передавая наследие учителей и свой опыт ученикам, они старались зашифровать свои советы, скрывая, например, под именем «желтой ящерицы» золото. Вероятно, и математические расчеты, осужденные Абуль-Вафой, составляли также секрет зодчих.
В русской средневековой литературе есть несколько интересных записей, освещающих отдельные детали расчётно-строительного процесса. В общеизвестном рассказе Киево-Печерского Патерика о постройке в 1073 г. Успенской церкви обычно обращалось внимание лишь на то, как размеряли церковь златым поясом: «20 в ширину и 30 в длину, а 30 в высоту; стены с връхом 50».
Но следует отметить, что кроме этих ценных данных, в рассказе Патерика дано почти полное описание процесса подготовки строительной площадки: выбор сухого возвышенного места, где не ложится утренняя роса, выравнивание площадки («долины») для обозначения на ней рвов («якоже ръвом подобно»), изготовление деревянного эталона в меру златого пояса («…древо бяше существом»), разметка сначала ширины, а затем и длины здания в определенных мерах, рытье рвов, и, наконец, «водружение корения», т. е. закладка каменного фундамента.
Историки архитектуры никогда не обращали внимания на интереснейшие сведения о расчётной работе зодчего, содержащиеся в славянском «Сказании о Соломоне и Китоврасе», являющемся сказочной переработкой повествований о построении соломонова храма (XII века).
Царю Соломону для начертания плана задуманного им храма понадобился мудрый кентавр — Китоврас.
Изображение мудрого кентавра с пальцем у лба (жест размышления) на створке серебряного браслета XII—XIII вв. из так называемого Тверского клада 1906 года. Мудрый Китоврас изображен здесь в окружении трех стихий (воды, земли и воздуха) и представителей двух царств природы — животного (зверь) и растительного (плодоносящее древо) (рис. 1).
«Сказание о Соломоне и Китоврасе» сохранило нам древнерусское наименование архитектурного плана — «очертание»; Соломон говорит Китоврасу: «не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертанию святая святых».
Самым важным в этом эпизоде является то, что Китоврас, зная заранее, что он призван царём для изготовления плана будущего храма, явился к нему с деревянными мерилами, эталонами каких-то мер: «Он же (Китоврас) умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонися и поверже пруты пред царем молча…»
Здесь для нас особенно интересно то, что главными инструментами архитектора, необходимыми ему для создания «очертания», являются деревянные мерила (описанные во множественном числе) по 4 локтя в каждом. Обращение к древнерусской метрологии показывает полную достоверность сообщений «Сказания»: во-первых, в древней Руси применялось одновременно несколько видов саженей, а во-вторых, каждая сажень подразделялась именно на 4 локтя; такое деление просуществовало до XVI века.
Очевидно, волшебный архитектор Китоврас был наделен автором сказания реальными принадлежностями русского зодчего в виде изготовленных из дерева саженей, подразделенных на 4 локтя.
Эти два упоминания в литературе XII—XIII вв. о начальной стадии постройки зданий — в Патерике и в «Сказании о Соломоне и Китоврасе» — одинаково говорят о значении установленных мер, их портативных эталонов и самого процесса размеривания «очертания» храма на выровненной «долине».
Все это заставляет нас с особым вниманием отнестись к вопросу о древнерусских мерах длины и их применению в архитектуре; это поможет раскрыть методы работы древних архитекторов. Некоторых зодчих мы знаем по именам, сохраненным летописями.
Единственное изображение, которое предположительно связывают с русским архитектором Петром, известным по летописи, обнаружено в башне Антоньева монастыря в Новгороде.
В 1949 г. мною была сделана попытка пересмотра русской средневековой метрологии в целях использования мер длины при анализе архитектурных сооружений.
Основные выводы таковы:
1. В древней Руси с XI по XVII в. существовало семь видов саженей и локтей, бытовавших одновременно.
Наблюдения над русской метрологией показали, что очень мелких и дробных делений в древней Руси не применяли, а использовали многообразие мер, применяя, скажем, «локти» и «пяди» разных систем.
Древнерусские меры длины могут быть сведены в следующую таблицу:
2. Известен ряд случаев, когда одно и то же лицо производило измерение одного и того же объекта одновременно разными видами саженей.
Так, при ремонте Софийского собора в Новгороде в XVII веке измерения велись двумя видами саженей: «А внутри главы кругом где окна — 12 сажен (по 152 см), а от Спасова образа ото лбу до моста церковного — 15 сажен мерных (по 176 см)»,
При постройке засечной черты в 1638 г. «валили вал в ширину 25 сажен косых а простых — 40 сажен».
Анализ архитектурных памятников XI—XV вв. позволил утверждать, что древнерусские зодчие широко применяли одновременное пользование двумя или даже тремя видами саженей
3. Непонятное для нас одновременное пользование разными мерами длины объясняется заложенными в этих мерах при их создании строгими геометрическими соотношениями (рис. 3).
Геометрическая сопряженность древнерусских саженей особенно ясна в наименовании «прямой» и «косой» сажени. Оказалось, что прямая сажень есть сторона квадрата, а косая — его диагональ (216 = 152,7). Такое же соотношение существует между «мерной» и «великой» (косой) саженями: 249,4 = 176,4.
«Сажень без чети» оказалась искусственно созданной мерой, являвшейся диагональю половины квадрата, сторона которого равна мерной сажени.
4. Графическим выражением этих двух систем мер длины (одной, основанной на «простой» сажени, и другой, основанной на «мерной» сажени) являются хорошо известные по древним изображениям «вавилоны», представляющие собой систему вписанных квадратов. Наименование «вавилоны» взято из русских источников XVII века. (см. рис. 3).
Новые археологические находки загадочных чертежей — «вавилонов» — на Таманском городище (древней Тмутаракани) и Старо-Рязанском городище, относящиеся к IX—XII вв., позволяют значительно углубить анализ этих чертежей и установить их тесную связь с процессом архитектурного расчёта.
Б. А. Рыбаков. Архитектурная математика древнерусских зодчих
6 отечественных архитекторов, которыми мы гордимся
Современный архитектурно-художественный облик российских городов формировался веками. Со временем деревянные здания были вытеснены каменным строительством, а дореволюционные доходные дома преобразовались в комфортабельные апарт-отели и гостиницы. Трансформировалась мода на архитектурные стили и формы, менялись методы строительства и вектор госзаказа, в рамках которого работали зодчие. При этом архитектура всегда была отражением своего времени, жизненного уклада и идеологии общества.
Внешний вид городов формировался и под влиянием крупных исторических событий. Многие памятники архитектуры были уничтожены пожарами и войнами, какие-то изменились до неузнаваемости во время перестройки, третьи просто забросили или снесли. Все это время талантливые зодчие не только создавали новые творения, но и скрупулезно восстанавливали историческую застройку. Рассказываем о шести выдающихся отечественных архитекторах, работы которых украшают российские города.
Василий Баженов: «бумажный архитектор»
Баженов считается одним из основоположников русского классицизма и неоготики. За рубежом работы архитектора встречали с восторгом, а вот в России большинство проектов так и не было реализовано. За это его даже называли «бумажным архитектором». Среди немногочисленных работ Василия Баженова — дом Пашкова на Воздвиженке, проект реконструкции Кремля, Большой и Фигурный мосты в Царицыно, павильоны на Ходынском поле, дом Юшкова на Мясницкой улице, Михайловский замок в Петербурге. По поводу авторства некоторых сооружений до сих пор ведутся споры.
Впервые внимание на увлеченного юношу обратил известный русский зодчий Дмитрий Ухтомский. Он принял Баженова в свою архитектурную школу — на тот момент первую в стране. Позднее талантливого архитектора избрали членом Академии святого Луки в Риме, а также членом Болонской и Флорентийской академий. А вот Екатерина II невзлюбила зодчего за самолюбивый характер и связь с масонством. Она отстранила его от крупных государственных проектов. Возводимый Баженовым в течение десяти лет Царицынский ансамбль императрица приказала снести и перестроить.
Матвей Казаков: творец допожарной Москвы
Авторству этого выдающегося архитектора принадлежат Сенатский дворец, Московский университет на Моховой, Большой Царицынский дворец, Вознесенская церковь, Пречистенский дворец, Петровский путевой дворец и многие другие здания в исторической части столицы. По его проектам строились больницы, жилые особняки и большие доходные дома. В своих вкусовых предпочтениях Казаков тяготел к строгой симметрии и традициям «чистого» классицизма. Именно его работы во многом определили облик российской столицы до 1812 года.
Осип Бове: реконструктор столичных фасадов
Осип Бове, воспитанник Матвея Казакова, родился в Петербурге в семье итальянского художника. Войну он встретил в рядах ополчения, а после вместе с младшими братьями и другими архитекторами стал восстанавливать испепеленные центральные районы Москвы. Он создавал проекты жилых домов, торговых лавок, казенных и общественных зданий. По проекту Бове были снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан идущий вдоль стены ров. При его участии реконструирована Красная площадь, создан Александровский сад, Большой театр, Театральная площадь с гротом.
Получив должность главного архитектора по «фасаднической части», Бове обновил облик древней столицы и привел его к единому стилю. Не отказывался он и от частных заказов: строил богатые особняки для дворянских семей, чиновников и купцов. В числе его инноваций — купеческий доходный дом двойного назначения. Здание этого типа выполняло сразу несколько функций и подходило как для жизни, так и для торговли. Среди других ярких работ — Манеж, Торговые ряды у Кремля, Триумфальные ворота у Тверской Заставы, Первая градская больница.
Федор Шехтель: оформитель спектаклей и книг
Русский архитектор немецкого происхождения начинал карьеру в мастерской Александра Каминского. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества Федора Шехтеля отчислили за плохую посещаемость, а у своего наставника он совсем скоро стал получать первые заказы. Около десяти лет молодой человек совмещал работу архитектора, иллюстратора и театрального художника. Именно Шехтель оформил обложку первого сборника Антона Чехова «Пестрые рассказы» и тургеневские «Записки охотника».
Искусный зодчий возводил банки, гостиницы, кинотеатры, церкви, памятники, загородные усадьбы и частные дома. Чего стоят одни только его особняки, построенные для Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, для Рябушинского на Малой Никитской или для Дерожинской в Кропоткинском переулке. Всего благодаря проектам Шехтеля в Москве появилось более 200 зданий. Венцом архитектурного творчества Шехтеля считается Ярославский вокзал. В дизайне этого здания, напоминавшего собой сказочный терем, мастер объединил элементы древнерусского зодчества и декор в стиле модерн.
Алексей Щусев: медалист, создавший Мавзолей
Куда более ответственно к своему образованию относился Алексей Щусев. Сначала он с отличием окончил Петербургскую академию художеств, а позже продолжил изучать архитектурные стили в Австрии, Италии, Франции, Англии и Бельгии. В своей работе этот мастер не придерживался определенного направления. Он с успехом воплощал проекты в традициях различных архитектурных эпох и умел быстро откликаться на любые запросы современности. Алексей Щусев смог адаптироваться к жизни в молодом советском государстве и остался одним из самых востребованных градостроителей.
Архитектор вел десятки проектов в России и за рубежом. В его портфолио — Казанский вокзал, гостиница «Москва», Мавзолей Ленина, Покровский собор Марфо-Мариинской обители, станция «Комсомольская» Кольцевой линии, Театр оперы и балета в Ташкенте. Выдающийся зодчий увлеченно работал над планом восстановления разрушенных войной Истры, Великого Новгорода, Туапсе и Кишинева. Кроме того, он смог расширить Тверскую улицу, не утратив при этом старые дома, спроектировал Большой Москворецкий мост и разработал концепцию застройки набережной у Киевского вокзала.
Иван Жолтовский: архитектор-переводчик
Иван Жолтовский известен как мастер неоренессанса и неоклассицизма. Его творческая манера сформировалась под влиянием работ архитектора Андреа Палладио. Так, при создании известного особняка Тарасова на Спиридоновке русский мастер повторил многие элементы палаццо Тьене — дворца, построенного итальянцем. Позднее Жолтовский даже переведет на русский язык труд Палладио «Четыре книги об архитектуре», изданный в 1937 году. Особое внимание Иван Жолтовский уделял преподаванию и градостроительному проектированию.
Первой крупной его работой стал Дом скакового общества на Беговой. Зодчий эффектно соединил русский ампир с итальянским ренессансом и совместил разные по назначению помещения: трибуны, конюшни, рестораны. Его авторству принадлежит дом на Моховой улице, Центробанк на Неглинке, жилые дома на Ленинском проспекте и Смоленской площади. За почти 56 лет карьеры он возвел множество дворянских усадеб, промышленных и общественных сооружений, крупнопанельных домов и был удостоен нескольких престижных наград и званий.
Знаменитые архитекторы и строители России
Незавершённая статья Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь собран список знаменитых архитекторов, фортификаторов и инженеров-строителей России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.
В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни.
Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:
Содержание
Древнерусская архитектура
Григорий Ильинский — первый известный русский священник, духовник и вероятный креститель княгини Ольги, участник её посольства в Царьград; возможный строитель первого русского храма (церковь святого Ильи в Киеве) и первых каменных зданий на Руси (теремá Ольги в Киеве и Вышгороде)
«Мастера от грек» — неизвестные по именам зодчие и художники, строители Десятинной церкви — первого русского каменного храма, для которого были созданы первые на Руси мозаики и фрески (сохранились напольные орнаменты и небольшие фрагменты росписей)
Иоаким Корсунянин — первый епископ Новгородский (был им 42 года), креститель Новгорода, строитель деревянного Софийского собора — первого новгородского храма и первого на Руси многоглавого храма (13 куполов); при нём написана древнейшая книга на Руси — Новгородский кодекс; святой
Миронег и Ждан-Никола — первые известные по именам профессиональные архитекторы на Руси, мастера деревянного зодчества из Вышгорода (старейшины «градников» и «древоделей»); вероятные строители Борисоглебской церкви (первый храм в честь первых русских святых) **
Софийские мастера — зодчие Ярослава Мудрого, неизвестные по именам строители «трёх русских Софий» — Софийского собора в Киеве, Софийского собора в Новгороде и Софийского собора в Полоцке (крупнейшие храмы Древней Руси, построенные, вероятно, одним архитектором)
Пётр Новгородец — первый известный по имени профессиональный русский архитектор-каменщик, построил Георгиевский и, вероятно, Богородице-Рождественский и Никольский соборы в Новгороде (старейшие сохранные храмы Древней Руси на территории РФ после Софии Новгородской)
Павел Ладожанин и Иванко Стерженский — отец и сын, посадники в Ладоге и Новгороде; Павел возвёл первую тогда в стране полностью каменную Ладожскую крепость (1115); Иванко провёл первые известные на Руси гидротехнические работы (углубление русла Волги у озера Стерж, 1133)
Иоанн Полоцкий — монах-зодчий, основатель стиля «древнерусской готики», построил первый образец «торжественного столпообразного храма» на Руси (Спасо-Преображенская церковь в Полоцке)
Куфир Немчин [1] — зодчий императора Фридриха Барбароссы и князя Андрея Боголюбского, создатель стиля русской романики; автор Успенского собора и Золотых ворот во Владимире, церкви Покрова на Нерли и княжеского дворца в Боголюбове *
Пётр Милонег — известнейший древнерусский архитектор, работал в Киеве и, по-видимому, в Новгороде, Луцке, Турове, Овруче, Белгороде-Киевском и Чернигове; летопись сравнивает его с библейским зодчим Веселиилом; вероятный автор Васильевской церкви (Овруч) и Пятницкой церкви (Чернигов)
Алекса Градоруб — строитель городов и крепостей на Западной Руси в XIII веке, в том числе города Каменца и знаменитой Каменецкой башни (а также прочих волынских каменных башен)
Старомосковская архитектура
Лазарь Сербин — установил в 1404 г. первые башенные часы в Москве, украшенные механической фигурой человека (роботом-андроидом, отбивающим каждый час в колокол) ***
Василий Ермолин — первый известный русский реставратор, построил церковь на Спасской башне с одними из древнейших сохранившихся статуй на Руси; отреставрировал церковь Золотых ворот во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Аристотель Фиораванти — монетный мастер и военный инженер; строитель Успенского собора и Пушечного двора в Москве, автор генерального плана стен Московского кремля (крупнейшая в мире средневековая крепость)
Пётр Солари и Марк Руффо — строители основных башен Московского кремля (Спасской, Боровицкой, Никольской, Арсенальной) и Грановитой палаты; Солари первый назван в русских летописях «архитектоном»
Алевиз Старый и Пётр Френчужко Фрязин — строители стен Московского и Нижегородского кремлей (а также, вероятно, Тульского, Коломенского и Зарайского — главных крепостей Великой Засечной черты); Алевиз возвёл первый Кремлёвский дворец в Москве
Петрок Малый — построил стены Китай-города и первые русские прото-бастионные крепости; возвёл множество церквей в Москве, один из основоположников шатрового зодчества, впервые начал строить каменные шатры (храм Вознесения в Коломенском)
Иван Выродков — первый известный военный инженер на Руси; герой осады Казани, за 4 недели построил опорную крепость Свияжск из заранее собранных блоков; впервые применил осадную башню с артиллерией
Постник Яковлев — создатель сложнейшего по архитектуре храма Василия Блаженного, строитель казанского Благовещенского собора и стен Казанского кремля
Фёдор Конь — строитель укреплений Белого города Москвы и стен Смоленской крепости — крупнейшей русской крепости-кремля; автор самого высокого русского храма XVI века
Христофор Галовей — установил шатёр и часы-куранты на Спасской башне (1628); также построил шатёр Водовзводной башни с водоподъёмной машиной и первым крупным водопроводом в Кремле
Семён Ремезов — картограф, историк и архитектор, автор первого русского географического атласа; строитель Тобольского кремля — единственного каменного кремля Сибири
Матвей Симонт — создатель первой в мире полностью искусственной гавани для морского порта Троицк (ныне Таганрог)
Имперская архитектура
Эпоха барокко
Пётр I — царь-строитель, основал Петербург и Петергоф, построил множество крепостей и городов, впервые в мире применил водяное центральное отопление в своих дворцах, разработал первый в мире быстроосушаемый сухой док
Василий Корчмин — военный инженер, артиллерист, гидротехник и фортификатор, один из главных строителей каналов и укреплённых линий при Петре I, основоположник ракетной техники и корабельной артиллерии в России
Андрей Трезин — первый архитектор Петербурга; строитель Петропавловского собора (122 м, высочайшее здание Российской империи и высочайший православный храм в мире)
Вилим де Геннин — горный мастер, в петровскую эпоху построил множество плотин и заводов (включая Екатеринбург и Пермь), ввёл машинное производство в России, основал первый русский курорт
Акинфий Демидов — горнозаводчик, строитель падающей Невьянской башни с её первым в Европе громоотводом и первым в мире железным каркасом и железным куполом
Христофор Миних — военный инженер и полководец, строитель каменных стен Петропавловской крепости и крупнейшего в Европе середины XVIII в. Ладожского канала
Эпоха классицизма и неоготики
Фёдор Бауэр — выдающийся фортификатор и гидротехник, строитель первого в Москве и России крупного городского водопровода (Мытищинский водопровод)
Юрий Фельтен — строитель гранитных набережных Петербурга; руководил операцией по перемещению «Гром-Камня» (крупнейший перемещенный вручную камень в истории)
Козьма Фролов — строитель крупнейших в мире гидравлических сооружений XVIII века (каскад из водяных колёс диаметром до 18 м откачивал воду с глубины 63 м и двигал станки и заводской транспорт на трёх предприятиях) *
Иван Кулибин — создал проект одноарочного деревянного моста через Неву с рекордным пролётом 298 метров. Проект успешно прошёл испытания на крупномасштабной модели и был утверждён, хоть и не построен
Карл Гаскойн — создатель пушки-каронады (гасконады), строитель первой в мире заводской железной дороги (Чугунный колесопровод в Петрозаводске), основатель Луганска
Василий Баженов — создатель стиля русской псевдоготики в архитектуре, первый архитектор дворцово-паркового комплекса в Царицыно
Матвей Казаков — архитектор, работавший палладианском и русском псевдоготическом стилях, автор нескольких дворцов Москвы и Подмосковья, в том числе Сенатского дворца Московского кремля, ныне — резиденции Президента России
Николай Львов — архитектор, пионер комбинированного отопления и вентиляции, автор идеи печи-калорифера; адаптировал землебит для холодного климата, изобрёл каменный картон
Франц Деволан — герой штурма Измаила, первый архитектор Одессы и Новочеркасска, строитель первого чугунного моста в Петербурге, создатель Тихвинской и Мариинской водных систем
Августин Бетанкур — политехник, основатель Гознака, строитель Московского Манежа и Нижегородской ярмарки, разработчик первого в мире крупного железного купола (Исаакиевский собор)
Карл Росси — архитектор, создатель множества выдающихся архитектурных ансамблей в стиле ампир, в том числе Главного штаба, Александринской площади, Сената и Синода
Василий Треттер — строитель красивейших петербургских подвесных мостов (Египетский, Банковский, Львиный), резко облегчил конструкции и положил начало изучению сопротивления материалов
Огюст Монферран — построил Исаакиевский собор, впервые применив большой железный купол и гальваноскульптуру; поднял из земли Царь-Колокол, установил Александрийский столп
Константин Тон — разработал русско-византийский стиль храмового зодчества, построил храм Христа Спасителя (высочайший по высоте купола православный храм) и первые крупные ж/д вокзалы в России
Николай I — царь-инженер, лично проектировал каменные форты Кронштадта, разработал строительный регламент Петербурга («небесная линия»), построил первые ж/д в России и утвердил русскую широкую колею
Альберт Кавос — выдающийся архитектор и инженер-акустик, строитель многочисленных театров, в том числе Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге
Эпоха эклектики, историзма и модерна
Павел Мельников — механик, фортификатор и гидростроитель, первый министр путей сообщения России, строитель первых русских железных дорог, один из создателей российской широкой колеи
Эдуард Тотлебен — герой обороны Севастополя и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., строитель множества крепостей России
Станислав Кербедз — создатель разводного моста современного типа, строитель первого разводного моста через Неву и Морского канала в Петербурге
Дмитрий Журавский — строитель первых крупных российских ж/д мостов, в т.ч. Веребьинского, создал теорию расчёта ферм Гау, участник строительства крупнейших каналов XIX века
Николай Белелюбский — строитель более 100 крупных мостов (общей длиной 17 км), в том числе крупнейшего в Европе того времени Сызранского моста через Волгу
Аманд Струве — строитель множества железнодорожных мостов и Литейного моста в Петербурге; построил первую постоянную линию электротрамвая в России
Иван Ропет — архитектор, один из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре и искусстве, основатель его «ропетовского» направления
Владимир Шухов — политехник, изобретатель сетчатых оболочек и гиперболоидных шуховских башен; строитель первых в мире нефтерезервуаров и нефтепроводов современного типа
Константин Величко — создатель выдающегося типового проекта форта и множества других фортификационных новинок; впервые предложил создавать «инженерные плацдармы» во время Брусиловского прорыва
Лавр Проскуряков — строитель многочисленных мостов в Москве и на Транссибирской магистрали, в том числе знаменитого Хабаровского моста через Амур
Фёдор Шехтель — один из самых выдающихся архитекторов, работавших в стиле модерн, автор Ярославского вокзала в Москве
Иван Жолтовский — выдающийся архитектор и преподаватель, работал в стилях неоренессанс и неоклассицизм, стал известным ещё до революции, но позднее проектировал даже крупнопанельные дома 1950-х
Советская архитектура
Эпоха конструктивизма
Братья Веснины (Александр, Виктор и Леонид) — лидеры раннего этапа конструктивизма, авторы проекта Дворца труда в Москве, ставшего первым практически осуществимым примером конструктивизма в архитектуре
Николай Ладовский — творческий лидер рационализма в архитектуре, один из основателей современного архитектурного образования в России
Владимир Татлин — известнейший художник и архитектор, родоначальник конструктивизма, автор проекта Башни Татлина — одного из всемирно известных символов авангарда и конструктивизма
Константин Мельников — всемирно известный архитектор, создатель самобытного стиля, являющегося одной из вершин русского авангарда, автор всемирно известного своей архитектурой Дома культуры имени Русакова
Моисей Гинзбург — один из лидеров конструктивизма в архитектуре, основной автор всемирно известного прежде всего новаторским внутренним содержанием Дома Наркомфина
Иван Фомин — создатель теории «пролетарской классики», сооснователь постконструктивизма, предвосхитившего советский ампир
Эпоха советского ампира
Илья Голосов — основной создатель переходного к советскому ампиру стиля постконструктивизм
Евгений Патон — выдающийся сварщик и инженер-строитель, автор проектов свыше 50 клёпаных мостов и свыше 100 сварных, включая первый в мире цельносварной мост Патона
Алексей Щусев — архитектор, известный достижениями поочерёдно сразу в нескольких архитектурных стилях, автор Казанского вокзала в Москве, Мавзолея Ленина, здания Наркомзема и станции метро Комсомольская-кольцевая
Дмитрий Карбышев — ведущий ученый-фортификатор и автор большинства пособий того времени на эту тему, в бессознательном состоянии попал в плен, где проявил выдающуюся стойкость, Герой Советского Союза посмертно
Борис Иофан — архитектор, основной автор проектов крупнейших и известнейших зданий сталинской архитектуры: Дворца Советов (не достроен) и Главного здания МГУ на Воробьёвых горах
Сергей Жук — руководитель строительства Беломорканала и канала имени Москвы; Угличской, Рыбинской и Иваньковской ГЭС; Волго-Донского канала и Цимлянской ГЭС (Единая глубоководная транспортная система)
Всеволод Насонов — руководитель инженерного проектирования высотки МГУ (высочайшее здание СССР), высотки Дворца Культуры и Науки в Варшаве и спорткомплекса «Лужники»
Алексей Душкин — автор проектов красивейших станций Московского метро, в том числе первой в мире колонной станции глубокого заложения Маяковская
Александр Комаровский — руководитель строительства Жигулевской ГЭС, Челябинского меткомбината, высотки МГУ, первой в мире АЭС, комбината «Маяк» и атомного центра Челябинск-40
Эпоха функционализма
Виталий Лагутенко — основной создатель «хрущёвок» — дешёвого и не очень качественного, но всё же отдельного жилья, позволившего в 1960-х в основном расселить простых горожан из бараков.
Александр Александров — один из главных руководителей строительства Волго-Донского канала, Цимлянской, Жигулевской и Волжской ГЭС, Асуанской плотины в Египте, АвтоВАЗа и КамАЗа
Николай Никитин — участник инженерной разработки главного здания МГУ и стадиона «Лужники», создатель Останкинской телебашни (высочайшей в мире в то время) и скульптуры «Родина-мать зовёт!»
Николай Мельников — строитель первой в мире цельносварной доменной печи и первых в стране атомных реакторов и больших ускорителей; создал советскую промышленность металлоконструкций
Владимир Бармин — создатель стартового комплекса первого в мире космодрома Байконур и стартовых комплексов первых стратегических ядерных ракет, а также первого в истории детального проекта лунной базы