арка главного входа вднх история
Арка Главного входа
Самая мощная ассоциация с ВДНХ у любого человека — это арка парадного входа на Выставку, открывающая Центральную аллею.
На вершине арки «Тракторист и колхозница» возносят на 32-метровую высоту аллегорический сноп колосьев — тяжелую промышленность и сельское хозяйство.
Когда построен, кто автор
Арка была построена к открытию ВСХВ в 1954 году, архитектор — Иннокентий Мельчаков, который принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Над скульптурой «Тракторист и колхозница» — эмблемой Выставки — трудился целый творческий коллектив: А. П. Антропов, С. Д. Рабинович, И. Л. Слоним, Н. Л. Штамм под руководством С. М. Орлова.
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Проведена реставрация. Открыта для посещения.
История создания
Арка в духе имперской архитектуры Древнего Рима — знак славы советского народа, победителя Великой Отечественной войны, — подчеркивает статус государства-триумфатора и соответствующий ему новый масштаб ВСХВ 1954 года.
Интересные факты
Арку венчает главный символ Выставки — скульптура тракториста и колхозницы. Ее довоенный аналог — скульптуру «Рабочий и колхозница» на 65-метровой башне Конституции рядом с Главным павильоном ВСХВ 1939 года было принято взять за основу на заседании Главного комитета Выставки — 28 июля 1951 года. Послевоенный символ выставки был уже облицован золотой смальтой, ярко сияющей на солнце.
Довоенный вариант скульптуры был несколько «фривольным»: тракторист одной рукой держал сноп пшеницы, а другой поддерживал колхозницу за талию. В послевоенном варианте тракторист уже себе таких «вольностей» не позволял и держал сноп обеими руками.
Главный вход, главная аллея, главные фонтаны: что посмотреть на ВДНХ
Главный вход
Арка главного входа ВДНХ была построена по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова в 1954 году в ходе послевоенной реконструкции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). До этого основным входом служила трехпролетная арка, ныне известная как северный вход.
Новые пятипролетные триумфальные ворота представляли собой символ славы Советского Союза, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. В 2017 году началась первая в истории реставрация постройки.
Специалисты обновили скульптурную группу «Тракторист и колхозница», которая венчает арку главного входа. Прототип этой скульптуры — колхозник и колхозница со снопом пшеницы — появился на ВСХВ в 1939 году и был установлен на 20-метровом постаменте. В 1954-м обновленная версия скульптуры, уменьшенная с 13 до 8,65 метра и облицованная смальтой, была создана и помещена на вершину арки.
Осенью прошлого года реставраторы восполнили утраченные фрагменты смальтовой облицовки, обновили золочение снопа, укрепили бетонное основание и заделали все трещины.
Кроме того, на арке главного входа отреставрированы барельефы с изображением представителей сельскохозяйственных профессий.
Работы по благоустройству главной части Центральной аллеи ВДНХ (на нее можно попасть через главный вход) были завершены в рекордные сроки. А общая площадь нового асфальтового покрытия центральной части выставки составляет более 120 тысяч квадратных метров.
После реставрации: как преобразился Центральный павильон ВДНХ
По Центральной аллее от арки главного входа можно дойти до площади Промышленности. Там находятся исторический парк «Россия — моя история» (павильон № 57), центр «Космонавтика и авиация» (павильон № 34 «Космос») и экспозиция Политехнического музея (павильон № 26).
По историческим образцам 50-х годов XX века специалисты воссоздали и исторические цветники, расположенные вдоль Центральной аллеи. Реставрация цветочных партеров отмечена премией конкурса на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2017».
Фонтаны Центральной аллеи
Важнейшими объектами реставрации стали фонтаны. Специалисты восстановили и привели в рабочее состояние 14 фонтанов на Центральной аллее, а также запустили знаменитые фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок».
14 фонтанов — восьмигранные чаши из красного гранита, расположенные в два ряда между главным входом и Центральным павильоном.
Их реставрация проводилась в строгом соответствии с проектом 1954 года. По нему чаши и приямки отливались прямо на месте, поэтому их форма незначительно отличается от правильного восьмиугольника. Во время работ специалисты постарались полностью сохранить изначальный исторический облик фонтанов.
Один из главных символов ВДНХ — фонтан «Дружба народов». Его также установили близ Центрального павильона 64 года назад. 16 золоченых бронзовых фигур девушек, олицетворяющих республики, входившие тогда в состав СССР, окружают овальную чашу фонтана в виде снопа пшеницы.
«Каменный цветок» — второй по значению фонтан ВДНХ после «Дружбы народов». Основная идея его оформления — изобилие — воплощена с помощью скульптур.
Центральная чаша этого фонтана представляет собой большой цветок из бетонных плит, облицованных разноцветной смальтой. По периметру композиция украшена гранитными «столами с яствами» из разных союзных республик и фонтанчиками в виде гусей и осетров.
«Золотой колос»
«Золотой колос», один из трех главных фонтанов ВДНХ (наряду с «Дружбой народов» и «Каменным цветком»), был также установлен в 1954 году — к открытию выставки по итогам послевоенной реконструкции. Он находится в так называемой запрудной зоне, в центре пруда № 3, и представляет собой 16-метровое железобетонное сооружение в виде колоса, покрытого золотой и красной смальтой разных оттенков.
Из насадок, расположенных в «зернах», били 66 струй. Почти половина из них достигала 25 метров в высоту. В конце 1980-х годов вышла из строя система подачи воды, которой была оборудована конструкция, и фонтан отключили. «Золотой колос» не работал в течение 30 лет.
А этим летом москвичи и гости города могут любоваться возрожденным и вновь запущенным «Золотым колосом». В июне были сняты леса — реставраторы вернули на прежние места очищенные и восстановленные фрагменты облицовки фонтана. Кроме того, были укреплены его несущие конструкции, заменены инженерные коммуникации и насосное оборудование, что позволило впервые за три десятилетия запустить самый причудливый фонтан выставки.
На ВДНХ завершается первый этап создания новой зеленой зоны Москвы — ландшафтного парка. На северной петле, недалеко от павильона велопроката № 1, возвышаются символы парка — красные и черешчатые дубы. Неподалеку берет начало большая прогулочная аллея. Ее протяженность — более пяти километров. Вдоль аллеи высадили липы. Уютную атмосферу для прогулок создают 220 исторических опор освещения. Еще 119 установят в ближайшее время.
Ожидается, что после реконструкции посещаемость ВДНХ возрастет с 25 до 40 миллионов человек в год, а туристический поток увеличится на 25 процентов.
Одна из первых достопримечательностей ВДНХ: арка северного входа открылась после реставрации
Трехпролетная триумфальная арка северного входа на ВДНХ открывается после реставрации. На сегодня это единственное сооружение выставки, которое внешне почти не изменилось с 1939 года — арку ни разу не перестраивали.
Реставраторы восстановили декор и частично вернули уникальные горельефы. Теперь арку можно будет увидеть такой, какой она открылась почти восемьдесят лет назад и какой осталась на кадрах старых советских фильмов. Она появлялась в картинах «Подкидыш» 1939 года, «Светлый путь» 1940 года, «Свинарка и пастух» 1941 года и «Дом, в котором я живу» 1957 года.
Главный вход на ВСХВ
Изначально (в конце 1930-х) именно северный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку был главным. Первую арку здесь построили в 1937 году по проекту Вячеслава Олтаржевского. Но руководство страны не оценило простоту декора, посчитав, что он не соответствует грандиозному замыслу ВСХВ. Тогда решено было демонтировать еще и часть готовых и строящихся павильонов.
Новую арку площадью 66,5 квадратного метра построили по проекту Леонида Полякова. Она стала начальной точкой осмотра выставки: пройдя сквозь своды, посетители попадали на Административную площадь, а оттуда через главную аллею — к главному павильону с 52-метровой башней. Венчавшая башню скульптура «Тракторист и колхозница» — эмблема ВСХВ — была хорошо видна еще на подходе к арке.
Белоснежные пилоны трехпролетной арки с широкими проходами были украшены золоченым орнаментальным рельефом. Тематические горельефы, которые прославляли величие и силу коллективного труда, создал скульптор Георгий Мотовилов. Но до сегодняшнего дня их оригиналы не сохранились. Не осталось и располагавшихся по обе стороны от арки касс — их разобрали в 1970-х годах. На самом фасаде уцелел сплошной рельефный декор — гирлянды из плодов, колосьев, виноградных лоз, отлитые из белого цемента, а на сводах боковых объемов — лепнина с геометрическим рисунком.
В послевоенные годы, когда родилась идея реконструировать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, вход с аркой архитектора Полякова стал называться северным, а для нового главного входа еще более монументальную пятипролетную арку построил Иннокентий Мельчаков. Сверху на нее водрузили 32-метровых «Тракториста и колхозницу».
Вторая молодость арки
За почти 80-летнюю историю своего существования арка северного входа ни разу не перестраивалась и не реставрировалась. Без правильного ремонта она пришла в состояние, близкое к аварийному. При этом были утеряны элементы декора наружных плоскостей пилонов и внутренних стен арочного прохода.
Реставрировать уникальный памятник истории начали в сентябре 2016 года. Поскольку арка имеет статус объекта культурного наследия, работы проводили по проекту, согласованному Мосгорнаследием.
В течение полугода здесь провели работы по усилению стен, укрепили кирпичную кладку, воссоздали несущие металлоконструкции каркаса, заменили кровельное покрытие, провели электромонтажные и другие работы, привели в порядок гранитный цоколь. Реставраторы воссоздали декоративный декор, лепнину и частично горельефы. Четыре скульптурных рельефа появились на фасадной части арки.
Для отделки стен реставраторы использовали так называемую каменную штукатурку. Прочное покрытие делают по особой технологии с применением крошки дробленых горных пород. Оно сохраняется десятилетиями без специального ухода.
Новая жизнь ВДНХ
На территории ВДНХ находится 50 объектов культурного наследия, большую часть которых отреставрируют в ближайшие годы. Масштабные восстановительные работы начались в 2014 году, когда главная выставка страны была передана Правительству Москвы.
До этого исторические павильоны долгое время сдавали в аренду под торговые точки и склады. Из-за неправильного обращения были уничтожены экспозиции павильонов «Центральный», «Культура» (бывший «Узбекская ССР») и других. Под складское помещение приспособили даже ресторан «Золотой колос». Еще несколько павильонов уничтожили пожары. В итоге к началу реставрации почти все исторические памятники находились в аварийном состоянии, а фонтан «Золотой колос» частично обрушился.
Сначала с территории ВДНХ было решено убрать все незаконные постройки, палатки и рекламные конструкции. Торговля в исторических павильонах оказалась под запретом. В 2014 и 2015 годах в более чем 50 зданиях были проведены противоаварийные работы, а уже после началась более глубокая реконструкция и реставрация.
В частности, работы провели в павильонах № 18 «Беларусь», № 16 «Гидрометеорология», № 57, называвшемся до 1992 года «Товары народного потребления». В последнем был открыт исторический парк «Россия — моя история».
Восстановительные работы обернулись неожиданными находками. В центральном зале павильона № 1 «Центральный», например, под слоем штукатурки скрывались декоративные арки, а в соседнем зале — картины, забытые на несколько десятилетий. В этом здании были обнаружены горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954 год) и живописное полотно Александра Герасимова 1953 года.
В павильоне «Космос/машиностроение» нашли считавшиеся утраченными исторические подиумы, элементы отделки стен и дверей, под куполом за фальшпанелями скрывались гербы. А во время работ в павильоне № 62 «Охрана природы» специалисты столкнулись с проблемой воссоздания утраченных стекол в центральном холле. Он был построен из сталинита — особой марки закаленного стекла. Обследуя павильон, рабочие нашли два ящика уникального материала, сохранившихся со времени постройки здания.
В прошлом году начались работы по реставрации зеленых партеров центральной аллеи ВДНХ. Они восстанавливаются в том виде, в котором были созданы в 1954–1958 годах. В этом году начнется реставрация 29 объектов и памятников, среди которых крупнейшие объекты выставки. Работы стартуют на 17 фонтанах ВДНХ, в том числе «Дружбе народов», «Каменном цветке» и «Золотом колосе». Будут восстановлены их архитектурные элементы и инженерная инфраструктура, которая за шестьдесят с лишним лет пришла в негодность.
Этим летом реставрационными работами будет охвачена вся центральная часть ВДНХ. Их планируют завершить к началу лета 2018 года. К этому же времени будут отреставрированы арки еще двух входов на территорию — центрального и южного.
Все проекты реставрации памятников архитектуры проходят независимую экспертизу. Исторический облик павильонов, арок и фонтанов бережно восстанавливают ведущие специалисты в области реставрации объектов культурного наследия. После завершения работ в отреставрированных павильонах будут открыты современные музеи и выставки.
10 фактов о ВДНХ, которые должен знать каждый москвич
Сегодня — 1 августа — Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) празднует 80-летие. В этот день в 1939 году, к 20-летию советской власти, выставка была открыта и называлась тогда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). В последующие годы выставка росла, меняла названия, появлялись новые павильоны. На ее территории расположено множество шедевров архитектуры — 49 объектов признаны памятниками культурного наследия. Ежегодно ВДНХ посещают 30 млн гостей.
Рассказываем о главных фактах о ВДНХ — их должен знать любой москвич.
С чего все начиналось
1939 год — начальная точка отсчета в истории ВДНХ. В этом году проводилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которую съехалось более 3,5 млн советских тружеников. Выставочный городок с 250 павильонами, аллеями, прудами и фонтанами появился по проекту архитектора Вячеслава Олторжевского.
Золотые женские скульптуры, которые окружают фонтан «Дружба народов», символизируют собой республики, входившие в состав Союза. Всего скульптур 16, в то время как самих республик было 15. Объясняется это тем, что во времена создания фонтана существовала еще и Карело-Финская республика (ее олицетворяет девушка с елочкой), которую впоследствии преобразовали в автономию.
ВВЦ — Волостной выездной цирк
По иронии судьбы в XIX веке на месте нынешнего выставочного центра давал представления цирк. Жителям он был известен как Волостной выездной цирк, то есть ВВЦ. В народе ходила поговорка: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». В 1917 году цирк был сожжен красногвардейцами. А в 1990-х ВДНХ переименовали в ВВЦ — Всероссийский выставочный центр.
Крест на планировке
Довольно популярна версия о том, что планировка комплекса ВСХВ, созданная архитектором Вячеславом Олторжевским, несла символично-мистический характер. На генеральном плане первоначальной ВСХВ можно увидеть православный крест. Площадь Механизации в центре креста представляет собой миниатюрную солнечную систему, вокруг которой расположены девять планет — павильонов. А так и не установленный здесь памятник Ленину должен был символизировать солнце.
Под Домом дружбы народов находится бункер, сохранившийся с советских времен. Вместимость его составляет 300 человек; в состоянии готовности он содержит все необходимое для проживания в течение двух суток. За все время существования бункера им ни разу не пришлось воспользоваться по назначению. На поверхность из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном.
70-тонная скульптура «Тракторист и колхозница» всего за несколько дней была поднята по частям на 50-метровую башню Главного павильона. Однако сноп весом 9 тонн поднять было невозможно ничем. За два дня был изготовлен аналог снопа из дерева, чтобы успеть установить скульптуру в срок.
ВСХВ и Вторая мировая война
В 1941 году выставку пришлось закрыть из-за вторжения в страну немецких войск. Сотрудники выставки были мобилизованы, а на месте выставочных залов оборудованы цеха, склады и казармы. Многие здания пострадали из-за регулярных бомбежек, а остальные — разграблены и испортились от времени. В 1947 году было принято решение заново отстроить огромный комплекс. 1 августа 1954 года ВСВХ снова начала функционировать.
Нередко, особенно в ночное время, из высоченной ажурной беседки перед главным входом в павильон «Культура» раздаются пугающие звуки, похожие на человеческий плач. Форма конструкции и ее ажурное завершение позволяют ветру гулять между отверстиями и колоннами, как в трубах органа, и пугать прохожих звуками.
Рабочий и колхозница
Скульптуру «Рабочий и колхозница» изначально планировали установить в Рыбинске. Но после триумфа скульптуры на Парижской выставке 1935 года ее было решено перенести в Москву.
В 1981 году этот самолет пополнил коллекцию экспонатов на ВДНХ. Ранее, в 1979-м, он был участником Парижского авиашоу, а немного позже на нем установили рекорд по дальности беспосадочного полета.
Арка главного входа вднх история
На месте останкинских болот, где в 1934 году сотрудники НКВД разогнали осевший там цыганский табор, уже через пять лет появилось одно из главных культурных мест столицы, которое на протяжении всей своей истории притягивало туристов со всего мира.
ВСХВ (всесоюзная сельскохозяйственная выставка), ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства), а позже ВВЦ (всероссийский выставочный центр) — грандиозная по своим масштабам выставка достижений народного хозяйства, на которой за время ее существования побывал каждый восьмой житель планеты…
История «Главной выставки страны» началась с обращения II Всесоюзного Съезда колхозников-ударников в центральные органы коммунистической партии и правительства с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Просьбу удовлетворили, и был создан Главный выставочный комитет.
Чтобы получить право участвовать во Всесоюзной выставке, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были иметь определенные показатели за 1937 и 1938 годы, а передовики и организаторы сельского хозяйства за 1938 год. Благодаря этому условию ни одна сельскохозяйственная выставка в мире не имела такого количества экспонентов.
Популярность готовящейся Выставки среди тружеников сельского хозяйства была необычайно велика. За право участвовать в ней боролись миллионы колхозников и рабочих совхозов, тысячи агрономов, зоотехников, механизаторов. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок о желании быть ее экспонентом.
Главвыставком установил награды: тысяча дипломов первой степени и четыре тысячи второй степени. Хозяйства, удостоенные диплома первой степени, получали 10 тысяч рублей и легковую машину, а награжденные дипломом второй степени – 5 тысяч рублей и мотоцикл.
Для передовиков сельского хозяйства были учреждены одна тысяча больших и две тысячи малых золотых медалей, три тысячи больших и пятнадцать тысяч малых серебряных.
Кроме того, учреждалась книга Почета, куда заносился каждый экспонент с указанием его достижений.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала и своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Выросший на ее северной окраине целый выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений.
Посевы и насаждения, занимавшие около 20 гектаров, представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. Около 600 сортов различных культур высеяли на одном зерновом участке. Удивительную картину представлял собой выставочный сад: в нем было высажено около 10 тысяч растений. Среди них – 600 сортов плодовых и ягодных культур, богатейшая коллекция мичуринских сортов.
На участке технических и южных теплолюбивых культур посетитель видел посевы хлопка, риса, свеклы, льна, конопли, табака, кенафа, каучуконосов, хмеля. Всего на открытых участках экспонировалось 260 культур свыше 3 тысяч сортов.
Архитектурный ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки создали архитекторы В.Щуко, В.Гейльфрейх, Л.Поляков, Д.Чечулин, скульпторы С.Коненков, ГМотовилов; монументалисты А.Дейнека, А.Бубнов, П.Соколов-Скаль и многие другие талантливые художники. Под руководством главного архитектора С.Чернышева работало более двух тысяч профессионалов и народных мастеров.
Выставочный город в Москве с огромной любовью украшал весь советский народ.
Страна готовилась к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки как к большому всенародному празднику. Оно состоялось 1 августа 1939 года. Первые посетители вошли через арку, построенную по проекту архитектора Л.Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок.
На торжественной церемонии, в которой принимало участие более 10 тысяч человек, присутствовали руководители партии и Советского государства. При въезде на Выставку стояла 24 метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» выдающегося скульптура В. Мухиной.
Эмблемой же Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявшим над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на 50 метровой башне Главного павильона, который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой. Фасад здания украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.
Из Главного павильона посетитель попадал на одну из красивейших площадей – площадь Колхозов.
Здесь и на прилегающих аллеях расположились павильоны союзных республик, краев и областей. Обходя эти дворцы-павильоны, посетитель как бы совершал путешествие по необъятным просторам нашей Родины: от ледяных просторов суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики.
Каждый павильон выделялся своей самобытностью, с использованием в строительстве национальных мотивов.
На огромной площади Колхозов особое внимание привлекало здание Московского павильона (павильон «Зерно», в настоящий момент павильон № 59), построенного из камня, бетона, стекла, украшенного нержавеющей сталью по проекту архитектора А. Чечулина. Фасад был обрамлен горельефами, фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов.
Здесь же были изображены тучные животные, золотые снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцов, помидоры и другие овощи. По всему фасаду выгравирован лозунг: «Создадим вокруг Москвы и других крупных городов картофельно-овощные и животноводческие базы». На самом верху орден Ленина-награда Московской области за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве.
Рядом расположился павильон «Украина». Построен по проекту архитектора А. Тация и К. Иваньченко, облицован украинской майоликовой плиткой, фасад украшают золотые колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом витраж – «Переяславская рада».
Одним из разделов выставки 1939 года стал раздел «Новое в деревне». Он раскинулся на участке площадью 12 га. Здесь демонстрировалась новь советской деревни. По типовым проектам, рекомендуемым для массового строительства, были возведены: сельсовет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие фермы, колхозный клуб, школа, родильный дом, детские ясли.
Особый интерес был к яслям, ведь деревня не имела о них понятия. Все эти постройки и сейчас, несколько обновленные, служат офисами для подразделений ВВЦ.
Интерес вызывал павильон «Охота и звероводство», где демонстрировался Пушкинский зверосовхоз, одним из первых начавший разведение соболя в неволе. На открытой площадке перед павильоном показывались речные бобры, нутрии, ондатры, обитавшие здесь в условиях, близких естественным.
Был на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки действующий образец колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменка, протекающей по территории Выставки. Ее расчистили от камышей и построили земляную плотину высотой около 5 метров. Ток от станции подавался в соседнее здание, где были установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами.
ВСХВ-39 стала не только школой передового опыта, внушительно продемонстрировавшей достижения сельского хозяйства, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. В большом старинном парке, соседствовавшем с Выставкой, была разбита зона отдыха. Были открыты разнообразные аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели и др. Для детей был создан детский городок с площадками для игр.
На самой Выставке был построен Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра.
Успех Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был огромен. С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек.
На ВСХВ работало 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов. Двести гидов обслуживали иностранных гостей, интерес которых к советской выставке был необычаен. Несмотря на то, что Выставка была задумана как разовое мероприятие, партией и правительством было принято решение продолжить ее работу. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4.5 миллиона человек.
В 1941 году она действовала всего 1 месяц и пять дней… Во время Великой отечественной войны экспозицию и библиотеку Выставки эвакуировали в Челябинск.
Вновь Всесоюзная сельскохозяйственная выставка приняла посетителей лишь 1 августа 1954 года. Целью ее стала широкая пропаганда достижений сельского хозяйства, быстрейшее внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта.
Чтобы принять участие в послевоенной Выставке, нужно было достичь более высоких результатов, чем прежде. Так для участия в ВСХВ-39 колхоз нечерноземной полосы должен был собрать 12-14 центнеров пшеницы с гектара, а в 1954 году – не менее 19!
Архитектурный облик Выставки изменился коренным образом. Была проведена огромная строительная работа, значительно увеличилась ее площадь – до 207 гектаров. Были возведены павильоны Прибалтийских республик.
Был построен павильон «Узбекистан» – один из красивейших павильонов, сейчас это – «Культура». Вход в павильон украшает ажурная ротонда, внутри фонтан, который подчеркивает легкость и изящность ее колон. Орнамент с изображением кустов и коробочек хлопка, украшающих ротонду. Работа лучших мастеров Узбекистана.
Была построена Арка Главного входа на Выставку. Мощные четырехгранные колоны легко несут массивную арку, разделяя ее на центральный и боковые пролеты. На колоннах барельефы, основная тема которых – труд людей. Венчает арку скульптурная группа «Тракторист и колхозница», с высоко поднятым снопом пшеницы.
Был достроен Главный павильон, мощная колоннада, высоко поднятые шестиметровые скульптурные группы, многочисленные барельефы, 35 метровый шпиль, увенчанный золотой звездой. Перед павильоном был установлен памятник В. Ленину.
На площади Колхозов был построен фонтан «Дружба народов». Колхозницы в национальных костюмах ведут праздничный хоровод. Фонтан выбрасывает ежесекундно более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Скульпторы З. Баженова, Л.Баженов, А.Тенета, З.Рылеева, И.Чайков выполнили скульптуры из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой, с позолотой меди.
Фонтан «Дружба народов» работы архитекторов К.Топуридзе и Г. Константиновского пережил свой идеологический смысл, но его красота и неповторимость продолжают радовать гостей выставки.
На противоположном конце площади Колхозов расположился фонтан «Каменный цветок», сооруженный по мотивам сказов Бажова. В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов.
В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам – декоративные горки из плодов и овощей. И по ныне эти фонтаны являются лучшим украшением выставки.
В каждом павильоне демонстрировались достижения отраслей народного хозяйства в республике, областях, районах.
Зеленый наряд выставки был исключительно богат. На ее территории был представлен практически весь растительный мир Советского Союза. Выставочный городок украшали 40 тысяч декоративных деревьев, 450 тысяч кустарников. Около 5.5 миллиона однолетних и многолетних цветов. Гордостью выставочных садоводов был розарий – в нем произрастало около 50 тысяч сортовых роз.
С утра до вечера нескончаемым потоком тянулись посетители к животноводческим павильонам. Только в 1954 году в этом разделе показывалось 800 голов крупного рогатого скота 32 пород, 800 овец 53 пород, 500 свиней 30 пород, 3000 голов домашней птицы. Животных демонстрировали на выводном кругу. Это было яркое зрелище. С раннего утра в животноводческом городке царило оживление: животных скребли, чистили, мыли. Затем представители хозяйств в красочных национальных костюмах показывали своих питомцев авторитетному жюри и зрителям.
У павильона «Коневодство» можно было увидеть две скульптуры коней. Одна изображала знаменитого ипподромного бойца, жеребца Квадрата орловской рысистой породы, другая жеребца – Символа буденновской породы. В павильоне посетители могли полюбоваться этими красавцами и несколькими десятками лошадей орловской, русской рысистой, советской тяжеловозной и др. пород.
На открытых площадках демонстрировалась новая сельскохозяйственная техника.
На базе Выставки проводилось обучение новым методам работы, практиковался выезд экскурсантов в передовые хозяйства. Совершенствовалась экскурсионная деятельность, группы экскурсантов формировали из работников одной профессии.
С июня 1956 на территории ВСХВ начала свою работу Всесоюзная промышленная выставка, главными задачами которой была демонстрация успехов индустрии.
Одним из значительных и перспективных экспонатов стала первая электронной вычислительная машина. Создание этой техники в Советском союзе началось еще в 1948 году.
Экспозиция выставки расположилась в 21 павильоне, которые были сгруппированы в основном на площади Механизации. Здесь был установлен первый советский пассажирский реактивный авиалайнер, спроектированный и построенный под руководством выдающегося авиаконструктора А. Туполева.
Одним из главных павильонов промышленной выставки стал павильон «Машиностроение». К нему примыкало много открытых площадок. На которых демонстрировались образцы новой техники.
Создание в 1959 году ВДНХ СССР
ВДНХ создана в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1958 «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок ( на Фрунзенской набережной) в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР».
16 июня 1959 года ВДНХ СССР гостеприимно распахнула для посетителей двери своих павильонов. В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР».
Выставочная деятельность стала строиться по производственно-отраслевому принципу. Тематические выставки и смотры приобрели первостепенное значение в работе всех павильонов. На их базе широко проводились обмен опытом и обучение работников промышленности, строительства, сельского хозяйства.
Такая организация позволила значительно ускорить внедрение в производство новой техники, современных методов труда. Ежегодно на ВДНХ СССР открывалось около 300 выставок и смотров, на которых показывалось более 100 тысяч экспонатов.
ВДНХ СССР отражала как зеркало основные вехи в жизни страны, такие как первый полет в космос Ю.Гагарина, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.
Были в истории строительства ВСХВ и загадочные, а местами даже мистические моменты. Одна из таких мистических историй рассказывает о том, что Вячеслав Константинович Олтаржевский (главный архитектор ВСХВ) задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной.
Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце, вокруг которого расположились девять планет. На этой площади, по его задумке, должна была возвышаться фигура Ленина.
От Площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют начало всех начал. Эта система сформирована с математической точностью — как египетские пирамиды — и заключена в правильный восьмиугольник — христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов.
В.К.Олтаржевский, Р.Л.Подольский, Н.В.Алексеев, А.Б. Борецкий, Д.Г. Олтаржевский. Проект планировки ВСХВ. Перспектива.
Но по прошествии небольшого количества времени главный архитектор всероссийской сельскохозяйственной выставки был отправлен за Полярный круг, а план выставки был изменен. Там специалисту по многоэтажным зданиям, который десять лет перенимал опыт строительства небоскребов в Соединенных Штатах Америки нашли достойное применение — он стал проектировать лагерные бараки. Об открытии некогда созданной им выставки Олтаржевский узнал лишь из киножурнала.
В тоже время, в 1942-м году главному архитектору выставки вернули его свободу, после чего он стал личным консультантом вождя по вопросам высотного строительства.
Второе открытие выставки произошло 1 августа 1954-го года. При входе людей встречала только что отстроенная арка ошеломляющих размеров и удивляло отсутствие фигуры Сталина, на месте которой был открыт фонтан Дружбы народов. Шестнадцать позолоченных изваяний первоначально должны были символизировать союз всех республик. Но вскоре, когда республик осталось только пятнадцать, символика в очередной раз разошлась с реальностью.
Вскоре выставка стала полностью индустриально-промышленной, и в 1959 году получила новое название — ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства) СССР.
После первого полета человека в космос, в 1961-м году, выставку, помимо всего остального, украсила копия ракеты Гагарина. Она, между прочим, была установлена на Площади механизации, в том самом мистическом центре, где, по планам Олтаржевского, должна была возвышаться фигура тогдашнего вождя.
Кстати, сам Вячеслав Константинович после освобождения в 1943 году так ни разу и не посетил свое творение. Умер он в 1966 году в возрасте 86 лет.
С 1992 года – Всероссийский Выставочный Центр
23 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства РФ ВДНХ была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ).
В 90-е годы ВВЦ считался выставкой, скорее, формально. Фактически павильоны были сданы в аренду под склады и точки продажи бытовой, компьютерной техники, а также разнообразных товаров народного потребления. Вместе с тем работал парк аттракционов, в павильоне «Центральный» для детей и молодёжи проводился показ различных физических опытов — ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать, но разруха и торговля портили всё впечатление.
В 2002-м году подавалась заявка на проведение престижной международной выставки «ЭКСПО — 2010» в Москве. К сожалению, заявку не приняли, но, несмотря на это, для многих жителей Москвы ВДНХ является местом первого свидания или других романтических приключений.
Люди гуляют по этим великолепным местам, делают покупки, смотрят на достижения науки и техники, привезенные со всего мира, мечтают, да и просто заряжаются хорошим настроением и положительной энергией.