армения и византия история отношений
Об отношениях Армении и Византии
Армяне использовали два основных термина для обозначения Византии и ее жителей — йон (греки; от греч. Ἴωνες [iones]) и хором (римляне). Так же как и византийцы, армяне смешивали конфессиональные и этнические определения, поэтому термином «хором» стали со временем обозначать всех православных христиан.
Столица Византийской империи именовалась в армянских источниках то Константинополем, то Византием (Бюзанд). Знали армяне и слово «Византия», но использовали его не в отношении Византийского государства, а лишь в отношении Византийского патриархата.
С начала Крестовых походов и в особенности после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году термин «хором» стал реже использоваться для обозначения византийцев и постепенно перешел к западным христианам и тюркам-сельджукам, отвоевавшим у Византии Малую Азию и основавшим там свои государства.
Отношение армян к византийцам тоже было достаточно сложным.
Армения имела незавидное географическое положение — между двумя сверхдержавами, сначала Византией и Персией, затем Византией и Арабским халифатом.
В силу того что армяне были христианами, изначально они тяготели к Византийской империи: армянские писатели прославляли ранневизантийских императоров Константина и Феодосия и противопоставляли греческую мудрость «абсурдным и невнятным сказкам персов». Известный армянский ученый V века Мовсес Хоренаци даже называет Грецию «матерью и кормилицей наук».
В V веке Армянская церковь начала постепенно отдаляться от Византийской, связи между государствами стали ослабевать, а отношение армян к византийцам — портиться. Накапливались противоречия как в религиозной, так и в политической сфере.
К XI веку, когда многочисленные попытки византийских императоров подчинить себе территорию Армении наконец увенчались успехом, отношение армян к византийцам окончательно испортилось, а византийские императоры из наместников Христа превратились в армянском представлении в предтеч Антихриста.
После 1204 года византийцы постепенно теряют первенствующее положение в армянской картине мира, уступая его западным христианам.
Византия – «Армянская держава». Роль армян в истории империи
Армянский народ сыграл важнейшую роль в формировании культуры Ахеменидской и Османской империй. Значительный вклад армяне внесли и в историю Византийской империи. Политолог Артур Устян пишет, что Арабский Восток именовал Византию «Армянской державой», а некоторые специалисты считают, что для большей точности Византийскую империю следовало бы называть «Грекоармянской».
Армяне являлись наиболее значительным этносом, исключая говоривших по-гречески, в Малой Азии, отмечал американский историк Питер Харанис. Армянский язык, несмотря на эллинизацию, не уступал греческому в пределах Малой Армении, а в Понте, Армениаке, Халдии, Колонии и Севастии армяне составляли большую часть населения. В X веке половина населения Константинополя – столицы Византийской империи – была армянской. Артур Устян подчеркивает: при учете всех армян империи – монофизитов, павликиан, тондракийцев и халкидонитов – оказывается, что древний народ был господствующей нацией в Византии, несмотря на государственный греческий язык.
Византийская империя представляла собой настоящий конгломерат народов, поскольку охватывала Балканский полуостров, Малую Азию, юго-восточное Средиземноморье: армяне жили вместе с греками, сирийцами, коптами, македонцами и другими. Поселения армян широко распространились по всей Малой Азии, образовав такие фемы (военное-административные округа), как Анатолик, Армениак, Фракисия, Опсикий, Вукелларии, Каппадокия, Харсиана, Колония, Халдия, Месопотамия, Севастия и Ликанд. Их стратиги, то есть командующие, обладали огромной властью: в начале VIII века судьбы константинопольского престола решались в фемах Опсикий и Анатолик, и между их стратигами не раз вспыхивали войны за обладание троном и Константинополем.
Raph Herrera Lomotan. Улица в Константинополе. Фото: artstation.com
Одной из наиболее крупных фем был Армениак, расположенный на востоке империи, к югу от побережья Черного моря: эта фема сложилась в VII веке. Позднее, скорее всего в IX веке, образовались две соседние фемы: Пафлагония, на западе от Армениака, и Харсиан, к югу от него. В Х веке Харсиан играл важную роль, являясь опорным пунктом византийцев в их экспансии на Восток. Наконец, западнее Пафлагонии лежала фема Вукеляриев, в состав которой входил город Анкира.
Малая Азия-Армения дала Византии императоров армянского происхождения, которые были представителями семи династий: Ираклиевской (610-711), Исаврийской (717-802), Аморийской (820-867), Македонской (867-1056), Дук (1059-1078), Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204). Внуки Андроника I Комнина – Алексей и Давид, носившие титул Великих Комнинов, стояли во главе Трапезундской империи, образовавшейся после распада Византии в 1204 году на множество мелких государств.
Все византийские императоры армянского происхождения набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян. Они опирались на «неподкупную и суровую армянскую стражу (гвардию)» и на армянские отряды своих фем. Последние же, в свою очередь, возглавлялись известными Византийскими стратилатами (военачальниками) и полководцами армянского происхождения. Айрудзи – армянскую конницу, бывшую в почете еще со времен Древнего Рима, и армянские отряды, о бесстрашии которых слагали легенды, принимали с большими почестями, давая высокие звания и посты их командирам и поощряя воинов хорошими вознаграждениями.
Провозглашение Льва V Армянина императором. Правил с 813 по 820 гг. Фото: wikipedia.org
Большую роль в жизни Византии играли также армянские чиновники и купечество. Армяне-ученые преподавали в школах, монастырях, университете, писали труды по истории и философии. Представители древнего народа занимали и высокие духовные должности, в том числе и на Константинопольском Патриаршем престоле. Значительную роль в Византии сыграло армянское дворянство – потомки древних родов, которые позднее, войдя в родство со многими известными фамилиями в Европе, вплоть до царских, сыграли известную роль в истории Болгарии, Венгрии, Грузии, Польши, Румынии, России, выдвинув из своих рядов правителей, военачальников, дипломатов этих стран, в том числе и Византийских императоров.
На годы правления императоров армянского происхождения пришлись все контакты с зарождающимся Киевским государством, крещение Руси, а также браки русских князей с византийскими принцессами, пишет Устян. Особую славу приобрели армянские строители, архитекторы, художники, воздвигнувшие множество великолепных сооружений. Храм Святой Софии в Константинополе, являющийся шедевром архитектурного искусства, был построен под руководством талантливых архитекторов Анфимия из Тралла и Исидора из Милета, выходцев из Малой Азии, которые вероятнее всего были армянами. После землетрясения в 989 году храм восстанавливал армянский архитектор Трдат.
Анфимий и Исидор Младший участвовали и в возведении Церкви Святых Апостолов, служившей до XI века основным местом захоронения Византийских императоров и разрушенной в 1453 году после падения Константинополя. Падение же Византийской империи, на престоле которой по различным данным побывало до пятидесяти четырех императоров, имевших армянское происхождение, и которая существовала во многом благодаря армянскому этносу Малой Азии-Армении, отразилось болью в сердцах многих армян той эпохи, и в частности выражалась в поэзии.
Турки взяли Византию.
Мы горько оплакиваем,
Со стоном проливаем слезы
И вздыхаем скорбно,
Жалея город великий.
Братья-единоверцы,
Отцы и возлюбленные мои!
Сочините скорбный плач
О том, что произошло:
Константинополь славный,
Бывший троном для царей,
Как теперь ты мог быть сокрушен
И попран неверными?!»
Армяне в Византии
Армяне в Византии составляли в отдельные периоды наиболее значительное этническое меньшинство. Исторически это было обусловлено нахождением в составе Византии части исторической Армении, расположенной к западу от Евфрата. После раздела Армении в 387 между Римской империей и государством Сасанидов к империи была присоединена часть Великой Армении. В это время и после происходили значительные миграции армян в византийскую Малую Азию, Константинополь и европейскую часть империи. Армяне занимали видное место в составе господствующего класса Византии, из их числа вышел ряд императоров: Ираклий I (610—641), Филиппик (711—713), Артавазд (742—743), Лев Армянин (813—820), Василий I Македонянин (867—886) и основанная им династия, Роман I Лакапин (920—944) и Иоанн Цимисхий (969—976). Согласно подсчётам А. П. Каждана, в XI—XII веках армяне составляли 10—15 % правящей аристократии. Армяне играли важную роль в культурной и интеллектуальной жизни Константинополя.
В начале IV веке Армения приняла христианство и с тех пор церковь превратилась в могущественную организацию, роль которой особенно возрастала в периоды утраты государственной самостоятельности. Армения не признала решений состоявшегося в 451 году вселенского Халкидонского собора, оторвавшись тем самым от церкви остальной части Византии. Хотя Армянская церковь принимала христологическую формулу Кирилла Александрийского, осуждение Халкидонского собора делало её с точки зрения Константинополя монофизитской, то есть еретической. В свою очередь, Армянская церковь считала сторонников Халкидонского собора несторианами, то есть сторонниками осуждённого Эфесским собором (431) ересиарха Нестория. Поскольку государственная служба предполагала принятие государственной религии, большинство известных армян на службе империи были халкидонитами.
Чрезвычайно значительно влияние культуры Византии на становление армянской средневековой культуры. В то же время известно воздействие культуры армян на византийскую культуру.
В области изготовления изделий из серебра византийское влияние на армянское ювелирное искусство впервые обратил внимание французский арменист XIX века О. Каррье. В дальнейшем эта мысль была развита в работах Г. Овсепяна, С. Тер-Нерсесян, А. Курданяна, А. Хачатряна и Н. Степаняна. Тем не менее, согласно А. Я. Каковкину, большинство армянских памятников среброделия в XI—XV веках свидетельствуют, несмотря на наличие точек соприкосновения, о ярком своеобразии и независимости от греческих произведений. Помимо ювелирного искусства, византийские элементы (например, мотив Деисуса) вошли и в другие отрасли изобразительного искусства Армении, в частности, миниатюру. Византийское влияние становится наиболее заметно в миниатюрах Киликийской Армении конца XII—начала XIII веков
В скульптурах же Армении влияние со стороны Византии заметно значительно меньше. С. Дер-Нерсисян считает, что, наоборот, можно найти следы влияния армянской скульптуры в Византии, особенно в памятниках Греции, Македонии и Фракии. Наиболее ранние примеры находятся в Беотии — в церкви Григория Назианзина в Фивах 872 года и в церкви Пресвятой Богородицы в Скрипу 874 года, в рельефах которых встречаются типичные для армянских скульптур мотивы птиц и животных, заключённых в медальоны. Тем не менее, византийские мотивы «императорских орлов» можно найти в скульптурах Звартноца.
Как армяне правили Византией, влияли на Киев и почему переселялись в славянские земли
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Армянская знать Византии
В советское время были популярны итальянские комедии, с которыми публика в СССР начала знакомиться ещё в пятидесятые. Например, можно вспомнить такие, как «Золото Неаполя», «Закон есть закон» и другие с участием комика Тото. Можно только представить удивление итальянцев, когда однажды они прочли в газетах новость: известный комедийный актёр судится с немецким аристократом за то, кто из них — настоящий наследник Византийского престола!
Полное официальное имя Тото, как оказалось — его королевское высочество Антонио Флавио Фокас Непомучено Де Куртис Гальярди герцог Комнин Византийский. Комнины — семья фракийского изначально происхождения, которая, однако, позже смешалась с греческими и армянскими семьями, так что процесс бурно обсуждала европейская армянская династия. Как-то разом вспомнили, что немало знатных византийских родов нашло прибежище несколько веков назад в Италии, а среди них были и. более армянские. Может быть, их потомство всё ещё здравствует?
Так, армянской считается династия Гаврасов — среди них не было императоров, зато хватало полководцев-дук. Македонскую династию, к которой принадлежали императоры Василий I, Лев VI, Александр III, Константины VII и VIII, Роман II и Василий II. Причём дочерью предпоследнего и сестрой последнего была княгиня Киевская Анна, жена Владимира Крестителя, сильно повлиявшая на его политику. Мужчины Македонской династии постоянно брали жён из знатных армянских родов, так что связь с этносом сохранялась.
К знаменитым армянским семьям Византии относились семьи с такими интригующими фамилиями, как Ангелы и Дельфины (по крайней мере, по мнению некоторых исследователей). Ангелы состояли в родстве с Комнинами и некоторое время правили после низложения последних. Несомненно армянское происхождение императорской династии Лакапинов, связанной династическим союзом с Македонской, императора Льва V из рода Арцруни, семьи политиков и полководцев Куркуасы, Криниты и Мосиле. И даже у многих греческих по культуре и самоопределению императоров, полководцев и политиков была мать-армянка.
Откуда армяне взялись в Византии
Армянские земли, плодородные и полные мастеров-ремесленников, были лакомым куском для двух великих держав Востока — Римской Империи (частью которой изначально была будущая Византия, которая, собственно, и называлась не Византией, а Восточной Римской Империей) и Персии. Войны постоянно проходили по армянской земле; армянских князей покоряли, подкупали, сманивали на службу, а часть их вообще относилась индифферентно к вопросу, кому именно платить дань, не веря, что хватит сил полностью освободиться от власти одной или другой крупной державы.
В 395 году восточная часть Римской империи стала фактически самостоятельной. Именно её историки теперь называют Византией. На тот момент в её состав входила западная часть Армении, но в амбиции империи входило и присоединение восточной. Если изначально речь шла просто о притязаниях на выгодный кусок земли, то со временем, когда и Византия, и армяне стали христианами, армян стали рассматривать как наиболее договороспособных союзников. Так что шаг за шагом, но восточную Армению присоединили к западной, выдав в качестве поощрения новой единой Армении столько прав, что она фактически жила как вассал Византии, а не её часть. Выдал ей столько прав, конечно же, император-армянин Ираклий.
Поступивших на византийскую службу аристократов (а удачи искало немало амбициозных армян) отправляли в западные земли Византии, где жило множество непокорных славян, часто — исповедующих язычество. С аристократами приходили их христианские армянские войска, обслуга, искусные ремесленники и семьи всех мужчин, входивших в эти три категории. Таким образом малопокорные славянские (и не только) земли засевали лояльным империи христианским населением, которое, к тому же, немедленно принималось за подъём экономики региона.
План не всегда срабатывал так, как надо. Так, известно, что одно из восстаний болгар возглавил полководец армянского происхождения Гавр, рождённый уже в Болгарии. Однако в целом армянские военачальники славянских земель думали не о самостоятельности, как оставшиеся в Армении князья, как о византийском престоле. Так, например, не зря армянин Василий Македонский носил такое прозвище — он родился в Македонии, как в то время называлась часть Фракии. Не зря ведь их семьи столько сил положили на интересы империи — это давало в их глазах право эти интересы определять. Многие императоры-армяне получали власть через переворот, но это было, в общем, обычно для Византии и точно так же на её престол всходили греки.
Армянские знатные семьи поставляли Византии не только политиков, императоров и полководцев. Многие видные духовные лица Византии происходили из армянских семей: каждая из них считала своим долгом время от времени предназначать одного из своих сыновей для духовной карьеры. Во-первых, чтобы он молился за свою семью. Во-вторых. В руках духовных лидеров в Византии было сосредоточено очень много власти. Такой родственник никогда не помешает.
Как Византия потеряла Армению, и обе очень пожалели
В седьмом веке арабы, которых прежде почти никто не принимал во внимание, приняли ислам, объединились и завоёвывали землю за землёй. К 661 году они установили свою власть над большей частью Закавказья. Все местные территории арабы объединили под названием народа, который воспринимался как из самых влиятельных в регионе – «аль-Арминия». Несмотря на название, в аль-Арминию входили, кроме армянских, земли грузин и азербайджанцев.
Многие армяне стали делать карьеру в халифате, но немало было и недовольных господством иноверцев. Армянская знать поднимала восстания — и это заканчивалось массовыми казнями аристократов Армении. Не все армянские земли, однако, были утеряны Византией из-за арабов. Окончательно империя потеряла их вместе с нашествием турков-сельджуков. В Византии оставалось ещё немало армян, особенно в Киликии, но разрыв с Армений сильно ослабил империю и повлиял на приближение её конца.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Армения и византия история отношений
Возможно, что отстранение старой знати от своих должностей было обусловлено не только материальными интересами клана Комнинов. Непрочное политическое положение Византии требовало стабильности в отношениях с соседними мусульманскими государствами. Комнины понимали, что по велению времени сложились иные реалии международных отношений. Дело в том, что василевсы предыдущей Македонской династии и их военачальники отличались особой жестокостью при подавлении восстаний или в войнах с мусульманскими владетелями.
Высадившись 13 июля 961г. на Крите в заливе Альмирос, византийская армия под командованием Никифора Фоки, будущего императора, расположилась лагерем в местности Финикия неподалеку от Хандака (совр. Ираклион). Сходу взять город не удалось. Византийцы приступили к осаде. Жители Хандака, состоящие не только из мусульман, решили прорвать осаду, видя, что никто не идет к ним на помощь. Тем временем, согласно источнику, двое перебежчиков армян (поскольку греческое население не так активно помогало византийцам, как это описывают греческие авторы) выдали Никифору план прорыва осады, подготовленный горожанами. Сведения предателей помогли византийцам заманить защитников города в засаду, и 40 000 человек были истреблены. Никифор, опьянев от легкой победы, приказал воинам отрезать у убитых головы и принести в походных сумках в лагерь, чтобы получить вознаграждения. В этом мероприятии особенно отличился отряд армян (3, 12). Надо добавить, что истребление жителей Хандака вызвало такой резонанс на мусульманском Востоке, что от антихристианских погромов пострадало большое количество не причастных к этому зверству людей (3, 173).
Что касается личности Хачатура, то в источниках сохранилось мало информации. Кроме того, что он был назначен Романом IV дукой или катепаном Антиохии, известно, что он довольно неудачно воевал против Сельджуков. По крайней мере, византийский придворный историограф Пселл в своих письмах говорит о нем очень враждебно (1, 126).
Как сообщает Пселл, Хачатур занял удобную позицию в решающем сражении (там же). Андроник Дука не решался начать сражение, видя тактическое преимущество противника. Между тем, сам Хачатур по неизвестным причинам не смог или не захотел воспользоваться опасным для противника своим преимуществом. Тем временем, предводитель наемников армии Михаила VII норманнский полководец Роберт Крепин ударил по войскам Хачатура, очевидно, используя тяжеловооруженную норманнскую конницу. Хачатур не стал испытывать судьбу и быстро ретировался с поля боя. Лишившись командования, после непродолжительной схватки бежали и императорские войска (там же).
Вскоре после сражения «к полководцу явился один из конников, ведя за собой какого-то пленного. Им оказался армянин Хачатур». Согласно его показаниям, «во время бегства он упал с коня и свалился в какую-то канаву и спрятался в кустарнике». Его заметил один из преследователей, но увидев слезы, раздел и оставил голого под кустом. Потом его увидел другой воин и, услышав посулы Хачатура о щедром вознаграждении, привел связанного к Андронику (4,187). Дальше следы горе-полководца Хачатура теряются.
Дальнейшая судьба Романа IV достойна пера Шекспира. Приближенные Михаила VII, опасаясь возможности возвращения на престол захваченного в плен экс-императора, приказали выжечь глаза Роману IV. Согласно источникам, палач оказался неумелым и должен был четыре раза опускать раскаленное железо в глаза царю (4, 299).
Как упоминалось выше, после Комниновского переворота 1081г. число представителей старой армяно-византийской знати постепенно сокращалось. Наряду с этим начался исход армян из пределов Византии. Масштабы эмиграции возможно представить на основании немногочисленных документов западноевропейских архивов. Армянское население мигрировало в направлении мелких армянских княжеств Сирии, Месопотамии, Киликии.
После IV Крестового похода вектор миграции перенаправился (в связи с падением армянских княжеств на указанных территориях, за исключением Киликии) в Европу и Причерноморье. Итальянские источники (ДЖ. М. Анджойелло) сообщают о массовом переселении армян в начале ХVв. на территорию Крымского ханства. В 1413г. 80 армянских семейств из Трапезунда и Севастии просили венецианские власти дать позволение переселиться на Крит. Податель петиции Абрам из Антерона уже давно пользовался правами венецианского гражданина (2, 411).
Литература
2. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб, 2007
3. Лев Диакон. История. М, 1988
4. Михаил Пселл. Хронография. 1978