армяк одежда в древней руси

Армяк

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Армяк (первоначально «ормяк») — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.

В России — кучерской кафтан, крестьянская одежда. Известна на Руси с XIII века. Наиболее распространенная верхняя одежда крестьян-мужчин. Армяк представлял собой длинный, теплый, просторный халат без сборок. Подпоясывался обязательно цветным кушаком.

Как правило, армяк носился с поярком (гречником) (шляпа из овечьей шерсти напоминающая пирог-гречник).

Содержание

Этимология слова армяк

Из армяшной шерсти шили армяшные ферези.

Ткань

На Руси выделывался из серой, коричневой или черноватой ткани домашней выделки — армячины или сермяги.

Армяк — особого рода шерстяная ткань, употреблявшаяся в России для приготовления мешков артиллерийских зарядов. Так как ткань эта, находясь в складах, подвергалась сильной порче от моли, то с 1866 года введена для той же цели ткань из шелковых охлопков.

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Армяк» в других словарях:

АРМЯК — муж. армячина жен., татар. кипорная ткань верблюжьей шерсти (подшерстка, пуха), выделываемая б.ч. татарами. Есть весьма тонкая армячина, как меринос, но она сечется. | Шерстяная серпянка, гарусная рединка на пушечные картузы (заряды). | Армяк,… … Толковый словарь Даля

АРМЯК — (киргизск.). Верхняя крестьянская одежда, похожая на халат, шьется из армячины или другой шерстяной ткани. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРМЯК от собственного имени Армения. Ткань из верблюжьей… … Словарь иностранных слов русского языка

армяк — кафтан, армячок, армячишко, одежда Словарь русских синонимов. армяк сущ., кол во синонимов: 6 • армячишко (2) • … Словарь синонимов

АРМЯК — АРМЯК, армяка, муж. Крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРМЯК — АРМЯК, а, муж. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. | прил. армячный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АРМЯК — (Cartouch stuff) (стар.) ткань, из которой раньше шились картузы для пороха. Ткань, несколько плотнее А., употреблявшаяся для той же цели, называлась полустамедом. В настоящее время картузы шьются из амиантина. Самойлов К. И. Морской словарь. М.… … Морской словарь

АРМЯК — скроить кому. 1. Волог. Шутл. ирон. Отказать кому л. при сватовстве. СРНГ 1, 277. 2. Волг. Строго наказать, побить кого л. Глухов 1988, 149 … Большой словарь русских поговорок

АРМЯК — (тюрк.), мужская верхняя длиннополая одежда из сукна. Первоначально ткань из верблюжьей шерсти … Этнографический словарь

армяк — (тюрк.), мужская верхняя длиннополая одежда из сукна. Первоначально — ткань из верблюжьей шерсти … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

Что такое армяк? История и значение слова

«Армяк» в словарях

Довольно часто люди используют справочники, чтобы определить значение слова. Если поискать в толковом словаре, что такое армяк, то можно найти информацию о том, что это верхняя одежда из грубого материала с длинными полами. Она была широко распространена в России XVI-XVIII веков.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Из чего делали одежду?

Для изготовления армяков чаще всего использовалась грубая шерсть или домашнее сукно. Для более обеспеченных слоев населения эту одежду шили из шерсти и подшерстка верблюдов. Такое сукно чаще всего так и называлось – армячина.

Разумеется, сукно могло быть разным – от грубой и плотной ткани, из которых верхняя одежда шилась для самых бедных слоев населения, до тонкого верблюжьего или мериносного полотна, предназначенного для женщин и девушек из богатых семей. Иногда армяки обшивались шелковой нитью и замысловатыми узорами. Чем дороже была армячина, тем виднее и красивее был наряд, тем более обеспеченным был человек, его носивший.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Как шили армяки?

По крою своему армяк сильно напоминал халат – длинный и очень большого размера. Полы такого халата запахивались друг на друга и фиксировались поясом-кушаком. Позднее у этого предмета гардероба появился воротник. Он откидывался на плечи, и своим видом отдаленно напоминал пелерину. Чем пышнее был воротник, тем более значимый социальный статус был у его владельца.

Пуговицы, изобретение сравнительно новое, на одежде появились лишь к концу XVIII века. Тогда же в воротниках стали делать прорези, а в полах появились карманы. Так древние армяки стали все больше напоминать удобные и практичные мужские пальто.

Одежда для всех

Для крестьянина ответ на вопрос, что такое армяк, был простым, – это главная одежда для холодного времени года. Эти накидки были универсальны – их носили и мужчины, и женщины. Но происхождение свое армяк ведет от кафтана – традиционного мужского костюма в средневековой Московии, поэтому следует считать его все-таки мужской одеждой.

Уже в XVI веке наряд стал самой распространенной одеждой не только среди крестьян, но и среди городского населения. А из литературных источников можно узнать, что популярность этого предмета гардероба постепенно ушла на убыль. Уже в XIX веке в накидке можно было увидеть лишь представителей малообеспеченных слоев населения. Чем проще был армяк, чем дешевле была ткань, из которой он был изготовлен – тем беднее был его владелец.

Популярность этого предмета гардероба отражалась и в поговорках. В Вологодской области «скроить армяк» означало отказать парню в сватовстве, «дать армяка» – побить кого-либо и т. д.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Постепенно эта верхняя одежда вышла из моды, а ее место заняли европейские пальто. И сегодня вопрос «что такое армяк» вызывает у наших современников лишь недоумение.

Источник

Что такое армяк?

Верхняя одежда на Руси не отличалась особым разнообразием. Главной вещью для холодного времени года у крестьянина был армяк, его носили не только мужчины, но и женщин. По происхождению и покрою армяк восходил к кафтану, мужской одежде. Но в отличие от последнего, армяк шили из грубой шерсти или толстого сукна.

Известно, что уже в XVI веке армяк носили не только сельские, но и городские жители. Правда, историки говорят о том, что к началу XIX века в армяки одевались лишь малообеспеченные слои населения.

Покрой армяка напоминал необъятных размеров халат. Его длинные полы запахивались друг на друга и подхватывались поясом. Воротник у армяка был широким. Он откидывался на плечи, отдаленно напоминая пелерину. Пуговицы на армяке появились в XIX веке, тогда же на отворотах воротника стали делать прорези. В таком виде армяк больше был похож на современное пальто.

Из-за широкого покроя армяк часто надевали поверх полушубка. Он защищал от ветра и снега. При теплой и влажной погоде поверх полушубка надевали брезентовый плащ.

Наибольшей популярностью армяк пользовался среди ямщиков и городских извозчиков. Мемуаристы пишут, что их даже различали по качеству ткани, из которой был сшит армяк.

«Ваньки» одевали простые армяки и вяленые шляпы – гречневики. Более солидные извозчики ездили в теплых армяках, одетых поверх полушубков, и в овчинных шапках-треухах.

Начиная с 30-х годов XIX века армяк начинают носить представители общественного движения славянофилов. Но появление в такой одежде, например, на балу означало вызов обществу и нередко заканчивалось скандалом.

Известно, что русский философ А. С. Хомяков был подвергнут наказанию за появление в присутственном месте в народном платье и с бородой. В царствование Николая I запрещалось носить бороду, а усы могли отпускать лишь военные. Даже бакенбарды считались привилегией высших чиновников. Поэтому появление Хомякова было воспринято присутствующими как оскорбление.

Никитенко, тогдашний цензор, не без иронии пишет, что одетый в армяк Хомяков «говорил без умолку по-французски, как и подобает представителю русской народности».

В конце XIX века армяк практически исчез из городского быта, уступив место более удобному и практичному пальто.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что такое газ?

Что такое газ? Много веков тому назад в местечке Дельфы в Греции один пастух заметил, что из земли что-то выделялось такое, что заставляло овец вести себя странно, а люди от этого пьянели, речь их путалась. Греки решили, что это был дух какого-то бога, и построили на этом

Что такое мел?

Что такое мел? Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела?А ты знаешь, что вначале мел был животным? В водах океанов существуют различные виды

Что такое ФБР?

Что такое ФБР? ФБР, пожалуй, один из самых достопримечательных и самых знаменитых отделов федерального правительства. Федеральное бюро расследований (это его полное название) было основано в 1908 году как бюро в рамках министерства юстиции США.ФБР призвано расследовать

Что такое рак?

Что такое рак? Вы наверняка знаете из обращений организаций по борьбе с раком и из результатов всех исследований, проведенных в этой области, что это заболевание — самая большая угроза здоровью и жизни человечества. Мы расскажем о раке только в общих чертах, чтобы вы

Что такое ООН?

Что такое ООН? ООН, Организация Объединенных Наций – это уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов.Уже во время второй мировой войны союзники несколько

Что такое НЛО?

Что такое НЛО? Их обычное название — «летающие тарелки». НЛО значит «неопознанный летающий объект». Существуют ли они в действительности? О них написано много книг, и тысячи людей говорят, что видели их, некоторые даже утверждают, что сфотографировали их. И несмотря на то,

Что такое А.М. и Р.М.?

Что такое А.М. и Р.М.? Называя точное время, англичане добавляют к цифрам две буквы латинского алфавита: A.M. или P.M., — которыми они указывают, имеется ли в виду время до полудня или после полудня. Знаете ли вы, какие латинские слова скрываются за этими буквами и что они

«Что такое?»

«Что такое?» В игре принимают участие 5–7 человек. Сначала выбирают ведущего. Оставшись один в комнате, он берет различные не очень мелкие предметы (их количество должно быть кратно количеству играющих), кладет их на стол и накрывает платком.После этого ведущий приглашает

Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо? Название стихотворения для детей (1925) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Крошка сын / к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое / хорошо и что такое /

Что такое год?

Что такое год? Год – это интервал времени, за который наша планета полностью обходит свою орбиту вокруг Солнца. Продолжительность года различается в зависимости от того, берется за точку отсчета при его измерении бесконечно далекая звезда или Солнце. В первом случае

Что такое Бог?

Что такое Бог? Что такое бог? — Все, что видишь, и все, чего не видишь. Сенека (ок. 4 до н. э. — ок. 65 н. э.), философ — стоик Бога не видел никто никогда. Евангелие от Иоанна, 1, 18 Бог — это сфера, центр которой везде, а окружность — нигде. Приписывается философу — пифагорейцу

Источник

Армяк, епанча и охабень
Верхняя одежда древней Руси

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней руси

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

Источник

армяк одежда в древней руси. Смотреть фото армяк одежда в древней руси. Смотреть картинку армяк одежда в древней руси. Картинка про армяк одежда в древней руси. Фото армяк одежда в древней русиmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»).

В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.

Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.

Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».

На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.

К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.

Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).

Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.

Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.

Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.

При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.

Кафтан с воротником-козырем

Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.

Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.

К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.

Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.

Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.

Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.

На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.

Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.

Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.

Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.

Богатым шейным укра¬шением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.

Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.

По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.

Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.

Мужская крестьянская одежда

СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы и, как свидетельствует Достоевский в «Записках из Мертвого дома», заводили себе и некоторые арестанты.

Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести.

Здесь надо предупредить читателя: слово «картуз» в старину имело и другое значение. Когда Хлестаков приказывает Осипу посмотреть в картузе, нет ли там табака, речь идет, конечно, не о головном уборе, а о мешочке для табака, кисете.

Женская крестьянская одежда

Ткани

Напомню вам вот такую версию, что представляла из себя Русь до крещения, а так же Как Россия продавала Аляску и Миф о «Кровавом воскресенье»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *