армянская церковь в дербенте история создания

Армянский храм во имя Святого Всеспасителя в Дербенте

Дербент, Армянский храм
во имя Святого Всеспасителя, XIX в.
Памятник архитектуры федерального значения.

Строительство церкви во имя Святого Всеспасителя в армянском квартале города Дербента на месте, где в начале XIX в. существовала армянская часовня, было начато в 1860 г.

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания
Дербент, Армянский храм во имя Святого Всеспасителя. Вид с севера.

Завершено строительство церкви в 1871 году.

В 1872 году храм был освещен.

В 1888 году с запада к церкви была пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева.

Вся верхняя часть здания построена на средства купца Сергея Качкачева.

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания
Дербент, Армянский храм во имя Святого Всеспасителя. Восточная стена. Крестообразный проем в стене.

С 1970 года начались реставрационные работы по восстановлению храма. В 1980 году эти работы были завершены. и церковь приобрела былой вид.

Церковь была построена по проекту писателя – демократа Г.М. Сундукяна, сосланного в Дербент в 1853 году. За пять лет ссылки Г.М. Сундукян используя технические знания, приобретенные в Петербурге, провел ряд работ по строительству и благоустройству города.

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания
Дербент, Армянский храм во имя Святого Всеспасителя. Южный фасад.

На подиумах по залу представлены медночеканные изделия, балкарская керамика и деревянная утварь горцев.

У входа храма слева установлен стенд, рассказывающий об истории рождения музея.

Источник

Церковь Святого Всеспасителя в Дербенте

Описание

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания

памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич) — армянская церковь в городе Дербент, Россия. Расположена в центре города по улице Кази-Магомеда, д.7.

История

Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян отбывавший в 1850-е годы в Дербенте ссылку. Церковь построена 1870 (по другим данным в 1871) году в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 году к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля.

Постановлением Совета Министров ДАССР № 289 от 15.08.1975 года здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. С 1976 по 1982 год здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).

С мая 2009 года в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию прихожан.

Архитектура

Здание церкви крестово-купольное, размеры 22,5 на 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба поддерживающих двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по 2 ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложным окном. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна.

Источник

Армянская церковь в дербенте история создания

Национальный праздник в стенах храма

Когда Дербент входит в орбиту российского влияния этнический состав города подвергается изменениям. Бурный рост армянского населения, которое «издавна составляет довольно видную часть» относится к XVII-XVIII-ым векам. Поначалу южный народ именуемый дагестанцами «эрмени» прибывают в город исключительно в коммерческих целях, но постепенно начинают тут оседать.

Когда Западный Каспий становится частью Российской империи миграция армян словно наводнение накрывает Дербент. Пётр Великий даёт личное распоряжение генерал-лейтенанту Матюшкину завлекать в город, даруя земли под торговые и ремесленные дворы. С переселенцами власть связывает надежды на развитие новых отраслей хозяйств. Как показывает история вера в этот народ оправдывается стократно, позже в России цветут бизнесы Гукасовых, Лазаревых, Джамгаровых и так далее.

Ориентированность на армян — не случайна. Таким образом Пётр I сравнивает счёт с мусульманами, увеличивая число христиан. Согласно энциклопедии Британника Армения — это первая страна, которая принимает религию Иисуса в IV-ом веке нашей эры. За короткий срок в Дербенте складываются три православные общины: русская, армянская и грузинская.

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания

Армянская церковь в Дербенте

После персидских походов в Прикаспийские области армяне окликаются на призывной голос Петра, сливавшийся с голосом сердец, и спешили целыми семействами переселиться и водвориться в пределы России, получая привилегии от правительства

Армяне, расселившись в районах Азербайджана, Аграхани и Терека страдает от притеснения со стороны персидских властей. Для них покровительство России — это благодать, и они все желают её получить. Для членов русского двора невыносимое положение христиан не было секретом, поэтому они заранее, ещё до похода, включаются в программу заселения территорий Прикаспия. В их лице империя видела бесплатную силу в борьбе против мусульманской Турции.

Судя по письменным источникам, армянские купцы осваивали Кавказ задолго до обоснования. В ХVII вв. армянские купцы были довольно многочисленны в Дербенте и Шемахи, откуда имели возможность через Астрахань вести торговлю с Россией. В первой четверти XVIII в. И. Гербер пишет, что в городе «много купеческих людей из персианов, армянов, грузинов и индийцев

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания

В основном армянское население Дербента промышляет торговлей винно-водочных изделий и виноградарством, но среди них числятся и шапочники, и портные, и печники с кровельщиками. Вообще армяне знаковое событие в жизни империи, ведь с них начинается история изготовления этого напитка в России.

С. Броневский даже отмечает энтузиазм виноделов, которые «торопятся как-нибудь сделать вино и как-нибудь продать сырые плоды», однако лучшее из лучших всё-таки не идёт на рынок, а предназначается «для собственного употребления».

армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть фото армянская церковь в дербенте история создания. Смотреть картинку армянская церковь в дербенте история создания. Картинка про армянская церковь в дербенте история создания. Фото армянская церковь в дербенте история создания

Армянам за пределами Родины удивительно везёт, потому что в Дагестане они становятся настоящими магнатами. Изготовление и торговля алкоголя с точки зрения мусульман считается весьма низким ремеслом. Трудно представить, что дагестанцы, будучи исламистами занимаются продажей горячительных напитков, по шариату — это грех. Поэтому полная монополия над рынком и промыслом становиться явью, а разбогатевшие на этом бизнесе дельцы склоняются перед иконой Иисуса в неистовой благодарности.

Армянское население настолько разрастается, что в пределах города появляется диаспора. Она монолитно проживает около каспийского берега в месте под названием магалы — это район с очень тесными улицами и духом средневекового Востока. Здесь же в XIX-ом веке строится Православная Церковь Святого Всеспасителя.

Источник

Армянская церковь в городе Дербент

Спускаясь с крепости, набрел случайно на армянскую церковь. Ну, и тут они, а:-)
Церковь святого Всеспасителя. Построена она в в 1870 году (да, не очень давно). Но, видать, по ее прямому назначению, удалось ее поэксплуатировать не очень то и долго. Райончик, где она стоит на тот момент (уж не знаю, как сейчас) был армянским кварталом Дербента.
В годы гражданской войны это здание сильно пострадало, повреждены кровля и колокольня. Не знаю, что с ней было на протяжение периода советской власти, но в 1975 году постановлением Совета Министров ДАССР № 289 здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. По 1982 год шли восстановительные работы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размешен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).
То есть, в целом, церковь сегодня служит лишь, как истоорический памятник. Внутри выставлены картины разных эпох, истории армян на Кавказе, народные ковры и другие предметы быта. Но, что удивительно, с 2009 года изредка начали проводить в ней обряды крещения и венчания. То есть, чаще как музей, но иногда оп необходимости используют по прямому назначению.
Увы, я не смогу пофотграфировать внутри оп очень нелепой причине: вход в церковь-музей стоит 10 рублей, я легко оплатил, ибо последняя десятка в кармане была, а вот фотосъемка стоит еще 20 р. Тут уже увы, у меня только 500 р. Сую кассирше, сдачи, естественно, нет. Тут меня жаба и удушила, отдавать за это столько;-) Пришлось не фотографировать. А жаль, внутри тоже было красиво. Ладно, поехали по фото.

Источник

Армянская церковь в дербенте история создания

Спускаясь с крепости, набрел случайно на армянскую церковь. Ну, и тут они, а:-)
Церковь святого Всеспасителя. Построена она в в 1870 году (да, не очень давно). Но, видать, по ее прямому назначению, удалось ее поэксплуатировать не очень то и долго. Райончик, где она стоит на тот момент (уж не знаю, как сейчас) был армянским кварталом Дербента.
В годы гражданской войны это здание сильно пострадало, повреждены кровля и колокольня. Не знаю, что с ней было на протяжение периода советской власти, но в 1975 году постановлением Совета Министров ДАССР № 289 здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. По 1982 год шли восстановительные работы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размешен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).
То есть, в целом, церковь сегодня служит лишь, как истоорический памятник. Внутри выставлены картины разных эпох, истории армян на Кавказе, народные ковры и другие предметы быта. Но, что удивительно, с 2009 года изредка начали проводить в ней обряды крещения и венчания. То есть, чаще как музей, но иногда оп необходимости используют по прямому назначению.
Увы, я не смогу пофотграфировать внутри оп очень нелепой причине: вход в церковь-музей стоит 10 рублей, я легко оплатил, ибо последняя десятка в кармане была, а вот фотосъемка стоит еще 20 р. Тут уже увы, у меня только 500 р. Сую кассирше, сдачи, естественно, нет. Тут меня жаба и удушила, отдавать за это столько;-) Пришлось не фотографировать. А жаль, внутри тоже было красиво. Ладно, поехали по фото.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *