артания это в древней руси
Арсания(Артания) один из центров Древней Руси. Земля Аорсов-эрзя
Арсания или Артания (араб. ارثانية ’Arṯāniya) — по арабским источникам X века, один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород).
«И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау, и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и окрестностей её. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их. Вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов.
— Абу Исхак аль-Истахри, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», 970-е годы.
Сведения восходят к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920 года, и воспроизводятся у его последователей, так называемой «классической школы» географов: Истахри, Ибн Хаукаля, и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси. Сообщается, что арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Куйабу и торгуют свинцом и соболями. Следует отметить, что черные соболи обитают в таёжной части современной России, а именно от Урала до Тихого океана, к северу до пределов лесной растительности, точно так же, черные лисицы обитают в Сибири. Вероятнее же всего, что Арса арабов – это Рязань, или возможно, Арзамас. То есть показаны контакты арсов-эрзя над торговыми путями за Урал, в Сибирь.
Эрзяне, эрзя (эрз. эрзят) — этническая группа мордвы. Язык — эрзянский мордовской группы финно-волжской подветви финно-угорской ветви уральской семьи. Эрзя проживают в основном на востоке Мордовии, в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой. Эрзя относят к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзя, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокша относят к уральской расе, в пределах которой мокша отнесены к субуральскому подтипу.
Аорсы – это одно из скотоводческих восточных сарматских племён, занимавшее территории от Южного Урала до Нижнего Поволжья и Азовского моря. Однако в осетинском языке есть слово Урс (дигор. Уорс), что означает «белый», в основе др.-иранское *auruša — «белый» (арс по-латыни блистающий). Аорсы активно участвовали в жизни Боспорского сарматского царства. И из истории известно: кто контролировал Волгу и Дон, тот контролировал и Кавказ, а не наоборот.
Находки шлемов сарматского типа как одного из элементов защитного вооружения первой половины I тыс. н.э. в Среднем Поволжье единичны. Известно на сегодняшний день 9 шлемов различной сохранности, найденных в Среднем Поволжье, и не менее 23 экземпляров, обнаруженных в Прикамье. И если серия шлемов конца IV – середины V вв. из Прикамья достаточно хорошо знакома исследователям и значительная часть из них опубликована [Генинг, 1963; Бажан, Гей, 1992; Волков, Голдина, 2000], то находки, сделанные в основном в Окско-Сурско-Волжском бассейне, известны гораздо в меньшей степени.
Наиболее ранними из них стали два шлема, найденные в Андреевском кургане на территории Мордовии [Степанов, 1964; 1965; 1980] в погребениях, датируемых I веком н.э. [Гришаков, Зубов, 2009; Зубов) Следует также отметить, что в последнее время грабителями были изъяты еще не менее трех шлемов из грунтового могильника IV–V вв. в Рязанском Поочье (Касимовский район). Два из них (сегментно-пластинчатый с продольным каркасом и железный четырехсегментный с продольно-крестовым каркасом из Т-образных пластин) удалось вернуть государству и в данный момент они находятся на реставрации в ГИМ.
То есть, присутствие сармат в данном регионе несомненно, и связано именно с аорсами-эрзя (арсовыми людьми)
Пургаз (инязор Пургаз, в русских летописях указывается Пургас) — эрзянский военный и государственный деятель первой половины XIII века, эрзянский князь (инязор, оцязор), национальный герой эрзян. Согласно русским летописям, при нём происходила концентрация части мордвы в границах Пургасовой волости. Пуреш (Каназор Пуреш) (? — 9 апреля 1241) — мокшанский царь (каназор), глава раннефеодального политического образования мокшан, (в русских источниках упоминается как «Пурешева волость»), объединявшего ряд княжеств. Имел сына Атямаса и дочь Нарчатку. В русских летописных сводах XII и XIII веков Пуреш упоминается как современник Пургаса и его основной соперник. Атамас же имя древнейшее, встречается и в эллинских мифах.
То есть, еще в 13 в. Эрзя и мокша представляли из себя немалую военную силу, с которой необходимо было считаться.
Все это позволяет считать,что под Артанией-Арсанией следует считать область расселения Эрзя и Мокша. Это показывает о вкладе угорских народов в образование российского государства в его современных границах.
Арса-Артания — древняя держава русов
Тайны древних русов. В средневековых восточных источниках неоднократно упоминается один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород), держава русов — Арса-Арта-Артания. Попытки определить её расположение предпринимались неоднократно. География поиска при этом была широкой, включала всю Восточную Европу и доходила даже до Дании. Наиболее часто Арсу-Артанию размещают в землях Северо-Восточной Руси.
Арса-Артания в арабских источниках
Багдадский географ и путешественник Ибн Хаукаль (X в.) фактически повторяет выше сказанное: «Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужестранцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою».
Географический трактат 982 года неизвестного персоязычного автора – «Худуд аль-алам», отмечает:
Арабский географ Мухаммад аль-Идриси (XII в.) пишет:
Также аль-Идриси составил карту, на которой изображена и Арса.
Особенности Арсы-Руси. От Балтики до Кавказа
Можно выделить несколько особенностей Арсы. Очевидно, Арса – это «Руса-Русь». Это таинственность Арсы-Артании. Она решительно отгородилась от проникновения извне. Неудивительно, что некоторые исследователи стали искать Артанию на Балтике. На острове Руян располагался важнейший священный центр западных русов (ругов, руян). Храм западнорусского (венедского) бога Святовита (Световита). Здесь за столетия скопились огромные сокровища. Кроме того, остров был одним из важнейших торговых центров славян-русов. Храм охраняла особая дружина, состоявшая из лучших витязей-богатырей. И русы самым жестким образом отвечали на любые попытки проникновения на остров.
По карте аль-Идриси понятно, что загадочная Арса располагалась к западу от Волги-Итиля, что исключает рудники Урала. Также очевидно, что Арса-Артания располагалась восточнее Дона-Русии («Русская река»). На юге располагаются области Алания, часть Хазарии, Северного Кавказа (Дербент). Также южнее Арсы-Арты находится и горная система, которую можно отождествить с Главным Кавказским хребтом.
Известно, что на Кавказе добывали свинец, самые богатые рудники — месторождения Садона (Алания – Осетия). Месторождения Северного Кавказа кроме свинца, как правило, содержат и серебро. Тот же Садон своей славой обязан больше серебру, нежели свинцу. На Садоне серебро добывалось и в средневековье. Известия о разработке садонских серебряных руд ставят вопрос, не добывали ли серебро русы Арсы. О добыче серебра у русов сообщает ал-Масуди:
Поэтому было высказано предположение (В. В. Грицков. Киммерийский центр. Выпуск 3. Русы. Часть II. Исчезнувший материк. 1992.), что русы-арсы проживали в районе Северного Кавказа и были родственны аланским племенам (аланам-асам). И русы-арсы и аланы были потомками скифов, которые рядом исследователей считаются прямыми предками славян-русов. Они жили в этом регионе со времен Великой Скифии. О присутствии русов в этом регионе говорят и другие факты. Так среди войска хазарского кагана были русы-язычники. Позже главную роль в армии Хазарского каганата стали играть некие мусульманские наемники-арсии, которых Масуди выводит из окрестностей Хорезма. Восточные источники сообщают и о том, что среди русов были мусульмане (Как русы принимали ислам), которые были профессиональными воинами, и могли служить восточным владыкам. Возможно, что мусульманские воины кагана и были частью принявших ислам воинственных горцев русов-арсов, которые были связаны с Хорезмом не происхождением, а религией.
Тмутаракань или Рязань?
Вопрос о местоположении третьего русского рода вызвал в русской историографии многочисленные и противоречивые предположения. Во многом этот вопрос о трёх государственных центрах Руси был связан с другой проблемой – о происхождении Руси и русов (русских) вообще.
Так, авторы XIX столетия (Френ и др.) предполагали, что Артания — это Эрдзянь (мордовское племя эрзя), имя, сохранившееся в названии Арзамаса. Этой же точки зрения придерживался и Щеглов, считавший жителей Артании финским племенем, но Арту искавший не в Арзамасе, а в Рязани: ««Рязань — это славянская, ославяненная форма этого имени (Арзания). Перестановка букв, согласной наперед, гласной назад — дело обыкновенное у славян в таких случаях». Эту же точку зрения поддержал и великий исследователь русских летописей Шахматов (А. А. Шахматов. Древнейшие судьбы русского племени). Упоминание персидского историка и географа Гардизи XI в. о том, что «в стране славян есть город Вантит», дало повод Шахматову сблизить Вантит с вятичами и объявить Артанию как Рязань, важнейший город славянского племени вятичей. Кроме того, высказывалось мнение, что Артания – это Пермь.
Л. Нидерле предложил, что в слове «Артания» «р» стоит ошибочно вместо «н», и связал Арту-Артанию с именем «антов». Анты жили в IV – VII вв. в Северном Причерноморье, в междуречье Днепра и Днестра. Анты сформировали население Киевщины, Черниговщины и Полесья. Той же точки зрения придерживался и Б. А. Рыбаков. С именем антов связывал Артанию и Пархоменко, но он пошёл дальше, и высказал предположение, что Артания — это Тмутаракань. Ещё раньше эту же идею высказал и Иловайский (Д. Иловайский. Разыскания о начале Руси). Эта теория получила значительную поддержку, так как доказывала существование южного центра государственности русов и давность поселения славян в Подонско-Азовской области. Так эту идею поддерживали исследователи С. В. Юшков, А. И. Соболевский и др.
Некоторые данные позволяют назвать Рязанщину как минимум одним из центров Арсы-Артании. Археологические данные показывают, что Старая Рязань в IX— X вв. уже существовала как город и, следовательно, могла быть одним из центров Руси. Арабские авторы признавали вятичей одним из главных славянских племен. На территории племенного союза вятичей имеется много находок дирхемов (арабская серебряная монета). И эти находки сосредоточены по главной реке вятичей — Оке. Из Артании вывозили чёрных лис и олово — охота на «черных лис» производилась в Рязани еще в XV в., и вблизи Старой Рязани, в районе с. Бестужеве, найдены выходы оловянной руды, в древности разрабатывавшейся. Оловянные изделия известны из Маклаковских курганов этого района XII в.
Таким образом, Арса-Артания, как и Куявия и Славия, была славнорусской державой, созданной в IV в. н. э. Судя по всему, первоначально Артания состояла из нескольких княжеств и занимала большую территорию от Кубани, части Северного Кавказа на юге до Верхнего Поволжья (Рязанщина, земли вятичей), от Днепра на западе и Волги на востоке. В VIII веке Артания под давлением хазар распалась. Часть славян-русов стала частью населения Хазарии (Тайна Русской Хазарии). Очевидно, что некоторые государственные образования (княжества) Артании уцелели. Одно из них, по сообщениям восточных авторов, располагалось между Хазарией и Волжской Булгарией. Позднее, когда Рюрикович объединили Новгород (Славия) и Киев, часть Артании (включая Тмутараканское княжество и земли вятичей) также была включена в новую русскую державу.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Начнем с того, что еще в 9-10 веках арабским ученым была известна третья (по арабскому счету) Русь. Они называли ее Артанией, а столицей называли город Арту, или Арсу. Арта на иранском означает «правда», откуда можно предполагать, что Артания и являлась легендарной страной Правды, где правде молились как божеству. Так вот, на карте Г. Сансона (1688 г.) город Арса показан чуть южнее Золотого озера, из которого вытекает река Обь.
Китайские авторы, по данным отечественного востоковеда Н.В. Кюнера, традиционно считают, что ближайшими соседями Китая еще до рождества Христова были именно предки русских людей. Китайцы подчеркивали их типично европеоидные черты и называли усунями, динлинами, чжурчженями. Бичурин указывает, что последних называли также «нюйчжи» и таким же словом «нуучи» называют русских современные якуты.
Учёные и иследователи о Артании
По-видимому, эту именно сибирскую Русь имел в виду знаменитый картограф 11-го века ал-Идриси, описывая ее под названием «Руссия-Тюрк». Кстати, на старинных картах территория возле Телецкого озера названа Самарией. Следует ли при этом удивляться, что на западе Алтая фигурируют исключительно русские топонимы?
Этимологически понятие Арта восходит к древнеперсидскому «правда»; по-среднеперсидски это слово звучит «ард». Т.е. Правда(истина) была положена в основу формирования общества и государства.
По-видимому, эта же корневая основа «арта», «гард», «ард» положена в название легендарного восточного государства, в котором царствовал пресвитер Иоанн. Безымянный испанский монах-францисканец, написавший в середине XIY в. «Книгу познания», Иоанново царство назвал Ардеселиб, а его столицу Грасионой, т.е. Грустиной.
Артания на старых картах. Города Артании
Выдающимся источником в этом плане являются средневековые западноевропейские атласы и карты, изображающие Великую Тартарию(Mogol Tartarie), в том числе территорию Сибири: карта Фра Мауро (1459), атлас Абрахама Ортелия (1570), карты Герарда Меркатора (1585, 1595), И. Гондиуса (1606), Дж. Кантелли (1683), Г. Сансона (1688) и многих других картографов.
Что же представляла собою Сибирская Русь? Развитым или отсталым было это государство, в шалашах из прутьев, или в городах жили русские сибиряки? О каких городах, вы спросите, речь? Их упоминания встречаются в многочисленных арабских, персидских, китайских, германских, византийских и русских источниках. Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов «до Ермака» можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен.
Издательский дом Блау – Карта Тартарии. Амстердам, 1640-70 гг. Гравюра на меди(фото кликабельно). Здесь мы видим города: Грустина, Камбалык, Серпонов и др. Реки, на которых они стоят: Обь, Томь, Иртыш, Тобол. Видна западная Сибирь: область Тюмен и город Тюмень: Великая Тюмень(Woliki Tumen).
До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Орду-балык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпонов, Коссин, Тером. На самом деле в источниках говорится о сотнях городов, в том числе расположенных на сибирском берегу Северного Ледовитого океана. Названия шести городов на правобережье Оби между устьями Тыма и Ваха я не смог разобрать на фрагменте карты Дж. Кантелли.
Размеры некоторых городов и их возраст потрясают воображение: от 5 до 30 км в поперечнике, от 22 до сотни км по периметру, в стенах от 12 до 40 ворот. Соответственно, население этих городов было многолюдным.
Города соединялись дорогами, оборудованными почтовыми станциями. Вдоль дорог через каждые два метра высаживались деревья. Через реки перебрасывались мосты. Реки соединялись судоходными каналами. Устья многих притоков перегораживались плотинами с образованием крупных искусственных акваторий. Эти акватории возле Грустины и Камбалыка прекрасно видны на средневековых картах. Суда через плотины перебрасывались при помощи лебедочных подъемников.
Контуры Артании могут быть намечены по локализации артанских речек. На многих старинных картах (А. Дженкинсон, 1556 г.; Меркатор, 1595 г. и др.) в низовьях Оби между устьями Иртыша и Сысьвы слева показана речка Артавиша, упоминаемая в книге Сигизмунда Герберштейна о Московии. В самых верховьях Оби, в истоке Бии из Телецкого озера, имеется населённый пункт Артыбаш. Артанские речки трассируют нам контуры гигантской страны, занимавшей весь бассейн реки Оби от истока до устья.
Но наиболее надежно из перечисленных городов локализуется Грустина (Грасиона). Его географические координаты, которые мы снимаем со средневековых карт, до градуса совпадают с координатами города Томска. При этом С. Герберштейн со ссылкой на русских перволюдей, бывавших за Камнем, указывал, что от устья Иртыша до Грустины по Оби два месяца пути. А казаки от устья Иртыша до Томска поднимались за 59 дней (Тобольское дополнение к Большому чертежу).
Томичами наличие древнего города под Томском фиксируется давно, но остается непризнанным. Археолог А. Гаман в 1989-1990 гг. между площадью Южной и деревней Аникино раскопал археологический объект с мощностью культурного слоя 6,7 метра. Слой насыщен угольками, кальцинированными и обожженными косточками, гумусированными остатками, имеются рубленые кости лошади и фрагменты деревянного сруба. Археологи из Томска обсмеяли А. Гамана, но контрольных раскопов так и не провели и, следовательно, методологически неправы.
На древних кладбищах на территории Томска обнаружены сотни гробов-колод без крестиков (это в христианском-то городе), десятки гробов-колод с крестиками, но с сарматским трупоположением на правом виске или с костями домашних и диких животных четырех видов. В конце 19 века на территории Ботанического сада был обнаружен истлевший лиственничный гроб-колода очень, по мнению С.М. Чугунова, древнего вида, в котором было валетом захоронено два человека. Тоже, знаете ли, не по-христиански.
Наконец, под Томском расположен катакомбный город, гораздо более древний, чем сам Томск. Достаточно сказать, что в пещере в береговом обрыве Томи в 1908 году было обнаружено захоронение монгольского воина 14 века (до основания Томска в начале 17 века оставалось около 250 лет).
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Где ты, Артания?
Артания
А что если загадочный Аркаим и есть столица Артании?
Или так?
Версия 1:
Версия 2:
А. М. Карасик.
К вопросу о третьем центре древней Руси
В исторической науке уже около 100 лет обсуждался вопрос о «третьем» центре древней Руси в IX в.
Еще не везде изжитый племенной строй и начатки государственной организации восточного славянства дают основание предполагать существование не трех, а многих центров для той эпохи, что находит подтверждение и в материалах первых русских летописей. Возникновение же вопроса о трех центрах древней Руси восходит непосредственно к арабским рукописям X в. и ими обусловлено. О трех центрах Руси сообщают Аль-Балхи (около 920 г.), Аль-Истахри (около 930 г.), Ибн-Хаукаль (конец X в.) а затем в середине XII в. повторяет Идриси. Можно предполагать, что существовал какой-то рукописный первоисточник этих сообщений, до нас не дошедший.
Наиболее ранний по времени автор, Аль-Балхи, сообщает следующее: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, [живущее] дальше первого, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле. Только они отправляются по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец».1)
В Куябе большинство историков видит Киев, а в Славии — Новгородскую землю. Вопрос же об Артании до сих пор не разрешен и вызвал самые противоречивые предположения. Среди этих предположений наибольшее внимание привлекли видевшие в Артании: 1) Арзамас (Френ. д’Оссан, П. Савельев); 2) Рязань (А. Шахматов, Д. Щеглов); 3) Пермь (Рено, Д. Хвольсон); 4) Тмутаракань (В. Пархоменко, Д. Иловайский, С. Юшков, В. Мавродин); 5) город в Крыму (А. Соболевский); 6) скандинавский или датский город (Ф. Вестберг), 7) город на Волге выше устья Оки (П. Смирнов) и, наконец, 8) видевшие в Артании имя антов (Л. Нидерле, Б. Рыбаков).
Арабские сообщения не дают почти никаких сведений о местонахождении Артании, что позволяет поместить ее в любом месте Восточной Европы. Одни историки в своем объяснении загадочной Артании следовали за весьма неясными указаниями арабов о ее географическом расположении, другие также шли путем догадок, исходя из фонетики самого слова. [305]
Для объяснения сообщения арабов не был использован третий метод — изучения смыслового содержания слов Артания и Арту и выяснения их языкового происхождения.
Тания (tanya) на угрском наречии означает местоположение, логово, местожительство, что могло иметь значение, также и «страны», «родины».
Ар (цr) означает «защищенный», «огражденный». Нет уверенности в том, что Артания в первоисточнике читалось, как одно слово. Ведь некоторые рукописи дают чтение «Тания», опустив «ар».
Арту (цrt) значит «крепость», «сторож».
Как видно, эти слова имеют определенное смысловое содержание и относятся к одному из наречий угрского языка. По своему содержанию эти слова вполне отвечают тому, что говорят арабские рукописи: «мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле».
«Артания» — не собственное имя, не географическое понятие. «Артания» означает — «страна на запоре», «туда никого не пускают». Артания не могла быть определенным термином у арабов. Практически пользоваться этим географическим обозначением нельзя было. Это слово попало в арабские рукописи случайно от какого-либо купца — эрзи, мордвина, буртаса или другого представителя одного из угрских племен, обитавших на средней Волге или на Оке. В этом широком районе жили народности, говорившие на угрских наречиях, а названия их городов носили явные следы угрских корней. Но ни города Артания, ни такой страны история не знает. Артания — нарицательное слово. По нему нет возможности определить страну или город, которую смутно предполагали арабы, не понимая этого слона и не зная, о какой стране идет речь.
Артания — Русь Арийская
По другим версиям, «Артанией» называлась территория от Тамани до Оки. Правы и те и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» ( Арсании, Артании ), одного из трёх Русских государств упоминаемых ранними Персидскими и Арабскими географами ( начиная с IX века ), наравне с двумя другими русскими государствами – Куявией и Славией.
Первым, кто упомянул о стране Артании, как об «Острове Русов» был Арабский историк – Ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании – Арты ( по данным некоторых исследователей Арта распологалась на стыке рек Оки и Пры ). Арабские купцы, которые покупали товары у Русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар ( особенно мечи ), на что им отвечали – «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших в Мире ( даже лучше Дамасских клинков ). Весь секрет был в особой ковке и Мещёрской болотной руде, в которую Русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки. Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованные пластины назывались – Плака. Меч выкованный из такой стали можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «Плака» хранились в тайных подвалах Арты и были стратегическим металлом для всей Артании.
Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из Квасного хлеба, который назывался – Артусъ. Когда этот Великолепный Русо-Арийский напиток Квас нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние Эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?». На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в Древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем – Артос.
Поздее, в иудохристианской религии этот квасной хлеб, освещаемый на Пасху как Плоть Иешуа га-Машиаха (Иисуса), так и именовался – Атра. Ибо именно этим хлебом на Тайной Вечере Иисус делился со своими товарищами. Кстати, именно из-за этого хлеба произошёл раскол в иудохристианской религии, между Востоком и Западом. Однако, вернёмся к древней Артании.
Столицей этого Великого Русо-Арийского государства был красивейший город «РЪШАНЬ» ( Рашань, Расань, Резань, Рязань ) стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки, недалеко о места впадения в неё реки Прони. Сами иностранные авторы этого города не видели, так как, Русы-Ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Либо, сами осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт – Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее, через речку Пару к Волоку, а оттуда, через речки Пожва и Воронжец ( Воронеж ) в Дон. Однако, этот путь тщательно охранялся Белопоместными Казаками из полковых Городищ ( как правило, такие Городища назывались – Шилово, а позднее, просто – Казачьи ), и не один инородец не мог по нему пройти незамеченным ( впоследствии эти «Казачьи Городища» стали «засечной линией» между «диким полем» и Русью ).
Соответственно все те описания, которые есть в мировой истории касающиеся страны «Артании», были сделаны с чужих слов. Отсюда и искажения в произношении этого названия, и его месторасположения, однако, даже сегодня, Русских во всём мире называют – «РАША» ( РАСА ) и «РАШАН» ( Народ РАСЫ ), что прописывается очень даже очевидно в более древних упоминаниях: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании – «РАСЕНЫ», как частички своей Родины ( Рода Белой Расы ).
Именно Расены ( по утверждению Италийских историков ) пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной, получившие в последствии имя – Этрусски. ( В Италии до сих пор распростронена фамилия Разини ). С Древнерусского, слово «Резань» можно перевести, как – Кусок Родной Земли. В этом смысле, именно «Великое Рязанское княжество» можно считать приемником Русо-Арийской традиции, где центром этой Арийской земли продолжал оставаться город Резань ( в буквальном смысле – кусок Родной земли ), сейчас это городище «Старой Рязани» на высоком берегу реки Оки. Это утверждение базируется не только на вышеуказанных доводах, но и на древнерусских литературных источниках, в летописях которых, начиная с XI века, Рязанское княжество уже упоминается как – Великое. В Рязанской Мещере даже озёра имеют название – Великие. Думаю, что вы сами понимаете, что подобного статуса за короткое время, да и к тому же, без более древней исторической основы, добиться практически невозможно. Это, должно было уже сидеть в традиции соседних племён и родов, которые безоговорочно отдают пальму первенства, пусть даже и родственному, но другому княжеству.
Ещё раз позволю себе напомнить читателю, что одним из подтверждений того, что Рязанская земля является Духовной наследницей Древней Руси, служит Арийский сватический знак – Ярга. В устной мифологии, древних преданиях, а так же, в литературе и в среде широкого круга исследователей русских народных традиций, средоточием Арийского Ярго-Свастического узора считается именно Мещера и Рязанский край, как центр Арийской культуры и Древнерусской Духовной Ведической традиции. И неспроста бытует мнение и делаются выводы, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.
На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти Яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением, безусловно являясь украшением в экспозиции Государственного Русского музея. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров с применением, как левосторонних, так и правосторонних Яргических свастик. В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла.
В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском и о более позднем – Лвове-Волынском ( современный Львов был основан Рязанскими воинами как крепость, на пути своих передвижений на Запад, и гораздо позднее Старого Рязано-Арийского Львова ). Так же есть упоминания в русских летописях и о таких древних городах, как – Переяславле-Залесском, Переяславле-Роуськом под Киевом и Переяславле-Рязанском на Трубеже.
К тому же, именно Черниговщина всегда ассоциировалась в летописях, как – Русь, а не Киев. И именно в Чернигов приходили княжить из Мурома и Рязани, как в свою Дедину, князья Роуськие. Даже сам Путь из Арты на Запад и обратно, как главная водная артерия Русичей-Расенов назывался – АртаРус. В Английском языке это понятие сохранилось в слове «Artery» – водная артерия, транспортная магистраль, главный путь. А в Немецком языке слово «Artend» означает – быть похожим, унаследовать черты. Стало быть «Артания», когда-то давно, была общей Родиной для всех Словяно-Ариев, а ПоОкская земля являлась Первоистоком расселения Рода Белой Расы.
На Древних Восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется как – «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура ( 30 тысяч лет до нашей эры ), у Западных специалистов имеет название – Виллендорф-Костёнковская культура. Учитывая тот факт, что Русо-Арии пришли в эти земли, в период последнего оледенения, с Урала ( Рипских или Репейских гор ), то всё встаёт на свои исторические места, и в вопросе определения Артании, как Арийской Державы, и Арты, как Духовного центра Древнерусской Ведической культуры. Ведь Репей – ещё один Ярго-Свастический знак в Арийской традиции. Знак Репей очень хорошо вписывается в замысловатый узор называемый – Репейки. Подобные узоры «Репейки» издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах ( неся в своём переплетении особый сакральный смысл ), ткани с таким символичный орнаментом назывались – Репейчатыми. К тому же, о том, что исконными землями Артании, являются территории от Урала до Днепра, говорит тот факт, что этот обширный район просто изобилует топонимами и гидронимами с чисто Русо-Арийской корневой основой «АР» и «РА».
Однако, упоминания об Артании, как о древнем государстве, есть не только в Арабских, но и в Византийских источниках. Так, патриарх Никифор, в своей краткой истории, за 764 годом, упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, в следствии чего эти земли покинуло 208 000 Словян, Аланов, Гуннов и Болгар. Котрые, по утверждению святейшего Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием Арабского полководца Мервана в 737 году. Эти многочисленные переселенцы с Балкан располижились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и войдя в состав Артании, как равноправные члены Рода Великой Расы, пополнив ряды Белопоместных Казаков на «засечной линии» и по водному пути Артаруса. Кстати, ещё у древних Шумеров Бог Воды ( Водяной ) именовался – Арсанис.
А у Тюркских племён «Артана» – это земля за Таном ( За Доном ). Ну, а если брать более ранние источники отождествления земель ЗаДонья ( до Оки ) с каким-либо народом, то у древних историков эти земли очень конкретно ассоциировались, с так называемыми – Будинами, коих, ещё в VI веке до нашей эры Древнегреческий странствующий поэт и философ Ксенофан описывал, как – высокий, голубоглазый, рыжеватый и открытый народ.
А если верить Геродоту, то Будины – это очень древний и многочисленный народ, проживавший севернее Гелонов, на востоке граничащий с Савроматами, а на западе с Неврами. Древняя Ведическая Культура Будинов ( Русо-Ариейского народа ) относится к Трипольской археологической культуре, которая своими корнями близка к Тибетской, Ближневосточной и Североафриканской культурам, на что указывает Космогонический взгляд Образного видения структуры Мироздания родственных традиций, проявившихся в ярго-свастических орнаментах и почитании одних и тех же Богов. Схожий орнамент и культурные традиции прослеживаются и в Микенской культуре, где присутствует всё тот же ярго-свастический узор.
Упоминания о переселенцах Расенах из Артании до сих пор сохранились по всему Средиземноморью, как на Ближнем Востока, Северной Африке, так и в Европе. И это не только Расены из Этрурии и Троады. В частности, в современной Испании, в провинции Кастельон есть очень старое автономное общество – Артана. Точно такое же общество ( коммуна ) существует и во Франции, с тем же названием – Артана. А в древней Греции такая община-коммуна называлась – СпаАрта ( Спартания или Спарта ). И неспроста, именно династия Спартакидов очень долго главенствовала над Греческими колониями почти по всему побережью Русского ( Чёрмного ) моря.
В Древнерусской Ведической традиции есть слово «Ю-РЕЗАНЬ», которое имеет очень сакральное значение для Русо-Арийского народа, где буквица «Ю» обозначает – Принадлежность Рода Расы Великой к высшему Божественному состоянию Духа, как неведомой Силы струящейся в его Крови, в виде – Родовой Памяти. О том, что Рязанская земля ( Артания ) является Духовным центром Русо-Арийского Народа, говорится практически во всех Ведах. В частности, в Махабхарате и Ригведе, Великая страна Арьянам ( Артания ), как земля Священного Брахмы, располагается между реками Ранха-Ганга ( Волга ) и Ямуной ( Окой ), а на Курукшетре ( Курском поле ) находился святой Алтарь Брахмы ( Камень-Алатырь ), куда приходили Мудрые Брахманы. В Авесте страна Артьяна-Ваэджа располагалась между морем Ворукаша и морем, в которое впадала река Ранха. Так же, в этих Ведических эпосах есть и название реки Синдху ( Дон ), берущей своё начало недалеко от истока реки Ямуны ( Оки ) и впадающей в Червоное ( Красное ) море, где живёт славный народ Синды и располагается город – Синд ( Анапа ). После всего этого повествования, стоит лишь перечислить, взятые из Махабхараты, названия рек, упоминающихся в разделе «Хождение по криницам», где есть описаны более 200 названий водоёмов Волго-Окско-Донского бассейна. Вот лишь несколько наименований этих рек ПоОчья, над коими не властно время тысячелетий: Акша ( Акша ), Апага ( Апака ), Арчика ( Арчиков ), Асита ( Асата ), Ахалья ( Ахаленка ), Ванша ( Ванша ), Вадава ( Вад ), Вамана ( Вамна ), Варадана ( Варадуна ), Вараха ( Варах ), Кавери ( Каверка ), Кумара ( Кумарёвка ), Кушика ( Кушка ), Париплава ( Плава ), Плакша ( Плакса ), Сита ( Сить ), Сома ( Сомь ), Сутиртха ( Сутертки ), Тушни ( Тушина ), Ушанас ( Ушанес ), Шона ( Шана ), Шива ( Шивская ), Якшини ( Якшина ) и т. д.
АРТА – божественность. Принадлежность к Божественному Роду. Отсюда Благославление на добрые дела – «Арга», и название Арийских Духовных Родовых центров – Аргаимы. Отсюда понятие – «Сварга Небесная». Отсюда и название Священного Древнерусского города – Арта ( Божественный ). У Парсов «Арта» ( Аша ) – Божественная истина, порядок, справедливось. На Латыни «Arte» – тесно, плотно, искренно, глубоко, строго, сдерживать, стоять сомкнутым строем, а так же, «Arte» – это искусство, мастерство, творчество. Все эти значения достались Римлянам от Этруссков.
Более того, принято считать, что город Рим стоит на реке Тибр, однако это не совсем так. Рим построен на стыке двух рек, как и было положено строить города в древности Русо-Ариями. В Тибр, чуть ниже острова Тибра впадала река Арта ( в более поздней транскрипции – Artia, Aptia, Anio ). В Арту впадала речка – «Crabra» ( река Шершней, ибо «Крабиръ» на Древнерусском, как и на Латыни – Шершень ).
Но и это не всё. Хоть со временем, река Арта стала именоваться, то Артиа, то Аптиа, то Анио, а в конце концов, и вовсе получила имя своего притока – Крабра, она не потеряла своего Этрусского исторического имени. Осталась дорога, которая вела к реке от восточных ворот города, с названием – «Via Artia» ( дорога Арты ), к которой примыкала – «Via Latina» ( дорога Латинян ). Позднее дорога Арты стала называться – Аппиевой. Этрусски ( Расены ) пришли в Италию из Артании, отсюда и название реки – Арта. В память о восточной Родине – Артании ( Расены ). И то, что дорога «Via Artia» берёт свой путь с востока и пересикается с «Via Latina» очень символично.
У Итальянцев до сих пор сохранилось древнее предание о мосте через речку Арта, который очень часто в половодье обрушивался, пока однажды в него не заложили жену одного из строителей, после этого мост уже стоял долгие века, его лишь переодически трясло от рыданий и проклятий несчастной женщины.