артефакты древней руси до крещения
Скрываемые артефакты цивилизации русов в Галилее
На территории Израиля на шоссе, проходящем между городом Бет-Шеаном (Скифополем) и иорданской границей находится кибуц Маоз Хаим.
В 1974 году там началось строительство армейского укреплённого пункта, в результате чего строители обнаружили развалины каких-то строений. Пол был украшен прекрасно сохранившейся мозаикой.
Несмотря на то, что мозаичный пол был почти сплошь покрыт свастичными знаками, прибывшие на место археологи сразу же отнесли это строение к синагоге.
Скрываемые артефакты цивилизации русов в Галилее
Потому что, говорят они, там было одно изображение, похожее на изображение меноры — семисвечного светильника — символа иудаизма.
В Торе написано, что Яхве приказал своим адептам изготовить подсвечник для украшения своего переносного храма, тоже специально изготовленного на время, пока он 40 лет лично занимался перевоспитанием евреев в пустыне. Иудейские раввины утверждают, что менора — символизирует «преемственность поколений еврейского народа от Моисея».
Однако, известно, что евреи — народ очень молодой, и, как любой молодой народ, практически все свои символы, «знания» и некоторые мировоззренческие концепции позаимствовали у более древних и, соответственно, более развитых народов.
Скрываемые артефакты цивилизации русов в Галилее
Творчески их переработали и выдали за своё, в чём можно легко убедиться, если даже почитать только Ветхий Завет, книгу Бытия. Да и ультра-ортодоксальные иудеи придерживаются мнения, что ветви настоящей меноры не округлые, а прямые.
В последнее время появилось уже достаточно много информации, доказывающей, что единственным источником знаний и основой земной цивилизации являлись славяно-арии, колонизировавшие нашу планету более 500 тысяч лет назад.
Так что вполне возможно, что найденное здания синагогой никогда не было, а если и было, то использование в таком количестве славяно-арийских символов в иудаизме в очередной раз доказывает, что современная картина мира, которую нам рисует официальная наука, имеет очень мало общего с реальностью.
Славяно-арийские символы можно увидеть и во дворце римского прокуратора Иудеи Ирода Великого (73-74 гг. — 4 г. до н.э.).
Это ему приписали печально известное библейское «избиение младенцев», хотя, даже по данным официальной истории, он умер за 4 года до рождения Христа и, соответственно, не мог сделать то, что ему приписывает «святая книга».
Ирод был идумеянином.
Может быть, всё дело в том, что идумеи, мягко скажем, недолюбливали иудеев за то, что те выдавили их с родной земли — Ханаана? И при каждом удобном случае мстили им. Последние относились к идумеям с не меньшей ненавистью.
Виллы с мозаиками со славяно-арийскими символами есть и в городе Кесария. Ирод якобы так назвал его в честь римского императора (кесаря) Октавиана Августа, который передал этот город Ироду, как якобы ранее утерянные иудеями земли.
Мозаичная роспись зданий, которые учёные относят к древним (до VII в н.э.) Византийским церквям, расположенным на территории Израиля, тоже содержит множество славяно-арийских свастичных символов.
Древний галилейский город Сепфорис или Сефория (сейчас Ципори), значительная часть которого в настоящее время пока находится под толстым слоем грунта, также хранит в себе и «римские» виллы и, соответственно, «римские» мозаики. Самая знаменитая находится на вилле, которую сейчас называют «вилла Дионисия».
Она была построена в начале III в н.э. Судя по богатству отделки и планировке здания, вилла принадлежала правителю города или провинции. Вилла была двухэтажной, была построена по последнему слову «римской» техники и состояла из множества помещений, внутреннего двора, обрамлённого колоннами, и имела многочисленные подвалы. Но самым впечатляющим оказался её пол.
Мозаика на полу помещения (длина 6 м) изображала пир Дионисия.
Чтобы её сотворить, мастера использовали 1,5 миллиона мозаичных камешков 28 цветов. Уцелела она лишь потому, что в 363 году вилла была полностю уничтожена сильнейшим землетрясением, и мозаичный пол был погребён под руинами.
Большие фрагменты пола были разрушены, из четырёх женских ликов по краям сохранился лишь один, и его называют Галилейской Моной Лизой из-за необыкновенной красоты.
Кто она, мы никогда не узнаем.
Есть предположения, что мастер изобразил прекрасную хозяйку этого прекрасного дома.
В 1996 в Израиле открыли ещё несколько прекрасных мозаик на «римской» вилле III в н.э. в древнем городе Лидда (сейчас Лод). Общая площадь мозаик 10×18 м.
На мозаиках изображён так называемый бестиарий — изображения разнообразных птиц, рыб и животных. В центре находится большой восьмиугольник, в котором тоже выложены животные, но дикие — лев и львица, слон, жираф, носорог, тигр и дикий бык.
Отдельная мозаика посвящена морским рыбам, на ней же изображены два римских торговых судна.
К этой коллекции можно добавить и этот русский самовар:
Недавние находки археологов, которые изменили представление об истории древних славян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Давно уже удалось вычислить примерное время, с которого история славян начинается отдельно от народов, имеющих изначально то же самое происхождение. Но какое место можно считать очагом зарождения именно славянских культур? Карты раскопки таких предположительно раннеславянских и протославянских культур, как пшеворская, зарубинецкая и чернолесская, при наложении друг на друга дают некоторую точку вероятного пересечения в прошлом, и это пересечение примерно приходится на Волынскую область Украины, часть большого региона Восточной Европы, известного как Полесье.
Вряд ли славянские народы и культуры сформировались в одном-единственном поселении Полесья, но то, что поселение и предметы в нём находятся именно в той волшебной рассчитанной географической и временной точке, “откуда пошли славяне”, очень волнует.
Берестяные грамоты Новгорода
Анализ грамот не только дал узнать многое о повседневной жизни жителей Новгорода, но и развеял миф о том, что церковнославянский язык или некий язык в его основе был некогда общим для всех древнерусских княжеств. Сейчас уже мало кто вспоминает эту теорию, но в неё верили довольно долго. Так вот, выяснилось, что новгородцы говорили на некоем древнерусском наречии, которое отличается и от языка киевских записей, и от церковнославянского, зато по многим параметрам похоже на “московский русский”, тот, от которого произошёл современный русский язык.
Кстати, по самым актуальным гипотезам, в новгородской земле словене тоже были чужаками и тоже пришли туда на финно-угорские земли с запада, вдоль берега Балтийского моря.
Збручский идол
По одной из гипотез, Збручский комплекс святилищ мог быть основан по указу Владимира Святого в те времена, когда он ещё находился в религиозных исканиях, то есть попросту был язычником и искал, каких богов привлечь на свою сторону, чтобы сакрализовать свою власть. Однако эта гипотеза очень мало популярна, хотя и привлекательна.
Збручский столб и его точное значение в культе славян украинского региона не даёт покоя исследователям до сих пор. Есть, например, версия, что на столбе в иллюстративной форме изложен большой миф о том, как устроена вся вселенная: мир богов, мир людей и подземный мир.
Могильные курганы Гнёздова
Например, в могильных курганах Гнёздова под Смоленском, которые начали потихоньку раскапывать уже во второй половине девятнадцатого века, нашли молоточки Тора и другие чисто скандинавские обереги. В то время, как в начале девятнадцатого века было принято оспаривать теорию активного присутствия скандинавов в древнерусских княжествах, после подобных находок его пришлось признать.
Возможно, кстати, что могилы с варяжскими оберегами принадлежат в большинстве своём славянам, которые просто активно заимствовали у знакомых элементы их культуры. Кстати, только во времена вероятного активного присутствия варягов среди славян в древнерусских захоронениях стали класть мечи.
В плане материальной культуры существовало и обратное влияние славян на скандинавов. Правда, оно связано не с древнерусскими княжествами, а с племенем ободритов (бодричей), откуда привёз двух жён один из шведских королей, тесть Ярослава Мудрого. Одна из этих жён стала законной королевой и задавала тон в бытовых привычках и этикете. А вот языковых заимствований при этом между скандинавами и славянами практически не происходило, если не считать имён собственных.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вещественные артефакты двоеверия.
Мнимые и настоящие.
Оглавление
О двоеверии
«Два лика Перыни». Художник Иванов В.Б
Нужно предположить, что принятие христианства произошло не сразу, не вдруг и не повсеместно( см. статью «Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез.»). Понадобился большой промежуток времени и смена одного, или нескольких поколений людей, что бы христианство стало господствующей религией среди всего населения, а не только среди элиты и городского населения. Сколько лет прошло со времени Крещения Руси до того момента когда окончательно сформировалось народное православие можно только предполагать. В любом случае это был длительный процесс «вбирания в себя» новопринятым христианством некоторых языческих ритуалов и верований.
Интересно было бы понаблюдать, шаг за шагом, как именно происходило «вбирание в себя». К сожалению, по большей части, мы можем видеть лишь результаты. Еще остались различные поучения и проповеди христианских священников, касающиеся этого вопроса, но они носят характер критики различных ритуалов, которые проводили христиане, и которые можно было расценивать как языческое наследство. Например, ритуалы похорон и тризны по умершему.
Так что мы можем наблюдать уже результаты синкретизма, явные или неявные. Например, в традиции устных заговоров очень часто встречаем воззвание как к Солнцу, к Луне так и, одновременно, к различным христианским святым. Но, наряду с этим есть интересные археологические находки, датируемые первыми веками христианства на Руси. Которые, можно предположить, прямо демонстрируют самое начало процесса синкретизма.
Артефакты мнимые. Змеевики.
Амулет змеевик.
Амулеты –змеевики. Замечательное, яркое явление в истории Руси. Это, как правило, круглый медальон подвеска, и, как правило, из металла. На лицевой стороне изображался христианский святой, с внутренней нечто страшное, человек или голова с многочисленными змеями исходящими, похожее на изображение Медузы Горгоны или некое змеиное гнездо. Вокруг «змеиного гнезда» наносилась формула заговора от болезней и мора, чаще всего на древнегреческом, реже на древнерусском языке, так называемая hystera-формула.
Распространены змеевики на Руси были чрезвычайно. И в домонгольское время и после. Среди самых разных слоев населения. И среди элиты и среди простых людей. Вот этими змеевиками потрясают как знаменем апологеты «неправильного двоеверия». Ведь действительно на этом амулете мирно уживаются канонические мотивы христианства и совершенно явное, в страшных змеях, язычество. Можно даже встретить мнение о том, что змеевики это некий славянский амулет, и что до принятия христианства вместо канонических христианских святых на их месте изображалось некое славянское божество.
Ученые то же пишут об этих амулетах, как о явном знаке бытовавшего «народного православия».
В книге Т.В. Николаевой и А.В. Чернецова «Древнерусские амулеты – змеевики» прямо пишут « Сочетание на амулетах канонических иконографических мотивов с нехристианскими ярко характеризует древнерусское «бытовое православие», тот сложный синкретизм христианства и народных верований, который получил в церковно-учительной литературе название «двоеверия».
Не мне спорить с этими учеными. Тем не менее, при взгляде на змеевики так и хочется сказать « А ведь не наше это все!». Почему так? Давайте посмотрим на некоторые факты.
Змеевики появляются на Руси с ХI века ( напомню, крещение Руси – 988 год, а христианство пришло на Русь гораздо раньше). Считается наиболее вероятным, что их привозят на Русь греки из Византии. Греки и раньше прибывали на Русь в большом количестве, да и славяне бывали в Византии, и то же в большом количестве. А змеевиков раньше ХI века вроде нет, почему? Можно предположить что это связано с принятием христианства. Приняли от греков христианство, так почему не принять и змеевики? И можно предположить, что змеевики это импорт, заимствование, никак не связанное с традициями славянского язычества.
Как и почему появились змеевики у греков? Этот вопрос нас сейчас не интересует (по мнению некоторых ученых и в Византии змеевики были заимствованным артефактом). Важно, что змееподобные чудовища порождение не славянской культуры и к славянскому язычеству отношения не имеют. Хотя конечно эти амулеты надо считать артефактом двоеверия ( существует версия о связи змеиной части амулета с апокрифическими учениями), но все же не русского. Длительная история змеевиков на Руси показывает, что с ними не очень то и боролись, не смотря на всякие змеиные ужасы, вернее борьба нарастала со временем, в начальные века православия к змеевикам относились совершенно так же, как и к другим христианским символам. Все таки от греков пришло, так что вроде как правильное и полезное.
Да, змеевики как иллюстрация нашего народного православия вещь сомнительная. Может быть есть что то еще? Есть.
Артефакты настоящие. Крестовключенные лунницы.
Академик Б. А. Рыбаков также полагал крестовключенные лунницы языческими амулетами. Но наполнял их космогоническим смыслом «Луна и Солнце», «День и Ночь».
Б. В. Сапунов полагал крестовключенные лунницы артефактом синкретизма в православии русского народ.
Не мне спорить с такими выдающимися учеными как Рыбаков и Даркевич. И, все же попробуем возразить.
Сами лунницы амулет языческий, с этим не поспоришь. Амулет женский и связанный скорее всего с Луной ( читайте подробно в статье Луннарные знаки у восточных славян.). Лунницы чрезвычайно распространены в среде восточно славянских племен. Находят их везде и много.
Но крестовключенные подвески-лунницы датируются с XII-ХIII века. Уже сменилось несколько поколений людей со времени Крещения Руси. Православие распространено повсеместно и не добралось только до самых глухих лесных углов. Так с какой такой стати должны появляться новой формы языческие амулеты?
А вот стоит нам предположить, что это вполне себе христианские кресты, в которых ремесленники хотели учесть и традиции предков, ведь лунницы это широко распространенные женские языческие украшения, так все сразу встает на свои места. Интересно было бы предположить еще и то, что крестовключенные лунницы в качестве христианского символа носили только женщины. Но нам это неизвестно.
Что еще говорит в пользу того, что крестовключенные лунницы это прежде всего христианский крест? Конечно это раскопки мастерских. Например раскопки мастерских в Старой Рязани. Старая Рязань, перед тем как ее разорили, перебив всех жителей, и сожгли татаро-монголы в 1237 году, была христианским городом, с христианским населением. Тем не менее в мастерских среди преимущественно христианский символики находят и традиционные языческие обереги и амулеты.
Та самая лунница с крестом из мастерской селища Минино. Показаны следы соединения моделей..
Т. е. вышесказанное можно понимать как то, что мастер ювелир, прямо в этой мастерской мог создать ( скорее всего не сам придумал, делал по виденным или привезенным образцам ) подобное украшение. В этом изделии мастер слил воедино символ христианской веры (уже не новой в то время) и языческие традиции славянских женских украшений.
Подводя итог скажу что на основании датировки археологических находок, на основании раскопок мастерских можно сделать вывод что крестовключенные лунницы это и есть обвеществленный сплав христианства и былого язычества.
Кресты тельники, крестовключенные и крестовидные подвески.
Это очень большой класс археологических находок. Нет не так. Это целая вселенная! Если смотреть каталоги находок и собраний крестов XI – XIII веков, то нельзя не поразиться разнообразию форм и вариантов.Как правило эти находки относят к христианским крестам. Но некоторые из них, помимо крестовключенных лунниц, выглядят очень необычно. Не буду давать комментарии, так как не обладаю нужными знаниями.
Давайте посмотрим на некоторые из них. Фотографии и классификация крестов взята из книги С. Н. Кутасова, А. Б. Селезнёва «Нательные кресты, крестовключенные и крестовидные подвески», под редакцией д. и. н. А. К. Станюковича. Эта книга еще хороша тем, что там приводятся датировки.
1. Крестоспиральные. Выглядят такие кресты достаточно необычно. Форма вызывает вопросы и очень интересна тем, что легко сопоставляется с формой известных славянских ( вятичи) трефовидных подвесок. Так называемых трефовидных, основным элементом которых является спираль. Как всегда есть мнение, что крест на таких подвесках не несет в себе христианскую символику, а есть символ чисто языческий, но датировка и форма креста скорее говорят за то, что это именно христианский крест, дополненный традиционным украшением, бытовавшим ранее или в то же время.
Еще два варианта крестовключенных подвесок. Могутовское городище, XIIв..
2. Крестосолярные. Крестовключенные подвески такого вида очень схожи с часто встречающимися в язычестве солярными символами. Только форма креста может говорить о том что это все же христианский символ, который, что для нас важно, может одновременно толковаться и как языческий.
На фотографии ниже еще варианты крестов из «Каталога нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIII в.в.». Авторы Кайль В. А., Нечитайло В. В..
Различные крестовидные привески, которые нельзя однозначно охарактеризовать как христианский крест и которые, скорее всего таким крестом являются.Интересно опять увидеть спиральный узор, такой же как на трефовидных подвесках. Из книги «Тысячелетие креста». Авторы А. К. Станюкович, И. Н. Осипов, Н. М. Соловьев.
Интересная форма. Интересный орнамент..
Нательный крест. XII – XIII вв. г. Суздаль. Рис 9 Каталог «Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника»
Еще существует огромная группа монетовидных привесок с самой разнообразной стилизацией крестов. Из книги М. В. Седовой «Ювелирные изделия древнего Новгорода ((X-XVвв)
Кабаний клык с христианской надписью.
Недавно, прочел книгу «Мифологический мир древних киевлян», автор Боровский Я. Е.. Для человека интересующегося данной темой эта книга не несет ничего нового и особо интересного. Но вот для массового читателя вполне себе подходит.
Подробнее об этом городе прочитайте самостоятельно, но об одном факте я напишу. Дело в том, что во времена татаро-монгольского нашествия, нашествия Батыя, в 1238 году город был уничтожен и сожжен и, как и в Старой Рязани, на этом месте люди больше не жили. Поэтому раскопки в этом месте, которые начали их еще в конце XIX в., представляют огромный интерес для науки и уже принесли много интересной информации.
Так вот предмет разговора это обнаруженный кабаний клык с надписью «Господи, помоги рабу твоему Фоме». Особый интерес в том, что явно языческий амулет дополнен канонической христианской формулой. Сочетание замечательное и говорящее само за себя. Почему?
В язычестве вообще, и у восточных славян в частности, существовал культ диких животных – кабана (вепря), медведя, волка, тура. Что касательно кабана, то о его языческом почитании говорят многочисленные находки, например в захоронениях ( амулеты) или находки целых дубовых стволов священных деревьев, с вбитыми в них кабаньими челюстями. Поэтому, с большой степенью вероятности можно предположить, что кабаний клык, о котором мы здесь говорим, был изначально языческим амулетом. Потом, видимо после принятия христианства, хозяин амулета дополнил этот клык канонической христианской формулой. Вполне в духе двоеверия. Когда понятия предыдущей веры инкапсулируются в новую. Великолепная иллюстрация двоеверия.
Амулет из Новгорода.
М. В. Седова, в статье «Амулет из древнего Новгорода» ( Советская археология, № 4, 1957 год) описывает интересную находку, которую можно отнести к артефактам двоеверия.
При раскопках в древнем Новгороде, в 1953 году, был найден амулет. Он представлял из себя неолитический наконечник копья, заключенный в подобие медного футляра. На медном футляре изображен восьмиконечный православный процветший крест.
По существу этот амулет имеет много общего с кабаньим клыком из Вшижа. В этом случае мы так же можем предположить изначальную языческую направленность амулета в качестве «громовой стрелы» и дальнейшую его доработку медным чехлом с процветшим крестом после принятия христианства.
М. В. Седова считает данный амулет «…еще более ярким свидетельством двоеверия горожан…»
Еще одна интересная деталь состоит в том, что под одним из венцов сруба были обнаружены четыре детских черепа, судя по всему, определенные туда в качестве «строительной жертвы». Это дало повод М. В. Седовой считать этот сруб домом колдуна – волхва.
Заключение
В заключении хочу сказать, что почти все, что было написано в этой статье, касается домонгольского времени. Можно заметить, что пришедшее на Русь христианство придало новые направления творчеству людей. Заставило искать такие формы в которых оказались бы слиты вместе новое христианство и традиционные, уходящие в прошлое верования. И, можно сказать на примере крестовключенных лунниц, такие формы достигнуты были.