артиллерийский музей история здания
История музея
«Великий государь по имянному своему указу сего мортира переливать не указал 1703 году». Эта надпись высечена на бронзовой мортире, отлитой в 1605 г. мастером Андреем Чоховым с пушечным литцом (то есть литейщиком) Проней Федоровым. А само орудие стало первым экспонатом богатейшей в мире коллекции памятников военной истории, хранящейся ныне в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).
Днем его рождения считается 29 августа (по новому стилю) 1703 г., когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный цейхгауз для хранения древних артиллерийских орудий. Вначале это было небольшое деревянное здание, затем — кирпичное. Туда доставлялись на хранение «для памяти на вечную славу» отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность. Заведовать цейхгаузом был назначен майор артиллерии С. Л. Бухвостов — легендарный «первый российский солдат» «потешных» войск юного Петра, зачисленный в 1687 г. в Преображенский полк.
Открытию цейхгауза предшествовал сбор во всей Российской империи ценных экспонатов — «достопамятных» и «курьезных» орудий. Например, 6 декабря 1702 г. царь издал указ, адресованный гетману Украины И.С. Мазепе, в котором говорилось: «Во всех малороссийских городах масжеры (мортиры. — Авт.) и пушки медные и железные и всякие воинские сенжаки (знаки. — Авт.) осмотреть, описание и расписки прислать». Подобные указы были разосланы и другим воеводам. Так, во исполнение указа Петра I смоленский воевода П. С. Салтыков прислал 30 пушек и 7 мортир. Известно, что царь иногда лично осматривал старые орудия, подлежащие переливке, и наиболее ценные из них приказывал отправлять в цейхгауз. О том, какое значение придавал он этой коллекции, свидетельствует следующий факт. После поражения под Нарвой русская армия остро нуждалась в новой артиллерии. Для изготовления орудий пошло в переливку множество старых пушек, даже со звонниц церквей и монастырей снимались колокола. И все же некоторые образцы из коллекции цейхгауза, в том числе и мортиру 1605 г., царь решил сохранить для потомства как «достопамятные» предметы.
Пополнялись и коллекции цейхгауза. Так, в 1718 г. генерал-фельдцейхмейстер (главный начальник артиллерии) Я. В. Брюс приказывает артиллерийской канцелярии: «Которыя есть мортиры медныя до сорока лет оных брать (для переливки) не повелено. ». В соответствии с этим указанием в 1719 г. взято в Преображенском и Семеновском полках 8 пушек и «за их службы» передано на вечное хранение.
В 1722–1723 гг. русские купцы Петр Барсуков (Борсуков) и Филимон Аникеев выменяли у шведов чоховский «Царь Ахиллес» (1617), привезли в столицу, выгрузили на Троицкой пристани, откуда комендант крепости полковник Бахмиотов (Бахниотов, Бахмеотов) доставил его для хранения с другими старинными орудиями в цейхгауз.
В 1723 г. стокгольмский купец Иоганн (Яган) Прим приобретает в Швеции и ввозит в Россию русскую пушку времен Ивана Грозного «Инрог». Артиллерийская канцелярия в распоряжении на поставку орудия в цейхгауз прямо указывает на его дальнейшее предназначение: «Оная пушка в артиллерию не требована и впредь не может быть действительна, но куплена оная только для одного курьезу и видя, что она русская старинная».
В 1725 г. по распоряжению артиллерийской канцелярии составляется опись всему собранному, упорядочиваются способы его хранения. Через пять лет отдается распоряжение о перевозе военных исторических памятников, имеющихся в других городах, в том числе и в Москве, в Петербург.
Значительный вклад в систематический и централизованный сбор и хранение всех «инверторских, курьёзных и достопамятных вещей» внёс глава артиллерийского ведомства генерал-фельдцейхмейстер граф П.И. Шувалов. В соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны Канцелярией Главной артиллерии и фортификации 28 июня 1756 г. было разослано приказание, которым предписывалось: указанные вещи собрать и сдать артиллерии подпоручику Меллеру, а ему по приёме поставить в покоях, находящихся в Литейном доме Санкт-Петербурга подобрав помещение и составив подробную опись. 14 ноября того же года последовало распоряжение о разборе и доставке достопамятных предметов и учреждений духовного ведомства – исполнителем был подпоручик Иван Кропотов, которому инструкцией предписывалось «находящиеся в разных местах латы, кольчуги, ружья и другие достопамятные вещи по разборе отправлять в Москву для хранения при артиллерии в нарочно на то утверждённом месте».
Первый заведующий хранилищем достопамятных предметов подпоручик И.И. Меллер (впоследствии генерал-аншеф, главный член канцелярии артиллерии и фортификации с 1783 г. исполняющий обязанности генерал-фельдцейхмейстера) сыграл значительную роль в собрании, учёте и сосредоточении инверторских (новоизобретённых, опытных) и достопамятных орудий в Санкт-Петербурге.
В 1776 г. генерал-фельдцейхмейстер князь Г.Г. Орлов на свои средства построил «в пользу артиллерии» на Литейном проспекте трёхэтажное здание арсенала, в котором второй этаж выделялся для собрания достопамятностей, получивший название Достопамятный зал.
С этого времени собрание начинает быстро расти и к концу XVIII в. в нём насчитывалось до 6000 экспонатов. Подобной коллекции предметов вооружения в то время не было ни в одной стране мира. Но это было ведомственное собрание закрытого типа. Доступ в него был возможен в каждом конкретном случае только по специальному распоряжению.
В 1817 г. было издано первое описание Достопамятного зала на русском и французском языках, составленное П. П. Свиньиным, а в 1832 г. полковник Главного артиллерийского управления Эрдман подготовил первый рукописный путеводитель. К 1860 г. собрание Достопамятного зала насчитывало более 10 тыс. предметов и было размещено в 19 залах и комнатах арсенала, построенного и подаренного артиллерийскому ведомству Г.Г.Орловым.
В процессе реформ государственного аппарата в 1864 г. здание это было решено передать в ведение министерства юстиции и разместить в нем окружной суд. Судьбу собрания исторических ценностей было предоставлено решать специально созданной комиссии, состоявшей из людей случайных и равнодушных к отечественной военной истории. Решение комиссии поставило Достопамятный зал на грань гибели. Предполагалось распределить музейные предметы по 17 учреждениям (вплоть до придворных конюшен и бутафорской части императорских театров), а многие экспонаты распродать или уничтожить. С 1865 по 1868 гг. несколько тысяч исторических памятников пролежали в не приспособленных ни для хранения, ни для осмотра помещениях.
О варварском обращении с реликвиями российской воинской славы и ценнейшими историческими памятниками стало известно императору Александру II, и только его энергичное вмешательство спасло собрание Достопамятного зала от окончательной утраты. По-настоящему музейная жизнь собрания началась с 1868 г,. когда часть здания арсенала Петропавловской крепости — Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла — была отведена для размещения военно-исторических коллекций. Для тяжелых орудий выделили часть внутреннего двора.
Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», затем — Артиллерийским музеем (АМ), а с 1903 г. — Артиллерийским историческим музеем (АИМ).
Огромную роль в судьбе музея сыграло его участие в Политехнической выставке, устроенной в Москве в 1872 г. к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Артиллерийский отдел выставки, в котором было представлено значительное количество музейных предметов, получился одним из самых богатых. Экспозиция давала систематическую и полную (для того времени) картину развития артиллерии в России с древнейших времен и вызвала восхищение императора и высших государственных и военных сановников. С этого времени Артиллерийский музей стал известен широким кругам русского общества, а по окончании выставки превратился в общепризнанное единственное всероссийского значения хранилище — музей памятников вооружения.
В 1872 г. заведующим музеем был назначен талантливый военный историк капитан Н.Е.Бранденбург (впоследствии генерал-лейтенант). Этот человек обладал неординарными способностями и фундаментальными познаниями во многих областях исторической науки. Он поставил перед собой задачу превратить музей в подлинно научное учреждение. Его стараниями были созданы специальные архивы и историческая библиотека, издан систематический каталог, что повысило научную значимость музея. Фонды пополнились большим количеством экспонатов.
В 1873 г. АМ принял архив Главного артиллерийского управления (документы по истории артиллерии XVII — начала XIX вв.). В 1879 г. была основана научная библиотека. Велись научное описание и систематизация коллекций, были подготовлены и изданы каталоги.
Музей участвовал во Всемирной выставке в Вене (1873), Всемирной выставке в Париже (1900), в выставках «Исторические и современные костюмы» (1902), «Детский мир» (1904) и др. Он оказывал значительную помощь в создании других музеев (полковых, Суворовского, Войны 1812 г., Кавказского, музея Академии Генерального штаба).
В 1889 г. праздновали 500-летие русской артиллерии. Местом для этого торжества был выбран Санкт-Петербургский артиллерийский музей «как специальное замечательнейшее в своем роде древлехранилище артиллерийских памятников, начиная с XV в., являющееся ближайшим представителем всей исторической жизни нашей артиллерии». Юбилей всколыхнул интерес к музею как верховных правителей России, руководителей артиллерийского и военного ведомств, так и всего русского общества. Практически не было ни одной мало-мальски заметной газеты, которая не откликнулась бы на это событие. Увеличился приток посетителей, для которых залы музея были открыты три дня в неделю, а для слушателей военных академий, юнкеров, кадет и нижних чинов — и в воскресенье. Библиотека и архив музея стали доступны для его работников ежедневно, кроме воскресенья. Ими пользовались офицеры полков и бригад — в первую очередь составлявшие истории артиллерийских частей, а также гражданские историки и исследователи.
В декабре 1903г. музей торжественно отметил свое 200-летие. Это событие широко освещалось многими периодическими изданиями того времени. Например, «Санкт-Петербургские ведомости» в номере от 22 декабря 1903 г. сообщали: «21 декабря под председательством генерала от артиллерии, члена военного совета, заслуженного профессора Н.А.Демьяненкова в помещении артиллерийского исторического музея состоялось торжественное собрание по случаю 200-летия со дня основания музея».
К началу ХХ в. Артиллерийский исторический музей становится крупнейшим музеем русской армии, в котором сосредоточились военные и художественные ценности, связанные с историей всех родов сухопутных войск России. В марте 1912 г. Государственная дума утвердила штат музея. АИМ, оставаясь в ведении Главного артиллерийского управления, стал самостоятельным учреждением, увеличилось финансирование, были расширены музейные площади. К концу 1912г. музей имел 5 отделов: русских памятников (военно-исторических), русских общеисторических памятников, иностранный (в основном трофеи), доисторический (материалы раскопок Н.Е.Бранденбурга), новый (модели, знамена, приборы и др.).
Налаженный ритм работы музея окончательно сломала февральская революция 1917 г. Немцы рвались к Петрограду, и Временное правительство распорядилось о срочной эвакуации ценностей в глубь страны. В список для эвакуации включен был и АИМ. Одна из причин — бронза, из которой были изготовлены старые орудия. Она являлась стратегическим металлом, в котором Германия испытывала острую нужду. Местом временного размещения музея выбрали Ярославль. 25 сентября 1917 г. три баржи, груженные самыми ценными орудиями и другими экспонатами, а также архивом, были отправлены из Петрограда в сопровождении прапорщика Курышева и трех канониров 1-й тяжелой артиллерийской бригады. Они оказались людьми государственными, самоотверженно хранившими достояние державы до окончания всех военных и революционных катаклизмов. Всего было эвакуировано около 75 % музейных фондов, включавших в то время более 70 тыс. предметов и 200 тыс. архивных дел.
И все же главная задача, стоявшая в смутное время перед «хранителями вечности» — спасти, что имели, — была выполнена. Богатства удалось не только в основном сохранить, но и приумножить. Благодаря их стараниям в АИМ были переданы наиболее ценные предметы из 27 музеев прославленных полков русской армии (Преображенского, Семеновского, Измайловского и др.), а также фонды Военного историко-бытового музея. Позднее в музей поступили реликвии Гражданской и советско-финляндской войн.
Новое поколение музейных работников продолжило дело своих предшественников в грозные годы Великой Отечественной войны.
В это время произошли важные организационные изменения: приказом министра Вооруженных сил СССР от 21 ноября 1946 г. АИМ был выведен из подчинения Артиллерийскому комитету Главного артиллерийского управления и передан в систему Академии артиллерийских наук (ААН). 24 ноября того же года в музее была открыта выставка реликвий Великой Отечественной войны. Посетив ее, президент Академии артиллерийских наук, действительный член АН СССР генерал-лейтенант А.А. Благонравов очень тепло отозвался о деятельности Артиллерийского исторического музея, отметив, что большое внимание к экспозициям музея со стороны военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны и всех граждан СССР — награда за самоотверженный труд работников АИМ по сохранению всего богатства музейных ценностей во время войны, приумножению исторических памятников за счет собранных на фронтах реликвий, раритетов и трофеев, восстановлению экспозиций после возвращения из эвакуации и созданию новых уникальных экспозиционных комплексов.
Положительным следствием перевода АИМ в состав Академии артиллерийских наук стало принятие нового штата и нового Положения о музее, благодаря чему была получена возможность более автономно решать вопросы научно-экспозиционной и научно-исследовательской работ, поднимать сложные научные и научно-практические проблемы. Началось более глубокое изучение фондов музея в целях составления и издания специальных каталогов, научной обработки музейных предметов, их систематизации и всестороннего описания. Исследовались вопросы хранения экспонатов в целях определения оптимальных для этого условий. При систематизации выявлялась необходимость пополнения фондов и целесообразные варианты экспонирования. Активно стали включаться в научный оборот документы архива и исторических фондов музея. Возродилась целенаправленная издательская деятельность. Большой объем научно-исследовательских работ проводился по заданию Академии артиллерийских наук. Так, с 1948 г. ААН приступила к изданию многотомного труда по истории отечественной артиллерии, и разработка ряда тем была поручена сотрудникам АИМ.
Вместе с тем при включении в систему ААН профиль музея был определен как чисто артиллерийский. В связи с этим музей лишился значительного количества ценных исторических экспонатов. Так, в соответствии с обоснованием ААН министр Вооруженных сил СССР санкционировал передачу в Эрмитаж знаменного собрания и Главному интендантскому управлению — всего имущества бывшего Интендантского музея. Вслед за тем в другие организации из фондов музея было передано собрание портретов и бюстов, изображавших лиц дома Романовых, большое количество предметов, относящихся к военной медицине и санитарии, бывшая императорская коллекция предметов обмундирования и снаряжения, головных уборов, графики, три тысячи предметов Суворовского собрания, коллекция предметов религиозного культа и др.
В 1963 г. Артиллерийский исторический музей принял фонды Центрального исторического военно-инженерного музея. Инженеры пришли к артиллеристам с богатейшими фондами, которые накапливались и обрабатывались более 150 лет. Особую научную и художественную ценность представляют макеты, демонстрирующие расположение и действия войск в важнейших боевых операциях Северной войны 1700–1721 гг., Отечественной войны 1812 г., русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и др.
В 1965 г. в состав Артиллерийского исторического музея вошел Военный музей связи. Среди ценнейших экспонатов экспозиции, посвященных истории развития военной связи, — первый в мире электромагнитный телеграфный аппарат, изобретенный русским ученым П. Л. Шиллингом в 1832 г., и первый в мире радиоприемник, продемонстрированный А. С. Поповым в 1895 г., а также буквопечатающий телеграфный аппарат Бодо, по которому передавался акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии в 1945 г. Музей стал именоваться Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).
В 1991 г. ВИМАИВиВС принял экспонаты мемориального Дома-музея М. И. Кутузова из польского города Болеславца (Бунцлау). Они получили вторую жизнь в Кутузовском зале. Центральным звеном экспозиции является реконструированная комната, где провел свои последние дни великий русский полководец. В ней находятся принадлежавшие ему предметы и подарки прусского короля Фридриха Вильгельма III.
Особый интерес посетителей вызывает внешняя экспозиция музея, открытая после реконструкции в ноябре 2002 г. Основная ее часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. Ее формирование велось более полувека — с начала 50-х г. XX столетия, при активной помощи ГРАУ. Внешняя экспозиция составляет единый архитектурно-художественный ансамбль со зданием Кронверка. Она уникальна по своей полноте, исторической и научной ценностям. На открытых площадках размещено около 250 единиц артиллерийских орудий, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия — от древних до самых современных: самоходных, буксируемых и зенитных, предназначенных, в частности, и для стрельбы ядерными боеприпасами.
Создается филиал Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи — Музей истории кадетских корпусов России. Он расположен в историческом центре Санкт-Петербурга — в здании Мальтийской капеллы, построенном в 1800 г. выдающимся зодчим Джакомо Кваренги и входящем в комплекс зданий Воронцовского дворца, где размещался Пажеский Его Императорского Величества корпус. В экспозиции музея будет отражена история кадетских корпусов до 1917 г., кадетских корпусов русской эмиграции, военных спецшкол, подготовительных училищ, суворовских и нахимовских училищ советского периода, кадет-ских корпусов, создаваемых в настоящее время.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи расположен на территории Кронверка — памятного места петровского Санкт-Петербурга. Кронверк был изначально создан как элемент фортификационной системы Санкт-Петербургской крепости, а с середины XIX в. существовал и развивался как крупный самостоятельный элемент градостроительной среды города на Неве. К сожалению, историческая судьба Кронверка гораздо менее известна, чем история создания и развития Петропавловской крепости.
Кронверк (в переводе с немецкого — «укрепление в виде короны») был построен в 1705–1708 гг. как вспомогательное деревоземляное укрепление Санкт-Петербургской крепости со стороны суши.
Он должен был прикрывать крепость с севера во время возможного нападения шведов. Кронверк неоднократно перестраивался и укреплялся на протяжении всего XVIII в. Фортификационная история сооружения связана с именами Петра Великого, генерал-фельдцейхмейстеров графа Б.-Х. Миниха, принца Людвига Гессен-Гомбургского и графа П.И. Шувалова, инженера генерал-майора А.П.Ганнибала и многих других выдающихся военных и государственных деятелей.
К концу XVIII в. Кронверк утратил свое фортификационное значение. В 1796 г. на его территории был построен Артиллерийский парк, состоявший из дощатого сарая и двора, обнесенного палисадным забором, а также деревянный инженерный дом на каменном фундаменте. С 1797 г. по распоряжению императора Павла I в Кронверке начались восстановительные работы, был утвержден проект «возобновления старого Кронверка» и уже через два года укрепления были приведены «в должный вид». 9 января 1800 г. Кронверк посетил император Павел I. В 1801 г. началось сооружение каменной гауптвахты и порохового погреба. Для сообщения с Санкт-Петербургской крепостью через Кронверкский пролив был построен наплавной мост.
В июне 1808 г. министерство коммерции открыло в Кронверке судостроительное и мореплавательное училище, куда принимали детей служащих Партикулярной верфи и пансионеров из купеческих детей. Бастионы Кронверка сдавали всем желающим под сенокос. В 1810 г. на территории гласиса (земляная пологая в сторону противника насыпь) разместились военно-сиротские отделения, переведенные из артиллерийского госпиталя.
Ранним утром 13 июля 1826 г. после совершения акта гражданской казни на территории Кронверка были повешены декабристы М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель и К.Ф.Рылеев.
По предложению Императорской Академии наук, в 1829 г. на территории Кронверка планировалось построить магнетическую обсерваторию для наблюдения магнетических явлений в природе, однако ее строительство так и не было осуществлено.
В 1842 г. на территории гласиса был устроен городской «водяной курорт — заведение минеральных вод», в 1844 г. началась разбивка Александровского парка (в честь св. князя Александра Невского), который был открыт 30 августа 1845 г.
Решение о строительстве каменного Кронверка было принято в 1848 г. в связи с волной прокатившихся по Европе революций. Вместе с другими мерами по предотвращению распространения «революционной заразы» должны были способствовать крепости, возведенные в Киеве, Севастополе, Измаиле, Бобруйске, Динабурге, и в первую очередь в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.
18 марта 1849 г. император Николай I утвердил проект каменного двух-этажного арсенала в Кронверке. Проект подписали военный министр А.И.Чернышев, инспектор по инженерной части инженер-генерал И.И.Ден, директор Инженерного департамента генерал-лейтенант А.И.Фельдман, начальник чертежной Инженерного департамента генерал-майор К.Ф.Постелье, заведующий работами инженер-полковник И.Ф.Иокиш, архитектор Инженерного департамента коллежский асессор П.И. Таманский.
В 1851 г. была окончена забутовка фундамента и выведен гранитный цоколь арсенала, а 21 августа 1851г., накануне 20-летнего юбилея официального восшествия на престол Николая I, состоялась его закладка.
В фундамент при этом заложили медную вызолоченную доску с надписью и по одной монете каждого достоинства того же года. Строительство велось из кирпича и путиловской плиты. К 1853 г. были возведены стены средней части здания, а в 1854 г. — левое крыло. По северному берегу Кронверкского пролива проложили набережную дорогу.
В конце 1853 г. Николай I посетил строительство и остался доволен величественным видом строящейся крепости, которую он приказал именовать «Новым арсеналом в Кронверке». Император объявил всем строителям высочайшую благодарность, а рабочим приказал выдать по 50 копеек серебром.
В связи с началом Крымской (Восточной) войны по приказу Николая I Санкт-Петербургская крепость и Кронверк были приведены в боевую готовность. Наблюдение за работами было поручено великому князю Николаю Николаевичу. В Кронверке разместили 41 пушку 24- и 18-фунтового калибра. По нижнему этажу арсенала были подготовлены помещения для солдат, исправлены пороховые погреба, валганги (верхняя часть крепостного вала) и брустверы, въезды на мосты прикрыты палисадами. На мостах, ведущих к воротам Кронверка, сделали раздвижные части. Для сообщения с Санкт-Петербургской крепостью был устроен деревянный неразводной мост. Вместе с тем работы по строительству самого арсенала не прекращались. В 1853–1855 гг. возведены новые ворота Кронверка. Строительство арсенала завершилось в ноябре 1860 г.
В плане и с внешней стороны здание имеет вид огромного подковообразного равелина с амбразурами и бойницами: окна-бойницы для двухъ-ярусной артиллерийской стрельбы и бойницы для оружейной стрельбы. Длина арсенала по оси равна 472 м, стены по наружному фасаду достигают толщины 1,8 м, по внутреннему — 1,3 м.
Внутренние помещения Кронверка были декорированы в дворцовом ложноготическом стиле. Внутренняя планировка и архитектурное оформление здания различны. Высокие, строгие по архитектуре залы 3-го этажа богато оформлены сложной штукатуркой и лепными деталями. Соединительные боксы в зоне лестничных клеток выделены художественными металлическими решетками. Верхний и нижний этажи образуют галереи, средний этаж является антресольным.
Над главным входом в здание укреплена чугунная доска с надписью: «Главным наблюдателем работ был генерал-адъютант Фельдман, а производителем полковник Иокиш». Под аркой восточного крыла арсенала изображен герб Российской империи, а на чугунных досках — годы строительства здания «1850–1860». Над соответствующей датой — бронзовые вензеля императоров Николая I и Александра II.
Главный вход в здание открывается художественно оформленным вестибюлем и аппарельной (с пандусом) лестницей, предназначавшейся для подъема орудий. Пандус из двух пологих лестниц, полукругом сходящихся на площадке перед входом третьего этажа, иногда называют «Золотой горкой». Название это появилось в связи с пышным убранством лестницы в дни празднования 500-летия русской артиллерии в ноябре 1889 г.
В процессе строительства, а также в связи с появлением нарезной артиллерии, развитием военного дела и новых форм ведения боя здание арсенала утратило свое фортификационное значение.
К концу 1861 г. были завершены работы по возведению стены, замыкавшей двор с юга, пристроенных к ней со стороны двора строений под мастерскую и провиантский склад. Вдоль стены провели углубление русла Кронверкского протока на 1,8 м ниже ординара, а перед главными воротами соорудили гранитную пристань с поворотным краном грузоподъемностью до 25 т. От наружных углов здания вдоль протока возведены были чугунные решетки с фонарями на столбах.
В 1862 г. вместо деревянного моста на плотах, соединявшего Санкт-Петербургскую крепость и Кронверк, началось строительство каменного 12-пролетного (с одним разводным пролетом) по проекту инженер-полковника Алексеевского. Мост соединял правый фас бастиона Анны Иоанновны с правым крылом Нового арсенала и был закрыт для свободного прохода. По мосту на территорию Кронверка доставлялось вооружение большой тяжести. Мост просуществовал до 1910-х гг.
В 1865 г. вокруг двора арсенала для перемещения пушек и другого вооружения был устроен железнодорожный путь (его фрагменты сохранились до настоящего времени).
Как уже отмечалось выше, с 1868 г. часть здания в нижнем и антресольном этажах восточного крыла была отведена для размещения военно-исторических памятников, находившихся с середины XVIII в. в арсенале на Литейном проспекте.
С 2000 г. на территории Кронверка ведутся археологические иследования. Во время раскопок были обнаружены остатки землянок и братские погребения первых строителей и защитников Санкт-Петербурга. В нижних слоях, на территории, называвшейся в XV–XVI вв. Фоминым островом, располагалось несколько крупных селений новгородского и московского периодов развития Приневья. В XVII в., в шведский период, на острове размещались крупные дворянские усадьбы (мызы), а также несколько хуторов. Археологические раскопки последних лет позволяют говорить о реальной многовековой истории этой местности, начиная не только с Ниена и Ниеншанца, но с более раннего дошведского периода. Подобных археологических комплексов на территории Санкт-Петербурга до настоящего времени не было обнаружено.
За 300 лет своего существования Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи стал одним из крупнейших военно-исторических музеев мира, национальной гордостью России, подлинным храмом военной истории Отечества, «подразделением вечности» в составе Российских Вооруженных сил, как его порой справедливо называют. Двери музея гостеприимно распахнуты перед посетителями, которых ждет увлекательная встреча с военной историей России и других стран.