асхабали гасанов канатоходец биография
63-летний канатоходец из Дагестана выступил на шоу «Старше всех!» на Первом канале
МАХАЧКАЛА, 30 января – РИА «Дагестан». Выступление 63-летнего руководителя студии канатоходцев «Пехлеван», заслуженного работника культуры Дагестана Асхабали Гасанова показали на шоу «Старше всех!» на Первом канале.
В беседе с ведущим проекта Максимом Галкиным дагестанец отметил: «Я знаю, что я умру точно, но и стареть не собираюсь». Он подчеркнул, что секрет кавказского долголетия заключается в любви. «Там, где нет любви, зарождается зло. Без любви человек быстрее стареет и умирает», – заявил пехлеван.
Гасанов признался, что по канату ходит с 1972 года. Канатоходец рассказал о том, что однажды получил травму, упав с высоты 5 метров при обрезке винограда. Асхабали Гасанов тогда травмировал позвоночник: «Думал, что больше не буду выступать и буду только учить детей. Но я поставил задачу участвовать в программе “”Старше всех!”, решил испытать себя. На передачу я пришел с музыкантами. Также привез книги, газетные и журнальные вырезки обо мне. Я являюсь еще членом Союзов писателей и журналистов России», – добавил гость студии.
Он рассказал зрителям о своих выступлениях во Франции и поделился, что артисты цирковой студии «Пехлеван» – единственные, кто выступил на палубе военного корабля Каспийского Краснознаменного флота «Татарстан».
Далее состоялось само выступление на канате. Гасанов выступал, используя различные предметы и совершая экстремальные маневры.
Отметим, что в прошлом году воспитанники студии канатоходцев «Пехлеван» участвовали в шоу «Младше всех!» на Первом канале.
Если говорить о проекте «Старше всех», то ранее на передачу приглашали 87-летнего силача из Дагестана Абдурахмана Абдулазизова. Силач тогда своими волосами поднял груз весом 102 килограмм, а затем зубами потянул грузовой автомобиль весом 2,5 тонны.
Напомним, цирковая студия «Пехлеван» действует с апреля 2004 года. Со дня создания в коллектив входили канатоходцы, акробат-йог, акробаты-комики, акробат-танцор, силовой атлет и исполнители на народных инструментах (зурна и барабан).
«Пехлеван» – победитель республиканских конкурсов канатоходцев им. Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова «Пагьламан», обладатель Гран-при седьмого международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» (2004), Гран-при фестивалей «Звезды Кавказа светят в Москве» (2012), «Весна Победы» (2012), «Русские сезоны в Париже – Хрустальная пирамида» (май 2013 год, Париж) и т.д.
Коллектив является постоянным участником конкурса циркового искусства «Пехлеваны», фестивалей «Навруз» в рамках празднования наступления весны, конкурса юных дарований «Перепелочка» и других.
Лезгинка на канате: новое прочтение древнего искусства
Ходьба по тонкому канату напоминает полет птицы. Человек будто парит в небе. Движения легкие, а длинный балансир в руках, словно орлиные крылья, не позволяет сорваться вниз.
Дагестанцы – прирожденные мастера ходьбы по канату. По натянутому тросу горцы не только ходят. По нему еще ездят на велосипеде, выполняют гимнастические трюки, и даже танцуют. лезгинку.
Канатоходцев на Кавказе называют пехлеванами. Лучшие из них раз в год собираются на фестиваль циркового искусства в Дербенте. Для молодых артистов это, можно сказать, выпускной экзамен.
Один за другим во дворе древней цитадели Нарын-кала вырастают необычные конструкции. Мужчины устанавливают стойки и натягивают металлические тросы. К выбору места подходят внимательно. Важно, чтобы во время движения канатоходца шест не задевал ветви деревьев.
Сама конструкция для выступления нехитрая. Две опорные стойки в форме буквы «л». По ним артисты и взбираются на высоту. Между опорами на уровне трех-четырех метров от земли натянут стальной трос. Его хоть и называют канатом, но толщина его не больше одного сантиметра.
Для юных и взрослых канатоходцев балансир подбирают индивидуально. Детям нужен шест короткий и легкий. У взрослых эквилибристов балансир значительно тяжелее и длиннее. Примерно на метр.
Пока одни канатоходцы только натягивают тросы, другие вовсю репетируют. Асхабали Гасанов из Махачкалы в Дербент приехал с учениками. Его юные циркачи стали известны на всю Россию после телевизионного шоу. Теперь к ним повышенное внимание и шансов на ошибку точно нет.
Асхабали Гасанов самый опытный канатоходец республики. Впервые ступил на опасный путь в юности. За 45 лет были и падения, и травмы. Но седовласый пехлеван каждый раз возвращался. Правда, теперь на канат он чаще смотрит снизу вверх.
«В течение трех дней можно понять, пойдет ребенок или нет, – объясняет руководитель цирковой студии «Пехлеван» Асхабали Гасанов. Вот эти дети, – преподаватель показывает на учеников, – смогли пойти по канату в первый же день обучения».
Говорят, детей в Дагестане учили ходить по веревке раньше, чем по земле. Возможно, поэтому местные мастера считаются лучшими канатоходцами. А дагестанские пехлеваны прославились на весь мир.
Ученикам за 30 бывает сложнее пересилить страх. Но несколько советов от опытного пехлевана и даже те, у кого есть страх высоты, решаются на отчаянный поступок.
Канатоходцами дагестанцы стали вынужденно. Иначе в горах было не выжить. Приходилось пересекать глубокие ущелья сначала по поваленным стволам деревьев, а потом и по тросам. В руки вместо шеста-балансира тогда брали камни.
Могли ли первопроходцы подумать, что когда-нибудь канатоходство станет искусством.
«Чтобы сократить дорогу, смелые люди натягивали через глубокие ущелья канаты, – говорит Асхабали Гасанов. – Чем несколько километров идти в обход, лучше было по прямой пойти двадцать метров. То есть тогда для горцев это была обычная дорога, мост».
Сегодня выступление канатоходцев это целое представление: каскадерские трюки под музыку зурны и кавказского барабана, выступление клоунов. В начале прошлого века все было гораздо проще.
«Один канатоходец приезжает на равнину, – рассказывает пехлеван Асхабали, – натягивает канат и целый день ходит туда-сюда. Не делали никаких трюков. А народ все равно восхищается!»
В советское время труд пехлеванов высоко ценился. Дагестанские мастера гастролировали по всей стране. Больше всего им были рады в Средней Азии. Там и платили гораздо больше. За день циркач мог заработать две-три месячные зарплаты.
Сегодня этот вид искусства можно считать умирающим. Жизненной необходимости пересекать реки и ущелья у горцев теперь нет. Аулы связывают асфальтированные дороги и мосты. Да и престижной профессию циркача в Дагестане теперь не считают.
«Богатые люди своих детей в наши секции, конечно, не приводят, – с грустью говорит руководитель цирковой студии «Пехлеван» Асхабали Гасанов. – Ко мне идут дети из бедных семей. Зато они очень одаренные».
Пятеро юных смельчаков Гасанова с гастролями объездили полстраны. Самому маленькому канатоходцу едва исполнилось шесть лет. Он единственный мальчик в коллективе. Девочки старше. Но и им ничего не стоит пройтись по канату вслепую.
Канатоходцы не изобретают колесо, они идут по нему, выполняя самый зрелищный трюк из своего арсенала. Сложнее разве что пройтись с колесом назад. Но и это эквилибристам дается легко.
Такой трюк в цирке назвали бы смертельным номером. Девочка-канатоходец ступает на трос с завязанными ногами. Единственная возможность двигаться – прыжки. При этом канат сильно раскачивается. В этот момент многие зрители забывают о видеосъемке на телефоны и с напряжением смотрят на циркачей.
Города и аулы, где еще жив старинный промысел, можно пересчитать по пальцам. Но только в одном месте на Северном Каказе канатоходцев учат профессиональные тренеры. Столица кавказского цирка сейчас в городе Дагестанские огни. Здесь расположена единственная на юге России школа циркового искусства.
«Первые шаги в нашей школе делают будущие эквилибристы, жонглеры, акробаты, – объясняет директор Абдулкерим Курбанов. – А начало обучению детей положил в 1969 году мой отец. Раньше он работал в Киевском цирке, но по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Дагестан. В следующем году нашей цирковой школе исполнится пятьдесят лет».
Ходить по канату детей здесь учит Альберт Фархатов. Из двухсот претендентов отбирает не больше 10-15 человек. Поначалу канатоходцы работают на небольшой высоте. Примерно полметра. Даже здесь используют страховку. Постепенно трос поднимают все выше и выше.
«У меня на канате девочек больше, чем мальчиков, – подмечает преподаватель. – Девочки оказываются смелее мальчиков».
В семье Альберта Фархатова по канату ходили братья и сестры. Трос был натянут прямо во дворе дома. Высотным ремеслом мужчина занимается с четырех лет.
Похвастаться знаменитыми учениками Фархатов не может. Их просто нет. Вырастить профессионала мастер не успевает. Занятия канатоходцы бросают раньше, чем добиваются успеха. Причина в строгих кавказских нравах и отсутствии перспектив.
«Как только дагестанские девочки немного взрослеют, родители перестают их пускать на репетиции. Якобы то нельзя, это нельзя. Вот эти дети в следующем году к нам уже не придут. Там 9 класс – ОГЭ, ЕГЭ. А ведь их еще много чему можно было б научить», – говорит преподаватель.
Самый успешный ученик Фархатова-старшего – его сын Шейхан. Парень окончил цирковую школу в Дагестанских Огнях и даже пробовался в московском цирке.
«Люди любят пощекотать себе нервы, – объясняет Шейхан. – Им нравится, когда я высоко подпрыгиваю, хожу без баланса, делаю трюки. Есть ведь люди, которые никогда не видели выступление канатоходцев».
Жизнь в Москве показалась горцу дорогой. Теперь за 12 тысяч рублей Шейхан преподает в родной цирковой школе. А вечером, сменив сценический костюм на спецовку, а балансир на шпатель, вместе с отцом занимается отделкой помещений.
«Мечту о выступлении под большим куполом я не оставил. Хотелось поездить по странам, показать людям наше искусство», – говорит он.
Среди множества кружков Маликат, Анюта и Диана выбрали ходьбу по канату. Теперь ходят столь же уверенно, как и по ровной земле. Делают гимнастические мостики и шпагаты и мечтают о цирковой славе.
«Хочу продолжать обучение, уговорю родителей, чтобы они разрешили мне окончить цирковую школу, – говорит одна из учениц. – Хочу стать знаменитой».
Этих циркачей вряд ли ждет слава Юрия Никулина, братьев Запашных или Олега Попова. Реализовать себя в родной республике выпускники школы не смогут.
«Многие заканчивают у нас, а дальше работать в цирк не идут, – делится директор школы Абдулкерим Курбанов. – Поступают в другие вузы, колледжи. Вот если бы был в республике свой стационарный цирк, может было бы продолжение».
Сохранить древнее искусство канатоходцев обещал экс-глава республики. Издал указ о поддержке цирковых школ и даже решил создать Дагестанский государственный цирк. Но до реальных действий чиновники так и не дошли. А пехлеваны уверены, общими усилиями искусство обязаны сохранить. Шоу должно продолжаться…
А у нас канатоходцы! А у Вас?
Поиск и подбор молодых талантов в искусстве хождения по канату по всему Дагестану ведет Асхабали Гасанов. Он сам является живой легендой Дагестана.
Заслуженный работник культуры республики Дагестан Асхабали Гасанов работает с детьми уже 14 лет.
При поездке в г. Махачкала первым делом мы побывали на тренировке юных канатоходцев и лично пообщались с Асхабали Гасановым.
Первое, что бросилось в глаза — условия, в которых занимаются, дети. Здание абсолютно непригодно для тренировок.
Асхабали Гасанов: «Это лучше, чем на улице, когда мы занимались. С 1995 года я бью во все колокола и стучусь во все двери в поиске помещения для создания полноценной Республиканской детской цирковой школы, оборудованного по всем правилам безопасности для занятий цирковым искусством. К сожалению, кроме школы №28 в г. Махачкала, которая нас приняла в своем спортзале на некоторое время, больше никто не откликнулся. Конечно, я отдаю себе отчет, что здание бывшей Филармонии не соответствует, но мы и этому рады. Все репетиции проходят на главной сцене, оборудование для крепления канатов изготавливали на нашем местном заводе под моим личным контролем, оно не серийное, такого нигде в мире нет, я буквально жил 3 месяца на этом заводе.
В этом здании мы второй год занимаемся, оно, конечно, в плачевном состоянии, но мы и этому рады, устали по школам просить директоров, кроме того в школьных спортзалах дают один день в неделю по 2-3 часа — этого времени недостаточно для проведения комплексных тренировок.
Асхабали, Вы представляете целое поколение канатаходцев Дагестана и передаете свой опыт по наследству. На что Вы обращаете, в первую очередь, при работе с детьми?
Асхабали Гасанов: Я смотрю не только на талант, но и, конечно, на интерес самого ребенка. Езжу по всему Дагестану и нахожу самых ловких, самых гибких, самых-самых. Программу делаю и под 5, и под 10 человек. Также есть старшее поколение моих учеников, куда входит и мой сын Ибрагим Халил.
Ибрагим, почему Вы тоже стали канатоходцем?
Ибрагим Халил: Я всю жизнь видел, как отец выступает, и мне было интересно всегда. В моем детстве мы жили в Буйнакске, отец меня тогда не взял в группу, а при переезде в Махачкалу, когда мне было уже 11 лет, он разрешил.
У вас сразу стало получаться трюки делать?
Ибрагим Халил: Сразу ни у кого не получается, сначала ходьба, этому я за один день научился.
Что самое сложное в этой профессии?
Ибрагим Халил: Преодолеть страх. От идеи трюка зависит. К примеру, у нас есть номер, когда две девочки, идя по канату на высоте 3,2 метра несут на своих плечах носилки, на которых стоит мальчик и тоже делает трюк. Сложный номер. Ответственность не только за себя, но и за своих партнеров.
Я пол жизни этим занимаюсь, есть много задумок для реализации которых необходима более серьезная страховка на самих репетициях. Возможности же наших юных канатоходцев очень высокие. Где мы уже только не выступали.
«Пехлеван» – победитель республиканских конкурсов канатоходцев им. Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова «Пагьламан», обладатель Гран-при седьмого международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» (2004 год, г. Москве), Гран-при фестивалей «Звезды Кавказа светят в Москве» (2012 год), «Весна Победы» (2012 год, Москва), «Русские сезоны в Париже – Хрустальная пирамида» (май 2013 год, Париж) и т.д. Коллектив – постоянный участник конкурса циркового искусства «Пехлеваны», фестивалей «Навруз» в рамках празднования наступления весны, конкурса юных дарований «Перепелочка» и др.
Артисты цирковой студии «Пехлеван» — единственные, кто выступали на палубе военного корабля Каспийского Краснознаменного флота «Татарстан». Самые сложные трюки выполняет сам Асхабали Гасанов. За всю его жизнь этих трюков не счесть!
Родился Асхабали 1 июля 1954 года в удалённом местечке Гаджи, закончил Буйнакский СПТУ и стал профессиональным трактористом. В 1970-е гг. знакомство с известным певцом своего времени Даку Асадулаевым и канатоходцем Нажмутдином Шейхмагомедовым кардинально изменило его жизнь. Асхабали до сих пор помнит и благодарит своих учителей.
Асхабали посвятил книгу народному певцу «Даку» и создал Фонд им. Даку Асадулаева, чтобы память о нем передать новым поколениям. Асхабали Гасанов исполнил нам песни в честь «Даку».
Вернемся в настоящее время. Теперь юные канатоходцы смотрят на своего тренера на самого Асхабали Гасанова, как на кумира!
Асхабали Гасанов: С 1984 года я создал несколько групп юных канатоходцев. Уже в 1986 году нас пригласили в телевизионную программу «Шире круг». Мы выступали на разных международных симпозиумах. В Кремлевском Дворце 5 раз. Во всех регионах Советского Союза.
Вы канатоходец со стажем, заслуженный работник культуры Дагестана, и, по идее, можете почивать на лаврах, но до сих пор сами выступаете. Почему?
Я с закрытыми глазами делаю трюки на велосипеде, в Узбекистане в 1977 г. я выступал на высоте 10-11 метров, ходил по канату на палубе корабля и многое, многое другое умею делать. Любовь к хождению по канату в моей крови.
А страховка?
Асхабали Гасанов: Страховка — ОН! (от ред.: Асхабали показывает наверх)
Какие Ваши планы на будущее?
Асхабали Гасанов: Учить наших детей. Этому я посвящаю все свое время. Продолжение – в них! Наших детях.
Мы спросили самих юных канатоходцев, будут ли они заниматься цирковым искусством в будущем?
Устами детей глаголет истина.
Между небом и землей
Наши деды, перебираясь по тоненьким жердочкам-мосткам через узкие бурные реки, ущелья и пропасти, чтоб добраться до соседей или своих делянок, садов, и не подозревали, что они – экстремалы. А вот по канату ходить, бегать, строить на нем пирамиды – это да, об этом можно и поговорить.
Асхабали Гасанов – профессиональный канатоходец с 16 лет. Раньше работал в Буйнакске, а с 2004-го в Махачкале. Начинал в школе № 28 по приглашению директора Насира Юзбекова.
— Переехав в Махачкалу, я и не думал, что продолжу свою работу, даже канат оставил в Буйнакске. А вот уже десять лет, как не бросаю.
Сегодня Асхабали Гасанов – художественный руководитель цирковой студии канатоходцев «Пехлеван». Атрибуты артистов-канатоходцев уникальны, не имеют аналогов. Канат изготовили на заводе «Авиаагрегат». Вещь штучная, поэтому он лично следил за точным соблюдением всех чертежей. Потратил на это три месяца, можно сказать, спал на заводе.
— Название, конечно, звучное – студия канатоходцев «Пехлеван». Но условия, в которых мы работаем с коллегами, недотягивают даже до стандарта. В 2004 году открыли студию, а через год запустили коммерческую организацию ООО «Дагестанский цирк». В то время туда входили и иллюзионист, и акробат, и силач, и шут. Мы пытались организовать полноценный цирк. Даже была презентация во Дворце спорта ДГПУ. Думали, что она станет началом большого дела, но, увы.
У канатоходцев до сих пор нет своего помещения, они ютятся в спортзале школы №42.
— Проблема не только в помещении, мы поставлены, к сожалению, в строгие временные рамки – работаем с 17.00 до 19.00, и через день. Для артистов такого экстремального жанра это просто катастрофа. Любой артист должен ежедневно, ежечасно шлифовать свое мастерство – таковы условия любого искусства. Если бы у нас было место постоянной дислокации, мы с нашим трудолюбием и преданностью канату уже вышли бы на мировой уровень. У дагестанцев есть все для этого: смелость, решительность, отвага, трудолюбие и юмор. Храбрости дагестанцам не занимать. Все удивляются, когда узнают, что, занимаясь в таких условиях, мы показываем еще результаты. У нас даже было время, когда мы тренировались на открытом воздухе..
Спустя два месяца со дня создания группы студия Гасанова заняла первое место на фестивале в Цовкра.
— До сих пор, где бы мы ни выступали, мы никогда не были вторыми. Многие из фестивалей не финансируются, поэтому нам самим приходится оплачивать дорогу. Мне никак не удается попасть на прием к Рамазану Абдулатипову. Я знаю, что если мы обратимся к нему, он поможет. В Париже, например, мы получили Гран-при, а это выше первого места. Нас хотят видеть, нас приглашают. Даже был случай, когда в конце выступления в Москве к нам подошла женщина и сказала: «Знаете, я все представление просидела в изумлении, только в конце поняла, что забыла закрыть рот».
Считается, что первые канатоходцы появились в селении Цовкра Кулинского района. И именно они прославили этот вид экстрима, украсив выступления дробью барабана и призывными звуками зурны. Цовкринцы Яраги Гаджикурбанов, Рабадан Абакаров, Магомед Загирбеков и Сабирула Курбанов превратили хождение по канату в искусство. Их фамилии вошли в «Энциклопедию циркового и эстрадного искусства».
— Как Расул Гамзатов в поэзии, так они в канатоходстве, — говорит Гасанов. Но многие наши циркачи вынуждены ходить по миру в поисках хлеба. Вы знаете Ханапиева? Нашего силача, который локомотив с вагонами зубами тянет? Вот у нас был такой же силач Хабиб Исаев. Он поехал в Тайланд и там работал. Его там признали, а на родине он этого не дождался. У нас как? Приезжает «Шапито», и люди толпами идут на представление циркачей, даже не сознавая, что наши ученики тоже там выступают, потому что они к нам обращались, мол, помогите канатоходцами.
По словам Асхабали Гасанова, дагестанские канатоходцы никогда не использовали страховку.
— Так пошло с давних времен. Бывает, что люди возмущаются: как это так, без страховки? Если не хотят, пусть не идут. Мы же не заставляем. Каждого нашего ученика в первую очередь мы учим правильно падать. Был даже такой случай: во время выступления один наш парень задел прожектор и стал падать с трехметровой высоты. Он не только не пострадал, падая вниз головой, он в воздухе совершил кувырок и приземлился на шпагат. Публика, не подозревавшая, что это было падение, стоя аплодировала этому парню. Во избежание подобных казусов мы много репетируем, повторяем привычные трюки до ста раз.
Я говорю: у нас есть кадры: и канатоходцы, и джигиты, и силачи, и шуты – так клоунов при пехлеванах называют. Они надевают шкуру зайца, козла или еще какого-нибудь животного и выходят на публику. Он должен не только смешить, но и собирать деньги. Выполняет функцию кассира, так сказать. Но это было раньше. Как-то я выступал на канате часа два, пока он смешил публику: «Вооот здесь Магомед сидит, он очень богатый: у него восемь кошек, семнадцать собак, он столько-то денег дает» и со зрителя, таким образом, брал деньги. А я все это время был на канате.
Люди любят цирк. Он сегодня необходим. У нас много замечательных артистов, а выступать негде. Мы же не просто ходим по канату, как это делают многие команды, мы исполняем различные трюки на нем, строим пирамиды. Многие бывают просто в шоке. Если бы государство поддержало студию, которой в этом году исполнилось 10 лет, мы бы, наверное, звезды с неба доставали…