аспасия жена перикла биография
Кто же они — древнегреческие гетеры? Прежде всего, гетеры были музами, подругами и умными советчицами, и общение с этими, широкообразованными женщинами не только не считалось в античную эпоху чем-то предосудительным, но и было почётным.
Им мужчины посвящали любовные стихи и музыкальные произведения, именно им творцы от искусства обязаны своим вдохновением и своими произведениями — шедеврами: скульптурами, картинами, фресками… Именно их благосклонности наперебой старались заслужить богатые и могущественные воздыхатели.
Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна — эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл.
Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.
У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.
Что же касается гетер, то среди них её рекомендации пользовались неизменным успехом и были самым настоящим руководством к действию. Да, макияж был обязательным для гетер. Им не только разрешалось краситься — для них это было необходимо. Да и как же было после бурных ночей и ночных бдений маскировать следы усталости или увядания? А выглядеть всегда надо было на все сто!
Для себя лично Аспазия изобрела собственную, «эксклюзивную», именно для её кожи подобранную маску, рецепт которой не разглашался, и готовила она её собственноручно, накладывая ежедневно перед сном… или, правильнее сказать, еженощно, так как спать она ложилась только под утро, после ночного пиршества или застолья. И спала до следующего вечера, как описывают биографические источники.
«Утро» гетеры было неспешным и полным приятных процедур. После пробуждения госпожи рабыни помогали ей совершить омовение в огромном сосуде в форме чаши… Затем, тщательно промассировав и разогрев прекрасное тело гетеры, они растирали её кожу баснословно дорогими заморскими благовониями. Специально обученная рабыня с помощью специальных золотых игл и шпилек укладывала волосы Аспазии в сложную и красивую причёску из массы блестящих локонов.
Дальнейший макияж был не менее сложным, продолжительным и неспешным (что напоминает ритуал гримирования японских гейш). Для того, чтобы выбелить лицо, использовали свинцовые белила (о-оччень вредные для кожи и организма в целом, но гетеры тогда ещё этого не знали…), толстым слоем накладывая их на лицо. Щёки покрывали румянами из сока тутовых ягод или корня алканны красильной.
Брови соедняли в одну черту, что по тогдашним стандартам было модным, и густо подводили их сурьмой. Губы и даже грудь, особенно соски, раскрашивали кармином… Полупрозрачная туника и украшения из живых цветов были неотъемлемой частью туалета гетеры.
Тщательно и со вкусом украшенная таким образом, гетера, пусть даже и сорокалетняя, выглядела женщиной без возраста; а точнее, прекрасным созданием как раз в самом цвету — в возрасте любви.
Вот и Аспазия, совершив свой традиционный ежедневный ритуал превращения в прекрасную, чувственную тигрицу-соблазнительницу, ожидала часа, когда приходил ее восторженный любовник Перикл с богатыми дарами…
Каким же обаянием, искусством влюблять в себя и очаровывать, нужно было обладать женщине, чтобы первый деятель государства не только содержал её, как свою любовницу, но сделал бы её затем ещё и законной женой!
Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.
По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель…
И даже после двадцати лет брака, пережив Перикла, Аспазия не утратила своего необыкновенного очарования и влияния на противоположный пол. После смерти супруга она вскоре вновь выходит замуж — на этот раз за народного вождя Лисикла. Жизнь прекрасной женщины продолжалась!
Гетера Фрина была не менее знаменита, чем Аспазия. Но в отличие от супруги правителя Афин, она не блистала ни дьявольским умом, ни участием в политической жизни. Она не совершила каких-либо судьбоносных, дерзновенных поступков. У неё была лишь красота. Но какая это была красота!
Конечно, об этой легендарной женщине хотелось бы рассказать отдельно. И об этом — в моей статье «В чём же их секрет? Фрина, просто красавица»
Гетера Аспасия, подруга Перикла
Доподлинно не известны ни дата ее рождения, ни смерти. В истории она осталась как одна из самых умных и блистательных гетер. Свою карьеру на этом поприще начала в Милете, на родине сказочных мифов и куртизанок. Ее отец-философ по имени Аксиох, увидев, какой красотой наделили боги его дочь, решил, что такая красавица не может составить счастье одному человеку, ее удел – доставлять удовольствие всему человечеству. Поэтому и дал ей солидное образование, соответствующее ее великому, по его мнению, предназначению в этом мире.
Если верить поэтам, в детстве Аспазию (или Аспасию) похитили и увезли в Мегару или Коринф. Здесь она росла в качестве невольницы своих похитителей, постаравшихся развратить ее. Привлекательная и умная девушка сумела очаровать богатого афинянина, который выкупил ее, и она оказалась на свободе.
По другим сведениям, Аспазия до прибытия в Афины никуда не выезжала из Милета, где вела жизнь куртизанки. Но легкие интрижки вскоре надоели – сердце жаждало настоящей (и желательно великой!) любви. В поисках таковой Аспазия перебралась в Афины, неофициальную столицу Эллады. Денег к этому времени она скопила достаточно, поэтому с несколькими подругами купила дом и организовала школу риторики.
«Каждая женщина, – вещала гетера, – должна быть свободной в выборе мужа, а не выходить за назначенного ей родителями или опекунами; муж обязан воспитать свою жену и разрешать ей высказывать свои мысли».
Вскоре «школа» Аспазии стала едва ли не самым популярным местом в Афинах. Пообщаться с красивой и неординарной женщиной, с ее умными прелестницами приходили знаменитые философы: Зенон, Протагор. Врач Гиппократ и гениальный ваятель Фидий сделались завсегдатаями в доме этой гетеры. В Афинах заговорили о том, что в прекрасном теле женщины поселилась мудрая душа Пифагора. Сократ, юноша с пылкой душой, влюбился в Аспазию и не отходил от нее ни на шаг, а позднее, когда стал известным философом, подчеркивал, что обязан этим Аспазии.
Наслушавшись восторженных отзывов друга Сократа, на куртизанку-философа решил взглянуть и правитель города Перикл.
Наверное, это была любовь с первого взгляда… Ему исполнилось сорок – возраст опытного воина. Он обладал силой, своеобразной мужской привлекательностью и пользовался славой лучшего правителя в истории Афин. Аспазия была прекрасна, как пристало подруге правителя, и умна – как положено советнику вождя… Ее салон переместился в дом Перикла. Сам же стратег незадолго перед этим (по другим сведениям, только встретившись с Аспазией) развелся со своей женой и, заботясь о ее будущем, дал ей приданое и вновь выдал замуж, оставив при себе сыновей.
Впервые в истории античной Греции философы и политики выслушивали советы женщины и следовали им. Более того: правитель допустил свою любовницу к принятию политических решений, она составляла речи для его выступлений в народном собрании и сопровождала любимого даже в военных походах. Современники и потомки, как отмечают многие исследователи, неоднозначно оценивали такое «ненормальное» положение дел. Так, поэт Кратинус был уверен: «Распутство создало для Перикла Юнону – Аспасию, его защитницу с глазами собаки». А некоторые историки вообще склонны считать, что гетера и приехала в Афины с единственной целью – покорить Перикла, этого «достойнейшего из эллинов», о котором она столько слышала…
Закон Афин не допускал брака с чужестранкой. И ребенка гетеры, родившегося через пять лет после начала их связи, долгое время считали незаконнорожденным… Только когда оба старших сына Перикла погибли от чумы, ребенок наложницы был признан наследником.
Аспазия быстро добилась уважения, достойного жены правителя, сохранив при этом свободу, какой могли пользоваться лишь гетеры. Она не чуралась застолий, сама их организовывала, являясь душой и центром увеселений… Более того, позволяла себе принимать посетителей и в отсутствие мужа, развлекала их беседой, угощала вином, что, по афинским обычаям, являлось совсем уж недопустимым.
Многие утверждали, что милетская гетера превратила жилище правителя в дом разврата. На философских пирах непременно присутствовали красивые девушки для вполне определенных целей. Что касается военных походов, в которых верная подруга сопровождала своего супруга и благодетеля, то она делала это не в одиночку: за ней непременно следовал обоз куртизанок из ее школы, и женщины неплохо зарабатывали, ублажая изголодавшихся без любви мужчин.
В конце концов народное собрание обвинило подругу Перикла в сводничестве и развращении юных девушек. Аспазия предстала перед судом. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы защитником не выступил сам Перикл. Великий правитель плакал! «Он бы не пролил столько слез, если бы речь шла о его собственной жизни», – не без иронии подметил Эсхил. Слезы отважного полководца и государственного мужа настолько поразили судей, что те согласились признать невиновность гетеры. Но несмотря на это в появлявшейся череде бесконечных комедийных пьес ее продолжали высмеивать как распутную и продажную женщину.
После суда Аспазия смирилась с традиционной для благочестивых матрон ролью супруги-затворницы. Возможно, наедине с Периклом она продолжала обсуждать государственные вопросы и даже давала правителю советы, но шумные философские пиры в их доме больше не устраивались. История же донесла до наших дней такой факт. Когда Сократа полушутливо-полусерьезно спрашивали, как воспитать хорошую жену, он без тени сомнения отвечал: «Об этом гораздо лучше расскажет Аспазия!» Как всякая примерная супруга, она прощала мужу минутные слабости, после которых он все равно возвращался к ней – великой искуснице по части разжигания любовных страстей.
«Каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной, – писал Плутарх. – Тем не менее очевидно, что привязанность Перикла к Аспазии была основана скорее на страстной любви. Говорят, что при уходе из дома и при возвращении с площади он ежедневно приветствовал ее и целовал».
Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет. А потом на Афины с Востока обрушилась страшная эпидемия, которая скосила множество афинян. Не обошла она и дом Перикла. Ушла из жизни его сестра, умерли оба сына от первого брака. Потом наступила очередь самого правителя…
После смерти супруга Аспазия незамедлительно вышла замуж – вернее, перешла на содержание к некому торговцу скотом, бывшему когда-то ее учеником, Лизиклу, решив своими руками сделать из него великую личность. Благодаря ее педагогическим стараниям недавний скототорговец превратился в прекрасного оратора, снискавшего повсеместную популярность в Афинах. Через год его уже избрали стратегом, а еще через несколько месяцев он погиб в одном из сражений…
Говорят, вскоре после этого и его мать отошла в мир иной…
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Аспасия
Аспасия прославилась тем, что была в равной степени наделена умом, красотой и образованностью. Спустя два тысячелетия после ее смерти, в эпоху Возрождения, если хотели сделать комплимент умной красавице, ее называли «новая Аспасия». Она покоряла не только сердца, но умы.
Когда родилась Аспасия?
В вопросе, где и когда она родилась, разумеется, есть расхождения: одни источники называют 470-й, другие 475 год до нашей эры. Отцом ее был Аксиох, купец из Милета, который смог дать дочери прекрасное образование. Девушка выросла не только красивой, но еще и своенравной: ей не хотелось провести всю жизнь на женской половине дома, она хотела общаться с мужчинами на равных, вести интересные беседы с политиками, философами и литераторами. А для этого был только один путь: стать гетерой. И Аспасия прошла школу гетер, а потом основала в Афинах свою собственную школу, где интеллекту и образованию воспитанниц уделяли внимания не меньше, чем обучению танцам и музыке, искусству беседы и искусству любви…
Аспасия
Аспасия и Перикл
Ее школа стала популярна, а в доме самой Аспазии собирались самые выдающиеся мужи Афин. В нее был влюблен скульптор Фидий, а великий философ Сократ с интересом слушал ее рассуждения и снисходил до спора с ней. Правитель же Афин, блистательный Перикл, настолько влюбился в Аспазию, что пожелал стать единственным мужчиной в ее жизни.
На гетерах не часто женились, но это случалось.
В 445 году до н.э. Перикл расстался с нелюбимой и сварливой женой, которая родила ему сына и дочь, и привел в свой дом красавицу Аспазию. Детей от первого брака, • впрочем, он оставил в своем доме, а уже через год Аспасия родила ему сына, названного в честь отца Периклом.
Вместе с Аспасией к Периклу переместились ее друзья и гости, что | только способствовало повышению популярности правителя среди интеллектуальной элиты Афин, Плутарх пишет: «Что касается Аспаcии, то, по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, I понимавшей толк в государственных делах. Дай Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми, и ученики его приводили к ней своих жен, чтобы послушать ее рассуждения, эта женщина славилась тем, что многие в Афинах искали ее общества ради ее ораторского таланта. Каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной. Говорят, Аспасия достигла такой известности и славы, что даже Кир — тот, который вел войну с персидским царем из-за престола, — назвал самую любимую свою наложницу, которая носила прежде имя “Мильто”, Аспасией».
Аспасия и Перикл
Недруги Аспасии
Однако были у Аспаcии и недруги: те, кто завидовали ее популярности, уму и красоте, недалекие мужчины и примитивные женщины… Чернь с наслаждением смеялась над комедиями Кратина, показывающими Аспаcию бесстыдной и похотливой. Ходили слухи, что она пишет за Перикла его речи, и в выступлениях популярного оратора начали выискивать нелепости и ошибки. Как нелепость, как дикую сплетню передавали, что — со слов рабов, служивших в доме, — «Перикл целует Аспаcию, уходя утром из дома, и снова целует, когда возвращается». Подобная супружеская любовь казалась афинянам чем-то чрезмерным, непонятным и естественным образом вызывала зависть.
В 432 году до н.э. Гермипп, старый враг Перикла, открыто выдвинул обвинение: «Аспасия, дочь Аксиоха, виновна в безбожии и сводничестве, в ее доме свободнорожденные замужние женщины встречаются с Периклом». Периклу пришлось лично выступать в защиту любимой женщины, и благодаря его блистательной речи она была оправдана. Однако это было только начало неприятностей.
Поскольку Аспасия не была гражданкой. Афин, ее брак с Периклом признали незаконным, а сына — незаконнорожденным. Насмешка судьбы: двадцать лет назад именно Перикл настоял на принятии за¬кона о том, что только родившийся в Афинах считается полноправным гражданином… Теперь ему пришлось добиваться отмены собственных законов. Сначала афиняне выступали против отмены, но тут в Афинах случилась эпидемия какой-то тяжелой болезни, не пощадившая и семью правителя: умерла сестра Перикла и его сын от первого брака. И теперь Перикл просил об отмене закона о незаконнорожденных, чтобы род его не прервался вовсе, ведь сын от Аспасии остался единственным наследником, самому же Периклу было уже под шестьдесят… Закон был принят. Но Перикл недолго радовался своей победе. В 429 году он захворал и, несмотря на то что Аспасия принимала все меры для его излечения, применив всю свою ученость, знание трав и массажа, — все же скончался.
Аспасия
Последние годы
Вдову Перикла подвергли травле, но несмотря на зрелый возраст — ей было уже сорок лет! — Аспасия оставалась прекрасной. Объяснялось это тем, что она придавала большое значение уходу за кожей, изучала свойства растений и масел, и даже написала два трактата об искусстве косметики и макияжа, которые пользовались большим успехом и среди гетер, и среди «достойных жен» еще несколько столетий после того, как Аспасия сгинула во тьме безвестности… В общем, в сорок лет вдова Перикла оставалась прекрасной и желанной. И она мгновенно нашла себе нового покровителя и вышла замуж за народного вождя Лизикла, который был значительно ее моложе, и даже родила ему сына. Столь скоропалительное замужество вызвало всеобщее осуждение. И, когда Лизикл спустя год после свадьбы погиб во время политических волне¬ний в Афинах, Аспасия предпочла покинуть город. Сын ее от Перикла, Перикл-младший, остался с родственниками отца и впоследствии прославился. А вот что стало с ней самой и с ее младшим ребенком, где и как она окончила свои дни — историкам неизвестно. И даже дату смерти ее точно назвать невозможно.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Аспазия и Перикл. История большой любви
Аспазия и Перикл. История любви.
Она была красива, умна и очень образованна, вела себя как мужчина-интеллектуал, была свободна от женских предрассудков, принимала участие в политической жизни страны. Превосходство Аспазии в общении, логике и устной речи оказало большое влияние на афинскую философию и ораторское искусство.
| |
Бюст Аспазии. Ватиканский музей.
Биографические сведения о ней очень противоречивы. Точно не известны ни дата ее рождения, ни смерти, предположительно родилась 470-410 до н.э. По некоторым источникам, ее отец, философ Аксиох, увидев, какой красотой
наделили боги дочь, решил дать ей хорошее образование в расчете на большее, чем участь домохозяйки. В биографии Перикла, написанной Плутархом, сказано, что Аспазия училась искусству любви у гетеры Таргелии из Ионии, а после смерти отца перебралась из Милета в Афины с расчетом на выгодное замужество. Денег у нее вполне хватило на то, чтобы купить в Афинах дом и организовать там школу риторики для девочек и популярный салон. Многие исследователи утверждают, что это был обычный высококлассный публичный дом, где Аспазия преподавала девушкам искусство
любви. Но качество обучения по вторичным предметам, таким как история, философия, риторика, литература, живопись и музыка было столь высоко, что привлекало сюда даже жен и любовниц очень влиятельных людей. К тому же Аспазия открыто призывала женщин к отстаиванию своих прав: «Каждая женщина должна быть свободной в выборе мужа. Муж в свою очередь обязан разрешать жене высказывать свои мысли»(с), что вызывало еще больший интерес.
Портрет Aspasie. Texas University Libraries.
Очень скоро школа Аспазии стала одним из самых популярных мест в Афинах. Многие знаменитые люди приходили пообщаться с красивой умной женщиной, речи которой отличались яркой образностью и высокой духовностью.
Поговаривали, что в ее прекрасном теле поселилась мудрая душа Пифагора.
Сократ и Аспазия. Jean-Léon Gérôme.
Петр Киле Аспазия и Перикл. / Эпоха возрождения
Приблизительно в 455 году до н.э., в 82 Олимпиаду, из Мегары в Афины приехала красивая девушка, чтобы основать свою школу риторики. Ее сопровождали несколько молодых гречанок. Появление их вызвало сенсацию. Тотчас выяснилось, что новоприбывшие – коринфские куртизанки, во главе которых стояла милетская гетера по имени Аспазия. Они поселились все вместе, занимались политикой, философией, искусствами и охотно допускали всех желающих на свои собрания. Непривычные к подобным зрелищам афиняне из простого любопытства начали наведываться в гостеприимный дом, куда их привлекла красота приезжих женщин, а затем стали посещать его, увлеченные обсуждавшимися там вопросами.
Аспазия и Сократ с рисунка франц. художника Домье.
В салоне Аспазии можно было встретить философов Анаксагора с его учеником Еврипидом, убежденным женоненавистником, Зенона, Протагора, врача Гиппократа, ваятеля Фидия и, чаще других, Сократа. Какие речи произносились там, какие возникали споры! Сколько наслаждений обещали красивые коринфянки афинским мужам, посещавшим их собрания, которыми руководила «прелестная милезианка» Аспазия! Ее ум, здравый смысл, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы.
Сократ в доме Перикла и Аспазии
Аспазия живо интересовалась новыми философскими течениями и умела так использовать их в своей беседе, что все невольно отмечали животворную оригинальность ее ума. Сократ, двадцатилетний юноша с грубоватой внешностью и пылкой душой, влюбился в Аспазию и не отходил от нее ни на шаг, а позднее, когда стал известным философом, говорил, что обязан этим Аспазии.
Многие затворницы – законные супруги – хотели познакомиться с удивительной женщиной. Самые решительные посещали собрания Аспазии. Главной темой разговоров женщин был брак. «Милетская гетера» находила возмутительным условия современного брака. «Каждая женщина, – внушала она, – должна быть свободной в выборе мужа, а не выходить за назначенного ей родителями или опекунами; муж обязан воспитать свою жену и разрешать ей высказывать свои мысли». Мужчины не разделяли смелых взглядов Аспазии, но их жены были в восторге и внимали гетере, словно оракулу.
О Перикле Аспазия слышала давно, еще в Милете. Но знала она о нем то, что известно было всем: он был одним из десяти афинских вождей, или стратегов, и формально власть его была не так уж велика, однако именно он решал многие важные вопросы, объявлял войны соседним государствам, заключал с ними союзы. Она знала также, что происходил Перикл из знатного рода Алкмеонидов.
Перикл был прост и сдержан, обладал возвышенным образом мыслей, что связывают с влиянием на него Анаксагора, и вне стихии шуток комических поэтов афиняне называли его не иначе, как «олимпийцем», то есть небожителем в ряду богов Олимпа.
Как видим, он не был похож на обычных вождей демократии, которых называли демагогами, без оттенка уничижения в то время, но по существу верно; Перикл также не был похож на знатных и богатых, которые, выступая против демократии, назывались олигархами.
Перикл был женат и имел двух сыновей, также был опекуном Алкивиада, в то время, когда в Афины приехала Аспазия, родом из Милета, по ту пору изгнанная из Мегар.
Плутарх пишет: «. по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах. Да и Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми; и ученики его приводили к ней своих
жен, чтобы послушать ее рассуждения, хотя профессия ее была не из красивых и не из почтенных: она была содержательницей девиц легкого поведения».
Петр Киле Аспазия и Перикл. / Эпоха возрождения
Как истинная женщина, она хотела не только слышать о нем, но и видеть его. Аспазия встретила вождя на улице, и, надо сказать, он ничем не поразил ее воображения. Перикл не был ни красивым, ни величественным, шел спокойным, ровным шагом и, отвечая на приветствия, поднимал вверх правую руку так, чтобы не нарушилась линия, обрисовывавшая складки его плаща.
Некоторые историки склонны считать, что Аспазия приехала в Афины с единственной целью – покорить Перикла, этого «достойнейшего из эллинов».
Разумеется, в свою очередь, такая женщина не могла не заинтересовать Перикла. В то время ему давно перевалило за сорок, он имел двух сыновей от законной супруги, и, исполнив свой долг перед обществом, стал тяготиться брачными узами, втайне мечтая найти подругу сердца.
Никола Андре Монсио. Сократ у Аспазии.
Однажды Сократ, близкий друг правителя, не стеснявшийся называть «прелестную милезианку» своей несравненной учительницей, предложил Периклу посетить ее салон. Предложение отвечало желаниям государственного мужа, и Аспазия имела удовольствие принять у себя того, кого афиняне называли Олимпийцем. Зевс нашел свою Геру! Эти два великих ума эпохи сразу почувствовали влечение друг к другу. Кто знает, кем бы стали Перикл без Аспазии и Аспазия без Перикла!
Правителю Афин казалось, что никто уже ничему не может его научить. Но в обществе этой женщины он вдруг открывал для себя многое, о чем раньше и не подозревал. Глаза Аспазии, этой новой Афродиты, осветили мрак его собственной жизни, теперь она показалась Периклу убогой и одинокой.
Phidias showing the Frieze of the Parthenon to his Friends
Pericles, Aspasia, Alcibiades and friends viewing Phidias’work. Alma-Tadema, 1868, Birmingham Museum.
Афиняне придерживались тогда следующего принципа: «. куртизанки нужны для того, чтобы ублажать нашу плоть, гетеры – для наслаждения, а жены – для того, чтобы рожать нам законных детей» (Демосфен). И вдруг все увидели воплощение большой, искренней любви, не предугаданной даже поэтами. Нежность этих «двух людей, помнивших о каждой мелочи в жизни друг друга, была способна облагородить самое низменное. Мужская суровость Перикла по-гречески гармонично сочеталась с мягкостью и утонченной женственностью Аспазии.
Sculpture of Aspasia, mistress of Athenian statesman Pericles, reclining on chaise. 1901. Greece.
Когда Аспазия родила сына, его признали незаконным, из чего следует, что Аспазия была только любовницей правителя Афин, а не женой. Однако, с другой стороны, Перикл открыто называл «прелестную милезианку» своей супругой, публично, при встречах и прощаниях, целовал ее, и вряд ли бы он рискнул это делать, зная суровые афинские законы. Но если даже Аспазия была только любовницей Олимпийца, большинство афинян уважало ее, как жену своего покровителя, обладавшую вместе со свободой гетеры положением законной супруги. Для Сократа, Фидия и Анаксагора она была преданной, умной подругой, для Перикла – любовницей и женой, радостью его жизни, очарованием его домашнего очага и поверенной в его делах. Она знала тайну речей, разглаживающих морщины, любви, утешающей всякое горе, и ласки, опьяняющей ум.
«Aspasia de Mileto». Henry Holiday.
Связь Перикла с Аспазией была предметом насмешек и оскорблений со стороны его политических врагов. В частности, они утверждали, что дом Перикла превратился в дом терпимости, наполненный куртизанками и даже замужними афинянками, которые своим развратом помогали мужьям в их политической карьере. Аспазию считали злым гением Перикла, вдохновительницей его неосторожной политики и самовластных поступков.
Откуда же взялась женщина, перевернувшая взмахом руки все Афины? Биографию Аспазии составляют в основном из слухов и домыслов.
Сожительница Перикла была дочерью некоего Аксиоха, человека выдающегося ума, имевшего благотворное влияние на своих близких, чем и объясняются таланты и способности его дочери. Аспазия родилась в 76 Олимпиаду, около 475 года до н.э., в городе Милете, одном из самых процветающих на Ионийском берегу. Милет славился своими философами и куртизанками.
Painting of Marie Bouliard, which potrays Aspasia, 1794.
Если верить поэтам, в детстве ее похитили и увезли в Мегару или Коринф, где она росла в качестве невольницы своих похитителей, постаравшихся развратить ее. Но благодаря красоте и уму ей удалось понравиться богатому афинянину, который выкупил девушку и дал ей свободу. По другим сведениям, Аспазия до прибытия в Афины никуда не выезжала из Милета, где вела жизнь куртизанки. Она старалась подражать знаменитой Фаргелии, имевшей четырнадцать любовников, правителей города, и отдававшейся только самым знатным гражданам. Впрочем, говоря об Аспазии, большинство древних авторов никогда не называют других мужчин, кроме Перикла и Лизикла.
Аспазия была красива. Нигде не сохранилось описание ее внешности. Но сохранился бюст, на котором значится ее имя. Скульптор запечатлел молодую женщину в наброшенном на голову плаще, в знак того, что это матрона. В этом прекрасном лице нет ничего мистического, оно трогает глубоко человечным выражением сдержанной радости и ничем не нарушаемой безмятежностью.
В 440 году до н.э. Милет и Самос не поделили между собой город Приен. Перикл предложил враждующим сторонам прислать в Афины своих делегатов, однако правители Самоса ответили отказом. Афиняне стали готовиться к войне. Говорят, что Аспазия сопровождала Перикла во время этой кампании с множеством куртизанок, которые заработали большие деньги, ибо война продлилась девять месяцев, пока, наконец, Самос не сдался на милость победителю. Враги Перикла стали распространять слухи, что дело разрешилось бы мирно, если бы не вмешалась «милетская хищница с собачьими глазами, погубившая столько храбрых граждан и заставившая матерей проливать горючие слезы». Аспазию обвинили в сводничестве, развращении молодых девушек, что по афинским законам каралось смертью, а также в том, что она, потеряв былую красоту и пытаясь удержать Олимпийца, поставляла ему куртизанок, замужних женщин и юных афинянок.
Аспазия храбро предстала перед народным собранием. Сам Перикл выступил защитником возлюбленной, чье красноречие достигло небывалых высот. Слезы ручьем лились из глаз вождя, умолявшего оправдать Аспазию. «Он бы не пролил столько слез, – говорил Эсхил, – если бы речь шла о его собственной жизни».
Судьи потеряли дар речи. Они привыкли к слезам и даже сердились, если кто-нибудь пренебрегал этим смягчающим сердца средством, но никто из них не ожидал, что увидит перед собой плачущего Перикла, этого шестидесятилетнего государственного мужа, человека редкой выдержки, всегда невозмутимого и бесстрастного. Обвиняемая была оправдана.
Враги Перикла, враги демократии, то есть олигархи, которые заботились отнюдь не о вере в отеческих богов, торжествовали победу. Самое забавное, с ними в одном ряду оказались комические поэты во главе с Аристофаном, который своими нападками на Сократа создаст образ развратителя молодежи и приведет его к гибели.
Женщины не имели права голоса, чтобы выступать в свою защиту; на суд явился Перикл, против обыкновения, был крайне взволнован и, вероятно, менее красноречив, вообще было сложно прямо опровергать обвинения, по сути, опровергать философские воззрения своего учителя, возникли далеко нешуточные противоречия в миросозерцании греков, и он даже заплакал, не в силах защитить жену.
Вина Аспазии заключалась в том, что она читала книгу Анаксагора «О природе», вероятно, вела беседы на философские темы в кругу «свободнорожденных замужних женщин», посетительниц ее салона. Обвинения в безбожии и тут же в сводничестве, по сути, носили комический характер, но решение суда могло быть серьезно.
К счастью, суд (а это вообще произвольное число граждан, чаще из тех, кто не имел постоянной работы) оправдал Аспазию. Все закончилось, верно,
смехом афинян над Гермиппом; что же касается слез Перикла, они не унизили олимпийца, греки в выражении чувств были искренни, даже до слез.
В 413 году до н.э. разгорелась Пелопоннесская война между Спартой и Афинами. Войну ждали давно, но теперь, когда она разразилась, стали искать виновных. Гнев недовольных обрушился на Перикла. Женщины говорили, что война затеяна им в угоду Аспазии. Повторял эти вымыслы даже Аристофан, не любивший ни Перикла, ни его жену. Перикл потерял свою власть над народом.
Кровопролитная война еще продолжалась, когда на Афины обрушилось новое несчастье, – чума, угрожавшая уничтожить весь город. Ряды друзей Перикла и Аспазии заметно редели. Вслед за сестрой Олимпийца чума унесла в могилу двоих его сыновей от первого брака. Аспазия в трудную минуту была рядом.
Перикл выступил на народном собрании с предложением: признать законным сына, рожденного Аспазией. К тому времени народные симпатии вновь принадлежали Олимпийцу и его желание осуществилось, явившись равносильным утверждению его брака с иностранкой, в чьей нравственности никто уже не сомневался.
Но события последних лет расшатали здоровье Перикла, и он скончался в середине 426 года до н.э. Аспазия осталась одинокой, в стране, относившейся к ней после смерти Перикла далеко не дружелюбно. Она должна была иметь защитника и вышла замуж за Лизикла, бывшего когда-то ее учеником и ставшего полководцем. Через полтора года Аспазия, имевшая уже от Лизикла сына, вторично овдовела: ее муж погиб в одном из сражений. Тогда она вместе с сыном удалилась из Афин, где когда-то царила, и умерла и неизвестности.
Муромов И.А. 100 великих любовниц. – М.: Вече, 2002.