астафьев царь рыба нравственные проблемы
Все темы в одном произведении. Астафьев В. « Царь – рыба»
«Царь-рыба»- это сборник новелл, опубликованный в 1976 году. Главная тема: человек и природа. Через отношение человека к природе раскрывается сам человек, его пороки и добродетели. Всего в сборнике 12 рассказов, один из которых стал названием всей книги.
Размышления по поводу некоторых тем и проблем рассказа «Царь – рыба»
Тема: «Взаимоотношение человека с природой» Тот, кто живет в обнимку с природой, — добры душой и лучше. В. Астафьев. Человек — часть природы. Она дала ему всё и прежде всего — жизнь. Однако отношение к природе со стороны людей, общества в целом не всегда соответствует тому, каким оно должно быть. Природа истребляется, уничтожается, и недостаточно бывает способов её защиты со стороны государства до тех пор, пока каждый из нас в отдельности не поймёт, как же бережно нужно относиться к её величеству Природе. Проблема взаимоотношения человека и природы – одна из основных в рассказе В.Астафьева « Царь-рыба», конкретнее — проблема вреда браконьерства. Сколько их, браконьеров, по всей России, которые вырубают леса, ловят в период нереста рыбу, отстреливают птиц и животных. Это настоящая беда, и с ней надо бороться всем миром. Главный герой – Утробин Игнатьич, опытный рыбак, да и вообще хозяйственный мужчина. Многие в селе обращались к нему за помощью. Никому не отказывал. Но уже с первых страниц что-то настораживает в нём, а потом понимаешь что — неискренность. Нет в нём искреннего желания помочь, во всех действиях — желание выделиться, показать своё превосходство, значимость. Именно с ним и произошла история, которая буквально изменила жизнь Игнатьича. Он поймал огромную рыбу — удача для рыбака, а уж для браконьера — подавно. «Одной икры в ней ведра два будет»,- мечтает Игнатьич. И началась схватка — противоборство человека и природы. Автор показывает, как никто не хочет умирать – ни человек, ни рыба. Но человек всё же оказался сильнее — смертельно ранил рыбу, а рыба, а её лице — вся природа- гуманнее, как бы это ни звучало неестественно. Да, рыба словно пожалела Игнатьича, услышала его мольбы о помощи и уплыла — тихо умирать в одиночестве, освободив от пут сети героя. Гуманности учит это рассказ, бережному отношению к природе, пониманию, что она тоже живёт — по своим законам. И не нужно врываться в её жизнь, грубо, жестоко. «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже… — говорит Астафьев. — Мы внушаем себе будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только … почувствуешь ее космическую пространственность и величие». Величие природы, её естественность, красота — всё это поражает людей, заставляет задуматься над тем, как мы относимся к ней, да и вообще — каково наше место на этой земле. «Но когда же мы научимся не только брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?» Быть в гармонии с природой, не нарушать её законов, бережно относиться к ней — вот к чему призывает автор своим повествованием. Только тогда мы сможем сохранить природу и предать её в наследство последующим поколениям, чистую и прекрасную. |
Тема: «Нравственное опустошение, оскудение человеческой души» Проблема взаимоотношения человека с природой тесно связан с другой — опустошением души человеческой, когда деньги заслоняют всё перед глазами, человек идёт на преступление, занимается противозаконной деятельностью ради обогащения. А браконьерство — и есть такая деятельность. И уже пора очищать не только природу, но и душу человека, ведь «забылся в человеке человек». Теряет человеческое лицо Игнатьич, в погоне за деньгами черствеет его душа. Нет у него друзей, да и с братом он не ладит — не хочет делиться добычей. Так и в этом случае с рыбой — не желает он позвать брата на помощь, всю рыбу хочет присвоить себе. И чуть не поплатился жизнью из-за своей жадности. Быть человеком — к этому призывает автор, не забывать о нравственных ценностях, которые должны составлять основу личности. Эгоизм, жадность — всё это приводит к одиночеству, и ни о каком счастье здесь не может быть и речи. Потеря связи человека с природой — это шаг к душевному опустошению, потере связи с людьми. Нужно помнить об этом всегда! |
Тема: « Ответственность человека за свои действия и поступки»Часто ли человек задумывается над последствиями своих поступков. Кого-то оскорбил, унизил — и забыл, с кем-то поступил несправедливо — и снова забыл, не думая, что обязательно приходит время отвечать за всё содеянное на земле. Так уж устроена наша жизнь. Именно проблему ответственности человека за свои действия и поднимает автор в рассказе.Ответил Игрнаьич и за своё браконьерство — постоял, хоть немного, на краю гибели, между жизнью и смертью. Но и этого хватил герою, чтобы осознать, что неправильно он жил, не по нравственным законам. Хочется верить, что далее он уже станет другим человеком. «Всё плохое, что мы сделали, вернётся к нам обратно». Об этом предупреждает автор. Жить по-человечески – к этому необходимо стремиться каждому. Это единственный путь к тому, чтобы прожить счастливо, быть нужным на земле. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Памятник « Царь – рыба», вершина Слизневского утёса у реки Енисей. Пригород Красноярска, недалеко от деревни Овсянка, где жил и работал Астафьев. 2004 Скульптор Игорь Линевич-Яворский.
Урок «Нравственные проблемы в повествовании В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»
углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;
развитие речи учащихся;
совершенствование навыков выразительной речи;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие познавательных интересов;
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Видео – интервью с В.П.Астафьевым.
Видео «Иллюстрации «Царь-рыба»
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
Вступительная часть к уроку.
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».
Изучение нового материала.
Об истории создания «Повествования в рассказах «Царь-рыба».
Первое отдельное издание увидело свет в 1978 году, и в этом же году 19 октября за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П.Астафьеву присудили Государственную премию СССР.
Ребята, посмотрите внимательно видео-ролик к произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Просмотр видео-фильма «Иллюстрации к произведению В.Астафьева «Царь-рыба» художника С.Элояна.
— Как связан он с произведением? О чем этот сюжет»
— Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?
У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова. Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.
Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения. Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)
Главная тема «Повествования в рассказах» В.П.Астафьева – человек и природа, их единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его мнению, отношение человека к природе – показатель духовности.
Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
«Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» (В. П. Астафьев)
— Какими показаны человек и природа на страницах произведения «Царь-рыба»7
— В чем проявляется единство человека и природы?
Анализ повествования в рассказах «Царь-рыба»
1)Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения. Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».
— В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»? ( стр.59,60,61,63)
В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. В рассказе «Капля» автор размышляет о гармонии человека и природы, изображая первозданную природу Сибири, сцены рыбалки, размышляя о человеческой жизн.
2) Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». Стр.16, 18
Бойё по-эвенкийски «Друг». Природой назначено собаке- быть привязанной к человеку, быть его верным другом.
3 ) Работа с текстом главы «Дамка». ( А.)
— Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).
— Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?
На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.
Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.
Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает. » (стр.71)
— Отчего эти люди так одиноки?
— Назовите героев повествования.
Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.
— Что объединяет этих героев?
— Почему так много внимания уделял им?
— В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?
Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.
Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)
4) Работа с текстом главы «Поминки».
В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы «Поминки». (Сердитов В.) Краткий пересказ.
— Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?
Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».
— Как ведут себя люди после трагедии?
Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»
5) Работа над главой «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы.
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
— Кто его герой? (Стр.131-132)
— Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».
Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.
Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.
Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»
Чтение отрывка со слов : «…увидел и опешил» (стр.139)
— Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)
Радовался улову, боялся упустить.
«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.
Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.
Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
— Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?
— В чем заключается поединок?
В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.
Чтение отрывка из текста
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
Стеснение, стыд, неловкость
— А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.
А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»
— Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
Игнатьич вспомнил слова деда.
— Что понимает Игнатьич?
( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.
Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)
Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.
— Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
— Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?
Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”
Экологические и нравственные проблемы в повести В. Астафьева “Царь-рыба”
Тот, кто живет в обнимку с природой, –
добры душой и лучше.
В. Астафьев
Никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. Как сделать, чтобы преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Это проблема не только экологическая, но и нравственная.
В современном мире наблюдается несоответствие между гигантскими возможностям которые получает человек, вооруженный техникой, и нравственностью этого человека.
Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. “Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже… – говорит Астафьев. – Мы внушаем себе будто управляем
Писатель призывает к восстановлению природных богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации охотничьего и рыбного хозяйства страны: “Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать – миллионы, тонны, кубометры, киловатты, – но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?”
Писатель обеспокоен масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек уже начинает утрачивать свое человеческое достоинство. Нарушение законов об охоте приводит к нарушению нравственных законов, к деградации личности. “Оттого и страшусь, – замечает писатель, – когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что перестав бояться крови… незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и… глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”.
Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми – вот главная проблема, которая рассматривается в “Царь-рыбе”. Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям – детям, женщинам, старикам, животным, природе, наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты.
Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев – Акима и Гоги Герцева. Их спор – это столкновение потребительского бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа – кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать.
Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он “сам по себе и для себя жил”, то Акиму любой встреченный в тайге человек – свой. Между Герцевым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего.
Герцев отвечает ему: “Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!” На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему.
А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой.
Герой рассказа “Царь-рыба”, давшего название всей повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное – надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью “избыть вину, отмолить прощение”.
И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. “Прощенья, пощады ждешь? – спрашивает себя Игнатьич. – От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода. Прими… все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости”. Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича.
Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.
Виктор Астафьев всем своим творчеством утверждает, что только сильные нравственно, цельные духовно люди способны “удержать на своих плечах мир, устоять против его распада, разложения”.
Related posts:
Конспект урока литературы Нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нравственные проблемы в повествовании
в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба»
· углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
· раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;
· развитие речи учащихся;
· совершенствование навыков выразительной речи;
· развитие навыков анализа художественного произведения;
· развитие познавательных интересов;
· воспитание бережного отношения к природе;
· воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Видео – интервью с В.П.Астафьевым.
Видео «Иллюстрации «Царь-рыба»
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
I. Вступительная часть к уроку.
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».
II. Изучение нового материала.
1. Об истории создания «Повествования в рассказах «Царь-рыба».
Первое отдельное издание увидело свет в 1978 году, и в этом же году 19 октября за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П.Астафьеву присудили Государственную премию СССР.
2. Сообщение учащегося о жанре произведения или видеофильм.
Жанр произведения «Царь-рыба» автор определяет как повествование в рассказах. Оно включает 12 рассказов: «Бойе», «Капля», «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», «Летит чёрное», «Уха на Боганиде», «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах», «Нет мне ответа».
— Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?
У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова. Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.
Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения. Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Главная тема «Повествования в рассказах» В.П.Астафьева – человек и природа, их единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его мнению, отношение человека к природе – показатель духовности. « Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» (В. П. Астафьев)
Тема урока – « Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба».
— Каким образом показывает автор единство человека и природы?
— Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?
4. Анализ повествования в рассказах «Царь-рыба»
1)Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения. Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».
— В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»? ( стр.59,60,61,63)
В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности. В рассказе «Капля» автор размышляет о гармонии человека и природы.
2) Аналитическая беседа. Анализ отдельных глав «Повествования в рассказах»
1) Работа с текстом главы «Дамка».
— Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).
— Найдите описание посёлка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого посёлка и его жителях.
На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.
Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.
Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает. » (стр.71)
2) Неудивительно, что в такой среде процветает браконьерство. Истоки его – в жажде наживы, бездуховности.
В повествовании В.П.Астафьев создает образы браконьеров. Назовите их.
Что объединяет Командора, Грохотало, Дамку, Гогу Герцева, Утробина.?
— Что говорит В.Астафьев о браконьерах?
— Почему так много внимания уделял им?
— В чем проявляется позиция автора по отношению к «браконьерам»?
Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)
Это бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я».
3) Работа с текстом главы «Поминки».
В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы «Поминки».
— Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?
Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».
— Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но ненадолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)
Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»
4) Работа над главой «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы.
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
— Кто его герой? (Стр.131-132)
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
— Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».
-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)
— Почему не может наладить отношения с братом?
Игнатьич тоже желает смерти младшему брату Командору, не церемониться с ним. И одна из нравственных проблем, которую поднимает автор – это взаимоотношение между людьми.
Человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде.
— В чем смысл показа судьбы Игнатьича?
Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе. Писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»
— Что это за рыба такая, из-за которой Игнатьич не смог сохранить в себе человека?
Чтение отрывка со слов: «…увидел и опешил» (стр.139)
— Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)
Радовался улову, боялся упустить.
«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.
Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.
Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
— Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?
— В чем заключается поединок?
В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.
На поединок с этой рыбиной, рыбиной удивительной красоты, величины, с рыбиной, которая олицетворяет не осетра, сидящего на крючке, а что-то большее, решается Игнатьич. Игнатьич, который считал себя царем реки.
Чтение отрывка из текста
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
· «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
· Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
· Стеснение, стыд, неловкость
— А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.
А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»
— Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
Игнатьич вспомнил слова деда.
— Что понимает Игнатьич?
( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
· Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.
· Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
· Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.
Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
— Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть.
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния?
Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
— Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.
— Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки, дочери Командора, и гибель Утробина?
— Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?
Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:
«Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа».
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В книгах. В.П.Астафьева..”
ответить, как вы понимаете одну из строчек «Время…»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.