астор пьяццолла биография интересные факты
Astor Piazzolla
4 июля 1992 (71 год)
Аргентина
А́стор Пьяццо́лла (исп. Astor Piazzolla ; 11 марта 1921 — 4 июля 1992) — аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво (исп. tango nuevo ). Также известен как мастер игры на бандонеоне; свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).
Родился 11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата, в итальянской семье; его дед переселился из Трани в конце XIX века, а родители родились уже в Мар-дель-Плате.
Детство провёл с родителями в Нью-Йорке, где полюбил джаз. В 1921—1929 годах семья жила в Гринвич-Виллидж, затем его отец открыл ломбард и в 1930 году они поселились в Маленькой Италии. В том же году начал учиться игре на аккордеоне.
В 1953 году его симфония «Буэнос-Айрес» удостоена премии Фабиана Севицкого, а в 1954 году «Синфониета» номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса.
По окончании французского периода Пьяццолла создаёт два ансамбля: «Октет Буэнос-Айреса» и «Струнный оркестр». Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но широкое внимание к новому оригинальному стилю сопровождается также и волной безжалостной критики, из-за которой подвергся бойкоту со стороны аргентинских музыкальных фирм. В 1958 году распустил оба ансамбля и переехал в Нью-Йорк, где работал в качестве аранжировщика. Два года спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создаёт квинтет. В начале 1960-х годов приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев. В течение 1960-х годов даёт концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США.
В 1963 году завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение «Три симфонических движения», которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Пауля Клецки. В 1965 году сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям. Диск «Танго» выходит в том же году. В 1967 году в сотрудничестве с Орасио Феррером (исп. Horacio Ferrer ) написал оперетту «Мария из Буэнос-Айреса». Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя «Музыкального ансамбля Буэнос-Айреса», сочиняет пьесу «Тангасо», которая была исполнена оркестром во время турне по США. Во второй половине 1960-х годов написал «Танго шесть» для «Мелос-ансамбля» и «Милонгу в ре» для скрипача Сальваторе Аккардо, к этому же времени относится цикл «Времена года в Буэнос-Айресе».
В результате сотрудничества с Феррером Пьяццолла создаёт новый жанр — танго-песню. В 1969 году произведение «Баллада для безумца» завоёвывает всемирное признание. Этот, более коммерческий, жанр делает Пьяццоллу известным широкой публике в качестве выраженного представителя музыки Буэнос-Айреса, тогда как до этого времени аудитория композитора состояла в основном из узкого круга посвящённых. В 1970 году Пьяццолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создает ораторию «Молодой народ», премьера которой состоялась в Сарбруке.
В 1971 году Пьяццолла создал коллектив «Ансамбль девяти», с которым вскоре Муниципальный совет Буэнос-Айреса подписывает контракт на 2 года для проведения концертов в Аргентине и за рубежом. Коллектив имеет большой успех в странах Латинской Америки. В 1972 году состоялся концерт в Италии в Итало-американском институте, записано несколько программ для телевидения Италии. 17 августа 1972 году Пьяццолла начинает работать в театре «Колон», репетиции мешают музыканту принять предложение Бернардо Бертолуччи о создании музыки к кинофильму «Последнее танго в Париже». В августе 1972 года в Буэнос-Айресе состоялся «Перламутровый концерт».
В 1974 году записывает в Милане с Джерри Маллигеном альбом «Саммит» с оркестром итальянских музыкантов. В том же году создал одно из самых известных своих произведений — «Либертанго» («Танго свободы»).
В 1976 году написал музыку для фильма «В Сантьяго идёт дождь». В 1986 году вместе с Гэри Бёртоном записал «Сюиту для вибрафона и новый квинтет танго».
В последние годы Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда давал концерты со своим квинтетом. Выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке.
Во второй половине 1980-х годов совместно с Лало Шифриным и «Оркестром Святого Луки» записал «Концерт для аккордеона», «Три танго для аккордеона с оркестром» и «Сюиту Пунта-дель-Эсте»; с «Кронос-квартетом» — сюиту «Пять танго-сенсаций», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки.
Наследие
Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. Только за последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
В 1990 году Мстислав Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго», это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене театра «Колон» на концерте памяти Пьяццоллы в 1994 году.
В феврале 1993 года в Лос-Анджелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» 1992 года за произведение «Забвение» (Oblivion) в категории «лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших произведений Пьяццоллы.
Среди его учеников — Ришар Гальяно.
Дискография
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Астор пьяццолла биография интересные факты
Астор Пьяццолла
Пронзительная, чувственная мелодия «Либертанго» с грустными, почти тоскливыми нотками сменяется взрывными аккордами на грани приличия, сама жизнь звучит в потрясающей музыке, заставляя желать невозможного и верить в исполнение мечты. Это легендарное произведение Астора Пьяццоллы напоминает историю жизни композитора, революционную борьбу с закостенелыми предрассудками традиционного исполнения, жертвенность во имя цели и веру в грядущие перемены — его нуэво танго.
Краткую биографию Астора Пьяцоллы и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Пьяццоллы
11 марта 1921 года в семье потомственных эмигрантов Асунты Маннетти и Висенте Пьяццоллы родился сын, мальчика назвали Астор Панталеон Пьяццолла. Аргентинский курорт Мар дель Плато стал родиной будущего композитора. Именно там были посеяны первые семена ритмов танго в трепетную душу мальчика, любовь к зажигательной мелодии сопровождала Астора всю жизнь.
В поисках лучшей участи, Висенте вместе с женой и четырёхлетним сыном переезжает в Нью-Йорк, где семья устраивается в бедном районе Манхеттена, в окружении таких же эмигрантов из Италии. Подрастая, маленький Астор учится зарабатывать деньги, помогая в соседней синагоге и вслушиваясь в оригинальные напевы еврейской музыки, при этом успевает участвовать в полукриминальной жизни «маленькой Италии». От настоящих проблем с законом мальчика спасает отец: Висенте покупает восьмилетнему Астору первый в его жизни бандонеон, с которым тот уже не расстанется до конца жизни. Великая депрессия заставляет семью ненадолго вернуться в Аргентину, но отсутствие работы и общий упадок страны не оставляют выбора, Пьяццолла возвращаются в Америку.
Знаковая встреча в 1931 году с аргентинской легендой Карлосом Гарделем навсегда определила путь, которому последует Астор, национальный символ страны — Гардель сумел возвести народный танец в ранг настоящего искусства. Впечатление, которое произвёл великий артист на юного музыканта, помогло определить цель, собрало воедино разрозненные знания и доказало реальность воплощения дерзкой мечты. Мальчик влюбился в танго, не испытывая фанатичного поклонения своих земляков, отдалённость от Родины помогла ему избежать традиционного благоговения, позволяя смешивать стили, экспериментировать с направлениями, в попытках вывести танец на уровень академического исполнения. В семнадцатилетнем возрасте Пьяццолла возвращается в Аргентину, секстет Эльвино Вардаро с оригинальным исполнением танго, услышанный по радио, вдохновляет парня развивать музыкальную карьеру в качестве бандонеониста. Благодаря случаю он попадает в знаменитый на всю страну оркестр Анибала Тройло, что даёт ему возможность выступать в самых известных концертных залах Буэнос-Айреса и совершенствовать игру на бандонеоне, обучаясь у маэстро Тройло.
Биография Пьяццолла гласит, что получив финансовую стабильность, Астор женится на Деде Вольф, в браке появляются дети, Диана в 1943 году и Даниэль Уго в 1945. Годы работы в коллективе Тройло помогли композитору изучить досконально стиль аргентинского танго, но этого мало для требовательного ума, рамки традиционного исполнения мешают реализоваться. Встреча с Артуром Рубинштейном в 1940 году, которому Астор продемонстрировал свои произведения, привела к знакомству с аргентинским композитором Альберте Хинастере. Пьяццолла в течение 6 лет обучается у маэстро созданию композиции, всё глубже погружаясь в мир симфонической музыки и академического исполнения. В 1943 году он берёт дополнительные уроки игры на фортепиано, учителем стал Рауль Спивак, появляются первые классические произведения, положено начало первому этапу творчества – «традиционному».
Первые шаги навстречу судьбе
Новые знания Астор применяет в оркестре Тройло, создавая необычные аранжировки к привычному танго, показательный случай произошел на площадке футбольного клуба «Бока Хуниорс», где проводился очередной фестиваль танца. Исполнение оркестром Тройло традиционного танго «Inspiracion» в обработке Пьяццолла, произвело эффект разорвавшейся бомбы, танцоры и зрители разделились на два непримиримых лагеря, одни в гневе покинули площадку, другие подошли поближе послушать непривычную музыку. «Великое преобразование танго» началось, вместе с несколькими другими музыкантами Астор покидает оркестр Тройло, молодые люди создают свой коллектив «Франсиско Фиорентино и его оркестр». Осенью 1944 года записывают первые студийные произведения и выступают на публике, Пьяццолла активно включается в работу и в скором времени берёт на себя управление оркестром. Здесь он пытается реализовать своё видение исполнения танго, создаёт оригинальные аранжировки, используя сложные ритмы, необычные трактовки партий для различных инструментов и обязательное присутствие бандонеона. У коллектива музыкантов прогрессивные методы Пьяццолла вызывают негативные эмоции, обстановка накаляется и Астор вынужден покинуть оркестр для создания собственного ансамбля. Публика, десятилетиями воспитанная на танцевальном танго, не готова была принять новаторские идеи Пьяццолла, коллектив перебивался случайными заработками, и даже написание собственного танго «El Desbande» не спасало ситуации. Астор пишет музыку к фильмам, пытаясь заработать, всё больше разочаровывается в танго, и в 1949 году распускает коллектив, на долгие 10 лет забросив бандонеон и непокорный танец.
1953 год принёс музыканту долгожданную возможность восполнить провалы в образовании: Хинастера буквально заставил его участвовать в конкурсе молодых исполнителей, где Пьяццолла представил на суд жюри свой «Буэнос-Айрес». Произведение завоевало первый приз, и окрылённый автор исполнил его с симфоническим оркестром «Radio del Estado» под управлением Севицки и парой приглашенных бандонеонистов. Включение в академический оркестр простонародного инструмента шокировало публику, грозила повториться история с непринятым танго, но для Астора уже не имела значения обывательская косность. Уникальная манера исполнителя была признана профессиональным жюри, и в качестве дополнительного приза Пьяццолла досталась возможность обучаться композиции у знаменитого французского педагога Нади Буланже.
Летом 1954 года супруги Пьяццолла оказались в Европе, Астор с трепетом вспоминал знакомство с Надей, сравнивая её с агентом ФБР, она с удивительной проницательностью вытянула из музыканта все подробности личной жизни, карьеры и будущих планов. Необходимость выбирать одно из направлений отпала, Пьяццолла возвращается к бандонеону, пишет академическую музыку, в основе которой лежит аргентинское танго. Несколько произведений сочиняет ещё в Париже, делает студийные записи танго, в сопровождении струнного оркестра, во время записи ставит ногу на стул, закрепляя необычной позой свой, известный всему миру, сценический образ.
Бунтарский дух, как неизбежность победы
Уверенный в победе, окрылённый надеждой и с желанием реванша, в 1955 году композитор возвращается в Буэнос-Айрес, где создаёт «Octeto Buenos Aires» для воплощения своих идей. Астор приглашает в коллектив джазового гитариста Орасио Малвисино, совместная работа с которым станет характерной чертой во многих составах оркестров маэстро. Звучание электрической гитары в ритмах танго стало оригинальной находкой, Пьяццолла продолжает эксперименты с аранжировками, подвергаясь нещадной критике и раздражая традиционных исполнителей. Угрозы физической расправы, отказ студий от записи и истерия газет, вынуждают его в очередной раз покинуть Родину, в разгар 1958 года Пьяццолла покидают Буэнос-Айрес и устремляются в Америку, Астор собирает свой первый состав квинтета, пытается объединить танго и джаз. Музыкант заводит знакомства с известными джазовыми исполнителями из команд Гленна Миллера и Тома Дорси, сотрудничает с легендарным Диззи Гиллеспи, создаёт новые аранжировки и пытается покорить публику необычными интерпретациями танго. В очередной раз артиста постигает разочарование, он явно опережает время, Америка охвачена бибопом, сложные джазовые импровизации исключают мелодию, без которой немыслимо танго Пьяццолла. Поздней осенью 1959 умирает отец композитора Висенте Нонино, Астор создаёт памятную пьесу «Adios Nonino» и возвращается на Родину.
Долгожданный успех и признание публики
Личная драма и создание легендарного «Либертанго»
Нонет успешно гастролирует по странам Латинской Америки, снимается для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников. Пьяццолла возвращается к привычному квинтету, карьера Амелиты устремляется ввысь, Астор откровенно ревнует её к достижениям, в отношениях зреет разлад. Возвращение домой приносит хрупкую стабильность, Пьяццолла устраивается в столичный «Колон», где регулярно выступает с концертами, создаёт музыку к кинолентам «Предпоследний» и «Джин и Поль», выпускает диск «Популярная современная музыка Буэнос-Айреса». Летом 1972 года состоялся знаменитый «Перламутровый концерт», ставший легендой. Сложные отношения с Амелитой привели к расставанию и внезапному сердечному приступу, ненадолго приостановившему развитие творчества. Эмоции Астора опустошили душу, в попытках забыться, в 1973 году мужчина отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango». Там же знакомится с молодым коллективом «Conjunto Electronico», с которым экспериментирует над новыми возможностями электронной музыки.
Последние годы жизни
Согласно биографии Пьяцолла, в 1978 году Астор возвращается к своему любимому составу пятерки. Коллектив теперь востребован в странах Европы, Южной Америки, даёт концерты в Японии и США, зрители с удовольствием принимают оригинальную манеру исполнения, признавая в Пьяццолла автора новой концепции. Музыкальная элита приняла Астора в свои ряды, его общества ищут признанные легенды джаза и авторитетные классические звёзды, в честь легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича, в 1982 году Astor рождает «Великое танго» для фортепиано с виолончелью. В 1983 году произошло знаменательное событие, Пьяццолла выступил в Буэнос-Айресе со своей программой «нуэво танго», демонстрируя у себя на Родине своё революционное танго. Астор представил публике «Концерт для бандонеона с оркестром», где солировал под аккомпанемент классического коллектива под управлением Педро Калдороне, для этого мероприятия он возродил «Conjunto 9». Но полное признание земляков пришло в 1985 году, когда Астор Пьяццолла был назван почётным жителем Буэнос-Айреса, Аргентина склонилась перед талантом маэстро.
Закат жизни Пьяццолла прошел под неумолкаемые аплодисменты публики: постоянные гастроли, бесконечные концерты с мировыми звёздами джаза, престижная премия «Сезар», боевое крещение на Бродвейской сцене и студийная работа над старыми записями. В 1987 маэстро аплодировал Нью-Йорк, в центральном парке состоялось памятное концертное выступление. Город восхищался композитором, который вырос здесь, полюбил джаз и Баха, узнал горечь поражения и всё-так сумел добиться успеха. 1988 год принёс потрясение поклонникам творчества, Астор распустил свой квинтет, записав «La Camorra», что бы уже в начале следующего года создать свой последний коллектив «The New Tango Sextet». Вместе с обновлённым секстетом Пьяццолла демонстрирует достижения в театре «Колон», после чего отправляется на гастроли по США, Англии, Голландии и Германии. К концу года вновь распускает группу, и до конца жизни выступает соло, в сопровождении струнных квартетов и симфонических оркестров. Великого композитора не стало 4 июля 1992 года вследствие обширного инсульта, перенесённого за два года до этого, дерзкий бунтарь так и не смог преодолеть роковые последствия болезни.
Интересные факты о Пьяццолле
Музыка Пьяццоллы в кино
Музыка Астора Пьяццоллы всемирно известна: в современном кинематографе страстные мелодии маэстро звучат в огромном количестве картин. Только при жизни композитор написал более 50 произведений для кинолент, приведем в пример лишь наиболее известные фильмы.
Творчество Пьяццоллы – это постоянное внутреннее противоречие, революционные перемены и тяга к академическому исполнению, чувственные ритмы танго и классические симфонические сюиты, глубокая любовь к традициям и желание их изменить. Быть может, это и есть причина, по которой слушая бунтарское танго Астора Пьяццоллы, хочется грустить в одиночестве, страстно восхищаться музыкой и жить вопреки всему, как это делал El Gran Astor.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Музыка Астора Пьяццоллы
Пьяццолла: С музыкой не разводятся
Автор: Вениамин Сапожников
Как-то великий гитарист Карлос Сантана сказал: «Музыка – это баланс мужского начала и женского. Женщина – это мелодия, мужчина – это ритм. Моя задача отправить их в постель, где всё, чем они станут заниматься, будет естественным и нормальным».
Танго и Эрос
Всё вышесказанное почти в полной мере относится к танго.
Вот танго как раз об этом.
Пьяццолла, зная всё о магии танго, буквально жил им, и в результате именно он поднял этот жанр до уровня академической музыки.
Впрочем, обо всём по порядку.
Аргентинец
Астор Пьяццолла родился в 1921 году в Аргентине, в городке Мар дель Плата. Его предки были выходцами из Италии, перебравшимися в Южную Америку в конце XIX века. Когда мальчику было четыре года, его семья переехала в Нью-Йорк, в Нижний Манхэттен, район итальянских эмигрантов.
К счастью, судьба распорядилась по-другому – у нее, видимо, были другие планы в отношении этого мальчика. За 19 долларов (большие деньги по тем временам) Висенте Пьяццолла купил сыну подержанный бандонеон.
А бандонеон, господа, это вообще-то даже не аккордеон, а эдакая с виду гармошка, только с очень резким, ярким звуком. При этом на бандонеоне можно целый оркестр переиграть, вот в чем дело-то.
Маленький Астор увлекся и принялся увлечённо заниматься с учителем, которого нанял заботливый папа, и уже в 11 лет участвовал в концертах. Начал он осваивать и аккордеон с фортепиано.
Ему вновь повезло: игрой на фортепиано с Астором занимался ученик самого Рахманинова, Бела Вильда. Он, кстати, и привил мальчику любовь к музыке Баха.
В начале тридцатых Астор познакомился с Карлосом Гарделем. Тем самым великим Гарделем – то есть тем, кто считается одной из главных фигур в истории танго.
Отец танго
Позже выяснилось, что с женщиной танцевать всё-таки приятнее, нежели с мужчиной: ощущение «единства и борьбы противоположностей» тут куда острее, чем во всей философии Гегеля. Ко всему прочему танго можно ещё и петь.
Карлос Гардель как раз и прославился тем, что возвел танго в ранг высокого эстрадного искусства – недаром его до сих пор называют «отцом танго».
Что правда, то правда, танго до Гарделя и танго после него – это два разных вида искусства, две большие разницы, как говорят в Одессе.
Встреча с Гарделем определила всю дальнейшую жизнь Пьяццоллы. Познакомившись с мальчишкой, Карлос вначале заметил, что тот играет на аккордеоне как «какой-то галисиец», то есть из рук вон плохо. Так себе комплимент, в общем.
Астор из замечания Гарделя сумел сделать правильный вывод, научившись играть виртуозно – настолько, что Гардель даже пригласит его на эпизодическую роль в фильме «День, когда ты меня полюбишь».
Новатор
…В 1937-м Астор вернулся в Аргентину. Сначала болтался по ночным клубам и кабаре, где аккомпанировал танцорам танго, совершенствуя своё мастерство, потом начал брать уроки композиции. Спустя пару лет он попадёт в один из лучших ансамблей того времени, где играет гений бандонеона Анибал Тройло. Вскоре произойдет еще одно важное событие – он встретит свою первую любовь, Деде Волфф, на которой спустя несколько лет женится. У пары родится двое детей.
Казалось бы, жизнь вошла в спокойное русло – можно играть с профессионалами, оттачивая мастерство исполнения традиционного танго. Но Пьяццолла никогда не останавливался в поисках совершенства – и хотя его сотрудничество с Анибалом Тройло продлилось почти восемь лет, в один прекрасный день неугомонный бандонеонист поймёт, как ему тесно в рамках классического танго.
В 1946-м он создает собственный коллектив под названием «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр» или «Группа 1946», как их именовали поклонники. Музыка этой группы больше годится для слуха, нежели танцев.
В 1949-м он распускает оркестр, забрасывает бандонеон и зарабатывает на жизнь написанием музыки к фильмам. Ещё чуть-чуть и он бы превратился в одного из хороших исполнителей танго на бандонеоне, каких в мире несть числа.
Судьба, однако, вновь не дает ему шанс.
Надя Буланже
…Не успел Астор приземлиться в Париже, как Надя устроила ему форменный допрос, пристрастно расспросив обо всём: семье, детях, увлечениях, музыке.
Поняв, что перед ней человек выдающийся, она занималась с ним целых полтора года, заставляя его искать собственный стиль. Как-то глядя на свеженаписанный отрывок, Надя сказала: «Очень хорошо написано. Но вот тут я вижу Стравинского, тут — Бартока, тут — Равеля, Пьяццоллу нигде найти не могу».
И объяснила великовозрастному студенту, десять лет пытавшемуся уйти в серьёзную музыку, что именно танго и есть его жизнь и судьба, его единственное призвание.
«Завучиха» оказалась провидцем.
Танго навсегда
…Тут бы надо пояснить, что ХХ век вообще был веком реформаторов – в музыке, изобразительном искусстве, в литературе. Искусство экспериментировало, обогатив мировую культуру великими произведениями модернизма. Но если, скажем, Пикассо (или Кафка) перевернули всё с ног на голову, создав совсем иной тип искусства, то Пьяццолле повезло чуть больше, ибо у него все же была основа, традиция, которую оставалось довести до совершенства.
Вот этим он и занялся. Как-то он сказал о Наде Буланже:
«Надя научила меня верить в Астора Пьяццоллу, верить, что моя музыка не так плоха, как я думал. Я ведь часто думал, что я — ничто, потому что играю танго в кабаре, однако, у меня есть то, что называют стилем. Но это было скорее неким сортом внутренней свободы стыдливого исполнителя танго. Только благодаря Наде я внезапно освободился, и с этого момента понимал, какую музыку буду играть».
Убить танго
…Из Парижа в Буэнос-Айрес возвращается совсем другой человек – тот, кто больше не сомневается, кто знает, какую музыку должен писать. Кто наконец понимает, в чём его призвание – то есть, как любят писать искусствоведы, на родину вернулся «зрелый художник».
То есть тот самый неповторимый, узнаваемый с первых нот музыкальный стиль, гораздо более свободный, нежели традиционный. В нем, как ни странно это покажется, намного больше черт классической музыки и джаза.
Танго нуэво начинает формироваться в шестидесятые, и на своих концертах Пьяццолла предпочитает сам играть все сольные партии для бандонеона. На фотографиях того периода он всегда «в обнимку» со своим любимым инструментом.
К счастью, множество записей его концертов сохранилось.
Музыка сильнее порока
В 1966-м в его жизни наступает очередной вираж – он разводится с женой и тут же пускается во все тяжкие. Но ненадолго, музыка оказывается сильнее «порока». Вновь он работает как одержимый. Пройдёт несколько лет, и Пьяцолла познакомится с Амелитой Балтар, певицей, которая будет исполнять его музыку. У них начнётся головокружительный роман, продлившийся почти семь лет.
В 1973 году они окончательно расстались. Пьяццолла замкнулся в себе и впал в депрессию, какое-то время он не мог ни сочинять, ни играть. Но вновь, словно птица феникс, он возрождается из пепла: выпускает диск совместно с джазовым саксофонистом Джерри Маллиганом.
В 1976-м судьба опять делает ему подарок. Во время телеинтервью Пьяццолла знакомится с Лаурой Эскаладой, ставшей его второй женой.
Умер Пьццолла в 1992-м, в 71 год…
Послесловие
«LIBERTANGO», «ADIOS NONINO», «ВРЕМЕНА ГОДА В БУЭНОС-АЙРЕСЕ» и другие шедевры – визитная карточка Пьяццоллы, произведения, известные во всем мире.
Сам Пьяццолла как-то сказал:
«Музыка — больше, чем женщина: с женщиной можно развестись, а с музыкой — никогда. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».
Композиция «Adios Nonino» появилась в 1959-м. Во время гастролей Астор узнал о том, что умер его отец, Висенте Пьяццолла, которого в семье ласково называли «дедуля». Поэтому «Adios Nonino» так и переводится: «прощай, дедуля».
Сын композитора вспоминает, как Астор горевал по своему отцу, деду Даниэля Пьяцоллы:
«Отец попросил оставить его на несколько часов одного. Мы ушли на кухню. Сначала стояла полная тишина. А потом, через некоторое время, мы услышали, как отец играет на бандонеоне. Он играл грустную, очень грустную мелодию. Он сочинял «Adios Nonino».
В 1969-м на свет появились «Времена года в Буэнос-Айресе», концерт из четырёх частей – по количеству времён года. Все времена написаны, соответственно, в стиле танго, но с оттенком атмосферы любимого города, чьим гением места стал Пьяццолла и где веют «добрые ветра» (один из вариантов перевода названия «Buenos Aires») и где всюду слышно танго, а в воздухе разлит запах крепкого кофе.
…В 1997-м выходит фильм английского режиссёра Салли Поттер «Урок танго». В главных ролях снялись сама Салли и гениальный танцовщик Пабло Верон. Вот там как раз показано, что такое танго настоящее, истинное, а что – нет: в фильме звучит знаменитое «Libertango».
«Урок танго» стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понаблюдать, как из щелканья пальцев, каблуков, ритмичных шагов неожиданно рождается один из самых красивых танцев мира.
…Пьяццолла, конечно, гений, превративший танго в высокое искусство и оставивший нам в наследство сотни сочинений, благодарных учеников, бесконечную любовь и восхищение меломанов всей планеты. И не только меломанов.
И даже я, не будучи аргентинцем и слушая его музыку, чувствую, как всё во мне откликается, отзывается, становится созвучным его этим раздумчивым синкопам…
Ибо танго есть совершенство – даже находясь в тысячах километров от Буэнос-Айреса, ты переживаешь его энергетику, его чувственный призыв, его затаенную страсть.
Будто раздвигаются пространства, и ты сидишь в баре в темной улочке чужого города, вдыхая аромат кофе и танго.
Как сказал сам Пьяццолла:
«Вся моя жизнь – это грустное танго. Вовсе не оттого, что я грущу. Нет, я счастлив, я люблю вкусную еду, хорошее вино — я люблю жить! У моей музыки нет причин быть грустной, но она грустна просто потому, что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма».